ФОЛЬКЛОРИСТИКА
УДК 398.22
Л. Н. Арбачакова
Институт филологии СО РАН, Новосибирск
Образ стрелы в шорских героических сказаниях
Рассматриваются основные функции стрелы в шорских героических сказаниях. Анализ источников выявил, что стрелами могут обладать, помимо алыпов Среднего мира, божественные небожители-чайачы, пускающие их для того, чтобы помочь алыпу из Среднего мира, находящемуся в беде, либо для испытания силы богатырского коня на выносливость во время его участия в конных состязаниях. Показано, что стрела в шорском эпосе, кроме своей главной функции поражать противников и их коней, используется в конных состязаниях и богатырских сражениях в качестве соперника, играет роль оберега, хранящего богатырское семя-род девяти поколений, а в быту служит алыпу коновязью. Она способна поддаваться заклинанию своего хозяина-богатыря. Шорцы бережно относились к стрелам, которым находилось применение и в быту, и в боевых сражениях, и на охоте.
Ключевые слова: шорские героические сказания, богатырь-алып, стрела, роль стрелы, состязание, сражение.
Одним из основных видов оружий богатыря-алыпа в шорских героических сказаниях (алыптыг ныбак) является стрела, которую он вместе с воинскими доспехами иногда получал сразу же после имянаречения еще в младенчестве. В описаниях богатырских состязаний стрельба из лука в алыптыг ныбак встречается редко, однако стреле отведена особая роль.
Как показали наши наблюдения, стрелами могут обладать, помимо алыпов Среднего мира, божественные небожители-чайачы, пускающие их для того, чтобы помочь алыпу из Среднего мира, находящемуся в беде, либо для испытания силы богатырского коня на выносливость во время его участия в конных состязаниях. Также обладателями стрел являются отрицательные персонажи эпического мира, например, стрелок Кандавата, пускающий с высокой горы стрелу для поражения положительного героя-богатыря либо его коня.
В шорских героических сказаниях стрелы, именуемые кайчи синонимичными словами: оц/цоста/соган чаще наделяются эпитетами, обозначающими цвет: 'черная' (цара), 'желтая' (сарыг), 'синяя'/'голубая' (kök); материал: 'золотая' (алтын), реже 'медная'/'железная' (чес/тебир), иногда кайчи пользуется описательным эпитетом 'колючая/шипастая' (цазыг). Обычно стрела имеет от трех до девяти
Арбачакова Любовь Никитовна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН (ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия; [email protected])
ISSN 1813-7083. Сибирский филологический журнал. 2015. № 3 © Л. Н. Арбачакова, 2015
глаз: здесь имеется в виду наконечник стрелы с отверстиями в количестве от трех до девяти, при полете издающий угрожающий гул или свист. У древних тюрков и монголоязычных народов такие стрелы, известные по письменным источникам и археологическим находкам, назывались «свистящими» [Липец, 1984, с. 72].
По всей вероятности, стрелы с разными наконечниками отличались своим целевым назначением. Известна стрела оц (слово архаичное, известное из рунических надписей), это «свистящая» или «поющая» стрела, соответствующая стрелам в эпосе с тремя, с семью или с девятью глазами. При использовании она оказывала психологическое воздействие, внушая страх, парализуя волю. Другая стрела -цоста, именуемая от глагола кастарга 'расщеплять, разрывать'. Видимо, наконечник стрелы был с острыми зубцами и при попадании в цель могл производить разрывающее действие. Напротив, стрела соган (от слова сок согарга 'бить'), возможно, имела тупой наконечник и использовалась для добычи мелкого зверя (белок, соболей, бурундуков) или в спортивных состязаниях. Возможно, эта стрела могла оказывать на человека или животных оглушающий эффект.
Стрела может иметь 'живую душу' (тириг тынныг); воронье оперение: 'Золотая стрела с вороньим оперением' (цусцун чуглуг алтын ок); 'девять перьев' (тогус чуглуг). В сказании «Кан Мерген, имеющий старшую сестру Кан Арго» упоминается черный роговой лук (цара муус чачац) [Дыренкова, 1940, с. 132133].
В сказании «Ачазы кул атпа тунмазы кул ат» говорится о неведомо откуда появившейся 'колючей стреле' (цазыг оц), которая подцепила двухголового Чел-бегена (Ийги паштыг Алып Челбеген) и понесла: 'То ли из черной земли вышла, -сказал, - / То ли с хана небес спустилась? / Эта колючая стрела, - тедир, - / В мою широкую грудь вцепилась, - тедир. - / Подхваченный этой колючей стрелой, поднимаюсь' (Цара чердец шыцты ба, - тедир, - / Тегри цаанац тушти ба? / Цазыг от, - тедир, - / Чазы-тожунге кел цазалцал, - тедир, - / Ноо, цазыг оцка цаптыр шыцчам). То же самое происходит с другим непобедимым, опасным противником: Алыпом Кюрелдеем (Алып Курелдей). Подняв кверху огромного алыпа, стрела опускает вниз: '... Два плеча его, как две горы лежали, / Где упал, там же умер' (Ийги чардыгы ийги тайга шени чаткелип, / Аш анда аш олубусти). Как оказалось, чтобы спасти старшего брата - Ачазы цул ат, в этих огромных алыпов стрелял его младший брат - Туцмазы цул ат (Ачазы кул, 2001).
Другого отрицательного персонажа в образе новорожденной девочки (Азайлыг чаштыг цысчагашты) рассекла напополам колючая стрела, тогда алыпы увидели, что вместо девочки оказалась девушка из Нижнего мира Сарыг Шайбан (Сарыг Шайбан цыс).
Иногда в героических сказаниях трехглазая черная стрела (Уш карактыг кара соган) может преследовать алыпа, пытающегося увернуться от нее: 'куда алып повернет, стрела за ним следует.' (кайага ла парза, ага келип...) (Алып Карачын Кыс, 1996).
Золотую стрелу с вороньим оперением (цусцун чуглуг алтын огум) в сказании «Сарыг Кан» можно заговорить: '. Пусть руки, державшие иглу, не скрючиваются, - сказал. - Пусть руки, державшие наперсток, не отсохнут, - сказал. Отсюда пущенная золотая стрела с вороньим опереньем, - сказал, - Пусть Алтын Кылыш-брата не тронув, / Своим вороньим опереньем его плеч коснувшись, / Пусть дальше улетит!' (.Инге тутцан цолум илинмезин, - тедир, - / Цурчы тутцан цолум цурулбазын, - тедир. - / Мынац атцан цусцун чуглуг, алтын огум, - тедир, - / Алтын Цылыш туцмамга тегбен, / Ноо, цускун чугубе чардызын шапкел, / Парысцай-но!). После заговора золотая стрела, своим вороньим оперением коснувшись правого плеча алыпа, улетела, не погубив его (Сарыг Каан, 1997). Заговором алып воспользовался для того, чтобы, выполнив волю творцов, написанную ими в Книге Судеб, предотвратить убийство своего брата.
В вышеприведенном примере две первые строки, видимо, принадлежали богатырке-женщине, так как в них говорится исключительно о женском рукоделии и о предметах шитья: игле (инге); наперстке (цурчы). И возможно, эта формула могла употребляться в жанре проклятия, так как до сих в бытовом общении шорцев сохранились такие проклятия: 'пусть твои руки отсохнут!' (цолуц цурпарзыц); 'пусть твоя черная голова высохнет!' (цара пажыц цурпарзын). По мнению Р. С. Липец, в огузском эпосе при стрельбе из лука произносят благопожелание своим джигитам («Да будет (сильна) твоя рука!»), а его противников проклинают: «Да засохнет твоя рука...» [Липец, 1984, с. 77].
В записи сказания Н. П. Дыренковой «Кан Мерген, имеющий старшую сестру Кан Арго» чайачы-творец во время имянаречения малыша заклинает: 'Из-под земли вышедшая трехглазая стрела тебя насквозь не пронзит!' (Чер алтынац шыццан уш царацтыг цара соган сени оттуре ойлап парбазын) [Дыренкова, 1940, с. 132-133].
В сказании «Октемеш Мёке» девятиглазая желтая стрела с живой душой (тогус царацтыг тириг тыцныг сарыг цоста), появившись внезапно, уничтожает захватчиков Кара Кырчык; и улетает. Как оказалось, эту заговоренную стрелу когда-то пустил брат Октемеш Мёке - Кара Кылыш, сражавшийся с девушкой из Нижнего мира Килин Кыс. Если эту стрелу из рода Октемеш Мёке (Октемеш Моке толу) догнать и опоясаться ею, то род их продлится до девятого колена (орансалган алып пистиц толдец тогус толге чажарга), в противном случае он должен прерваться: 'Если желтая стрела попадет в руки чужого алыпа, / Тогда наш род оборвется' (сарыг цоста пашка алыптыц колунга кирпарза, / Анда ноо пистиц тол усулча). Главный герой Октемеш Мёке, догоняющий желтую стрелу, увидел ее у золотого крыльца, воткнувшуюся и качающуюся из стороны в сторону, не подпускющую к себе никого. Октемеш Мёке, наблюдая эту сцену, увидел двух конных алыпов, пытавшихся завладеть этой стрелой, но, сраженные ею, они погибли вместе со своими конями: '. желтая стрела, как качнувшись, ударила: / Потомок алыпов на лунно-кауром / Вместе с конем напополам разрубленные, упали' (.сарыг цоста шагана кел шабылыза пергени: / ай цор ат мунген алып толу / ады позубоц каморта чароц шабыл тушпардылар) (Октемеш Мёке, 2000).
Когда в третий раз сам Октемеш Мёке подошел к стреле, пестрый волк предупредил его, чтобы он, перед тем как вытащить стрелу, обязательно проговорил нужные слова. Таким образом, Октемешу Мёке с помощью другого заговора, удалось ее вытащить: '.Из рода-семени Кан Кылыша, / Я, Октемеш Мёке, тебя возьму! - сказав, / Когда правую руку он протянул, / Желтая стрела тихо встала' (... Октемеш Мокенин ноо, урен толу цапчарым! - тепкел, / Оц цолун сунгаганда -/ Сарыг цоста чуцка турубусты) (Октемеш Мёке, 2000).
Когда герою Октемеш Мёке удалось, вытащив стрелу, опоясаться ею, то и все потомки алыпов признали силу этого богатыря, прокричав: '. оказывается, есть алыпы сумевшие / Желтую стрелу вытащив, / Опоясаться ею!' (...Тогус царацтыг / Сарыг цостаны шыгара тартыпкелип, / Пелинге курчанчын алып пароц / Пол-тур-но!..). Усмирив и овладев этой стрелой, Октемеш Мёке продемонстрировал свою исключительную силу, которую признали не только алыпы, приехавшие в землю захватчиков Старшего-Младшего Кан Кыйганов, но и сами захватчики, попросившиеся к нему в друзья. В этом же сказании девятиглазая золотая стрела выполняет волшебную роль для безболезненного изъятия внутренних органов 'легких-сердца' (окпе-чурегин) бессмертного алыпа Ак; Салгына (Олбес-парбас Ац Салгын). Дочь Ак Салгына, обмыв внутренности больного отца чудодейственным раствором, возвратила ему здоровье, силу и душу (ада чашца эреленнер эдим, -тедир, - / Арыг тыцым алдын...) (Октемеш Мёке, 2000).
Полет пущенной стрелы описывается кайчи традиционной эпической формулой: 'Свистящая стрела свистит, / Дно Вселенной раскачивается. / Оперенная стрела гудит - / Дно степи раскалывается' (Туплек табыжы туплепча, / Тубен цорай цыйбрашча. / Чачац табыжы таплашча, /Чазы тубу чарылча) [Фольклор шорцев, 2010, стб. 541-544].
Стрела может пронзать не только алыпов, но и богатырских коней, участвующих в конных состязаниях. В героическом сказании «Ак Кан» назван отрицательный стрелок, именуемый 'Имя потерявший стрелок Кандавата' (Ады читкен, адыгчыда Цандавата), который пустил в одного из коней стрелу [Фольклор шорцев, 2010]. Светло-каурый конь, увидевший это, говорит своему кроваво-каурому коню-сопернику, чтобы он не боялся этой стрелы, так как она пущена именно в него:
' Имя потерявший стрелок Кандавата, - он говорил, - / В меня прицелившись, выстрелил, - [так] говорил. / На вершину с девяноста перевалами / Золотой горы вверх поднявшись, / Затем, прицелившись, выстрелил.' (Ады читкен, адыгчыда Цандавата, - тедир. - / Мени костепкел, атты, - тедир. - / Устунгузе тогузон ашцымныг / Алтын тайганыцустунге шыцкелип, /Анац костепкел атты.) [Там же, стк. 567-571].
В результате пущенной Кандаватом стрелы светло-каурый конь вынужден состязаться в силе и скорости еще и со стрелой, стремящейся его поразить. Однако конь, прыгнув выше нагоняющей его стрелы, становится победителем и в конных состязаниях.
Гиперболическое описание состязаний между богатырскими конями и синей стрелой с девятью перьями (тогус чуглуг кок соган), пущенной 'девятью творцами' (тогус чайан), есть в сказании «Алтын Сырык» в записи А. И. Чудоякова. От бесконечных и изматывающих скачек у одного из коней стираются все четыре копыта, а второй едва не погибает: ' на тоненькой нитке душа держалась, На тоненькой нитке дыхание жизни удерживалось, оказывается' (Чип че тыны шыцпандыр, Чип че позуцыц тыны цалган полтур) [Шорские героические сказания, 1998, стк. 1765-1766].
Иногда железная стрела может выполнять функцию временной коновязи в местах большого скопления алыпов, приехавших на своих конях, например, по случаю выдачи замуж девушки этого ханства. Как правило, стрелы используются в тех случаях, когда по прибытии к месту сбора богатырей с разных концов света, коней так много, что некуда их привязать: 'Со всего света алыпы вошли. / Их коням у коновязи мест не хватило, / Тогда они железные стрелы в черную землю / Воткнув, к ним коней привязали' (Чер эбире алып кирген полтур. / Аттары алтын шарчынга шыцыспан / Тебир оцтарын цара черге / Падыра паскелип, паглап партырлар) (Чылан Тоочый, 1999). Подобные описания встречаются и в других сказаниях (.Цара оцтарын цара черге падыра паскел, паглап парганнар полтур) (Алтын Тайчы, 1998).
В героическом сказании «Чаш Салгын» главный герой сражается с девятигла-зой золотой стрелой, имеющей живую душу (тогус царацтыг алтын ноо, тириг тынныг Алтын оц), прилетевшей сверху с семидесяти небес (Устунгузе четтон тегри устунец). Девятиглазая золотая стрела, подхватив сидевшего алыпа-Чаш Салгына за грудки (Тогус царацтыг алтын оц / Чазы-тошке цазалкелип, цапкелип), уносит его на вершину желтой горы, где они сражаются: 'С девятигла-зой золотой стрелою, имеющей живую душу, стал он сражаться' (Тогус царацтыг тириг тыннын алтын оцпа анда кел цабышча). В данном случае стрела выполняет функцию богатыря, ведя борьбу с главным героем. Наблюдавший за их сражением конь Чаш Салгына увидел, что его хозяин расправился со стрелой, как с алыпом-противником: 'Девятиглазую золотую стрелу / С широкой своей груди
снял. / На части ее разломав, закопал в землю' (Тогус царацжыг алтын оцта / Ча-зы-тожунец - шура кел тарты. / Сыы-сыы паскелип, кел куребизе перди).
Алып увидев своего коня, заплакал: '- Эзе, мой молодой саврасый конь, -сказал, - Причитая, чистая душа едва не вышла, - сказал. - Весь поизносился.' (- Эзе, чаш цул адым, - тедир, - / Ацтап-пайлап арыг тыным шыцты, - тедир. - / Пожа таштап пардым...) (Чаш Салгын, 2001). То есть стрела, имеющая живую душу, сражалась с ним как сильный и достойный противник.
К сожалению, в шорских героических сказаниях нет подробного красочного описания стрелы, как в эпосе других народов, например в тувинских сказаниях или в якутском олонхо: '.[Ты, лук,] из крепкого дерева страны кимиэн-имиэн / выточен ведь, / из березы страны хаман-имээн / выструган ведь, / берестой страны туман-имээн / обернут ведь.' (.Кимиэн-имиэн дойду / Киилэ киилэммитин буолуо§а, / Хааман-имээн дойду / Хатыта хатытнаммытыт буолуо, / Тумаан-имээн дойду / Туока туостаммытыт буолуо.) [Якутский героический эпос., 1996, стб. 674-679].
О красоте и силе шорской стрелы можно догадываться по реакции окружающей среды и всей Вселенной на ее полет: '. Дно Вселенной раскачивается. / Оперенная стрела гудит - / Дно степи раскалывается'.
Таким образом, стрела в шорском героическом эпосе, кроме своей основной функции поражать цель (противников и коней), участвует в конных состязаниях и в богатырских сражениях. Помимо этого, стрела играет роль оберега, хранящего богатырское семя-род девяти поколений; в быту она может служить алыпу в качестве коновязи; она способна поддаваться заклинанию своего хозяина-богатыря. Шорцы бережно относились к стрелам, которым находилось применение и в быту, и в боевых сражениях, и на охоте.
Список литературы
Дыренкова Н. П. Шорский фольклор. М.; Л., 1940. 448 с.
Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М: Наука, 1984. 262 с.
Фольклор шорцев / Сост. Л. Н. Арбачакова. Новосибирск: Наука, 2010. 608 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 29).
Шорские героические сказания. Кан-Перген. Алтын-Сырык / Вступ. ст., под-гот. поэтического текста, пер., коммент. А. И. Чудоякова; музыковедческая ст. и подгот. нотного текста Р. Б. Назаренко. Москва; Новосибирск: Наука, 1998. 463 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 17).
Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». Новосибирск: Наука, 1996. 440 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 10).
Список источников
Ачазы кул
Алып Карачын Кыс
Старший брат саврасый конь и младший брат саврасый конь (Ачазы кул атпа тунмазы кул ат). Зап. в 2001 г. Л. Н. Арбача-ковой от В. Е. Таннагашева. Фоноархив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН (фонд Л. Н. Арбачаковой). 95 с. Богатырка Карачын Кыс (Алып Карачын Кыс). Зап. в 1996 г. Л. Н. Арбачаковой от В. Е. Таннагашева. Фоноархив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН (фонд Л. Н. Арба-чаковой). 99 с.
Сарыг Каан
Октемеш Мёке -
Чылан Тоочый -
Алтын Тайчы -
Чаш Салгын
С желто-рыжим конем, обгоняющим ветер, Сарыг Кан (Салгын четпес сарыг сар аттыг Сарыг Каан). Зап. 10 ноября 1997 г. Л. Н. Арбачаковой от В. Е. Таннагашева. Фоноархив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН (фонд Л. Н. Арбачаковой). 77 с.
С резвым рыжим конем Октемеш Мёке (Ат кезиги Октемеш сар аттыг эр кезиги Октемеш Мокке). Зап. в 2000 г. Л. Н. Арбачаковой от В. Е. Таннагашева. Фоноархив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН (фонд Л. Н. Арба-чаковой). 112 с.
Чылан Точый (Чылан Тоочый). Зап. в 1999 г. Л. Н. Арбача-ковой от В. Е. Таннагашева. Фоноархив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН (фонд Л. Н. Арбачаковой). 86 с. С златогривым светло-серым конем Алтын Тайчы (Алтын чаллыг ак кыр аттыг Алтын Тайчы). Зап. в 1998 г. Л. Н. Арбачаковой от В. Е. Таннагашева. Фоноархив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН (фонд Л. Н. Ар-бачаковой). 73 с.
Чаш Салгын (Чаш Салгын). Зап. в 2001 г. Л. Н. Арбачаковой от В. Е. Таннагашева. Фоноархив сектора фольклора народов Сибири ИФЛ СО РАН (фонд Л. Н. Арбачаковой). 97 с.
L. N. Arbachakova The image of an arrow in the Shor heroic epics
The paper considers the basic functions of an arrow in Shor heroic legends. As shown by our observations, arrows can be possessed, besides the Alyps of the Middle World, by the heavenly deities Chaiachy, who shoot them to help the Alyp of the Middle World out of trouble or to test the powers of his heroic steed's endurance during his participation in the equestrian races. The arrow in the Shor epic, in addition to its primary function of hitting the opponents and their horses, is involved in equestrian competitions and heroic battles. The arrow serves as a talisman that holds heroic birth-seed of nine generations, in everyday life it can be used by a warrior-a/yp as a hitching post, it is able to yield the spell of his master-warrior. Shor people took care of their arrows, because arrows were of great use to them in everyday life, battles, competitions and hunting.
Keywords: Shor heroic epics, warrior-a/yp, arrow, role of an arrow, competition, battle.