УДК 94(47) + 37 л. П. ЗАМЯТИН ч
Омский государственный педагогический университет
«ОБРАЗ ГОРОДА» КАК КАТЕГОРИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
Данная работа посвящена анализу исследования категории «образ города» в различных науках. Выделены особенности исследовательских подходов специалистов разных научных дисциплин к этому понятию. Результаты исследования могут быть использованы как методологическая основа конкретноисторического исследования, посвящённого образам городов.
Ключевые слова: образ города, методология, конкретно-историческое исследование.
В настоящее время слово «город» означает нечто большее, чем просто населённый пункт. Это понятие многослойно и включает в себя такие аспекты, как фундамент цивилизации; место образования современной городской культуры; центр власти, распространяющийся на окрестные территории; уникальное собрание памятников архитектуры и др. Город многогранен. Специалисты разных научных областей исследуют его для достижения целей поставленных перед ними наукой. В отдельную отрасль исследования можно объединить работы, посвящённые изучению образа города. Большая часть таких трудов написана в рамках разных предметных областей: культурной географии, филологии, культурологии, истории архитектуры, искусствоведения. Современный этап развития научного знания характеризуется междисциплинарным (интердисциплинарным) подходом.
Цель данной статьи — обобщить подходы к интерпретации исследовательской категории «образ города» и предложить свой вариант его употребления в контексте конкретно-исторического исследования «Конструирование властью образа города Новосибирска в 1945— 1992 гг.».
Источниковой базой для настоящего исследования стали статьи, монографии и диссертации, оперирующие исследовательской категорией «образ города».
История и теория градостроительства
Одним из первых исследователей по изучению образа города стал К. Линч. Его работа была издана в США в 1960 г. Актуализируя тему своего исследования, автор пишет: «Всё воспринимается не само по себе, а в отношении к окружению, к связанным с ним цепочкам событий, к памяти о прежнем опыте... У всякого горожанина есть свои ассоциации, связанные с какой-либо частью города, и этот персональный образ пронизан воспоминаниями и значениями» [1, с. 15].
Как утверждал К. Линч, общественный образ города создаётся наложением одного на другой множества индивидуальных. Однако не исключена возможность возникновения ряда общественных образов, каждый из которых вырабатывается значительной группой горожан [1, с. 50].
Метод К. Линча можно условно назвать «топографическим». Результатом исследования является вы-
явление содержания образа города, которое сводится к пяти элементам: пути (коммуникации, вдоль которых наблюдатель может перемещаться постоянно), границы (линейные элементы окружения, которые не рассматриваются в качестве путей), районы (части города, представленные как двухмерная протяжённость), узлы (места, куда наблюдатель может свободно попасть) и ориентиры (точечные ориентиры, в которые наблюдатель не вступает).
Методика К. Линча может быть применена только к городу «сегодня», так как строится из сочетания двух техник: выборочного интервьюирования горожан, с целью выявления свойственного им образа и систематического исследования образа у подготовленного наблюдателя в процессе полевого исследования. Данный подход исследования может помочь в выявлении содержания градостроительного образа современного исследователю города, но окажется весьма спорным применительно к исторической ретроспективе.
В диссертации по истории архитектуры О. А. Ивановой рассматривается одна из составляющих образа города — архитектурно-художественный образ городов-столиц государств. Исследователь рассматривает его на примере Астаны. Целью её работы было выявить закономерности и специфические особенности формирования архитектурного образа города-столицы государства в семантическом аспекте на примере Астаны [2, с. 5].
Мы согласны с исследовательницей в том, что городские объекты, формирующие архитектуру столичного города, создают архитектурно-художественный образ, представляющий собой сложную информативно-знаковую систему [2, с. 3]. Архитектурный образ среды города-столицы государства воспринимается как система зрительно воспринимаемых знаков, формирующих в сознании человека смысловую модель отражения архитектурной среды. Автором разделены знаки столичной семантики по композиционному качеству и характеру подачи информации: знак-форма, знак-функция, знак-символ, знак-цвет, знак-масштаб [2, с. 7].
Иванова О. А. на основе графоаналитических схем и сравнительного анализа выделяет особенности семантического облика городов, наделённых властными функциями.
Исследователи, работающие в русле истории и теории градостроительства, уделяют внимание
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
архитектурным особенностям, расположению зданий, планировке города и их отражению в сознании человека. В рамках нашего конкретно-исторического исследования, посвящённого образу Новосибирска, возможно рассмотрение с архитектурной точки зрения культурных символов и ансамблей; анализ развитости инфраструктуры, сводящийся к восприятию города и апеллирующий понятиями «удобно / неудобно», «комфортно / дискомфортно».
Искусствоведение
Авторы, работающие в русле искусствоведческих исследований, изучают индивидуальные образы городов, созданные в сознании конкретного деятеля культуры и передаваемые остальному населению, посредством своих произведений. Однако предметом изучения искусствоведов (в качестве примера можно привести работы В. В. Раковой «Архитектурный образ сибирского города в графике XVII — начала XIX в.» [3], Е. В. Васильевой «Образ города в художественной фотографии Франции второй половины XIX — начала XX веков» [4]) были художественные приёмы, позволяющие передать виденье создателя произведения, а не содержания образа.
Такие исследования помогают осмыслить, при помощи каких технических и художественных особенностей достигается создание образа города
Филологические исследования
Предметом исследования филологов так же являются индивидуальные представления, созданные в конкретных литературных произведениях.
Целью исследования Ю.А. Марининой в диссертации «Мифологизированный образ города во французской поэзии второй половины XIX в.: от Бодлера — к символистам» анализ процесса создания мифологизированного образа города в творчестве французских поэтов [5].
Автор интерпретирует стихотворения французских поэтов с мифологической точки зрения, через поиск архетипических мотивов, привязку к библейским сказаниям. Образ города складывается из суммы параллелей проводимых автором исследования между стихотворениями и мифологическими сюжетами.
В результате исследования Ю. А. Марининой делается вывод: «Образ города, созданный в произведениях Бодлера, Верлена и Рембо, — исключительный и необычный. Он вряд ли может служить достоверной иллюстрацией к картине нравов или внешнего облика города второй половины XIX в., какими являются Париж АС. Мерсье, О. де Бальзака, Э. Золя, Лоцдон Ч. Диккенса и У. Геккерея. Однако мифологизированный образ города, показанный литераторами, точно передаёт ощущения художников того времени, остро чувствующих надвигающиеся перемены и грандиозный масштаб такого явления мировой культуры, как город» [6, с. 15]. Для нас в данной работе важным является возможность использования таких источников, как литературные произведения не только для восстановления повседневной жизни или архитектурных особенностей конкретных городов или эпох, но и как воспринимаются города, особенно в сопоставлении с восприятием художников. По существу, в графических изображениях города мы так же можем уловить архитипические параллели и сделать вывод о том, каким воспринимается и отражается образ города. Другой важным
момент, продемонстрированный Ю. А. Марининой, — разное восприятие и, как следствие, разное отражение в литературных произведениях образа города разных авторов.
В работах филологов показан пример анализа приёмов, используемых автором для создания и передачи образа города. Основными инструментами реконструкции образа города являются слова-маркеры и метафоры, с помощью которых характеризуется данный объект. Данные приёмы нами могут быть использованы при анализе любых письменных текстов, в частности мемуарного наследия Новосибирска, художественных произведений, прессы.
Гуманитарная география
Одним их выдающихся теоретиков гуманитарной географии можно назвать Д. Н. Замятина. В своих работах он использует в основном более общую категорию «географический образ». Образ города является одним из частных проявлений географического образа, обладающий всеми его характеристиками и рядом специфических.
Географические образы — устойчивые пространственные представления, которые формируются в результате какой-либо человеческой деятельности [7, с. 48].
В общем смысле географический образ — это совокупность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реальные пространства [7, с. 48]. По мнению автора, образ — это максимально дистанцированное представление реальности [8, с. 35].
Д. Н. Замятин называет, из-за чего происходит большинство недостатков современного краеведения («наивная» трактовка фактов, дикие подчас интерпретации результатов исторических и археологических исследований, стремление привязать к определённой местности, как к точке, масштабный культурно-географический образ). Это связано с попытками недостаточно подготовленной интерпретации при не полностью и часто некорректно проведённой репрезентации образа.
Географические образы — это устойчивые пространственные представления, которые формируются в различных сферах культуры, в результате какой-либо человеческой деятельности (как на бытовом, так и на профессиональном уровне) [9, с. 92].
Географические образы — это специфические географические знания, которые являются буфером или медиатором между традиционной системой географических знаний и потребностями жёсткого специализированного мышления [10, с. 204].
В работе «метагеография» Д. Н. Замятин даёт определение географического образа города как системы «упорядоченных взаимосвязанных представлений о пространстве и пространственных структурах какого-либо города, а также система знаков и символов наиболее ярко и информативно представляющих и характеризующих определённый город» [11, с. 206].
Д. Н. Замятиным предложены три стратегии интерпретации географического образа города:
— экстенсивная — наращивания многочисленных упаковок ядра географического образа города;
— интенсивная — направленная на проработку, структурирование и позиционирование уже имеющихся, накопленных и зафиксированных элементов географического образа города;
— осевая — направленная на позиционирование избранного для интерпритации географического об-
раза города в ряде других принципиально важных для понимания данного [11].
В работе «Культура и пространство: моделирование географических образов» Д. Н. Замятин предоставляет вариант классификации географических образов исходя из репрезентирующих их источников:
1. Географические образы, создаваемые и реконструируемые СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).
2. Географические образы, создаваемые и реконструируемые в повествовательных текстах.
3. Географические образы, разрабатываемые или представляемые в научных (образовательных, научнопопулярных) текстах.
4. Географические образы, выявляемые в результате анализа массовых источников систематизированной информации — социологических опросов, сборников статистических данных.
5. Географические образы, обнаруживаемые в результате полевых (экспедиционных исследований) [9].
Гуманитарная география рассматривает отражение географических объектов в сознании людей. Это направление максимально приближенно к теме нашего исследования. Отличие заключается в том, что для нас предмет исследования не заключается только в географической составляющей. В контексте нашей работы город — это комплекс дискурсов.
Политология
Примером изучения образа города в рамках политологического исследования является работа О. В. Агишевой «Образ города в политической динамике». Подчёркивая актуальность данного направления исследования, автор утверждает: «Город — прежде всего центр власти в политическом пространстве страны и региона, где в наиболее сконцентрированной форме осуществляется воспроизводство и реализация качественных характеристик территории» [12, с. 3].
Совершенно не случайно в современный период проблема города и урбанизации становится одной из наиболее актуальных не только в силу глобальных перемен в самом урбанизационном процессе и росте значения города, но также в связи с усложнением ситуации его функционирования и его нового места в развитии общества (когда процент городского населения увеличился в несколько раз, а городской образ жизни стал основной тенденции в развитии общества) [12, с. 4].
В работах по политологии образ города рассматривается как психическое явление, лежащее в плоскости соединения рационального и эмоционального где встречаются объективная и субъективная реальности [12, с. 71].
Исследовательницей А. С. Майер, работающей в русле историографии, показан потенциал городских легенд в контексте воссоздания содержания образа города. Её целью является всестороннее рассмотрение городских легенд в качестве исторического источника по изучению исторической памяти и мифологическим представлениям москвичей [13, с. 6].
Автором были выявлены, записаны, обобщены и классифицированы городские легенды, на основе которых прослеживаются архаические представления москвичей. В итоге проделанной работы сделана попытка воссоздания мифологического образа города на основе параллелей между реальным городом
и совокупности архаических представлении о нем [13, с. 198].
В. Г. Рыженко определены три исследовательских стратегии изучения образа города специалистами исторической науки. Первая условно названа метафизической и связана, в первую очередь, с конструированием «Духа Места». Вторая исследовательская позиция определена словосочетанием «гуманитарногеографическая». Здесь используется механизмы, описанные нами ранее на конкретно-историче-ском материале.
Третье русло автором названо «историко-культурологическим». Ее теоретико-методологическоИ основоИ становится заимствование элементов исследовательских подходов и практик из «смежных» областей гуманитарного знания и современной урбанистики.
В рамках нашего исследования наиболее оптимальной выглядит третье исследовательское направление. Оно позволяет раскрыть многогранныИ образ, транслируемый через различные источники репрезентации.
Таким образом, исследовательская категория образ города лежит в сфере интересов многих наук: истории, культурологии, теории и истории градостроительства, филологии, политологии, географии, философии. Специалисты каждоИ из научных областей по-разному определяют понятие «образ города» и используют своИ набор методов для достижения поставленноИ цели. Перед нами стояла цель выявить методологию, которую использовали специалисты разных научных отраслеИ при исследовании категории «образ города» и сформировать собственную для работы по теме диссертации.
В основе нашеИ работы лежит историко-куль-турологическиИ подход, позволяющиИ использовать большоИ спектр методов направленных на изучение разных исторических источников. Целью нашего конкретно-исторического исследования является выявление образа города Новосибирска, позиционированного властью, и образа, воспринимаемого горожанами. Для достижения поставленноИ цели будут использованы разные типы исторических источников. В процессе анализа каждого типа источников необходимо использовать своИ инструментариИ, наработанныИ специалистами смежных наук.
Для реконструкции образа города, представленного в СМИ, а также в повествовательных текстах и произведениях искусства, возможно использование методов, предоставленных филологами и искусствоведами, которые на примере конкретных произведениИ искусства показали возможности воссоздания мифологических образов городов конкретных людеИ. Используя слова-маркеры, метафоры и параллели с архетипами и библеИскими мотивами применительно к мемуарному наследию, произведениям искусства, а также к средствам мас-совоИ информации, возможно раскрыть содержание множества индивидуальных образов города.
Исследователи архитектуры и градостроительства создали базис для исследования инфраструктуры городского пространства. На основе их исследованиИ становится возможным создание карт разных лет, на которые нанесены градостроительные элементы (методика К. Линча). Это позволит понять внутреннюю организацию города разных лет и проследить динамику изменениИ. Градостроительные планы в сочетаниях с картами позволят определить, какоИ город планировалось построить и что из запланированного воплотилось.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
Философы в большей степени наработали теоретический базис исследования образа города. Политологи актуализировали город как место концентрации власти.
Библиографический список
1. Линч, К. Образ города / К. Линч — М. : Стройиздат, 1982. - 328 с.
2. Иванова, О. А. Архитектурный образ города-столицы государства: на примере г. Астаны : автореф. дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 / О. А. Иванова. — Нижний Новгород, 2009. — 23 с.
3. Ракова, В. Б. Архитектурный образ сибирского города в графике XVII — начала XIX века : дис. ... канд. искусствоведения : 18.00.01 / В. Б. Ракова. — Красноярск, 2005 — 332 с.
4. Васильева, Е. В. Образ города в художественной фотографии Франции второй половины XIX — начала XX веков : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Е. В. Васильева. — СПб., 2005. — 226 с.
5. Маринина Ю. А. Мифологизированный образ города во французской поэзии второй половины XIX века: от Брод-лера — к символистам / Ю.А. Маринина : дис. . канд. филол. наук : 10.01.03 / Ю. А. Маринина. — Н. Новгород, 2007. — 207 с.
6. Маринина, Ю. А. Мифологизированный образ города во французской поэзии второй половины XIX века: от Бодлера — к символистам / Ю. А. Маринина : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Ю. А. Маринина. — М., 2007. — 16 с.
7. Замятин, Д. Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов / Д. Н. Замятин — СПб. : Алетейя, 2003. — 331 с.
8. Замятин, Д. Н. Власть пространства и пространство власти: географические образы в политике и международных отношениях / Д. Н. Замятин. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2004. — 352 с.
9. Замятин, Д. Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов / Д. Н. Замятин. — М. : Знак, 2006. — 288 с.
10. Замятин, Д. Н. Моделирование географических образов: Пространство гуманитарной географии / Д. Н. Замятин. — Смоленск : Ойкумена, 1999. — 256 с.
11. Замятин, Д. Н. Метагеография: пространство образов и образы пространства / Д. Н. Замятин. — М. : Аграф, 2004. — 512 с.
12. Агишева, О. В. Образ города в политической динамике : дис. ... канд. политич. наук : 23.00.02 / О. В. Агишева. — Томск, 2008 - 214 с.
13. Майер, А. С. Московские городские легенды как исторический источник: историческая память и образ города : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09 / А. С. Майер. — М., 2008. — 303 с.
14. Рыженко, В. Г. Образы и символы советского города в современных исследовательских опытах / В. Г. Рыженко. — Омск : Изд-во ОмГУ, 2010. — 340 с.
ЗАМЯТИН Леонид Павлович, аспирант кафедры отечественной истории.
Телефон: 8-913-894-0-777
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.01.2011 г.
© Л. П. Замятин
Книжные полки
Данкова, Р. Рассказы о юных героях / Р. Данкова. - М. : Оникс, 2011. - 192 с. - 1ББЫ 978-5-488-02648-3.
В книге собраны произведения о судьбе поколения, прошедшего через огонь сражений Великой Отечественной войны. Эта книга — своеобразное повествование о юности и детстве дедов и прадедов нынешних читателей. Она адресована тем, кто не имеет ещё своего жизненного опыта. Справедливость, чувство ответственности, любовь к добру, которые пронесли бойцы сквозь жестокое время, могут стать ориентирами современным мальчишкам и девчонкам для воспитания в себе характера.
Пигулевская, И. С. История, мифы и боги древних славян / И. С. Пигулевская. - М. : Центрполиграф, 2011. - 222 с. - 1ББЫ 978-5-227-02888-4.
Славяне — один из самых многочисленных народов на планете. Они оставили заметный след в исторических событиях Европы и Азии на протяжении тысяч лет. Однако вопросов в их истории очень много. Откуда они пришли в Европу и приходили ли вообще? Кем были венеды — славянами или кельтами? Был ли единым язык славянских племен? Как произошли сами эти племена? Кем был Вещий Олег? И как выглядит пантеон славянских богов?.. Многие ученые пытаются ответить на все эти вопросы, но каждый имеет свою точку зрения и выдвигает свои гипотезы. В этой книге читатель не найдет подробного разбора каждой из них, но будут упомянуты многие гипотезы, чтобы можно было представить, какие точки зрения существуют на затронутые вопросы. Книга написана доступным языком и будет интересна широкому кругу читателей, от взрослых любителей истории до детей, заинтересовавшихся языческими богами.
Васильев, Л. С. История Востока : учебник для магистров. В 2 т. Т. 2 / Л. С. Васильев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 788 с. - Гриф МО РФ. - 1ББЫ 978-5-9916-1390-3.
Второй том двухтомника, посвященного истории Азии и Африки, касается событий XIX — XX вв., когда колониальный, а затем и постколониальный Восток, подвергаясь давлению со стороны западных держав, сопротивляясь и приспосабливаясь, модернизировался и выбирал свой путь развития. Анализируется роль религиозно-цивилизационной традиции в процессе поиска путей развития современного Востока. Рассматриваются варианты трансформации традиционных цивилизаций Востока и слаборазвитых полупервобытных восточных обществ в общества смешанного вестернизированного типа. Особое внимание уделено ситуации на современном Востоке, включая растущие темпы воспроизводства населения. Специально рассматривается проблема исламского фундаментализма в современном мире. Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей, а также для всех интересующихся историей мировых цивилизаций.