Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной подготовки «Переговорщиков» в экстремальных ситуациях'

Проблемы профессиональной подготовки «Переговорщиков» в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
585
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕГОВОРЩИКИ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ СВЯЗЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / NEGOTIATIONS / NEGOTIATORS / EXTREME SITUATION / PROFESSIONAL QUALITY / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS / COMMUNICATIVE RELATIONSHIP / CREATIVITY / EMPATHY / NON-VERBAL BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрусталева Нелли Сергеевна, Резлер Михаил Игоревич, Ишуткина Анна Анатольевна

В статье представлен анализ проблем профессиональной подготовки специалистов по переговорной деятельности в условиях экстремальных ситуаций. К этим проблемам относятся соединение творческого начала и высоких дисциплинарных требований, развитие необходимых индивидуально-типологических качеств и личностных свойств, получение специальных знаний в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций. Для решения задачи повышения квалификации переговорщиков предлагается специальный блок дисциплин. Кроме того, дается краткая информация о принципах подготовки и деятельности переговорщиков за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хрусталева Нелли Сергеевна, Резлер Михаил Игоревич, Ишуткина Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of negotiators for emergency situations

Professional training of negotiators for extreme situations is analyzed. Special emphasis is placed on combining the creative and strict disciplinary requirements, developing individual characteristics essential for the job, and obtaining expert knowledge on the psychology of crisis and extreme situations. A refresher course covering a number of special subjects is proposed. A brief overview is given of negotiator training outside Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной подготовки «Переговорщиков» в экстремальных ситуациях»

Н. С. Хрусталева, М. И. Резлер, А. А. Ишуткина

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «ПЕРЕГОВОРЩИКОВ» В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Профессиональная подготовка специалистов по переговорной деятельности в условиях экстремальных ситуаций становится сегодня все более актуальной. Особенно востребованы специалисты в области «трудных» переговоров. Почти во всех странах из-за роста техногенных, информационных, религиозно-политических, психологических факторов стремительно увеличивается количество экстремальных ситуаций, связанных с угрозой для жизни людей: захват заложников, похищение людей, шантаж, угрожающие ситуации, семейные драмы, самоубийства, требования психически больных людей и т. д. Многие из этих ситуаций разрешаются с помощью слов, без человеческих потерь и применения оружия.

Специалисты по «трудным» переговорам должны обладать целым рядом профессиональных навыков и психологических качеств: эмпатией, интуицией, природным умом, уважением к человеку, креативностью и гибкостью мышления. Выстраивание коммуникативной связи на глубинном уровне требует от «переговорщика» чуткого внимания к личности, интуиции, гибкости и вариабельности мышления. Специалист по «трудным» переговорам в условиях экстремальной ситуации должен тонко чувствовать и дифференцировать все интонационные и содержательные смыслы в речевых посылах, уметь входить в состояние другого человека, идентифицироваться с ним, понимать его мотивы и брать на себя огромную ответственность за точность своих фраз и реакций. Например, для человека, который «хочет прыгнуть», неверная интонация или «высокомерная» фраза может оказаться пусковым сигналом.

В экстремальных ситуациях люди могут вести себя непредсказуемо. В состоянии витальной угрозы происходит сужение сознания. Многие лучше реагируют на эмоционально-аффективные посылы, невербальные сигналы или односложную информацию. Проведение рационального разговора, с точными логическими рассуждениями, часто не дает желаемого результата. «Переговорщик» должен в совершенстве владеть невербальной коммуникацией, языком тела и широким репертуаром эмоциональных реакций, сохраняя при этом высокий уровень регуляции нервных процессов.

Каждый специалист по переговорной деятельности может по-разному ощущать психологическую ситуацию и воспринимать своего партнера по переговорам, но при этом ему необходимо уметь найти и установить связь на коммуникативном и человеческом уровнях. Ему не следует действовать самостоятельно, на основе собственной инициативы. «Переговорщик» должен исходить их тех целей и задач, которые содержатся в разработанной переговорной концепции.

Проведение «трудных» переговоров связано с высоким нервным напряжением, креативным поиском, инсайтом. Работа по переговорам в экстремальных ситуациях относится к одному из самых творческих видов деятельности. Поэтому развитие творческого начала — одно из главных профессиональных требований к работе «переговорщика». Соединение творчества и жесткой дисциплины, которая требуется от сотрудников силовых структур, — достаточно сложное сочетание, так как творчество предполагает

© Н. С. Хрусталева, М. И. Резлер, А. А. Ишуткина, 2010

свободу и спонтанность реакций. Сочетание творчества и жесткой дисциплины — одна из главных трудностей в профессиональной подготовке специалистов по переговорной деятельности. Известный российский переговорщик в чине полковника милиции сказал: «Если Вы можете быстро придумать 20 способов использования кирпича для чего-либо, кроме строительства домов, и если Вы можете произнести одну и ту же фразу с 50 различными интонациями, значит, Вы — хороший переговорщик».

В странах Западной Европы целенаправленная подготовка специалистов по переговорной деятельности началась с середины 1970-х годов, после Олимпиады в Мюнхене (1972), когда террористами было совершено нападение на сборную команду Израиля. Ведение переговоров, психологическое сопровождение жертв и их родственников стало превращаться в специальную профессиональную функцию отдельных подразделений полиции. В настоящее время многие страны Западной Европы, США, Израиля проводят отбор и подготовку переговорщиков среди полицейских и чиновников силовых структур. При этом они должны иметь большой опыт работы, высокий профессионализм, специальный набор индивидуально-типологических особенностей и личностных качеств. Далее они проходят интенсивную подготовку по психологии, включающую лекции, практические занятия, тренинги, ролевые игры. В ходе подготовки обобщается опыт похожих ситуаций, даются обширные психологические знания, изучаются методы риторики. Основное интенсивное обучение полицейских длится от 3 до 4 недель. Далее происходит постоянное дополнительное обучение, в ходе которого полученные знания углубляются и обновляются за счет новой информации. В течение года полицейские дополнительно по 10-12 дней участвуют в семинарских практических занятиях. Таким образом, формируются переговорные группы, которые имеют свою внутреннюю структуру, высокую психологическую совместимость и в которых существует определенное распределение ролей. В состав переговорных групп наряду с мужчинами-полицейскими входят и женщины-полицейские. Считается, что их участие гуманизирует переговорный процесс и повышает его эффективность.

Кроме переговорных групп существуют еще и группы консультантов. Эти группы формируются, как правило, из специалистов самого высокого уровня (экономисты, юристы, врачи, психологи, инженеры и другие эксперты). Группа консультантов включает в себя около 10 человек. Члены этой группы приглашаются на период разрешения экстремальной ситуации, а руководитель консультативной группы занимает постоянную должность в полиции. Группа консультантов около 4 недель также проходит предварительную подготовку. В ходе ее они участвуют в теоретических занятиях, тренингах, получают практические навыки, обучаются оперативному обмену информацией и полученным опытом для улучшения тактики принятия решений. Члены такой группы могут консультировать руководителя полиции, принимают участие в прогнозе ущерба, в разработке проведения и завершения операции и последующем разборе и анализе результатов.

Следует отметить, что большая роль отводится «гражданским» психологам, которые оказывают психологическую помощь родственникам во время поиска или спасения жертвы, а также осуществляют дальнейшее психологическое сопровождение и реабилитацию жертв и их родственников.

В нашей стране Министерством внутренних дел России и другими силовыми ведомствами также проводится подготовка специалистов по переговорной деятельности. Как мы уже отмечали выше, сложность подготовки таких специалистов заключается в соединении творческого начала и высоких требований к дисциплине. Определенную помощь здесь могут оказать «гражданские» психологи. Так, в рамках специализации

«Психология кризисных и экстремальных ситуаций» профессиональные переговорщики могут проходить постоянное повышение квалификации по целому блоку специальных дисциплин. Он должен иметь междисциплинарный характер, включать современные разработки в области информационной, социальной, клинической психологии. Кроме того, в этот блок должны входить дисциплины, связанные с сугубо творческими профессиями (актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение и т. п.), развивающие внутреннюю спонтанность, чувство юмора, помогающие раскрепощать личность. Таким образом, в процессе повышения квалификации акцент делается на:

• выработку невербальных навыков поведения;

• анализ аффективно-эмоционального уровня реагирования;

• изучение нервно-психической регуляции поведения;

• знание общих закономерностей поведения людей в кризисных и экстремальных ситуациях;

• развитие гибкости мышления, внутренней спонтанности и высокой креативности личности.

Перечислим некоторые дисциплины, которые могли бы постоянно дополнять полученные профессиональные знания специалистов в области переговорной деятельности и развивать творческую составляющую личности:

• «Поведение человека в стрессовых ситуациях»;

• «Эффективные копинг-стратегии»;

• «Психологическая помощь в кризисных и экстремальных ситуациях»;

• «Психологическое сопровождение родственников в период поиска или освобождения жертвы»;

• «Психология горя и утраты»;

• «Этническая психология»;

• «Религиозно-этнические конфликты»;

• «Психопатология поведения»;

• «Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях»;

• «Нервно-психическая неустойчивость»;

• «Аддиктивное поведение и виды зависимостей»;

• «Психофармакология»;

• «ПТСР и диагностические критерии»;

• «Психология агрессии»;

• «Переносимость экстремальных условий»;

• «Особенности информационного сопровождения экстремальных ситуаций в СМИ»;

• «Психолингвистический анализ поведения»;

• «Типы темперамента и акцентуации характера»;

• «Типы личности»;

• «Навыки успешного общения»

• «Язык тела и невербальные реакции»;

• «Актерское мастерство»;

• «Сценическая речь и движение»;

• психологические тренинги: «Активное слушание», «Развитие эмпатии», «Развитие креативности», «Умение переубеждать партнера»;

• ролевые игры «Конструирование переговорного процесса»;

• «Психологический дебрифинг как форма психологической помощи переговорной группе».

Деятельность профессиональных «переговорщиков» связана со значительными эмоциональными и физическими перегрузками. После проведения переговорной операции участникам переговорной группы необходимы переработка и анализ пережитых эмоций. Лучше всего использовать такую форму психологической помощи, как психологический дебрифинг — особо организованное обсуждение в группе людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое событие.

Литература

1. Коэн Г. Искусство вести переговоры. М., 2005. 384 с.

2. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб., 2005. 288 с.

3. Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков, 2008. 276 с.

4. Хрусталева Н. С. Психологическое консультирование в кризисных и экстремальных ситуациях: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2006.

5. Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях / Пер. с англ. Е. Швецова. М., 2008. 320 с.

6. Ялов А. М. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2006.

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.