Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВЕДЬМЫ В ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРАХ'

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВЕДЬМЫ В ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3351
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДЬМА / МАГИЯ / КОЛДУН / ФЭНТЕЗИ / СКАЗКА / ФОЛЬКЛОР / СПОСОБНОСТИ / WITCH / MAGIC / SORCERER / FANTASY / FAIRY TALE / FOLKLORE / ABILITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дозморова А.П.

В статье рассматривается образ ведьмы в традиционной и современной культуре. Автором выделяются основные характеристики традиционного образа ведьмы и современного. Проанализированы образы ведьм в таких произведениях как «Гарри Поттер» Джоаны Ролинг, «Ирка Хортица - Суперведьма» Илоны Волынской, Кирилла Кащеева и в других произведениях. Отмечено, что образ ведьмы в современной литературе претерпел многие изменения по сравнению с представлениями, бытовавшими в XV-XVII вв., и, хотя ведьмы по-прежнему выступают и как отрицательные, и как положительные персонажи, произошло очеловечивание образа ведьм, исчез страх перед ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE IMAGE OF THE WITCH IN TRADITIONAL AND MODERN CULTURES

The article deals with the image of the witch in traditional and modern culture. The author highlights the main characteristics of the traditional image of the witch and the modern one. The images of witches in such works as «Harry Potter» by Joanna Roling, «Irka Khortytsya - Supermedia» by Ilona Volyn, Cyril Kashcheeva and in other works are analyzed. It is noted that the image of the witch in modern literature has undergone many changes compared to the concepts that existed in the XV-XVII centuries., and although witches still act as negative and as positive characters, there was a humanization of the image of witches, disappeared fear of them.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВЕДЬМЫ В ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРАХ»

УДК 398.4:008

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВЕДЬМЫ В ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРАХ

А.П. Дозморова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье рассматривается образ ведьмы в традиционной и современной культуре. Автором выделяются основные характеристики традиционного образа ведьмы и современного. Проанализированы образы ведьм в таких произведениях как «Гарри Поттер» Джоаны Ролинг, «Ирка Хортица - Суперведьма» Илоны Волынской, Кирилла Кащеева и в других произведениях. Отмечено, что образ ведьмы в современной литературе претерпел многие изменения по сравнению с представлениями, бытовавшими в ХУ-ХУП вв., и, хотя ведьмы по-прежнему выступают и как отрицательные, и как положительные персонажи, произошло очеловечивание образа ведьм, исчез страх перед ними.

Ключевые слова: ведьма, магия, колдун, фэнтези, сказка, фольклор, способности.

С самых древних времен существовала вера человека в таинственные силы магии, волшебства. Первые упоминания о колдовстве и наказаниях за его занятия упоминаются в древних мифах, относящихся к первобытному обществу. Тогда магия была проявлением уважения со стороны охотников к лесу и его обитателям [1, с. 38-39]. Одно из первых письменных закреплений наказаний за магические силы и ритуалы находится в Законах Хаммурапи [2], причем во втором параграфе, поэтому можно говорить о том, что занятия колдовством во времена Вавилона считались преступлением против государства.

В разные времена и в разных цивилизациях к колдунам и ведьмам относились различно. Но в средние века случился переломный момент, когда произошло возведение веры в таинственные силы в определенную систему, в особое мировоззрение, которое долго господствовало в жизни людей, занимая

© Дозморова А.П., 2018

существенную часть как общественной, так политической и религиозной сфер общества. Итогом стало явление, названное «охотой на ведьм», т.е. преследование людей, подозреваемых в колдовстве, продолжавшееся в течение нескольких столетий. В этот период (конец XV - середина XVII в.) по всей Западной Европе ненависть простого народа и людей, обличенных властью, к ведьмам достигла высшей точки, в результате чего погибло множество людей. Лишь в процессе развития технологического прогресса люди постепенно отказались от преследования ведьм и колдунов.

Но вера в колдовство не исчезла и в наше время даже в самых развитых странах Европы. И сейчас, в XXI в., несмотря на набирающий силу технологический прогресс и дальнейшее развитие науки, создается все больше и больше различных литературных, кинематографических, изобразительных произведений и игр, посвященных магии. Современная интерпретация колдовских сил и, в частности, образа ведьм претерпела существенные изменения по сравнению с древними, средними веками и ранним новым временем.

Современные люди живут в окружении массовой культуры, которая провозглашает магию и колдовство обыденным делом, приучает к мысли о ее близости и, возможно, реальности. Многие образы традиционной культуры в современном мире пересматриваются и адаптируются к изменившимся условиям: колдуны сражаются с монстрами на улицах современных мегаполисов, ведьмы спасают мир с помощью компьютеров и новейших технологий. В современной литературе образ ведьмы получает новое воплощение, зачастую противоположное представлениям, заложенным в традиционных источниках.

Появляется вопрос о том, какие изменения претерпел образ ведьм в массовом сознании и под влиянием каких факторов это происходило. В соответствии с этим, объектом исследования стало понятие «ведьма» как мифологический и культурологический образ.

Историография работы включает в себя произведения и исследования как зарубежных, так и российских авторов. Подходы к изучаемому явлению у всех авторов разные, и это позволяет рассмотреть тему с разных сторон. 211

А.Я. Гуревич в своей книге «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства» рассматривает колдовство с точки зрения становления религии - христианства - на Западе. Так как подъем демонологии и демономании начинается в период позднего Возрождения, барокко и начала Просвещения, то Гуревич в качестве одной из главных проблем ставит вопрос: «Как сочетались культурные явления, радикально обновившие духовную жизнь Европы, с предельным обострением суеверий и мракобесия?» [3]. В итоге автор приходит к выводу, что охоту на ведьм можно трактовать как «один из актов длительной борьбы церкви против народной культуры». Эта борьба наиболее сильно обострилась как раз в конце средневековья, так как именно в то время произошло расслоение между народной культурной традицией и официальной церковной политикой.

М.А. Орлов, написавший работу «История сношений человека с дьяволом», на основе многих источников описывает шабаши ведьм и приготовления к ним. При этом автор просто дает основные характеристики образа жизни ведьм, представляет их отличие, перечисляет закрепленные в источниках факты, предоставляя читателю возможность самому делать выводы о происходящем в сознании народа того времени [4].

Статья Карло Гинзбурга «Образ шабаша ведьм и его истоки» также посвящена рассмотрению шабаша ведьм, ночного сборища колдунов и ведьм. По мнению Гинзбурга, опирающегося также на работы других авторов, все злобные образы ведьм были порождены специально выдуманными «страшилками» для крестьян и специально запущены в народ судьями и инквизиторами [5].

Жюль Мишле, французский историк и публицист, в опубликованной в 1862 г. книге «Ведьма» ^а sorciere), несколько революционной для своего времени, одним из первых делает попытку пересмотреть роль женщины в теме ведовства [6]. В своей книге он показывает, что ведьма - это лишь еще одно воплощение женщины, и отходит от другого стереотипа, гласящего, что ведьма должна быть старой, злобной и уродливой. По мнению Мишле, ведьминский образ женщины сливается с ее функцией хранительницы очага и кормилицы.

Таким образом, среди множества книг о магии и ведьмах, несмотря на всестороннее изучение и рассмотрение таких феноме-

нов, как «охота на ведьм», становление образа ведьм в сознании людей как средневековья, так и нового времени, практически не уделяется внимание вопросам того, как образ ведьм, заложенный несколько веков назад, отражается в культурных источниках современного Запада.

Источниками исследования стали сочинения раннего нового времени, созданные в период «охоты на ведьм», народные и авторские сказки, а также произведения современной литературы.

Первые появления о ведьмах в массовой культуре относится к времени первых сказок. Как термин, как повествование, адресуемое детям, и как произведение сказочников-профессионалов сказка приобрела известность довольно поздно - в ХУИ-Х1Х столетиях. В России впервые сказка сделалась тем, «что мы понимаем под этим сейчас», в указе Алексея Михайловича от 1649 г., где она названа «небывалой» [7, с. 18-20].

Но, тем не менее, в народе сказка отождествляется с гораздо более ранними временами, о которых и определенных сведений не сохранилось.

В Европе интерес к народной сказке вспыхнул в начале XVII в. В это время жил на юге Италии писатель-сказочник Джаббатиста Базиле, переложивший сельский фольклор на бумагу и выпустивший первый сборник художественно обработанных сказочных новелл в Европе. Сборник под заглавием «Пентамерон» («РеШ;атегопе») («Сказка сказок, или Забава для малых ребят») был выпущен в 1636 г. и содержал в себе пятьдесят сказок [8].

В Германии в начале XIX в. Якоб Гримм, кроме написанных вместе с братом переработок для детей, выполнил и точный перевод книги для взрослых, тоже имевший большой успех.

В изложении Базиле образ ведьмы представлен как обыденность, он не несет ни положительного, ни отрицательного оттенка. Но при этом все повествование выдержано в мрачном стиле, и по мере развития сюжета сказок можно увидеть суровые города и деревни средневековья.

Одной из рассматриваемых сказок являлась сказка «Ободранная старуха»: неподалеку от замка короля поселились две безобразные безумные старухи. Их речи привлекают внимание и создают вокруг них множество сплетен и слухов. Монарх влюб-213

ляется в голос старухи, она отвечает взаимностью, но на следующее утро раскрывается обман. Одну из сестер выбрасывают из окна замка, ей удается выжить, и проходящая мимо ведьма возвращает ей молодость и красоту, после чего та становится королевой. Вторая сестра пытается узнать, как у нее вышло омолодиться, и в ответ получает: «Я сняла с себя старую кожу и надела новую!», верит, идет к цирюльнику с просьбой содрать кожу и с улыбкой умирает у ворот королевского замка.

Сказки Базиле выполнены в реалистичном стиле и напоминают рассказы, при этом в них находит отражение его эпоха. Автор пишет о жестоких реалиях своего времени очень просто, как о вещах будничных, само собой разумеющихся. Образ ведьм не отделяется от образа других людей, нет противопоставления. Они фигурируют в сказках на уровне остальных персонажей, но при этом имеется оттенок недоверия к ним, попытки обвинить их в неудачах людей, и показано равнодушие представителей колдовских сил к человеческим проблемам.

Во Франции народные сказки перестали быть нянюшкиными историями в конце XVII в. Фольклорные сказочные сюжеты были записаны и распространены в «элитном обществе» благодаря французскому поэту и критику Шарлю Перро. В процессе записи народные сказки были подвергнуты метаморфозам, смягчены и дополнены поучительно-моральными аспектами.

В творчестве Перро заметно влияние Джамбаттисте Базиле, но при этом версии довольно сильно различаются в деталях. Например, сказка «Спящая красавица» (у Перро эта сказка названа «Красавица в спящем лесу», у Базиле - «Солнце, Луна и Талия»). Истоки этого сказочного сюжета теряются в глубинах Средневековья. Героиню у Базиле зовут Талия, сказка начинается с проклятия колдуньи, которая была обижена пренебрежением к своей личности со стороны короля, и снотворного укола веретена. В этой сказке можно увидеть то, как относились к обладательницам колдовских сил в те времена: со страхом и опасением. Нет описаний того, что ведьму пытались судить или наказывать - напротив, все старались угодить ей. Версия Перро смягчена. Пересказы этой сказки, как правило, заканчиваются на свадьбе влюбленных.

В Германии знаменитое собрание немецких сказок братьев Гримм, также переосмысливших творчество Базиле, появилось на свет в 1812 г. Ведьма, по подсчетам Э.И. Ивановой, в сказках братьев Гримм появляется в 50 текстах, в 20 из них - в виде сверхъестественного злобного существа женского пола.

Одной из наиболее популярных сказок братьев Гримм с участием ведьмы является сказка «Гензель и Гретель» («Пряничный домик» - французский вариант названия, детей зовут Жан и Мари). Сюжет прост: лесоруб под воздействием жены вынужден оставить своих сына Гензеля и дочь Гретель в лесу, так как не способен прокормить их. И если в первый раз дети спасаются благодаря смекалке Гензеля, то во второй из-за коварства мачехи вернуться домой они не сумели. После блужданий по лесу они вслед за белой птичкой выходят к дому, сотворенному из хлеба, пряников и сахара. Под влиянием голода, они приближаются к нему, общаются с притворившейся доброй женщиной ведьмой, и попадают в ловушку.

Здесь можно увидеть характеристики образа. О старухе-ведьме известно, что, «если какой-нибудь ребенок попадал ей в руки, она его убивала, варила в котле и съедала, и это было для нее самое большое лакомство». Тут же приводится и обобщенный образ ведьм: глаза у них красные, видящие плохо, но зато нюх тонкий, как у зверей, и они способны почуять близость человека.

Существуют разные версии источников данной сказки. Некоторые исследователи считают, что это отсылка к истории Европы - голоду в XIV в., когда многим родителям пришлось бросить своих детей, или к истории о печнике, из зависти обрекшем женщину, что пекла имбирное печенье лучше его, на участь преследуемой ведьмы.

В XIX в. в работу по собранию народных сказок включаются и английские фольклористы. За создание национального свода народных сказок в Англии взялся президент английского фольклорного общества - Джозеф Джекобс, опубликовавший в 1890 г. два тома «Английских народных сказок», которые были переизданы являются лучшим собранием английского сказочного фольклора.

Именно в английских народных сказках больше всего находится тех, в которых действующими лицами выступают ведьмы. Так, в сказке «Джип и ведьма из Уолгрейва» ведьма - это злобная старуха, вынашивающая планы полакомиться эльфом из леса.

В «Легенде о Макбете» наделены таинственными силами прорицатели, но при этом их видение приводит к различным бедствиям в государстве (предательство верного рыцаря, его же сумасшествие, переворот). В сказке «Чудовище Уинделстоун-ского ущелья» ведьмой является злая мачеха, которая позавидовала красоте падчерицы.

Сказка «Колдунья из Тевиса» сильно отличается от других сказок, так как в ней образ колдуньи пусть и расплывчат, но показан с относительно хорошей стороны. Жила она с внуком в деревне, «зла не делала никому, и поэтому соседи ее любили, хотя и немного боялись ее колдовства» - по сути, это краткое описание отношения к ведьмам. Колдунья обманывает лорда земель, но при этом у нее есть оправдание - нужно воспитывать на что-то ребенка. Но в целом, на протяжении сказки можно проследить примерное развитие событий: она промышляет «мошенничеством в особо крупных размерах», передвигаясь вместе с внуком по странам, и в конечном итоге они оседают в небольшой южной стране, где женщина на украденные деньги начинает вести благонравный образ жизни.

Таким образом, сказки - один из источников традиционного образа ведьмы. На основе рассмотрения сказок XV-XIX вв. можно выделить основные характеристики традиционного образа ведьмы:

Физиологические - ведьма, как правило, является пожилой женщиной или и вовсе «старухой»; у злых ведьм глаза красные, страдают от близорукости; ведьмы способны чуять близость человека и промышляют каннибализмом.

Психологические - ведьмы злобно относятся к окружающим, крайне завистливы и жадны; не соблюдают законы общества, предпочитают действовать коварством.

Несмотря на то, что образ ведьм претерпевал многие изменения, развиваясь, он до сих пор остался неразрешенной загадкой, и каждый автор раскрывает его в соответствии с собственным видением.

Образы ведьм в современной литературе можно разделить на три категории:

• Образ ведьмы в понимании христианской традиции;

• Образ ведьмы в понимании языческой традиции;

• Образ ведьмы в понимании соотношения языческой и христианской традиций.

В понимании христианской традиции в современной литературе ведьму мы чаще встречаем в детской литературе, однако бывают и исключения. Такие ведьмы добывают силу путем сделок с Темными Силами, продавая душу. Они используют магию исключительно в негативных целях: уничтожить врага, приворожить кого-то, напакостить.

В языческой традиции ведьма - это женщина, которая обладает необычными способностями, но силой обладает собственной, ее чары основываются не на связи с демонами, а на врожденном даре или использовании сил природы. Она сама выбирает, быть ей хорошей или плохой.

В современной массовой литературе, пользующейся популярностью и у взрослых, и у детей, обычно образ ведьмы встречается в виде соотношения языческой и христианской традиций. Так ведьма одновременно обладает несколькими свойствами: сохраняются ее возможности, способности, человеческие черты (язычество) и в то же время есть возможность придать образу мрачности, таинственности (христианство). Обычный для современности образ ведьмы, соединяющий черты языческой и христианской традиций, встречается во многих книгах жанра фэнтези.

В серии книг Филиппа Пулмана «Темные начала» ведьмы представлены с разных сторон. Мир в трилогии состоит из бесконечного количества параллельных миров. Ведьмы существуют в мире Лиры, в котором у людей есть деймоны (часть их души, живущая в животном), а также в мире Уилла, похожим на наш.

Ведьмы - существа, которые обитают обоих мирах, но судьбы их различны. Так, если в мире Уилла ведьм сжигали на кострах (традиционное представление, христианская традиция), то в мире Лиры они спокойно жили в малозаселенных территориях (соотношение языческой и христианской традиций). В мире Лиры ведьмы живут значительно дольше людей, летают на ветках 217

облачной сосны. Они предпочитают не вмешиваться в дела людей, обладая собственным государством. На основе представленных в книге персонажей можно также сделать вывод о том, что они - мудрые справедливые существа, обладающие собственными представлениями о правильной жизни, отстраненные от человеческого существа, но не лишенные способности любить и сопереживать. Также они довольно красивы. Про ведьм мира Уилла мало что известно, однако, их описание соответствует общепринятому описанию ведьм, встречаемых в сказках братьев Гримм, Ш. Перро.

В серии книг Илоны Волынской и Кирилла Кощеева «Ирка Хортица - суперведьма» образ ведьмы в книге в языческой традиции ведьмовства. Ведьмы здесь, как правило, девушки или женщины, они связаны с миром, с природой. Бывают рожденные и робленные ведьмы - те, которые имеют силу от рождения или обретают ее по наследству, и те, что получают ее «взаймы» от рожденных или других существ. И если первые вольны выбирать свою судьбу сами, то вторые - лишь марионетки. Ведьмы здесь вполне земные создания, в них есть как отрицательные, так и положительные качества, они способны на настоящие чувства, такие как любовь и дружба.

Весьма неоднозначный образ ведьм показан Джоаной Ролинг в серии книг «Гарри Поттер». Здесь ведьмы представлены в понимании языческой традиции, магический дар им дается с рождения, но каждый его обладатель сам решает, как им управлять. Здесь нет привычного деления на «белых» или «черных» ведьм, все равны в силах и возможностях, от каждого мага в отдельности зависит, насколько он будет успешен и чем будет заниматься. Учитывая ориентацию книги на средний и старший подростковый возраст, первостепенную роль в книгах занимают приключения и описания разных проблем и ситуаций соответствующего возраста, такие как первая влюбленность, выбор жизненного пути.

Одна из главных героинь - ученица школы для юных магов «Хогвартс» Гермиона. В представлении Ролинг магия - это естественное явление. Для совершения магических действий ведьмы пользуются с помощью своей силы волшебными палочками, и нет никакой связи с демонами или дьяволом. В серии

также показан образ «темных» волшебников, но он является осознанным выбором отдельных персонажей, и ведьма Белла-триса - скорее преступница.

Ведьма в «Гарри Поттере» - это девушка или женщина, которая с детства обладает волшебным даром, по всем остальным характеристикам оставаясь обычным человеком со свободой выбора. Ведьмы вполне могут жить и обычной жизнью, способны чувствовать, дружить, любить, ошибаться. Иногда «темные» ведьмы действуют правильно и благородно, так же как и светлые, в некоторых случаях, поступают отрицательно.

В современной литературе образ ведьм отличается от его традиционного образ представления. Все чаще авторы представляют ведьм привлекательными девушками и женщинами, которые имеют как необыкновенный талант, так и красоту, и невероятное очарование. Как правило, ведьмы - положительные герои, способствующие если не спасению мира и живущих в нем, то уж точно способствующие этому.

Иногда встречается противопоставление традиционному образу, когда одна из ведьм отходит от традиционного образа злобных созданий, отходя в этом плане от своего «клана». На сегодняшний день ведьмы представляются именно сказочными существами, чьи образы встречаются преимущественно в фантастической и фэнтезийной литературе и являются очень популярными как среди писателей, так и среди читателей.

Таким образом, термин «ведьма», широко распространенный в средние века и раннее новое время, в литературе периода охоты на ведьм обозначал колдунью, которая вредит людям по наущению Сатаны (зловредную колдунью). Образ ведьмы в современной литературе, как правило, являет собой смесь представлений средневековья, нового времени и настоящих тенденций к переосмыслению традиций. Изменились реалии, мир стал более безопасен для человека, и сегодня нет прежнего страха перед сверхъестественными созданиями, способными уничтожить одним словом или взглядом, соответственно, образы ведьм становятся более добрыми, светлыми и человечными.

Библиографический список

1. Дмитриев Ю.Д. Тринадцать черных кошек: Познавательное издание. М.: Дет. лит., 1988. 239 с.

2. Кацнельсон И.С. Хрестоматия по истории Древнего Востока: уч. пособие: в 2 ч. Ч. I. / под ред. М.А. Коростовцева,

И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.:Высш. школа, 1980. 328 с.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. M.: Искусство, 1990.396 с.

4. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М.: Республика, 1992. 352 с.

5. Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человек в истории. М., 1990. С. 132-146.

6. МишлеЖ. Ведьма. Женщина / под ред. В. Сапова. М.: Эксмо, 2007. 496 с.

7. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. 416 с.

8. Базиле Д. Сказка сказок, или Забава для малых ребят / пер. П. Епифанов. М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. 552 с.

THE EVOLUTION OF THE IMAGE OF THE WITCH IN TRADITIONAL AND MODERN CULTURES

A.P. Dozmorova

Perm State University

The article deals with the image of the witch in traditional and modern culture. The author highlights the main characteristics of the traditional image of the witch and the modern one. The images of witches in such works as «Harry Potter» by Joanna Roling, «Irka Khortytsya - Supermedia» by Ilona Volyn, Cyril Kashcheeva and in other works are analyzed. It is noted that the image of the witch in modern literature has undergone many changes compared to the concepts that existed in the XV-XVII centuries., and although witches still act as negative and as positive characters, there was a humanization of the image of witches, disappeared fear of them.

Keywords: witch, magic, sorcerer, fantasy, fairy tale, folklore, abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.