Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЙ КОД «СВЯЩЕННОГО» ТИГРА КАК НАЦИОНАЛЬНОГО СИМВОЛА КИТАЯ'

КУЛЬТУРНЫЙ КОД «СВЯЩЕННОГО» ТИГРА КАК НАЦИОНАЛЬНОГО СИМВОЛА КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
543
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
образ тигра / символ / тотем / традиционная культура / китайское народное искусство. / tiger image / symbol / national totem / traditional culture / Chinese folk art.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартынов В.В., Юань Чжоу, Хань Хунюй

Статья посвящена анализу символического потенциала вечного образа тигра в культуре стран Дальнего Востока. Испокон веков животные служили человеку «символическими выражениями, как различных явлений внешней природы, так и собственной его духовной жизни, его страстей, пороков и добродетелей» [2]. Тигр царь зверей, стоит на первом месте среди животных, обитающих на суше. Народы Востока наделяли его различными магическими свойствами, а природные явления связывали с действием духов этих священных животных[4]. У тигра его царственное достоинство, как верили китайцы и корейцы, в буквальном смысле написаны на лбу, где полоски на шкуре складываются в иероглиф ванн. [4]. У большинства представителей животного мира есть своя символика, которая придает национальный колорит легендам и мифам. В данной статье авторы попытались раскрыть код символа тигра в китайской культуре и народном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL CODE OF THE "SACRED" TIGER AS A NATIONAL SYMBOL OF CHINA

The article is devoted to the analysis of the symbolic potential of the eternal image of the tiger in the culture of the countries of the Far East. From time immemorial, animals have served as "symbolic expressions of man, both of various phenomena of external nature and of his own spiritual life, his passions, vices and virtues" [2]. Tiger the king of animals, is in first place among animals living on land. The peoples of the East endowed it with various magical properties, and natural phenomena were associated with the action of the spirits of these sacred animals the tiger has his royal dignity, as the Chinese and Koreans believed, literally written on his forehead, where strips on his skin are folded into a hieroglyph of baths. [4]. Most representatives of the animal world have their own symbolism, which gives the national color to legends and myths. In this article, the authors tried to reveal the code of the tiger symbol in Chinese culture and folk art.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЙ КОД «СВЯЩЕННОГО» ТИГРА КАК НАЦИОНАЛЬНОГО СИМВОЛА КИТАЯ»

CULTUROLOGy

культурный код «священного» тигра как национального символа

КИТАЯ

Мартынов В.В.

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»,

г. Хабаровск,

старший преподаватель каф. ДДПИиЭ

Юань Чжоу

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»,

г. Хабаровск, студент Хань Хунюй

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»,

г. Хабаровск, студент

CULTURAL CODE OF THE "SACRED" TIGER AS A NATIONAL SYMBOL OF CHINA

Martynov V.

Pacific National University, Khabarovsk, senior lecturer

Yuan Zhou

Pacific National University, Khabarovsk, student,

Han Hunyu

Pacific National University, Khabarovsk, student,

Аннотация

Статья посвящена анализу символического потенциала вечного образа тигра в культуре стран Дальнего Востока. Испокон веков животные служили человеку «символическими выражениями, как различных явлений внешней природы, так и собственной его духовной жизни, его страстей, пороков и добродетелей» [2]. Тигр - царь зверей, стоит на первом месте среди животных, обитающих на суше. Народы Востока наделяли его различными магическими свойствами, а природные явления связывали с действием духов этих священных животных[4]. У тигра его царственное достоинство, как верили китайцы и корейцы, в буквальном смысле написаны на лбу, где полоски на шкуре складываются в иероглиф ванн. [4]. У большинства представителей животного мира есть своя символика, которая придает национальный колорит легендам и мифам. В данной статье авторы попытались раскрыть код символа тигра в китайской культуре и народном искусстве.

Abstract

The article is devoted to the analysis of the symbolic potential of the eternal image of the tiger in the culture of the countries of the Far East. From time immemorial, animals have served as "symbolic expressions of man, both of various phenomena of external nature and of his own spiritual life, his passions, vices and virtues" [2]. Tiger - the king of animals, is in first place among animals living on land. The peoples of the East endowed it with various magical properties, and natural phenomena were associated with the action of the spirits of these sacred animals the tiger has his royal dignity, as the Chinese and Koreans believed, literally written on his forehead, where strips on his skin are folded into a hieroglyph of baths. [4]. Most representatives of the animal world have their own symbolism, which gives the national color to legends and myths. In this article, the authors tried to reveal the code of the tiger symbol in Chinese culture and folk art.

Ключевые слова: образ тигра, символ, тотем, традиционная культура, китайское народное искусство.

Keywords: tiger image, symbol, national totem, traditional culture, Chinese folk art.

Введение.

Мифы являются древнейшей формой понимания и осмысления мира, природы, общества и человека. Животные играют огромную роль в религиозных представлениях, мифах и легендах, где им как культурным героям приписываются сверхъестественные способности. Мифология стала исходной формой человеческого мышления, источником последующих, более развитых форм мышления. Пытливое стремление людей понять и объяснить окружающий мир, отразилось в фольклорно-религиоз-ных мифах о происхождении мира, где нередко

роль творца в космогонических мифах, поверьях, сказках, легендах, слагавшихся тысячелетиями, принадлежит именно животным, которые вошли в различные религиозные верования, а некоторые из них попали в разряд священных. Везде и всегда они служили людям источником возникновения различных примет. Не случайно люди издавна старались бережно и разумно относиться к диким животным и всячески заботились о домашних. Постепенно в литературу и в обиход вошло понятие о животных, как о «братьях наших меньших». Во многих странах любимые народом животные и

птицы стали символами богов или каких-либо качеств, символами нравственными и духовными, символами нации и государства. Их изображения красуются на гербах и флагах страны.

Животные, ставшие символами близкими по духу человеку, привносят в его жизнь различные блага и помогают справиться с трудностями, привлекают счастье, богатство, здоровье, помогают развить человеку в себе какие-то качества, относящиеся к этому животному, в этом и заключается его код. Древнейшее верование - тотемизм, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, говорит о том, что люди верили в происхождение своего рода или племени от того, или иного животного, то в отношении животного-тотема определялись запреты и предписания, нередко совершались культовые действия. Наиболее общим моментом являются запреты на убийство животного-прародителя и на его поедание. Тотем считался покровителем рода, животные не наносили вреда своим родственникам, а люди проявляли о них определенную заботу. Вера в кровное родство людей и животных способствовала возникновению оборотнических представлений — легенды о перевоплощении человека в тотемного животного, как например, у коренных народов Приамурья (нанайцев, удэгейцев, орочей) существовал культ медведя, который являлся их священным родственником и покровителем. Для укрепления родственных связей устраивалась праздничная церемония, известная как «медвежий праздник».

Основная часть.

Тигр, в качестве культурного символа, ярко проявляется в мифах народов, «преимущественно тех регионов, которые являются естественной зоной его обитания» [9]. У некоторых азиатских народов существовали «представления о тиграх - существах сверхъестественных и мудрых, своих перво-предках (малайские племена верили, что тигры имеют социальную организацию, подобную человеческой), или как о другой человеческой расе (нивхи Сибири и жители Суматры считали их отдельным видом людей). В амурских народных сказках Дальнего Востока (удэгейцев, нанайцев, эвенков и орочей), собраны фантазии об этом животном, как о людях, образующих свою общину и живущих в деревнях (например, нанайцы и удэгейцы, считали тигра священным родственником). Некоторые народы Индии вводили в свою родословную факт супружества женщины и тигра, называя себя «людьми-тиграми». Во многих районах, где были распространены подобные представления, на охоту и убийство тигров были наложены полные табу». [9] В Юго-Восточной Азии и Корее тигра почитали как бога-хозяина гор и пещер, покровителя правящих королевских родов, и рассматривали как посредника между Небом и Землёй. Тигровую шкуру использовали в быту. Корейцы полагали, что разостлать шкуру тигра на свадебном паланкине или вообще как подстилку на пороге, скамейке и т. д. избежишь несчастья. Правители во время торжественных церемоний также восседали на шкуре тигра, которая символизировала их власть и авторитет. Также корейцы верили, что оберегами служили предметы быта, украшенные рисунками,

резьбой, вышивкой, в виде тигров. «Некоторые организации и сегодня в качестве логотипа используют изображение этого зверя. Морда тигра служит символом футбольной команды, которая принадлежит городу Улсан с 1983 г. Тигренок Ходори («хо» - 'тигр', «дори» - 'мальчик') в национальном костюме был представлен как талисман летних Олимпийских игр в Сеуле в 1988 г. Символом зимних Олимпийских игр 2018 г. в южнокорейском городе Пхёнчхан стал белый тигр Сухоранг, имя которого переводится как 'защитник'. Белый тигр выбран талисманом предстоящих Игр не случайно: как священный хранитель в корейской мифологии, он будет защищать спортсменов, участников и зрителей спортивного события. Кроме того, таким образом, осуществляется преемственность идеи, связь с предыдущим талисманом-тигренком. Главный герой современного корейского комикса (веб-манхва) - отважный тигр. Цветной комикс «Старший брат - тигр» публикуется названием Naver с 2015 гСодержание этого комикса основано на реальных исторических событиях, однако встречаются и фантастические элементы. Недавно в конце 2015 г. вышел в свет фильм о корейском тигре «Дэхо» («дэ» - 'большой', «хо» - 'тигр'), в котором рассказывается о взаимопонимании между храбрым охотником и диким зверем - последним тигром в Корее. Действие фильма относится к началу ХХ в. Выпуски фильма и комикса формируют положительное отношение человека к полосатому хищнику, демонстрируют тигра в качестве элемента культурного наследия» [10].

В эпоху Мин животные служили знаками различия у военных чинов. Например, для первого и второго рангов использовали изображение льва, для третьего □ изображение тигра и т. д. У гражданских чинов на одежде вышивались не звери, а птицы: журавль, дикий гусь, цапля, мандаринская утка, иволга и др. Квадраты с изображением животных носили на халате, как знаки отличия. В Японии же, тигр изначально был известен только по мифам, легендам и сказкам, а, его образ был символом силы, властолюбия, суровости и свирепости, могущества, отваги и мужества, став атрибутом воинов-героев.

«В китайском видении мира животные несут определенную традицией смысловую нагрузку и могут быть адекватно восприняты только подготовленным сознанием, усвоившим самые разнообразные сведения из национальной истории, фольклора, эстетики и языка» [11]. Встречаются мифы и легенды, где рассказывается о сражении человека с тигром, в результате которого он обретает власть над своей судьбой и получает могущество зверя, — классический сюжет в китайских романах XVI века. Аналогично известному в российской литературе сюжету - сражение мальчика с барсом в поэме Михаила Лермонтова «Мцыри», имеющий схожий архетип. Культурный код символа тигра: благодатное мифическое животное, царь зверей, гроза демонов болезней, и, следовательно, в какой-то мере хранитель здоровья, защитник. Традиционно великие маги - устрашители демонов, изображались народными художниками, сидящими верхом на тигре. (Рис.1). На лбу тигра часто записывался иероглиф «ванн» (царь) [9].

Рисунок 1. а) Маг-устрашитель демонов, верхом на своем помощнике тигре (няньхуа). б) Тигр - символ благопожеланий с иероглифом «ванн» на лбу (чонхуа -художественная вырезка из бумаги).

Поклонение тигру в Китае, пришло от кочевого и охотящегося стиля жизни наших предков. Это мощное животное стало символом, для защиты их потомков. «В разных отдалённых уголках Азии с тигром был также связан культ плодовитости, и считалось, что для лечения бесплодия или увеличения потомства следует, есть мясо тигра, красться по его следам или носить его шкуру. Например, китайская богиня Си Ван Му, повелительница запада, плодовитости и бессмертия, возникает в старинных китайских источниках с тигроморфными чертами» [9]. Народ Хань — фактически смесь древних племен всех народностей Китая. Племена с запада, включая племя Желтого Императора, поклонялись тигру, в то время как на восточном побережье поклонялись дракону. Конечно, имелись много других племен с различными тотемами. После многих войн, эти племена постепенно смешивались, и формировалась национальность Хан. Поскольку племена, поклоняющиеся тигру и дракону, были более мощны, другие тотемы исчезли совсем, в то время как эти два продолжили свое существование по сегодняшний день. Династия Цин в течение трех столетий, монополизировала императорское право использования символа дракона. Император Цинь Шихуанди объявил себя сыном дракона и сказал, что его власть дана Небесами. Позже, все императоры в Китайской истории следовали его примеру. Стул Императора назывался стулом дракона, его платье одеждой дракона. Драконы появляются всюду в имперском дворце. Кто-либо пытающийся соединять себя с символом дракона, будет приговорен к смерти как совершивший преступление против императора. Но с развитием сельского хозяйства в истории Китая, люди все больше стали полагаться на мифического дракона, который отвечал за погоду. Постепенно, дракон занял доминирующее положение на небесах, и тигр стал одним из его

подчиненных, королем гор, и всегда принадлежал народу. Его любили не просто, как тотем. Люди ценили его красоту и силу, духовное начало, а его образ использовался, как символ удачи и оберег. Например, в новогодних лубочных рисунках и современных печатных изданиях, распространен сюжет «Тигр охраняет Дом». Люди, помещают его изображение над передней дверью в начале года, чтобы символ тигра защитил семейство и позволил иметь мирную жизнь в течение года. Одна из легенд гласит, что на высокой горе, росло персиковое дерево, а под деревом жили два брата. Всякий раз, когда эти двое злились друг на друга, они кормили тигра. Таким образом, тигр получил власть над злом, тем самым тотем тигра обретает функцию охранника.

В дальневосточной ментальности стереотипный образ тигра многогранен, где тигра воспринимали не только как божество, но и как чудесную силу, которая обладает нравственными понятиями, умеет отличать добро от зла, добродетель от порока, обладает силой и желанием карать за порок и награждать за добродетель. Тигру доступна жалость: от него можно избавиться усиленными просьбами и вообще поклонением. С помощью чудесной силы тигра можно противостоять другим бедствиям: силе других злых духов, болезням и пр. В даосизме этот хищник ассоциировался с белым цветом и одним из пяти первоэлементов — водой, и противопоставлялся зелёному дракону — воплощению весеннего востока. «Поединок тигра и дракона стал одним из популярнейших символических мотивов китайской благопожелательной живописи. По верованиям народов Китая, пять легендарных тигров охраняют стороны света и Центр: синий — восток, чёрный — север, красный — юг, белые — запад и центр. Китайцы верили, что тигр обладает недюжинным умом, и прожив на свете пятьсот лет,

становится совсем белым □ как седой старик. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома феодалов украшали и оберегали каменные изваяния тигра. Белый тигр запада (Бай-Ху один из четырёх китайских зна-

ков зодиака, представляющий запад и осенний сезон. «Белый тигр - символ энергии, силы и успеха, но в, то, же время и разрушения, ибо энергия его может быть, как созидательной, так и разрушительной. Хозяин амулета с изображением тигра, кроме мощной защиты от сглаза и порчи, обретает еще и качества зверя — силу, мощь, напор и бесстрашие. По китайской традиции фэн-шуй дух Белого тигра настолько силен, что лучшей защиты от зла просто не найти. При этом, талисман тигра использовали с повышенной аккуратностью, поскольку это очень дикий зверь. Люди верили, что при несоответствующем к нему отношении, тигр может выпустить когти против обитателей дома, вместо того чтобы их защищать» [7].

Тигр считается третьим из двенадцати зверей китайского 12-летнего лунно-солнечного календаря. «Самое раннее изображение тигра было обнаружено в древних могилах, раскопанных в центральной Китайской провинции Хэнань в 1987. Тигр, сделанный из раковин, был найден, находясь на левой стороне тела, захороненного там человека. На правой стороне было самое раннее изображение дракона, когда-либо найденного, также сделанного из раковин. Эти изображения, как полагают ученые, имеют возраст приблизительно 6 000 лет, что доказывает тот факт, что тигр и дракон уже в древнем мире были тотемами. Многовековая символизация животных в мифологии находит своё применение и в современных сферах жизнедеятельности китайского народа: от образов искусства до обиходно-бытовых традиций. Тотем тигра и сегодня популярная тема в народном искусстве Китая. Тигр символизирует брак и деторождение, а его многочисленные изображениями мы встречаем во всех формах творчества: вырезание изображения из красной бумаги, вышивка, скульптура, новогодние печатные издания и многое другое» [4]. (Рис.2)

[ШШЩШ!

штш

ШШШ!]

{Ш0Ш4

Рисунок 2. Оконные изображения тигра (чонхуа) в различных техниках вырезки из бумаги, в том числе с подкраской.

Поклонение тигру в виде изделий народного творчества встречается в большинстве провинций Китая, а популярность его изображений достигала того, что в одном домашнем хозяйстве можно было насчитать более 100 его изображений. [4]. Например, голову-маску тигра, сделанную из ткани можно встретить висящей на воротах, а изображение тигра в виде вырезки из красной бумаги наклеивали на окна; вышитыми были символические изображения на подушках и стеганых одеялах; рисовались на изголовье кровати; вышивались на

одежде, ботинках и игрушках для маленьких детей (Рис.3) многое другое. В провинции Шаньси, невеста несет двух тигров из теста, когда входит в ворота дома жениха. Имеется традиция вешать украшения в образе тигра над кроватью новобрачных. В провинции Хэнань, храмовая ярмарка проводится в третьем лунном месяце, где продаются игрушечные тигры, сделанные народными умельцами из различных материалов, богато украшенные вышивкой [4].

Рисунок 3. Тигр-игрушка в провинции Хэнань, является мощным оберегом для новорожденного.

«В Китайских легендах, встречаются рассказы о том, как тигры спасли человеческие жизни. Одна история гласит, что в древнем государстве, Чу, человек имел незаконного ребенка, от которого он отказался и оставил его в поле. Тигрица нашла ребенка и кормила его ее собственным молоком. Позже, ребенок вырос и стал премьер-министром государства, Чу. Более известный человек, тоже спасенный тигром — большой философ, Конфуций. Говорят, что он был настолько уродлив, когда родился, что его родители решили оставлять его на горе. Снова, это было тигр, который спас его жизнь» [4].

Тема «кормящая человека тигрица», популярна в народной китайской вышивке. «В дальневосточной ментальности тигр имел славу пожирателя демонов, когти тигра носили в качестве амулета-оберега. Защитная сила тигра прослеживается в древней традиции надевать на маленьких детей тигровые шапки и амулеты в виде вышитых ворот-

ников, перчаток и обуви, чтобы отогнать злых духов» [4]. В прошлом, произведения искусства народов поклоняющихся тигру были обычно сделаны женщинами в сельской местности. Они делали их как для практических, так и эстетических целей. Навыки передавались от матери дочери, и женщина передавала навык к другой деревне, когда она выходила замуж за человека из другой местности. Большинство этих женщин были неграмотны и провели свою жизнь в одной сельской местности. Так что это — удивительно, как образцы этого рукоделия смогли быть переданы через поколения и дойти до наших дней (Рис.4).

Интересен культурный опыт ежегодных фестивалей тигра в Китае, который проводят не только ханцы, но и некоторые этнические группы, например, национальность Ю. В этот день, все люди наряжаются, в костюмы тигров и проводят на улицах парад - поклоненеи могуществу этого животного (Рис.5).

Рисунок 4. Древняя традиция надевать на маленьких детей «тигровые» шапки, амулеты, воротники и обувь с вышивкой символического образа тигра, распространены в деревнях, как мощный оберег.

Актеры в масках и с раскрашенными телами танцуют "Пуликали" или Тигриный танец в Трис-суре в индийском штате Керала, 19 сентября 2013 г. Пуликали — танец-имитация охоты на тигра, традиционно исполняется во время ежегодного праздника урожая «в рамках праздника Онам (Опат) — ежегодного фестиваля, посвящённого сбору урожая — проходит парад "Пуликкали" (РиНккаИ), во

время которого на улицах города собираются тысячи людей в масках тигра или с нарисованными на лице или теле, мордами хищников. А самыми заметными участниками "тигриного парада" являются обладатели самых внушительных животов». [6]

Рисунок 5. В день Фестиваля урожая в Индии, проходит парад в честь тигра, как культурного тотема страны.

Во всем мире ежегодно 29 июля отмечается Международный день тигра (International Tiger Day). «Россия - единственная страна, в которой водится самый северный подвид тигра - амурский. Он обитает на территории четырех субъектов РФ: Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области. В этот день

проводятся костюмированные детские парады (Рис. 6), выставки, благотворительные концерты, экскурсии в зоопарках, просветительские акции, в эфир выходят тематические радио- и телепередачи. Для хищников в зоопарках готовят оригинальные угощения и подарки» [5].

Рисунок 6. Аквагрим на юных лицах участников костюмированного парада в Международный День

тигра в городе Владивостоке, Россия.

Рисунок 7. Новогодние плакаты с благопожелательным изображением тигра.

Тигр стал одним из главных культурных прототипов в Китае. Молодые дизайнеры создают различные образы полосатого хищника, в том числе в различных видах традиционного искусства. В 2022 год в Китае на рекламных коммерческих плакатах, способствующих предновогодним распродажам товаров и услуг, изображение тигра мы встретим повсеместно, особенно в больших торговых центрах. Современный человек представляет себе тигра как совокупность всех характеристик, данных этому зверю различными древними народами. Поэтому новый год, хоть и будет опасным, по предсказаниям астрологов, но человек должен его победить, как в тех самых китайских сказках, где герой превосходит силой тигра. Поэтому в афишах больше превалирует стиль анимационных изображений тигра (милого, веселого и добродушного), «с использованием приемов ручной графики комбинированных с современными технологиями в характерном «китайском» стиле, фокусирующем взгляд зрителя на себе» [1]. (Рис.7).

Заключение.

Китай дает нам ценные астрологические знания, и поэтому так важны предсказания китайских мудрецов на предстоящий год. Мы попытались ответить на вопрос: каков код тигра - символа 2022 года. Жители Востока считают именно тигра главным и наиболее сильным животным на Земле, царем всех зверей. А это значит, что в наступившем году мы находимся под покровительством серьезного и могущественного зверя. По китайскому лунно-солнечному календарю, год водяного Тигра наступает 1 февраля, а закончится 21 января 2023 года. Его символ олицетворяет власть. Человечеству потребуются мужество, отвага и смелость, что

бы отвечать на все вызовы, которые готовит человечеству наступивший год, что бы преодолеть невзгоды и драматические события. Потребуется большая активность, так как тигр не любит сидеть на месте, и поэтому год сулит путешествия, яркие события и незабываемые впечатления от знакомства с хорошими людьми, а это значит, что нас ожидает интересный год, полный событий, встреч, поездок и перемен во всех сферах жизни. В заключении можно сказать, что сложившийся образ тигра с первых лет существования государств Кореи и Китая, к настоящему времени утвердился в качестве благопожелательного культурного символа этих стран.

Список литературы

1. Инь, Фаи, Мартынов, В.В. Особенности стиля чжунгуо юаньсу в плакатном искусстве Китая: материалы секционных заседаний 60-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т. Т. 2 / Инь Фаи, В.В. Мартынов - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. - С. 200-205.

2. Филимонова, Е. Н. Символика животных в переводных произведениях. «Священные» животные (на материале переводов с корейского и китайского языков). Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. / Е. Н. Филимонова. - М.: МАКС Пресс, 2004. □ Вып. 26. 168 с.

3. Словарь китайской мифологии. Сост. М. А. Кукарина, — М.: Центрполиграф, 2011, С. 150.

4. Dragon and Tiger in folk art. https. https ://cn. huj iang. com/new/p542357/

5. Международный день тигра. https://ria.ru

6. Тигриный парад Пуликкали на фестивале в Индии. http://newsrbk.ru

7. Энциклопедия символов. Символика царства животных. https://tattooinfo.ru

8. Животные в религиозных представлениях и мифах. http://ru.wikipedia.org

9. Тигр - это... Что такое Тигр? http://dic.academic.ru

10. Образ тигра как национальный символ корейской культуры. http://dom-hors.ru

11. Животное как персонаж китайской мифологии. https://eianbook.com

МАСКА ЯК КУЛЬТУРНИЙ ФЕНОМЕН В КОНТЕКСТ1 ЦИФРОВИХ ТЕХНОЛОГ1Й

Прокопович Л.В.

доктор фшософських наук, кандидат технiчних наук, професор кафедри культурологи та фшософи культури Нацюнального }miверситету «Одеська полтехнка», Украша

ORCID: 0000-0001-8626-91722 Лопаков О.С.

старший викладач кафедри тформацтних технологт

проектування та дизайну Нацiонального унiверситету «Одеська полтехнта», Украша

ORCID: 0000-0001-6307-8946 Солодкий Д.М. студент кафедри тформацтних технологш проектування та дизайну Нацiонального унiверситету «Одеська полтехнта», Украша

MASK AS A CULTURAL PHENOMENON IN THE CONTEXT OF DIGITAL TECHNOLOGIES

Prokopovych L.

Doctor of Philosophy Sciences, Ph.D. Engineering, Professor of Department of Cultural Studies and Philosophy of Culture, Odessa Polytechnic National University, Ukraine ORCID: 0000-0001-8626-91722 Lopakov O.

Senior lecturer of the Department of Information Technologies.

Design and Engineering Odessa Polytechnic National University, Ukraine ORCID: 0000-0001-6307-8946 Solodkyi D.

Student of the Department of Information Technologies,

Design and Engineering Odessa Polytechnic National University, Ukraine

Анотащя

Метою дослщження e виявлення та аналiз випадшв застосування й актуалiзацii поняття «маска» в рiзних контекстах цифрових технологш та культури. Анатз виявлених випадшв використання поняття «маска» в комп'ютерних програмах (у парсерах) та непрямоi актуалiзацii функци маски в сощальних мережах показали багатофункцюнальшсть та смислове рiзноманiття маски як культурного феномену. В епоху цифрових технологш концепт «маска» продовжуе актуалiзуватись не лише як атрибут театрального мистецтва, а й як елемент «театру» сощальних комушкацш. Це дало тдстави для висновку, що якими принципово новими не були б техшчш розробки, вони завжди e вбудованими в загальний соцюкультурний контекст i актуалiзуються в юнуючих культурно-ментальних матрицях.

Abstract

The aim of the study is to identify and analyze cases of application and actualization of the concept of "mask" in different contexts of digital technologies and culture. The analysis of the identified cases of using the concept of "mask" in computer programs (in parsers) and indirect actualization of the function of the mask in social networks showed the versatility and semantic diversity of the mask as a cultural phenomenon. In the age of digital technologies, the concept of "mask" continues to be relevant not only as an attribute of theatrical art, but also as an element of the "theater" of social communications. This gave grounds to conclude that no matter how fundamentally new technical developments are, they are always embedded in the general socio-cultural context and are actualized in the existing cultural and mental matrices.

Ключов1 слова: маска, «театр» сощальних комушкацш, сощальш мережу парсшг, комп'ютерна про-грама, веб-скршшг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.