Научная статья на тему 'ОБРАЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА, ПОСВЯЩЕННЫХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ'

ОБРАЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА, ПОСВЯЩЕННЫХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
563
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / ПЛАКАТ / КИНЕМАТОГРАФ / ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Елена Александровна

В статье делается обзор произведений искусства, посвященных отображению темы железной дороги на войне. Анализируемые работы разделены на тематические группы. Первая группа - плакаты довоенного периода, в которых через образ железной дороги передается идеология советского государства, противостояние социалистической и капиталистической систем. Следующая группа работ посвящена теме проводов на войну, местом действия которых часто становится железнодорожный вокзал, включение изображения которого в живописные или скульптурные произведения создает особую образную систему. Большая группа произведений посвящена фронтовым будням, в том числе связанным с работой железной дороги. Авторы литературных, живописных, кинематографических произведений обращались и к теме оккупации, в этих произведениях железная дорога приобретает зловещий образ. Тема железной дороги ярко звучит в плакатах, посвященных партизанской войне. В быстрых эмоциональных зарисовках изображена знаменитая «рельсовая война» - взрывающееся железнодорожное полотно, горящие вагоны, здесь железнодорожная техника зачастую приобретает одушевленный образ. Переломные моменты Великой Отечественной войны также нашли свое воплощение в произведениях искусства, связанных с железнодорожной тематикой. Кинематографический образ железной дороги военного времени достаточно многообразен: железнодорожный состав становится временным домом, передвижным госпиталем, грозным оружием и т. д. В отдельную группу выделяются произведения железнодорожной направленности, посвященные теме Победы, - яркие сцены встречи на железнодорожном вокзале возвращающихся с фронта частей запечатлены в произведениях разных видов искусства. Образ железной дороги нашел свое воплощение и в скульптурных композициях, увековечивающих память о вкладе железной дороги в Победу, о подвигах железнодорожников в Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE RAILWAYS IN THE WORKS OF ART DEDICATED TO THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article provides an overview of works of art dedicated to the reflection of the railway image at the war time. The analyzed works of art are divided into thematic groups. The first group comprises the pre-war period posters where the Soviet state ideology and the confrontation between the socialist and the capitalist systems is conveyed through the railway images. The next group of works is devoted to the seeing-offs to the war that often happens at a railway station, the inclusion of which in paintings or sculptures creates a special imagery. A large number of works is devoted to the everyday life on the frontline, including those related to the railway day-to-day operations. The authors of literary, pictorial, and cinematic works also addressed the topic of the Nazi occupation; in those works, the railway acquires an ominous image. The theme of the railway is vivid in posters depicting the Soviet partisan war activities. In quick emotional sketches, the famous «rail war» is shown - an exploding railway track and burning wagons - where the rolling stock often seems to be animated. The turning points of World War II were also embodied in works of art related to the railway theme. The cinematic images of the wartime railway are quite diverse - the train becomes a temporary home, a mobile hospital, a formidable weapon, etc. The Great Victory theme was also embodied in the works portraying the railways. For example, vivid scenes at railway stations where citizens meet soldiers returning from the frontline are captured in works of various art forms. The images of railway were also embodied in sculptural compositions perpetuating the memories of the contribution of the railway into the Victory and of the heroic deeds of railroad workers during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА, ПОСВЯЩЕННЫХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

УДК 75.044

Е. А. Мальцева

Образ железной дороги в произведениях искусства, посвященных

Великой Отечественной войне

В статье делается обзор произведений искусства, посвященных отображению темы железной дороги на войне. Анализируемые работы разделены на тематические группы. Первая группа - плакаты довоенного периода, в которых через образ железной дороги передается идеология советского государства, противостояние социалистической и капиталистической систем. Следующая группа работ посвящена теме проводов на войну, местом действия которых часто становится железнодорожный вокзал, включение изображения которого в живописные или скульптурные произведения создает особую образную систему. Большая группа произведений посвящена фронтовым будням, в том числе связанным с работой железной дороги. Авторы литературных, живописных, кинематографических произведений обращались и к теме оккупации, в этих произведениях железная дорога приобретает зловещий образ. Тема железной дороги ярко звучит в плакатах, посвященных партизанской войне. В быстрых эмоциональных зарисовках изображена знаменитая «рельсовая война» - взрывающееся железнодорожное полотно, горящие вагоны, здесь железнодорожная техника зачастую приобретает одушевленный образ. Переломные моменты Великой Отечественной войны также нашли свое воплощение в произведениях искусства, связанных с железнодорожной тематикой. Кинематографический образ железной дороги военного времени достаточно многообразен: железнодорожный состав становится временным домом, передвижным госпиталем, грозным оружием и т. д. В отдельную группу выделяются произведения железнодорожной направленности, посвященные теме Победы, - яркие сцены встречи на железнодорожном вокзале возвращающихся с фронта частей запечатлены в произведениях разных видов искусства. Образ железной дороги нашел свое воплощение и в скульптурных композициях, увековечивающих память о вкладе железной дороги в Победу, о подвигах железнодорожников в Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, железная дорога, искусство, живопись, плакат, кинематограф, литература.

Железная дорога стала объектом изображения в искусстве с момента своего возникновения. К настоящему времени создано невероятное количество ее изображений во всех видах искусства. Художники, скульпторы, композиторы, кинематографисты, театральные режиссеры вновь и вновь обращаются к теме железнодорожного транспорта, создавая его свежие образы. Каждый новый период вносил свой вклад *

в его осмысление .

Во время Великой Отечественной войны железная дорога решала колоссальные по своей важности и масштабам задачи, это не могло не отразиться в искусстве как военного, так и послевоенного времени. Однако начать стоит с работ еще довоенного периода, когда железная дорога стала некой метафорой, символизирующей движение в будущее, в светлое будущее, когда поезд был символом эпохи построения нового общества, утверждения новых, социалистических идей, а «у локомотива истории появился машинист Сталин, ведший "наш паровоз" к победе коммунизма» [5]. Особенно ярко этот образ воплотился в плака-

* Публикации о художественном образе железной дороги - в статьях [1-4].

92

тах 1930-х гг. Ярким примером является плакат П. П. Соколова-Скаля «Поезд идет от ст. Социализм до ст. Коммунизм» (1939 г.). Тот же образ мощно движущегося паровоза мог использоваться для демонстрации противостояния СССР и капиталистического Запада, это мы видим на плакате 1933 г. «Кто-кого? Догнать и перегнать» (рис. 1). В этом плакате - демонстрация силы молодого советского государства, противостояние двух систем, двух символов - красной звезды и нацистской свастики.

А дальше была война... Железнодорожная тематика в произведениях о Великой Отечественной войне не очень разнообразна, но она отражает ключевые моменты военной истории. Прежде всего, это тема прощания. Железнодорожный вокзал, проводы на фронт - такие эпизоды часто встречаются в произведениях разных видов искусства. Так, в скульптуре и живописи воссоздан исторический момент первого исполнения песни «Священная война». 26 июня 1941 г. на площади перед Белорусским вокзалом эту песню впервые исполнил Краснознаменный

ансамбль красноармейской песни и пляски СССР под управлением А. В. Александрова для частей, уходящих на фронт [6]. В честь этого события на здании Белорусского вокзала в 2008 г. размещена памятная доска (скульптор М. Перея-славец, архитектор А. Тихонов) (рис. 2). В бронзе запечатлена многофигурная композиция: на фоне главного фасада Белорусского вокзала и дымящего паровоза изображены музыканты, исполняющие ставшую впоследствии знаменитой песню, и бойцы, отправляющиеся на фронт. В центре - фигура дирижера, собирающая в единое действие все происходящее вокруг.

КТО-КОГО?

„Оятилегмм пмн развитии неродного кот ножны и недоступны ум* напитаямиу. По г

пи ПСР обеспечивает такие тейпы производства, какие нее чпу своего развития наша промышленность вообще, наша со* обгоняет и перегоняет развитие напитапислнеомх стран"

ДОГНАТЬ иПЕРЕГНАТЬ

Рис. 1. «Кто кого? Догнать и перегнать».

Плакат. 1933

В том же 2008 г. данный сюжет был запечатлен на живописном полотне - в работе Д. Ананьева «Ансамбль им. Александрова на Белорусском вокзале. 1941 год» (2008 г.). На полотне мы вновь видим музыкантов, группу солдат, в центре - дирижера, а на заднем плане - все тот же легендарный и хорошо узнаваемый Белорусский вокзал.

Не только в таких масштабных, но и в более камерных работах звучит тема проводов солдата на войну, и вновь и вновь сцены про-

щания изображаются на фоне вокзалов, вагонов, которые не просто передают факт действительности, но становятся своего рода символом происходящего события (работы О. Верейского «Проводы на фронт», В. Артыкова «Проводы на фронт» и др.).

Рис. 2. М. Переяславец, А. Тихонов.

Мемориальная доска, посвященная первому исполнению песни «Священная война» на фасаде Белорусского вокзала, г. Москва. 2008

Во время войны железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом. Перевозка военных частей на фронт, снабжение армии, эвакуация, транспортировка раненых... Все эти сюжеты так или иначе нашли свое отражение в искусстве. Л. Карташев, изображая Москву 1941 г., делает цветовой акцент на железнодорожном составе (рис. 3), Д. Черняев в работе «1942 год» изображает проносящиеся мимо теплушки с солдатами, В. Артамонов, обращаясь к теме женщины на войне в живописном полотне «На дорогах

Рис. 3. Л. Карташев. Москва, 1941-й год. 1983

войны» (1960 г.), воссоздает образ железнодорожной станции, на которой немного потерянными, чужими выглядят женщины в военной форме. На работе Б. Лавриненко «В годы войны» (1959 г.) - разрушенные строения и рельсы, по которым, возможно, уходит последний эшелон.

Изображение железной дороги связано также и с тяжелой темой оккупации. О. Верейский одну из иллюстраций поэмы А. Твардовского «Дом у дороги» посвящает сюжету отправки мирных жителей в Германию. Поэт пишет о своей героине:

.не могла глядеть назад, Где дом пылал сожженный, Как гнал ее чужой солдат На станцию с колонной. [7]

А О. Верейский изображает станцию, готовый к отправке эшелон и колонну людей, идущую к зловещим вагонам (рис. 4).

Рис. 4. О. Верейский. Иллюстрация к поэме А. Твардовского «Дом у дороги». 1959

Железная дорога стала одним из главных образов еще одного рода работ. Это плакаты, посвященные партизанской войне, в которых звучал призыв организовывать сопротивление врагу на оккупированных территориях, уничтожать связь, мосты, дороги и велся рассказ о том, как эта война происходит. В плакате 1941 г. «Партизаны» (рис. 5) изображение сопровождается текстом:

Пахло крепкою сосной, Были ветки мглисты. По дороге в час ночной Ехали фашисты. Их пугала эта ночь, Шли на них туманы. И решили им помочь

Наши партизаны. Способ выбрали простой Для своей подмоги: Запалили сухостой На лесной дороге. Поперхнулся паровоз Около преграды. Враг снаряды не довез -Лопнули снаряды. Показал себя отряд, В меру постарался, -От фашистов, говорят, Уголек остался.

Рис. 5. «Партизаны». 1941

На таких плакатах - взрывающееся железнодорожное полотно, горящие вагоны. Страшная картина для тех, кто эти дороги строил, но это была необходимая жертва. Плакаты-листовки показывают и рассказывают, как идет партизанская война: «То провод штабной оборвали и ночью разбили обоз. то мост через реку взорвали, вагоны пустив под откос.»; «Небольшой отряд смельчаков-партизан минировал железнодорожный путь на перегоне к станции "Б". Вскоре подошедший к мосту поезд с цистернами взорвался, горючее запылало, а партизаны, встретившись с фашистской охраной, перестреляли их и без потерь скрылись в лесах» (рис. 6). Изображения на такого рода плакатах - это быстрые зарисовки, главная задача которых - ярко и емко передать сюжет, вызвав при этом сильные эмоции у зрителя. Стилистически работы близки к народному лубку, что проявилось, например, в часто встречающейся раскадровке сюжета, сочетании изображения и пояснительного текста. Знаменитая рельсовая война нашла отражение в многочисленных графических и живописных работах, созданных как во время войны, так и уже после нее.

Рис. 6. «Небольшой отряд смельчаков-партизан минировал железнодорожный путь...» Плакат. 1942

Героические и переломные моменты войны также часто были связаны с железной дорогой и нашли свое отражение в искусстве. П. Котляров работу, посвященную прибытию поезда с пленными офицерами разгромленной под Сталинградом 6-й немецкой армии («Прибытие эшелона со сталинградскими военнопленными офицерами на станцию Павшино в г. Красногорске 24 февраля 1943 г.», 2002 г.), писал, используя документы, фотографии, воспоминания очевидцев [8]. Потому перед нами не столько художественное произведение, сколько запечатленная в красках история, но символично, что для изображения данного исторического события автор выбирает именно сюжет, связанный с железной дорогой.

Прибытие первого поезда временной железнодорожной линии «Поляны - Шлиссельбург» изобразил М. Петров-Маслаков (рис. 7). Дорога действовала с 7 февраля 1943 г. по 23 февраля 1944 г. [9] и получила негласное название «дорога смерти», при этом она сыграла важнейшую роль в обороне Ленинграда, потому художник создает образ весьма яркий, оптимистичный. Украшенный портретом Сталина, лозунгами поезд очень торжественно движется по полотну, выезжая на первый план, постепенно заполняя собой пространство. Строительству Шлиссельбургской магистрали также посвящен современный фильм «Коридор бессмертия» (реж. Ф. Попов), в центре сюжета которого - подвиг железнодорожников.

Кинематограф достаточно часто обращается к теме железной дороги и Великой Отечественной войны. В многочисленных худо-

жественных кинолентах, посвященных военным событиям, основное действие разворачивается на железной дороге, в поезде. Так, в военной драме Г. Чухрая «Баллада о солдате» (1959 г.) железная дорога стала важной частью сюжета, многочисленные события, наполнившие несколько дней жизни главного героя, происходят именно здесь.

Рис. 7. М. В. Петров-Маслаков. Первый поезд «Дороги Победы» в Ленинграде. Январь 1943

Местом встречи людей самой разной судьбы становится вагон военного поезда в фильме «Самый медленный поезд» (1963 г., реж. В. Краснопольский, В. Усков). Этот вагон становится временным домом для очень разных людей, случайных попутчиков, которых объединила общая беда - война, а железная дорога - дорога из войны в мир, от смерти - к рождению новой жизни.

За годы Великой Отечественной войны миллионы жизней спасли военно-санитарные поезда, «это были кровеносные сосуды, связывающие медиков фронта и тыла» [10]. Такому поезду посвящена повесть В. Пановой «Спутники», почти документально рассказывающая о жизни санитарного поезда, о человеческих трагедиях и подвигах. Книга была дважды экранизирована - в 1964 г. режиссером И. Хамраевым (фильм «Поезд милосердия», рис. 8) и в 1975 г. режиссером П. Фоменко (фильм «На всю оставшуюся жизнь»). И в книге, и в фильме образ поезда с красным крестом стал символом жизни, движущейся наперекор смерти.

В последние годы была создана целая серия новых фильмов о железной дороге и войне. Имея разную художественную ценность, по-разному оцениваясь критиками и зрителями, они демонстрируют непроходящий интерес к данной теме.

Рис. 8. Поезд милосердия. Реж. И. Хамраев.

Кадр из фильма

Тема Победы в Великой отечественной войне также связана с железной дорогой. На вокзалах встречали эшелоны с возвращающимися воинами, логично, что такой сюжет лег в основу многих произведений. Живописные полотна похожи по композиции, яркому колориту, общему радостному настрою (рис. 9). То же настроение ликования передают подобные сцены, снятые кинематографистами, так, например, сценой встречи победителей на вокзале заканчивается фильм «Белорусский вокзал» (1970 г., реж. А. Смирнов). Эта сцена дана как сон-воспоминание ветеранов, но оттого она не становится менее яркой и эмоциональной.

Однако победа - это, действительно, «радость со слезами на глазах», и трагические ноты прорываются в такие сцены. Так, на картине М. Кугача «После Победы» (1980 г.) автор изображает фигуру одинокой женщины, которая ни-кого не встретила, а железнодорожный вагон уже пуст, из него больше никто не выйдет.

Пронзительно звучит заключительная сцена фильма «Летят журавли» (1957 г., реж. М. Калатозов), в которой главная героиня Вероника вливается в общий поток ликования, радости победы, цветов, улыбок, переживая при этом глубочайшую боль утраты родного человека.

Вкладу железнодорожников в победу в Великой Отечественной войне посвящены скульптурные монументы, обычно это стелы, обелиски, но в некоторых работах присутствуют и изобразительные элементы. В памятнике железнодорожникам, установленном в Курске (архитектор Е. Холодова, скульптор В. Бартенев, 2013 г.), ключевым является образ двух движущихся паровозов, пересекающих символическую арку. В композицию памятника «Железнодорожникам фронта и тыла», установленного в Тюмени (С. Титли-нов и А. Медведев), включены барельефные фигурные композиции и настоящие рельсы (рис. 10). Левый пилон арки состоит из фронтовых рельсов, привезенных из мест боев,

Рис. 9. Н. Репин. С победой! 1976

Рис. 10. С. Титлинов и А. Медведев. Памятник «Железнодорожникам фронта и тыла». Тюмень. 2015

правый - из тыловых рельсов восточных областей нашей страны. Настоящие, немало послужившие рельсы создают особый символизм памятника. Вклад железнодорожников в по-

беду трудно переоценить, и он достойно представлен в художественных образах. Это была одна война, одна победа, и образ ее во многом переплетается с образом железной дороги.

Библиографический список

1. Мальцева Е. А. Железная дорога как часть культуры в контексте художественного осмысления // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2010. Вып. 24. С. 122-129.

2. Лесовиченко А. М., Мальцева Е. А. Железная дорога в музыке и изобразительном искусстве // Железнодорожный транспорт. 2012. № 5. С. 72-77.

3. Мальцева Е. А. Поезд как метафора в художественной культуре России // Модернизационные процессы в обществе и на железнодорожном транспорте : исторический опыт и современная практика : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Омск. гос. ун-т путей сообщения. Омск : ОмГУПС, 2014. С. 281-286.

4. Мальцева Е. А. Железная дорога и кинематограф // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2013. Вып. 29. С. 67-72.

5. Савицкий С. А. «Железная дорога» как метафора в советской культуре 1920-1930-х гг. // Вестник РГГУ. Сер.: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2011. № 17 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zheleznaya-doroga-kak-metafora-v-sovetskoy-kulture-1920-1930-h-gg-1 (дата обращения: 10.02.2020).

6. Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова. История ансамбля. URL: https://redarmychorus.mil.ru/Istoriya (дата обращения: 04.05.2020).

7. Твардовский А. Дом у дороги. URL: https://librebook.me/dom_u_dorogi/vol1/1 (дата обращения: 04.05.2020).

8. Красногорский филиал Музея Победы // Museum.ru. URL: http://museum.ru/m464 (дата обращения: 04.05.2020).

9. Железная дорога 1941-1945 // ОАО «РЖД». Октябрьская железная дорога. URL: https://ozd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4792 (дата обращения: 04.05.2020).

10. История железных дорог России // ОАО «РЖД» : веб-портал. URL: https://history.rzd.ru/history/pub-lic/ru?STRUCTURE_ID=5131& (дата обращения: 04.05.2020).

E. A. Maltseva

The Image of the Railways in the Works of Art Dedicated to the Great Patriotic War

Abstract. The article provides an overview of works of art dedicated to the reflection of the railway image at the war time. The analyzed works of art are divided into thematic groups. The first group comprises the pre-war period posters where the Soviet state ideology and the confrontation between the socialist and the capitalist systems is conveyed through the railway images. The next group of works is devoted to the seeing-offs to the war that often happens at a railway station, the inclusion of which in paintings or sculptures creates a special imagery. A large number of works is devoted to the everyday life on the frontline, including those related to the railway day-to-day operations. The authors of literary, pictorial, and cinematic works also addressed the topic of the Nazi occupation; in those works, the railway acquires an ominous image. The theme of the railway is vivid in posters depicting the Soviet partisan war activities. In quick emotional sketches, the famous «rail war» is shown - an exploding railway track and burning wagons - where the rolling stock often seems to be animated. The turning points of World War II were also embodied in works of art related to the railway theme. The cinematic images of the wartime railway are quite diverse - the train becomes a temporary home, a mobile hospital, a formidable weapon, etc. The Great Victory theme was also embodied in the works portraying the railways. For example, vivid scenes at railway stations where citizens meet soldiers returning from the frontline are captured in works of various art forms. The images of railway were also embodied in sculptural compositions perpetuating the memories of the contribution of the railway into the Victory and of the heroic deeds of railroad workers during the Great Patriotic War.

Key words: Great Patriotic War; railway; art; painting; poster; cinematography; literature.

Мальцева Елена Александровна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Философия и культурология» СГУПС. E-mail: eamaltseva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.