Научная статья на тему 'ОБРАЗ-Я КАК СПЕЦИАЛИСТА У МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ'

ОБРАЗ-Я КАК СПЕЦИАЛИСТА У МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / МОЛОДОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ОБРАЗ-Я / СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ / СТРУКТУРА ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ / ЭТАЛОННЫЙ ОБРАЗ-Я / EMOTIONAL CATEGORY / NONVERBAL STRUCTURE / REFERENCE SELF- CONSTRUCTION / SELF-CONSTRUCTION / SOCIAL CATEGORY / STRUCTURE OF A PERSON’S IDENTITY / VERBAL STRUCTURE / YOUNG TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гасиева И. Т.

Статья посвящена исследованию представлений о себе как о профессионале и эталонном (идеальный образ) профессионале у молодых преподавателей средних общеобразовательных школ Республики Северная Осетия - Алания. В статье эмпирически исследована содержательная составляющая образа-Я как профессионала и образа-Я идеального преподавателя. В ходе проведенного исследования выявлено, что большая часть опрошенных молодых преподавателей идентифицируют себя с эталонным образом профессионала в выбранной ими профессиональной деятельности. В структуре образа-Я и эталонного образа-Я преобладает социальный компонент; молодые специалисты, чей образ-Я не совпадает с эталонным, позиционируют себя, как разочаровавшиеся в выбранной ими профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гасиева И. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONSTRUCTION AS A SPECIALIST FOR YOUNG TEACHERS

The article is devoted to the study of self-construction as a professional and a reference (ideal image) professional among young teachers of secondary schools of the Republic of North Ossetia - Alania. The article empirically studies the content component of the image of the Self as a professional and the image of the Self as an ideal teacher. In the course of the research, it was revealed that the majority of young teachers surveyed identify themselves with the reference image of a professional in their chosen professional activity. The structure of the self-construction and the reference self- construction is dominated by the social component; young professionals whose self-construction does not coincide with the reference image position themselves as disillusioned with their chosen professional activity.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ-Я КАК СПЕЦИАЛИСТА У МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ»

УДК 159.9.07

Гасиева ирина Таймуразовна

преподаватель, ГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-9485-356X e-mail: gasieva-irina@rambler.ru

Gasieva Irina

Lecturer, North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia

ORCID: 0000-0002-9485-356X e-mail: gasieva-irina@rambler.ru

DOI10.26425/1816-42 77-2020-10-163-168

ОБРАЗ-Я КАК СПЕЦиАЛиСТА У МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию представлений о себе как о профессионале и эталонном (идеальный образ) профессионале у молодых преподавателей средних общеобразовательных школ Республики Северная Осетия - Алания. В статье эмпирически исследована содержательная составляющая образа-Я как профессионала и образа-Я идеального преподавателя. В ходе проведенного исследования выявлено, что большая часть опрошенных молодых преподавателей идентифицируют себя с эталонным образом профессионала в выбранной ими профессиональной деятельности. В структуре образа-Я и эталонного образа-Я преобладает социальный компонент; молодые специалисты, чей образ-Я не совпадает с эталонным, позиционируют себя, как разочаровавшиеся в выбранной ими профессиональной деятельности.

Ключевые слова: вербальная структура, молодой преподаватель, невербальная структура, образ-Я, социальная категория, структура образа человека, эмоциональная категория, эталонный образ-Я.

Для цитирования: Гасиева И.Т. Образ-Я как специалиста у молодых преподавателей//Вестник университета. 2020. № 10. С. 163-168.

SELF-CONSTRUCTION AS A SPECIALIST FOR YOUNG TEACHERS

Abstract. The article is devoted to the study of self-construction as a professional and a reference (ideal image) professional among young teachers of secondary schools of the Republic of North Ossetia - Alania. The article empirically studies the content component of the image of the Self as a professional and the image of the Self as an ideal teacher. In the course of the research, it was revealed that the majority of young teachers surveyed identify themselves with the reference image of a professional in their chosen professional activity. The structure of the self-construction and the reference self- construction is dominated by the social component; young professionals whose self-construction does not coincide with the reference image position themselves as disillusioned with their chosen professional activity.

Keywords: emotional category, nonverbal structure, reference self- construction, self-construction, social category, structure of a person's identity, verbal structure, young teacher.

For citation: Gasieva I.T. (2020) Self-construction as a specialist for young teachers. Vestnik universiteta. I. 10, pp. 163-168. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-10-163-168

Социально-политические процессы, происходящие в стране, а в частности в системе образования Российской Федерации, существенно отражаются на реалиях субъектов образовательной системы. Меняется положение и статус как педагогической специальности в целом, так и педагогов в частности. Под воздействием различных факторов, личность преподавателя подвергается значительным изменениям. К таким факторам относится изменение формы работы и ее содержания, изменение образовательных стандартов, требований к нормам и правилам профессиональной деятельности и многое другое. Все это оказывает влияние не только на саму личность преподавателя, но и на его желание оставаться в своей профессиональной деятельности. По данным Министерства Просвещения Российской Федерации, в настоящее время в школах трудятся около 11-13 % молодых специалистов и рост показателя по данной позиции не отмечается [8]. Анализировать данную проблему можно с различных ракурсов (социального, экономического, психологического и т. д.).

Данная статья направлена на исследование структуры представлений личности о себе (Образ-Я) как о профессионале, способствующей профессиональному развитию молодых преподавателей [1]. «Молодые

© Гасиева И.Т., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

преподаватели - это особая социально-психологическая группа, она отличается от других профессиональных групп по роду своей деятельности» [2]. Также можно выделить и другие значимые различия этой профессиональной группы (возрастные, профессиональные, связанные с опытом профессиональной деятельности и т. д.).

Представление о личностных качествах представителей различных профессий, об особенностях их деятельности, требующих развития профессионально важных качеств личности, формируются посредством восприятия представителей определенных профессий - социально-профессиональная перцепция. К ней также относятся и представления о себе, как о представителе определенной профессиональной группы, о своих характеристиках и о том, как они соответствуют выбранной профессиональной деятельности. «К этому же виду социально-психологической перцепции можно отнести и рефлексивные образы действующих и будущих профессионалов - тех, кто обучается той или иной профессии на рабочем месте или в учебных заведениях начального, среднего и высшего уровня» [6, с. 120].

Предполагается, что молодой преподаватель, имеющий диплом является компетентным специалистом, готовым решать любые профессиональные задачи. Несмотря на полученные в ходе обучения знания и профессиональные умения, неизбежно возникает противоречие между ними и профессиональными реалиями. Молодые преподаватели разрешают эту проблему лишь путем накопления опыта (как профессионального, так и социального) в процессе профессиональной деятельности. Однозначно, что для этого требуется время, кроме того, накопление профессионального опыта происходит в системе проб и ошибок [5]. В связи с этим процессы адаптации (профессиональной, социально-психологической) могут быть затруднительными. Таким образом, изучение образа профессионала, формирующегося в сознании специалиста, его динамики и связанных с этим аспектов является актуальным и значимым.

Опираясь на работы Е. А. Климова, можно говорить о том, что образ профессионала выступает своего рода моделью профессионала, которая носит субъективный характер и связанна как с представлениями о профессиональной деятельности, так и качествами личности, влияющими на ее профессионализм: «... образ в психологическом смысле - это субъективная модель чего-либо» [3, с. 23].

В своих работах В. Л. Ситников и его коллеги изучали представления студентов педагогических специальностей о себе, как о профессионалах. Они отметили следующий факт: несмотря на то, что обучающиеся выбрали специальность в системе «человек-человек», в процессе обучения чаще всего выполняются функции, которые характеры для профессиональной деятельности в системе «человек - знаковая система». Таким образом, можно говорить о том, что представления о реальном образе профессионала, обучающиеся получают в виде отражения других профессионалов своих субъективных представлений [7].

Это и обусловливает важность исследования формирования профессиональной позиции личности, непосредственным проявлением которой является существующий в ее сознании образ компетентного профессионала. Данный образ близок к эталонному (идеальный образ-Я) и по своей сути является серьезным ориентирующим и мотивирующим условием продуктивного и успешного профессионального развития.

Представления о профессионале непосредственно связанны с представлениями о профессиональной деятельности. Исследуя тему профессионального выбора, Л. М. Митина отмечает, что образ профессии, являясь когнитивным и эмоциональным образованием, способен изменять систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей [4]. Так же она говорит о том, что изначально эталонный образ профессионала связывался с конкретной профессиональной группой и с их профессиональными ценностями. Сегодня наблюдается процесс смены идеального образа профессионала на идеальный образ жизни [6].

В связи с этим можно говорить о важности информации, позволяющей знать, как представляют себе профессионала молодые специалисты, так как от сформированности их образа-Я, как профессионала зависит их будущая профессиональная позиция.

Н. Б. Казначеева М. В. Карагачева, С. И. Кедич, В. Л. Ситников в своих исследованиях доказали связь между Я-образами и представлениями о других людях. Отражаясь в сознании человека, сохранившись в нем (в том или ином виде: вербальном/визуальном), образ сам становится реальностью, которая влияет на последующее осознание окружающей действительности [7]. Основной целью данного исследования является анализ содержания и структур образов профессионала, а также выявление значимых связей между Я-обра-зами молодых преподавателей и их представлениями о профессионале.

Для выявления структур и содержания Я-образов молодых преподавателей и образов профессионала была выбрана методика «Структура образа человека (иерархическая)» В. Л. Ситникова (далее - методика СОЧ(И)). В исследовании приняло участие 73 преподавателя со стажем работы от 0 до 3 лет, работающих в средних общеобразовательных школах Республики Северная Осетия - Алания.

Методика СОЧ(И) состоит из двух частей: вербальной и невербальной. Одна (вербальная) дает возможность сбора осознаваемой в той или иной степени информации, тогда как вторая часть (невербальная) дает возможность получить информацию о мало осознаваемой (интуитивной) группе представлений о человеке.

Автор в своей методике выделил 11 категорий, на основе которых формируется структура образа-Я:

- характеристики особенностей поведения личности как субъекта деятельности;

- характеристики интеллектуально-творческой сферы личности;

- характеристики интеллектуально-социальной сферы личности, то есть характеристики в области социального взаимодействия, умения понимать другого человека, социальный интеллект, конвенциональные, общепринятые, условное обозначение;

- характеристики особенностей поведения личности, проявляющихся как во взаимодействии, так и в деятельности;

- характеристики особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия;

- телесно-физические характеристики;

- эмоционально-личностные характеристики;

- материальные характеристики;

- метафорические характеристики;

- позитивные характеристики;

- негативные характеристики;

- нейтральные или амбивалентные характеристики.

Анализ полученных результатов структуры образа профессионала и образа профессионала-идеала у молодых преподавателей. Перед исследуемыми стояла задача описать сначала общие представления о себе, как о профессионале («Кто Я как профессионал?»), а затем описать идеального специалиста в выбранной ими профессии («Кто идеальный профессионал?»). Результаты исследования структуры образов представлены на рисунке 1.

100

80

i «

60

40

20

-1-1-1--1-1-1-1-1--i--1-Г

в д и ис к п с т э м мат +

Категории СОЧ(И)

Я-профессионал

Профессионал-идеал

Условные обозначения характеристик: в - волевые; д - деятельностные; и - интеллектуальные; и/с -социально-интеллектуальные; к - конвенциональные; м - метафорические; мат - материальные; п - поведенческие; с - социальные; т - телесные; э - эмоциональные; (+) - положительные; (—) - отрицательные; (=) - нейтральные.

Составлено автором по материалам исследования Рис. 1. Структуры образа-Я, как профессионала и образа идеального профессионала в представлениях выпускников

0

Анализируя представленные данные структуры образа-Я как профессионала и образа идеального профессионала у молодых преподавателей, можно говорить о том, что в обеих группах преобладают социальные и эмоциональные категории. Стоит отметить, что преобладание интеллектуальной и интеллектуально-социальной категорий наблюдается в структуре образа идеального преподавателя. Эмоциональная оценка образа-Я как профессионала и образа идеального профессионала, в большинстве случаев, положительная.

Характеризуя себя, как профессионала молодые преподаватели отмечали положительные качества и особенности характера. Чаще всего респонденты определяли себя добрыми (51 %), любящими детей (37 %), вежливыми, ответственными и справедливыми (34 %), а также трудолюбивыми (26 %) и веселыми (20 %).

В психогеометрической структуре образа-Я как профессионала можно выделить две группы: «круги» (29 %) и «квадраты» (24 %).

К особенностям первой группы (круги) относится их направленность на взаимодействие, поддержание позитивных коммуникативных связей, склонность к командной работе. Так же им свойственна гуманность, социальная направленность, разборчивость в окружающих. Как в профессиональной, так и в общественной деятельности проявляют активность. «Круги» гибкие во взаимодействии, умеют подстраиваться под ситуацию и окружение, готовы к компромиссам.

В свою очередь «квадраты» рациональны, склонны к обработке данных и приведению их в логическую форму. Могут легко спрогнозировать результат, в этой связи успешны в области обработки и систематизации информации. К отличительным качествам можно отнести: методичность, выносливость, терпеливость. Проявляют достаточную консервативность во всем.

Структура образа идеального профессионала практически совпадает со структурой образа-Я, как специалиста. Волевые, интеллектуальные, социально-интеллектуальные, социальные и эмоциональные категории выражены в структурах образа-Я как специалиста и эталонного образа-Я.

Эмоциональное отношение к своему образу-Я как идеального специалиста в целом положительное. В большинстве случаев респонденты, говоря об идеальном специалисте, отмечают такие характеристики, как: справедливая (34 %), добрая (31 %), любовь к детям и трудолюбивая (26 %), ответственная, терпеливая, умная (20 %).

Анализируя результаты невербальной структуры образа-Я, как идеального специалиста, можно выделить группы «круги» - 32 %, «квадраты» и «прямоугольники» - 24 %.

Полученные данные в невербальной части методики, позволяют говорить о том, что у большинства респондентов в обеих группах выявлено совпадение структур образа-Я как специалиста и образа идеального специалиста - 54 %.

Математико-статистический анализ результатов показал отсутствие достоверных различий компонентов в структуре образа-Я, как специалиста по сравнению со структурой образа идеального специалиста.

В структуре образа-Я, как специалиста и образа идеального профессионала первостепенными являются социальные характеристики. Так же общим является и положительная оценка своего образа. Представления о себе, как о представителе выбранной профессиональной группы и об идеальном профессионале совпадают у большей части респондентов.

Анализ составленных частотных словарей, по критерию образ-Я как специалиста и эталонный образ-Я как специалиста, позволяет проследить не только те характеристики, которыми респонденты наделяют профессионального преподавателя (идеальный профессионал), но и то, насколько эти характеристики они отмечают у самих себя, как у преподавателей. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Совпадения обобщенных представлений о себе как о профессионале и представлений

об идеальном профессионале

Я-профессионал Кол-во ответов, % идеальный профессионал Кол-во ответов, %

Добрый 51 Добрый 31

Умеющий слушать (выслушать) 43 Умеющий слушать 30

Открытый 43 Открытый 30

Окончание табл. 1

Я-профессионал Кол-во ответов, % идеальный профессионал Кол-во ответов, %

Спокойный 38 Спокойный 29

Образованный 38 Образованный 29

Любящий детей 37 Любящий детей 26

Справедливый 34 Справедливый 34

Уверенный в себе 34 Уверенный в себе 30

Отзывчивый 34 Отзывчивый 19

Ответственный 34 Ответственный 20

Вежливый 32 Вежливый 19

Компетентный 32 Компетентный 22

С чувством юмора 29 С чувством юмора 24

Любящий свое дело 29 Любящий свое дело 25

Трудолюбивый 26 Трудолюбивый 26

Профессионал 23 Профессионал 23

Ненавязчивый 22 Ненавязчивый 19

Активный 19 Активный 19

Составлено автором по материалам исследования

В результате проведенного исследования были определены представления молодых преподавателей о себе как о профессионалах и их представления об идеальном профессионале. В структуре образа-Я как преподавателя и эталонного образа-Я как преподавателя первостепенными являются социальные характеристики. Также общим является и положительная оценка своего образа. Представления о себе и об идеальном преподавателе совпадают у большей части респондентов. Однако стоит отметить, что были выявлены и несовпадения (14 %). По результатам исследования с группой респондентов, у которых были выявлены несовпадения, провели опрос. Согласно опросу, эта группа преподавателей отмечает свою разочарованность выбранной ими профессии. При осмыслении того, что разочаровало в выбранной специальности, исследуемые прокомментировали это «неуважением к профессии в школах», «плохие условия труда», «все сложнее, чем я думала».

Библиографический список

1. Акопов, Г. В. Социальная психология образования. - М.: Флинта, 2000. - 296 с.

2. Грунт, Е. В., Елисеева, Е. С. Имидж профессии и образ молодых преподавателей вузов: особенности взаимодействия // Известия Уральского федерального университета. Серия 3, Общественные науки. - 2015. - № 3 (143). - С. 43-50.

3. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

4. Митина, Л. М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопросы психологии. - 1991. - № 5. - С. 28-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Николаичев, Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05. - М., 1974. - 23 с.

6. Ситников, В. Л., Регуш, Л. А., Кедич, С. И. и др. Социально-психологическая перцепция в системе образования: монография. - СПб.: ЭЛВИ-Принт, 2016. - 150 с.

7. Ситников, В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). - СПб.: Химиздат, 2001. - 288 с.

8. Васильева О.Ю. Количество молодых учителей в российских школах до 2029 года не возрастет // ТАСС [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6758522 (дата обращения 25.06.2020).

References

1. Akopov G. V. Sotsial'naya psikhologiya obrazovaniya [Social psychology of education]. Moscow, Flinta, 2000. 296 p.

2. Grunt E. V., Eliseeva E. S. Imidzh professii i obraz molodykh prepodavatelei vuzov: osobennosti vzaimodeistviya[The image of the profession and the image of young University teachers: features of interaction]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 3, Obshchestvennye nauki [Ural Federal University Journal. Series 3, Social Sciences], 2015, no. 3 (143), pp. 43-50.

BecmuuK yuueepcumema № 10, 2020

3. Klimov E. A. Obraz mira v raznotipnykh professiyakh [Image of the world in different types ofprofessions]. Moscow, Izd-vo MGU, 1995. 224 p.

4. Mitina L. M. Individual'nyi podkhod i skhematicheskaya tipizatsiya uchashchikhsya [Individual approach and schematic typi-fication of students]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 1991, no. 5. pp. 28-35.

5. Nikolaichev B. O. Osoznavaemoe i neosoznavaemoe v nravstvennom povedenii lichnosti [The conscious and unconscious in the moral behavior of the individual]: Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.05. Moscow, 1974. 23 p.

6. Sitnikov V L., Regush L. A, Kedich S. I. et al. Sotsial'no-psikhologicheskaya pertseptsiya v sisteme obrazovaniya: monografiya [Socio-psychologicalperception in the education system: monograph]. St. Petersburg, ELVI-Print, 2016. 150 p.

7. Sitnikov V. L. Obraz rebenka (v soznanii detei i vzroslykh) [Image of a child (in the minds of children and adults)]. St. Petersburg, Khimizdat, 2001. 288 p.

8. VasiFeva O. Yu. Kolichestvo molodykh uchitelei v rossiiskikh shkolakh do 2029 goda ne vozrastet [The number of young teachers in Russian schools will not increase until 2029]. TASS. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6758522 (accessed 25.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.