Научная статья на тему 'ОБРАЗ СРЕДНЕВЕКОВОГО РЫЦАРЯ В ФИЛЬМЕ ДОМИНИКА СЕНА «ВРЕМЯ ВЕДЬМ» 2010 ГОДА'

ОБРАЗ СРЕДНЕВЕКОВОГО РЫЦАРЯ В ФИЛЬМЕ ДОМИНИКА СЕНА «ВРЕМЯ ВЕДЬМ» 2010 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыцарь / современная массовая культура / образ средневековья / крестоносцы / рыцарская этика / кинематограф / knight / modern popular culture / the image of the Middle Ages / crusaders / knightly ethics / cinematography

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Глухова Анастасия Сергеевна, Шадрина Наталия Анатольевна

Данная работа посвящена проблеме интерпретации образа средних веков в современных культурных практиках, в частности, в кинематографии. Кинематограф в качестве объекта выбран не случайно, поскольку он является массовым видом искусства, именно кинематограф, зачастую формирует представления обывателей об историческом прошлом. Основным объектом анализа в статье стал фильм режиссера Доминика Сена «Время ведьм». Для определения достоверности воссоздания реалий средних веков, сравнивают представления о данном периоде, отразившиеся в исторической литературе, с образами, созданными в фильме. В исследовании, на примере фильма «Время ведьм», выявляются также методы конструирования образа средневекового рыцаря в современной массовой культуре, причем, в таком специфическом жанре кино, как фэнтези. Автор статьи делает выводы о том, насколько достоверное и реалистичное представление о средневековом рыцаре сложится у зрителя, посмотревшего данный фильм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE MEDIEVAL KNIGHT IN DOMINIC SEN’S 2010 FILM “SEASON OF THE WITCH”

This work is devoted to the problem of interpreting the Middle Ages in modern culture, in particular, in cinematography. Cinematography in the chosen quality was not chosen by chance, since it is a mass form of art, it is cinematography that often represents the common people 's idea of the historical past. The main object of analysis in the article was the film "Seasons of the Witch" directed by Dominic Sen. To determine the reliability of the reconstruction of the realities of the Middle Ages, the ideas about this period, reflected in the historical literature, are compared with the images created in the film. The study, based on the example of the film " Seasons of the Witch", also reveals methods of constructing the image of a medieval knight in modern mass culture, moreover, in such a specific genre of cinema as fantasy. The author of the article draws conclusions about how reliable and realistic the view of the medieval knight will develop in the viewer who has watched this film.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ СРЕДНЕВЕКОВОГО РЫЦАРЯ В ФИЛЬМЕ ДОМИНИКА СЕНА «ВРЕМЯ ВЕДЬМ» 2010 ГОДА»

ОБРАЗ СРЕДНЕВЕКОВОГО РЫЦАРЯ В ФИЛЬМЕ ДОМИНИКА СЕНА «ВРЕМЯ ВЕДЬМ» 2010 ГОДА

*А.С. Глухова, Н.А. Шадрина

gluhovaanastasia27@gmail. com

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. Данная работа посвящена проблеме интерпретации образа средних веков в современных культурных практиках, в частности, в кинематографии. Кинематограф в качестве объекта выбран не случайно, поскольку он является массовым видом искусства, именно кинематограф, зачастую формирует представления обывателей об историческом прошлом. Основным объектом анализа в статье стал фильм режиссера Доминика Сена «Время ведьм». Для определения достоверности воссоздания реалий средних веков, сравнивают представления о данном периоде, отразившиеся в исторической литературе, с образами, созданными в фильме. В исследовании, на примере фильма «Время ведьм», выявляются также методы конструирования образа средневекового рыцаря в современной массовой культуре, причем, в таком специфическом жанре кино, как фэнтези. Автор статьи делает выводы о том, насколько достоверное и реалистичное представление о средневековом рыцаре сложится у зрителя, посмотревшего данный фильм.

Ключевые слова: рыцарь, современная массовая культура, образ средневековья, крестоносцы, рыцарская этика, кинематограф.

В контексте исследования влияния прошлого на современные представления о действительности большое значение имеет изучение образов ключевых исторических эпох, образов, которые формируют не только представления о прошлом, но и модели поведения, представления о должном и недопустимом в настоящем. Одной из ключевых исторических эпох, феномены и образы которой продолжают влиять на современность, является эпоха средневековья. Средневековье, одна из важнейших эпох в истории европейской цивилизации, породило немало образов и феноменов, которые повлияли на дальнейшее развитие Европы и прочно вошли в плоть и кровь европейской культуры. Одним из таких феноменов стал феномен рыцарства, на базе которого на протяжении длительного времени формировались представления о достоинстве и благородстве, верности, чести и долге, представление о должном поведении и, что немаловажно, об идеальном мужчине. Подобного рода представления и по сей день бытуют в культуре и, зачастую, транслируются через произведения массового искусства.

Одним из важнейших видов искусства, который особенно сильно влияет на формирование представлений о прошлом у массовой аудитории является кинематограф, поскольку он в силу своей специфики способен оказывать мощное воздействие на сознание человека, а произведения кинематографа легко и широко распространяются. Об этом рассуждает, например, Е.Е. Ибраев, утверждая, что кинематограф, вдохновляясь современными реалиями, становится зеркалом отношения современности к прошлому, задает направление к восприятию исторического процесса [5, с. 27]. Режиссёр становится «Творцом», делающим собственные акценты в воссоздании образа той или иной исторической эпохи, в том числе и эпохи средневековья.

В этой связи интересным представляется рассмотрение образа средневековья, созданного современным кинематографом с целью выявить насколько данный образ соответствует научным представлениям, а, следовательно, насколько «историчный» образ средневековья может

сформироваться у зрителя того или иного фильма. Для этого необходимо провести сравнительный анализ созданного научным сообществом образа рыцаря и представления данного образа современным кинематографом.

В качестве объекта рассмотрения был выбран фильм режиссера Доминика Сена «Время ведьм», вышедший в прокат в 2010 году. Фильм Доминика Сена «Время ведьм» снят кинокомпанией RelativityMedia, которая довольно долгое время производила коммерчески успешный продукт [13]. Это произведение массового кинематографа было выбрано не случайно. Фильм «Время ведьм» представляет собой своеобразное смешение жанров (боевик, фэнтези, приключения), что позволяет увидеть здесь сразу несколько подходов к изображению средневековья. Предметом же исследования станет образ средневекового рыцаря, представленный в фильме.

При рассмотрении образа, созданного в рамках любого художественного текста, следует, в первую очередь, учитывать те задачи, которые ставит перед собой автор произведения. Так, фильм «Время ведьм» носит развлекательный характер, поскольку фильмы такого рода более востребованы обществом, следовательно, изначально не претендует на историческую достоверность, особенно учитывая специфику его жанра, жанра фэнтези. Однако, несмотря на это, режиссеру фильма удается создать яркие и порой даже более запоминающиеся, образы, чем в самом увлекательном произведении, претендующем на историческую достоверность. Востребованность жанра фэнтези в современной массовой культуре, особый расцвет, который этот жанр переживает сегодня, Ирина Дмитриева Винтерле, специалист в исследовании специфики фэнтези, объясняет стремлением человека убежать от реальности, которая в приукрашенном виде выглядит многим интереснее [2, ^ 94].

Сюжет фильма разворачивается в XШ-XIV веках, вокруг деятельности инквизиции и рыцарей-крестоносцев, которые в отличии от церковнослужителей пытаются осуществить честный суд над девушкой, обвиненной в ведьмовстве. По мере развития сюжета к исторической действительности примешивается фантастическая линия, наполненная ведьмами с магическими способностями и демоническими сущностями.

Образы крестоносцев в фильме сильно идеализированы. Зритель видит, как огромное количество воинов идет по пустыне в длинных белых многослойных одеяниях с изображениями крестов, в руках они также несут золотые кресты, штандарты с изображением креста на белой ткани, синие и красные флаги (5:57). Под белой одеждой воинов кольчуга, на них также надеты латы и шлемы, вооружены крестоносцы мечами и щитами с изображением креста или гербов. Несмотря на то, что крестоносцы выглядят более чем стереотипно, их облик не лишен исторической достоверности. Так, известный французский историк, специалист по исследованию истории ордена тамплиеров, А. Демурже, при описании одежд рыцарей-крестоносцев, упоминает ношение белых плащей с эмблемой креста [4, ^ 302], что мы и видим в фильме.

Почти все рыцари, которые принимают участие в шествие, пешие, лошадей в кадре зритель не видит (6:03), что может быть расценено как историческая недостоверность, поскольку рыцарь, в классическом представлении, - это конный воин Однако, ряд историков, включая, например, Жана Флори, отсутствие лошади у рыцаря не считает нонсенсом. Рыцарь рассматривается, скорее, как носитель определенной этики, которая

предполагает выполнение военных обязательств, преданность церкви, чувство чести и смирение [1, с.1]. Об этом же говорит и Е. И. Орлова, утверждая, что рыцарство прежде всего ограничивается ассоциацией со службой, служением и добровольным подчинением [8, с. 8]. Враги крестоносцев вооружены копьями и круглыми щитами, их флаги местами разорваны, их одежды красного цвета (7:15). В целом, образ сил, противостоящих войнам Христовым, напоминает некий стереотипный образ кочевника.

В разговоре перед боем рыцари договариваются о том, что горячительные напитки по окончанию сражения будет оплачивать тот, кто убьет меньше всего врагов. (6:41). Этот пассаж отчасти отражает рассуждения М. Оссовской о существовании внутренней иерархии рыцарства, которая основывалась на количестве побед отдельного воина (чем меньше побед, тем ниже статус) [9, с. 44-46]. Однако, несмотря на предполагаемую иерархию на основе количества побед, рыцари в фильме относятся друг к другу как равные, объединенные общим бытом и профессией, они знакомились с семьями друг друга, вместе пировали и путешествовали.

Главные герои фильма рассуждают о Боге, утверждая что у Него слишком много врагов, но при этом быть Его друзьями нелегко, поскольку приходиться много биться и умирать (9:18). Подобный разговор для средневековья выглядит довольно надуманным или, по крайней мере, крамольным. А. Г. Смирнов утверждает, что Божьим замыслом рыцари оправдывали свои деяния [10, с. 43], а следовательно нет «друзей» Господа, есть служение Богу и деяния, указанные Им.

Священник, разговаривающий с крестоносцами перед битвой, приказывает им убить всех до единого врагов Бога, не щадя никого. (9:36). С подобной кровожадностью, вероятно, не согласились бы многие историки. А. Суприянович утверждает, что рыцарь не должен был вредить кому-либо без особой на то нужды, а, напротив, должен был проявлять христианское милосердие [11, с. 74]. По мнению Д. Бартелеми рыцарь должен давать врагу шанс на публичное покаяние [1, с. 309]. В фильме же кровожадность священнослужителя необходима для дальнейшего развития сюжета, дабы настроить зрителя против действий церкви. При этом, в различных ситуациях, возникающих по ходу развития повествования, священник проявляет себя не с лучшей стороны, не противодействуя убийству женщин и детей, но при этом обвиняя рыцарей в том, что они запятнаны кровью невинноубиенных. О подобных явлениях пишет А. Демурже, разделяя легитимное насилие, осуществляющееся публичной властью, и нелегитимное, происходящее из стремления к славе. Представители церкви жесткими мерами пытались дисциплинировать армию, что в ходе священных войн или крестовых походов было распространенным явлением [4, с. 27].

Главные герои, два рыцаря-крестоносца, Бэймон из Блайбрука и Фэлсон, устав от сражений, покидают армию, что также является практически недопустимым поступком с точки зрения средневекового рыцарского этоса. Так, по мнению А. Г. Смирнова, рыцарь не мог просто уйти из армии, за данным действием последовало бы его отлучение от церкви [10, с. 42], чего мы не наблюдаем в фильме.

Для путешествия рыцари берут коней, однако, лошади в данном случае выступают не как важнейший атрибут рыцарства, подчеркивающий

могущество воинов, как пишет Ф. Кардини [6, с. 27], а лишь являются несакрализированным средством передвижения (14:49).

Далее, сюжет развивается следующим образом: кардинал просит главных героев послужить церкви еще раз, на что те отвечают отказом, поскольку им не нравится, когда церковь говорит от имени Бога, однако, кардинал вспоминает об их уходе из армии и угрожает героям сожжением за дезертирство (20:33). В итоге рыцари по требованию кардинала соглашаются отвезти девушку, обвиненную в ведьмовстве, в аббатство при условии, что ее придадут честному суду (24:25). В этом эпизоде рыцари предстают в роли борцов за справедливость. Причем, церковь в данном эпизоде нарочито демонизируется, а благородное рыцарство противостоит ей. При этом по сюжету фильма, рыцари могли вмешиваться в деятельность церкви и инквизиции, заключать сделки с церковнослужителями, причем во имя защиты справедливости. Возможно, в определенной степени, авторы фильма стремятся продемонстрировать здесь негативные явления, характерные для развития церковной организации в данный исторической период и необходимость проведения полномасштабных церковных реформ. Однако, подобные идеи не очевидны по сюжету и, вероятно, могут быть не вполне понятны зрителю, если тот не имеет представлений о данном этапе исторического развития Европы.

По ходу повествования рассказывается также история юноши Кая, наставником которого является Бэймон. Отец Кая был рыцарем и сражался в одной из битв вместе с главными героями. Сам юноша дважды участвовал в турнирах, получал флаги за отвагу (31:38). Кай мечтает стать рыцарем и хочет помочь наставнику с выполнением его миссии, чтобы стать достойным рыцарского звания. Таким образом, перед зрителем предстает история становления отдельного рыцаря через его участия в турнирах и стремление к обретению воинской славы. В подобном ключе воспитание будущего рыцаря описывается и в историографии, в частности, в работах М. Оссовской [9, с. 45]. Е. И. Орлова пишет, что сыновья рыцарей в детстве передавались на воспитание сеньору, приобщались к рыцарской корпоративной этике, впоследствии сеньор проводил обряд посвящения и воспитанник становился полноценным рыцарем [8, с. 9]. Данное представление, отчасти, отлично от истории Кая, но не вступает с ней в противоречие, поскольку Кай в итоге обретает сеньора-наставника.

В поездке главные герои рассказывают о том, по каким причинам они отправились в Крестовый поход. Фэлсон приводит следующий диалог, который состоялся у него со священником, обещавшим за участие в походе отпущение грехов: «-Какие именно грехи будут прощены? Прелюбодеяние? -Да, ответил священник, -за 2 года службы; - Кражу?;- Да, за 3 года службы.»(34:38). В целом, прощение грехов как одна из целей участия рыцаря в крестоносном движении, была довольно распространена, о чем свидетельствуют и историки, в частности, Е. Ю. Голодова утверждает о существовании целой доктрины о прощении и отпущении грехов за участие в крестоносном движении [3, с. 70].

Своеобразно и довольно модернизировано трактуется в фильме вера героев-рыцарей в Бога. Так, Бэймон утверждает, что в Бога он верит, но его вера отличается от веры остальных, ведь милосердный Бог не заставлял бы проливать столько крови в свою славу, кровь заставляют проливать люди. (1:02:48). Подобная позиция - разделение веры и религии - является более

поздней идеей, однако, в фильме работает на усиление конфликта между благородными рыцарями (рыцарями-героями) и служителями церкви, действия которых, как уже было сказано выше, зачастую противоположны христианским идеалам. (1:02:36).

Важным элементом рыцарского этоса, о котором рассуждают герои фильма, является представление о чести. По мнению юного Кая, честь - это не вещь, от которой можно избавить или простить. Клятва верности должна быть исполнена в любом случае, даже ценой своей жизни (1:12:58). Именно после этих слов Бэймон решает посвятить юношу в рыцари, посчитав, что он этого достоин. Далее зритель видит ритуал посвящения в рыцарство. Кай преклоняет колено перед обнаженным и воткнутым в землю мечом своего наставника, а Бэймон произносит речь, которую юноша должен повторить: «Дай мне смелости Боже, ибо я твой слуга, и награди меня силой для битв, чтоб я мог сокрушить твоих врагов, как ветер гонит пыль. Аминь.». Затем Бэймон ударяет плашмя мечом по правому, затем по левому плечу Кая (1:13:53). После этого Кая называют рыцарем. Подобная процедура посвящения в рыцари имеет исторические основания и описывается, например, в работах Ф. Кардини [6, с. 15] и М. Кима [7, с. 10-16].

В финале фильма главные герои и монах прибывают в место, где должен состояться справедливый суд над девушкой (Северак), обвиненной в ведьмовстве, однако, все церковные представители здесь оказываются мертвы. Девушка оказывается одержима демоном, который покидает ее тело и нападает на главных героев. Для того, чтоб уничтожить демона, необходимо прочесть заклинание из книги Соломона (сама книга в фильме выглядит похожей на Евангелие из Линдау (УШ века), в металлическом окладе инкрустированном драгоценными камнями), с чем справляется Кай, демонстрируя при это знание латыни а, следовательно, довольно неплохое на тот момент образование. Демон погибает, Бэймон и Фэлсон тоже, однако тот факт, что девушка, как невинная душа, была спасена, означает победу добра. Таким образом, благородные рыцари-герои расстались с жизнями во имя добра и справедливости. При этом их убеждения, знания и идеи не исчезли вместе с ними, дело главных героев фильма продолжит юный Кай, который, согласно куртуазным идеям, будет и дальше оберегать спасенную девушку.

Фильм «Время ведьм» Доминика Сена, как мы убедились, не создает какого-либо исторического образа рыцаря, что, безусловно, связано и со спецификой жанра фильма и с тем, что подобных целей режиссер перед собой не ставил. Однако, отдельные элементы исторических представлений о средневековом рыцарстве здесь присутствуют, хотя, зачастую, эти элементы носят характер стереотипов.

Кинематографическая трактовка образа средневековья в целом и рыцарства в частности носит здесь своеобразны мифо-поэтичесий характер, реальные исторические факты в повествовании неотделимы от режиссерского вымысла. Мы видим в фильме не приукрашивание средневековых реалий, а искусственно созданную новую реальность, включающую элементы средневековых идей, отношений, быта. В итоге зритель получает довольно искаженное представление об исторической реальности, основанное, во многом на ее осовременивании, что связано, в первую очередь с необходимостью сделать фильм максимально понятным и привлечь наиболее широкую аудиторию.

Подобные фильмы - соединяющие средневековье с фантастикой - не редкость в XXI веке, к тому же они пользуются весьма высоким спросом у зрителя. С одной стороны, подобного рода произведения, искажающие представления о средневековой действительности, являются гораздо более востребованными чем произведения, стремящиеся создать максимально историчный образ эпохи. С другой стороны, несмотря на превалирования художественного вымысла, отдельные элементы, репрезентующие исторические представления о средневековье, прослеживаются и в подобных фильмах. Таким образом, подобного рода фильмы не стремятся воссоздать «реальное средневековье», но, несмотря на вся свою специфику, позволяют зрителю составить определённое, порой не лишенное исторической достоверности, представление о данной эпохе.

Литература

1. Бартелеми Д. Рыцарство от древней Германии до Франции XII века. СПб.: Евразия, 2012. 584 с.

2. Винтерле И. Д. Современное фэнтези как мультижанровое культурное явление. Из-во: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011. №6 (2) С. 93-96.

3. Голодова Е. Ю. «Faith» (вера) как основополагающая ценность рыцарского кодекса поведения. Из-во: Известия ВГПУ, 2014. № 7 (92) С. 69-74.

4. Демурже А. Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI - XVI вв./ Пер. с фр. М. Ю. Некрасова. Спб.: Евразия, 2008. 542 с.

5. Ибраев Е. Е. Эволюция «бремени белого человека» в британском кинематографе ХХ века. Из-во: Вестник МГИМО-Университета, 2016. № 4(49) С. 26-36.

6. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987. 191 с.

7. Ким М. Рыцарство. М.: Научный мир, 2000. 522 с.

8. Орлова Е. И. «Воспитание службой» в рыцарской культуре европейского средневековья. Из-во: Известия ВГПУ, 2009. № 8 (42) С. 8-12.

9. Оссовская М. И. Рыцарь и буржуа // Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987. 528 с.

10. Смирнов А. Г. Роль религиозного сознания в идеологических установках и жизненной практике рыцарей Четвертого крестового похода. М.: Вестник МГГУ им. Шолохова, Серия «История и политология»2015. №1 С. 37-47.

11. Суприянович А. В слезах и во славе // Гендер, власть и идентичность в Западной Европе. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 264 с.

12. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. М., 2006. 193 с.

13. «Время ведьм» // «Season of the Witch» // Реж. Доминик Сен, 2010. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL.: https://www.kinopoisk.ru/film/197243/ (дата обращения: 11.02.2021).

THE IMAGE OF THE MEDIEVAL KNIGHT IN DOMINIC SEN'S 2010 FILM "SEASON OF THE WITCH"

A.S. Glukhova, N.A. Shadrina

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia

Abstract. This work is devoted to the problem of interpreting the Middle Ages in modern culture, in particular, in cinematography. Cinematography in the chosen quality was not chosen by chance, since it is a mass form of art, it is cinematography that often represents the common people 's idea of the historical past. The main object of analysis in the article was the film "Seasons of the Witch" directed by Dominic Sen. To determine the reliability of the reconstruction of the realities of the Middle Ages, the ideas about this period, reflected in the historical literature, are compared with the images created in the film. The study, based on the example of the film " Seasons of the Witch", also reveals methods of constructing the image of a medieval knight in modern mass culture, moreover, in such a specific genre of cinema as fantasy. The author of the article draws conclusions

62

about how reliable and realistic the view of the medieval knight will develop in the viewer who has watched this film.

Keywords: knight, modern popular culture, the image of the Middle Ages, crusaders, knightly ethics, cinematography.

Авторы публикации

Глухова Анастасия Сергеевна, студент Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. Gluhovaanastasia27@gmail.com

Шадрина Наталия Анатольевна, канд. ист. наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. shadrina_nata@list.ru

Authors of the publication Anastasia S. Glukhova, student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. Gluhovaanastasia27@gmail.com

Nataliya A. Shadrina, Candidate of historical sciences, docent, Kazan, Russia. Federal University, Kazan, Russia, shadrina_nata@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.