Научная статья на тему 'Образ семьи в сознании девушек-учащихся (на примере Татарстана)'

Образ семьи в сознании девушек-учащихся (на примере Татарстана) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
261
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК / СЕМЬЯ / МАТЕРИНСТВО / МОЛОДЁЖЬ / ЦЕННОСТИ / СЕКСУАЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / MARRIAGE / FAMILY / MOTHERHOOD / YOUTH / VALUES / SEXUALITY / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карцева Л. В.

В статье акцентируется внимание на проблеме трансформации традиционной российской семьи, обусловленной напором либеральных ценностей западного общества и, в том числе, агрессивной пропагандой однополых сообществ в популярной и научной литературе. Анализируется ситуация в сфере молодёжного сообщества в Татарстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY IMAGE IN THE MINDS OF FEMALE STUDENTS IN TATARSTAN

The focus of this article is on the issue of the transformation of the traditional Russian family, which has been influenced by the stream of liberal values of the Western society, including aggressive propaganda of same-sex groups in both fiction and scientific literature. A youth group in Tatarstan gives its thoughts and opinions on the current situation.

Текст научной работы на тему «Образ семьи в сознании девушек-учащихся (на примере Татарстана)»

УДК 316.728

Л.В. Карцева

ОБРАЗ СЕМЬИ В СОЗНАНИИ ДЕВУШЕК-УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСТАНА)

В статье акцентируется внимание на проблеме трансформации традиционной российской семьи, обусловленной напором либеральных ценностей западного общества и, в том числе, агрессивной пропагандой однополых сообществ в популярной и научной литературе. Анализируется ситуация в сфере молодёжного сообщества в Татарстане.

Ключевые слова: брак, семья, материнство, молодёжь, ценности, сексуальность, традиции.

L.V.Kartseva FAMILY IMAGE IN THE MINDS OF FEMALE STUDENTS IN TATARSTAN

The focus of this article is on the issue of the transformation of the traditional Russian family, which has been influenced by the stream of liberal values of the Western society, including aggressive propaganda of same-sex groups in both fiction and scientific literature. A youth group in Tatarstan gives its thoughts and opinions on the current situation.

Key words: marriage, family, motherhood, youth, values, sexuality, traditions.

В современном обществе привычные ценности меняются стремительно. Казалось бы, только недавно, каких-то десять лет назад представители сексуальных меньшинств - геи, лесбиянки, бисексуалы, трансвеститы находились на периферии общественного сознания и только «боролись» за свои права в российском обществе. Ныне данные категории решительно наступают на «традиционалов», ведут себя напористо, открыто объединяются в сообщества и демонстрируют собственную инновационность, подвергая обструкции «фундаментализм» приверженцев традиционной семьи.

То же самое происходит и с суррогатным материнством. Не разобравшись в истинных намерениях государства, внедрившего Центры планирования семьи в Российской Федерации на волне демократических реформ в первые годы образования обновлённого государства российского, общество уверовало в то, что данные структуры созданы исключительно для того, чтобы помочь стерильным (не беременеющим) женщинам стать матерями. Таким образом, в тени осталось ещё одно назначение вновь созданных учреждений - научить подростков и юношество предохраняться от нежелательной беременности, сняв с них бремя выбора между невинностью (целомудрием) и регулярными сексуальными контактами.

Татарстан как регион России, находящийся под немалым влиянием одной из традиционных религий - ислама, в данных условиях оказался камнем преткновения для распространения «демократических», а точнее сказать - псевдодемократических ценностей. Как показывает практика, в республике на авансцену не выходят даже те «активисты», которые в конце ХХ века пытались провести гей-парады, устроить показательные «выступления» сексуальных инноваторов для широкой публики в людных местах Казани. Опросы, которые официально и неофициально проводятся преподавателями семьеведения, социологии семьи, психологии семейных отношений в молодёжной аудитории, убеждают: школьная и студенческая молодёжь крайне настороженно относится к тем, кто входит в число лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. И юноши, и девушки не видят альтернативы традиционному гетеросексуальному союзу. Брак с представителем своего пола оценивается как чудачество, которое возникает в пресыщенной всем и вся Европе и США. И это неудивительно: татарстанская молодёжь социализируется в обществе, которое пропагандирует брачные и семейные ценности, выдержавшие проверку временем, оказавшиеся единственно устойчивыми и здоровыми как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Особенная категория - татарские девушки. Это те личности, которые в сознании и подсознании ориентированы на ислам вне зависимости от их возраста, рода занятий, социального статуса и места жительства. Пропаганда мусульманских религиозных ценностей и моделей поведения, осуществляемая наиболее массированно через республиканские средства массовой информации и религиозные конфессии, усилилась с выходом Татарстана на политическое международное и всероссийское пространство, с освоением территории интернета, оказала заметное влияние на мышление и сознание женской половины татарского населения республики.

В исламе сексуальные отношения между мужчинами запрещены, как и отношения между женщинами. Данный тип отношений трактуется как отношения противоестественные, ведущие «к отклонению от психологической, моральной, медицинской, социальной и религиозной нормы

в частной и общественной жизни».[1] Наказания заслуживают как гомосексуалисты, так и попустительствующие им (Коран, 11:82-83). При этом отвергаются и иные формы сексуальных отклонений: мастурбация, содомия, домогательства по отношению к детям, кровосмешение. Исключаются внебрачные и добрачные связи - практики, укоренившиеся в молодёжной среде в последние десятилетия.

Опрос, проведённый нами в молодёжной аудитории (2013 год, Казань, школа № 129, гимназия № 93, Казанский государственный университет культуры и искусств), три четверти женской аудитории в которой представляли девушки татарки в возрасте от 16 до 22 лет, показал: «слабый пол» фактически в абсолютном большинстве выступает за брак традиционный. Под ним подразумевается регистрация супружеских отношений в органах ЗАГС (92 %). При этом осовременивание характера супружества налицо: лишь 39,5 % опрошенных считают необходимым главенство супруга в семье, 36,7 % выступают за супружеское равноправие, а 24,6 % распределять полномочия в семье по ситуации взаимодействия. Кроме того, почти половина респонденток одобряют практику заключения брачных договоров (45,8 %), которые предполагают судебное урегулирование споров имущественного характера при разводе.

По поводу интимных отношений мнения опрошенных разделились. Почти треть из них (32 %) одобряет такие практики, 13,2 % отвергает безусловно, 19,9 % говорит о нейтралитете и не относит их к себе, более трети (33,7 %) не определились с ответом, что скорее всего следует интерпретировать скорее как «да», чем как «нет». Следовательно, границы влияния ислама всё-таки существуют. В одних случаях они затрагивают сам тип супружеских отношений (официальные-неофициальные, юридические договорные или основанные на доверии друг к другу), в других случаях характеризуют интимные модели поведения. И здесь частная территория юной женской души остаётся терра инкогнита - неисследованной вещью.

Практика преподавания в старших классах средних школ всех муниципальных районов Татарстана инновационного предмета «Семьеведение», направленного на защиту и сохранение традиционных семейных ценностей, распространившаяся в республике с 2012 года усилиями регионального отделения Национального общественного комитета «Российская семья» при поддержке Уполномоченного по правам человека в Татарстане С.Х.Сабурской, показательна. Школьников обоего пола волнуют вопросы сексуальных отношений. На занятиях молодые люди расставляют акценты в этом плане вполне современно. Юноши готовы к сексуальным отношениям с ровесницами и утверждают, что вопросы морали и последствий половых контактов к ним не имеют никакого отношения, всё это - проблемы их партнёрш. В свою очередь юные женщины не видят ничего предосудительного в добрачных сексуальных отношениях и сомневаются в необходимости официального вступления в брак. И те и другие, таким образом, нуждаются в системном видении ситуации брака, на котором основывается семья. Без защиты молодёжи - социально-психологической, нравственно-культурной, социально-юридической и т.п. в таких сферах как брак и семья невозможно достичь с её стороны вразумительного оценивания данных социальных институтов, привить ей рациональное, системное представление об отношениях супружеских, родительских и родственных.

Республика Татарстан репрезентирует себя как активного и самостоятельного субъекта в сфере политики, экономики, культуры, спорта, туризма и в немалой степени как хранителя традиционных культурных ценностей. Среди последних не только памятники древней архитектуры, исто-рии, национальный язык и сопряжённая с ним религия, но и охраняемые ею брак и семья как культовые ценности и важнейшие жизненные смыслы. Для девочки, девушки, молодой женщины восточного склада брачно-семейные отношения занимают особое место в сознании, и те институты, которые заняты их поддержкой и усилением, воспринимаются глубоко позитивно. В частности, опрошенные девушки видят собственную семью в гражданском (официальном) браке, полную, гетеросексуальную, с несколькими детьми. При этом варианты, в которых конструкт семьи выглядит иначе, обсуждались в устном варианте. При этом будущие жёны и матери убеждены: альтернативы традиционному браку и традиционной семье навязываются общественному мнению извне, носят скорее идеологический и политический, нежели культурно-исторический характер.

На этот счёт либеральная пропаганда и базирующаяся на ней социальная теория говорят об обратном: «традиционная сексуальность» в российском обществе воспитана сталинизмом, смысл её - в замалчивании сексуального желания, бесконфликтности гендерных отношений и жизнерадостности как основном психофизиологическом состоянии, не отражающем истинного

самочувствия полов. Данная доктрина (традиционной сексуальности), с точки зрения либеральных идеологов, противостоит действительности, в которой есть место гендерному конфликту и неустойчивости. В таком контексте сексуальные вариации интерпретируются как «нормальная непатологизированная сексуальность». [2]

В сложившейся ситуации российское общество, а более всего женщины-матери, няни, воспитательницы и педагоги, должно срочно менять тактику воспитания и образования молодёжи. Необходимо учитывать наскоки на здоровые силы общества со стороны политиков и «исследователей», выступающих с травлей авторов законов о запрете гей-пропаганды среди подростков, выдающих асексуальность за «стабильную идентичность». [3] Нужно обращать внимание на расширение читательской аудитории глянцевых журналов для ЛГБТ-сообществ, конструирование медиальных миров квир-идентичности, пропаганду внедрения квир-педагогики в образовательное пространство Российской Федерации. Так называемое сексуальное просвещение в этих рамках - мина замедленного действия, которая ускорит процесс распада традиционных ценностей и приведёт к бесконтрольной сексуальности детей, подростков и молодёжи, чреватой отказом от брака как такового и переходом к партнёрским отношениям, не предполагающим появления детей. Образ семьи в сознании молодёжи должен быть цельным, гармоничным, лишённым трагизма конфликтности гендера внутри него самого. Вынос в общественное сознание и общественное поведение трансгендера как мира нормального, естественного при традиционной модели мира как устаревшей, нуждающейся в реконструкции, -точка отсчёта, за которой не будет не только нормальной здоровой семьи, но и общества, способного функционировать и развиваться. И здесь важное значение имеют усилия Татарстана, одним из первых в России внёсшего свой вклад в развитие семейной политики на уровне защиты семейных ценностей в общеобразовательных учебных организациях с прицелом на подключение к ним учреждений дошкольного образования и системы средних специальных учебных заведений. Эти усилия - отражение процесса децентрализации деятельности российской власти по сохранению социального института семьи, о котором заявляют российские социологи, [4] заботы о качестве жизни семьи, повышении её активности в решении собственных проблем.

Литература

1. Сакр А. Ислам о браке и семейной жизни. - 1. Sakr A. Islam o brake i semejnoj zhizni. - M.-SPb.: М.-СПб.: Диля. - С.45. Dilja. - S.45.

2. Хили Д. Что такое «традиционные 2. Hili D. Chto takoe «tradicionnye seksual'nye сексуальные отношения»? // На перепутье: otnoshenija»? // Na pereput'e: metodologija, teorija i методология, теория и практика ЛГБТ и квир- praktika LGBT i kvir-issledovanij: sb. statej; Centr исследований: сб. статей; Центр независимых nezavisimyh sociologicheskih issledovanij; red.-sost. социологических исследований; ред.-сост. A..A..K°ndak°v; Spb^ 2°Ы. - S. 61. А.АКондаков; СПб., 2014. - С. 61. 3. Kurovicka A. Konstruirovanie stabil'noj identichnosti

3. Куровицка А. Конструирование стабильной v mire kvir: aseksual'n°st'. - Ukaz soch. - S. 155-165. идентичности в мире квир: асексуальность. - Указ 4. Bezrukova ° ^ojtora V. Semejnaja p°Htika rn соч. - С. 155-165. municipal'nom urovne / Vlast'. 2013. № 11. - S. 1384. Безрукова О., Самойлова В. Семейная 144.

политика на муниципальном уровне / Власть. 2013. № 11. - С. 138-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.