Научная статья на тему 'Образ женщины и мода в России в XII - начале XIX в'

Образ женщины и мода в России в XII - начале XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
448
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / WOMAN / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ОДЕЖДА / CLOTHES / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / РОССИЯ / RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жданова Валентина Геннадиевна

Образ женщины в России с XII в. значительно изменился под влиянием традиций ношения одежды и модных тенденций. Возможность самовыражения через следование моде появилась в ходе длительных процессов изменения отношения в русском обществе к женщине, завершившихся в первой четверти XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Woman and Fashion in Russia in the 12th - early 19th Centuries

The image of woman in Russia since the XII century changed significantly. This has happened due to the traditions of wearing and fashion trends. Opportunity to express themselves through fashion appeared during the lengthy processes of changing attitudes in Russian society towards women. The processes were completed in the first quarter of the XIX century.

Текст научной работы на тему «Образ женщины и мода в России в XII - начале XIX в»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4

В.Г. Жданова

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ И МОДА В РОССИИ

В XII - НАЧАЛЕ XIX в.

Образ женщины в России с XII в. значительно изменился под влиянием традиций ношения одежды и модных тенденций. Возможность самовыражения через следование моде появилась в ходе длительных процессов изменения отношения в русском обществе к женщине, завершившихся в первой четверти XIX в.

Ключевые слова: женщина, общество, одежда, традиции, Россия.

The image of woman in Russia since the XII century changed significantly. This has happened due to the traditions of wearing and fashion trends. Opportunity to express themselves through fashion appeared during the lengthy processes of changing attitudes in Russian society towards women. The processes were completed in the first quarter of the XIX century.

Key words: woman, society, clothes, traditions, Russia.

Образ женщины в России в XII — начале XIX в., в том числе ее внешний облик, необходимость следования традициям, моде, неразрывно связан с трансформациями, происходившими в обществе. В процессе исторического развития роль и образ женщины постепенно изменялись, что можно проследить на основании письменных источников уже с XII в. Женская мода не просто формировала внешний образ женщины, она отражала эти изменения. Такие тенденции видны как на примере России, так и на примере других стран, в частности Франции. Движение исторических и связанных с ними культурных процессов во Франции оказывало влияние на то, что происходило в России. Безусловно, вряд ли можно говорить о заметном воздействии французской культуры на русское Средневековье. Вместе с тем на более поздних этапах исторического развития изменение роли и образа женщины происходило в значительной мере под влиянием Франции. Особенно это касается XVIII в. и наиболее заметно в начале XIX в.

Проблемы, связанные с осмыслением положения женщины, ее роли и места в русском обществе, а также отвлеченного и конкретного образа женщины, неоднократно ставились на повестку дня1.

Жданова Валентина Геннадиевна — преподаватель кафедры франкоязычных культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: valentina.zhdanowa@gmail.com

1 См.: МихневичВ.Л. Русская женщина XVIII столетия. Киев, 1896.

Интерес к тендерным исследованиям, к образу женщины в культуре значителен и в настоящее время2.

Трансформации моды неразрывны с функциональными требованиями человека к своему костюму, с историческими реалиями той или иной эпохи и, наконец, с развитием и сменой исторических типов в искусстве, с изменениями общественного мнения по отношению к вопросам моды.

До начала XIX в. женщина в России жила по вполне определенным канонам. Эти каноны принципиально отличались от того, что было принято уже в XVIII и особенно в начале XIX в. Жизнь, поведение и внешний вид женщины в Древней Руси и впоследствии четко регулировались традициями, сложившимися в силу различных географических, исторических и культурных обстоятельств. При этом все, в том числе и одежда, должно было отражать мировоззрение общества, его отношение к женщине. Женщина ассоциировалась прежде всего с домом, с миром, недоступным для посторонних глаз, была в известной степени закрыта, что проявлялось и в одежде, особенно замужних женщин. Были требования обязательного ношения головных уборов, длинной одежды во все времена года (оставляли открытыми только лицо и руки). Однако осознанное понятие моды как стилизации тела с помощью одежды отсутствовало, и женщине надлежало носить одежду, определенную традициями. Вместе с тем эта одежда не сводилась к одному сарафану, а отличалась разнообразием и варьировалась в зависимости от местности, от семейного положения женщины, а также и от ее статуса в обществе. Более того, женщина даже в Древней Руси имела определенный общественный вес, и значительное число женщин были грамотными3.

В русской культуре образ женщины всегда считался одним из основных. Более того, образ самой России нередко отождествлялся с образом женщины. Женщина олицетворяла материнство, продолжательницу рода, "землю-матушку", защитницу, мудрость и была призвана выступать хранительницей домашнего очага. Этот образ долгое время не подвергался существенным культурным изменениям4. В условиях чередования модных форм и стилей в искусстве он не менялся ни в допетровскую эпоху, ни после, а в начале XIX в., во время Отечественной войны с Наполеоном, даже усилился.

2 См.: Загрязкина Т.Ю. Madame — Monsieur — Mademoiselle: Гендер и пол сквозь призму языка и культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4.

3 См.: Зализняк А.А. Новгородская Русь по берестяным грамотам. URL: http:// polit.ru/article/2006/11/30/zalizniak/ (дата обращения: 20.03.2014).

4 См.: Пивнева Н.С. Архетипические образы русской культуры. Таганрог, 2011. С. 87.

Известно, что костюм имеет две функции — утилитарно-практическую и общественно-символическую. Утилитарно-практическая считается первичной и, выдвигаясь на первый план, демонстрирует защиту человека от агрессивной окружающей среды. Если же во главу угла ставится вторичная, общественно-символическая функция, то в этом случае одежда выступает средством идентификации индивидуума в социуме, играет роль украшения и выражает индивидуальность ее обладателя5.

Идеи о положении женщины и функциях костюма отчасти отражены в известном практическом руководстве повседневной жизни XVI в. Домострое. Этот памятник демонстрирует мировоззрение общества, а также становление и укрепление нового централизованного государства с чертами абсолютизма, что проявилось и в отношении к женщине6. Возникало сравнение царя как господина над своими подданными ("царь — страна"), с одной стороны, и хозяина дома как господина над своей женой и другими домочадцами ("муж — жена") — с другой7.

В начале XVIII столетия происходит переворот в женской моде, связанный с реформами Петра I. Коренным образом меняется внешний облик и положение женщины в обществе. Женщине предписывается выходить в мужское общество в новом облике, созданном по европейскому образцу. До реформ невозможно было представить русскую женщину с обнаженными руками и декольте, с непокрытой головой и вообще представить женщину, присутствующую на собраниях с мужчинами. Указы Петра I затрагивали не все сословия и отделили одежду светскую, принятую в обществе, от остальной. Мода становится своеобразной иллюстрацией разделения общества на сословия.

Реформы сместили акценты от утилитарно-практической функции традиционной женской одежды, бытовавшей в России, к общественно-символической. Это прослеживается уже на примере создания одежды. До реформ за основу костюма бралась ширина домотканого полотна. Для свободы движения по прямым линиям одежда дополнялась вставками8. Домострой во многих главах призывает вести хозяйство рачительно. Всего этого — экономного использования ткани, стремления обеспечить удобство и в значи-

5 См.: Дианова К.А. Мода как отражение психологии своего времени // Мода как отражение психологии своего времени: Мат-лы XXXIV Междунар. науч. конф. СПб., 2013. С. 15.

6 Домострой: Как устроить свой быт богоугодно, а жизнь свято / Под ред. Т.Н. Терещенко. М., 2012.

7 См.: Иваницкий В.Г. Русская женщина и эпоха "Домостроя" // Общественные науки и современность. 1995. № 2. С. 168.

8 Русский народный костюм. Государственный исторический музей. М., 1989. С. 11.

тельной степени функциональность одежды — нет в XVIII в. и в начале XIX в.

Появление и развитие моды в России в XVIII в. привели к тому, что к началу следующего столетия от традиционного облика и функций русского костюма остается немного. В течение XVIII в. силуэт костюма постоянно трансформировался в зависимости от веяний модных тенденций, обусловленных в свою очередь господством типов искусства, — барокко, рококо или классицизма. В конце XVIII — начале XIX в. это приводит к появлению женского светского костюма в модном стиле ампир. Силуэт такого костюма прямой, фигура визуально удлиняется за счет подчеркнутой поясом завышенной талии и облегчается благодаря используемым материалам, свободно спадающим складкам, спокойной цветовой гамме. Не учитываются ни возраст, ни семейное положение, ни религиозная принадлежность, что резко отделяет этот светский костюм от традиционного. Все это достаточно далеко от критериев формирования пропорций и цветовой гаммы традиционного костюма.

В эпоху Просвещения, времени сильного влияния Франции, женщины начинают играть все большую роль в обществе9. Теперь женщина, носящая европейскую одежду, выступает в новом качестве приближенного к общественной жизни сильнее, чем когда-либо ранее. В России появляется мода на женщину — общественного деятеля и при этом деятеля, одетого сообразно моде, способного выразить свою позицию как через участие в интеллектуальной и общественной жизни, так и через самостоятельное определение своего внешнего облика. И эта мода в широких слоях светского общества формируется окончательно. Подобный подход к женщине кардинально отличается от восприятия ее обществом как существа, обделенного мужскими достоинствами, слабого физически и интеллектуально, что было свойственно еще накануне XVIII в.10 К началу XIX столетия получают широкое распространение организованные женщинами светские салоны. Женщина в полной мере могла себя проявить и как гостеприимная хозяйка дома, что полностью соответствовало русским традициям, и как активный член социума, вольный, хотя и в рамках модных тенденций, свободно выбирать свой образ, а также формировать представление о себе. Такая женщина должна быть образованной и начитанной11.

9 Влияние Франции в России было чрезвычайно сильным во многих сферах жизни, что прослеживается до настоящего времени, пусть и в меньшей степени (см.: Загрязкина Т.Ю. Следы Франции в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 4).

10 См.: Кардапольцева В.Н. Женщина и женственность в русской культуре. М.; Екатеринбург, 2005. С. 40.

11 См.: Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад XVIII — начала XIX века. М., 2009. С. 184.

Ранее "богатство тела" непременно увязывалось с "богатством души". Женщины носили плотную одежду, которая не предназначалась для того, чтобы подчеркивать достоинства или скрывать недостатки фигуры, и были сосредоточены на семейной жизни. В начале XIX в. предстала другая картина: стройная женщина в легком платье в стиле ампир занимается организацией интеллектуальных вечеров. Представление о внутреннем мире женщины через осмысление ее внешнего облика значительно изменилось.

Именно в это время проявляется тенденция к самостоятельности женщины в обществе, к стремлению играть независимую роль, единолично принимать решения, к определению ею собственного внешнего образа и его внутреннего наполнения12. Внешний облик женщины уже не ограничен жесткими канонами, а определяется историческими и культурными тенденциями.

В исторических реалиях начала XIX в. женщины занимают еще более активную гражданскую позицию, что сопровождается обязательной модификацией внешнего облика, призванного подчеркнуть новые убеждения. Исключительно интересной в этой связи представляется история Н.А. Дуровой, которая принимала непосредственное участие в боевых действиях русской армии против войск Наполеона. Одета она была по форме русских войск13. Во время войны многие женщины из светского общества отказались от платьев, сшитых по французской моде. Тогда приветствовалось носить одежду в русском стиле, в том числе сарафаны, душегреи и кокошники14.

После триумфального шествия русских войск в Париже в Россию вновь возвращается французская мода на платья с завышенной талией, которые просуществовали с небольшими изменениями до 1820-х гг.

Таким образом, к началу XIX в. в России наряду с осознанием нового образа женщины окончательно закрепляется само понятие

12 Интересно, что это стремление к самоопределению в обществе до сих пор обнаруживается в России и во Франции как в активном участии женщин в деятельности, направленной на формирование вкусов и создание моды, так и на общественном поприще. При этом общественная и культурная сферы по-прежнему нередко связаны между собой. Так, в России общественной и культурной деятельностью в области моды занимается благотворительный фонд "Русский силуэт", возглавляемый Т. Михалковой (http://russian-siluet.ru/about/). Во Франции ведется работа над повышением общественной значимости женщин в рамках Международной организации франкофонии (см.: Крюкова О.А. Женские инициативы в Международной организации франкофонии: культура, общество, политика // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4).

13 Дурова Надежда Андреевна. Большая биографическая энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/23928/Дурова (дата обращения: 20.03.2014).

14 Сарафан на лямках распашной. Праздничная одежда. Север России. Вторая половина XVIII в. // Русский народный костюм... Илл. 21; Праздничная одежда. Север России. Конец XVIII — начало XIX вв. Север России // Там же. Илл. 23.

моды, которая привносится из Франции. С появлением стройного силуэта женская одежда утрачивает русское средневековое эстетическое представление о женщине, которая как продолжательница рода должна была быть здоровая и дородная. Женщина не только выходит за традиционные узкие рамки домашней семейной жизни, но и принимает участие в общественной деятельности и даже организует ее. Несмотря на то что образ женщины как защитницы и хранительницы очага в целом не изменился, участие в общественной жизни, гражданскую позицию женщина выражает, создавая свой образ. Это свидетельствует о значительных трансформациях, которые пережила Россия к началу XIX в.

Список литературы

Благотворительный фонд "Русский силуэт". URL: http://www.russian-

siluet.ru/about/ (дата обращения: 20.03.2014). Большая биографическая энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.

nsf /enc_biography/23928/Дурова (дата обращения: 20.03.2014). Дианова К.А. Мода как отражение психологии своего времени // Мода как отражение психологии своего времени: Мат-лы XXXIV Между-нар. науч. конф. СПб., 2013. Домострой: Как устроить свой быт богоугодно, а жизнь свято / Под

ред. Т.Н. Терещенко. М., 2012. Загрязкина Т.Ю. Следы Франции в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19.

Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 4. Загрязкина Т.Ю. Madame — Monsieur — Mademoiselle: Гендер и пол сквозь призму языка и культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4. Зализняк А.А. Новгородская Русь по берестяным грамотам. URL: http://

polit.ru/article/2006/11/30/zalizniak/ (дата обращения: 20.03.2014). Иваницкий В.Г. Русская женщина и эпоха "Домостроя" // Общественные науки и современность. 1995. № 2. Кардапольцева В.Н. Женщина и женственность в русской культуре.

М.; Екатеринбург, 2005. Крюкова О.А. Женские инициативы в Международной организации франкофонии: культура, общество, политика // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4. Михневич В.Л. Русская женщина XVIII столетия. Киев, 1896. Пивнева Н.С. Архетипические образы русской культуры. Таганрог, 2011. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад XVIII — начало XIX века. М., 2009. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.