Научная статья на тему 'Образ викингов в ирландской литературе VIII - XI вв. '

Образ викингов в ирландской литературе VIII - XI вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1591
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rossica Antiqua
Область наук
Ключевые слова
ЭПОХА ВИКИНГОВ / ИРЛАНДИЯ / БРИАН БОРУ / "АННАЛЫ УЛЬСТЕРА" / "БОРЬБА ИРЛАНДЦЕВ И ИНОСТРАНЦЕВ" / ИРЛАНДСКАЯ МИФОЛОГИЯ / DUBGAILL / FINNGAILL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лисин Дмитрий Сергеевич

В данной статье рассматривается специфика отображения викингов в ирландской литературе VIII XI вв. Определяются особенности этого образа в разных источниках. Представлен анализ связи образа викингов с культурной традицией Ирландии. Выдвигается предположение о наличии отличий в оценках викингов разными слоями населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ викингов в ирландской литературе VIII - XI вв. »

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

Д. С. Лисин

Образ викингов в ирландской литературе VIII - XI вв.

В данной статье рассматривается специфика отображения викингов в ирландской литературе VIII - XI вв. Определяются особенности этого образа в разных источниках. Представлен анализ связи образа викингов с культурной традицией Ирландии. Выдвигается предположение о наличии отличий в оценках викингов разными слоями населения.

Ключевые слова: эпоха викингов, Ирландия, Бриан Бору, «Анналы Ульстера», «Борьба ирландцев и иностранцев», ирландская мифология, dub-gain, fmngailL

В период раннего средневековья Западная Европа столкнулась с феноменом викингов. Термин «викинг» происходит от древнескандинавского слова «пират». С Х1Х в. он стал использоваться для обозначения группы воинов и моряков родом из Скандинавии1. Походы викингов и их враждебные действия по отношению к жителям ряда европейских стран стали одним из факторов, которые влияли на формирования государств. Это дало им возможность занять место в наследии средневековой Европы.

Вместе с тем активные действия викингов привели к тому, что в Европе сформировалась четкая система представлений о них. Викинги стали ассоциироваться с варварами -язычниками, которые жили грабежами, насилием и террором2 3. Такая система представлений, усиленная образом, который появился в период романтизма (речь идет, прежде всего, о

1 Sindbaek S. M. All in the same boat. The Vikings as European and global heritage // Heritage Reinvents Europe. EAC Occasional Paper № 3 / Ed. D. Callebaut, J. Marik, J. Marlkova-Kubkova. Jambes, 2013. P. 82.

2 Downham С. Religious and Cultural Boundaries between Vikings and Irish: The Evidence of Conversion // O'Byrne E., Ni Ghradaigh J. The March in the Islands of the Medieval West. Leiden; Brill, 2012. Р. 15.

3

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

внешности, а именно таком элементе образа как рогатый шлем), в большинстве случаев присутствует до сих пор, поддерживаемый современной массовой культурой3. Появившись в ранних анналах VIII в., он продолжает существовать в умах европейцев. Однако такой образ является односторонним, что наталкивает на мысль о необходимости пересмотреть эту систему представлений.

Мы считаем, что пересмотр такого образа возможен в случае переосмысления старых, а также включением в исследование новых источников. Более того, важным остается географический вопрос. Активность викингов распространилась на всю Европу, вместе с тем, мы считаем, что Ирландия в этом плане выделяется среди остальных стран и территорий. Это вызвано рядом особенностей данной территории.

Во первых, Ирландия, как часть Британских островов стала одной из первых стран, которые подверглись нападению со стороны викингов. Во вторых, в силу географической и политической отдаленности от тогдашнего религиозного центра - Рима, в Ирландии сформировалась своя, отличная от европейской, религиозно-культурная система, которая в историографии приобрела название Ирландская, или Кельтская церковь. Эта система просуществовала как независимая вплоть до начала эпохи викингов. В такой ситуации викинги - язычники столкнулись не просто с христианской страной, а страной, где продолжала существовать, пускай и не в чистом виде, языческая традиция.

Мы считаем, что все это выделяет Ирландию среди других европейских стран, а, значит, позволяет увидеть викингов с другой стороны и внести коррективы в их образ. В данной статье мы сосредоточим внимание на том, какой образ викингов присутствует в ирландской культуре VIII - XI вв.

Прежде чем перейти к изучению этого вопроса следует отметить, что на первый взгляд отношение ирландцев к викингам ничем не отличалось от общепринятого. Так в «Анна- 3 4

3 Sindbaek S. M. All in the same boat. The Vikings as European and global heritage... P. 82.

4

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

лах Ульстера» в записи 795 г.4 сообщается: «Loscadh Rechrainne4 5 o geinntib, 7 Sci do [cho] scradh 7 do lomradh»6. Это первое упоминание о прибытии викингов на остров и уже здесь автор подчеркивает, что прибывшие люди были язычниками - geinnti. Такое видение продолжается на страницах анналов и дальше. Ситуация изменяется в записи 827 г., когда кроме термина язычники встречается упоминание о «иностранцах с востока»: «Orggan Luscan do genntib 7 a loscadh, 7 innreadh Ciannachta corici Ochtar nUgan, 7 organ Gall ind Airthir olchena»7. Особенность этой записи состоит в том, что тут употребляются оба обозначения викингов - как язычников и как иностранцев. Кроме того последний термин употребляется в записи, когда викинги стали жертвой атаки, а не нападающими. После этого упоминание о викингах как язычника постепенно исчезает. Последний раз, когда используется термин geinnti, датируется 975 г. в записи об убийстве Фердала, управляющего островом Ламбей8. После этой даты «Анналы Ульстера» характеризируют викингов исключительно как gallaibh - иностранцы.

4 «Анналы Ульстера» сообщают это событие под 794 г. Такое различие связано с тем, что для датировки авторы анналов использовали систему январских календ, однако в записях 457-572 гг. авторы потеряли ряд календ, в результате чего произошло смещение хронологии на 8 лет. В дальнейшем датировка была восстановлена, однако во временном промежутке, который нас интересует (663 - 1013 гг.) отличие составляет один год. «Анналы Уль-стера» стали основой для написания «Анналов четырех мастеров», поэтому и в них встречаем различие в хронологии, которое местами достигает четырех лет. Поэтому здесь и далее нами была использована общепринятая, исправленная хронология. Подробнее см.: McCarthy D. P. The Irish Annals: Their Genesis, Evolution and History. Dublin, 2008. 464 p.

5 Ратлин - остров в 10 км. от северо - восточного побережья Ирландии. Сейчас принадлежит Великобритании.

6 «Ратлин был спален язычниками и Скай был разорван и ограблен» (здесь и далее перевод наш - Д. Л.). - Annals of Ulster / Ed. W. M. Hennessy, M. R. I. A. Vol. I A. D. 431 - 1056. Dublin, 1887. P. 274.

7 «Луска был разграблен язычниками и сожжен, и был захвачен Киа-нахт как и Уахтар Уган, а так же нападение на иностранцев с востока». -Ibid. Р. 322.

8 Annals of Ulster... Р. 488. Ламбей (др.-ирл. Rechru) - остров неподалеку восточного побережья Ирландии.

5

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

Мы считаем, что такая перемена может быть вызвана тем, что в связи с христианизацией викингов термин geinnti потерял свое значение и был заменен на другой, который на тот момент был способен подчеркнуть разницу между ирландцами и викингами. Кроме того, следует взять во внимание возможное значение, которое автор анналов вкладывал в этот термин. Так, британская исследовательница Клара Донхам сделала предположение, что термин «язычники» использовался скорее как оскорбление или определение «инаковости»9.

Такое объяснение выглядит правдоподобно, если учесть, что к середине Х в. викинги стали активно принимать христианство и участвовать в политических событиях острова10. В данной ситуации к концу Х в. термин geinnti по отношению к викингам - христианам утратил свое значение и был заменен на более подходящий - gallaibh.

Похожая ситуация наблюдается и в «Хронике Скоттов». В записях с 833 по 949 гг. мы встречаем оба вышеуказанных термина. Более того, последние записи, где упоминается понятие язычников связаны с враждебными действиями по отношению к религиозным центрам.

Так, в 949 г. встречаем информацию о таком нападении: «Cloigtech Slaine11 do losgadh do Gentibh, cona lan do daoinibh ann .i. im Conecan ferleginn Slain»12. В 943 г. находим другое упоминание: «Muircertach mac Nell, Ridamna hErenn, do mar-badh ac Ath Firdhia do Galloibh Atha cliath; ocus orgain Aird Ma-cha o Gentibh»13. Эта запись интересна в первую очередь тем, что тут в разных ситуациях викинги описываются разными терминами. В первой части, где речь идет об убийстве Муйр-

9 Downham C. Religious and Cultural Boundaries between Vikings and Irish: The Evidence of Conversion... Р. 17.

10 Ibid. P. 16.

11 Слейн (ирл. Baile Shlaine) - поселок в графстве Мит, Ирландия.

12 «Колокольня Слейна была сожжена язычниками со многими людьми в ней, включая Конекана, дьяка Слейна». - Chronicum Scotorum / Ed. W. M. Hennessy, M. R. I. A. London, 1866. P. 208.

13 «Муйрхертах, сын Нейлла, названый наследником Ирландии, был убит в Ат Фирдиа иностранцами Ат Клиат (Дублина) и Ард Маха (Арма) была разграблена язычниками». - Ibid. P. 204.

6

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

хертаха, сын Нейлла (? - 943), короля Айлеха14, викинги фигурируют как иностранцы, в то время как во второй части, они упоминаются как язычники, ограбившие Арму, важный религиозный центр Ирландии15.

Мы считаем, что употребление различных терминов в данном и предыдущем случаях связано, прежде всего, с ситуацией, в которой они используются. Так, когда речь идет о светских происшествиях, таких как убийство Муйрхертаха, сына Нейлла, употребляется понятие gallaibh, в то время как в ситуациях, связанных с религией (сожжение колокольни Слейна и разграбление Армы), автор использует термин geinnti. Это может быть связано с желанием подчеркнуть неприемлемость таких поступков по отношению к христианской религии.

Кроме того в период с 922 по 949 гг. кроме описанных выше случаев термин geinnti встречается только один раз, в 939 г.: «Toghail Ailigh for Muircertach mac Nell, o Gentibh, et a irgabail doibh, gur fuarlaicc Dia uataibh»16. В данном случае, несмотря на светский характер происшествия, употребляется описание викингов как язычников. Однако это может объясняться тем, что употребление термина geinnti сопровождается упоминанием в записи Бога - Dia. Мы считаем, что таким образом автор хотел придать записи религиозного подтекста, подтверждая незаконность действий викингов.

Значит, можно говорить, что в Хронике Скоттов термин geinnti теряет свое первоначальное значение уже с записей 920-х гг. и в дальнейшем употребляется в значении, которое предложила К. Донхам.

Таким образом, мы видим, что рассмотренные нами хроники связывает общая тенденция в описании викингов. Тем не менее, не все ирландские анналы попадают под такую харак-

14 Айлех (ирл. - Ailech) - средневековое королевство в северной части Ирландии, основанное представителями династии Уи Нейллов (ирл. -Ui Neill) в IV в.

15 MacManus. S. The ffistory of Irish Race. New York, 1974. Р. 270.

16 «Айлех был отобран у Муйрхертаха, сына Нейлла, язычниками и занят ими, и Бог освободил его от них». - Chronicum Scotorum... P. 202.

7

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

теристику. Так, например, в Анналах Четырех Мастеров мы не встречаем термина geinnti. Викинги упоминаются тут исключительно как иностранцы. Это можно объяснить тем, что Анналы Четырех Мастеров представляют собой собрание XVI в. из разны источников, не все из которых дошли до наших

«17

дней .

Анализируя ирландские хроники, мы видим, что на их страницах сформировался четкий образ. Анналы характеризи-руют викингов VIII - IX вв. как грабителей, участников быстрых и резких нападений на богатые, духовные, по большей части, центры христианской Ирландии17 18. Кроме того, использование в описании терминов «язычники» и «иностранцы» разделяло и подчеркивало разницу между ирландцами и викингами. Однако такой образ не является полным. Что бы это увидеть, достаточно учесть личности авторов хроник. В большинстве своем авторами средневековых анналов являлись писцы при монастырях и других духовных центрах. Ирландские хроники не стали исключением, хотя конкретные имена писцов, которые стали их авторами, вряд ли можно узнать19.

В таком случае ирландские хроники представляют собой позицию Церкви, а она не может быть другой в силу того, что (как мы видели выше) нападения викингов часто касались религиозных центров. Однако, по мнению некоторых ученых, викинги довольно лояльно относились к христианству, а такая характеристика не всегда отвечала реалиям20. Даже после того, как викинги стали селиться в Ирландии и довольно быстро включились в политическую и экономическую жизнь острова, редакторы хроник, по словам Мери Ни Маонай, продолжали использовать их как «палку для исправления своих верую-

17 Charles-Edwards T. M. The Chronicles of Ireland. Liverpool, 2006. P. 2.

18 Ni Mhaonaigh M. The Vikings in Medieval Irish Literature // Vikings in Ireland / Ed. A. C. Larsen. Roskilde, 2001. P. 100.

19 Evans N. The Present and the Past in Medieval Irish Chronicles. Wood-bridge, 2010. P. 17.

20 Downham C. Religious and Cultural Boundaries between Vikings and Irish: The Evidence of Conversion... Р. 15.

8

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

щих»21. То, что викинги были терпимы по отношению к другим религиям, может подтверждаться тем, что в конце IX в. отряд скандинавов подчинялся аббату Эдреду Карлайлскому, а их король Готфрид принес клятву над телом св. Кутберта22.

Более того, с укреплением позиций на острове и включением в политическую жизнь правящие династии викингов стали искать союзников среди местных правителей. Результатом таких союзов становились браки между язычниками и христианами. Среди ученых была выдвинута идея, что в целом такие браки не влияли на религиозную ситуацию на ост-рове23. Однако, так или иначе ирландские правители не всегда рассматривали викингов как заведомо враждебный элемент.

Несмотря на позицию, представленную в хрониках, местное население не могло не контактировать с новоприбывшими, особенно с появлением поселений викингов на острове. Результатом таких отношений стало появление в хрониках gall - gaedill, иностранцев - гаэлов24. Этот термин может обозначать ирландцев, которые по каким - то причинам приняли образ жизни викингов25 26. В первую очередь это союзники в нападениях или дети, воспитанные в семьях скандинавов. Ирландские хроники, в первую очередь Фрагментарные анналы,

описывали их с презрением, считая их хуже, чем сами викин-

26

ги .

Характеристика образа викингов в ирландской культуре не будет полной, если не учесть ее важной составляющей, а

21 NiMhaonaigh M. The Vikings in Medieval Irish Literature... Р. 100.

22 Downham C. Religious and Cultural Boundaries between Vikings and Irish: The Evidence of Conversion. P. 16.

23 Ibid. P. 23.

24 Гаэлы (гойделы) - группа кельтских племен, которая жила в Ирландии с IV в. до н. э. В V - VI вв. часть гаэлов переселилась на территорию современной Шотландии, где совместно с племенами пиктов образовала шотландскую национальность.

25 Dumville D. N. Vikings in Insular chronicling // The Viking World / Ed. A. C. Larsen. Roskilde, 2001. P. 355.

26 Downham C. The Good, the Bad, and the Ugly: Portrayals of Vikings in «The Fragmentary Annals of Ireland» // The Medieval Chronicle. Amsterdam; New York, 2005. Vol. 3. P. 30.

9

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

именно традиции, которая сформировалась на острове ещё в языческие времена. Продолжая существовать в кельтской церкви, она влияла на мировоззрение ирландцев и дальше. Одним из источников, который может помочь раскрыть это влияние, является комплекс ирландских мифов.

Одним из главных циклов ирландской мифологии является Книга завоеваний Ирландии. Это комплекс легенд, который описывает предысторию Ирландии27. В его состав входят мифы, описывающие борьбу разных племен за власть на острове. В разные периоды это были: раса Партолона, племя Немеда, Фир Болг, Племя богини Дану, сыновья Миля28.

Все эти расы объединял тот факт, что им во владении островом противостояло другое племя - фоморы. Они описываются как демоны и боги тьмы29 и часто выступают как искалеченные существа со многими увечьями. Характерной особенностью этого племени является то, что они, несмотря на свои победы, никогда не являлись жителями Ирландии. Фо-моры принадлежат Другому Миру и всегда ассоциируются с островами и морем, в Ирландию они прибывали на своих ко-

раблях30.

Определенное сходство между образами фоморов и викингов натолкнули исследователей на их общность. Как и викинги, мифический народ является агрессивным. Фоморы воспринимаются как пришлый элемент, чужой Ирландии, но в

27 Широкова. Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000. С. 151.

28 Партолон - предводитель первого племени, которое поселилось в Ирландии после Всемирного потопа. Имя Партолон является искаженным вариантом имени Варфоломей. Немед - предводитель второго племени, Фир Болг - третье племя, возглавляемое Старном, сыном Немеда, которое вернулось после изгнания из Греции. Племя богини Дану (др.-ирл. Tuatha De Danann) - четвертое племя. Именно представителей этого племени называют ирландскими богами. Сыновья Миля (гойделы) - последнее племя, правившее Ирландией. По традиции именно они являются предками современных ирландцев. Более подробно см.: ГюйонвархК. Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб, 2001; Маккалох Дж. А. Религия древних кельтов. М., 2004; ШироковаН. С. Мифы кельтских народов. М., 2005.

29 Маккалох. Дж. А. Религия древних кельтов. С. 47.

30 Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. С. 200.

10

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

тоже время и его часть в том плане, что своими походами они постоянно влияют на жителей острова. Таким же образом викинги были чужими, но с появлением поселений в Ирландии стали её частью31.

Такое сходство может быть объяснено тем фактом, что ирландские мифы дошли до нас в текстах, записанных во второй половине IX в., когда рейды викингов были частым явлением32. Это позволило многим ученым напрямую связывать эти два образа.

Так ирландский исследователь Доннахад О Коррен выдвинул гипотезу, что Лотленд (Lothlend) или Лохлейн (Lochlainn), местность, которую авторы анналов упоминают как страну викингов, находилась на западном побережье Шотландии33. Одним из доказательств этой теории является миф «Битва при Маг Туиред»34, а именно тот факт, что в тексте родина фоморов, названая Лохлейном, локализируется на запад от Ирландии35.

Наличие связи между Лохлейном и Другим Миром подчеркивает М. Ни Маонай. Так она приводит примеры нескольких мифов, в которых герои, так или иначе, контактируют с этой местностью. Исследовательница утверждает, что к концу XII в. Лохлейн практически полностью трансформировался в Другой Мир, а более ярко это прослеживается в fiannaigecht, комплексе мифов о Финне Мак Кумале36.

31 Radner J. N. The Combat of Lug and Balor: Discours of Power in Irish Myth and Folktale // Oral Tradition. Columbia, 1992. Vol. 7/1. P. 146.

32 О Corrain D. Vikings in Ireland and Scotland in the Ninth Century // Peritia. Cork, 1998. Vol. 12. P. 311.

33 Ibid. P. 305.

34 Битва при Маг Туиред (ирл. Cath Maige Tuired) - миф, рассказывающий о битве между Племенем богини Дану и фоморами.

35 О Corrain D. Vikings in Ireland and Scotland in the Ninth Century... P. 313.

36 Ni Mhaonaigh M. The Vikings in Medieval Irish Literature. P. 104. Финн Мак Кумал (ирл. Fionn mac Cumhaill) - легендарный герой, глава фи-анны (отряд воинов - наемников). Основной герой Фенийского цикла мифов - fiannaigecht.

11

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

Как видим, в современной историографии распространена идея того, что образ викингов послужил примером для описания потустороннего мира и в частности такого народа как фо-моры. Однако мы предлагаем посмотреть на такое сходство образов с другой стороны.

Согласно хроникам впервые викинги прибыли в Ирландию в 795 г. Несмотря на то, что на тот момент остров был полностью христианским, тут еще совсем недавно существовала Кельтская церковь, в которой была сильна языческая традиция. Так, Вадим Лурье утверждает, что эта церковь просуществовала до 716 г., когда потерял свою независимость последний кельтский монастырь на о. Иона37. Мы считаем, что языческая традиция не могла исчезнуть меньше чем за сто лет.

Если учесть этот факт, то и викинги могли восприниматься местным населением как часть той самой традиции. В глазах ирландцев они могли быть фоморами. В данном случае мы говорим не просто о сходстве образов, а об идентификации викингов как мифических существ, а сами нападения могли быть не только испытанием христианского Бога, но и тем событием, с которым столкнулось в свое время Племя богини Дану, а теперь предстояло и ирландцам.

В связи с этим мы считаем, что автор, записавший тексты мифов, не просто описывает их понятными для того времени категориями. Эти образы он мог воспринимать как истинное прошлое. Именно потому и наблюдается сходство фоморов с викингами. В этом случае прибывшие на остров скандинавы не были так чужды ирландцам, что в свою очередь подтверждает тот факт, что они довольно быстро стали контактировать с местным населением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В подтверждение такому предположению можно привести в пример отрывок из более позднего источника, а именно саги «Война ирландцев и иностранцев» (Cogadh Gaedhil re

37 Лурье В. Кельтская церковь вне общения с Римом: к определению круга источников // Кельтская церковь. Антология. М., 2006. С. 53.

12

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

Gallaibh), которая описывает победу короля Бриана38 в битве при Клонтарфе39. Эта сага была написана для Муйрхертах О’Бриана (1101 - 1119), правнука короля, между 1103 и 1113 гг. и стала образцом для многих последующих легенд об этой битве40. Учитывая то, что это литературный текст, выполненный на заказ, сага не может служить объективным источником для изучения исторических событий, тем не менее, нас она интересует, прежде всего, как пример литературного образа викингов.

Так, при описании войск короля Бриана мы находим такую фразу: «Ciniud intamlaigteach sin re macaib Milead ar rig-dacht»41. В данном случае мы видим, что армия короля сравнивается с сыновьями Миля. Мы считаем, что это говорит о непрерывности традиции, а так же, что в глазах автора текста ирландцы, во главе с королем Брианом, были продолжателями дела сынов Миля.

Уже в начале саги мы сталкиваемся с первым описанием иностранцев: «CCI docraitte iongnadh adbal mor ar Erinn uile go foirlethan, o genntibh gormglasa gusmara, ocus o dhanaraibh doilghe durchroideacha, fri re chian»42. Они описываются как жестокие и могущественные язычники, которые стали причиной скорби по всей Ирландии. Далее описывается большое количество нападений викингов, которые произошли в ранних столетиях. Эти записи мало чем отличаются от тех, что были

38 Бриан Бору (ирл. Brian Boraimhe) (941 - 23 апреля 1014) - король Мунстера, а с 1002 года Верховный король Ирландии.

39 Битва при Клонтарфе 23 апреля 1014 года - битва между Верховным королем Брианом и королем Лейнстера. Считается окончанием эпохи викингов в Ирландии. Примечательно то, что сами викинги принимали участие с обеих сторон.

40 Downham C. The Battle of Clontarf in Irish History and Legend // History Ireland. Dublin, 2005. Vol. 13. P. 21.

41 «Это (войско Бриана - Д. Л.) было племя, достойное сравнения с сыновьями Миля». - Cogadh Gaedhel Re Gallaibh / Ed. J. H. Todd, D. D., M.R.I.A., F.S.A. London, 1867. P. 160.

42 «Была великая и ужасная скорбь по всем просторам Ирландии, мощными язычниками и жестокими, бессердечными датчанами, на протяжении длительного периода, в течении долгого времени». - Ibid. P. 2.

13

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

сделаны в хрониках. Так, например, в «Анналах Ульстера» в 848 г. находим запись «Bellum re nOlcobur43, ri Muman, 7 re Lorggan m. Cellaig co Laighniu for Gennti ecc Sciaith Nechtain in quo cecidit Tomrair erell, tanise righ Laithlinne, 7 da cet dec imbi»44. Такую же информацию мы находим и в «Войне ирландцев и иностранцев»: «Do rain Olchubur mac Cineda rig Cas-sil45, ocus Lorcan mac Cellaig ri Lagen cath Sceith Nechtain forru, du i drocair tanaissi ri Lochland, ocus da cet dec do maithib Loch-land umi»46. Это свидетельствует о том, что хроники стали непосредственными источниками для написания саги. Об этом говорит и стиль, которым были написаны такие отрывки. Однако для нас больший интерес представляют другие отрывки.

В первую очередь, это характеристика сил, которые принимали участие в битве при Клонтарфе. Так, противники короля Бриана описываются следующим образом: «Datar, imorro, dun darna leith in Catha sin glaim glonmas, gusmar, glecach, galach, gnimach, gargbeoda, duabsig, dian, demnietach, da-sachtach, diceillid, docoisc, dochchomuind, becda, borb, barbarta, boadba, ath, athlum, anniartacha, urlam, angbaid, irgalach, nemnech, niata, (...) anbli, allmarda gaill (...) can atitin, can comarci do Dia no do dum»47. 43 44 45 46 47

43 Ольхобар, сын Киннета (847 - 851) - король Мунстера.

44 «Битва (была выиграна) Ольхобаром, королем Мунстера и Лорка-ном, сыном Келлаха, с Леигином против язычников в Скиат Нехтин, в которой ярл Тормод, наместник короля Лохлейна и двенадцать сотен его сторонников пали». - Annals of Ulster. Р. 354.

45 Тут, в отличие от Анналов Ульстера, Ольхобар упоминается как король Кашела, поскольку этот город был резиденцией королей Мунстера.

46 «Ольхобар, сын Киннета, король Кашела и Лоркан, сын Келлаха, король Лейгена победил их (викингов - Д. Л.) в битве при Скиат Нехтин, где наследник короля Лохлейна пал, и двенадцать сотен дворян Лохлейна вместе с ним». - Cogadh Gaedhel Re Gallaibh. P. 20.

47 «С одной стороны той битвы были кричащие, ненавистные, сильные, боевые, храбрые, активные, ожесточенные, опасные, ловкие, жестокие, яростные, неукротимые, неумолимые, шаткие, варварские, пугающие, резкие, подготовленные, хитрые, воинственные, отвратительные, убийственные (...) грубые иностранные пираты (...) без чести, без пощады ни к Богу ни к людям». - Ibid. P. 158.

14

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

Таким образом, мы видим, что автор саги дает крайне негативную оценку викингам, подчеркивая их аморальность. Тем не менее среди такого описания мы находим и такие характеристики как glecach, galach, gnimach48, что дает возможность говорить о высокой оценке боевых качеств викингов.

Противовес такому описанию варварства и жестокости скандинавских воинов мы находим в другом отрывке: «Ni bai, imorro, danar no vibergach don fichit cet sin, can lurig lainderdha, taile, trendualaig, taitnemaig, do iarund aith aitlegtha, no duma innuar nemergidi, ima toebaib, ocus imma cnesaib leo o cennaib co bondaib»49.

В данном примере мы видим, что викинги продолжают ассоциироваться с грабителями, тем не менее, тут мы встречаем описание внешнего вида воинов, которое отличается от общего образа викингов, присутствующего в тексте саги. Мы встречаем высокую характеристику экипировки викингов, которая, по словам автора, выглядит ухоженной. Стоит отметить, что такое описание резко отличается от того, которое употреблялось по отношению к фоморам.

В тоже время в тексте встречается и другая характеристика вооружения: «Datar leo sen do restal catha ocus comlaind asa cind (...) mata, nemnech ar na fobred, ocus ar na foruamnad, afu-lib drecon»50. В данном случае мы видим, что автор подчеркивает опасность оружия викингов. Очевидно, что для усиления этого эффекта он упоминает о ядовитых стрелах, которые обагрены кровью драконов.

Так или иначе, мы считаем, что присутствие в тексте таких разных по содержанию описаний, свидетельствует о том,

48 Glecach, galach, gnimach - сильные, боевые, храбрые.

49 «И не было ни одного злодея или грабителя, среди тех двух тысяч, (викингов - Д. Л.) которые не имели бы отполированных, сильных, сверкающих доспехов с тройным покрытием из изящного железа или прохладной очищенной латуни, защищающая их стороны и тела от головы до ног». -Cogadh Gaedhel Re Gallaibh... P. 152.

50 «Они (викинги - Д. Л.) имели для борьбы и битвы (...) убийственные, ядовитые стрелы, которые были смазаны и поджарены в крови драконов». - Ibid. P. 158.

15

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

что в пределах саги «Война ирландцев и иностранцев» не можно говорить об однозначном, четко сформированном, образе викингов. Не смотря на то, что в целом просматривается негативная оценка действий викингов, в тексте присутствует и положительное описание, когда автор восхищается превосходством вооружения и дисциплиной викингов.

Следует так же отметить, что войска Бриана описываются исключительно как храбрые, доблестные воины, leomain lonna, letarthacha, letmecha na ngoedel, ar gail, ocus ar gaisced, ocus ar gnimrad51. Среди их числа были и викинги, поддерживающие Верховного короля. Точно известно, что они прибыли с острова Мэн и Уотерфорда51 52, союз с которыми Бриан заключил еще в 984 году53. Тем не менее, в самом тексте саги они упоминаются только раз: «da coirgead deich mormair Briain cona ngall socraitib ar in dara cimais don cath»54. Из данного отрывка можно сделать вывод, что во главе этих викингов стали люди из окружения короля. Как видим это упоминание несет в себе минимум информации. Отсутствие описаний, которые мы встречали ранее, может говорить о том, что автор саги не хотел акцентировать внимание на помощи викингов Бриану, поскольку это противоречит общей идее произведения - борьбы ирландцев против иностранцев.

Как видим, в среде викингов нет единства и можно говорить про разные группировки, которые поддерживают ту или иную сторону. В хрониках Британских островов можно встретить разделение викингов в зависимости от лидеров, которые их возглавляют, места расположения военных баз или даже

51 «Сильные львы гэлов (Ирландии - Д. Л.), способные на доблестные и храбрые поступки». - Ibid. P. 160.

52 Уотерфорд (др. сканд. - Ve5rafjr5r) - город на юго-востоке Ирландии. Один из крупных городов, основанных викингами в середине IX в.

53 Downham C. The Battle of Clontarf in Irish History and Legend... P. 20.

54 «Десять великих управляющих Бриана были выставлены с их иностранными войсками на одной стороне армии». - Cogadh Gaedhel Re Gal-laibh. P. 168.

16

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

размера этих групп55 56. В отдельных ирландских анналах так же находим подобное разграничение на три группировки: fin-ngaill, dubgaill и gallgoidel56. Мы считаем, что в отличие от других критериев, этот более близкий к пониманию отношения ирландцев к ним.

Четкого понимания, что собой представляла каждая группа нет до сих пор. Дословно finngaill можно перевести как «светлые иностранцы», dubgaill как «темные иностранцы», а gallgoidel как «иностранцы - гаэлы», однако какой смысл в эти слова вкладывали ирландские хронисты, остается неизвестным. Больше всего вопросов вызывают первые два термина - finngaill и dubgaill. Британский ученый Альфред Смит в 1970-х гг. выдвинул предположение, что их можно перевести как «старые» и «новые» викинги соответственно57. Эта гипотеза противоречила распространенной в то время идее, что в основу такого распределения викингов лежали их внешние отличия (цвет волос, одежды или оружие). Абсолютно другую трактовку предложил Колман Этингем. Значение терминов он ассоциировал с национальным вопросом. Так dubgaill он понимал как «датчане», а finngaill - «норвежцы»58. Такое понимание терминов возможно лишь после XI в., когда можно говорить про четкое формирование национальностей на Скандинавском полуострове и первым источником, который вкладывает такое содержание в данные термины это «Фрагментарные анналы Ирландии»59.

Такое разделения общей массы викингов на отельные группы подразумевает и возможность разного отношения к ним со стороны местного населения. Подтверждения этому

55 Downham C. «Hibemo-Norwegians» and «Anglo-Danes»: anachronistic ethnicities and Viking-Age England // Mediaeval Scandinavia. Odsen, 2009. Vol. 19. P. 149.

56 Ibid. P. 150.

57 Downham C. Viking identities in Ireland: it's not all black and white // Medieval Dublin. Dublin, 2011. Vol. 11. P. 185.

58 Ibid. P. 185.

59 Downham C. The Good, the Bad, and the Ugly: Portrayals of Vikings in «The Fragmentary Annals of Ireland»... Р. 30.

17

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

мы находим в «Фрагментарных анналах». Так К. Донхам утверждает, что три упомянутые категории в вопросе образа викингов можно распределить по градации «плохие - худшие - самые плохие»60.

Анализируя «Фрагментарные анналы», исследовательница пришла к выводу, что dubgaill представлены в хрониках как нежелательные, но полезные ирландским королям, finngaill -жадные, коварные язычники, а gallgoidel - наиболее презренные из всех, поскольку это ирландцы, которые предали свою веру и переняли культуру викингов61.

Это отношение хорошо просматривается в источниках. Так, «Фрагментарные анналы» сообщают: «Ragabsat tra na Danair ar sain mna 7 or 7 uile maithius na Lochlannach; go rug an ^imde uatha amlaidh sin gach maith rugsat a ceallaib, 7 ne-meadaibh 7 sgrinibh naomh Eireann»62.

Как видим в данном отрывке, датчане выступают в качестве божественного наказания для норвежцев, которые грабили церкви. Именно таким образом они стали полезными для самих ирландцев, что в свою очередь поставило их выше над норвежцами.

Тем не менее, они остаются викингами, и анналы описывают их как жестоких воинов. Так, К. Донхам приводит в пример другой отрывок из «Фрагментарных анналов», а именно визит посольства верховного короля Маэлсехнайлла (846 - 862) к датчанам. По прибытии они столкнулись с тем, что викинги пировали, сидя вокруг костра из норвежских трупов. Когда послы удивились этой жестокости, датчане ответили, что будь они на месте норвежцев, с ними поступили бы

60 Ibid. P. 31.

61 Ibid. P. 30.

62 «Затем датчане забрали женщин, золото, и всю собственность лохландцев (норвежцев - Д. Л.) с собой; так Бог отобрал у них (норвежцев -Д. Л.) все богатства, которые они забрали с церквей, и святилищ, и храмов святых Ирландии». - Annals of Ireland. Three Fragments / Ed. J. O’Donovan, LL. D., M.R.I.A. Dublin, 1860. P. 116.

18

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

так же63. Таким образом, мы видим, что в анналах присутствует негативная характеристика всех викингов, тем не менее, датчане выступают некими союзниками ирландцев в борьбе с другими группами викингов, потому их описание приобретает особые черты. Такой подход может говорить о том, что ирландские правители свыклись с присутствием этой силы на острове и стали использовать их в своих целях.

Как видим, образ викингов в ирландской литературе является достаточно сложным и многоуровневым. На его формирование повлияло множество факторов: от личных симпатий и антипатий хронистов до существующей на острове культурной традиции. Не смотря на наличие в целом негативной оценки викингов в ирландской литературе, детальный анализ источников позволяет говорить о том, что викинги стали частью мировоззрения и культурной традиции ирландцев, что в свою очередь предполагает наличие более сложного образа викингов.

В нем можно выделить несколько слоев, а именно:

1. Языческая традиция. Это в первую очередь ассоциация викингов с фоморами, и перенос на самих ирландцев миссии противостояния этим силам.

2. Христианская традиция. Это образ, негативный, основан на оценке викингов представителями христианского духовенства, в первую очередь монахами, как потенциальных авторов хроник.

3. «Светская» традиция. Она основана на отношении ирландских правителей к викингам и говорит о том, что не все они одинаково плохие. В своей политике короли часто использовали отдельные группы викингов в своих целях, что неминуемо повлияло на образ в целом.

Таким образом, мы можем увидеть, что в целом негативный образ викингов содержит и положительную оценку, а сами скандинавские воины включились в систему мировоззре-

63 Downham C. The Good, the Bad, and the Ugly: Portrayals of Vikings in «The Fragmentary Annals of Ireland»... Р. 31.

19

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

ния ирландцев и стали неотъемлемой частью жизни, культуры и истории острова.

Автор: Лисин Дмитрий Сергеевич - аспирант кафедры истории средних веков и византинистики Львовского национального университета имени Ивана Франко. (ул. Университетская, д. 1, Львов, 79000, Украина). [email protected]

Литература и источники, использованные в статье

Лурье В. Кельтская церковь вне общения с Римом: к определению круга источников // Кельтская церковь. Антология. М., 2006. С. 53-66.

Маккалох. Дж. А. Религия древних кельтов. М., 2004. 334 c.

Широкова. Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000. 352 с.

Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. М., 2005. 431 с.

Annals of Ireland. Three Fragments / Ed. J. O’Donovan, LL. D., M.R.I.A. Dublin, 1860. 257 с.

Annals of Ulster / Ed. W. M. Hennessy, M. R. I. A. Vol. I A. D. 431 - 1056. Dublin, 1887. 605 с.

Charles-Edwards T. M. The Chronicles of Ireland. Liverpool, 2006. 512 с. Chronicum Scotorum / Ed. W. M. Hennessy, M. R. I. A. London, 1866.

423 с.

Cogadh Gaedhel Re Gallaibh / Ed. J. H. Todd, D. D., M.R.I.A., F.S.A. London, 1867. 348 с.

Downham C. «Hiberno-Norwegians» and «Anglo-Danes»: anachronistic ethnicities and Viking-Age England // Mediaeval Scandinavia. Odsen, 2009. Vol. 19. P. 139-169.

Downham С. Religious and Cultural Boundaries between Vikings and Irish: The Evidence of Conversion // O'Byrne E., Ni Ghradaigh J. The March in the Islands of the Medieval West. Leiden, Brill, 2012. Р. 15-34.

Downham C. The Battle of Clontarf in Irish History and Legend // History Ireland. Dublin, 2005. Vol. 13. P. 19-23.

Downham C. The Good, the Bad, and the Ugly: Portrayals of Vikings in «The Fragmentary Annals of Ireland» // The Medieval Chronicle. Amsterdam; New York, 2005. Vol. 3. P. 27-39.

Downham C. Viking identities in Ireland: it's not all black and white // Medieval Dublin. Dublin, 2011. Vol. 11. P. 185-201.

Dumville D. N. Vikings in Insular chronicling // The Viking World / Ed. A. C. Larsen. Roskilde, 2001. P. 350-367.

20

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

Evans N. The Present and the Past in Medieval Irish Chronicles. Wood-bridge, 2010. 289 с.

MacManus. S. The History of Irish Race. New York, 1974. 738 с.

Ni Mhaonaigh M. The Vikings in Medieval Irish Literature // Vikings in Ireland / Ed. A. C. Larsen. Roskilde, 2001. P. 99-105.

О Corrain D. Vikings in Ireland and Scotland in the Ninth Century // Peritia. Cork, 1998. Vol. 12. P. 296-339.

Radner J. N. The Combat of Lug and Balor: Discours of Power in Irish Myth and Folktale // Oral Tradition. Columbia, 1992. Vol. 7/1. P. 143-149.

Sindbaek S. M. All in the Same Boat. The Vikings as European and global heritage // Heritage Reinvents Europe. EAC Occasional Paper № 3 / Ed. D. Callebaut, J. Marik, J. Marikova-Kubkova. Jambes, 2013. P. 81-89.

Information about the article

Author: Lisin Dmitriy Sergeevich - Graduate Student of the Department of Medieval History and Byzantine studies, Faculty of History, the Ivan Franko National University of Lviv (1, Universytetska st., Lviv, 79000, Ukraine). [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Title: Portrayal of Vikings in the Irish Literature of 8 - 11 centuries.

Summary: The article presents the specifics display of the Vikings in Irish literature 8 - 11 centuries. Defined features of the way of the Vikings in different sources and Irish chronicles as well. Used the comparative characteristic of terminology used in the description of the Vikings in the text. Separately studied how origin of the authors of chronicles influenced the formation of representations of the Vikings. On the good example of the saga “The War of the Gaedhil with the Gaill” shows the features of the given image in the literature of 11 - 12 centuries. We observe as literature has affects the presentation of the Irish Vikings. Special attention is given for comparison of images of mythical fomorians and Vikings in written sources. We presuppose the existence of differences in the estimates of the Scandinavian warriors by different segments of the population. Article analyzed as portrayal of the Vikings has associated with the cultural tradition of Ireland. Text focuses on pagan, Christian and secular traditions.

Keywords: Viking Age, Ireland, Brian Boru, «Annals of Ulster», «The War of the Gaedhil with the Gaill», Irish mythology, dubgaill, finngaill.

Reference (transliteration)

Lur'e V. Kel'tskaya tserkov' vne obshcheniya s Rimom: k opredeleniyu kru-ga istochnikov [Celtic Church outside the Communication with Rome: to the definition of the range of sources], in Kel'tskaya tserkov'. Antologiya [Celtic church. Anthology]. Moscow, 2006, pp. 53-66. (In Russian).

21

ROSSICA ANTIQUA. 2013 (2)

MacCulloch, J. A., The Religion of the Ancient Celts. Edinburgh, 1911. 399 p. (Russ. ed: Makkalokh. Dzh. A. Religiya drevnikh kel'tov. Moscow, 2004. 334 p.).

Shirokova. N. S. Kul'tura kel'tov i nordicheskaya traditsiya antichnosti [Celtic Culture and Nordic tradition of antiquity]. St.Petersburg, 2000. 352 p. (In Russian).

Shirokova N. S. Mify kel'tskikh narodov [Myths of Celtic folks]. Moscow, 2005. 431 p. (In Russian).

Charles-Edwards T. M. The Chronicles of Ireland. Liverpool, 2006. 512 p. Downham C. “Hiberno-Norwegians” and “Anglo-Danes”: anachronistic ethnicities and Viking-Age England. Mediaeval Scandinavia. 2009, vol. 19, pp. 139-169.

Downham С. Religious and Cultural Boundaries between Vikings and Irish: The Evidence of Conversion, in O'Byrne E., Ni Ghradaigh J. The March in the Islands of the Medieval West. Leiden; Brill, 2012. pp. 15-34.

Downham C. The Battle of Clontarf in Irish History and Legend. History Ireland. 2005, vol. 13. pp. 19-23.

Downham C. The Good, the Bad, and the Ugly: Portrayals of Vikings in “The Fragmentary Annals of Ireland”. The Medieval Chronicle. 2005, vol. 3, pp. 27-39.

Downham C. Viking identities in Ireland: it's not all black and white. Medieval Dublin. 2011, vol. 11, pp. 185-201.

Dumville D. N. Vikings in Insular chronicling, in The Viking World / Ed. A. C. Larsen. Roskilde, 2001, pp. 350-367.

Evans N. The Present and the Past in Medieval Irish Chronicles. Wood-bridge, 2010. 289 p.

MacManus. S. The History of Irish Race. New York, 1974. 738 p.

Ni Mhaonaigh M. The Vikings in Medieval Irish Literature, in Vikings in Ireland / Ed. A. C. Larsen. Roskilde, 2001, pp. 99-105.

О Corrain D. Vikings in Ireland and Scotland in the Ninth Century. Peritia. 1998, vol. 12, pp. 296-339.

Radner J. N. The Combat of Lug and Balor: Discours of Power in Irish Myth and Folktale. Oral Tradition. 1992, vol. 7(1), pp. 143-149.

Sindbaek S. M. All in the Same Boat. The Vikings as European and global heritage, in Heritage Reinvents Europe. EAC Occasional Paper № 3 / Ed. D. Callebaut, J. Marik, J. Marikova-Kubkova. Jambes, 2013, pp. 81-89.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.