Научная статья на тему 'Образно-символический подтекcт песни В. С. Высоцкого «Вот главный вход, но только вот. . . »'

Образно-символический подтекcт песни В. С. Высоцкого «Вот главный вход, но только вот. . . » Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
693
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА / МОТИВ / СМЕХ / ТЮРЬМА / СВОБОДА / ОКНО / NORM / MOTIVE / LAUGH / PRISON / FREEDOM / WINDOW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Солнышкина Елена Ивановна

Дается анализ поэтического текста В.С. Высоцкого, раскрывается смысловая насыщенность функционирующих в тексте образов и мотивов и выстраивается общая концепция проблемно-тематического поля «тюрьма/свобода».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образно-символический подтекcт песни В. С. Высоцкого «Вот главный вход, но только вот. . . »»

Е.И. СОЛНЫШКИНА (Ставрополь)

ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ ПЕСНИ В.С. ВЫСОЦКОГО «ВОТ - ГЛАВНЫЙ ВХОД,

НО ТОЛЬКО ВОТ...»

Дается анализ поэтического текста

В.С. Высоцкого, раскрывается смысловая насыщенность функционирующих в тексте образов и мотивов и выстраивается общая концепция проблемно-тематического поля «тюрьма/свобода».

Ключевые слова: норма, мотив, смех, тюрьма, свобода, окно.

Тюремно-лагерная тема стала для Высоцкого целым этапом творческой биографии, но тюремные мотивы проявляются и в песнях поэта социально-бытового, нормативно-общественного содержания. В отечественной истории и литературе тюремно-лагерные мотивы были «непременным атрибутом важнейших для него (Высоцкого) экзистенциальных тем: свобода, смерть, преодоление общественного гнета, отчаяние, преследование личности и т.д.» [5, с. 87]. В песне «Вот - главный вход, но только вот...» (зима 1966/67) поэтом обрисовывается оспаривание героем обыденной нормы общественного поведения: выходить и входить нужно через дверь. Жизнь по этой норме становится для героя внутренней «тюрьмой». В песне сталкиваются норма и антинорма человеческого поведения. С нормой связывается принадлежность к обществу «обезличенных» людей, для которых существует одно понятие «все» вопреки понятию «Я» каждого отдельного человека. Антинорма предполагает своего носителя, противостоящего общей массе («всем») и отстаиващего свое право поступать «не как все». текст произведения строится на конфликтной структуре: «главный вход» ^ «черный ход», «все» ^ «Я», «милиционер» ^ «народ», существование в навязанных рамках ^ жизнь свободная, истинная.

Парадоксальный вывод героя о том, что выходить можно в окно, вызывает смех. И не случайно. Смех этот функционален. Он

«показывает бессмысленность и нелепость существующих в социальном мире отношений», «отвергает социальные законы, <...> показывает их несправедливость и случайность...», «разрушая, он строит нечто свое: <...> мир свободы от условностей». Психологически смех снимает с человека «обязанность вести себя по существующим в данном обществе нормам - хотя бы на время» [4, с. 343]. У Высоцкого смех свой, не похожий на других. В песне «Вот — главный вход, но только вот...» смех призван разрушить стереотип массового поведения. Тем самым поэт создает свой мир, свою культуру, принципиально противоположную существующей в окружающем мире. Главной ценностью этого «своего» мира выступает свобода проявления сущности каждого отдельного человека, свобода выбора своего существования. В то же время смех призван обострить описываемую ситуацию, придать ей максимальную полноту и достоверность. Герой, напоминающий шукшинских чудиков, выходящий в окна, вызывает смех, но этот смех добрый, одобрительный. Пока есть этот смех над собой и над окружающими, - герой жив и индивидуален. Как только он исчезает (VII строфа), герой становится «как все», теряет свою индивидуальность и в конечном итоге погружается «в бездну отчаянья», вызванную неизбежностью примирения со всеобщим порядком. Этот момент иллюстрирует разрушение созданного героем «своего» мира. Разрушение смехового пространства ведет к разрушению «Я» героя. В конце песни в полную силу звучат отчаяние и грусть, пришедшие на смену смеху.

Своими действиями (хотя они, по его словам, безвредны: Не вгоняю я в гроб никого) герой вызывает отторжение у официальных блюстителей порядка, представленных в образах милиционеров. И в III строфе ситуация доходит до полного абсурда: И, плюнув в пьяное мурло, / И обвязав лицо портьерой, / Я вышел прямо сквозь стекло -/ В объятья к милиционеру. Оскорбленный «непониманием» окружающих, с обострившимся чувством собственного достоинства, герой поступает еще абсурдней, стараясь обострить еще резче каждую деталь своего поступка, чтобы более четко подчеркнуть свое собственное Я, свой отдельный мир, который нельзя подчи-

© Солнышкина Е.И., 2010

нить общим правилам. В этих строках обозначается и другая черта, присущая герою-бунтарю, - открытость всему миру. он не таится, не прячет, а выставляет напоказ помыслы и действия, доказывая свою обособленность от затверженных мнений и принципов. И от милиционера он не убегает, а выходит к нему «в объятья», но не покорно, а по-своему, с гордо поднятой головой. образ милиционера воплощает собой норму общественного поведения, которой и противостоит герой. он выступает как ограничитель свободы героя, рассматривая его действия как правонарушение. Попав в милицию, «окровавленный» герой получает наказание: сначала неофициальное - от «милиционеров», выступающих уже не в своих должностных полномочиях, а в человеческой сущности как ненавистники индивидуальности в человеке (избиение героя: И, кулаками покарав / И попинав меня ногами...), а потом официальное - штраф (Мне присудили крупный штраф - / За то, что я нахулиганил). Все действия героя по защите своего Я обозначены милиционерами как хулиганство. Однако герой по-прежнему сопротивляется и считает себя «несправедливо наказанным». Героя избили, считая, что это повлияет на его дальнейшее поведение. После этого воспитательного момента героя перевязали и дали спать на диванчике. Но в следующей VII строфе в поведении героя не обнаруживается положительных плодов такого воспитания: он просыпается и, не задумываясь(!), пытается выйти в окно. Этот момент свидетельствует о том, что невозможно воспитать в человеке отвращение или нежелание свободы, воспитание в данном случае бессильно. свободу можно только ограничить. И в данном произведении свободу героя оградили стальные прутья на окне. Возникает мотив тюрьмы. Но это уже не конкретная тюрьма, в которой отбывает срок герой, а особое состояние героя, в котором он находится, подчиняясь против своей воли требуемым от него нормам: Встаю и, как всегда, - в окно, / Но на окне - стальные прутья!

Окно в символике «выражает идею проникновения, возможности» [2, с. 358]. У Высоцкого в данном контексте символ окна содержит в себе возможность выхода в открытое пространство от неприемлемого существующего мирового порядка.

Упоминание этого символа акцентирует дистанцию героя от «чужого» мира, его непринадлежность ему. В то же время в семантику данного символа поэт привносит свои оттенки и новые грани смысла. Это своеобразная грань между свободой и несвободой, между уникальной человеческой индивидуальностью и нормальным общественным человеком. Окно для героя Высоцкого становится символом выхода в свободный мир, символом преодоления чуждого герою устройства окружающей среды, символом существующей возможности жить свободно, никому не подчиняясь. И вот это окно, являющееся для героя символом свободы, собственной уникальности, неповторимости, оказывается для него закрытым, на нем стальные прутья. И герой не выдерживает такого сопротивления и отчаивается: «И меня - патентованного, / Ко всему подготовленного, - / Эти прутья печальные / Ввергли в бездну отчаянья». Отчаивается от непонимания окружающих, от осознания сущности той жизни, которая ему предстоит за «стальными прутьями», где герой будет таким, как «все». Обозначается распад «Я» героя, он постепенно становится одним из «всех», из той общей массы людей, где нет и не может быть никакой личной свободы. Пережив глубокий душевный кризис, герой перестает сопротивляться ограничениям свободы. Однако и это не дает ему покоя: он начинает сомневаться в себе самом: А рано утром - верь не верь - / Я встал, от слабости шатаясь, - / И вышел в дверь -я вышел в дверь!- / С тех пор в себе я сомневаюсь.

Осознание своей несвободы не может дать герою удовлетворения и покоя. Оно будет постоянно терзать его. И эти муки в конечном итоге приведут героя к новому бунту или же, наоборот, убьют в нем всякую личную инициативу, разрушат его «Я», он станет таким, «как все». Как видим, в данном контексте понятия «окно» и «дверь» противопоставлены друг другу, хотя в обыденной нашей жизни они так не воспринимаются. Это стало возможным благодаря способности поэтического текста создавать художественные образы в пределах определенного контекста. Окно здесь - символ свободы, дверь - символ ее ограничения.

В конце стихотворения перед нами замкнутый, неуверенный, сомневающийся, «чужой» даже для себя самого герой. В заключительной X строфе обозначаются характеристики мира, в котором нет свободы: тишь и безветрие, / Чистота и симметрия. Эти характеристики противоположны тому миру, в котором герой ощущает себя свободным, они ее ограничивают, и от этого герой восклицает: «На душе моей -тягостно, / И живу я безрадостно». Однако то, что герой не ощущает себя счастливым в созданной среде, говорит о ее неестественности и неправильности. В ней человек теряет себя.

Литература

1. Высоцкий В.С. Сочинения : в 2 т. / сост., подгот. текста и коммент. А. Крылов ; вступ. ст. А. Кулагин ; сер. оформл. В. Крючков. 15-е изд., стер. М. : Локид-Пресс, 2002. Т.1 - 2.

2. Жюльен Н. Словарь символов. Иллюстрированный справочник. Челябинск : Урал Л.Т.Д., 2000. С. 358.

3. Кулагин А.В. Высоцкий и другие : сб. ст. М. : ГКЦМ В.С. Высоцкого : Благотворит. фонд Владимира Высоцкого, 2002.

4. Лихачев Д.С. Избранные работы : в 3 т. Т. 2: Великое наследие. Смех в Древней Руси. Заметки о русском. Л. : Худож. лит., 1987.

С. 343.

5. Колошук Н.Г. Творчество Высоцкого и «лагерная» литература // Мир Высоцкого : ис-след. и материалы. Вып. V / сост. А. Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. М. : ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001. С. 87.

6. Руссова С.Н. «Свое» и «чужое» в поэтическом мире В. Высоцкого // Мир Высоцкого : исслед. и материалы / сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. М. : ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001. Вып. V С. 274 - 280.

7. Скобелев А.В., Шаулов С.М. Владимир Высоцкий: Мир и Слово. Уфа, 2001.

Image and symbol under text of the song by V.S.Vysotsky

There is analyzed the poetic text by V.S.Vysotsky. The text images and motives that saturate the poem are revealed. The general conception of problem and topic sphere “prison/ freedom” is done.

Key words: norm, motive, laugh, prison, freedom, window.

Е.В. БоГАчЕВА (шахты)

СТРУКТУРА ПОВЕСТВОВАНИЯ В КНИГЕ Д. ГРАНИНА «САД КАМНЕЙ»: СИСТЕМА ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

Актуальной проблемой современного литературоведения является организация нарратива. Рассматриваются проблема соотношения автора и повествователя в путевых очерках Д. Гранина «Сад камней», различные формы воплощения авторской позиции.

Ключевые слова: рассказчик, имплицитный автор, путешественник, аукториальный повествователь, нарративная структура.

Понятие структуры повествования связано с такими категориями текста, как точка зрения, субъект речи, тип повествования. Повествовательный «голос» может принадлежать как персонажу, так и субъекту речи, нарратору [5], который сообщает читателю информацию, но не совпадает с реальным создателем произведения.

сложность структуры повествования в книге Д. Гранина «Сад камней» обусловлена особым соотношением автора и повествователя. Писатель использует форму опосредованного присутствия, выражая собственную позицию через «двухтемную» композицию, взаимодействие разных «голосов». Повествовательная перспектива расширяется за счет введения нескольких субъектов восприятия.

Основой повествования является авторское сознание как сложное организующее начало эмоционально-экспрессивной ткани художественного текста. В определении теоретического содержания категории «образ автора» мы исходим из существующего в литературоведении представления об авторе - «субъекте словеснохудожественного произведения как лице эмпирико-биографическом, существующем во внехудожественной, первичноэмпирической реальности и имплицитном авторе - воплощенном внутри текста, его разновидности внутритекстового бытия» [6, с. 11]. В трудах В.В. Виноградова [2] параллельно с термином «образ автора» появляется категория «образ рассказчика».

© Богачева Е.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.