Научная статья на тему 'Образ сотрудника силовых структур в зарубежном кинематографе (на примере фильма «Переговорщик»)'

Образ сотрудника силовых структур в зарубежном кинематографе (на примере фильма «Переговорщик») Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
774
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / КИНЕМАТОГРАФ / ПРОФЕССИЯ / СОТРУДНИК СИЛОВЫХ СТРУКТУР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / IMAGE / CINEMA / PROFESSION / SECURITY AGENCIES OFFICER / PROFESSIONAL AND IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Огаркова И.М., Белобрыкина О.А.

В статье представлены результаты теоретического анализа образа представителя силовых структур, позиционируемого в кинематографическом искусстве. На примере фильма «Переговорщик» представлен психологический портрет сотрудника правоохранительных органов, отражающий соответствие личностных характеристик персонажа требованиям, предъявляемым к профессионально-важным качествам и морально-этическим характеристикам специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of security agencies officer in foreign cinema (case of movie «Negotiator»)

Results of the theoretical analysis of an image of the representative of power structures positioned in cinema art are presented in the article. On the example of the movie «Negotiator» the psychological portrait of the law enforcement officer reflecting compliance of personal characteristics of the character to requirements imposed to professional and important qualities and moral and ethical characteristics of the expert is presented.

Текст научной работы на тему «Образ сотрудника силовых структур в зарубежном кинематографе (на примере фильма «Переговорщик»)»

Психологические науки

УДК 159.9

ОБРАЗ СОТРУДНИКА СИЛОВЫХ СТРУКТУР В ЗАРУБЕЖНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (на примере фильма «Переговорщик») 1

И. М. Огаркова, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия), e-mail: ira.ogarkovairka@mail.ru

О. А. Белобрыкина, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия), e-mail: olga.belobrykina@gmail.com

Резюме. В статье представлены результаты теоретического анализа образа представителя силовых структур, позиционируемого в кинематографическом искусстве. На примере фильма «Переговорщик» представлен психологический портрет сотрудника правоохранительных органов, отражающий соответствие личностных характеристик персонажа требованиям, предъявляемым к профессионально-важным качествам и морально-этическим характеристикам специалиста.

Ключевые слова: образ, кинематограф, профессия, сотрудник силовых структур, профессионально-важные качества.

Профессии, связанные с работой силовых структур - полицейские, военные, бойцы спецподразделений - несомненно, являлись и являются чрезвычайно важными в любом государстве. Деятельность сотрудника

1 Статью представил Т.М. Хусяинов, технический редактор журнала. Рецензенты: Л.Ф. Чупров, к. псх. н (Черногорск, Россия) и доцент С.В. Якимец, к. п. н. (Орск, Россия).

внутренних дел относится к социономическому виду профессий типа «человек - человек», поскольку связана с постоянным взаимодействием с людьми, оценкой их поступков с позиций закона [7-9]. С психологической точки зрения профессиональная деятельность сотрудника силовых структур подвержена влиянию ряда факторов, присущих работе полицейских, юристов, военных, сотрудников УИС и других родственных профессий. К одному из наиболее значимых факторов относится правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений сотрудников ОВД и других специалистов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности. По сути, вся профессиональная деятельность работников государственно-правовых структур достаточно четко регламентирована законом. Соответственно, нарушение законодательных основ, пренебрежение своими должностными обязанностями и принципами не просто недопустимы для сотрудника силовых структур, но, прежде всего, свидетельствую о низком уровне его профессиональной квалификации. Следующим значимым фактором реализации профессиональной деятельности выступает властный, иерархический регламентированный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов. Ещё одним фактором, который мы считаем необходимым обозначить, является исходно экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Очевидно, что эти особенности деятельности не только предъявляют повышенные требования к личности сотрудника силовых структур, но и порождают определённые противоречия, вступая во взаимодействие друг с другом. (Например, далеко не каждый человек, даже не каждый мужчина выдержит экстремальный характер деятельности, сопряженный с риском для жизни). В частности, на наш взгляд, обладание определённой степенью власти, правом применения силы, ношения и применения оружия, в сочетании с необходимостью действовать в рамках закона и не превышать полномочий, даже сталкиваясь с субъектами преступного мира, которые могут вызывать личные негативные чувства у сотрудника, требует самоконтроля, высокого уровня эмоционально-волевой регуляции, достаточно устойчивой нравственной основы личности. Известно, что законодательно допустимая возможность применения силы, сопротивление которой заведомо не будет оказано, способна в достаточно короткие сроки

изменить поведение человека на службе, причем, далеко не всегда, в лучшую сторону. В качестве иллюстративного примера этого явления может служить основанный на реальных событиях фильм «Эксперимент» (США, 2010, режиссер Пол Шойринг), в котором экспериментальная группа «надзирателей» начала применять физическую расправу над «заключёнными» ради удовлетворения собственных амбиций. Заметим, что в сюжетную основу многих современных фильмов отечественного кинематографа («Господа офицеры», Россия, 2004. Режиссер: А.Кравчук. В ролях: И.Ливанов, О.Штефанько и др.; «Группа „ZETA"», Россия, 2009. Режиссер: В.Татарский. В ролях: О.Штефанко, А.Жарков, А.Смоляков, Я.Бойко, А.Большаков, Е.Леонов-Гладышев, М.Евланов и др.; «Побег», Россия, 2005. Режиссер: Е.Кончаловский. В ролях: Е.Миронов, А.Серебряков, А.Смоляков, С.Астахов и др.; «Охотники за бриллиантами», Россия, 2011. Режиссер: А.Котт. В ролях: А.Серебряков, А.Новин, В.Ильин; и многие другие) так же положены ситуации профессиональной деформации отдельных сотрудников правоохранительных органов разного уровня, обусловленные именно не рефлексируемым чувством власти и ощущением безнаказанности.

Очевидно, что экстремальные условия работы могут усугублять ситуацию, так как человек в экстремальной ситуации зачастую не склонен обдумывать свои действия достаточно долго, вести себя так, чтобы создать впечатление того, кем он не является на самом деле - на это нет ни времени, ни возможности. Поэтому сотрудник силовых структур будет вести себя в подобной ситуации в соответствии со своими истинными мотивами, целями и ценностями. Даже если ситуации, угрожающие жизни, не возникают или возникают редко, профессиональная деятельность работников правоохранительных органов, в первую очередь тех, кому приходится бороться с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер. Он обусловлен выполнением сложной, однообразной работы в условиях дефицита информации, времени, активного сопротивления заинтересованных лиц, нежеланием вступать в контакт, игнорированием ими правовых норм. Все это закономерно приводит к нервно-психическим перегрузкам, которые усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от отдыха, что, в свою очередь, способствует возникновению состояния психической

напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, различных расстройств и заболеваний. Все это, соответственно, способствует выработке у сотрудника потребности к неукоснительному, точному и качественному исполнению правовых предписаний, формирует его направленность личности, способность к правомерному поведению. Именно потребность в соблюдении нравственных, правовых норм является основным, социально значимым качеством личности, формирующим ее правосознание. Все это в совокупности входит в структуру уровня социально-психологической зрелости и профессиональной готовности личности, определяет степень ответственности сотрудников силовых структур перед обществом.

Так, в ч. 1-3, ст. 5 закона РФ «О полиции» обозначено: «Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание» [9]. Очевидно, что в профессиограмме сотрудника полиции должна быть отражена способность субъекта к психологическим перегрузкам.

Профессиограмма представляет собой систему признаков, описывающих конкретную профессию, а также включает в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма включает в себя психограмму - перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. В частности, профессиограмма сотрудника полиции - это научно обоснованный перечень взаимосвязанных сторон деятельности, а также профессионально важных качеств личности, влияющих на успешность профессиональной деятельности.

К основным подструктурам профессиональной деятельности сотрудника полиции относят:

- познавательно-прогностическая (когнитивная) - заключается в способности собирать исходную информацию об обстановке, лице, подозреваемом в совершении преступления и др.; психологической наблюдательности (умении подмечать внешние проявления состояний граждан, угадывать их психологические мотивы действий и поступков);

- коммуникативная - заключается в способности учитывать индивидуальные способности граждан, устанавливать психологический контакт и доверительные отношения различными категориями граждан и сотрудников, преодолевать конфликты и пр.);;

- организационно-управленческая - сотрудник полиции выступает и как организатор собственной профессиональной деятельности, принимая ответственные решения, и добивается их реализации, так и организует деятельность других людей, оценивая их возможности;

- волевые качества (самообладание, решительность, целеустремленность и др.) Необходимые для того, чтобы уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок [1].

К обозначенному перечню можно добавить такие качества личности, как выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами, должностными лицами, руководством.

Рассматривая деятельность сотрудников силовых структур с точки зрения теории деятельности, можно отметить, что эта деятельность, как и любая другая, включает в себя мотивы, способы, цель, средство и результат [5]. Неотъемлемым признаком деятельности А.Н.Леонтьев считал её осознанность. Это означает, что для результата деятельности сотрудника силовых структур основополагающую роль будет играть её мотивация. Если в структуру профессиональной мотивации не включены мотивы служения обществу, стремление к справедливости, чувство долга, патриотизм, если отношение к деятельности носит формализовано-поверхностный характер, то, несомненно, это окажет неблагоприятное влияние и на результат деятельности. Такому сотруднику будет трудно противостоять психологическим перегрузкам, справляться с желанием применить властные полномочия для удовлетворения личностных амбиций.

Неудивительно, что столь высокие требования, предъявляемые

профессией и обществом к сотруднику правоохранительных органов, оказались в центре внимания не только ученых, но и представителей современного отечественного и зарубежного кинематографа [2]. За последние десятилетия на экраны вышло значительное количество кинолент, в разной степени привлекательности отражающих образ представителей сотрудников силовых структур, относящихся к разным государственным структурам и находящихся в различной ведомственной подчиненности.

В качестве примера остановимся на анализе психологического портрета, главного героя художественного фильма «Переговорщик» (США, 1998, режиссер Ф. Гари Грей).

Переговорщик - это полицейский, ведущий переговоры с преступниками или террористами, захватившими заложников, основная задача которого - не допустить применения какой бы то ни было силы, и сохранить жизни заложников [6]. Герой картины Дэнни Роумэн (актер ФИО) - один из лучших переговорщиков в Чикаго. С его помощью и благодаря его умению вести переговоры с преступниками полицейским длительное время удаётся выходить из кризисных ситуаций, спасая жизни заложников.

Перед тем, как начинать непосредственно анализ личности главного героя, кратко изложим содержание картины. Фильм начинается со сцены блестящего ведения переговоров Дэнни Роумэном и спасением им очередного заложника - маленькой девочки. Далее сюжет фильма развивается в неожиданном направлении. Напарник и близкий друг Роумэна сообщает ему, что в Фонде помощи инвалидам, членом правления которого был Дэнни, расхищают деньги, а он знает, кто за этим стоит. Друг назначил Дэнни встречу в парке, намереваясь сообщить ему необходимые для расследования сведения, но, когда Дэнни пришел, тот уже был застрелен. На следующий день к нему с обыском приходит именно Найбаум - полицейский, которого подозревал его друг. У Роумэна находят подброшенные в дом банковские документы на крупные суммы денег. Его обвиняют в убийстве друга.

После тщетных попыток восстановить справедливость законным способом и доказать свою невиновность, испытав на себе давление социума (многочисленные публикации в СМИ, негативное и несправедливое мнение бывших коллег, вдовы убитого, знакомых и

незнакомых людей, каждый из которых считает его убийцей), Дэнни требует от Нейбаума сознаться в том, что он замешан в этом деле. Охранник пытается вывести Дэнни из полицейского участка, но тот разоружает стража и, завладев его оружием, захватывает в заложники Нейбаума и его коллег. Ситуация, в которой Дэнни оказался по стечению обстоятельств, вынуждает его применять известные ему навыки работы с преступниками против своих коллег-полицейских.

Для анализа психологического портрета офицера полиции Дэнни Роумэн, нами были определены следующие параметры наблюдения [3; 8; 9; 10]:

1. Личные качества героя, которые проявляются в сюжете фильма. Профессиональные качества, соответствие профессиональных качеств требованиям к личности представителя данной профессии волевые, коммуникативные, познавательно-прогностические и организационно-управленческие.

2. Поведение героя в экстремальной ситуации. Данный критерий выбран нами, исходя из того, что в экстремальной ситуации истинная сущность личности, её сильные и слабые стороны проявляются наиболее правдоподобно: способность быстро оценивать ситуацию и принимать решения, способность при движении к цели сохранять человечность и уважение к окружающим.

3. Наличие либо отсутствие профессиональных деформаций и степень их выраженности. Этот критерий наблюдения выбран в связи с тем, что работа в силовых структурах и спецподразделениях относится к числу наиболее деформирующих личность сфер профессиональной деятельности [4].

Данные наблюдения показали, что личные и профессиональные качества героя, которые можно наблюдать во время фильма, сливаются воедино в личности смелого, мужественного офицера полиции и умного, решительного переговорщика. Характеризуя личность Дэнни Роумена, сложно разграничить личные и профессиональные качества, поскольку именно его личная смелость и решительность, тактический ум и сообразительность позволяет ему успешно выходить из многих кризисных ситуаций, в которые попадает переговорщик. Без них эффективно осуществлять подобную деятельность было бы просто невозможно.

Стоит отметить эмоциональную сдержанность героя. При

необходимости он тщательно скрывает свои эмоции, не выражая ни малейшего волнения, гнева или страха. Это мы можем наблюдать и в ситуации освобождения заложника в начале фильма, где герой, рискуя жизнью, входит в дом вооружённого преступника, и в ситуациях, когда он оказывается в ситуации предательства людей, которым он доверял. Зритель может неоднократно наблюдать, как Дэнни, шокированный убийством напарника и предательством кого-то из «своих» (коллег, которые проработали с ним бок о бок 10 лет в отделе полиции), пробираясь через толпу репортёров и слыша провокационные вопросы окружающих, ни разу не потерял самообладания.

Уверенный в своей правоте, а значит, и в справедливости своих действий, герой шёл к своей цели, не прибегая к насилию, грубости и оскорблениям. Даже в ситуации необходимости захвата полицейских в заложники, можно сделать вывод, что это решение было не «порывом эмоций», а принятым осознанно в качестве последнего и единственного шанса восстановить справедливость и честь офицера полиции.

Дэнни, несомненно, обладает лидерскими качествами. Это проявляется в его способности перехватить инициативу, будь то переговоры с противником или принятие решений в команде (фрагмент начального эпизода фильма - Дэнни Роумен быстро проявил инициативу и организовал работу всей команды полицейских, взяв на себя ответственность за исход операции). Это означает не только то, что офицер способен отвечать за себя, за коллег и за вверенную ему жизнь заложника, но и способен дать людям чувство уверенности в положительном исходе операции, проводимой при его участии или под его руководством, расположить их к себе, вызвать их доверие.

Ещё один эпизод фильма свидетельствует об умении Денни повести людей за собой, даже если это сопряжено для них с риском. Так, осознавая, что оказать ему помощь в доказательстве собственной невиновности может только абсолютно непричастный к инциденту посторонний человек, Дэнни требует, чтобы с ним работал лейтенант Крис Сэбиан - переговорщик из другого округа. Сэбиан начинает свою работу, однако после того, как Дэнни намеренно имитирует убийство полицейского выстрелом в воздух, Сэбиан сообщает, что больше не намерен вести переговоры с убийцей. Дэнни берёт ворвавшегося к нему в помещение Сэбиана за шиворот, отводит его в чулан, где перед изумлённым

переговорщиком лежит «убитый» полицейский. Узнав, что Дэнни невиновен, Сэбиан решает ему помочь.

Далее, когда агенты ФБР берут руководство операцией под свой контроль и начинают общий штурм, Дэнни, освободив заложников, раздаёт им средства индивидуальной защиты, зная, что при штурме будет пущен слезоточивый газ. Теперь уже бывшие, заложники, видя в Роумене человека жестко скомпрометированного, но не потерявшего человечности, желают ему спасения. Один из заложников, Маркус, прощаясь, крепко жмёт Роумену руку, ещё раз убеждаясь, что не ошибся, сдавшись ему при штурме. Роумен с помощью Сэбиана выбирается из здания.

Дэнни Роумен отлично владеет множеством психологических приёмов и грамотно применяет их для достижения целей своей профессиональной деятельности. Например, он провоцирует полицию застрелить его, встав в проёме разбитого окна, чего они, конечно же, не делают, так как оружия он с собой не взял. Имитация выстрела в полицейского также была умело продуманным шагом к достижению задуманной цели, который в данном контексте выступил как сильнейший психологический прием. Простым выстрелом в пол Дэнни заставил поверить всех, что способен убить заложника для того, чтобы спровоцировать со стороны настоящих убийц действия, которые их выдадут. Результатом явилось то, что переговорщик Сэбиан и заложники точно были уверены в невиновности Дэнни Роумена.

Поведение героя в экстремальной ситуации, коей является вся проведённая им операция по захвату заложников, поражает, насколько быстро герой принимает тактически верные решения и контролирует ситуацию (по сути, он один контролировал несколько штурмовых полицейских отрядов и стороннего переговорщика, не давая им перехватить инициативу). При этом, как уже отмечалось, Дэнни не потерял человечность и никому не причинил намеренного вреда. Безусловно, личность Дэнни Роумена сочетает в себе все качества, какими должен обладать переговорщик - выдержка, решительность, ум, сообразительность, стратегичность (антиципация и тактическая прогностичность) мышления, смелость, осознание ценности жизни человека как таковой.

Герой не сломился под тяжестью давления со стороны социума, «властной машины», предательства коллег. Он решился на заведомо

преступные действия (захват заложников), точнее, на их имитацию (сымитировав убийство), не желая мириться с ситуацией, в которую его поставили преступники. Лишённый всякой поддержки со стороны (кроме поддержки супруги), он, выражаясь обыденным языком, «не сломался», возможно, осознавая, что в данной ситуации ему «нечего терять». Это означает, что анализируемый нами персонаж имеет основополагающие жизненные принципы и ценности, нравственная ориентация которых преобладает над давлением преходящих обстоятельств.

Рассуждая о профессиональных деформациях, можно отметить, что у Дэнни они проявляются, разве что, в положительном ключе: профессионализм позволил ему организовать вышеописанную операцию и выйти победителем, с достоинством преодолев сложные обстоятельства. В сценах же, где фигурирует его личная жизнь и личные чувства, он не предстаёт перед нами эмоционально холодным и аффективно сдержанным человеком. Мы видим, как проявляются его чувства к супруге, как он говорит ей о том, что необходимость лгать на работе не отразилась на близких, вне служебного пространства. Он не смог сдержать слёзы и на похоронах друга - это значит, что чувства переговорщик проявлять способен. Неизвестно, как подобная профессиональная деятельность повлияла бы на личность реального человека, но создатели фильма показали своего персонажа именно таким.

Можно отметить, что образ полицейского в фильме «Переговорщик» позволяет зрителям увидеть такую личность, которая полностью соответствует и собственно профессиональным, и нравственно-этическим требованиям к работникам силовых структур. Если исходить из того, что цели деятельности блюстителей закона и правопорядка в целом идентичны во всех странах мира, то можно утверждать, что образ офицера полиции США вполне соотносится и с требованиями к личности российских офицеров, которые с исторических времён были высоконравственными людьми и соблюдали «кодекс чести».

С психологической точки зрения данный образ работника силовых структур представляет собой своего рода ответ на вопрос - как противостоять негативному влиянию тяжёлых, с психологической точки зрения, условий профессиональной деятельности, которые, несомненно, оказывают деформирующее влияние на личность полицейского, военного, или другого «силовика»? Ответ на этот вопрос, в данном случае, таков:

имея нравственно-этические основы своей деятельности, осознавая её первостепенные цели, умея разграничивать основополагающие ценности и преходящие события, личность способна противостоять трудным обстоятельствам, которые могут сопровождать как профессиональную деятельность человека, так и личную жизнь.

Литература:

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005. 208 с.

2. Белобрыкина О.А. Роль искусства в формировании образа профессионала (на примере профессии «психолог») //Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. 2014. № 4 (36). С. 202-210.

3. Белобрыкина О. А., Лемясова Н. С. Метод наблюдения как средство повышения диагностической компетентности студента-психолога (на примере образа военного психолога) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 1. С.173-186.

4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.

5. Леонтьев А.Н. Личность. Деятельность. Сознание. М.: Смысл; Academia, 2005. 352 с.

6. Почепцов Г. Коммуникативные технологии XX века. М.: ООО «Эльга», 2000. 346 с.

7. Тарасов Д.Ю., Белобрыкина О.А. Общее и особенное в структуре мотивационных установок личности с разным профессиональным выбором //Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19). С. 258-262.

8. Тарасов Д.Ю. Требования профессии к личностным свойствам человека // Личность в становлении и развитии: Материалы межвузовской научно-практической конференции (Бишкек, Кыргызстан 25 февраля 2011г.) /Под научн. ред. В.П. Ивановой. Бишкек: КРСУ, 2011. С. 37-45.

9. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» [официальный сайт]. -URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 25.04.2016).

10. Чупров Л.Ф. Еще раз о психологической диагностике // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 152-155.

Image of security agencies officer in foreign cinema (case of movie «Negotiator»)

(by I. M. Ogarkova, O.A. Belobrykina)

Abstract: Results of the theoretical analysis of an image of the representative of power structures positioned in cinema art are presented in the article. On the example of the movie «Negotiator» the psychological portrait of the law enforcement officer reflecting compliance of personal characteristics of the character to requirements imposed to professional and important qualities and moral and ethical characteristics of the expert is presented.

Keywords, image, cinema, profession, security agencies officer, professional and important qualities.

Сведения об авторах

Ирина Михайловна Огаркова, студентка 3 курса (направление подготовки «Психология служебной деятельности», специализация «Пенитенциарная психология») факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия).

Ольга Альфонсасовна Белобрыкина, кандидат психологических наук, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет; академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека (Новосибирск, Россия).

© И. М. Огаркова, 2016. © О. А. Белобрыкина, 2016.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2016. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.