Научная статья на тему 'Образ современного педагога глазами участников образовательного процесса'

Образ современного педагога глазами участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1309
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стырова Е.А.

Статья посвящена рассмотрению проблемы имиджа современного педагога общеобразовательного учреждения. Значительное внимание уделяется исследовательской работе по изучению представления участников образовательного процесса (родителей и учащихся) об образе современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ современного педагога глазами участников образовательного процесса»

11. Афанасьева В. Социум циклы или странные аттракторы? / В. Афанасьева // Проза.ру [Электронный ресурс] http://proza.ru/2009/05/17/404

УДК: 378

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ГЛАЗАМИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Стырова Е.А., 2018

магистрант Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

г. Великий Новгород

Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы имиджа современного педагога общеобразовательного учреждения. Значительное внимание уделяется исследовательской работе по изучению представления участников образовательного процесса (родителей и учащихся) об образе современного педагога.

Ключевые слова: имидж, субъекты образовательного процесса, личностные и профессиональные качества педагога.

THE IMAGE OF THE MODERN TEACHER BY EYES OF PARTICIPANTS OF THE

EDUCATIONAL PROCESS

Styrova E.A., 2018

Master's degree Novgorod State University named after Yaroslav the Wise. Veliky Novgorod

Abstract: the article is devoted to the problem of the image of a modern teacher of a general educational institution. Considerable attention is paid to research work to study the representation of participants in the educational process (parents and students) about the image of a modern teacher.

Key words: image, subjects of the educational process, personal and professional qualities of the teacher.

Учитель - главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными и внеурочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Творческая деятельность учителя, предполагает развитие ребенка, которое строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Безупречное владение своим ремеслом — это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как имидж современного педагога.

В настоящее время в научной литературе можно встретить большое число определений имиджа. В переводе с английского «Имидж» означает «образ». Можно сказать, что имидж - это образ человека, который складывается среди других людей. Часто имидж определяется, как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, в нашем случае педагог, группа людей, например, весь коллектив, создающий общий имидж, и организация в целом и т. д.

Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др.

В образовании, когда педагог постоянно окружён взглядами учеников, родителей и коллег, вопрос имиджа более чем актуален. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Интерес к личности учителя - средство активизации интереса к предмету. Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.

При создании образа, присущие педагогу качества личности органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми». Наиболее значимыми элементами имиджа учителя являются: внешний вид, использование вербальных и невербальных средств общения, соответствие образа профессии внутреннему «я». Если грамотно включить

мимику, движения, управлять тембром и силой голоса, продумать стиль одежды, манеры, походку, подключить богатый внутренний интеллектуальный и духовный мир человека, то это настроит учеников на положительное взаимодействие на уроке, тем самым повысит качество самого урока.

Таким образом, имидж педагога - впечатление, которое производит учитель на окружающих: что и как делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежда, внешний вид. Имидж - вся совокупность внешних данных и речевых проявлений, благодаря которым наиболее ощутимо фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики его носителя.

Работая в школе с участниками образовательного процесса, а именно родителями и учащимися, нам важно знать каким видят современного учителя те, для кого мы работаем. С этой целью нами был проведено исследование среди родителей и учащихся. В эксперименте участвовали родители-142 респондента и учащиеся-120 респондентов одного образовательного учреждения г. Великого Новгорода.

Основным методом опроса являлась анкета, в результате которой мы попытались выяснить общее представление субъектов образовательного процесса об образе современного педагога и определить каких качеств не хватает педагогам данной школы. Многие вопросы анкет для родителей и учащихся совпадали. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Образ современного педагога глазами субъектов образовательного процесса._

Вопросы / ответы

Учащиеся

Родители

Пользуется ли профессия школьного учителя уважением?

Скорее да Скорее нет

55% 45%

81% 19%

Каким должен быть возраст учителя?

От 23 до 30

От 31 до 40

От 41 до 50

Старше 50

Не имеет значения

15%

26%

3%

0%

56%

9%

33%

9%

1%

48%

Каким должен быть пол современного учителя?

Женский

Мужской

Не имеет значения

10%

6%

84%

35%

3%

62%

Имеет ли значение внешний вид учителя для завоевания авторитета?

Скорее да Скорее нет

55% 45%

86% 14%

Какими качествами должен обладать современный учитель?

Грамотная, выразительная речь Высокий интеллект, эрудиция Терпимость, умение прощать Умение увлечь своим предметом Уравновешенность, умение владеть собой. Желание и умение найти индивидуальный подход к детям

66% 63% 53% 56% 75%

67%

78% 52% 68% 80% 45%

50%

Каких качеств не хватает учителям нашей школы?

?

Чувства юмора Терпения

Взаимопонимания с учениками

40% 27% 68%

12%

31,5%

50%

Что можно сказать на основании результате исследования? Прежде всего, можно сделать вывод о том, что у большинства родителей профессия учителя ещё пользуется уважением, а вот 45% учащихся считают наоборот. Это дает основания предполагать, что статус учителя в школе среди учеников находится на низком уровне.

Для большинства учащихся и родителей, пол и возраст современного педагога не имеет значения. А вот на личные качества они обращают особое внимание. Так 75% школьников желают видеть перед собой уравновешенного, терпимого и умеющего прощать. В свою очередь родители предпочтение отдают профессиональным качествам педагога: умению увлечь свои предметом, обладание грамотной и выразительной речью.

Также в ходе исследования учащимся был задан вопрос: «Был ли в твоей жизни учитель, которому хотелось подражать?», ответ на который нас разочаровал. У 66% опрошенных не было в жизни педагога, которому хотелось подражать, лишь 34% назвали фамилии педагогов, которые совпадают с их представлениями об идеальном современном педагоге. Ответы учащихся подтверждают и тот факт, что для современных детей внешний вид учителя не играет большой роли (68%), для них важнее взаимопонимание и умение педагога увлечь своим предметом. Нехватку взаимопонимания отметили и родители.

Анализ исследования определил направления по работе с кадрами. Конечно, чтобы поднять престиж профессии недостаточно экономических решений, учителя должны больше работать над собой, над своим индивидуальным имиджем. Необходима целенаправленная работа всего коллектива по повышению статуса учителя, налаживанию атмосферы в коллективе, в котором бы комфортно себя чувствовали педагоги и учащиеся. Ведь имидж самого образовательного учреждения напрямую зависит от имиджа педагогов, которые в нём работают.

Список литературы

1. Берд П. Продай себя. Тактика улучшения вашего имиджа / П. Берд пер. с англ. Т.А. Сиваковой. - Москва: Амалфея, 1997. - 371 с.

2. Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа. - Москва: Синтон, 2005. - 305 с.

3. Калюжный А.А. Использование психотехник в формировании имиджа учителя / А.А. Калюжный // Вестник интегративной психологии. - Ярославль-Москва: МАПН, 2004. - №2.

4. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - Москва: Владос, 2004. -394 с.

5. Калюжный А.А. Развитие имиджа учителя в контексте Я-концепции и стилей педагогического взаимодействия. // Социальный психолог. - 2005. - № 2.

УДК: 378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Донина И. А., Гопкина А. Н., 2018 доктор педагогических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава

Мудрого, г. Великий Новгород магистрант, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению проблемы формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг. Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями и требованиями предъявляемыми к дошкольным образовательным организации и к современному педагогу в рамках федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога. В данной статье особое внимание уделено компонентам готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг, а также модели, необходимой для их эффективной реализации.

Ключевые слова: продвижение, готовность, образовательная услуга, модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.