Научная статья на тему 'Образ зимы в цивилизационной картине мира сонетов Георгия Владимировича Голохвастова'

Образ зимы в цивилизационной картине мира сонетов Георгия Владимировича Голохвастова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗИМА / WINTER / СОНЕТ / SONNET / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / СИМВОЛ / SYMBOL / ОБРАЗ / IMAGE / ЭМИГРАЦИЯ / EMIGRATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексенко Анастасия Дмитриевна

Статья посвящена детальному анализу идентификационного потенциала поэта «русской» Америки Г.В. Голохвастова. Русские «американцы» олицетворяют собой капитально образованную прослойку русской поэзии. Оказавшись вследствие революционных перемен за океаном в атмосфере языковой и культурной изоляции, они не растворились в чуждой среде, а стали основателями новой в истории русской литературы поэтической школы. Поэзия русских «американцев» тематически, жанрово и стилистически значительно отличается от поэзии русских модернистов. В творчестве поэтического лидера группы «американцев» Георгия Голохвастова создан многомерный образ русской цивилизации. В тексте статьи рассматриваются ключевые понятия российской цивилизационной идентичности. Целью статьи является литературоведческий анализ зимних символов, относимых к числу маркеров национальной идентичности. Выбор сонетов «зимнего» цикла обусловлен характером цивилизационного сознания русского человека, имеет давнюю и прочную закрепленность в национальной культуре, что позволяет включить исследование в разветвленную литературоведческую и культурологическую традицию. Использованная цивилизационная парадигма исследования направлена на многомерное освоение проблемы в системных связях литературоведения с философией, историей и культурологией. Литературоведческий анализ сонета «Зимний путь», произведенный сквозь призму цивилизационной идентичности, способствовал выявлению идейных, образных, философских и символических особенности, присущих поэтике группы вообще и творчеству Голохвастова в частности. Полученные результаты актуальны в свете магистральных тем современных гуманитарных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF WINTER IN CIVILIZATION PICTURE OF THE WORLD OF THE SONNETS OF GEORGE V. GOLOHVASTOV

The article is devoted to a detailed analysis of the identification potential of the poet “Russian” America G.V. Golokhvastov. Russian “Americans” represent a capital formed by a layer of Russian poetry. Once as a result of revolutionary changes over the ocean in the atmosphere of linguistic and cultural isolation, they have not disappeared in the alien environment, and became the founders of the new history of Russian literature of the poetic school. Poetry Russian “Americans” thematically and stylistically, the genre is significantly different from the poetry of Russian modernist. In the works of the poetic leader of the group “Americans” Georgii Golokhvastov created multi-dimensional image of Russian civilization. The text of the article examines the key concept of Russian civilization identity. The aim of the article is a literary analysis, winter symbols, attributable to a number of markers of national identity. The choice of sonnets “winter” cycle due to the nature of the civilizational consciousness of the Russian people, and has a long lasting tightness in the national culture that enables the study of the extensive literary and cultural tradition. Used the civilizational paradigm of research focuses on multidimensional development issues in Windows links literature with philosophy, history and cultural studies. Literary analysis of the poem “Winter journey”, produced through the prism of civilizational identity have contributed to identifying the ideological, imaginative, philosophical and symbolic characteristics inherent to the poetics of the group in General and creativity in particular Golohvastov. The obtained results are relevant in light of the main themes of contemporary Humanities research.

Текст научной работы на тему «Образ зимы в цивилизационной картине мира сонетов Георгия Владимировича Голохвастова»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Д. Алексенко ORCID iD: 0000-0001-8565-7834

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия

УДК 82.13

ОБРАЗ ЗИМЫ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ КАРТИНЕ МИРА СОНЕТОВ ГЕОРГИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ГОЛОХВАСТОВА DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-158-165

Статья посвящена детальному анализу идентификационного потенциала поэта «русской» Америки Г.В. Го-лохвастова.

Русские «американцы» олицетворяют собой капитально образованную прослойку русской поэзии. Оказавшись вследствие революционных перемен за океаном в атмосфере языковой и культурной изоляции, они не растворились в чуждой среде, а стали основателями новой в истории русской литературы поэтической школы. Поэзия русских «американцев» тематически, жанрово и стилистически значительно отличается от поэзии русских модернистов. В творчестве поэтического лидера группы «американцев» Георгия Голохвастова создан многомерный образ русской цивилизации.

В тексте статьи рассматриваются ключевые понятия российской цивилизационной идентичности. Целью статьи является литературоведческий анализ зимних символов, относимых к числу маркеров национальной идентичности. Выбор сонетов «зимнего» цикла обусловлен характером цивилизационного сознания русского человека, имеет давнюю и прочную закрепленность в национальной культуре, что позволяет включить исследование в разветвленную литературоведческую и культурологическую традицию. Использованная цивилизационная парадигма исследования направлена на многомерное освоение проблемы в системных связях литературоведения с философией, историей и культурологией.

Литературоведческий анализ сонета «Зимний путь», произведенный сквозь призму цивилизационной идентичности, способствовал выявлению идейных, образных, философских и символических особенности, присущих поэтике группы вообще и творчеству Голохвастова в частности. Полученные результаты актуальны в свете магистральных тем современных гуманитарных исследований.

Ключевые слова: зима, сонет, идентичность, цивилизация, символ, образ, эмиграция.

Введение. Революция 1917 года стала точкой отсчета в формировании эмигрантской литературы: «Зарубежная русская литература есть временный, отведенный в сторону поток общерусской литературы, который - придет время - вольется в общее русло этой литературы. И воды этого отдельного, текущего за рубежами России потока, пожалуй, больше будут содействовать обогащению этого общего русла, чем воды внутрироссийские» [9, с. 16].

Литература первой волны эмиграции достаточно изучена, однако одно из ее направлений остается почти неисследованным - речь идет о группе русских поэтов, обосновавшихся в 1920-30 гг. в Нью-Йорке. Г.В. Голохвастов, Е.А. Христиани, В.С. Ильяшенко и Д.А. Магула образовали поэтическое сообщество, названное Е. Витковским русско-американской школой. Причины и особые условия их эмиграции, творческая активность, повышенное внимание к строфическим формам, особенно сонету, сформировали самобытное поэтическое мировоззрение, транслирующее фундаментальные свойства национального сознания.

Предметом нашего исследования стали сонеты книги стихов «Лебединая песня» Георгия Голохва-стова, содержащие образы и символы российской цивилизации. В сонетах и полусонетах Голохвастова в контексте общих проблем эмиграции наиболее остро встала проблема столкновения двух культур, западной и российской. Их цивилизационное столкновение в его творчестве разрешилось в идейном взаимодействии, в котором американская реальность стала причиной и источником актуализации образов, маркирующих национальную цивилизационную картину мира. Находясь в условиях североамериканской эмиграции и тоскуя по утраченной России, Голохвастов создает образ Руси как цивилизации.

Как известно, национальную идентичность индивидов формирует ряд внешних и внутренних факторов: природно-географических, климатических, религиозно-конфессиональных, историко-культурных, экономических, уровни бытовой и высокой культуры, обычаи, роль и место этноса в мировой истории [4]. Творчество русских «американцев» аккумулирует их в себе, а также содержит ценности и нормы, основные константы национально-этнической ментальности, которые дают представление о российской цивилизационной модели не только как о художественном образовании, но и как о культур-но-цивилизационном субъекте, характере его развития, исторической траектории и роли.

Литературоведческий анализ сонетов Голохвастова, произведенный в парадигме цивилизационной идентичности, способствует выявлению идейных, образных, философских, символических особенностей, присущих его мировоззрению и поэтике.

Обзор литературы. Творчество русских «американцев» не представлено в обширных монографических исследованиях. Немногочисленные существующие статьи либо имеют биографический характер, либо посвящены изучению эпической поэмы Голохвастова «Гибель Атлантиды». Среди наиболее значимых работ, посвященных русским «американцам», следует выделить:

1. Бразоль В. Предисловие // Голохвастов Г.В. Полусонеты. Париж, 1931.

2. Бразоль В. Речи. Т. 1. Нью-Йорк, 1943.

3. Воронин А.А. Русский эпос об Атлантиде Георгия Голохвастова и Атлантическая Традиция // Голохвастов Г.В. Гибель Атлантиды. М.: Водолей Publisher, 2008. С. 529-533.

4. Крейд В. Голохвастов Георгий Владимирович (1882-1963) // Новый исторический вестник. 2003. № 9.

5. Назаров А. Предисловие // Из Америки. Нью-Йорк, 1925.

6. Орелин В. «Гибель Атлантиды». Поэма Г.В. Голохвастова. Критический очерк. Издание Общества им. А.С. Пушкина в Америке. Нью-Йорк, 1939.

7. Федотов О.И. От средневековой септимы к полусонету (полусонеты Г. Голохвастова) // А.В. Ос-танкович, Л.А. Сугай, О.И. Федотов, Е.В. Шпак. Традиционные жанрово-строфические формы в русской поэзии: монография. Ставрополь: Альфа Принт, 2013. 282 с.

В связи с очевидной недостаточностью сведений о жизни и творчестве русских «американцев» актуализируется необходимость детального изучения творчества их лидера Г.В. Голохвастова.

Методы исследования. Одним из направляющих ориентиров исследования стал многомерный социокультурный метод, который объединил в единое целое цивилизационный подход, историософское и социологическое рассмотрение общества, методы литературоведения и визуальной антропологии. Его использование способствовало выявлению исторических, культурных, духовных и ментальных оснований формирования российской цивилизационной идентичности и их проявления в поэзии.

Применение комплекса историко-функционального, структурно-семантического и структурно-семиотического методов позволило определить функции и смыслы элементов культуры (в цивили-зационном аспекте) и рассмотреть их связи и функционирования в качестве части поэтики.

Важным и необходимым представляется комплексный подход, исследующий представленную проблему с позиций разных научных дисциплин для ее всестороннего и системного осмысления. Использование данных и методов философии, культурологии и политологии позволяет получить целостное представление о российской цивилизационной идентичности и особенностях ее представленности в литературе.

Комплексный подход органично подвел нас к необходимости использования историко-литературного метода, предполагающего связь литературно-художественных произведений и действительности, их породившей (историко-культурное развитие России).

Результаты и дискуссия. В науке актуальной и значимой представляется проблема взаимодействия основных факторов, формирующих цивилизационную идентичность: социокультурного (языковой, религиозный, культурный, ментальный), климатического, геополитического. Целесообразно противопоставлять социокультурные факторы природно-климатическим и геополитическим как внутренние внешним; и если к внешним аспектам идентичности (природно-климатические и геополитические) цивилизация приспосабливается, то внутренние (социокультурные) она сама формирует в процессе своей эволюции, что и придает ей социокультурное своеобразие [3].

Геополитический фактор оказал исключительное воздействие на особенности российской цивилизации и специфику её развития. Н.А. Бердяев в «Судьбе России» показал влияние природного фактора на формирование характера русского народа. Философ указывает на сходство географии физической и психической; «география русской души» напоминает пейзаж той земли, на которой она формировалась: «Необъятные пространства России тяжелым гнетом легли на душу русского народа. В психологию его вошли и безграничность русского государства и безграничность русских полей. Русская душа ушиблена ширью, она не вошла внутрь, в созерцание, в душевность, она не могла обратиться к истории, всегда связанной с оформлением, с путем, в котором обозначены границы. Формы русского государства делали русского человека бесформенным» [2, с. 51].

Наряду с геополитическим фактором, особенности характера русского этноса определили климатические особенности. Климат, являясь мощным этнообразующим началом, на протяжении всей истории развития цивилизации оказывал свое влияние на деятельность человека - политику, экономику и культуру; формировал стереотипы поведения и задавал нормы морали. «Маятник исторических эпох колебался в точном соответствии с климатическими ритмами: ухудшение климата вызывало обострение интеллекта, происходили невиданные технологические прорывы; при потеплении, когда урожаи обильны, энергетических ресурсов хватает всем, происходила интеллектуальная и духовная деградация» [5, с. 131].

Территория, на которой образовалось русское централизованное государство, преимущественно находилась в пространстве со сравнительно небольшими тепловыми ресурсами. Исключительная продолжительность зимнего времени года и низкая температура воздуха, характерные для значительной части территории страны, определили тип хозяйствования, культуру, экономику и мировоззрение этноса. «Русские окружены природою безотрадною, неумолимою, грозною; вот почему иногда испуганное воображение поневоле увлекает их в пространства безбрежные, нерассветные, в хаос, уму не доступный, отечество страшилищ и призраков. Однако они все же жители стран полуночных, преемники гипербореев; их окружают сосновые леса, темные, дремучие, печальные дебри, степи необъятные, тяжелая мгла, унылое ненастье, а в продолжение шести, семи, а в некоторых областях даже восьми и девяти месяцев на них дышит мороз жестокий; их взор блуждает по снеговым сугробам, им в лицо хлещет вьюга, их слуху напевает жалобную песню ветер... Все это располагает к мечтам...» [6, с. 394].

В искусстве и литературе зимняя символика имеет давнюю и прочную закрепленность. В западной традиции зимнее время однозначно символизирует увядание, старость, холод и голод бедняков, и неприязнь к нему нередко достигает стадии «фобии», а в русском поэтическом восприятии дело обстояло иным образом [14, с. 179]. Так, в русской поэзии существует тенденция к полярному изображению зимы. С одной стороны, зима - это суровое испытание, а с другой - она положительно влияет на настроение и мироощущение русского человека.

Мы обратились к образу зимы в сонетах Голохвастова, поскольку он воспринимается как цивили-зационно ориентированный, то есть закрепленный в культурном коде России и автора. Образная составляющая цивилизационных символов в сонетах Голохвастова индивидуальна и строится на личном опыте поэта как носителя идентичности в условиях чужой среды. В результате каждый символ приобретает релевантные качественные характеристики, основанные на субъективном идиллическом воспоминании, не совпадающем с настоящим временем лирического героя.

Имплицитно и эксплицитно выраженными ассоциантами зимнего символа становятся образы и мотивы дома, родины, пути, ночи, сна, покоя, не-смерти, тоски. В лирике Голохвастова образ зимы воплощается в идеях вечного возвращения и поиска дома, неразрывно связанных с мотивами дороги и пути.

Сонеты «Зима», «Зимний путь» и «Холод» воспринимаются как сюжетно-тематический цикл. «Зима», первый сонет в цикле, - это общая картина российский действительности, описательная за-

рисовка одного зимнего дня. «Зимний путь» содержит идею дома, реализованную в категориальной антиномии «движение-покой». Третий сонет «Холод» подводит итог двум предыдущим, обобщая их цивилизационные идеи. Все три сонета объединены общей вариативно реализованной оппозицией «жизнь - смерть». Идейное ядро цикла - диалектика жизни и смерти, возрождение природы и человеческой души. Лирические медитативные оппозиции «жизнь - смерть», «зима - весна», «время - вечность» стягивают в законченное композиционное единство систему образов цикла сонетов.

Зима - это символический путь от смерти к жизни, который должен пройти лирический герой, а вместе с ним и природа, вся российская земля. Природа переживает ежегодно «не-смерть» - длительный шестимесячный зимний сон под плащаницей снега. Снег не саван, но плащаница, и весеннее возвращение к «жизни» неизбежно. Голохвастов постигает устройство мироздания, проникая мыслью в главную тайну бытия - тайну возрождения земли. В стиховой материи сонетов осуществляется регулярное взаимодействие двух разнородных начал - христианской идеи воскрешения, тождественной началу новой жизни, великим божественным чудесам, обращающим печаль в радость, и природного начала, в котором происходит регулярная смена состояний природы, сопровождаемая циклами увядания и расцвета. Христианская надежда опирается на радостное благовестие о разрушении смерти: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (из пасхального канона). «Иисус Христос «явил жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10): последователи Христа не были подобны «прочим, не имеющим надежд» после своей смерти (1 Фес. 4:13); христианство было религией воскресения и бессмертия».

Объем статьи позволяет нам привести подробный анализ только одного сонета цикла. Для иллюстрации идейного потенциала «зимних» сонетов приводим разбор сонета «Зимний путь», открывающего цикл и выражающего наиболее важные цивилизационные основания.

ЗИМНИЙ ПУТЬ

Знать, не дождутся - ждут меня в гнезде родимом.

Но скучен зимний путь. Лишь лунный каравай

На звездной скатерти, и неоглядный край,

Весь белый, призрачный, во сне непобедимом.

Ни встреч, ни голосов в просторе нелюдимом;

В морозном воздухе собачий чуткий лай

Порой прозвякает да ветер невзначай

От близкого жилья повеет теплым дымом.

Ленивою рысцой плетется коренник,

Пристяжки чуть бредут; понурился ямщик,

И колокольца звон вот, чудится, задремлет.

Недаром самый снег - как взбитый пуховик...

Дремота и меня услужливо объемлет...

Пригрел так ласково пушистый воротник.

Сюжет сонета - возвращение лирического героя по заснеженной дороге в родной дом («ждут меня в гнезде родимом»). Он и пейзаж, мгновенная реалистическая зарисовка русской зимы. Душа лирического героя погружается в сладостную и приятную дремоту, чутко отзывается на тишину и гармонию зимней ночи: «Дремота и меня услужливо объемлет... / Пригрел так ласково пушистый воротник».

«Зимняя» тема сонета не замкнута на себе, она открыта в проблематику жизненного пути, духовных ценностей, развернута в неизмеримом пространстве и времени мира. Лирическим центром сонета выступает человек, способный в одиноком бесконечном движении сберечь внутренний душевный свет, сохранить теплое восторженное преклонение перед минутой, предшествующей возвращению домой [13, с. 35].

Сонетная структура выстраивается на развитии антиномии «движение - покой». На событийном уровне лирического повествования репрезентовано движение физическое, перемещение в простран-

стве, противопоставленное зимнему сну природы: «Ленивою трусцой плетется коренник» // «неоглядный край <.> во сне непобедимом». Детально изображен вещный мир, включающий в себя аутентичные реалии российского быта: коренник, пристяжки, колоколец (обращает на себя внимание использование диалектной формы), ямщик.

Движение в сонете - это дорога лирического героя к дому. Мотивы пути-дороги могут быть отнесены к своеобразным маркерам российской цивилизации, наравне с зимней дорогой, полосатыми верстами, тройкой, ямщиком. Лирический герой возвращается в свой дом, образ которого онтологизируется и восходит к архетипу. Он - первомир, космос в полном смысле слова.

Дом в поэзии Голохвастова биполярен. С одной стороны, дом для лирического героя - оберег, где домашние ритуальные предметы должны обеспечивать здоровье и благополучие; это надежда на лучшее, начало и конец в жизни и смерти. Дом - защита от внешнего мира: «важнейшая символическая функция дома - защитная... В быличках и сказках человек укрывается в доме от преследования его врагов, которые не в силах переступить порог» [13, с. 30], поэтому защиту от внешнего страшного холода, от ночи герой обретает именно в стенах «гнезда родимого».

Образ дома соткан из автобиографических событий, которые становятся источником «вспышек воображения» [1, с. 70], высвечивающих синтез воспоминаний и того, что лежит вне памяти. Память и воображение в структуре образа неразделимы, их работа направлена на взаимоуглубление. В плане ценностей ими формируется единство воспоминания и образа. Оказывается, что дом - это не конкретное место, идентифицируемое пространственно и автобиографически, это не конечная точка одного путешествия. Дом - это вся Россия, но не в значении государства или географического субъекта, а Россия в значении родины, места приюта и покоя, обретение которых возможно только в условиях родины.

Мотивы пути-дороги в сонете тесно связаны с темой одиночества, имеющей сложную интерпретацию. Лирический герой одинок; включенный в сонет образ ямщика - это не активный действующий объект, а скорее реалия российской действительности, используемая как художественный прием для воссоздания атмосферы зимнего пути и национального колорита. Вокруг только пустынный пейзаж, в котором «ни встреч, ни голосов», но лирический герой не испытывает тягостных экзистенциальных переживаний. Вектор его сознания направлен в будущее, где его «не дождутся - ждут». Радость и веселье, союзники поэзии, являются знаком внутренней силы человека и помогают ему победить зло зимы. «Это средство выстоять, сохранить себя, не пасть духом» [7, с. 808].

Время-пространственный уровень содержит информацию о состоянии лирического героя и природы, взаимодействующих друг с другом: «Недаром самый снег - как взбитый пуховик<.. .> / Дремота и меня услужливо объемлет...». Повсюду царит неподвижность и сладостный покой, герой гармонично сливается с окружающим миром, он чувствует себя неотъемлемой частью зимнего пространства России. Дремлет в зимнем сне природа, и, чутко отзываясь на окружающую тишину, герой так же погружается в мягкую дремоту. Антитеза «движение-покой» получает однополюсное разрешение. «Покой» -это вечная русская зима, это огромное снежное покрывало. Здесь нет движения, вечность застыла «во сне непобедимом», а «Движение» - это лишь временное явление, которое оттеняет снежную неподвижность природы.

На онтологическом уровне зимний простор превращается в бесконечность, снеговую пустыню, в которой путников ждет смерть. Но эта смерть особенная. Это «не-смерть», сладкая дремота, сон в мягком снежном пуховике. Ассоциативная связь сон-смерть является типовой и отражена в русских паремиях (сон смерти брат, уснул - умер, спит человек - неживой). Мотив сна встречается во всех «зимних» сонетах Голохвастова. Сон - это особое состояние «не-жизни», но и «не-смерти». Сон - это ожидание нового природного цикла, подготовка к весне, к возрождению жизни. Естественный природный цикл и христианская идея воскрешения объединяются в сне-смерти и сне-пробуждении, непротиворечиво дополняя друг друга.

Во всех сонетах цикла образ зимы последовательно интегрируется в разные повествовательные уровни - вещный, эмоционально-чувственный и онтологический. Смыслы взаимодействуют между собой и организуют сложные парадигмы, пересекаясь в вещных образах. В схематическом виде эта парадигма может быть представлена следующим образом:

Вещный образ - восприятие её лирическим героем - онтология и аксиология.

Выделим смысловые плоскости «зимнего» цикла сонетов:

1. Снег (сугробы / метель и любые другие снежные вариации) - холод (ощущение холода) - смерть (вероятная смерть лирического героя от холода в пути или умирание природы в ледяной пустыне) - сон (сложная двуипостасная категория; единство бытия и небытия);

2. Сани (или любая дорожная атрибутика) - движение (и его понимание лирическим героем как непосредственным участником событий) - дом (даже сани могут символизировать некоторую защиту от внешнего мира, обретение же Дома в конце пути - смысл не только одного зимнего путешествия, но и смысла жизни вообще);

3. Дорога (накатанный путь, по которому движутся сани) - окружающая природа (зимние пейзажи, вызывающие у автора постоянную рефлексию) - праотчие поля (это образ родной матери-землицы, всего пространства Руси).

Георгий Голохвастов создает универсальную модель вселенной, тождественную российской цивилизации. Это космос зимы, в котором снег и метель упраздняют пространство до пустынного ледяного Абсолюта. Вся Россия видится огромной заснеженной пустошью, через которую пролегает накатанный метафорический путь из прошлого в будущее, через смерть - к возрождению. И мчится по этой дороге не тройка, но сани, запряженные такими же путниками, как русский «американец», потерявшими дом и Отчизну, но ощущающими себя как неотъемлемую часть мощной цивилизации. Что ведет лирического героя по этому пути? Прежде всего, его ментальность, его глубокая связь с культурой, историей, поэзией и традициями России - все то, что определяет цивилизационную идентичность личности.

Библиографический список

1. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства / пер. с франц. Н.В. Кисловой, Г.В. Волковой, М.Ю. Михеева под ред. Л.Б. Комиссаровой. М.: РОССПЭН, 2004. 374 с.

2. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Эксмо, 2008. 266 с.

3. Жаде З.А. Цивилизационная идентичность России в глобализирующемся мире // Человек. Сообщество. Управление. 2007. №1. С. 78-88.

4. Земсков В.Б. Образ России "на переломе" времен // Новые российские гуманитарные исследования [Электронный ресурс]. URL: http://nrgumis.ru/articles/81/. (Дата обращения: 20.01.2017).

5. КарлинЛ.Н., Самусевич И.Н. Глобальный климат, история и культура // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) scholar. 2010. №1. С. 130-138.

6. КюхельбекерВ.К. Сочинения. Л.: Художественная литература, 1989. 576 с.

7. ЛотманЮ.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. СПб.: Искусство-СПб., 1996. 846 с.

8. Останкович А.В., Сугай Л.А., Федотов О.И., Шпак Е.В. Традиционные строфические формы и их жанрово-строфические единства в русской поэзии: монография. Ставрополь: Альфа Принт, 2013. 282 с.

9. Струве Г. Русская литература в изгнании. Краткий биографический словарь русского зарубежья. Париж: YMCA-Press; M.: Русский путь, 1996. 448 с.

10. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990. 640 с.

11. Фокина А.Д. Концепт «Зима» как обоснование цивилизационной идентичности в сонетах русского «американца» Г.В. Голохвастова // Аллея науки [Электронный ресурс].URL:http://www.alleyscience. ru/domains_data/files/journal_may17/koncept%20_zima_%20kak%20obosnovanie%20civilizacionnoy%20 identichnosti%o20v%o20sonetah%o20msskogo%o20_amerikanca_%o20g.v.%>20golohvastova.pdf (Дата обращения: 20.01.2017).

12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1. С. 33-48.

13. Черная Т.К. Русская литература XIX века (ч. 1): учебно-методическое пособие. Ставрополь: СГУ 2007. 127 с.

14. Юкина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы // Вопросы литературы. 1979. №9. С. 171-204.

15. Hadley K. The crisis of discourse and the rise of history in the Prelude's revolution books // Modern Philology. 2014. № 111(4). Pp. 818-840.

16. Hermann P. Memory, imagery, and visuality in old norse literature // Journal of English and Germanic Philology. 2015. № 114(3). Pp. 317-340.

Алексенко Анастасия Дмитриевна, ассистент кафедры отечественной и мировой литературы, Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, Ставрополь, ул. Пушкина 1/Е (корпус 20), ауд. 409: e-mail: nastasya140@rambler.ru

Для цитирования: Алексенко А.Д. Образ зимы в цивилизационной картине мира сонетов Георгия Владимировича Голохвастова // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №1(29). С. 158-165. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-158-165.

THE IMAGE OF WINTER IN CIVILIZATION PICTURE OF THE WORLD OF THE SONNETS OF GEORGE V. GOLOHVASTOV DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-158-165

A.D. Aleksenko ORCID iD: 0000-0001-8565-7834

North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

The article is devoted to a detailed analysis of the identification potential of the poet "Russian" America G.V. Golokhvastov. Russian "Americans" represent a capital formed by a layer ofRussian poetry. Once as a result of revolutionary changes over the ocean in the atmosphere of linguistic and cultural isolation, they have not disappeared in the alien environment, and became the founders of the new history of Russian literature of the poetic school. Poetry Russian "Americans" thematically and stylistically, the genre is significantly different from the poetry of Russian modernist. In the works of the poetic leader of the group "Americans" Georgii Golokhvastov created multi-dimensional image of Russian civilization. The text of the article examines the key concept of Russian civilization identity. The aim of the article is a literary analysis, winter symbols, attributable to a number of markers ofnational identity. The choice of sonnets "winter" cycle due to the nature of the civilizational consciousness of the Russian people, and has a long lasting tightness in the national culture that enables the study of the extensive literary and cultural tradition. Used the civilizational paradigm of research focuses on multidimensional development issues in Windows links literature with philosophy, history and cultural studies. Literary analysis of the poem "Winter journey", produced through the prism of civilizational identity have contributed to identifying the ideological, imaginative, philosophical and symbolic characteristics inherent to the poetics of the group in General and creativity in particular Golohvastov. The obtained results are relevant in light of the main themes of contemporary Humanities research.

Key words: winter, the sonnet, identity, civilization, symbol, image, emigration.

References

1. Bashljar G. Izbrannoe: Pojetikaprostranstva/Per. sfranc. N.V. Kislovoj, G.V. Volkovoj, M.Ju. Miheeva pod red. L.B. Komissarovoj [Favorites: the Poetics of space], Moscow: ROSSPEN, 2004, 374 p.

2. Berdjaev N. A. Sud'ba Rossii. [The Fate Of Russia], Moscow: Eksmo, 2008, 266p.

3. Zhade Z.A. Civilizacionnaja identichnost'Rossii v globalizirujushhemsja mire [Civilizational identity of Russia in the globalizing world], Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie [Man. Community. Management], 2007, no 1, pp. 78-88.

4. Zemskov V.B. Obraz Rossii "na perelome" vremen (The image of Russia "at the turn" time). Available at: http://nrgumis.ru/articles/81/. (access at 20.01.2017).

5. Karlin L.N., Samusevich I.N. Global'nyj klimat, istorija i kul'tura [Global climate, history and culture]: Obshhestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) scholar [Society. Environment. Development (Terra Humana) scholar], 2010, no 1, pp. 130-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kjuhel'beker V.K. Sochinenija [Composition], Leningrad: Fiction, 1989, 576p.

7. Lotman Ju.M. O pojetah i pojezii: analiz pojeticheskogo teksta [On poets and poetry: analysis of poetical text], SPb.: Art-SPb, 1996, 846p.

8. Ostankovich A.V., Sugaj L.A., Fedotov O.I., Shpak E.V. Tradicionnye stroficheskie formy i ih zhanro-vo-stroficheskie edinstva v russkoj pojezii: Monografija [Traditional strophic forms and the genre of the stroph-ic unity in Russian poetry], Stavropol: Alfa Print, 2013, 282 p.

9. Struve G. Russkaja literatura v izgnanii. Kratkij biograficheskij slovar' russkogo Zarubezh'ja [Russian literature in exile. A brief biographical dictionary of the Russian Diaspora], Paris: YMCA-Press; Moscow: Russian way, 1996, 448 p.

10. Tojnbi A. Postizhenie istorii [Comprehension of history], Moscow: Progress, 1990, 640p.

11. Fokina A.D. Koncept «Zima» kak obosnovanie civilizacionnoj identichnosti v sonetah russkogo «amer-ikanca» G.V. Golohvastova [The concept of "Winter" as a justification of civilizational identity in the sonnets of the Russian "American" G. V. Golokhvastov]. Available at: http://www.alley-science.ru/domains_data/files/ Journal_May17/koncept%20_zima_%20kak%20obosnovanie%20civilizacionnoy%20identichnosti%20v%20 sonetah%20russkogo%20_amerikanca_%20g.v.%20golohvastova.pdf (access at 20.01.2017).

12. Hantington S. Stolknovenie civilizacij?[The Clash of civilizations?], Polis[Polis], 1994, no 1, pp. 33-48.

13. Chernaja T.K. Russkaja literatura XIX veka (ch. 1). Uchebno-metodicheskoe posobie [Russian literature of XIXcentury (part 1). Educational-methodical manual], Stavropol: SSU, 2007, 127p.

14. Jukina E., Jepshtejn M. Pojetika zimy [The poetics of winter], Voprosy literatury [Questions of literature], 1979, no 9, pp. 171-204.

Aleksenko Anastasia D., assistant Professor, Department of Russian and world literature, North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol, Pushkin St., 1/E (building 20), room. 409: e-mail: nastasya140@ram-bler.ru

For citation: Aleksenko A.D. The image of winter in civilization picture of the world of the sonnets of George V. Golohvastov. Aktual'nye problemy filologii i pedagogiceskoj lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2018, no 1(29), pp. 158-165 (In Russ.). DOI: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-158-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.