Научная статья на тему 'Прием анаграммы в якутских загадках'

Прием анаграммы в якутских загадках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
325
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ЗАГАДКА / ПАРЕМИЯ / ДЕНОТАТ / ОТГАДКА / ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / ФОНЕТИЧЕСКИЙ КОД / КОДИРОВАНИЕ / АНАГРАММА / АНАГРАММАТИЧЕСКИЙ ПОВТОР / ЗВУК / КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО / TEXT / RIDDLE / PAROEMIA / DENOTATA / ANSWER / PHONETIC METHOD / PHONETIC CODE / ENCODING / ANAGRAM / ANAGRAMMATIC REPETITION / SOUND / KEY WORD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова В. В.

Осуществляется попытка выявить в якутских загадках самый интересный, на наш взгляд, фонетический код анаграмму, с помощью которого «шифруется» в тексте паремий денотат или имя отгадки. Так, результатом наших наблюдений оказалось то, что в словах-анаграммах и анаграмматических повторах неким образом формулируется смысл текста загадок. С этой точки зрения можно рассматривать анаграмму в качестве способа самоорганизации текста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of anagrams in Yakut riddles

The author tries to identify in Yakut riddles the most interesting phonetic code anagram which helps to hide denotata or answer in the text of paroemia. Thus it turned out that the meaning of the riddle is somehow stated in anagrams and anagrammatic repetitions. From this point of view the author considers anagram as the means of self-organization of the text

Текст научной работы на тему «Прием анаграммы в якутских загадках»

УДК [801.6:7.031] 4/9 В.В. Филиппова

ПРИЕМ АНАГРАММЫ В ЯКУТСКИХ ЗАГАДКАХ

Осуществляется попытка выявить в якутских загадках самый интересный, на наш взгляд, фонетический код - анаграмму, с помощью которого «шифруется» в тексте паремий денотат или имя отгадки. Так, результатом наших наблюдений оказалось то, что в словах-анаграммах и анаграмматических повторах неким образом формулируется смысл текста загадок. С этой точки зрения можно рассматривать анаграмму в качестве способа самоорганизации текста.

Ключевые словa: текст, загадка, паремия, денотат, отгадка, фонетический прием, фонетический код, кодирование, анаграмма, анаграмматический повтор, звук, ключевое слово.

ANAGRAMS - ARS MAGNA

Анаграмма (от греч. ома «над» и урацца «начертание, знак», то есть «над-знак», «сверх-знак») - способ формально-семантической организации текста, при котором повторы звуков и слогов (букв и их комбинаций) воспроизводят центральное в смысловом отношении слово данного текста; в некоторых случаях анаграмматические повторы концентрируются в одном из слов текста, включающего все элементы анаграммы [1].

Основателем теории анаграмм является Ф. Де Сос-сюр, который в своем исследовании «Труды по языкознанию» [2] рассматривал анаграмму как один из принципов составления древних индоевропейских текстов. Вяч. Вс. Иванов посвятил наблюдениям Ф. де Соссюра над анаграммой отдельное исследование в «Очерках по истории семиотики в СССР» [3]. Ученый определил, что осуществляемая анаграммой формально-семантическая связность превращает текст «в сложный знак, единый не только в означающей своей стороне, но и в означаемой» [3, с. 267]. Анаграммы в загадках рассматривает В.Н. Топоров в работе «Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Загадка как текст» [4].

В данной статье мы приведем тексты якутских загадок, в которых анаграмма является одним из способов кодирования денотата. Под денотатом понимается предмет, который загадывается. Так, например, денотатом известной якутской загадки «АЫгыр - аЫгыр даганы топ-пот баар YhY» является оhох печь.

Анаграмматический принцип кодирования денотата, по нашему предположению, является одним из самых частотных фонетических приемов в якутских загадках. Этот литературный прием в данной работе можно определить термином «самостоятельная», если анаграмма денотата находится в пределах одного ключевого слова паремии, и «контекстуальная», если анаграмма распространена по всему тексту. Примерами «самостоятельной» анаграммы денотата служат такие загадки:

ФИЛИППОВА Bapвapa Baсильевнa - аспирант ФЛФ ЯГУ E-mail: ЬагЬіе8З1008@таі1.ги

Анаграмма - великое искусство (лат.)

Эргэл-дьэргэл эккирии турарын ким да кыайан (булан) тутан ылбат YkY■ Говорят, как Эргэл-джэргэл Непоседа заскачет-запрыгает, так его никто удержать-поймать не может (дьэргэлгэн - мираж, марево) [5, с. 39].

Слово эргэл-дьэргэл - «крутящийся, искрящийся, мелькающий» [6], в котором закодирован денотат дьэргэлгэн, является ключевым, так как указывает и на семантическую сторону загадки: марево искрится, имеет свойство мелькать и рассеиваться в воздухе, поэтому в загадке его никто поймать не может.

«Самостоятельная» анаграмма содержится в текстах паремий:

Хахай тынырага хатаммат хахсаат салына баар YhY■ Говорят, есть нечто холодное скользкое, за что и львиные когти зацепиться не могут (тарьщ - наледь) [5, с. 63].

Таагылаах убака Yрэsи таннары устан икэр YкY■ Говорят, вниз по реке шелудивый жеребенок плывет (тарын - наледь) [5, с. 63].

В словах тынырах и таннары содержится точная анаграмма денотата тарын - наледь.

Приведем следующий пример:

Икки квЛYйэ икки ардыгар мунур харыйа охто сытар YkY■ Говорят, между двумя озёрами ель с обломанной вершиной лежит. Отгадка: харах, мурун - глаза, нос [5, с. 190].

Если глаза как парный орган загаданы с помощью устойчивой метафоры «озёра» с подсказкой числительного два, то второй денотат загадки отгадывается по принципу анаграммы мунур - мурун. Также можно указать на семантическую подсказку к денотату: по форме ель без верхушки напоминает нос человека.

Анаграмма основана не только на звуковой форме, но и на визуальной, так как в большинстве случаев анаграм-мируемое слово трудно найти на слух, тогда как письменный текст дает возможность для детального анализа анаграммы. Такой анализ можно произвести на основе загадок с «контекстуальной» анаграммой. Например:

Курун тыа икиттэн кугас тищ кулугураан тахсы-быт. Из сухостойного леса рыжая белка стремительно выскочила. Отгадка: кустук - радуга [5, с. 41].

Анализ данной загадки показал, что звуки имени отгадки кустук содержатся в нескольких словах, то есть осуществляется анаграмматический повтор звуков имени денотата. Семантическая сторона загадки такова, что в ключевых словах анаграммы, определяющих радугу как рыжую белку кугас тищ, кроется сравнение быстрых движений белки с резким появлением радуги на небе, а цвет «рыжий» - кугас указывает на основные цвета радуги - красный, оранжевый и желтый, которые сливаются в рыжий цвет. Таким образом, «контекстуальная» анаграмма денотата выражает смысл текста загадки.

Анаграмма всегда сопровождается другими текстовыми явлениями, художественно-изобразительными средствами, так или иначе указывающими на анаграм-мируемое слово. Например:

Айыы кыьАын былаата халлаацца халыйбыт YhY. Говорят, платок божьей дочери по небу растянулся. Отгадка: былыт - тучи, облака [5, с. 47].

Имя отгадки былыт - облако анаграмматически зашифровано в глаголе халыйбыт - растянулся. В тексте также имеется созвучие ключевого слова былаат платок и денотата, что является дополнительным указанием на отгадку.

«Контекстуальная» анаграмма содержится в следующей паремии:

Дьаацы атын кутуруга мантан квствр. Говорят, хвост верхоянской лошади отсюда виднеется. Отгадка: кустук - радуга [5, с. 41].

В этой загадке фонетическую подсказку можно назвать созвучием слов кустук и кутурук. Но при внимательном прочтении текста загадки в результате комбинации букв и слогов получается анаграмма.

Обобщая анализ материала, необходимо отметить основные положения исследования.

Анаграмматические повторы, если даже они и не являются самыми частотными в тексте, покрывают все его пространство и неоднократно воспроизводят полный звукобуквенный состав анаграммируемого слова; в предельном случае они концентрируются в одном из слов текста, включающего все элементы анаграммы. Кроме того, анаграмма всегда сопровождается другими текстовыми явлениями, так или иначе указывающими на анаграммируемое слово. В словах-анаграммах неким образом формулируется смысл текста. С этой точки зрения можно рассматривать анаграмму в качестве способа самоорганизации текста.

Фонетический и графический облик слов всегда играл важную роль в воздействии на эмоциональное восприятие читателя и слушателя. Такой необычный прием кодирования слов как анаграмма открывает чрезвычайно широкие художественные возможности.

Так, прием анаграммы и анаграмматического повтора придает тексту экспрессивность, углубляет восприятие, понимание и усвоение смысловой системы и структуры загадки в целом.

Л и т е р а т у р а

1. Большой энциклопедический словарь. М., 1997. - 1434 с.

2. Отрывки из тетрадей Ф. де Соссюра, содержащих записи об анаграммах // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977. - 695 с.

3. Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. -М.: Наука, 1976. - 303 с.

4. Топоров В. Н. Об анаграммах в загадках // Исследования в области балто-славянской духовой культуры: Загадка как текст. 2. - М.: Индрик, 1999. - С. 101-109.

5. Ойунская С.П. Саха таабырыннара / Якутские загадки. -Якутск, 1975. - 375 с.

6. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. - Т. 1-3. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 3858 стлб.

V.V Filippova

Method of anagrams in Yakut riddles

The author tries to identify in Yakut riddles the most interesting phonetic code - anagram - which helps to hide denotata or answer in the text of paroemia. Thus it turned out that the meaning of the riddle is somehow stated in anagrams and anagrammatic repetitions. From this point of view the author considers anagram as the means of self-organization of the text.

Key-words: text, riddle, paroemia, denotata, answer, phonetic method, phonetic code, encoding, anagram, anagrammatic repetition, sound, key word.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.