УДК 391.7 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-4-278-283
ГОГОЛЕВ А.И., ЯКОВЛЕВА К.М. АРХАИЧНЫЕ УШНЫЕ УКРАШЕНИЯ ЯКУТОВ
Ключевые слова: украшения, средневековая Якутия, архаика, Якутия, Республика Саха (Якутия), якуты, классификация.
Статья посвящена систематизации и классификации архаичных ушных украшений якутов - серёг в виде знака вопроса (кольцевые серьги, проволочные серьги). Данные серьги довольно широко были распространены у многих народов не только Сибири, но и по всей Евразии (татары, казахи, алтайцы, хакасы, тувинцы, монголы и т.д.), но сохранились в традиционном комплекте украшений как височные подвески у хакасов. Серьги в виде знака вопроса из-за простоты форм и не сложных конструктивных особенностей, не рассматривались как отдельный этнографический источник, а были лишь дополнительным аргументом при анализе материала. Лишь в исследованиях последних лет особое внимание начинает уделяться украшениям якутов средневекового периода, а вместе с тем и ушным украшениям. Популяризация архаичных украшений якутов привела к росту спроса среди населения серег в виде знака вопроса в Якутии. В статье дана классификация архаичных ушных украшений якутов на основе музейных фондов Республики Саха (Якутия). Основными хранилищами украшений архаичного периода Якутии являются Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского (ЯГОМИиКНС) и Музей археологии, этнографии и высшей школы Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (МАЭиВШ СВФУ). Разработанная классификация выявляет четкие типологические ряды для дальнейшего сравнительно-исторического изучения предметов. Выявленные при классификации типы и виды серёг помогают пролить свет на общность культур, влияние историко-культурных контактов и связей изучаемых народов.
GOGOLEV, A.I., YAKOVLEVA, К.М YAKUT PEOPLE ARCHAIC EAR JEWELRY
Key words: jewelry, medieval Yakutia, archaic, Yakutia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakut, classification
The article is aimed at the systematization and classification of archaic Yakut ear jewelry - earrings in the form of a question mark (ring earrings, wire earrings). These earrings were quite widely distributed among many peoples not only in Siberia, but also throughout Eurasia (Tatars, Kazakhs, Altaians, Khakas, Tuvans, Mongols, etc.), but they were preserved in a traditional set of jewelry as temporal pendants among the Khakas. Earrings in the form of a question mark, due to the simplicity of forms and not complicated design features, were not considered as a separate ethnographic source, but were only an additional argument when analyzing the material. It is only in recent studies that special attention is beginning to be paid to the jewelry of the medieval period Yakuts, and at the same time earrings. The popularization of archaic Yakut jewelry has also led to an increase in demand among the population for earrings in the form of a question mark in Yakutia. This article presents a classification of archaic Yakut ear jewelry based on the museum collections of the Republic of Sakha (Yakutia). The main repositories of jewelry of the archaic period of Yakutia are the Yakut State United Museum of History and Culture of the Peoples of the North named after Em. Yaroslavsky and the Museum of Archeology, Ethnography and the Higher School of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov. The developed classification reveals clear typological series for further comparative historical study of subjects. The types and types of earrings identified during the classification help shed light on the commonality of cultures, the influence of historical and cultural contacts and ties of the peoples studied.
Ушные украшения - серьги в виде знака вопроса или проволочные серьги, являются типичными ушными украшениями для периода средневековья Якутии (как и для более архаического периода), который имеет ключевое значение для формирования якутского этноса. Датируемая XIV-XVIII вв. эпоха якутского средневековья состоит из последовательной смены двух археологических культур - кулун-атахской (XIV-XVI вв.) и раннеякутской (XVII-XVIII вв.). Эта эпоха в основном изучена по археологическим раскопкам поселений. Керамический комплекс этих поселений позволяет отследить последовательность и сменяемость культур, благодаря чему можно выстроить достаточно четкую линию поселенческих памятников в хронологическом плане, имея всего несколько абсолютных дат.
Ушные украшения, рассматриваемые в данной статье, относятся к архаичным элементам якутской культуры и требуют специального изучения. В этнографической литературе серьги средневековой Якутии исследуются лишь в одном контексте: как дополнительный аргумент при анализе материала, чем принижается их роль как самостоятельного источника. При этом теряются закономерности временных и территориальных изменений. Однако ушные украшения средневековья в силу «нетленности» и ёмкости содержащейся в них научной информации, представляют собой важный историко-этнографический источник, позволяющий достаточно обоснованно иллюстрировать этапы этнической истории и культурогенеза народов: древние и средневековые этнические процессы, ранние и поздние этнокультурные взаимосвязи.
Целью статьи является классификация ушных украшений периода средневековья по конструктивным особенностям на основе материалов из фондов музеев Республики Саха (Якутия).
В процессе классификации якутских ушных украшений периода средневековья были изучены фонды музеев Якутии. В ЯГОМИиКНС насчитывается двенадцать экземпляров из
«ранних поступлений», восемь комплектов из материалов раскопок И.В. Константинова, четыре экземпляра из раскопок Ф.Ф. Васильева и девять экземпляров из раскопок Л.Н. Жуковой. Представительная коллекция серег хранится в МАЭиВШ СВФУ: 12 экземпляров из материалов поселений и погребений, изученных А.И. Гоголевым, три экземпляра из коллекции Н.Д. Архипова, пара серег из погребения, изученного Н.П. Прокофьевым и С.К. Колодезниковым, пятьдесят семь экземпляров из материалов раскопок MAFSO. В районных музеях также встречаются бузинные серьги. Это пять пар в МККМ, одна пара в ОИКМ, одна пара в Чурапчинском музее истории и этнографии, один экземпляр в Вилюйском краеведческом музее.
Музейные материалы рассмотрены в контексте породившей их эпохи (конкретно-исторический подход). Отобранные материалы сопоставлены с аналогичными украшениями сопредельных регионов. Для интерпретации материалов применен компаративный метод. Источниковедческий синтез выступает как заключительная стадия исследования, где социокультурный объект воспроизведен как система внутренне-обусловленных связей и взаимосвязей. На основе аналитико-систематического осмысления, отобранный материал в дальнейшем систематизирован путем классификации. Классификация украшений составлена по общепринятой схеме с учетом антропологических и конструктивных особенностей.
Анализ литературы по проблеме, в том числе содержащихся в ней свидетельств путешественников-исследователей XVIII века, показывает, что серьги в виде знака вопроса были довольно популярны у всех тюрко-монгольских народов. Более того, древнейшие аналоги кольцевых и восьмеркообразных серег были распространены на Алтае еще в скифское время. В дальнейшем подобные серьги, изготовленные путем сгиба цельного куска проволоки, встречаются в средневековых памятниках Европы, Казахстана и Средней Азии, которые датируются ХШ-ХУ вв. Особенно обширен ареал этого типа серег в Сибири. Например, проволочная бронзовая серьга с бусиной найдена в Телятниковском могильнике в Забайкалье, определяемом Х-ХП вв. [8, с. 34]. В поселении Уганья (Усть-Алданский район), датируемом Х1У-ХУ вв., была обнаружена типичная бусинная серьга в форме знака вопроса [3, с. 20].
Ушные украшения в виде знака вопроса можно выделить и у народов Алтая. Они выглядели следующим образом: на проволоку, согнутую знаком вопроса, были нанизаны бусины; она также имела подвеску из монет и украшалась кисточками бахромы. Например, у хакасов существовало три варианта таких серёг, в зависимости от количества бусин-кораллов. В основе всех серёг лежит тип кольцевой серьги или знака вопроса. «Хос ызырга» - это серьги, изготовленные из медной проволоки, изогнутой кверху в виде кольца. На нижнюю часть нанизывались три коралловых бусины «суру», между которыми вставлялись маленькие бусинки или серебряные пластины. На конце подвешивалась серебряная полурублевая монета с шелковой кисточкой.
На севере Хакасии среди кызыльцев были распространены серьги «салбах ызырга» (второй вариант). В уши продевали крепление с кольцом, на котором висело три или пять коралловых низок с серебряными монетами на концах.
Молодые девушки носили в ушах маленькие сережки «ахча ызыргазы» (третий вариант), состоявшие из одного коралла и одной монетки. По поверьям, женские уши не должны быть пустыми, а к кораллам притягивается душа. Кораллы покупались хакасами у татар, которые привозили их из Средней Азии. За одну большую бусину могли дать вола или лошадь [5, с. 19]. Количество кораллов свидетельствовало о состоятельности рода. Бедняки приобретали дешевый искусственный коралл «хуйга», отличавшийся от настоящего мягкой структурой и ярко-красным цветом. Если серьги были сильно крупными, то их прикрепляли к косичкам и носили как височное украшение. Такие серьги бытовали у хакасов и бурятов.
Данный тип серег является наиболее архаичным в якутской культуре. Еще в первой половине XVIII в. Я.И. Линденау описал подобный тип серег как типичный для якуток того времени [7]. Подтверждают это и материалы археологических раскопок древнеякутских погребений. Ранние исследователи Якутии, оставившие сведения о якутах, указывают на такую особенность, как количество подобных серег в одном ухе. Так, в каждом ухе носили по 3-4 серьги, как женщины, так и мужчины. На каждую сережку полагалось по отдельному отверстию. Обычай носить несколько серег в одном ухе существовал до середины XIX в [6, с. 81]. Самые ранние серьги представляли собой несомкнутое кольцо с черными и белыми бусинами на стержне. Позже, на нижнее кольцо, замыкающее стержень с бусинами, стали насаживать подвески в виде монет или
фигурных пластинок. И.В. Константинов считал, что подобный тип серег появился к концу XVIII в. и что именно такое сочетание породило переходный тип серёг от бусинных к традиционным массивным, получившим широкое распространение в XIX в. В пользу этого говорит и тот факт, что профиль серьги позднего этнографического времени все еще сохраняет вид знака вопроса. Различные вариации описываемых серег хранятся в фондах музеев Якутии.
Количество серег у погребенных, судя по сопроводительному материалу, вероятнее всего было вариативным. Независимо от возрастного состава погребенных, встречаются погребения как с четным, так и нечетным количеством серёг [1, с. 118].
Бусины, являющиеся частью серег, в большинстве случаев бывают черного и белого цветов, редко - синего или голубого. Цвета бусин всегда чередуются между собой и количество всегда остается нечетным. Встречаются вариации в форме бусин. Наиболее распространены серьги с круглыми пастовыми бусинами, но встречаются и с плоскими бусинами. Иногда встречается следующая вариация: белая круглая бусина, затем идет кружочек из мелких черных бусинок и этот своеобразный раппорт повторяется до конца стержня, но всегда замыкается белой круглой бусиной. Вместо черных бусин могут быть короткие металлические трубочки. Количество бусин варьируется от 3-5 до 11 штук.
Классификация ушных украшений. Исследователи якутских украшений не выделяют типы кольцевых серёг (серег в виде знака вопроса). Мы, исходя из конструктивных признаков серёг периода средневековья, выделили следующие типы и подтипы:
Таблица 1.
№ Тип Подтип характерный музейный экземпляр
1 кольцевые бусинные серьги бусины МАЭиВШ СВФУ ШГ-У-27
бусины и вставки МАЭиВШ СВФУ КП-283/10, N0 КП-283/11, ЯГОМИиКНС КП 53601
бусины нетипичной формы ЯГОМиКМНС КП 53752
2 кольцевые бусинные серьги с подвеской подвеска - монета ЯГОМИиКНС ОП 81
подвеска - наперсток МАЭиВШ СВФУ №эГ-С-Эл5
3 переходные формы Составные МАЭ СВФУ КП-268/1,2,3
Цельнолитные МАЭиВШ СВФУ №Г-С-ЭД-36
Самым распространенным типом бусинных серег является первый тип, 1 подтип (серьги с круглыми и плоскими бусинами). Они представляют собой медную или серебряную проволоку, один конец которой выполнен в виде кольца (отсюда название «кольцевые») и вдевается в мочку уха, а второй - отогнут вниз, напоминая знак вопроса (отсюда название «серьги в виде знака вопроса»), на который нанизано несколько бусин. Бусины пастовые, на одну серьгу могли быть вдеты бусины одного цвета (белого) или двух цветов (белого и черного). Бусины так же отличались по размеру - от небольших до крупных форм.
К данному подтипу мы можем отнести интересный экземпляр серьги из фондов МАЭиВШ СВФУ (№Г-У-27). Это украшение из кулун-атахского поселения на данный момент является самым древним якутами украшением. Она выполнена из бронзовой проволоки в виде знака вопроса, на которую нанизано 15 небольших белых круглых бусин, а по середине одна синяя бусина. Серьга интересна тем, что обычно у более поздних экземпляров в цветовом плане бусины чередуются. В данном случае выделена центральная синяя бусина. Также у этой серьги стержень тоньше, чем у серег XVIII века
Одним из самых распространенных чередований круглых бело-черных бусин является соотношение 4 белые и 3 черные бусины.
При этом бусины представлены в крупной форме. Серьги такого плана выделены в МАЭ СПБ № 1676-14, ЯГОМИиКНС КП 49754. Данная серьга была обнаружена Е.Д. Стреловым в мужском погребении. Также в фондах ЯГОМИиКНС представлены следующие вариации чередования бусин: 6 белых и 5 черных (КП 45181/1, 2, 3, 4), 2 белые и 1 черная (КП 42487/28). Серьги с 11 бусинами были найдены В.В. Поповым в местности Аана алааса в Чурапчинском районе. В целом, длина серег этого подтипа колеблется от 4 до 7,5 см.
Количество и цветовое различие плоских бусин имеет несколько вариаций (6, 7, 8, 9 штук).
В коллекции МАЭ СВФУ представлены серьги из погребения №4 Ат Дабаан (Ат Быран). Данное украшение типично для изучаемого периода. Такая же серьга представлена в фондах ЯГОМИиКНС. Здесь 4 белые бусины и 2 черные. При этом подряд две белые бусины нанизаны ближе к кольцу. Украшение было найдено И.В. Константиновым в погребении № 2 могильника Ампардаах, Мегинского наслега, Мегино-Кангаласского района. Длина изделия 6,4 см., ширина 3,9 см., бусы 1,0 см (КП 53599).
Также в коллекциях ЯГОМИиКНС представлена серьга с восьмью плоскими бусами - 4 белые, 4 черные (КП 53440) из неизвестного погребения. Длина изделия 7,0 см., ширина 4, 5см.
Самым распространенным чередованием бело-черных плоских бусин является 5 белых, 4 черных бусин. Такие серьги представлены в ЯГОМИиКНС (КП 38391) из коллекции Л.Н. Жуковой и в МАЭ СВФУ (КП-236/10), П-282/17, N0 КП-282/18), МККМ (К-АМП-2), МИОЮЯ.
К первому типу, 2 подтипу относятся кольцевые серьги с металлическими вставками. Образцы данных серег хранятся в фондах МАЭ иВШ СВФУ и ЯГОМИиКНС. Серьги из МАЭиВШ СВФУ (КП-283/10, N0 КП-283/11) являются типичными для погребений XVIII века - в виде знака вопроса с чередующимися тремя белыми пастовыми круглыми бусами и тремя металлическими низками. Данные серьги были найдены в погребении №3 могильника Ат Дабаан (Ат Быран), недалеко от Немюгинского наслега Хангаласского улуса. Серьги из ЯГОМИиКНС отличаются от вышеописанных тем, что бусины представлены в черном цвете. Инвентарный номер КП 42487/57. Размеры: длина 6,5 см., диаметр кольца 2,9 см. Серьги так же относятся к XVIII веку.
Металлические вставки в некоторых экземплярах заменены мелким черным бисером, нанизанным на сухожильную нить. Встречается в четырех серьгах из погребения Сергелях (МАЭ СВФУ КП-242/16-19). В экземпляре серег из фондов ЯГОМИиКНС (КП 53601) низка мелкого бисера представлена в белом цвете. Это украшение из раскопок И.В. Константинова. Размеры изделия - длина 6,6 см., ширина 4,5 см., толщина обруча 0,3 см., бусы 0,9см.
Надо отметить, что в серьгах с круглыми бусинами количество бусин всегда нечетное и преобладает белый цвет, тогда как в украшениях с плоскими - может быть четное количество бусин. Количество нанизанных бусин зависит от длины стержня, самые длинные украшения достигают 7 см. Вероятно, количество бусин связано с сакральным значением чисел у якутов. А.И. Гоголев отмечает, что в календарных обрядах постоянно присутствуют числа 3, 7, 9. Тройка с одной стороны символизирует размножение, с другой - божественный Разум, Духовный порядок, Совершенство. Семь - истина или символ высших космических начал. Девять - познание или символ Вселенной, трех миров, символ единства [4, с. 49].
Но не только нечетные цифры имели особое положительное значение, но и четные. Например, в обряде испрашивания скота в землю вбивали четыре колышка. А.И. Гоголев выделяет цифру четыре, как символ мужества, силы, целостности и универсальности Мироздания. Число восемь также считалось символом космического равновесия [4, с. 49].
Все представленные серьги не являются парными, так как обычно носили сразу по несколько серег в мочке уха. Можно выделить большую массивность проволоки у серег с плоскими бусами, чем с круглыми.
К первому типу, 3 подтипу серег можно также отнести серьги из погребения №1 памятника Ат Дабаан (Ат Быран) III из фондов МАЭ СВФУ (КП-330/2, МАЭ КП-332/5). Длина серег составляет 8 см. На основу нанизаны металлические полые, конусообразные подвески. Серьги подобного типа, как отмечает Р.И. Бравина, были распространены в скифо-сарматское и монгольское время [1, с. 296]. И они не являются характерными для средневековых погребений на территории Якутии. Данные серьги были специально «умерщвлены», т.е. сломаны, для того, чтобы служить своему хозяину в другом мире. В данном погребении был обнаружен костяк знатного подростка 15-16 лет. Погребение датируется XIII-XV вв. [9].
Серьги с подобными подвесками также были обнаружены в женском погребении Атласовское II. Эта серьги хранится в ЯГОМиКМНС (КП 53752) и датируются XVII в. Костяная бусина биконической формы нанизана на стержень из протянутой проволоки, сделанной из оловянной бронзы. Наружная часть бусины выполнена из сплава свинца и меди на основе олова [2]. Длина серьги 10,2 см, диаметр бусины 1,35, высота 2,25. Серьга была обнаружена в области груди. Данное захоронение является нетипичным для захоронений этого периода. Здесь, в
сопроводительном инвентаре, были найдены вещи не местного происхождения. Датируется Атласовское II XVII веком.
Второй тип серег - бусинные серьги с подвеской. Данное украшение отличается от первого типа тем, что здесь присутствует дополнительная подвеска, чаще всего монета или медная бляха. Сохраняется форма серёг - в виде знака вопроса, которая была удобна для крепления подвески. По мнению И.В. Константинова, бусинные серьги с подвеской появились в конце XVIII в. или на рубеже XУIII-XIX вв. и являются переходной формой эволюции древних типов серёг [6, с. 8].
Разделение на подтипы в данном случае опирается на форму подвески. Ко второму типу, подтипу 1 мы отнесли подвески в виде монет и жетонов. Данные серьги широко представлены в музеях Якутии, например, в ЯГОМИиКНС (ОП 81). Здесь представлены две серьги с медной круглой подвеской, найденные во время раскопок И.В. Константинова в погребении №15, в местности Мэнэ Алаас в Жехсогонском наслеге Таттинского района. Размеры изделия составляют без подвески 0,5 см., ширина 4,2 см., подвеска круглая 1,6 х 1, 55 см., толщина проволоки 0,3 см. Другая серьга, описанная исследователем в своем труде «Материальная культура якутов XVIII в.: по материалам погребений», была найдена в захоронении жены известного родоначальника XVIII века Омуоруйа-Тумарча, матери Бологур Айыыта. На серьге была подвеска из серебряного пятака 1757 года. Кроме того, в погребении вместе с серьгой была плоская гривна, что подтверждает позднее происхождение украшения [6, с. 81].
Бусинные серьги с круглыми подвесками могли иметь от одной до 9 бусин. Например, серьга с одной бусиной и подвеской - монетой хранится в фондах МАЭ СВФУ (№ КП-КЕНЕ-05). Кольцо-основание длиной всего лишь 1,9 см. На стержень вдета одна бусина небольшого размера и сразу под ней оформлена петля, в которую вдета круглая подвеска диаметром 1,3 см.
Серьги с круглыми подвесками - монетами были довольно популярны не только на территории Якутии, но и по всей Евразии (алтайцы, хакасы, тувинцы, монголы, татары, буряты и т.д.). У тюрко-монгольских народов круглые подвески отождествлялись с солнцем и носили сакральный характер.
Второй тип, 2 подтип отличается от первого формой подвески - наперсток.
К концу серьги в виде знака вопроса с нанизанными бусинами, на основании загнутая петля с подвеской в виде наперстка. Данное украшение представлено в фондах МАЭиВШ СВФУ №Г-С-Эл5. Бусины чередуются в бело-черных цветах (5 белых, 4 черные). Аналогий таких подвесок у других народов не выявлено.
К переходным формам серег мы отнесли третий тип. Данный серьги А.И. Саввинов относит к бусинным серьгам с подвесками, хотя они частично сохраняют лишь форму кольцевых серег в виде знака вопроса. Стержень, на который подвешивается подвеска, чаще в форме трапеции, достаточно короткий, отсутствуют бусины. Данные серьги представлены в коллекции МАЭ СВФУ (КП-268/1,2,3). Подвеска на одной серьге в виде трапецевидной пластины из тонкого листового металла, на трех в виде ажурных пластин с различным узором длиной 2,5 см, подтреугольной формы. Эти украшения были найдены в местности Оттох-Алаас I.
Интересен второй подтип третьего типа, серьга сохранила форму в виде знака вопроса, но является цельным украшением, лицевая пластина образована путем уплощения основы-стержня в виде трапецевидной фигуры. На основной пластине выгравирован растительный орнамент. Пластина имеет 8 отверстий для подвесок: по два на верхней и средней части, 4 на нижней, где сохранились 3 трапецевидные подвески (МАЭиВШ СВФУ №Г-С-ЭД-36).
В современной Якутии серьги в виде знака вопроса приобрели популярность благодаря этно-группам, популяризации данного украшения в социальной сети Инстаграм, выходу в свет научно-популярных изданий [10]. Проволочные серьги начали массово изготавливать ювелиры и ювелирные компании. Серьги изготавливают из меди, серебра и мельхиора, цветовая гамма приближена к традиционной (белый, голубой, черный бисер). Из нововведений встречается зеленый бисер и подвески различной формы.
Таким образом, исследование ушных украшений средневекового периода в Якутии показало их многообразие. Все рассмотренные нами серьги отличаются архаичностью форм и самобытностью конструкций. При типологизации украшений в качестве критерия выступает их форма, а не чистый прообраз. Под формой в нашем исследовании принят комплекс основных черт конструктивных особенностей структуры украшений. Также систематизация и классификация
якутских серег выявила наиболее архаичные и переходные их формы, а также параллели, которые можно провести с другими народами Сибири.
Ушные украшения изучаемого периода изготовлены не профессиональными ювелирами, а обычными людьми, исходя из территориальных и этнических традиций. Это весьма характерные простые металлические украшения с различными бусинами и подвесками. Украшения более позднего периода изготавливались профессионалами-ювелирами и уже представляют собой образцы традиционных якутских ушных украшений конца XIX - начала ХХ веков.
Литература и источники
1. Бравина Р.И., Попов В.В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.). -Новосибирск: Наука, 2008. - 232с.
2. Бравина Р.И., Дьяконов В.М., Петров Д.М., Соловьева Е.Н., Сыроватский В.В., Багашев А.Н., Пошехонова О.Е., Слепченко С.М., Ражев Д.И., Алексеева Е.А., Зубова А.В., Кузьмин Я.В. Женское погребение XVII в. Атласовское-2 из Центральной Якутии: результаты комплексного исследования // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2017. - № 1 (36). - С. 44-63.
3. Гоголев А.И. Якуты: проблемы этногенеза и формирование культуры. - Якутск: Изд-во журнала «Илин», 1993. - 192 с.
4. Гоголев А.И. Народные знания якутов XVIII - начале ХХ вв. (календарь, метрология, медицина). - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. - 104 с.
5. Иллюстрированная этнография хакасов: альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова / отв. ред. В.Я. Бутанаев. - Новосибирск, 2004. - 104 с.
6. КонстантиновИ.В. Материальная культура якутов XVIII в.: по материалам погребений. - Якутск: Книжное издательство, 1971. - 212 с.
7. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): историко-этнографический материал о народах Сибири и Северо-Востока. - Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1983. - 176 с.
8. Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала XX в. - Новосибирск: Наука, 2001. - 171 с.
9. Bravina R.I., D'iakonov V.M., Bagas A.N., Razhev D.I., Poshekhonova O.E., Stetsenko S.M., Alekseeva E.A., Kuz'min IA.V. and Hodgins G.W.L.. 2016. vol. 55, nos. 3 - 4, pp. 232 - 268.
10. Яковлева К.М., Прокопьева А.Н. Архаика: украшения якутов XIV - XVIII вв. - Якутск, 2020. - 114 с.
References and Sources
1. Bravina R.I., Popov V.V. Pogrebal'no-pominal'naya obryadnost' yakutov: pamyatniki i tradicii (XV-XIX vv.). - Novosibirsk: Nauka, 2008. - 232s.
2. Bravina R.I., D'yakonov V.M., Petrov D.M., Solov'eva E.N., Syrovatskij V.V., Bagashev A.N., Poshekhonova O.E., Slepchenko S.M., Razhev D.I., Alekseeva E.A., Zubova A.V., Kuz'min YA.V. Zhenskoe pogrebenie XVII v. Atlasovskoe-2 iz Central'noj Yakutii: rezul'taty kompleksnogo issledovaniya // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - 2017. - N° 1 (36). - S. 44-63.
3. Gogolev A.I. Yakuty: problemy etnogeneza i formirovanie kul'tury. - Yakutsk: Izd-vo zhurnala «Ilin», 1993. - 192 s.
4. Gogolev A.I. Narodnye znaniya yakutov XVIII-nachale XIX vv. (kalendar, metrologiya, medicina). -Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2015. -104 s.
5. Illyustrirovannaya etnografiya hakasov: al'bom fotomaterialov Minusinskogo muzeya im. N.M. Mart'yanova / otv. red. V.YA. Butanaev. -Novosibirsk, 2004. - 104 s.
6. Konstantinov I.V. Material'naya kul'tura yakutov XVIII v.: po materialam pogrebenij. - Yakutsk: Knizhnoe izdatel'stvo, 1971. - 212 s.
7. Lindenau YA.I. Opisanie narodov Sibiri (pervaya polovina XVIII veka): istoriko-etnograficheskij material o narodah Sibiri i Severo-Vostoka. -Magadan: Magadanskoe kn. izd-vo, 1983. - 176 s.
8. Savvinov A.I. Tradicionnye metallicheskie ukrasheniya yakutov XIX - nachala XX v. - Novosibirsk: Nauka, 2001. - 171 s.
9. Bravina R.I., D'iakonov V.M., Bagas A.N., Razhev D.I., Poshekhonova O.E., Stetsenko S.M., Alekseeva E.A., Kuz'min IA.V. and Hodgins G.W.L.. 2016. vol. 55, nos. 3 - 4, pp. 232 - 268.
10. Yakovleva K.M., Prokop'eva A.N. Arhaika: ukrasheniya yakutov XIV - XVIII vv. - Yakutsk, 2020. - 114 s.
ГОГОЛЕВ АНАТОЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры всемирной, отечественной истории, археологии, этнологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (Якутск, Россия) ([email protected]).
ЯКОВЛЕВА КАПИТОЛИНА МАКСИМОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной, отечественной истории, археологии, этнологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова ([email protected]).
GOGOLEV, ANATOLIY I. - - Doctor of History, Professor of the Department of World and National History, Archeology, Ethnology of the Faculty of History of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia)/ YAKOVLEVA, KAPITOLINA М. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of World and National History, Archeology, Ethnology of the Faculty of History of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.
УДК 81'37:528.4:39 Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-4-283-287
ШЕРЕМЕТЬЕВА Н.В. ОБРАЗ ТИГРА В КУЛЬТУРЕ КИТАЯ
Ключевые слова: образ, тигр, мифология, Китай, дракон, религия, традиции, символ, царь.
В статье рассматривается образ тигра в китайской культуре. Описан образ тигра в представлениях китайцев: как гроза демонов, как символ военной отваги, как символ брака, страсти, деторождения и плодородия. Представлен образ тигра в науке и искусстве. Рассмотрены пословицы, связанные с тигром. Сделан вывод о том, что: а) прослеживается взаимосвязь тигра с человеком, его характером и поступками; данный образ служит олицетворением могущества, беспощадности, свирепости и отваги, защитной силы и добродетели; б) образ тигра встречается во всех сферах китайской культуры - мифологии, искусстве, живописи, литературе, ритуальных традициях и пр.; в) вера в тигра направлена на то, чтобы соединить прошлое и будущее