Научная статья на тему 'Образ украинской греко-католической церкви (УГКЦ) в советском антирелигиозном кинематографе (на примере к/ф "Иванна")'

Образ украинской греко-католической церкви (УГКЦ) в советском антирелигиозном кинематографе (на примере к/ф "Иванна") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Норманская Юлия Викторовна

В статье на примере киноленты «Иванна» рассматриваются основные аспекты образа украинской греко-католической церкви в советском антирелигиозном кинематографе. Делается вывод о различии его интерпретации разными авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Норманская Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ украинской греко-католической церкви (УГКЦ) в советском антирелигиозном кинематографе (на примере к/ф "Иванна")»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ (УГКЦ) В СОВЕТСКОМ АНТИРЕЛИГИОЗНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ К/Ф «ИВАННА») Норманская Ю.В.

Норманская Юлия Викторовна - доцент, кафедра религиоведения, Таврическая академия Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация: в статье на примере киноленты «Иванна» рассматриваются основные аспекты образа украинской греко-католической церкви в советском антирелигиозном кинематографе. Делается вывод о различии его интерпретации разными авторами. Ключевые слова: антирелигиозная пропаганда, греко-католическая церковь.

Традиционно считается, что междисциплинарное исследования имеют большой эвристический потенциал. Примером издания, публикующего результаты серьёзных исследований религии в кинематографе, является «Journal of Religion and Film».

Среди всех конфессий католическая церковь первой увидела мощный идеологический потенциал кинематографа. Первым фильмом на религиозную тематику стала лента «Рождение и жизнь Христа в картинах», которая вышла в свет в 1897 г., т.е. через год после появления кинематографа.

Как отмечает А.К. Филиппов [4], с этой картины начался конфликт Православной Церкви и кинематографа. В частности, был издан циркуляр (1898), в котором Священный Синод воспрещал демонстрировать живые (кинематографические) изображения Христа, Богородицы, Угодников Божиих. В дальнейшем это постановление было дополнено запретом к демонстрации сцен из жизни духовенства, направленных на умаление их престижа.

За годы советской власти кинематограф много раз обращался к антирелигиозной пропаганде. Примером фильма на подобную тематику является лента «Иванна».

Это фильм был снят режиссёром Виктором Ивченко по сценарию Владимира Беляева в 1959 г. Главную роль - дочери священнослужителя Иванны - исполнила двадцатилетняя актриса Инна Бурдученко.

Проанализируем медиатекст киноленты по технологии герменевтического анализа медиатекстов, созданной А. Фёдоровым [3] на основе идей У. Эко, К. Безелгета, А. Сильверблета.

Во-первых, надо описать место действия, исторический, религиозный культурный, политический и идеологический контекст. Имеется в виду описание исторических условий создания медиатекста, степень влияния внешних и внутренних условий, знание реальных исторических событий, положенных в основу медиатекста.

Фильм был создан на киностудии им. А. Довженко и вышел в прокат в Киеве 1959 г. (в Москве - 14 апреля 1960 г.). К тому времени украинской греко-католической церкви формально не существовало.

После смерти митрополита Андрия Шептицкого 1 ноября 1944 г. УГКЦ оказалась в затруднительном положении. В апреле 1945 года практически вся её высшая иерархия, сотни священников и монахов были арестованы по обвинению в измене Родине. В марте 1946 г. состоялся Львовский собор, на котором было принято решение отменить Берестейскую унию 1596 г., аннулировать зависимость от Рима и вернуться к православию.

В результате решений Львовского собора все существующие на то время греко -католические парафии автоматически были провозглашены православными. Церкви, кроме действующих православных, были закрыты.

Однако значительная часть верующих отказалась переходить в православие. После 1946 г. они находились на нелегальном положении, тайком отправляя богослужения. В дальнейшем, с зарубежной поддержкой, во Львовской, Ивано-Франковской, тернопольской, Закарпатской областях были сформированы подпольно действующие структуры греко-католической церкви. Тайно проводились богослужения, возобновлялась деятельность монашеских орденов. Таким образом верующие стали «катакомбными», «криптоуниатами», т.е. тайными сторонниками греко-каолицизма.

Отметим, что 30 ноября 1989 г. Совет по делам религий при Совете Министров УССР заявил о регистрации грекокатолических религиозных общин. Таким образом, УГКЦ после более чем сорокалетнего перерыва возобновила свою деятельность на Западе Украины [1].

Итак, фильм «Иванна» имеет выраженную и антирелигиозную направленность в целом, и антиуниатскую в частности. Как отмечает А. Фёдоров, хрущёвская волна антирелигиозных фильмов (1959 - 1963) («Тучи над Борском», «Чудотворная», «Грешница», «Конец света» и др., в т.ч. «Иванна») были направлены на борьбу с протестансткими конфессиями различного толка.

Таким образом, знание реальных исторических событий в значительной мере способствует пониманию медиатекста [4].

Следует отдельно остановиться на личности митрополита Андрия Шептицкого. Он возглавлял украинскую греко-католическую церковь с 1901 по 1944 гг. Украинские и ряд зарубежных исследователей считают, что А. Шептицкий стремился подчинить национальный вопрос церковным интересам, расширить сферы влияния УГКЦ, был патроном украинской культуры. Греко-католический митрополит полагал, что возглавляемая им церковь призвана сыграть важную роль, поскольку через неё положено начало объединению Востока и Запада. Экуменическая мысль Шептицкого сводилась к «уншно! акци» со стороны УГКЦ по отношению к православию и протестантским конфессиям.

В российских источниках отношение к личности и деятельности А. Шептицкого неоднозначное. Возвращаясь к анализу фильма «Иванна» следует отметить, что в ленте он показан как лицемер, враг советской власти, проклинающий «антихристов, пришедших с Востока».

Далее следует анализ идеологического, социокультурного, мировоззренческого и религиозного контекста. Мы присоединяемся к мнению А. Фёдорова, что в фильме «Иванна» содержится явный антирелигиозный посыл, направленный на формирование негативного общественного мнения об украинской греко-католической церкви, её совместном сотрудничестве с украинскими националистами с нацистами. Образы священнослужителей УГКЦ, выведенные в фильме, не соответствуют проповедуемым ими христианским идеалам [4].

В целом, в киноленте явно просматривается противопоставление ценностей украинской греко-католической церкви и коммунистических, атеистических. Причём последние отличаются явной «положительностью», в то время как религиозный в основном показаны как наносные, имеющие подтекст и «второе дно».

Оставим «за кадром» оценку деятельности украинской греко-католической церкви в целом и в годы Великой Отечественной войны, а также личности и деятельности митрополита Андрея Шептицкого, поскольку это выходит за рамки нашего исследования. Отметим лишь, что однозначных выводов ни по первой, ни по второй проблеме сделать нельзя. Отметим лишь, по ряду позиций оценки советских учёных и современных украинских исследователей различаются.

Так, авторы учебника «Релшезнавство» [2] утверждают, что советскую власть раздражало, что УГКЦ действовала, прежде всего, как национальная церковь, поэтому в её адрес шли обвинения в сотрудничестве с фашистским режимом и поддрежке повстанческого движения, а также в отношениях с Ватиканом (с которым на тот момент у СССР не было дипломатических отношений, а папа Пий XII с опаской относился к большевизму). Факты говорят сами за себя.

В других источниках утверждается, что советская власть проводила политику двойных стандартов в отношении УГКЦ на западно-украинских землях. С одной стороны, осуждались факты нарушения закона о порядке закрытия молитвенных домов, с другой -подвергалось репрессиям духовенство (но это касается не только греко-католического, но и других конфессий).

Кинолента «Иванна» с успехом прошла в Советском Союзе и произвела настолько сильное впечатление на католическую аудиторию своеё выраженной антиклерикальной направленностью, что картину не закупали для проката католические страны. В начале 60-х гг. Папа Иоанн XXIII предал фильм анафеме.

Данный фильм занимает важное место в ряду советских антирелигиозных фильмов, таких как «Заговор обречённых», «Грешница», «Чудотворная» и др., изучение которых помогает глубже изучить специфику советской антирелигиозной пропаганды и агитации.

Данная работа выполнена в рамках внедрения результатов программы академической мобильности ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского» и ФГБОУВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых».

Список литературы

1. Религиоведение / под ред. М.М. Заковича. Кшв : Вища школа, 2000. С. 104-105.

2. Религиоведение: учебник / В.1. Лубський, В.1. Теремко, М.В. Лубська. К.: Академвидав, 2011. 464 с.

3. Фёдоров А. Анализ советских антирелигиозных фильмов / Федоров А. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.psyfactor.org.antireligion.htm/ (дата обращения 24.01.2018).

4. Филиппов А.К. Многообразие теистического опыта: образ Бога в кинематографе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: reИgюus.Иfe/2014/02/fiИppov-mnogoobrazie-teisticheskogo-opyta/ (дата обращения 24.01.2018).

СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД В РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Норманская Ю.В.

Норманская Юлия Викторовна - доцент, кафедра религиоведения, Таврическая академия Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассматривается специфика структуралистского подхода. Приводится пример его применения в религиоведческом исследовании культуры повседневности.

Ключевые слова: структуралистский подход, культура повседневности, религия.

Термин «структурализм» появился в научном обиходе более полувека назад. Его истоки обнаруживаются в работах Г. Спенсера, где общество интерпретируется как «...тотальность индивидов, связанных между собой определёнными отношениями.» [2, с. 199]. Оно так же уподобляется биологическому организму, все структуры которого взаимосвязаны и выполняют определённую функцию. В дальнейшем эта идея была развита представителями «структурного функционализма», в частности, А.Р. Рэдклифф-Брауном, Б.К. Малиновским и др.

Отличительными особенностями данного направления было доминирование полевых исследований над кабинетными теоретическими, как говорилось выше, представление общества в виде целостной системы, элементы которой взаимосвязаны определёнными отношениями, выявление и изучение которых является приоритетным направлением, интерпретация любого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.