Научная статья на тему 'ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ВРАГА / СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ / СТАЛИНИЗМ / «ХРУЩЁВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ» / ЗАСТОЙ / ПЕРЕСТРОЙКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алёхин Фёдор Витальевич

В представленной статье дана характеристика образа врага и его эволюция в советском кинематографе. Кроме того, выделена авторская периодизация образа врага советского периода истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE ENEMY IN SOVIET CINEMA: PROBLEM STATEMENT

The presented article describes the image of the enemy and its evolution in Soviet cinema. In addition, the author's periodization of the image of the enemy of the Soviet period of Russian history is highlighted.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(571.513)

ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Алёхин Фёдор Витальевич,

магистрант

Научный руководитель — М. Г. Степанов, кандидат исторических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В представленной статье дана характеристика образа врага и его эволюция в советском кинематографе. Кроме того, выделена авторская периодизация образа врага советского периода истории России.

Ключевые слова: образ врага, советский кинематограф, сталинизм, «хрущёвская оттепель», застой, перестройка.

THE IMAGE OF THE ENEMY IN SOVIET CINEMA: PROBLEM STATEMENT

Alekhin Fedor Vitalievich,

graduate student

Scientific supervisor—M. G. Stepanov, Ph.D. in History, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)

The presented article describes the image of the enemy and its evolution in Soviet cinema. In addition, the author's periodization of the image of the enemy of the Soviet period of Russian history is highlighted.

Key words: the image of the enemy, Soviet cinema, Stalinism, «Khrushchev ottepel», stagnation, perestroika.

Проблема формирования образа врага имеет междисциплинарную направленность. Так, к анализу этого феномена обращаются специалисты различных гуманитарных и социальных наук: истории [1], психологии [2], культурологии [3] и др. В исторической науке проблема формирования образа врага и анализ способов его использования в манипуляторных целях также достаточно актуальная предметная плоскость. В данной статье выделен образ врага в контексте игрового художественного кино советского государства.

Термин «враг народа» относят к временам римского права [7, с. 50]. В СССР данное понятие использовалось с 1917 г. Большевики заимствовали этот термин у деятелей Великой французской революции. Официально же термин был закреплен в Конституции СССР 1936 г. [8]. В период 1920-1930-х гг. под этим термином понимались все, кто так или иначе

покушался на «общественную, социалистическую собственность». По факту же все те, кто не поддерживал советскую власть и её решения, объявлялись врагами народа. В разные периоды под это понятие подходили различные категории людей.

Октябрьская революция 1917 г. привела к коренной перестройке всей культурной жизни в России. 27 августа 1919 г. был подписан декрет Совнаркома «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения» [4], и весь кинематограф в стране стал подчиняться государству. Государство же сразу начало использовать его в политических и идеологических целях. Так, из 57 фильмов, выпущенных в 1919 г., 45 были «агитками», в 1920 из 29 фильмов 22 были «агитками» и т. д. [5, с. 331]. Необходимо отметить, что уже в 1920-е гг. термины «агит-

фильм» и «агитка» уходят из обихода, это обусловлено тем, что весь кинематограф нёс в себе необходимые государству идеи (фильмы «Товарищ Абрам» - реж. Александр Разумный, 1919 г.; «В царстве палача Деникина» -реж. Аксель Лундин, 1919 г.). Фильмы без таких идей просто не производились.

С приходом к власти большевиков главными врагами народа стали «буржуй» и «империалист». Первым образом врага для большевиков в кино стали белогвардейцы. В рамках еще шедшей Гражданской войны и сложного положения страны самым популярным жанром были хроники происходящих событий, будь то победы Красной Армии или зверства белых. Победы белых или же зверства красных, конечно, замалчивались (хроники «КиноНеделя» - монтажёр Дзига Вертов, 1918-1919 гг.). Такие фильмы активно демонстрировались гражданскому населению.

Глава РКП(б) и Совнаркома В. И. Ленин бесспорно хотел «вести художественную пропаганду наших идей в форме увлекательных картин» [6, с. 47], но в момент гражданской войны это не представлялось возможным.

Еще одним формировавшимся образом врага было духовенство (фильм «О попе Панкра-те, тётке Домне и явленной иконе в Коломне» -реж. Николай Преображенский и Александр Аркатов, 1918 г.). Религия как один из основных столпов царской власти стала активно высмеиваться. Создавался образ нечистого на руку, жадного попа. Критиковались образы «кулаков» (фильм «Серп и молот» - реж. Владимир Гардин, 1921 г.), а также образы других политических движений, таких как анархисты Махно (фильм «Красные дьяволята» - реж. Иван Перестиани, 1923 г.). Кульминационными фильмами первой половины 1920-х гг. можно считать работы реж. С. Эйзенштейна «Стачка» и «Броненосец "Потемкин"». Именно в этих фильмах собрались все яркие «образы» антагонистов новой власти и народа.

С середины 1920-х гг. до первой половины 1930-х гг. белогвардейцы отходят на второй план, а на смену приходят кулаки и буржуи. Категория «классовых/социальных врагов» все чаще присутствует на экранах кинотеатров.

Во второй половине 1930-х гг. появляется новый враг - шпион. Образ хитрого, умного врага, который хочет украсть важную тайну, начинает все чаще появляться на экранах. Так с 1930 по 1935 гг. шпионы в той или иной ситуации появились в 8-ми фильмах, а с 1936 по 1939 гг. - уже в 20-ти [9, с. 112]. Активное внедрение в сознание людей массовой идеи о засилии шпионов обусловливалось массовыми репрессиями. Заложенный образ позволял легче поверить, что исчезнувшие люди действительно были шпионами Запада (фильмы: «Печать времени» - реж. Георгий Кроль, 1932 г.; «Высокая награда» - реж. Евгений Шнейдер, 1939 г.; «Гайчи» - реж. Владимир Шнейдеров, 1938 г.; «Поезд едет в Москву» - реж. Альберт Гендельштейн и Дмитрий Позанский, 1938 г.) [10, с. 100].

Однако ситуация с образом врага значительно изменилась в годы Великой Отечественной войны. В первые месяцы эвакуации киностудий вопрос об изображении образа внешнего захватчика напрямую не стоял. Только к зиме 1941 г. был выработан чёткий план, где фашисты стали изображаться с гипертрофированными человеческими слабостями (пьянство, разврат, грубость, мародёрство и т.д.) [11, с. 29]. Одной из основных целей было «расчеловечить» образ фашиста, необходимо было вызвать ненависть к ним, уничтожить в них людей и создать имидж чудовищ. В образе фашистов также есть различия: офицерский состав - это манерные, циничные, хитрые, неуравновешенные и маниакальные личности. Образы же солдат в основном обезличены, оглуплены (фильм «Юный фриц» - реж. Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, 1942 г.) [11, с. 29].

Показ «внутренних врагов» исчезает с экранов киноэкранов в 1943 г. (возвращение произошло лишь в кинофильмах «Во имя Родины» - реж. Всеволод Пудовкин, 1943 г., «Радуга» - реж. Марк Донской, 1943 г.) [11, с. 30].

С 1943 г. изображение немца в кино меняется. Теперь немец - это цивилизованный маньяк, точно исполняющий приказы и способный на самые страшные и изощрённые зверства. Такой образ можно наблюдать в фильмах (фильмы: «Зоя» - реж. Лео Арнштам, 1944 г.; «Радуга» -реж. Марк Донской, 1943 г.).

В послевоенное время этот образ фашиста примут и бывшие союзники (фильмы: «Встреча на Эльбе» - реж. Григорий Александров 1949 г.; «Падение Берлина» - реж. Михаил Чиаурели 1949 г.). Вместе с тем начало «холодной войны» привело к тому, что образы американских и британских союзников стали принимать негативный характер. В 1950-х гг. «образ врага» формируется в отношении западных государств (США, Англия, Франция и т. д.) (фильм «Об этом забывать нельзя» - реж. Леонид Луков, 1954 г.). Возвращается образ шпиона (фильм «Над Тиссой» - реж. Дмитрий Васильев, 1958 г.). Одним из нововведений стали иерархические системы в «образе врага». Во главе стоят шпионы, магнаты, бывшие офицеры Третьего рейха и т. д. У них появляются пособники 1-го и 2-го плана. В 1950-х -начале 1960-х гг. пособники носят в основном классовый характер (бывшие дворяне, белогвардейцы и т. д.) (фильмы: «Ошибка резидента» - реж. Вениамин Дорман, 1968 г.; «Таинственный монах» - реж. Аркадий Кальцатый, 1968 г.). Пособники первого плана общаются напрямую с врагом. Пособники второго плана выполняют вторичную, неважную работу, часто являясь расходным материалом (фильм «Засада» - реж. Генадий Базаров, 1969 г.).

Изменения проявляются в 1970-х гг., когда роль пособников начинают выполнять как советские граждане свободных профессий («золотая молодёжь», учёные, журналисты, худож-

ники и т. д.), так и криминальные элементы (фильм «По данным уголовного розыска» -реж. Валерий Михайловский, 1979 г.). 1970-е годы характеризуются появлением большого количества фильмов военной тематики. В этот период происходит трансформация старых образов. Всё еще доминирующая шпионская тематика переплетается с образами фашистов (фильм «Семнадцать мгновений весны» - реж. Татьяна Лиознова, 1973 г.) или белогвардейцев (фильм «Адъютант его превосходительства» -реж. Евгений Ташков, 1970 г.). К концу 1970-х гг. все больше проявляется образ преступника как самостоятельного субъекта (многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя» -реж. Станислав Говорухин, 1979 г.; фильм «Пираты ХХ века» - реж. Борис Дуров, 1979 г.). В целом образ врага вплоть до середины 1980-х гг. менялся в угоду политической обстановки.

В период перестройки образ врага резко меняет свой вектор от врага внешнего к врагу внутреннему. Главными врагами становятся преступники, способствующие разложению общества («теневая экономика») и даже системы государства (конечно, ярых антисоветских фильмов не выходило, но бунтарский дух веял в кино) (фильмы: «Убить дракона» - реж. Марк Захаров, 1988 г.; «Кин-дза-дза» - реж. Георгий Данелия, 1986 г.). После демократизации кино и сильном ослаблении цензуры режиссёры смогли акцентировать внимание на волнующих их проблемах. Однако образ западного врага в кино по инерции продолжался вплоть до конца 1980-х гг. (телесериал «Противостояние» - реж. Семен Аранович, 1985 г.) [12, с. 150]. Образ преступника раскрывает его прямое отношение к криминальному миру (фильмы: «Фанат» - реж. Владимир Феоктистов 1989 г.; «Двойной капкан» - реж. Алоиз Бренч, 1985 г.).

На рубеже 1980-х - 1990-х гг. к западным персонажам советский кинематограф начал относиться дружелюбнее, образ врага начал

разрушаться (фильмы: «Претендент» - реж. Константин Худяков, 1987 г.; «Руфь» - реж. Валерий Ахадов, 1989 г.; «Автостоп» - реж. Никита Михалков, 1990 г.; «Паспорт» - реж. Георгий Данелия, 1990 г.; «Американский шпион» - реж. Леонид Попов, 1991 г. и др.). Персонажи из вражеских стран перестали де-монизироваться, в них начали демонстрировать человеческие черты, например любовь и стойкость (фильм «Затерянный в Сибири» -реж. Александр Митта, 1990 г.). Западные персонажи становятся главными положительными героями (фильм «Человек с бульвара Капуцинов» - реж. Алла Сурикова, 1987 г.).

Таким образом, приход к власти большевиков и становление советской власти привели к трансформации образа врага. Национализация советского кино позволила государству транслировать свои политические идеи в массы. Сам образ врага не носил статичный характер, он постоянно модифицировался. В целом, эволюцию образа врага в советском кино можно представить следующим образом: первый период - 1920-1930-е гг. («буржуй» - «белогвардеец» - «враг народа»); второй период - 19411945 гг. («фашист»); третий период - конец 1940-1985 гг. («шпион»); четвёртый период -1985-1991 гг. («преступник»).

Библиографический список

1. Арнаутов Н. Б. Образ «врага народа» в системе советской социальной мобилизации: идеолого-пропагандистский аспект (декабрь 1934 - ноябрь 1938 г.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2010.

2. Альперович В. Д. Образы «своих» и «чужих» людей, врага и друга в метафорах и представлениях личности // Успехи современной науки и образования. 2016. № 7. С. 96-102.

3. Дорогавцева И. С. Тенденции репрезентации другого в современной российской культуре: образ врага // Вопросы культурологии. 2010. № 11. С. 55-60.

4. Декрет Совета народных комиссаров о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения. 27 августа 1919 г. // Известия ВЦИК. 1919. 2 сентября. № 193.; собр. узак. 1919. № 44. Ст. 433. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/16189-27-avgusta-dekret-snk-o-perevode-fotograficheskoy-i-kinematograficheskoy-torgovli-i-promyshlennosti-v-vedenie-narodnogo-komissariata-prosvescheniya (дата обращения: 15.03.2022).

5. Беленький И. В. Лекции по всеобщей истории кино: годы беззвучия: кн. 2. 1 изд. М: ГИТР, 2008. 331 с.

6. Луначарский А. Продукция советской кинематографии с точки зрения её идейного содержания // Коммунистическая революция. №4. 1928. 47 с.

7. Шишков С. Борьба с «врагами народа». От древнеримских проскрипций до наших дней // Наука и жизнь. 2019. № 10. С. 50-65.

8. Конституция СССР 1936 года. URL: http://ivstalin.su/files/konstitucia1936.pdf (дата обращения: 15.03.2022).

9. Федоров А. В. В сетях шпионажа: анализ стереотипов советских фильмов о шпионах 1930-х годов на медиаобразова-тельных занятиях в студенческой аудитории // Медиаобразование . 2012. № 3. С. 111-116.

10. Притуленко В. Адресовано детям // Кино: политика и люди (30-е годы) / отв. ред. Л. Х. Маматова. М.: Материк, 1995.

11. Орлова А. С. Способы воплощения «образа врага» в советском киноискусстве 1940-х годов (на материале художественных фильмов о Великой Отечественной войне // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2015. № 4. С. 27-31.

12. Колесникова А. Г. Образ врага периода «холодной войны» в детективно-приключенческих фильмах 1950-1980-х гг.: зрительская аудитория и проблема исторической памяти // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2010. № 1. С. 150-156.

© Алёхин Ф. В., 2022

С. 100-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.