Научная статья на тему 'Символика образов тигра и дракона в политической культуре Китая'

Символика образов тигра и дракона в политической культуре Китая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1203
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TIGER SYMBOL / DRAGON SYMBOL / FENG SHUI / POLITICAL CULTURE / CHINESE MYTHOLOGY / СИМВОЛ ТИГРА / СИМВОЛ ДРАКОНА / ФЭН-ШУЙ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сащенко Мария Васильевна

В статье рассматриваются популярные в Китае символы тигра и дракона в контексте современной политической культуры. Образы тигра и дракона в отношении азиатских государств стали своеобразной метафорой при освещении политических реалий. Автор анализирует, как данная метафора используется в СМИ для освещения политических реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The symbolism of the images of the tiger and the dragon in the political culture of China

The article discusses the symbols of tiger and dragon that are popular in China in the context of modern political culture. The images of the tiger and dragon in relation to Asian states have become a kind of metaphor in political realities covering. The author analyzes how the metaphor is used in the media to highlight political realities.

Текст научной работы на тему «Символика образов тигра и дракона в политической культуре Китая»

УДК 321(510) ББК 66.053(5Кит)

М.В. Сащенко

Символика образов тигра и дракона в политической культуре Китая

В статье рассматриваются популярные в Китае символы тигра и дракона в контексте современной политической культуры. Образы тигра и дракона в отношении азиатских государств стали своеобразной метафорой при освещении политических реалий. Автор анализирует, как данная метафора используется в СМИ для освещения политических реалий.

Ключевые слова: символ тигра, символ дракона, фэн-шуй, политическая культура, китайская мифология.

Дракон и тигр являются древнейшими символами китайской мифологии и фольклора. Образ тигра и дракона отсылает к практике фэн-шуй. В большинстве изображений они представлены в кругу энергий, напоминающих символы инь и ян.

При этом образы тигра и дракона в отношении азиатских государств стали своеобразной метафорой при освещении политических реалий. В газетах, новостях и ряде других источников все чаще разные государства сравниваются с тигром и драконом. Это обусловливает научную актуальность работы.

Цель работы заключается в исследовании образов тигра и дракона в контексте китайской политической культуры, в поиске способов соотношения этих образов с современными политическими реалиями. Под термином «политическая культура» в данном исследовании подразумевается система взаимоотношений между странами, подверженная влиянию прошлого исторического опыта, социальных и культурных аспектов современной действительности, учитывающей память о политических ценностях, политически значимых событиях.

Анализ был проведен на основе рассмотрения взаимоотношений между Китаем, Россией и США, истории функционирования образов в контексте культуры, живописи и устного народного

© Сащенко М.В., 2018

творчества. В основе источниковой базы - новостные ленты СМИ изучаемых стран. Среди значительного пласта научных исследований выделяются обстоятельные работы М.Е. Кравцовой, И.Р. Кожевникова, Э.М. Яншиной, в которых ставится вопрос о значении древней культуры и символики Китая в современности1.

«К числу популярных новогодних символов счастья относился дракон, приносивший богатство, и тигр, издавна считавшийся в Китае пожирателем демонов. Куски бумаги с написанными на них иероглифами лун («дракон») и ху («тигр») иногда помещали на дверях домов вместо изображений божественных стражников. Цяньлун (Денежный дракон) часто упоминается в благопожела-тельных надписях на новогодних картинках»2.

По мнению М.Е. Кравцовой, образ дракона-лун занимает центральное место в китайской культуре в целом. «Его непосредственными воплощениями являются и Желтый дракон, и Бирюзовый дракон, а также Небесный дракон (Тянълун) - почти полный семантический и морфологический аналог Хуанлуна»3.

Дракон в представлении китайцев символизирует силу, авторитет, счастье. Об этом свидетельствует немалое количество фразеологизмов: Ш^ШЖ wang zi cheng long «хотеть, чтобы сын стал драконом (то есть императором, высокопоставленным человеком)», Ж^Ж long sheng long «у дракона рождается дракон», образно в значении «у хорошего отца и сын хороший».

В представлении китайцев тигр был хитрым, свирепым хищником, обладающим огромной силой. Об этом свидетельствуют китайские народные сказки. Например, в сказках «Тигр и буйвол», «Тигр и осел», «Тигр и лиса» его жестокого нрава боялись все животные. Для китайцев он символизировал мощь, бесстрашие и жизненную силу, поэтому его использовали как символ защиты от злых духов, люди помещали его изображение над передней дверью. Из известных выражений, имеющих в своем составе компонент «тигр», подавляющее большинство имеют отрицательную эмоциональную окраску, поскольку образ тигра связан с чем-то опасным и рискованным: ^Т^Й da lao hu «бить тигра», в значении «критиковать высокопоставленного чиновника». В политической культуре Китая образ тигра ассоциируется с коррупцией. В частности, об этом свидетельствуют многочисленные карикатуры, изображающие человека, бьющего тигра и мух. Тигр представляет собой крупного коррупционера, а мухи -мелких преступников. АЙ^ ru hu xue буквально «войти в логово тигра», в значении «подвергать себя опасности»; ^ЩЙ xiao mian hu буквально «улыбающийся тигр», в значении «притворщик, лицемер»4.

«Хотя образ тигра уступает популярности образа дракона, в китайском языке существует немало выражений, где дракон и тигр употребляются в паре. Например, ^ЖМЙ «живой дракон и бодрый тигр» (то есть полный энергии), ЖШЙШ «взлетать как дракон, прыгать как тигр» (то есть совершить славное деяние), ШЖ№Й «крадущийся тигр, затаившийся дракон» (то есть скрытые таланты)»5.

1 Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2004; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.: Наука, 1984; Кожевников И.Р. Обозначения животных в составе фразеологических оборотов (на материале китайских привычных выражений) [Электронный ресурс] // Общество и государство

в Китае: XXXII научная конференция / Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. М.: Вост. лит., 2002. С. 223-231. URL: http://www.synologia. ги/а/Обозначения_живот-ных_в_составе_фразеологи-ческих_обор отов.

2 Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год: монография / Отв. ред. Р.Ш. Джа-рылгасинова, М.В. Крюков. М.: Наука, 1985. 264 с.

3 Кравцова М.Е. Указ. соч. С. 386.

4 Кожевников И.Р. Указ. соч.

5 Чжан Сяоцзин. Китайский культ тигра // Институт Конфуция. 2015. № 6 (33). С. 16.

«Некоторые исследователи, отмечая популярность образа дракона и его распространенность в китайской мифологии, объясняют это тем, что некогда дракон был тотемом племени Ся, культура которого якобы легла в основу всей китайской культуры. Однако сводить все аспекты культа змей и драконов к культу тотема никак нельзя. В образе дракона персонифицировалась дождевая стихия, в его образе представлялись боги рек, колодцев, бог грома, боги гор, деревьев и т. д. Прослеживается связь культа змей-драконов с культом растительных богов, культом плодородия, культом земли»6.

Изображения тигра и дракона очень популярны в китайском искусстве: этих животных вырезают из бумаги, вышивают на ткани, их скульптурами украшают комнаты, дома, площади и парки, их образы присутствуют на новогодних сувенирах. «Одно из самых ранних изображений тигра и дракона, примерно шеститысячелет-ней давности, было найдено в местечке Сишуйпо (г. Пуян, провинция Хэнань) в 1987 г. Оно было изготовлено из мелких речных раковин и представляло собой две фигурки зооморфных существ, напоминающих тигра и дракона»7. Считается, что племена западных районов, граничащих с Монголией, поклонялись тигру, в то время как восточнокитайские народности обожествляли дракона. Впоследствии дракон очень сильно потеснил тигра в китайском пантеоне. Культурологи полагают, что это произошло тогда, когда основным видом хозяйствования на всей территории Поднебесной стало оседлое земледелие. Как тотем, влияющий на погоду, дракон был важнее для крестьянина, нежели тигр, который в большей степени влиял на жизнь охотников и скотоводов-кочевников.

В китайском искусстве существует серия стереотипных двучленных композиций: феникс и дракон, парные драконы, парные фениксы. «Логично было бы ожидать и появления в китайском искусстве двухчленной композиции «дракон и тигр». Такая композиция, не считая ракушечных фигур из неолитического погребения, действительно возникла еще в чжоускую эпоху и была самой ранней из всех групповых изображений на тему «четырех духов». Затем она эпизодически исполнялась в ханьских произведениях, в том числе в орнаментации зеркал. Однако в отличие от «играющих дракона и феникса», олицетворяющих взаимодействие Мужского и Женского начал, эта композиция несет в себе идею противоборства противоположных стихий или сущностей, что и послужило вероятной причиной ее исключения из последующей художественной образной системы»8.

В китайских легендах присутствует множество рассказов о том, как тигры спасали человеческие жизни. Подобно тому как в Древнем Риме волчица вскормила Ромула и Рема, в Китае тигрица спасла жизнь Конфуцию. Тема «кормящая человека тигрица» является популярной в вышивке.

Зооморфные образы тигра и дракона часто соотносятся с политическими реалиями. Дракон считается символом Китая, его самостью, олицетворяющей силу, он спал, потом проснулся и должен взлететь. В российских СМИ Китай часто уподобляют дракону: «Дракон с серпом и молотом. Почему в Китае коммунисты до сих

Яншина Э.М. Указ. соч. С. 39.

Сомкина Н. Сышэнь духи-стражи сторон света // Институт Конфуция. 2015. № 5 (32). С. 29. Кравцова М.Е. Указ. соч. С. 394.

6

7

8

пор у власти»9. «Экспансия дракона привела к тому, что скоро в руках Китая окажется весь мало-мальски значимый бизнес»10 или «Конец света начнется в Китае? Россия может стать первой жертвой драконьего кризиса»11.

С 60-х гг. XX в. экономика Южной Кореи, Гонконга, Тайваня и Сингапура начала демонстрировать высокие темпы экономического развития. Неслучайно, что эти страны получили неофициальные названия «четыре азиатских тигра» или «четыре азиатских малых дракона» Й^'НИФИ.

Что касается связи образа тигра с политикой, то особенно популярно выражение Ш^й «бумажный тигр». Существует несколько версий происхождения этого выражения. Согласно одной, это выражение впервые было употреблено Мао Цзэдуном в значении «грозный с виду, но слабый на деле враг». Мао Цзэдун считал Иосифа Сталина «тигром», а Ричарда Никсона и его страну пренебрежительно называл «бумажным тигром»12. Однако существует еще версия, что это выражение было в романе «Речные заводи». На этой образной основе появилось в дальнейшем немало фразеологических вариантов: Ф^Й bu 1ао hu «тряпичный тигр», Ш^Й т laohu «глиняный тигр», жШ^Й dou ¿и lao hu «тигр из доуфу». Также Мао Цзэдун любил басню про то, как мудрая обезьяна сидела на холме и наблюдала за схваткой двух тигров и ждала, пока они ослабнут, чтобы стать победительницей. Эта басня приобрела реальные политические очертания, когда в период холодной войны СССР и США участвовали в гонке вооружений. В новых политических реалиях басня изменилась. Сложились отношения нового типа, в которых дракон (КНР) борется с тигром (США). Основной задачей дракона является уходить от активной борьбы, вступать в роль пассива. В подтверждение этого можно привести инцидент, связанный с появлением 30 января 2016 г. военного корабля США в акватории спорных островов Сиша в Южно-Китайском море, которые Пекин исторически считает своими, тем самым нарушив китайское законодательство. Официальное печатное издание КПК опубликовало статью под названием «Жэньминь жибао сообщает о входе американского военного корабля в акваторию Сиша: Китай никогда не боялся «бумажного тигра»»13. «Китай никогда не боялся провокаций США. КНР неоднократно заявляла, что провокационные действия американской стороны не могут заставить Китай отказаться от суверенных прав над Южно-Китайским морем. Китай будет продолжать осуществлять законную деятельность. КНР искренне придает большое значение миру в регионе и стабильному положению дел и неоднократно напоминала, чтобы США не играли с огнем»14.

В Китае образ президента Владимира Путина включает черты харизматичного, сильного лидера. В частности, такие фотографии, как «Путин с тигром», пользовались большой популярностью в Китае. Владимир Путин регулярно участвует в мероприятиях по сохранению популяции тигров. Его особое отношение к этим животным регулярно привлекает внимание международных СМИ. «В России, от председателя правительства до широкой обществен-

9 Зотов Г. Дракон с серпом

и молотом. Почему в Китае коммунисты до сих пор у власти // Аргументы и факты. 2013.

10 Он же. Экспансия дракона привела к тому, что скоро

в руках Китая окажется весь мало-мальски значимый бизнес // Аргументы и факты. 2011.

11 Он же. Конец света начнется в Китае? Россия может стать первой жертвой драконьего кризиса // Аргументы

и факты. 2012.

12 Кожевников И.Р. Указ. соч.

13 Жэньминьжибао ШЙМА

ш-.Фтштш

01.02.2016. № 8.

14 Там же.

ности, люди восхищаются тиграми. Но Владимир Путин особенно питает любовь к тиграм, снежным барсам и другим крупным представителям кошачьих. 24 ноября 2010 г. под руководством В. Путина состоялся четырехдневный «Международный форум по защите тигра». На «Тигрином саммите» отдел охраны окружающей среды России поручил инвестировать 45 миллионов долларов для защиты повелителя зверей»15.

Подводя итог, можно сделать вывод, что и дракон, и тигр как некие мистические образы, возникли в культуре Китая еще на ранних этапах развития культуры этой страны. Со временем они переставали быть воплощением стихий и покровителями и приобретали более иносказательный характер, превращаясь в некие символы. В частности, их нередко используют при освещении актуальных политических новостей, для создания наглядных и воспринимаемых образов. Драконами и тиграми в политической лексике называют азиатские страны: Китай, Индия, Сингапур, Южная Корея. В качестве метафоры борьбы дракона с тигром сначала роль тигра играл СССР, а КНР была драконом. Теперь роль тигра играет США.

Тигр страшен свирепостью, а дракон неисчерпаем в своей неукротимости. Они находятся в постоянной вражде. Но если их объединить, то они будут дополнять силы друг друга, составляя совершенную систему взаимодействия. 15 Там

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.