Научная статья на тему 'Образные характеристики городской среды: сущность, механизмы формирования, Классификация'

Образные характеристики городской среды: сущность, механизмы формирования, Классификация Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1269
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ГОРОДА / МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ / СТРУКТУРА / КЛАССИФИКАЦИЯ / IMAGE OF THE CITY / MEANS OF FORMATION / STRUCTURE / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горелова Юлия Робертовна

Данная статья посвящена рассмотрению образа города как исследовательского конструкта. Автор обосновывает значимость рассмотрения образных характеристик городской среды на современном этапе, характеризует механизмы формирования образов среды, указывает на психологические основы формирования образа, раскрывает сущностные черты и эвристический потенциал категории «образ города» как исследовательского конструкта, показывает структуру образа и возможные варианты классификации образов среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Descriptive characteristics of urban environment: subject matter, means of formation, classification

The present article is dedicated to the analysis of the image of the city as an exploratory construct. The author gives reasons for the importance of the analysis of urban environment descriptive characteristics at the present-day period, describes means of formation of the images of the environment, indicates the psychological grounds for the image formation, reveals the essential features and heuristic potential of the category "the image of the city" as an exploratory construct, demonstrates the structure of the image and possible variants of classification of the images of the environment.

Текст научной работы на тему «Образные характеристики городской среды: сущность, механизмы формирования, Классификация»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

*

5. Разлогов, К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К. Э. Разлогов. — М. : РОССПЭН, 2010. — 287 с.

6. Ромм, М. Беседы о кинорежиссуре / М. Ромм. — М., 1975. - 276 с.

7. Виноградов, В. Борьба за стиль / В. М. Виноградов. — М., 1937. — 245 с.

8. Разлогов, К. Э. Искусство экрана: проблемы выразительности / К. Э. Разлогов. — М. : Искусство, 1982. — 156 с.

9. Эйзенштейн, С. Монтаж / С. Эйзенштейн ; сост. Клейман Н. И. — М. : Музей кино, Эйзенштейн-центр, 2004. — 264 с.

ХИЛЬКО Николай Фёдорович, доктор педагогических наук, доцент (Россия), профессор кафедры кино-, фото-, видеотворчества.

Адрес для переписки: 644077, г. Омск, пр. Мира, 55а.

Статья поступила в редакцию 01.03.2012 г.

© Н. Ф. Хилько

УДК т.33456 Ю. Р. ГОРЕЛОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОБРАЗНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ___________________________________________

Данная статья посвящена рассмотрению образа города как исследовательского конструкта. Автор обосновывает значимость рассмотрения образных характеристик городской среды на современном этапе, характеризует механизмы формирования образов среды, указывает на психологические основы формирования образа, раскрывает сущностные черты и эвристический потенциал категории «образ города» как исследовательского конструкта, показывает структуру образа и возможные варианты классификации образов среды.

Ключевые слова: образ города, механизмы формирования, структура, классификация.

Значимость исследования образных характеристик культуры города определяется особой ролью данного социокультурного феномена на современном этапе развития человеческой цивилизации. Города являются культурной основой современной цивилизации, точками наиболее активного роста и преображения культуры. Новые социокультурные реалии XXI в. существенным образом изменили образные характеристики городского пространства, что выразилось не только в существенных изменениях визуального облика городов, связанного со значительным преобразованием архитектурноландшафтной составляющей, но изменилось и восприятие города самими жителями.

Гуманитарные исследования последних лет привели ученых к выводу о том, что основная цель изучения и реконструкции историко-культурной среды современных городов заключается, прежде всего, в необходимости освоения населением высокого культурного потенциала Места. Значимость исследования пространственно-образных характеристик городской среды определяется еще и тем, что в современных больших городах в силу масштабов городской среды изменился характер её восприятия, понимания и оценки. Человек вынужден «собирать» образ из элементов пестрой мозаики, разбросанных не только в пространстве, но и во времени. Перенасыщенная и недоступная одномоментному вос-

приятию визуальная среда современного крупного города начинает восприниматься как пустота, тем самым усложняется задача формирования единого и устойчивого образа Места. В настоящее время наблюдается возросший интерес со стороны общества и власти к проблеме культурной идентичности, формирование которой необходимо предполагает освоение целостного образа территории и включение индивида в знаково-коммуникативное пространство культуры.

Образ — способ взаимодействия человека и мира, посредник между сознанием человека и внешней реальностью. Образы с одной стороны, создаются самим человеком, с другой стороны формируют его восприятие окружающей реальности. Воспринимая предмет или явление, человек всегда соотносит результаты своего непосредственного восприятия со всей совокупностью собственного социокультурного опыта (установками определенной культуры, социума, стереотипами сознания, результатами восприятия других людей, запечатленных в литературных художественных, либо научных текстах, в изобразительном искусстве, транслируемых через СМИ и т.д.). Исходя из собственного опыта и определенной ситуации, человек отбирает, организует и наделяет значением то, что видит. Будучи сформированным, образ начинает ограничивать круг воспринимаемого, что-то подчеркивать, что-то ретуширо-

вать. В результате образы одних и тех же предметов и явлений могут существенно различаться в разных социокультурных средах и в разных ситуациях.

При этом следует помнить, что существуют как образы восприятия, так и образы воспоминания и воображения. Все эти типы образов дополняют и уточняют друг друга. Поэтому в ходе исследования допустимо обращение ко всем из вышеперечисленных категорий. При этом разные методы исследования способны выявлять различные временные формы образов. Так, анкеты и кабинетные интервью выявляют образы воспоминания и воображения. Образ непосредственного восприятия можно снять только когда процесс выявления субъективных представлений о пространстве происходит в нем самом. Образы города, рождающиеся в процессе моделирования городской среды архитекторами и дизайнерами, также следует относить к образам воображения. В художественных образах (например, в городском пейзаже) чаще всего сливаются образы воспоминания и воображения.

Образ, в каком-то смысле, является визуальной декларацией действительности. С одной стороны, он всегда основывается на реальных явлениях, вещах и событиях. С другой стороны, образ показывает не столько то, как это событие (явление, человек, вещь) существует в действительности, сколько то, как оно отразилось в сознании конкретного человека, социальной группы, народа или даже всего человечества.

Формирование образа города, с одной стороны, выступает необходимой предпосылкой успешности коммуникативного процесса между человеком и окружающей его городской средой, с другой — является результатом этого процесса. На формирование образа всегда имеют влияние такие факторы, как «Место», «Время» и «Ситуация». Причем важен как объективный характер ситуации, так и субъективный способ ее прочтения и интерпретации. Ситуации очень часто могут диктовать стереотипный способ восприятия и поведения. Если понятие ситуации характеризует деятельностный аспект среды, то понятие «Места» характеризует пространственный аспект. При этом «Место» нельзя свести только к пространственным характеристикам. Любое место — всегда пространство деятельности, а деятельность всегда предполагает смысл, так что «Место» — это пространство, наполненное смыслом (смыслами). Смыслы, которыми человеческое сознание наделяет те или иные места, могут быть как индивидуальные, так и общепризнанные, закрепленные в культуре. При этом следует учитывать, что разделение этих параметров возможно только в теоретическом пространстве исследования, в реальности они нераздельны. В повседневном восприятии образ Места и Ситуации находятся в постоянном взаимодействии и создают контекст восприятия того или иного фрагмента городской среды. Особо ярко данная тенденция проявляется в восприятии достопримечательностей, когда исторический, культурный и социальный контекст сливаются с конкретным пространством, образуя гармоничную целостность.

Использование категории «образ» для анализа городской среды позволяет исследователям актуализировать те или иные аспекты и характеристики среды. Во-первых, посредствам категории «образ» возможно соединение мира материальных вещей и явлений с миром идей и сущностей. Образ города необходимо опирается на особенности конкретной предметно-пространственной среды, включающей

в себя, прежде всего, архитектурно-планировочную и природно-ландшафтную составляющие. С другой стороны, образ города выступает как рефлексия личностей и сообществ, населяющих данное пространство. На основе систематизации и упорядочивания разрозненных ощущений и переживаний происходит формирование целостного объемного представления, закрепленного посредствам речевых, либо изобразительных средств. Во-вторых, образ выступает закономерным результатом само-рефлексии, переживания себя в окружающем мире. В-третьих, категория «образ» позволяет высветить культурную обусловленность моделей восприятия окружающего пространства. При формировании образа происходит соотнесение внешне воспринимаемой картинки (облика города) с системой уже существующих в сознании человека культурно и социально обусловленных стереотипов восприятия и мышления.

Процесс формирования образа всегда связан с концентрацией, сгущением определенных представлений. На этом основании «образ» помогает воспроизводить мир не только со стороны «явления», но со стороны «сущности», сохраняя при этом, в отличии от «научного понятия», богатство и полноту, свойственную чувственно-эмоциональному восприятию действительности. Образ представляет собой систему наиболее ярких и мощных по выразительности знаков, символов, представлений и характеристик, отражающих сущностные черты чего-либо (в частности города).

По мнению современных исследователей [1, с. 103], в структуре самого образа можно различить его ядро и оболочки. Ядро включает наиболее важные и устойчивые знаки и символы, характеризующие образ. Оболочки — система концентрических колец вокруг ядра. Первый уровень — периферия образа — достаточно значимые, но менее устойчивые знаки и символы; второй уровень — ближняя периферия — знаки и символы потенциально важные, но слабо используемые; третий уровень дальняя периферия — знаки и символы, возможные в характеристике образа, но их значимость пока не ясна.

Д. Н. Замятиным предлагается структура базовой модели идеального географического образа [1, с. 102— 103], которая может быть применена и к образу города. Первый основной блок включает базовые качественные характеристики; второй — совокупность ключевых метафор Места, основанных на объективных характеристиках места, третий блок — метафоры, взятые из научных и художественных текстов, четвертый — блок синтеза, что в данном случае предполагает выбор ключевых знаков и символов, определение дополнительных знаков и символов, работающих на повышение выразительных свойств основных.

Образы (в частности образы города) можно классифицировать по различным основаниям.

1. Классификация по источникам происхождения образов.

1.1. Образы создаваемые и реконструируемые СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, Шете^. Данная группа образов обладает такими характеристиками как: несложная структура, высокая целенаправленность, использование распространенных стереотипов, высокий уровень изменчивости (нестабильность).

1.2. Образы, создаваемые в художественных текстах, в том числе образы реализуемые в литера-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

*

турных художественных текстах (прозе, поэзии), в изобразительном искусстве (живопись, графика...) и художественной фотографии, в музыке, театре, кино- и видеотворчестве.

Структура данных образов сложна. Художественные образы оказывают значительное влияние на формирование субъективного восприятия отдельных городских пространств и города в целом. На разные категории населения влияние этого образа проявляется в разной степени. Образы обладают особой яркостью, насыщенностью, способностью оказывать сильное эмоциональное воздействие. В данных образах параллельно с чертами реальных пространств переплетаются черты пространств вымышленных, рожденных творческой фантазией авторов. Духовное осмысление бытия Места, формирование его целостного образа и трансляция этого образа в массовое общественное сознание горожан, преимущественно задача творческой интеллигенции. Художественное восприятие предполагает отсутствие автоматизма, свойственного повседневному восприятию города. Художественное видение — это особый, более тонкий взгляд, который в силу высвечивания отдельных деталей, особой колористки и других художественных приемов дает возможность по-новому увидеть в каком-то смысле приевшиеся или по, крайней мере, давно знакомые объекты и фрагменты городской среды. В данном случае следует согласиться с мнением Н. П. Анциферова о том, что «..для понимания души города мало своих личных впечатлений, как бы ни были они пережиты правдиво и сильно. Необходимо воспользоваться опытом других, живших и до нас, знавших город в прошлом...Отражение города в душах наших художников слова не случайно, здесь нет творческого произвола ярко выраженных индивидуальностей. За всеми этими впечатлениями чувствуется определенная последовательность, можно сказать закономерность» [2, с. 38 — 39]. Художественному восприятию «доступно целостное виденье города, которое может привести к уяснению его идеи. Художник-мыслитель может найти логос города и передать его в художественной форме» [2, с. 46] . Восприятие каждого художника своеобразно и уникально, однако даже здесь можно попытаться выделить область схожих значений, например — любимых мест и ракурсов, определенных сюжетов и нюансов городской жизни.

Важно также осознавать, что произведения искусства являются даже не столько отражением самой действительности, сколько продуктом представлений о ней конкретных людей — художников, поэтов и др. Художественные образы сохраняют известную автономию от своих прообразов — тех реальных пространств и объектов, которые послужили материалом для художника и писателя. Пространственные образы среды формируются по законам художественного творчества, выражаются посред-ствам специальных художественных приемов, методов и форм, и посредствам особых изобразительных или словесных кодов хранятся и транслируются в культуре. Художественные образы, в отличие от образов обыденного сознания, легко отчуждаются от своего создателя и хорошо транслируются. Однако во многом влияние художественных образов пространства на массовое сознание зависит от развития художественной жизни в обществе и специфики реализации культурной политики на определенном этапе.

1.3. Образы, реализуемые в научных, научно-публицистических и учебных текстах. Такие образы,

как правило, четко очерчены и структурированы в соответствии с позицией автора и целями и функциями конкретного издания. По мнению Д. Н. Замятина, можно выделить несколько основных стратегий создания культурно-географических образов (шире образов пространств. — Ю. Г.) в результате интеллектуальной деятельности. Стратегия первая — когда исследователь сам создает образы территорий силой своих интеллектуальных усилий. «Первая стратегическая позиция определяет исследователя как машину по производству образов. Находясь на конкретной территории, исследователь работает преимущественно с полем собственного сознания. в рамках которого создаются специфические знаки, символы, стереотипы, сочетания образов. Интерпретация в этом случае преобладает над репрезентацией» [1, с. 302]. Вторая стратегия — образная активизация реальности путем различных социологических опросов, анкетирования, интервью. Репрезентация выступает на первый план. Третья стратегия — исследователь работает с уже готовыми, так или иначе проявленными репрезентированными и интерпретированными образными системами.

2. Классификация по содержательно-генетическому признаку (этот вариант учитывает содержательное происхождение либо образа в целом, либо отдельных его элементов).

2.1. Образы, ядро которых составляют ландшафтно-географические знаки и символы. Например, Омск — город на слиянии рек; город-сад; равнинностепной город.

2.2. Образы, центрованные вокруг культурного героя Места (личности, связанной со значимыми историческими и культурными процессами и событиями как реальными, так и мифическими). Например, в случае с Омском к таким культурным героям можно отнести И. Д. Бухгольца, Ф. М. Достоевского, М. А. Врубеля, А. В. Колчака и др.

2.3. Образы, основой которых является значимое событие, факт социально-экономической, политической или художественной жизни страны (региона) или значимая характеристика данного пространства в масштабах страны (региона). Например, Омск — столица России (при Колчаке), Омск — город-мил-лионник, город с развитой нефтехимической и оборонной промышленностью и др.

3. Классификация по целевой аудитории.

3.1. Образы для «внешнего пользования» — известные за пределами города, региона, страны (образ Омска в общероссийском и мировом пространстве).

3.2. Образы для «внутреннего пользования» — распространены в ареале объекта (образ Омска для омичей).

4. Классификация по масштабу отраженных в образах объектов (образы цивилизаций, стран, регионов, городов, районов городов, кварталов, дворов, зданий).

5. Классификация по историко-хронологическому принципу (образы одного и того же Места в разные исторические эпохи и периоды во взаимосвязи с историческим контекстом).

6. Позиционная классификация (в соответствии с позицией создателя, ретранслятора образа).

6.1. Образ объекта, создаваемый представителями источника-носителя образа (образ Омска, создаваемый омичами).

6.2. Образ объекта, создаваемый людьми, не относящимися к источнику-носителю образа (напри-

мер, образ Омска, создаваемый жителями других городов России и иностранцами).

Критерий длительности проживания в городе традиционно является значимым, так как образ города в сознании человека формируется постепенно. Визуально воспринимаемый облик объектов складывается в некоторую систему на протяжении какого-то промежутка времени. На этом основано вычленение таких групп, как жители города и иногородние. Восприятие туриста и жителя города будут определенно различаться, что не означает, что образ приезжего менее верен или, наоборот, образ города в сознании жителей искажен в силу «замыленно-сти» взгляда. Просто необходимо различать данные модификации образа города.

Говоря об омичах как об отдельной группе, необходимо сделать целый ряд уточнений и замечаний. В рамках данной широкой категории можно выделить несколько групп, образы которых могут существенно различаться. Первая группа — это профессионалы — создатели среды (архитекторы, дизайнеры). Вторая группа — создатели художественного образа — художники, поэты, писатели. Третья группа — профессиональные ценители и критики (это искусствоведы, музейщики, преподаватели соответствующих специальностей вузов, причем в том числе и художники, скульпторы, способные конструировать и осуществлять профессиональную критику образов, рожденных творческими практиками архитекторов, а кроме того историки, краеведы, филологи — профессиональные знания которых позволяют вычленять образные характеристики среды из художественных и литературных текстов, анализировать, вводить в научный и широкий оборот, делать фактами гласности и таким образом корректировать существующие образы среды). Четвертая группа — представители власти — создатели и трансляторы официального образа. Последняя группа — это основная масса горожан, которые в большей степени являются потребителями образов, созданных представителями перечисленных выше групп.

Характеризуя особенности профессионального восприятия архитекторов следует отметить, что активная позиция профессионала проявляется, прежде всего, в анализе, который идет глубже уровня «нравится — не нравится», хотя и этот уровень присущ архитекторам, которые одновременно являются не только творцами, но и потребителями. Архитектор как человек, профессионально работающий с объемом и формой, прежде всего, видит объектнопространственные характеристики города, а фактор ситуации часто упускается им из вида, тогда как, например, историк-краевед, прежде всего, видит фактор ситуации, а форма его интересует в меньшей степени.

Основная масса горожан взаимодействует с городом непосредственно в процессе жизни и деятельности и, скорее редко, чем часто, позволяют себе созерцательное и оценочное отношение к той среде, которая их окружает. Жизненная значимость тех или иных мест для большинства людей является стержнем, на который нанизываются все остальные характеристики среды. Повседневный образ города особенно труден для выявления, так как чаще всего не осмыслен и специально не закреплен.

Наиболее освоенная часть городского пространства — непосредственное окружение жилья и территория в границах ежедневно прокладываемых маршрутов являются территорией воспринимаю-

щейся автоматически. Однако утрату (изменение) данной территории люди воспринимают наиболее болезненно. Центр города — общее для всех пространство. Представление об этой части города менее детально, но в целом знакомо всем. Центр традиционно является своеобразным эталоном оценки иных территорий города. При этом у жителей центра оценка окраин чаще всего негативна. Жители периферийных районов, признавая недостатки окраин как таковых по сравнению с центром, как правило, по поводу района своего проживания утверждают, что конкретно их район «не так уж плох» в сравнении с другими окраинами. Представление жителя периферийных районов о городских окраинах значительно богаче, чем представление жителя центра, более очевидна связь между периферийными районами.

Представители властных структур и администрации играют значительную роль как в оценке существующей среды, так и в формировании ее новых качеств посредствам заказа на определенный стиль. Создаваемый представителями власти официальный образ — это модификация коллективного образа города. Этот образ несет в себе черты художественного образа, иногда может поддерживать существующие в массовом сознании стереотипы восприятия среды, наполнен символической составляющей. Выбор мест и объектов, входящих в официальный образ далеко не случаен. Все они имеют определенное значение в масштабах данного города и в соответствии с социокультурными стереотипами определенного времени. Принципиальное качество официального образа — его быстрая реакция на изменения политического и идеологического курса. На всех этапах развития города официальный образ прирастает новыми и новыми объектами, параллельно те места и объекты, которые утрачивают свою идеологическую значимость, так же легко исключаются, исчезают. Официальный образ акцентирует внимание лишь на позитивных чертах и намеренно обходит вниманием негативные. Географически официальный образ охватывает преимущественно центральный район в силу сосредоточения в нем административной, культурной и деловой жизни города. В структуре официального образа большую роль играют достопримечательности, в связи с чем можно признать, что он архитектурен. При этом окружение данных объектов, подчас имеющее значительное влияние на их восприятие, уже выходит за границы официального образа.

Библиографический список

1. Замятин, Д. Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов / Д. Н. Замятин. — М. : Знак, 2006. — 485 с.

2. Анциферов, Н. П. Душа Петербурга / Н. Анциферов. — Пг., 1922. — 226 с.

ГОРЕЛОВА Юлия Робертовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Управление и ресурсное обеспечение социально-культурной деятельности», старший научный сотрудник сектора социально-культурных аспектов урбанизации Сибирского филиала Российского института культурологии.

Адрес для переписки: GorelovaJ@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.03.2012 г.

© Ю. Р. Горелова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.