Научная статья на тему 'Образные характеристики концепта преступление в русских пословицах и поговорках'

Образные характеристики концепта преступление в русских пословицах и поговорках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
301
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОБРАЗ / ГРЕХ / ПОРОК / ИСКУШЕНИЕ / ИСКУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колесникова И. Е.

В статье исследуется образная мотивация концепта преступление на материале русских пословиц и поговорок, который тесно связан с образами греха, порока, искупления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образные характеристики концепта преступление в русских пословицах и поговорках»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

политология, философия, история: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.

5. Клименко Н. К., Пелипас В. О., Страмоусова С. А. Анализ современных средств автоматизации офисного делопроизводства // Молодой ученый. — 2016. — №9.4. — С. 23-25. — URL https://moluch.ru/archive/113/29358/

6. Обзор систем электронного документооборота. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www.ixbt.com/soft/sed.shtml

7. Проблемы формирования национальной системы делопроизводства в конце XVII — начале XVIII вв [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.historyabout.ru/study-9-1.html

8. Тарасова М. Е. СЭД: тогда мы идем к вам! // Секретарь-референт. — 2010. — № 4.[электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://profiz.ru/sr/4_2010/SED_togda_my_idem/

9. Чубова Е. П., Тевосян С. М. Особенности организации корпоративного делопроизводства // Молодой ученый. — 2016. — №28.1. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/archive/132/36794/

© Каргапольцева Т.В., 2018

УДК 81+340

И.Е. Колесникова

к. филол.н., ст. преподаватель КФ КрУ МВД России г. Симферополь, РФ E-mail: IraK07@mail.ru

ОБРАЗНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТА ПРЕСТУПЛЕНИЕ В РУССКИХ

ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Аннотация

В статье исследуется образная мотивация концепта преступление на материале русских пословиц и поговорок, который тесно связан с образами греха, порока, искупления.

Ключевые слова Преступление, образ, грех, порок, искушение, искупление.

Использование опыта русского народа в области права, зафиксированного в крылатых выражениях пословицах и поговорках, накопленных в течение многих веков, — важный элемент развития духовной культуры. Этот опыт используется в обыденной практике для оценки различных жизненных ситуаций.

Феномен права имеет множественную номинацию в языке. Но в концептологическом и лингвокультурном планах изучен еще недостаточно. Следует отметить, что правовые реалии на основе средств вторичной номинации всегда вызывали неподдельный интерес ученых (работы Байдавлетовой Л.Р. [1], Воркачева С.Г. [2], Колесниковой И.Е. [5], Степанова Ю.С. [10] и др.)

По мнению Лупарева Г.П., юридическими пословицами и поговорками «следует считать народные изречения, отражающие правовые явления прошлой и настоящей жизни общества, раскрывающие, комментирующие, оценивающие содержание любых правоотношений, а также статус и деяния их субъектов» [8].

Целью исследования является изучение концепта преступление в русской лингвокультуре.

Объектом исследования: концепт преступление, зафиксированный в средствах вторичной номинации.

В качестве предмета изучения выступают этнокультурные характеристики этой концептосферы в

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

русском языковом сознании.

Материалом исследования послужили данные, собранные военным переводчиком Илюстровым И.И., которые являются чуть ли не первым опытом систематизированного сбора материала, датированным 1885 годом.

Автор упомянутого словаря задался идей проследить, как русский народ в пословицах и поговорках выражает свой взгляд на те или иные правовые отношения, понимая их в обширном смысле этого слова. [3, с. 3]

Собранный материал систематизирован по идеографическому принципу, где Иллюстров И.И. выделил такие понятийные зоны пословиц и поговорок: относящиеся к закону вообще, относящиеся к государственному праву, относящиеся к уголовному праву, относящиеся к гражданскому праву, относящиеся судебной системе вообще.

Исследователи отмечают, что концептосфера «Право» обладает такой структурой: закон, справедливость, суд, правда, преступление, наказание, ложь, мораль, нравственность [1, с. 12-13]; [7, с. 31-33,]. Каждый аспект обладает определенными чертами социального и культурного развития народа, находящий отображение в пословицах и поговорках.

Составитель словаря тесно связывает преступление с виной, грехом, пороком [3, с. 18]. Согласно исследованиям Маковского М.М. [9, с. 98], понятие грех соотносится с действиями, способными навлечь беду, состоянием грешащего, наказанием: От греха не уйдешь, а от беды не унесешься; Грех да беда на кого не живет [3, с. 18].

Кроме того, понятие греха отсылает нас к образу библейского первородного греха, в соответствии с которым Не может человек безгрешны быть в свой век или От запада до востока нет человека без порока [3, с. 18].

Наклонность людей к преступлениям также объясняется запретностью и одновременно вожделенностью запретного плода, который нельзя вкушать: Грехи - любезны, доводят до бездны; Грех -сладок, человек - падок [3, с.19].

В то же время автор словаря констатирует, что «в делах уголовных всякий несет ответственность сам за себя» [3, с. 19]. А значит искупление - обратная сторона греха, чтобы «начать историю человека заново» [10, с. 913-914]: Кто в грехе, тот и в ответе; Чья душа в грехах, та и в ответе [3, с. 19].

Одновременно Иллюстров И.И. фиксирует, что в этносознании русского народа имеется разграничение между вменяемостью и невменяемостью, которая характеризуется юридическими и медицинскими критериями [6, с. 177-179]:

1) безумие: Дураку закон не писан [3, с. 19];

2) старческий возраст и болезнь: Старым и больным закон не лежит [3];

3) глухонемота: И глух, и нем - греха не вем [3, с. 19];

4) исполнение приказа: Твой приказ, так не мой ответ [3, с. 20];

5) нужда (принуждение, крайность): Нужда закон не знает, а через шагает [3, с. 20];

6) необходимая оборона: Нет греха - бодливому сломать рога [3, с. 20];

7) неведение, заблуждение или ошибка: Ошибку в фальшь не ставят; Невольный грех отпускается [3, с. 20].

В результате нашего исследования, мы можем сделать выводы о том, что образный компонент концепта преступление тесно связан с образами греха, порока, искупления. А сами юридические пословицы и поговорки - это народные изречения, которые отразили правовые события исторической жизни общества, подчеркивая их социально-духовную значимость и одновременно синтезируя правовое сознание русского народа.

Список использованной литературы:

1. Байдавлетова Л.Р. Концептосфера "Право - Закон - Преступление - Наказание - Милосердие" в русской языковой картине мира: автореф. на соиск. ученой степ. канд. филол. наук: 10.02.01 - русский язык. Стерлитамак, 2013. 24 с.

2. Воркачев С. Г. Правды ищи: идея справедливости в русской лингвокультуре: монография. Волгоград:

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

Парадигма, 2009. 190 с.

3. Илюстров И. И. Юридические пословицы и поговорки русского народа. М.: Типография Чичерина В.В. 85 с.

4. Исаева Ю. С. Репрезентация концептов «Закон» и «Справедливость» в немецких пословицах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. М., 2014, № 5 (691). С. 61-71.

5. Колесникова И.Е. Концептосферы правовых реалий: перспективы исследования // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития : сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 136-138.

6. Кузнецова Н.Ф., Тяжкова И.М. Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении. 2002 М.: Зерцало, 2002. 624 с.

7. Кушнир О.Н. Макроконцепты «Право / Закон» и «Мораль / Нравственность»: фигуры конфликта в поле взаимодействия / Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1 (12). С. 98-101.

8. Лупарев П.Г. Юридические пословицы и поговорки народов мира. М.: Норма, 2008. 624 с.

9. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный изд. Центр «ВЛАДОС». 1996. 416 с.

10. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2001. 990 с.

© Колесникова И.Е., 2018

УДК 81

Л.М. Топоева

Магистрант ФБГОУ ВО «Х ГУ им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, РФ E-mail: laracanz@yandex.ru Научный руководитель: Т.Г. Боргоякова Профессор, доктор филологических наук ФБГОУ ВО «Х ГУ им. Н.Ф. Катанова»

г. Абакан, РФ E-mail: tamarabee@mail.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА В УСТОЙЧИВЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ С КОМПОНЕНТОМ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ БЕЛЫЙ/ЧЕРНЫЙ В АНГЛИЙСКОМ И ХАКАССКОМ ЯЗЫКАХ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности использования цветоообозначений оппозитивной пары ахрономатических прилагательных white/ black, ах/хара для характеристики человека в английском и хакасском языках. Сравнивается цветовая концептуализация мира на основе анализа данных колоронимов в двух разных лингвокультурах.

Ключевые слова

Цвет, цветовая номинация, картина мира, white/ black, ах/хара, характеристика человека.

Актуальность изучения цветовой картины мира связана с ее важной ролью в понимании языкового освоения реальности в сознании человека. Первичная языковая номинация цвета возникла на основе визуальных наблюдений людей и установления их соответствующих ассоциативных связей с конкретными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.