Научная статья на тему 'ОБРАЗ ТИГРА В КУЛЬТУРЕ КИТАЯ'

ОБРАЗ ТИГРА В КУЛЬТУРЕ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2164
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ТИГР / МИФОЛОГИЯ / КИТАЙ / ДРАКОН / РЕЛИГИЯ / ТРАДИЦИИ / СИМВОЛ / ЦАРЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шереметьева Наталья Владимировна

В статье рассматривается образ тигра в китайской культуре. Описан образ тигра в представлениях китайцев: как гроза демонов, как символ военной отваги, как символ брака, страсти, деторождения и плодородия. Представлен образ тигра в науке и искусстве. Рассмотрены пословицы, связанные с тигром. Сделан вывод о том, что: а) прослеживается взаимосвязь тигра с человеком, его характером и поступками; данный образ служит олицетворением могущества, беспощадности, свирепости и отваги, защитной силы и добродетели; б) образ тигра встречается во всех сферах китайской культуры - мифологии, искусстве, живописи, литературе, ритуальных традициях и пр.; в) вера в тигра направлена на то, чтобы соединить прошлое и будущее воедино; г) в представлениях китайцев тигр - это символ защиты своего жилища и его обитателей, олицетворение жизни, здоровья, могущества и процветания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE TIGER IN CHINESE CULTURE

The article deals with the image of the Tiger in Chinese culture. The image of the Tiger in the views of the Chinese is described: as a thunderstorm of demons, as a symbol of military courage, as a symbol of marriage, passion, childbearing and fertility. The image of the Tiger in science and art is presented. The proverbs connected with the Tiger are considered. It is concluded that a) the relationship of the Tiger can be traced with a person, his character and actions, his image serves as the personification of power, ruthlessness, ferocity and courage, protective power and virtue; b) the image of the Tiger is found in all spheres of Chinese culture: mythology, art, painting, literature, ritual traditions; c) belief in the Tiger is aimed at connecting the past and the future together; d) in the views of the Chinese, the Tiger is a symbol of the protection of its home and its inhabitants, life, health, power and prosperity.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ТИГРА В КУЛЬТУРЕ КИТАЯ»

якутских серег выявила наиболее архаичные и переходные их формы, а также параллели, которые можно провести с другими народами Сибири.

Ушные украшения изучаемого периода изготовлены не профессиональными ювелирами, а обычными людьми, исходя из территориальных и этнических традиций. Это весьма характерные простые металлические украшения с различными бусинами и подвесками. Украшения более позднего периода изготавливались профессионалами-ювелирами и уже представляют собой образцы традиционных якутских ушных украшений конца XIX - начала ХХ веков.

Литература и источники

1. Бравина Р.И., Попов В.В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.). -Новосибирск: Наука, 2008. - 232с.

2. Бравина Р.И., Дьяконов В.М., Петров Д.М., Соловьева Е.Н., Сыроватский В.В., Багашев А.Н., Пошехонова О.Е., Слепченко С.М., Ражев Д.И., Алексеева Е.А., Зубова А.В., Кузьмин Я.В. Женское погребение XVII в. Атласовское-2 из Центральной Якутии: результаты комплексного исследования // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2017. - № 1 (36). - С. 44-63.

3. Гоголев А.И. Якуты: проблемы этногенеза и формирование культуры. - Якутск: Изд-во журнала «Илин», 1993. - 192 с.

4. Гоголев А.И. Народные знания якутов XVIII - начале ХХ вв. (календарь, метрология, медицина). - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. - 104 с.

5. Иллюстрированная этнография хакасов: альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова / отв. ред. В.Я. Бутанаев. - Новосибирск, 2004. - 104 с.

6. КонстантиновИ.В. Материальная культура якутов XVIII в.: по материалам погребений. - Якутск: Книжное издательство, 1971. - 212 с.

7. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): историко-этнографический материал о народах Сибири и Северо-Востока. - Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1983. - 176 с.

8. Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала XX в. - Новосибирск: Наука, 2001. - 171 с.

9. Bravina R.I., D'iakonov V.M., Bagas A.N., Razhev D.I., Poshekhonova O.E., Stetsenko S.M., Alekseeva E.A., Kuz'min IA.V. and Hodgins G.W.L.. 2016. vol. 55, nos. 3 - 4, pp. 232 - 268.

10. Яковлева К.М., Прокопьева А.Н. Архаика: украшения якутов XIV - XVIII вв. - Якутск, 2020. - 114 с.

References and Sources

1. Bravina R.I., Popov V.V. Pogrebal'no-pominal'naya obryadnost' yakutov: pamyatniki i tradicii (XV-XIX vv.). - Novosibirsk: Nauka, 2008. - 232s.

2. Bravina R.I., D'yakonov V.M., Petrov D.M., Solov'eva E.N., Syrovatskij V.V., Bagashev A.N., Poshekhonova O.E., Slepchenko S.M., Razhev D.I., Alekseeva E.A., Zubova A.V., Kuz'min YA.V. Zhenskoe pogrebenie XVII v. Atlasovskoe-2 iz Central'noj Yakutii: rezul'taty kompleksnogo issledovaniya // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - 2017. - N° 1 (36). - S. 44-63.

3. Gogolev A.I. Yakuty: problemy etnogeneza i formirovanie kul'tury. - Yakutsk: Izd-vo zhurnala «Ilin», 1993. - 192 s.

4. Gogolev A.I. Narodnye znaniya yakutov XVIII-nachale XIX vv. (kalendar, metrologiya, medicina). -Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2015. -104 s.

5. Illyustrirovannaya etnografiya hakasov: al'bom fotomaterialov Minusinskogo muzeya im. N.M. Mart'yanova / otv. red. V.YA. Butanaev. -Novosibirsk, 2004. - 104 s.

6. Konstantinov I.V. Material'naya kul'tura yakutov XVIII v.: po materialam pogrebenij. - Yakutsk: Knizhnoe izdatel'stvo, 1971. - 212 s.

7. Lindenau YA.I. Opisanie narodov Sibiri (pervaya polovina XVIII veka): istoriko-etnograficheskij material o narodah Sibiri i Severo-Vostoka. -Magadan: Magadanskoe kn. izd-vo, 1983. - 176 s.

8. Savvinov A.I. Tradicionnye metallicheskie ukrasheniya yakutov XIX - nachala XX v. - Novosibirsk: Nauka, 2001. - 171 s.

9. Bravina R.I., D'iakonov V.M., Bagas A.N., Razhev D.I., Poshekhonova O.E., Stetsenko S.M., Alekseeva E.A., Kuz'min IA.V. and Hodgins G.W.L.. 2016. vol. 55, nos. 3 - 4, pp. 232 - 268.

10. Yakovleva K.M., Prokop'eva A.N. Arhaika: ukrasheniya yakutov XIV - XVIII vv. - Yakutsk, 2020. - 114 s.

ГОГОЛЕВ АНАТОЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры всемирной, отечественной истории, археологии, этнологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (Якутск, Россия) ([email protected]).

ЯКОВЛЕВА КАПИТОЛИНА МАКСИМОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной, отечественной истории, археологии, этнологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова ([email protected]).

GOGOLEV, ANATOLIY I. - - Doctor of History, Professor of the Department of World and National History, Archeology, Ethnology of the Faculty of History of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia)/ YAKOVLEVA, KAPITOLINA М. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of World and National History, Archeology, Ethnology of the Faculty of History of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.

УДК 81'37:528.4:39 Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-4-283-287

ШЕРЕМЕТЬЕВА Н.В. ОБРАЗ ТИГРА В КУЛЬТУРЕ КИТАЯ

Ключевые слова: образ, тигр, мифология, Китай, дракон, религия, традиции, символ, царь.

В статье рассматривается образ тигра в китайской культуре. Описан образ тигра в представлениях китайцев: как гроза демонов, как символ военной отваги, как символ брака, страсти, деторождения и плодородия. Представлен образ тигра в науке и искусстве. Рассмотрены пословицы, связанные с тигром. Сделан вывод о том, что: а) прослеживается взаимосвязь тигра с человеком, его характером и поступками; данный образ служит олицетворением могущества, беспощадности, свирепости и отваги, защитной силы и добродетели; б) образ тигра встречается во всех сферах китайской культуры - мифологии, искусстве, живописи, литературе, ритуальных традициях и пр.; в) вера в тигра направлена на то, чтобы соединить прошлое и будущее

воедино; г) в представлениях китайцев тигр - это символ защиты своего жилища и его обитателей, олицетворение жизни, здоровья, могущества и процветания.

SHEREMETEVA, N.V.

THE IMAGE OF THE TIGER IN CHINESE CULTURE

Key words: image, Tiger, mythology, China, Dragon, religion, traditions, symbol, king

The article deals with the image of the Tiger in Chinese culture. The image of the Tiger in the views of the Chinese is described: as a thunderstorm of demons, as a symbol of military courage, as a symbol of marriage, passion, childbearing and fertility. The image of the Tiger in science and art is presented. The proverbs connected with the Tiger are considered. It is concluded that a) the relationship of the Tiger can be traced with a person, his character and actions, his image serves as the personification of power, ruthlessness, ferocity and courage, protective power and virtue; b) the image of the Tiger is found in all spheres of Chinese culture: mythology, art, painting, literature, ritual traditions; c) belief in the Tiger is aimed at connecting the past and the future together; d) in the views of the Chinese, the Tiger is a symbol of the protection of its home and its inhabitants, life, health, power and prosperity.

На территории Китая издревле обитало огромное количество тигров, которые считались беспощадными, свирепыми и, в то же время, красивыми животными. Внушительный вид тигра вселял страх и ненависть, поэтому первоначально люди стремились его убивать. Однако не имея возможности его подчинить, либо уничтожить, люди стали ему поклоняться и любить его как царя зверей и хозяина леса. Архивные источники указывают, что более пяти тысяч лет назад в Китае уже существовала традиция представлять образ тигра наряду с драконом, в качестве наиболее почитаемых. При этом многие древние племена верили, что произошли от тигра [7].

В современной китайской культуре образ тигра популярен не настолько, сколько значим образ дракона. Тем не менее, оба образа были всегда распространены у императоров: до сих пор сохраняются такие выражения, как «схватка Дракона с Тигром» в значении спортивного состязания двух команд, «полет Дракона и прыжок Тигра» - в значении стремительного движения вперед [5].

В целом, в китайской картине мира, которая характеризуется наличием богатой национальной истории и традиций, которые зачастую воспринимаются в смысловых образах животных, тигр превратился в одно из мифических животных - царя зверей в китайском мироздании, который занимает особое место в представлениях китайцев.

1. Тигр как гроза демонов. Изображения тигра издревле использовались китайцами для борьбы с демонами и злыми духами. Изображение тигра можно было найти на входных дверях в жилища, как оберег, символ их защиты от бед. Наилучшей защитой считался талисман с Белым Тигром, символизирующим опасность природы. Зачастую в качестве талисмана выступали фигурки, беседки, куст жасмина или любые белые цветы. Однако в связи с тем, что в Китае белый цвет является траурным, поэтому к данному цвету относились с осторожностью. Ведь если тигру не понравится обращение, он может напасть на жильцов дома. Если среди людей, живущих в одном доме, есть человек, родившийся в год животного, которым может питаться тигр, то талисман Тигра не использовался вовсе. Кроме того, фигурка тигренка олицетворяла защиту дома от зла. Считалось, что тигренок обладает достаточной энергией для защиты одного дома, тогда как взрослый тигр для этого слишком силен [2].

2. Тигр как символ военной отваги. В древнем Китае великие маги изображались верхом на тигре, на лбу которого часто можно было видеть иероглиф «царь», изображенный в письменности в виде трех полосок, как у тигра. Изображения тигра можно было увидеть на щитах, как символ доблести и отличия. Знак военачальника также был выполнен в форме тигра, как символ невозможности поражения войска. Кроме того, изображение тигра указывало на добродетель и мощь, наряду с безжалостностью [1].

3. Тигр, как символ брака, страсти, деторождения и плодородия, на что указывает наличие черт тигра у многих женских божеств. Кроме того, невеста брала с собой фигурки тигра, чтобы с мужем жить мирно и счастливо, а также иметь много детей [3].

Образ Тигра присутствует в искусстве и науке:

1) в мифологии символизм связан:

- с цветом тигра (белый - осень, стихия металла, синий - весна, растительный мир, красный - лето, огонь, черный - зима, вода, желтый - Солнце);

- с божествами (богиня ветра, бог богатства ездят верхом на тигре, который охраняет могилы и сундуки с монетами от злых духов);

- с легендой о Конфуции, которого спас и вырастил тигр [4];

- со сказкой о сестре и брате, которые залезли на небо, чтобы спастись от Тигра, став Солнцем и Луной;

- с мифом о том, как Тигр убил мать, схватил младшего сына, остальные дети забрались на дерево и попросили небесного владыку о помощи, он спустил им веревку, Тигр полез за ними и сорвался - так три брата стали Солнцем, Луной и звездами;

- с преданиями и слухами о существовании народа людей - Тигров [2];

2) в алхимии тигр олицетворяет свинец и физическую силу;

3) в литературе образ тигра нашел, в частности, отражение в:

- трактате «Мэн-цзы», написанном 2300 лет тому назад, в котором упоминается первый известный тигролов Фэн Фу;

- книге «Двадцать четыре образца сыновней почтительности», в которой сын Хуан Сян придушил тигра, чтобы спасти отца;

- эпизоде китайского романа «Речные заводи» XVI в. «У Сун убивает тигра» (960-1127), в котором описано, как богатырь ростом в два с половиной метра похваляется тем, что убил тигра в горах;

- стихотворении о доброте и справедливости тигра, например, Дай Бяо-юаня (12441310):

Согласно натуре своей этот зверь обитает в горных лесах.

Появится тигр или нет - зависит только от вас.

Если в вашей душе нет агрессивности,

Разве тигр, живущий в глубине гор, вас тронет? [6]

4) в живописи образы тигра используются систематически (битва тигра с коварной змеей, со львом (иногда с Драконом), тигр как символ Матери Земли и пр.);

5) в ритуальных действах в народной культуре:

- употребление в пищу кусочка мяса тигра могло избавить от бесплодия, поклонение тигру могло устрашить демонов, приносящих болезни;

- царь зверей и защитник сухопутных животных тигр имеет символику инь - ян, как противоположность силы духа и материи (ян - олицетворение власти, силы, мужества, ярости, инь - Тигр становится небесным Драконом);

- столы для жертвоприношений часто имели форму головы тигра (например, бронзовый «стол» древних людей из государства Дяньго), каменные тигры перед могилами (например, гробницей Хо Цюйбина - знаменитого полководца династии Хань);

- тотем государства династии Шан (бронзовый тигр с двумя хвостами и птицей на спине, который был обнаружен в захоронениях Даянчжоу провинции Цзянси, самая древняя фигурка с тигром возрастом около 6000 лет);

- в буддизме тигр олицетворяет гнев, свирепость и злость и относится к числу Бесчувственных Существ;

- на щеке ребенка, заболевшего свинкой, рисовали иероглиф Тигра, чтобы он пришел и съел «свинью»;

- на северо-востоке Тайваня установлена стела, на котором иероглиф тигр символизирует подавление ветра [5];

6) в народном быту образ тигра получил самое широкое распространение:

- тигр воспринимался как символ доброты, который отгоняет зло и приносит богатство, благополучие (последнее связано с распространением веры в бога богатства);

- изображения тигра размещались на разнообразных картинках, кухонной утвари, вышивках на подушках, головных уборах, росписях по фарфору и пр.;

- пошив для детей тигровых шапок предполагал использование для их охраны защитной силы Тигра;

- изображения тигра на дверях и могилах символизировали защиту от бед и зла [4];

- керамические подушки во времена династии Цзинь, особенно в провинциях Шаньси и Хэнань имели практическое применение с целью здорового сна и защищали от негативного влияния;

- бронзовые ритуальные сосуды, на которых тигр считался символом величия, свирепости

В китайской литературе весьма многочисленны пословицы, связанные с тигром. В них находят отражение не только сам образ Тигра и его характеристики, но и сравнение их с человеческими качествами характера и поступками [4].

1. Характеристики Тигра как зверя:

Перед нападением тигр весь сжимается, а дикий кот крадется. Когда тигр не рычит, не считай его спящей кошкой. Даже злой тигр не ест своего детеныша. Пестрая окраска тигра и барса влечет охотников. Хищный тигр не охотится близ логова.

2. Сравнение тигриных повадок и человеческими поступками:

Попав в логово тигра, не вырвешься из его пасти (в значении невозможности вернуть то, что уже отдано).

Не бойся, если у тигра даже три пасти, но бойся, если человек двоедушен (о двуличии). Поймешь величину тигра по его следам, а натуру человека - по его словам и делам. Тигр пестр снаружи, а человек лукав изнутри.

Шкуру тигра нарисовать можно, но его кости - трудно; познакомиться с человеком можно, но узнать его сердце - невозможно.

Кто боится упасть, не научится ходить, а кто боится ран, не поймает тигра. Чиновник опирается на печать, а тигр - на горы (сила тигра даруется горами.) Кто не стрелял из лука с детства, и в зрелом возрасте не сможет застрелить тигра. Государю служить - что тигру (в значении всегда рядом со смертью). Можно подружиться с незнакомым тигром, а со знакомым человеком не сойтись. И после смерти тигра его внушительный образ не исчезает.

Мертвый тигр - словно овца, а мертвый человек - словно тигр (Суеверные люди верят, что злые духи мертвых так же страшны, как тигр).

После смерти тигра остается только его шкура, а после кончины человека - его слава.

Тигр боится покинуть горы, а человек боится остаться один.

Хищный тигр скрывается высоко в горах, а герой родится в суетном мире.

3. Перенесение образа Тигра на качества характера человека:

Коли не смеешь учить обезьяну влезать на дерево, то как же смеешь учить тигра возвращаться в горы?

Мужчина в 45 лет словно тигр, спустившийся с горы (о бодрости и силе мужчины в зрелые

годы).

4. Олицетворение человека в образе Тигра:

Бей мертвого тигра, как живого (в значении нельзя недооценивать противника). Один тигр не одолеет свору собак. Хищный тигр, а не одолеет стаю обезьян.

Взойдя на гору в одиночку, трудно убить тигра, а в море толпой и дракона поймаешь. Сидя на горе, наблюдать за борьбой тигров (в значении наблюдать за огнем с противоположного берега из формулировки 9-й из 36 классических китайских стратегем войны). Отпустишь тигра в горы - потом беды не оберешься. Того, кто прикармливает тигра, ждет беда. Действующие заодно муравьи и тигра съедят. Оседлав тигра, трудно с него потом слезть.

Когда дракон вступает в схватку с тигром, рыбам и креветкам тоже достается. Коли известно, что в горах обитают тигры, не стоит туда ходить. Боишься привлечь тигров - не разводи свиней.

Анализ пословиц, связанных с тигром, позволяет отметить следующие особенности его образа в китайской культурно-исторической традиции:

1) тигр олицетворяет зверя, который охраняет свое жилище, живет уединенно и охотится на тех, кто встречается ему на пути, не боясь вступить в бой;

2) тигру противопоставляются, с одной стороны, сила, мужество, величие человека, с другой - зло, жестокость, хитрость, двуличие по отношению к другим;

3) жизненная сила тигра определена природой, поэтому у китайцев он считается духом гор и пещер, по сути, тех мест, где он и обитает;

4) тигр имеет свои животные инстинкты, как человек свои принципы и характер, поступки тигра определены природой, тогда как человека - своими личными интересами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При обращении к китайским верованиям, становится вполне понятным, что ярость тигра может обрушиться на жителей дома и принести беды, если человек / жильцы дома плохо обращаются с окружающими, заботятся только о себе. Кроме того, очевидным становится поверье китайцев о том, что тигра невозможно приручить - только убить, держаться подальше или контролировать. Для этих целей традиционно использовались, наряду с изображениями тигра, фигурки Дракона, который мог контролировать злую силу Тигра. В Китае и сегодня считается, что Тигр и Дракон сосуществуют вместе.

Таким образом, на основе проведенного анализа образа тигра в китайской культуре, целесообразно сделать следующие выводы:

1. Взаимосвязь Тигра прослеживается с человеком, его характером и поступками; его образ служит олицетворением могущества, беспощадности, свирепости и отваги, но и во же время -защитной силы и добродетели.

2. Образ Тигра встречается во всех сферах китайской культуры - мифологии, искусстве, живописи, литературе, ритуальных традициях. Он выступает отражением богатого культурно-исторического развития, в котором сохранены черты древнего государства, верований, преданий и исторических событий.

3. Вера в Тигра направлена на то, чтобы соединить прошлое и будущее воедино. Сильное существо в виде «большой кошки» символизирует физиологическую мощь и храбрость воина, земные силы, единение с Небесным Драконом, как символом женской активности (инь и ян).

4. В представлениях китайцев Тигр - это символ защиты своего жилища и его обитателей, олицетворение жизни, здоровья, могущества и процветания.

Литература и источники

1. БарановИ.Г. Верования, обычаи китайцев / сост. К. М. Тертицкий; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки. - М.: Муравей-Гайд, 1999. - 302 с.

2. Биррел А. Китайские мифы / Пер. с англ. М. Звонарева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 128 с.

3. ВасильевЛ.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 488 с.

4. Вернер Э. Мифы и легенды Китая. - М.: Центрполиграф, 2007. - 400 с.

5. Пивторак П.Г. Анимализм и система зооморфных образов в классической культуре Китая // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2012. - URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012003030 (дата обращения: 02.06.2022).

6. Филимонова Е.Н. Символика животных в переводных произведениях. «Священные» животные (на материале переводов с корейского и китайского языков) // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. - № 26. - 2004. - С. 51-82.

7. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. - 248 с.

References and Sources

1. Baranov I.G. Verovaniya, obychai kitajcev / sost. K. M. Tertickij; Moskovskij gos. un-t im. M. V. Lomonosova, In-t stran Azii i Afriki. - M.: Muravej-Gajd, 1999. - 302 s.

2. Birrel A. Kitajskie mify / Per. s angl. M. Zvonareva. - M.: FAIR-PRESS, 2005. - 128 s.

3. Vasil'ev L.S. Kul'ty, religii, tradicii v Kitae. - M.: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN, 2001. - 488 s.

4. Verner E. Mify i legendy Kitaya. - M.: Centrpoligraf, 2007. - 400 s.

5. Pivtorak P.G. Animalizm i sistema zoomorfnyh obrazov v klassicheskoj kul'ture Kitaya // Materialy IV Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum». - 2012. - URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012003030 (data obrashcheniya: 02.06.2022).

6. Filimonova E.N. Simvolika zhivotnyh v perevodnyh proizvedeniyah. «Svyashchennye» zhivotnye (na materiale perevodov s korejskogo i kitajskogo yazykov) // Yazyk, soznanie, kommunikaciya: Sb. statej. - N° 26. - 2004. - S. 51-82.

7. Yanshina E.M. Formirovanie i razvitie drevnekitajskoj mifologii. - M.: Glavnaya redakciya vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka», 1984. -248 s.

ШЕРЕМЕТЬЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - магистрант истории искусств Дальневосточного федерального университета, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Владивостокского государственного университета экономики и сервиса ([email protected]).

SHEREMETEVA, NATALYA V. - masters student in Art History Far Eastern Federal University, senior lecturer at the Department of Civil Law Disciplines of the Vladivostok State University of Economics and Service ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.