УДК 72.012/.013
В.В. Федоров, А.В. Левиков
ТвГТУ
АРХИТЕКТУРА АБСУРДА (ФОРМЫ, ПОЛОЖЕНИЯ, СОПОЛОЖЕНИЯ)
Архитектура абсурда рассмотрена как фрагмент предметно-пространственной среды, лишенный смысла (в топологическом или темпоральном отношении) в восприятии индивида или коллективного субъекта. Приемами формирования архитектуры абсурда выступают как трансформация формы (пропорций, размеров), так и парадоксальное положение (соположение) архитектурно-ландшафтных объектов. Не являясь архитектурными доминантами, подобные объекты снимают однозначность и определенность привычного архитектурного текста, порождают надежду и веру на возможность существования смысла в окружающей действительности.
Ключевые слова: архитектурно-ландшафтная среда, абсурд, смысл, архитектура, предметно-пространственная среда.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с вещами странными, на первый взгляд лишенными смысла и логики: непонятно для чего созданными объектами, необъяснимой несправедливостью и жестокостью, тупиками развития, непреодолимыми барьерами и пр. Алогичные, противоречащие всем представлениям о разумном и целесообразном, они воспринимаются как исключения, отклонения, недоразумения. Объясняем это несовершенством людей и законов, произволом или недобросовестностью людей, сетуем на недостатки образования, воспитания, на падение нравов и т.д.
Однако наука не склонна определять подобные ситуации как нечто особенное, скорее абсурд — это атрибутивная черта действительности. Все противоречащее здравому смыслу, логике, не соответствующее знаниям о мире, не поддающееся пониманию и объяснению — это абсурд, т.е. осознание утраты, отсутствие смысла там, где он со всей очевидностью должен быть. При таком подходе абсурд предстает всего лишь как граница формализованного мышления, в отличие от нонсенса — невозможности самого существования смысла.
Понятие абсурда появилось с первыми попытками осмысления бытия и присутствует в различных культурных феноменах (литературе, живописи, архитектуре и т.д.). В ХХ в. тема абсурда бытия, утраты смысла жизни становится постоянным предметом внимания философии, литературы, искусства и отчасти архитектуры (Г. Марсель, А. Камю, У. Фолкнер, С. Беккет, Э. Ионеско, Х. Кортасар, Х. Борхес, П. Пикассо, С. Дали и др.). В массовом восприятии понятие абсурда обычно выступает как антипод понятия разума [1].
В современном русском языке слово «абсурд» встречается не так уж и часто — примерно один раз на 600 тыс. слов. Но огромное количество синонимов свидетельствует о значимости ситуаций абсурда в повседневной жизни: глупость, ерунда, бред, дичь, чепуха, чушь, вздор (и это только первые семь членов множества, взятые в порядке убывания частоты использования).
Синхронно и диахронно понятие абсурда выступает: а) как эстетическая категория (какофонично — значит связано с инфернальным миром, искажает божественный образец); б) элемент логики (отрицание рациональности, исчезновение смысла, приведение рассуждений к нелепости); в) метафизический феномен (выход за пределы разума). В любом случае важно, что столкновение с абсурдом не лишает действительность содержания и мы способны: а) осмыслить ситуацию, предшествующую возникновению ощущения абсурдности; б) определить границы абсурда; в) погрузиться в саму ситуацию; г) принять и решить проблему личной ответственности за происходящее.
Возможность преодоления достигается через осознание абсурдности ситуации (даже если удовлетворительное понимание затруднено или невозможно). Именно потенциальная возможность веры в существование смысла и надежды на его понимание становятся основой преодоления абсурда в различных дискурсах: трагическом, фидеистическом, проблемном или игровом.
Феноменологическое описание абсурда реализуется в многомерном пространстве: 1) привычности/новизны ситуации; 2) ее простоты/сложности;
3) меры социального благополучия и личностной значимости происходящего;
4) соответствия целям самореализации субъекта; 5) стабильности/изменчивости; 6) непосредственной/косвенной включенности в события; 7) временной близости/отдаленности ситуации.
Мы можем понимать архитектуру абсурда как локальную (в топологическом или темпоральном отношении) утрату смысла фрагментом среды предметно-материального наполнения пространств социального бытия. Вопрос о том, что такое «архитектура абсурда», требует, в первую очередь, сосредоточения на понимании ее как варианта локального Хаоса, противоположности Космосу и гармонии, выражения нетривиальных свойства среды предметно-пространственного окружения. Естественной реакцией человека на архитектуру абсурда, на парадоксальное несоответствие между тем, что известно, привычно, и тем, что непосредственно наблюдается, является: а) понимание (с разной степенью успеха); б) смех — самое радикальное средство, дающее выход эмоциям в условиях шока.
Технология производства «архитектуры абсурда» довольно проста и незамысловата (таблица).
Приемы организации архитектурного абсурда
Генезис Приемы формирования
Формообразование объектов абсурда Утрированные пропорции, размеры, использование нелогичной фактуры, света, цвета Преимущественно целенаправленное, осмысленное формирование ситуации архитектурного абсурда
Пространственное положение Поворот, переворот, деформация, атектоника и другие приемы
Соположение объектов абсурда и «нормальных» соседствующих «Противоестественное соседство» разностилевых, разновременных, взаимоисключающих элементов (как в топологическом, так и темпоральном отношении) Равно возможны как целенаправленное формирование, так и спонтанное возникновение ситуаций абсурда
Рис. 1. Дом фермера (Сайт Я архитектор. Режим доступа: Architector.ua)
«Берется некая ситуация — город, событие, цитата, жизнь. После чего делается невероятный, непредсказуемый ситуацией логический ход, который ее полностью переосмысляет. После наступает абсурд...» [2]. Иногда это нечто принципиально новое, иногда навеяно чем-то очень известным, а иногда — результат тонкой, не сразу воспринимаемой и понимаемой нюансировки.
Возникновение («выброс», «взрыв») архитектурного абсурда чаще всего представляет собой инсайд, родственный творческому архитектурно-конструктивному проектированию. При этом используются приемы усиления или ослабления свойств объекта, снятия различных ограничений, игры ассоциаций, композиции/декомпозиции и пр.).
Например, «дом фермера» (рис. 1) в загородной местности Лауфнитцдорф в Австрии, по-видимому, вдохновлен знаменитыми литографиями М.К. Эшера, использовавшего в своем творчестве оптические и геометрические иллюзии, игру с перспективой, пространством, симметрией [3]. Мы видим обрывающиеся в пустоту лестничные марши, висящие в воздухе без видимой опоры объемы, вертикальные зеленые поверхности то ли газонов, то ли стен.
По всему миру стоят десятки абсурдных перевернутых зданий, предназначенных, главным образом, для привлечения туристов (рис. 2). Чаще это лишь абсурдная оболочка, а внутри вполне пригодное для эксплуатации сооружения. Но иногда создатели упорствуют в своем стремлении все довести до абсурда (вплоть до мебели, прикрепленной к потолку). В обоих случаях (см. рис. 1 и 2) архитектура абсурда наглядна, очевидна, «бьет в лоб».
И напротив, восприятие некоторых объектов (например, работы Ф. Кунерта) требует сосредоточения и известного интеллектуального усилия [4]. Здесь изначально абсурд невозможности ситуации соседствует с юмором (рис. 3). Ирония над смыслом организации
Рис. 2. Перевернутый дом в польском городе Шимбарк. Вход только через дверь во фронтоне (http://nibler.ru)
Рис. 3. Дом у железной дороги Ф. Кунерта (Режим доступа: http://www.outshoot.ru)
ВЕСТНИК
МГСУ-
4/2014
Рис. 4. Руины — как архитектура абсурда (Сайт фотографов Foto.ua. Режим доступа: http://foto.ua/gallery/photos/html)
пространства свидетельствует об одном — для автора экспозиции реакция на нее зрителей много важнее самого объекта, не имеющего иного значения.
Как правило, архитектура абсурда представлена небольшими, камерными объектами, не требующими больших затрат и усилий. Поэтому вполне естественно, что старая застройка, руины, груды мусора (как символ хаоса и обессмысливания действительности) представляют собой излюбленный объект архитектуры абсурда (рис. 4). Отсутствие смысла, объединяющего руинированные осколки
культурных эпох, выступает как метафора некой (возможно, и не существующей) ценности.
Мы никогда не встречаем обширные абсурдные архитектурные пространства. Семантический скандал, вызываемый абсурдным объектом (элементом) быстро сводится на нет той самой нормальной архитектурной средой, которая легко гасит вызванное возмущение смыслосферы.
Архитектура абсурда не воспринимается как привычный нормативный элемент архитектурной среды. Скорее это некий демонстрационный материал, своего рода реклама, призванная побудить человека к новым впечатлениям и вариантам поведения. Сосредоточение субъекта на таком объекте отвлекает его от других вещей, наделенных привычными смыслами. Но такая интенсификация внимания имеет свои пределы — порог восприятия. Слишком много абсурда приводит к тому, что люди перестают воспринимать ситуацию как уникальную (например, масштабные руины — города, разрушенные в ходе боевых действий или стихийных бедствий, очень быстро начинают восприниматься как топологическая норма).
Контрастивность и сочетаемость представляют собой многомерную, эстетически и функционально значимую характеристику ситуации взаимодействия структурных элементов архитектурной среды, которая определяется их свойствами и условиями контекста. Контраст, не доходящий до абсурда — атрибутивная черта архитектуры, один из основных способов ее организации. Наряду с архитектурными доминантами он является важнейшим принципом выделения значимых в самых различных отношениях, иногда противоречивых и, на первый взгляд, несовместимых элементов и объектов, связанных отношениями противоположности.
И напротив, в архитектурной среде всегда присутствует сочетаемость (валентность) архитектурно-ландшафтных компонентов, т.е. способность вступать в комбинации с другими элементами, преимущественно того же уровня (пространственного масштаба). Можно говорить о сочетаемости конструктивных элементов, зданий и сооружений, планировочных решений и пр., но не архитектуры абсурда и архитектуры повседневной, «нормальной» [5—7].
Архитектурная среда как социокультурный феномен по-своему представляет и воспроизводит факты противоречащих и противоположных явлений действительности. Контрастные черты очевидны, когда воспринимаются как визуально противопоставленные друг другу (высокий/низкий, симметричный/асимметричный, темный/светлый, гладкий/шероховатый и т.д.). Но архитектурный контраст может включать противопоставления и других свойств архитектуры, вступающих в отношения контраста в процессе функционирования (удобно/ неудобно, далеко/близко, досягаемо/недосягаемо и пр.).
В любом случае контрастирующие элементы архитектурного текста представляют многомерную оппозицию, в которой основание для сравнения не ограничивается только противопоставленными признаками; количество членов оппозиции, реализующих отношения контраста, не ограничивается двумя, их количество и состав определяются конкретной ситуацией, контекстом контраста. В восприятии индивида и социального субъекта всегда наличествует образ «многослойной» архитектурной среды, включающей примеры и гармоничного сочетания, и выламывающихся из контекста «экспонатов» (прежде всего — архитектуры абсурда).
Объекты и формы в архитектуре абсурда не требуют упорядочивания в архитектурный текст, достаточно просто организованной смысловой последовательности перехода от одной детали к другой. При этом логика самого объекта архитектуры абсурда обязательно разрушена «случайно» появляющимися деталями: ненужными лестничными маршами, отсутствием заполнения проемов, объемами непонятного назначения (см. рис. 1), особым положением (см. рис. 2) или противоестественным соседством (см. рис. 3 и 4). Элемент абсурда инороден архитектурной среде, легко обнаруживается и «извлекается», поскольку лишен контекста. Однако точность отбора и лишения привычного смысла и здесь остается сложной творческой задачей проявления «отсутствующего объекта».
Архитектура абсурда воспринимается как особый (подобно руинам, например) элемент архитектурной среды — смыслового континуума, насильственно и демонстративно расчлененного бессмысленным объектом. Содержательная бессмыслица компенсируется здесь тщательной упорядоченностью структуры (см. рис. 1), не допускающей элементов самоорганизации, столь свойственных «нормальной» архитектурной среде. В этом смысле и руины, и архитектура абсурда равно выступают как своего рода «патология» предметно-пространственной среды [8].
Столкновение с означающим (архитектурой абсурда) и поиск означаемого является процессом интерпретации, герменевтическим актом, который не может быть завершен. Процесс интерпретации архитектуры абсурда бесконечен, поскольку никуда не ведет. По словам С.А. Франка, «мы можем касаться этого металогического существа реальности, улавливать его — именно в этом смысле оно предстоит и дано нам — мы можем его истолковывать (что и значит познавать и постигать), но никогда мы не можем вполне адекватно овладеть им».
Таким образом, архитектура абсурда это всегда диссонанс формы и содержания, означаемого и означающего, и субъект восприятия не может избавиться от него. В лучшем случае результатом понимания будет нахождение соответ-
ствия между объектом абсурда и предметно-пространственным наполнением среды (мы не можем назвать ее контекстом, полагаем — абсурдный объект, как правило, инороден архитектурному тексту).
Так, например, мы сходимся во мнении, что нередко объект (см. рис. 1 и 2) призван удивлять, привлекать внимание и только. Понимание этой ситуации состоит не в обнаружении смысла объекта, но, как минимум, в понимании причин его особости. И если невозможно понять его смысл, то следует обратиться к окружению, определяющему эту особость (дефектность смысла). Объект архитектурного абсурда не вступает в полилогические отношения, не перекликается, не отвечает и не смешивается с окружением. Вместе с тем, он способен снять известную однозначность и определенность архитектурного текста [9], хотя и не является доминантой в силу уже отмеченной родовой черты — миниатюрности.
Не исключено что какой-то объект, актуально воспринимаемый как абсурд, на самом деле может воплощать и некую «безумную» идею или функцию, недоступную в данный момент пониманию индивида или коллективного субъекта. Многие современные сооружения (грандиозные плотины гидроэлектростанций, сооружения космодромов, большой адронный коллайдер и пр.), вне всяких сомнений, воспринимались бы предыдущими поколениями как архитектура абсурда — вызов пониманию.
Назначение архитектурно-ландшафтной среды — обеспечение эффективности функционирования человека в антропогенной среде (от интерьера до мегаполиса и системы расселения) [10—12]. Речь идет о процессе освоения, а значит и познания мира, причем результат предстает в материальной форме как архитектурно-ландшафтная среда. С античных времен бытует представление не только о практичности архитектуры и ее направленности на удовлетворение потребностей человека, но также о возможности накопления и передачи социально значимой информации [13, 14]. Реально ощущаемая «бессмыслица» наблюдаемых объектов, переживания и одновременно глубокая надежда (вплоть до веры) на присутствие и обнаружение смысла и составляют вместе плодотворный парадокс присутствия в мире архитектуры абсурда.
Библиографический список
1. Москвина Р.Р. Абсурд // Современный философский словарь. М. : ПАНПРИНТ, 1998. С. 13—14.
2. Ревзин Г. Пространство полного абсурда [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ» (08.06.2009). Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc. Дата обращения: 04.07.2013.
3. Невозможный мир. Искусство. Копии М.К. Эшера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://im-possible.info/russian/art/escher/index.html. Дата обращения: 20.03.14.
4. Кунерт Ф. Архитектурный абсурд [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.outshoot.ru. Дата обращения: 04.07.2013.
5. Keil R. Suburban Constellations: Governance, Land and Infrastructure in the 21st Century [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://urbantick.blogspot.ru. Дата обращения: 21.03.2014.
6. Вендина О.И. Город как «функция» и как «место жизни». Современные сдвиги в понимании городского развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. youtube.com. Дата обращения: 21.03.2014.
7. Жаркова Л. Ландшафтная архитектура и благоустройство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fineland.ru/pages/100306.htm. Дата обращения: 21.03.2014.
8. Федоров В.В., Давыдов В.А., Левиков А.В. Архитектурные руины в современном мире // Архитектура и строительство России. 2013. № 11. С. 14—21.
9. Федоров В.В., Давыдов В.А., Левиков А.В. Архитектурная среда в структуре пространств социального бытия // European Social Science Journal. 2013. № 9. Т. 2. С. 8—16.
10. Крымский С.Б. Экспликация философских смыслов. М. : Идея-Пресс, 2006.
11. Вильнер М.Я. Планировочное представление о территории // Academia. Архитектура и строительство. 2011. № 1. С. 67—75.
12. Нестерова А.А. Город для людей // GRADO. Журнал о градостроительстве и архитектуре. 2012. С. 18—20.
13. Urban Form at the Edge. 20th International seminar on urban form (Queensland University of Technology; Brisbane, Australia 17th—20th July 2013) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isuf2013.com. Дата обращения: 21.03. 2014.
14. Пучков М.В. Семиотические взаимосвязи архитектуры и языка // Семиотика пространства. Екатеринбург : Архитектон, 1999. С. 115—154.
Поступила в редакцию в марте 2014 г.
О б а в т о р а х: Федоров Виктор Владимирович — доктор культурологи, профессор, заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства, Тверской государственный технический университет (ТвГТУ), 170026, г. Тверь, наб. Аф. Никитина, д. 22, [email protected];
Левиков Александр Васильевич — аспирант кафедры философии и психологии, Тверской государственный технический университет (ТвГТУ), 170026, г. Тверь, наб. Аф. Никитина, д. 22, [email protected].
Для цитирования: Федоров В.В., Левиков А.В. Архитектура абсурда (формы, положения, соположения) // Вестник МГСУ 2014. № 4. С. 21—28.
V.V. Fedorov, A.V. Levikov
ARCHITECTURE OF ABSURD (FORMS, POSITIONS, APPOSITION)
In everyday life we constantly face absurd things, which seem to lack common sense. The notion of the absurd acts as: a) an aesthetic category; b) an element of logic; с) a metaphysical phenomenon. The opportunity of its overcoming is achieved through the understanding of the situation, the faith in the existence of sense and hope for his understanding.
The architecture of absurd should be considered as a loss of sense of a part of architectural landscape (urban) environment. The ways of organization of the architecture of absurd: the exaggerated forms and proportions, the unnatural position and apposition of various objects. These are usually small-scale facilities that have local spatial and temporary value. There are no large absurd architectural spaces, as the natural architectural environment dampens the perturbation of sense-sphere. The architecture of absurd is considered «pathology» of the environment. «Nonsense» objects and hope (or even faith) to detect sense generate a fruitful paradox of architecture of absurd presence in the world.
Key words: architectural and landscape environment, absurd, sense, architecture, objective-spatial environment.
References
1. Moskvina R.R. Absurd [Absurd]. Sovremennyy filosofskiy slovar' [Modern Philosophical Dictionary]. Moscow, 1998, pp. 13—14.
2. Revzin G. Prostramstvo polnogo absurda [Space of Absolute Absurd]. Gazeta "Kom-mersant" [Kommersant Newspaper]. 08.06.2009. Available at: http://www.kommersant.ru/ doc. Date of access: 04.07.2013
3. Nevozmozhnyy mir. Iskusstvo. Kopii M.K. Eshera [Impossible World. Art. Copies of M.K. Escher]. Available at: http://im-possible.info/russian/art/escher/index.html. Date of access: 20.03.14.
4. Kunert F. Arkhitekturnyy absurd [Architectural Absurd]. Available at: http://www.out-shoot.ru. Date of access: 04.07.2013.
5. Keil R. Suburban Constellations: Governance, Land and Infrastructure in the 21st Century. Available at: http://urbantick.blogspot.ru. Date of access: 21.03.2014.
6. Vendina O.I. Gorod kak «funktsiya» i kak «mesto zhizni». Sovremennye sdvigi vponi-manii gorodskogo razvitiya [City as a «Function» and «the Place to Live». Modern Changes in Urban Development Understanding]. Available at: http://www.youtube.com. Date of Access: 21.03.2014.
7. Zharkova L. Landshaftnaya arkhitektura i blagoustroystvo [Landscape Architecture and Landscaping]. Available at: http://www.fineland.ru/pages/100306.htm. Date of Access: 21.03.2014.
8. Fedorov V.V., Davydov V.A., Levikov A.V. Arkhitekturnye ruiny v sovremennom mire [Architectural Ruins in the Modern World]. Arkhitektura i stroitel'stvo Rossii [Architecture and Construction in Russia]. 2013, no. 11, pp. 14—21.
9. Fedorov V.V., Davydov V.A., Levikov A.V. Arkhitekturnaya sreda v strukture prostrans-tv sotsial'nogo bytiya [The Architectural Environment in the Structure of Social Life Space]. European Social Science Journal. 2013, no. 9, vol. 2, pp. 8—16.
10. Krymskiy S.B. Eksplikatsiya filosofskikh smyslov [Explication of Philosophical Senses]. Moscow, Ideya-Press Publ., 2006.
11. Vil'ner M.Ya. Planirovochnoe predstavlenie o territorii [Planning Representation on the Territory]. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo [Academia. Architecture and Construction].
2011, no. 1, pp. 67—75.
12. Nesterova A.A. Gorod dlya lyudey [City for People]. GRADO. Zhurnal o gradostroitel'stve i arkhitekture [GRADO. Magazine on Urban Planning and Architecture].
2012, pp. 18—20.
13. Urban Form at the Edge. 20th International Seminar on Urban Form. Queensland University of Technology, Brisbane, Australia 17th—20th July 2013. Available at: http://www. isuf2013.com. Date of Access: 21.03. 2014.
14. Puchkov M.V. Semioticheskie vzaimosvyazi arkhitektury i yazyka [Semiotic Interaction of Architecture and Language]. Semiotika prostranstva [Semiotics of Space]. Ekaterinburg, Arkhitekton Publ., 1999, pp. 115—154.
About the authors: Fedorov Viktor Vladimirovich — Doctor of Culturology, Professor, chair, Department of Architecture and Urban Planning, Tver Technical University (TSTU), 22 Naberezhnaya Af. Nikitins, Tver, 170026, Russian Federation; [email protected];
Levikov Aleksandr Vasil'evich — postgraduate student, Department of Philosophy and Psychology, Tver Technical University (TSTU), 22 Naberezhnaya Af. Nikitins, Tver, 170026, Russian Federation; [email protected].
For citation: Fedorov V.V., Levikov A.V. Arkhitektura absurda (formy, polozheniya, so-polozheniya) [Architecture of Absurd (Forms, Positions, Appositions]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 4, pp. 21—28.