Научная статья на тему 'Образ среды предметнопространственного окружения эдемо-инфернальной проекции'

Образ среды предметнопространственного окружения эдемо-инфернальной проекции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
193
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА ОКРУЖЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ / СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК СРЕДА" / "HUMANENVIRONMENT" SYSTEM / ENVIRONMENT / PSYCHOLOGY OF PERCEPTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Федоров Виктор Владимирович, Шикун Алексей Федорович, Иванчикова Анастасия Игоревна

В статье обсуждается типология вариантов обустройства среды предметно-пространственного окружения, рассматривается экопсихологическая шкала оценки пространственной среды в диапазоне «рай» «ад». Предметно-пространственное окружение человека берется как материализованный опыт человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF OBJECT AND SPACE ENVIRONMENT FROM THE EDEN-INFERNAL PERSPECTIVE

The article discusses typology of variants of arrangement of object and space environment, as well as eco-psychological scale of environment estimation in the range paradise" hell". The object and space environment of a human is considered as materialized humankind experience.

Текст научной работы на тему «Образ среды предметнопространственного окружения эдемо-инфернальной проекции»

Психологические науки

Рвусоіодіоа! всіепсев

УДК 159.9

Федоров Виктор Владимирович

доктор культурологии, заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства Тверского государственного технического университета vvfnnf@tvcom.ru

Шикун Алексей Федорович

Fedorov Victor Vladimirovich

D.Phil. in Cultural Science, Head of the Architecture and City Planning Subdepartment, Tver State Technical University vvfnnf@tvcom.ru

Shikun Alexey Fedorovich

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Тверского государственного университета vvfnnf@tvcom.ru

Иванчикова Анастасия Игоревна

соискатель кафедры конструкций и сооружений Тверского государственного технического университета ivan4iknasik@mail.ru

D.Phil. in Psychology, Professor of the Psychology Department, Tver State University vvfnnf@tvcom.ru

Ivanchikova Anastasia Igorevna

PhD applicant of the Building Structures Department, Tver State Technical University ivan4iknasik@mail.ru

ОБРАЗ СРЕДЫ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОГО ОКРУЖЕНИЯ ЭДЕМО-ИНФЕРНАЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ

IMAGE OF OBJECT AND SPACE ENVIRONMENT FROM THE EDEN-INFERNAL PERSPECTIVE

Аннотация:

В статье обсуждается типология вариантов обустройства среды предметно-пространственного окружения, рассматривается экопсихологическая шкала оценки пространственной среды в диапазоне «рай» - «ад». Предметно-пространственное окружение человека берется как материализованный опыт человечества.

Ключевые слова:

среда окружения, психология восприятия, система «человек - среда».

Summary:

The article discusses typology of variants of arrangement of object and space environment, as well as eco-psychological scale of environment estimation in the range “paradise" - “hell". The object and space environment of a human is considered as materialized humankind experience.

Keywords:

environment, psychology of perception, “humanenvironment" system.

Среда предметно-пространственного окружения современного человека простирается от пределов интимного пространства субъекта (личные вещи) до масштабов ойкумены, наполненной антропогенными и природными объектами. Представляя собой овеществленный опыт поколений, среда непрестанно распредмечивается (значения, ценности и смыслы понимаются и присваиваются индивидами и коллективными субъектами) и влияет на различные аспекты социального бытия.

Уже среди феноменов восприятия среды можно выделить такие моменты [1, с. 47-57], как: 1) сенсорные качества, конфигурационные и количественные параметры объектов; 2) феномены константности восприятия (узнавания и идентификации объектов); 3) феномены формирования систем отсчета в восприятии свойств объектов (построения субъективной шкалы оценок при отсутствии эталона); 4) феномены, связанные с эффектами доминирующих установок или состояний.

Если мы говорим о первых двух пунктах этого перечня (сенсорных качествах и измерениях, свойствах конфигурации и константности), то речь идет о свойствах восприятия среды, присущих всем здоровым людям. Далее названы черты восприятия, вероятно, присущие всем людям, имеющим «нормальный» (для представителя данной культуры) опыт, а также свойства восприятия, которые связаны с индивидуальными различиями и различными состояниями субъекта восприятия. Здесь выделяются не только специфические установки субъекта, влияющие на выбор объектов восприятия и на степень готовности к их восприятию, но и его готовность осмыслить их в определенном плане. Иными словами, мы соприкасаемся с проблемой понимания среды, упорядоченной и наполненной смыслами именно благодаря связи между восприятием и значением.

Резюмируя, можно сказать, что «восприятие обычно понимается как что-то находящееся на входе поведенческого уравнения, в то время как значение понимается как находящееся на стороне выхода. Но восприятие, безусловно, помещается в конце входа и значение - в начале выхода; вместе они занимают область центральных опосредствующих процессов» (Ч. Осгуд). В итоге перед нами расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся.

С одной стороны, успех познания обеспечивается возможностью аппроксимации. Если довольствоваться определенной степенью приближения, то можно рассматривать некоторые группы явлений, отбрасывая (или редуцируя) другие явления как менее значимые в данном отношении. Целостная картина восприятия среды предметно-пространственного окружения может быть получена в результате совместного рассмотрения содержания перцепции, зависимого от извне действующих объектов, событий, явлений и воспринимающего субъекта с его целями, мотивами, позициями, установками, отношениями и т.п. Осмысленное отражение внешнего мира органично и непрерывно связано с сознанием субъекта, в структуре которого восприятие представляет собой компонент внутренне связанного целого, имеющего определенный состав и отношения между функциями сознания (отражательной, регуляторной, интегративной).

Актуальное сознание человека объемлет лишь незначительную часть потенций, то есть обладает весьма ограниченным содержанием. При этом набор входящих в него компонентов, характер их соотношения всегда более или менее случайны, обусловлены стечением конкретно-эмпирическим обстоятельств, а потому вовсе не представляют собой органического сокращения целого (какие-то компоненты оказываются чрезмерно развитыми, а действительно существенное оказывается мало или вовсе не выявленным). Подобное состояние объясняется как несовершенством опыта как такового (неполнотой / случайностью данных), так и недостатками самого эмпирического сознания (то есть несовершенством умения оценивать, систематизировать и сопрягать между собой данные восприятия).

Восприятие среды предметно-пространственного окружения является сложнейшим ассоциативно-системным механизмом, образующимся в результате взаимодействия как различных анализаторов в чувственном познании, так и на основе функциональной взаимосвязи различных уровней и компонентов психики. В процессе восприятия наряду с собственно физическими свойствами объекта (объем, фактура, свет и пр.), субъектом ощущаются и распознаются эмоционально ощущаемый характер пространственных форм, эмоциональный тон цветов и их сочетаний. И хотя здесь бесспорна некоторая неопределенность воздействия, его неоднозначность, сложность вербального представления, именно этот ассоциативно-образный уровень является одним из важнейших в механизме восприятия среды.

С другой стороны, современная научная парадигма предполагает рассмотрение всех явлений как взаимосвязанных, и чтобы объяснить одно из них необходимо понимать все остальные, что невозможно со всей очевидностью. Но мы обязательно используем различные «шкалы», позволяющие оценить и понять воспринимаемое. И если речь идет о восприятии среды предметно-пространственного окружения, то одна из таких шкал имеет такие привычные представителям всех народов и цивилизаций метки (полюса), как образ рая и образ ада [2; 3].

Так, согласно самой древней (ближневосточной) традиции, рай небесный имел свою проекцию в форме рая земного, воплощенного в архитектуре шумерских зиккуратов («последний» из них - та самая Вавилонская башня). Земной рай находился в центре мира и представлял собой прекрасный сад, растущий на террасах зиккуратов.

Опредмечивание образа рая в христианской (литературной, иконографической, фольклорной) традиции развивалось по трем направлениям - рай как: 1) сад; 2) город; 3) небеса. Но все варианты эквивалентны в представлении рая земного как «умиротворенного, упорядоченного, украшенного, дружественного человеку, укрытого пространства». В нем обязательно присутствует проточная вода (символ благодати). Отмечается характер, скорее качество ветров - чистых и легких. Поскольку рай «осиян славой божией» и освящен реальным присутствием Бога, то он не нуждается в храме как особом святом месте.

Мусульманская Вселенная содержит 29 ярусов: на вершине стоит трон Аллаха. Ниже семь ярусов рая, напоминающего города: есть дома, улицы, ворота. Затем ярусы, на которых обитают люди. Под пирамидой ярусы-ступени, ведущие в ад.

Новоевропейская секуляризация темы рая вела к идеализированному миру природы, где даже рельеф был существенно сглажен. Эта традиция продолжает развиваться и сегодня. В наиболее массовых видах современной визуальной культуры - телевизионной рекламе, клипах и компьютерных играх - постоянно присутствует неназываемый, но легко узнаваемый образ

рая (как его представляли Данте, Ефрем Сирин, Кампанелла и многие, многие другие) воспроизводится вновь и вновь практически без изменений.

Действующие лица рекламного сюжета, чувствующие себя наверху блаженства (в раю), помещаются на берегу моря, водоема, реки, у источника. Все пространство залито сиянием солнечного света. Легкое дуновение ветерка. Расслабленные позы людей. Разлита атмосфера защищенности, спокойствия, умиротворенности, усиливаемая уверенным, неторопливым голосом за кадром. Образ рекламируемого товара или услуги «встраивается» в образ рая (идеала среды предметно-пространственного окружения) так, что этот товар или услуга воспринимаются как атрибуты райской жизни.

Значительно более сложные, с нашей точки зрения, трансформации претерпел в веках образ ада. Хотя ему также свойственные некие инвариантные признаки: 1) ад - «опрокинутый» образ небесной иерархии; 2) четкая стратификация его пространства; 3) «естественное» соседство льда и пламени. За последние два столетия произошли существенные изменения среды предметно-пространственного окружения человека (прежде всего, его архитектурной составляющей). И если, например, создатели фильма хотят подчеркнуть абсолютную безысходность ситуации, глубину адских страданий героя, то они обязательно помещают его в индустриальную среду.

Огромные горячие (или напротив - холодные) пространства цехов, складов, промышленных холодильников и т.п. Вместо потоков лавы и горящей смолы - расплавленная сталь (вспомним «терминаторов», «хищников» и иже с ними). Повсюду ужасные, смертельно опасные механизмы и устройства (почему-то функционирующие при отсутствии персонала). В роли кругов ада выступают металлические лестницы, технологические этажерки и антресоли.

Положительные герои медленно, преодолевая все препятствия, восходят к happy end. Отрицательные - низвергаются в Геенну огненную (ковш с расплавленным металлом, емкость с кислотой, жидким азотом и пр.) или на лед адского озера Коцит (современный аналог - каменные или чугунные плиты покрытия пола цехового помещения).

Интересно, что создатели виртуальной реальности, обладающие исключительной свободой в выборе характера среды предметно-пространственного окружения героев компьютерных игр и учебно-образовательных визуализаций, ни на йоту не отклоняются от описанных стереотипов.

Определив полюса шкалы восприятия и понимания среды предметно-пространственного окружения, разметим и промежуточные деления. Исходя как из пространственной организации воспринимаемой среды, так и из динамичной системы взаимосвязей, «интимных» отношений человека и среды, можно предложить «пространственно-психологическую» классификацию вариантов последней [4].

1. Салюберогенные (интегрально благоприятные) пространства.

Характер среды окружения во многом напоминает описание «рая земного»: все гармонично, устойчиво, динамично, но не опасно, спокойно и с надеждой на светлое будущее.

2. Драматические пространства.

Обычный процесс восприятия человеком окружения приобретает драматическую окраску. Ритмические построения пространства сверхактивны, подчеркнуты светотеневыми контрастами и цветовыми решениями. (Иногда - в монументально-декоративных элементах и т.п. - наличествует драматический музыкальный фон). Часто восприятие драматических пространств в решающей мере обусловлено динамикой перемещения субъекта восприятия или, напротив, подчеркнутой статикой точки наблюдения. В первом случае структура пространства не успевает раскрыться, во втором - полнота восприятия исключена в силу суженности поля восприятия. Доминируют спектральные цвета, присутствие ахроматических - ограничено. Исключительно велика роль ярко выраженного природного (или модифицированного техническими средствами) рельефа.

3. Принудительные пространства.

Для них характерно: а) подчеркнутое стремление к упорядоченности (прежде всего в мелочах); б) исключение визуальной напряженности; в) соподчиненность частей в целом, организующая внимание и предотвращающая его колебания. По мере перемещения наблюдателя различные зоны пространства становятся главными в поле восприятия (их иерархия выявляется без каких-либо затруднений). Основным объектам зрительного восприятия свойственно легко читаемое равновесие вокруг пространственных осей (главенствующую роль играет, как правило, вертикаль). Исключены высотные доминанты единичного характера. Отсутствуют места для отдыха сидя и пешеходные пути произвольного направления. Ландшафт носит чрезмерно организованный, плоскостной характер. Возможно присутствие звукового (маршевого, бравурного) фона выше общепринятого уровня, для которого обязателен четко выраженный ритм.

4. Депрессивные пространства.

Порождают у субъекта восприятия тревожные опасения по поводу своей безопасности, нарастающее чувство безнадежности, пониженное настроение. Как правило, депрессивные

пространства организованы из подчеркнуто однородных (по одному или совокупности признаков) объектов, возведенных практически одновременно. При этом исторический контекст маскируется или исключается со всей очевидностью. Рельеф, как правило, не выражен. Определение своего местонахождения для человека, воспринимающего подобные пространства, затруднено. Типично обилие ахроматических цветов. Большую роль в восприятии депрессивных играют погодные условия и время (суток, года), в решающей мере определяющие светоцветовой климат среды. Озеленение организовано примитивно. Не решена задача организации визуального контакта с водной поверхностью.

5. Патологические пространства.

Пребывание в них сопровождается умственным и физическим напряжением, связанным с психическими воздействиями (например, опасной для жизни ситуации). Это, прежде всего, пространства пенитенциарных учреждений, специфических храмовых сооружений, городских руин после военных действий или природных катаклизмов. В этом же ряду находятся разнообразные виртуальные пространственные ситуации (замки с привидениями, деформирующиеся и разрушающиеся объекты, противоестественные сочетания природных и антропогенных объектов). Фактуры и цвета поверхностей патологического пространства воспринимаются как бессистемные. Возможно присутствие обилия спектрально чистого красного цвета. Звуковой тон носит неясный, какофонический характер (определение природы звуков затруднено). Наличие растительности не является характерным для патологических пространств.

Конечно, обсуждаемая шкала восприятия-понимания среды предметно-пространственного окружения современного человека носит качественный характер и не может охватить все многообразие возможных ситуаций. Но подобный взгляд на проблему экопсихологического климата среды в предельно заостренной форме представляет ее (в рамках субъект-субъектной парадигмы) как фактор обусловленности психики и поведения индивида и социального субъекта. А потому не бесполезна для понимания взаимодействия элементов системы «человек - среда».

Ссылки:

1. Олпорт Ф.Х. Феномены восприятия // Хрестоматия 1.

по ощущению и восприятию. М., 1975. С. 47-57.

2. Поляков Е.Н. Образ рая в мифологии и архитектуре Древнего мира // Известия вузов. 2.

Строительство и архитектура. Новосибирск, 2001.

№ 1. С. 96-102.

3. Федоров В.В. Образ рая и ада в современной 3.

визуальной культуре // Культура: семиотика, феноменология, телеология. Тверь, 2004. С. 7-11.

4. Федоров В.В. Мифосимволизм архитектуры. М., 4.

2009.

References (transliterated):

Olport F.K. Fenomeny vospriyatiya // Khrestomatiya po oshchushcheniyu i vospriyatiyu. M., 1975.

P. 47-57.

Polyakov E.N. Obraz raya v mifologii i arkhitekture Drevnego mira // Izvestiya vuzov. Stroitel'stvo i arkhitektura. Novosibirsk, 2001. № 1. P. 96-102. Fedorov V.V. Obraz raya i ada v sovremennoy vi-zual'noy kul'ture // Kul'tura: semiotika, fenomenologi-ya, teleologiya. Tver', 2004. P. 7-11.

Fedorov V.V. Mifosimvolizm arkhitektury. M., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.