Научная статья на тему 'ОБРАЗ РУССКОГО ДУХОВЕНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА'

ОБРАЗ РУССКОГО ДУХОВЕНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
248
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА / ОБРАЗЫ ДУХОВЕНСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ОЦЕНКА ПИСАТЕЛЯ / ПРОТОПРЕСВИТЕР АЛЕКСАНДР ШМЕМАН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Липунцов Михаил Игоревич

Исследование посвящено рассмотрению образов представителей духовенства Русской православной церкви в художественном творчестве А.П. Чехова. Актуальность обусловлена проблемой отторжения общества от Церкви во второй половине XIX века. Цель исследования - показать особенности изображения церковной жизни в художественных произведениях А.П. Чехова. С помощью таблиц продемонстрированы типы священнослужителей и их оценка писателем и его персонажами. Рассмотрены взаимоотношения светского общества и духовного сословия, сложившиеся во второй половине XIX века. В творчестве писателя невозможно выделить отрицательные, положительные или переходные типы духовенства, так как часто оценка того или иного священнослужителя одним из героев и/или группой лиц в повествовании является субъективной, чего нельзя сказать о рассказчике, оценка которого зачастую положительная и сочувственная. Проанализированы и обоснованы выводы, сделанные протопресвитером Александром Шмеманом в лекции, записанной на ауодиоплёнку в 1970-е гг. в г. Сан-Франциско. Сделан вывод о том, что лишь А.П. Чехову во второй половине XIX столетия удалось по-настоящему разглядеть и изобразить в русской художественной литературе «живого» священника с его сущностью: внутренним духовным миром и взаимоотношением с окружающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE RUSSIAN CLERGY IN THE WORKS OF A.P. CHEKHOV

The study is devoted to the consideration of the images of representatives of the clergy of the Russian Orthodox Church in the artistic work of A.P. Chekhov. The relevance is due to the problem of rejection of society from the Church in the second half of the XIX century. The purpose of the study is to show the features of the image of church life in the works of art by A.P. Chekhov. With the help of tables, the types of clergymen and their assessment by the writer and his characters are demonstrated. The relationship between secular society and the clergy that developed in the second half of the 19th century is considered. In the writer’s work, it is impossible to single out negative, positive or transitional types of clergy, since often the assessment of one or another clergyman by one of the characters and/or a group of persons in the narrative is subjective, which cannot be said about the narrator, whose assessment is often positive and sympathetic. The conclusions made by protopresbyter Alexander Schmemann in a lecture recorded on audiotape in the 1970s are analyzed and substantiated. in San Francisco. It is concluded that only A.P. Chekhov in the second half of the 19th century managed to truly discern and depict in Russian fiction a “living” priest with his essence: the inner spiritual world and relationships with others.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ РУССКОГО ДУХОВЕНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА»

2023;9(1): 132-142 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК / UDC 82.09; 241

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-132-142 Шифр научной специальности 5.9.1

Образ русского духовенства в творчестве А.П. Чехова

Михаил Игоревич ЛИПУНЦОВ

Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3 Н [email protected]

Аннотация. Исследование посвящено рассмотрению образов представителей духовенства Русской православной церкви в художественном творчестве А.П. Чехова. Актуальность обусловлена проблемой отторжения общества от Церкви во второй половине XIX века. Цель исследования - показать особенности изображения церковной жизни в художественных произведениях А.П. Чехова. С помощью таблиц продемонстрированы типы священнослужителей и их оценка писателем и его персонажами. Рассмотрены взаимоотношения светского общества и духовного сословия, сложившиеся во второй половине XIX века. В творчестве писателя невозможно выделить отрицательные, положительные или переходные типы духовенства, так как часто оценка того или иного священнослужителя одним из героев и/или группой лиц в повествовании является субъективной, чего нельзя сказать о рассказчике, оценка которого зачастую положительная и сочувственная. Проанализированы и обоснованы выводы, сделанные протопресвитером Александром Шмеманом в лекции, записанной на ауодиоплёнку в 1970-е гг. в г. Сан-Франциско. Сделан вывод о том, что лишь А.П. Чехову во второй половине XIX столетия удалось по-настоящему разглядеть и изобразить в русской художественной литературе «живого» священника с его сущностью: внутренним духовным миром и взаимоотношением с окружающими.

Ключевые слова: творчество А.П. Чехова, образы духовенства Русской православной церкви, оценка писателя, протопресвитер Александр Шмеман

Для цитирования: Липунцов М.И. Образ русского духовенства в творчестве А.П. Чехова // Неофилология. 2023. Т. 9. № 1. С. 132-142. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-132-142

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная OPEN 7* ACCESS

132

© Липунцов М.И., 2023

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(1):132-142 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

The image of the Russian clergy in the works of A.P. Chekhov

Mikhail I. LIPUNTSOV

Tambov Seminary of Tambov Diocese of the Russian Orthodox Church 3 M. Gorkiy St., Tambov, 392000, Russian Federation H [email protected]

Abstract. The study is devoted to the consideration of the images of representatives of the clergy of the Russian Orthodox Church in the artistic work of A.P. Chekhov. The relevance is due to the problem of rejection of society from the Church in the second half of the XIX century. The purpose of the study is to show the features of the image of church life in the works of art by A.P. Chekhov. With the help of tables, the types of clergymen and their assessment by the writer and his characters are demonstrated. The relationship between secular society and the clergy that developed in the second half of the 19th century is considered. In the writer's work, it is impossible to single out negative, positive or transitional types of clergy, since often the assessment of one or another clergyman by one of the characters and/or a group of persons in the narrative is subjective, which cannot be said about the narrator, whose assessment is often positive and sympathetic. The conclusions made by protopresbyter Alexander Schmemann in a lecture recorded on audiotape in the 1970s are analyzed and substantiated. in San Francisco. It is concluded that only A.P. Chekhov in the second half of the 19th century managed to truly discern and depict in Russian fiction a "living" priest with his essence: the inner spiritual world and relationships with others.

Keywords: creativity of A.P. Chekhov, images of the clergy of the Russian Orthodox Church, writer's assessment, protopresbyter Alexander Schmemann

For citation: Lipuntsov, M.I. The image of the Russian clergy in the works of A.P. Chekhov. Neofilologiya = Neophilology, 2023;9(1):132-142. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/ 10.20310/2587-6953-2023-9-1-132-142

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

open/JI access

ВВЕДЕНИЕ

Антон Павлович Чехов одним из немногих русских писателей второй половины XIX века изобразил жизнь священнослужителей. В данном исследовании анализируются образы духовенства в произведениях писателя, определяются типы священно- и церковнослужителей, а также раскрывается характер восприятия обществом служителей Церкви Христовой.

Предметом настоящего исследования является образ духовенства в творчестве А.П. Чехова. Актуальность обусловлена проблемой отторжения общества от Церкви во второй половине XIX века и в настоящее время, а также влиянием русской классиче-

ской литературы на формирование общественного мнения и отношения к Церкви. В работе поднимаются актуальные вопросы духовного руководства, взаимоотношений пастыря и паствы. Цель исследования - показать особенности изображения церковной жизни в художественных произведениях А.П. Чехова. В работе последовательно решаются следующие задачи: 1) определить общественный взгляд на Православную церковь; 2) ответить на вопросы: как писатель характеризует быт и взаимоотношения духовенства друг с другом, приходскую жизнь и взаимоотношение пастыря и паствы; 3) изучить, какие в текстах произведений представлены системные характеристики персонажей - представителей духовенства, исходя

2023;9(1):132-142 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

из внутренней логики повествования и авторской позиции.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды: Э.Г. Манукян «Языковое представление мира священнослужителей в произведениях А.П. Чехова» [1]; И.Ф. Гнюсова «Образ священнослужителей в прозе А.П. Чехова в контексте русской и английской традиции (Н.С. Лесков и Дж. Элиот)» [2]; Е.А. Абрашова «Христианские мотивы в прозе А.П. Чехова» [3]; О.А. Платонова «И.С. Шмелев и А.П. Чехов: творческий диалог» [4].

Не рассматривая вопросы веры самого писателя, остановимся на отношении А.П. Чехова к духовенству в жизни. По мнению профессора М.М. Дунаева, «отношение Чехова к священству уважительное и сочувственное, нередко сострадательное» [5]. Митрополит Вениамин (Федченков) после прочтения рассказа «На страстной неделе» заметил, что, «касаясь православного духовенства, он нигде не пишет о нём худо» [5]. Так, писатель и переводчик Б.К. Зайцев отмечал: «...Чехов ...даёт удивительную защиту, и даже превознесение того самого духовенства, которому готовили уже буревестники мученический венец. А.П. Чехов превосходно знал жизнь и не склонен был к односторонности, приглаживанию. И вот, оказывается, если взять его изображения духовного сословия, почти вовсе нет обликов отрицательных» [6].

Особую оценку творчеству А.П. Чехова среди представителей духовенства дал известный богослов XX столетия протопресвитер А. Шмеман. В одном из своих высказываний, сохранившихся на аудиокассете, прот. Александр заметил, что А.П. Чехов как художник был более искренним, чем в жизни, а именно у Антона Павловича есть единственный и совершенно особенный образ русского духовенства. Шмеман считал образ чеховского духовенства по глубине и правдивости в описании выше, чем у Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского, а трагизм и уникальность положения священнослужителей в социуме видел в оторванности от мира интеллигенции и простого народа, но не по вине духовенства, а по вине самой интеллигенции. Именно А.П. Чехов почувствовал трагизм

положения русского духовенства. Русская литература в целом «этого священника, дьякона увидала... либо бытово, либо анекдотически, либо со снисходительной улыбкой, либо с жалостью - «всё было бы хорошо, если бы не это поповское православие» [7].

Прот. Александр, рассматривая несколько рассказов писателя в хронологической последовательности («Кошмар», «Письмо», «Степь», «Архиерей»), делает вывод о чеховском священнике: «.не просто простота, веселие и ясность и что говорили они какими-то словесами не очень важными, но которые по-славянски красиво звучали, а в сущности имели они как раз то целостное видение мира и жизни, от которого стихийно отходила наша светская культура, которое постепенно перестало быть изнутри критерием изгнания, красоты, искусства, радости» [7]. «Русское духовенство, лишённое в полной мере возможности проявить себя, было носителем духовной красоты, правды и трансцендентности», - этими словами отец Александр Шмеман подытоживает своё выступление по А.П. Чехову [7].

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДУХОВЕНСТВА

В наполненных множеством «говорящих» деталей произведениях А.П. Чехова с предельной точностью отражены положительные и отрицательные стороны представителей духовенства второй половины XIX века. В рассказе «Убийство» священника описывает один из героев: «поп-картёжник»; «курит и водку пьёт»; «женатый, скоромник и табачник». Данную характеристику священнослужителю даёт мнимый христианин Яков Иваныч Терехов, ростовщик и торговец водкой: в Якова Иваныча «вошёл зверь», а нужно было «каяться, опомниться, образумиться, жить и молиться как-нибудь иначе»1. Итог рассказа: в Страстной понедельник «великие постники и богомолы» брат и сестра Тереховы убивают родного брата за то, что

1 Чехов А.П. Убийство // Lib.ru: библиотека М. Мош-кова: сайт. URL: http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/text_0090.shtml (дата обращения: 01.03.2020).

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(1):132-142 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

он вкусил масла, когда уставом вовсе не полагается елея. «После убийства они Богу уже не молились и лампады не зажигали»2. Яков Иваныч уже не имел никакой веры, получив 20 лет каторги. Автор подчёркивает символическое изменение фамилии героя: из библейского Иакова Богомолова (таким прозвищем звали в народе Тереховых) он превращается в «веник», именно так величают Якова на каторге. Для сестры Дашутки всё заканчивается не так плохо: на поселении она выходит замуж и рожает троих детей. Таким образом, в рассказе священника критикует человек, оказавшийся убийцей.

В «Острове Сахалин» (1893) несколько раз упоминается о духовенстве, некоторые эпизоды в неблагоприятном ключе: священники не постятся, не противятся сожительству ссыльных с чужими женщинами, занимаются золотым промыслом. Были священники и среди каторжников, но писатель не вдаётся в подробности о мотивах ссылки. Духовенству отдельно посвящена целая глава, в которой мы узнаём о сахалинском миссионере иеромонахе Ираклии. Будучи вместе с о. Ираклием во Владивостоке, Антон Павлович становится свидетелем сцены, когда встрече с иеромонахом радуется крестьянин из ссыльных - духовное чадо миссионера. Это говорит о тёплом отношении ссыльных к участникам миссии. Не оставляли без внимания Сахалин и правящие архиереи. Епископ Гурий (Буртасовский) посещал остров для встречи с арестантами, претерпевая все невзгоды, которые выпадали на долю рядовых священников [5]. Сами священники, по словам писателя, «всегда держались в стороне от наказания и относились к ссыльным не как к преступникам, а как к людям, и в этом отношении проявляли больше такта и понимания своего долга, чем врачи или агрономы, которые часто вмешивались не в своё дело»3. Очень важно, что писатель приводит пример святости на Сахалине: подвижник отец Симеон Казанский передвигался по острову пешком, на собаках и оленях, замерзал, его

2 ЧеховА.П. Убийство ...

3 Чехов А.П. Остров Сахалин // Lib.ru: библиотека М. Мошкова: сайт. URL: http://lib.ru/LITRA/

CHEHOW/sakhalin.txt (дата обращения: 01.05.2020).

заносило снегом, переносил болезни, спасался из опрокинутой лодки и не жаловался. По отношению к каторжным он говорил, что для Создателя мира мы все равны. Заметим, что в статье С.В. Пряшникова о первом священнике острова «Сахалин» Симеоне Никанорови-че Казанском перечисляются тождественные с описанием у А.П. Чехова качества подвижника, но С.В. Пряшников не ссылается на писателя. Таким образом, повесть «Остров Сахалин» является настоящим документом, подтверждающим миссионерские труды отца Симеона [8].

Представителем духовенства в произведении «Степь» является отец Христофор Сирийский (табл. 1). С его благословения едет поступать в гимназию главный герой повести мальчик Егорушка, духовником семьи которого является о. Христофор. Поездка сопряжена с продажей шерсти для зятя священнослужителя, но духовное лицо интересуют не деньги, вырученные для зятя с продажи, а участие в поездке и общение с людьми. Владелец постоялого двора Мойсей Моейсеич пытается напугать священника доносом архиерею про купеческие дела священнослужителя. Отец Христофор отвечает, что товар не его, а зятя Михайлы, которому он взялся помогать, так как зять пока не готов к таким поездкам. Однако сам священник не доверил продажи шерсти купцу Кузмичеву, получив хорошую выгоду от отказа в посредничестве. Это говорит о купеческих качествах служителя алтаря, его ловкости и смекалке. Духовник советует Егору во всём уповать на Бога и постигать науки, приводя в пример М.В. Ломоносова, проделавшего дальний путь в Москву. Однако сам священник, будучи выпускником гимназии, в академию не поехал, оправдывая себя фразой «послушание паче поста и молитвы!»4. В произведении отцу Христофору противопоставляется старик-старообрядец Пантелей Захаров Холодов, сопровождающий подводы с шерстью. Пан-телей чаще, чем священник, рассуждает о духовном, его жизнь омрачена смертью двух маленьких детей от пожара. В конце произ-

4 Чехов А.П. Степь // Lib.ru: библиотека Максима Мошкова: сайт. URL: http://lib.ru/LITRA/CHEHOW/ step.txt (дата обращения: 01.05.2020).

Липунцов М.И. Образ русского духовенства в творчестве А.П. Чехова 2023;9(1):132-142 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

ведения именно отец Христофор, а не Панте-лей, излечивает Егорушку молитвой с растиранием маслом и уксусом, то есть с применением медицинских средств. Действия отца Христофора исцеляют мальчика, и именно со священником мальчику тяжело расставаться. Несмотря на все, казалось бы, внешние негативные купеческие качества, главный герой расположен больше к священнику Русской православной церкви, а не к Пантелею-старо-обрядцу.

Из рассказа «Ведьма» (1886) мы узнаём, что приход может быть расформирован, если помещик уехал из имения и за ним уехали крестьяне. В таком случае приход не на что содержать, и он закрывается. Дьячок Савелий стал служить при храме благодаря женитьбе на дочери старого дьячка, а жениха прислала по просьбе умирающего старика

сама консистория. Дьячок и дьячиха, оставшиеся при храме, живут тем, что дьячок присматривает за церковью вместо сторожа. При приходе также есть сенокос и огороды, но семье недостаточно достаётся с покоса из-за ближайшего к храму священника отца Нико-дима села Дядькино (табл. 2). Церковнослужители по-разному относятся к соседу-священнослужителю.

Отец Савва Жезлов (табл. 3) - престарелый священник из рассказа «Святая простота» - сумел накопить 1500 руб. за 40 лет служения. Таким образом, в год он откладывал 37,5 рубля, в месяц около 3 рублей. Учитывая всю сложность перенесения стоимости царского рубля на современный курс, понятно, что это небольшие деньги по сравнению, например, с заработком адвоката на тот момент.

Таблица 1

Характеристика героя отца Христофора Сирийского, настоятеля Николаевской церкви, и мужика Пантелея (А.П. Чехов. «Степь»)

Table 1

Characteristics of the hero of Father Christopher the Syrian, rector of the Nicholas Church, and the peasant Pantelei (A.P. Chekhov. "Steppe")

Внешний облик о. Христофора

Духовная жизнь

Мирские качества

70-летний, небольшого роста, длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане, в широкополом цилиндре и шитом, цветном поясе. Без рясы был похож на Робинзона Крузе. «Удивлённо глядел на мир Божий и улыбался так широко, что, казалось, улыбка захватывала даже поля цилиндра; лицо его было красно и имело озябший вид»

Отец Христфор любит молиться. Несмотря на то, что Кузмичеву необходимо было догнать Власова для продажи шерсти, священник потратил четверть часа, чтобы прочитать положенные Уставом в этот день кафизмы. «Человек мягкий, легкомысленный и смешливый, во всю свою жизнь не знал ни одного такого дела, которое, как удав, могло бы сковать его душу»_

Едет продавать шерсть зятя Михай-лы. Кузьмичев мог бы обойтись и без священника в этом деле. Всего достиг, дочерей выдал замуж, «катается как сыр в масле». Ловко считает большое количество денег. Называет Соломона глупым человеком

Сравнительная характеристика отца Якова (А.П. Чехов. «Ведьма») Comparative characteristics of father Yakov (A.P. Chekhov. "The Witch")

Таблица 2 Table 2

Священник Глазами дьячихи Глазами дьячка

Отец Никодим из Дядькино «Завидущие глаза, служит тут на Николу летнего да на Николу зимнего и за это почти всё себе берёт. Заступиться некому!» «Святая душа, светильник церкви, а ежели берёт, то по уставу!»

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(1):132-142 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Таблица 3

Характеристика отца Саввы Жезлова (А.П. Чехов. «Святая простота»)

Table 3

Characteristics of Father Savva Zhezlov (A.P. Chekhov. "Holy Simplicity")

Священник Описание по тексту Отношение сына к отцу

Отец Савва Жезлов Престарелый священник, настоятель городского храма. Всю жизнь копил деньги, чтобы отдать сыну и сироткам-племянницам. Любит сына Сын впервые с 15 лет заезжает к отцу, которого не воспринимает всерьёз

БЫТ И НЕВЕРНАЯ ОЦЕНКА ДУХОВЕНСТВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Священник в рассказе «Кошмар» (1886) -отец Яков из Синькова (табл. 4). Молодой непременный член по крестьянским делам присутствия Павел Михайлович Кунин рассуждает о том, почему архиерей рукоположил в учителя народу такого священника-неряху и что сделал бы он, если бы сам был священником.

Из его рассказа мы видим, каким в конце XIX в. представляли идеального священника.

1. Необходимо обязательно открыть церковно-приходскую школу. При этом найти на неё деньги: у помещика, мужиков и т. д., но найти. Для начального этапа, для школы, со слов отца Якова, необходимо 200 рублей.

2. Священник должен уметь сочинять «зажигательные проповеди». Но если вдруг у батюшки проповеди не получаются, то ему может помочь приезжий филантроп.

3. Духовенству необходимо иметь маститую манеру в совершении богослужений.

4. Плохой учитель принесёт школе гораздо меньше вреда, чем плохой священник.

Об этих рекомендациях рассуждает человек, который сам не пожертвовал на школу и за год ни разу не был в церкви, прихожанином которой считался. То есть за этот год он ни разу не причащался. Иронизируя над тем, как потешается над священником диакон, Кунин даже не знает, что священнослужитель служит без диакона. Нищенство деревянной Синьковской церкви представлено несоразмерным облачением (видимо, приход не мог позволить сшить ризу под малорослого священника), внешним и внутренним убран-

ством. Вместо клироса - старый сиплый дьячок и маленький мальчик-дискант. А.П. Чехов точно передаёт уставные особенности: отец Яков кадит на обедне именно во время чтения часов. Был воскресный день, поэтому часы читались обыкновенные. Можно предположить, что в рассказе зарисовывается период Великого поста, так как снег ещё не растаял, но, в любом случае, в воскресные дни часы читаются в обыкновенном порядке.

Кунин видит источником падения в народе религиозного чувства именно священство, его внешнюю форму: обряд и благолепие, не вникая, как, например, священник относится к людям (табл. 5).

В рассказе упоминается попадья, которая называет мужа Яшей. Косвенно со слов рассказчика можно догадаться, что она хорошо следила за хозяйством, так как на окнах дома белели занавески. Со слов же Кунина, наоборот, она была неряхой, так как с утра после обедни не был согрет самовар. На самом деле самовара не было вовсе из-за бедности. Попадье менее двадцати лет, она из хорошего дома, именно ей отец Яков приносит недоеденные крендельки и пытается устроиться к Кунину писарем на лишние 10 руб. в месяц. Внешнее наносное впечатление Павла Михайловича Кунина никак не соотносится с настоящим внутренним духовным миром священника. Из 150 рублей в год (для сравнения, в «Острове Сахалин» местный священник зарабатывает 1000 руб.), которые получает сельский священник, 40 он тратит на поддержание учёбы брата Петра в Духовном училище, 3 - на поддержку служившего до него и уволенного за штат за пьянство отца Авраамия, 20 - консистории за приходское место.

2023;9(1):132-142 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

Таблица 4

Быт отца Якова (А.П. Чехов. «Кошмар»)

Table 4

The life of father Yakov (A.P. Chekhov. "Nightmare")

Внешнее убранство дома Внутреннее убранство жилища

Дом священника снаружи ничем не отличался от крестьянских изб, только солома на крыше лежала ровнее да на окнах белели занавесочки Полы глиняные. Стены оклеены дешёвыми обоями. Обстановка поражала скудостью. «Глядя на мебель, можно было подумать, что отец Яков ходил по дворам и собирал её по частям». Повесил шляпу на большой уродливый гвоздик

Таблица 5 Характеристика отца Якова (А.П. Чехов. «Кошмар») Table 5 Characteristics of father Yakov (A.P. Chekhov. "Nightmare")

Описание по тексту Отношение Кунина к отцу Якову

28-летний сельский священник. «Вздёрнутый нос, ярко-красные щёки и большие серо-голубые глаза с жидкими, едва заметными бровями. Длинные рыжие волосы, сухие и гладкие, спускались на плечи прямыми палками. Усы ещё только начинали формироваться в настоящие, мужские усы, а бородка принадлежала к тому сорту никуда не годных бород, который у семинаристов почему-то называется «скоктанием»: реденькая, «Какое аляповатое, бабье лицо!» «Странный субъект». «Не может поприличней одеться». «Несолидные и жалкие на вид священники». «Не в меру робок и глуповат». «Какой странный, дикий человек». «Грязен, неряха, груб, глуп и, наверное, пьяница». «Бревно! Пень!»

сильно просвечивающая; погладить и почесать её гребнем нельзя, можно разве только пощипать...» «На нём была ряска, цвета жидкого цикорного кофе, с большими латками на обоих локтях». «Лицо это было бесстрастно, неподвижно и ничего не выражало, кроме застенчивой робости и беспокойства». «Взял из сухарницы один кренделёк, откусил от него кусочек, потом повертел в руках и быстро сунул его себе в карман»_

Авторская характеристика священнослужителя. Перечислим настоящие качества священнослужителя, каким представляет его сам рассказчик: отец Яков самокритичен, не сребролюбив, не просит денег у мужиков, не имеет лошади и ходит в соседние деревни пешком по 8-10 км в непролазную грязь. Священник заботится о каждом, знает всё про прихожан, и прихожане, крестьяне, любят его: «Кучер Андрей и мальчик Парамон, прыгая через лужи и обрызгивая отца Якова грязью, подбежали к нему под благословение»5.

Услышав «исповедь» священника, Павел Михайлович изменяется сам: он готов по-

5 Чехов А.П. Кошмар.

мочь и священнику, и попадье, и Авраамию, и жене доктора. Но Кунин уже написал архиерею донос на пастыря, на духовного отца. Доносы пишет тип людей, встречающих священника «по одёжке», а не по внутреннему содержанию. Скорее всего, архиерей после этого письма снял отца Якова с прихода и отправил за штат, поставив в условия, подобные заштатному Авраамию. В этом достаточно раннем рассказе А.П. Чехов по-настоящему проник в душу сельского батюшки, увидев все тонкие переживания бедного священнослужителя.

Главная сюжетная линия рассказа «Святой ночью» (1886): послушник монастыря Иероним в Святую пасхальную ночь нахо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(1):132-142 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

дится не в храме, а за послушанием на пароме. По мнению писателя, в Пасхальную ночь даже на пароме можно быть со Христом. Переправа начинается и заканчивается словами «Христос Воскресе!». Послушник перевозит людей в монастырь и из монастыря, являясь как бы проводником человека в горний мир. Но людям нужно не Воскресение Христово, а освящение куличей в Пасхальную ночь. Рассказчик сокрушается, что в такую ночь послушника, любящего и понимающего гимно-графические тексты, оставили на пароме. Паромщик Иероним хорошо знает устав и цитирует практически дословно тексты тропарей третьей и девятой песней Пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина, а также несколько акафистов.

Праведный поп-пьяница Анастасий. Обращаясь к характеристике священнослужителей в рассказе «Письмо» (табл. 6), следует отметить, что поп-пьяница Анастасий (с греч. Воскресение) на Пасху оказывается ближе ко Христу, чем благочинный Феодор. Отец Анастасий находится под запретом, не служит длинных служб Страстной седмицы, не причащается за Пасхальной литургией, не постится в Великую субботу, выпив три рюмки водки, но он поступает как милосердный отец, отговаривая дьякона не посылать обличительное письмо «блудному» сыну в город. Сопоставление отцов Анастасия и Феодора наводит на притчу о Мытаре и Фарисее. Напомним, что фарисей, войдя в храм, вспоминал о том, как он платит десятину и приносит дар Богу. Снова этимология имени намекает нам на фарисейство отца Феодора (0в65юрод - Божий дар): превосходство над диаконом и отцом Анастасием, что он не такой грешный, как они. Отец Анастасий, напротив, раскаивается в своих грехах: «Когда образ и подобие потерял, только одного и хочу, чтоб меня добрые люди простили»6.

Ещё одна деталь рассказа: за деньги можно было не только тайно повенчаться, но и купить чиновникам и офицерам свидетельства о говении - обязательные документы о

6 Чехов А.П. Письмо // Lib.ru: библиотека М. Мошкова: сайт. URL: http://lib.ru/LITRA/CHEHOW/pismo.txt (дата обращения: 01.05.2020).

том, что чиновник или офицер говел и исповедовался Великим постом.

Одно из последних произведений А.П. Чехова повествует о жизни провинциального Преосвященного епископа. Оно так и называется «Архиерей» (1902). Викарный Преосвященный Пётр (в крещении - Павел), живущий в Панкратиевском мужском монастыре в 16 км за городом, был низкого происхождения, родом из бедного села Лесополье, сын дьякона, внук священника и правнук дьякона. Продолжительное время жил и служил за границей. Его путь от преподавателя греческого языка в семинарии, монашества, инспекторства, защиты диссертации, ректорства в 32 года, служения архимандритом, болезни и лечения за границей до епископского сана. Мать архиерея - Мария Тимофеевна, которую владыка не видит 9 лет и не узнаёт во время богослужения в церкви, что неудивительно, так как в ежедневных пастырских трудах и с первыми признаками тифа преосвященный вполне мог не узнать своей родной матери, слившейся с толпой похожих женщин преклонного возраста в церкви. Здесь прослеживается не просто аналогия со Священным Писанием, когда, по словам прот. А. Шмемана, во время «последнего ис-тощания Христа происходит истощание владыки Петра, подчёркиваемое присутствием его матери» [7], но создаётся целостная картина параллелизма евангельских событий от Входа Господня в Иерусалим до Великой субботы. Евангельские события отображаются здесь и сейчас, а Преосвященный Пётр в них как бы тоже участвует. В этом особенность православного богослужения: каждый литургический год мы сопереживаем заново. Отдельно о данном параллелизме, который встречается во многих произведениях А.П. Чехова и который является его творческой осо бенностью, указано в статье «Литургическое пространство в творчестве А.П. Чехова» [9], а также данная тема поверхностно затрагивается в статье А.А. Новиковой-Строгановой «Пасхальность русской литературы» [10]. Конечно, переживая события Страстной седмицы, епископ Пётр не сопоставляется со Христом (хотя именно Христа должен представлять любой епископ), но архипастырь

2023;9(1):132-142 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

Таблица 6

Характеристики героев рассказа А.П. Чехова «Письмо»

Table 6

Characteristics of the heroes of the story A.P. Chekhov "Letter"

Герои Авторская характеристика Быт Характеристика другими персонажами

Отец Феодор Орлов Благочинный. «Благообразный, хорошо упитанный мужчина, лет пятидесяти, как всегда важный и строгий, с привычным, никогда не сходящим с лица выражением достоинства» Жил в собственном доме «Дар, истинный дар!» «Не женились бы, о. Фёдор, давно бы вы в архиереях были, истинно, были бы!» «Евангелие будет читать по-латынски! И по-латынски он знает, и по-гречески знает...»

Отец Анастасий Священник одного из подгородних сёл. «Старик 65-ти лет, дряхлый не по летам, костлявый и сутуловатый, с старчески тёмным, исхудалым лицом, с красными веками и длинной, узкой, как у рыбы, спиной; одет он был в щегольскую светло-лиловую, но слишком просторную для него рясу». Вёл нетрезвую жизнь, не ладил с причтом и с миром, небрежно вёл метрические записи и отчётность - в этом его обвиняли формально Был беден и имел девять человек детей «Лучшее, что мог бы сделать теперь о. Анастасий, это - как можно скорее умереть, навсегда уйти с этого света»

Дьякон Любимов Человек старый, с плешью во всё темя, но ещё крепкий, черноволосый и с густыми, чёрными, как у грузина, бровями Вдовец, жил в маленьком, трёхоконном домике Умел родить, умей и наставить

страдает, а в страдании ему сострадает Сам Христос. И эта Страстная седмица, так или иначе, перерождает главного героя.

Вернёмся к матушке владыки. Мать с терпением воспринимает его «отречение», гордится им и по смерти. Павел очень любил её в детстве и имел детскую наивную веру. Родительница будущего архиерея ездила с ним в детстве по богатым людям, чтобы просить деньги, как и сейчас она приехала к нему просить денег с маленькой Катей. Пообещав дать деньги, архиерей так этого и не сделал. Эти средства были необходимы, чтобы поддержать сестру архиерея Варвару, оставшуюся вдовой с четырьмя детьми. Владыка сразу перевёл тему. «Его сердили неразвитость, робость; и всё это мелкое и ненужное угнетало его своею массою»7, он был лицемером: в церкви был кротким, но у просителей внушал страх. Главный герой задаёт себе вопрос: «Почему же его родная мать спокойно беседует с Сысоем, но не с ним, и

7 Чехов А.П. Архиерей. URL: http://az.lib.ru/

c/chehow_a_p/text_1902_arhierey.shtml (дата обраще-

ния: 01.05.2020).

почему он, её сын, внушает у матери страх?»8. Не люди его сделали таким, но он сам, вот о чём говорит нам писатель. В храме, где было много людей, он не мог разглядеть человека: «.и, читая, он изредка поднимал глаза и видел по обе стороны целое море огней, слышал треск свечей, но людей не было видно»9. Не только людей, не только отдельно взятую личность, но и собственную мать. В горячке он сумел себе признаться: «Какой я архиерей? - продолжал тихо преосвященный. -Мне бы быть деревенским священником, дьячком... или простым монахом... Меня давит всё это... давит...»10. Когда он умирал, разорвался барьер между ним и матерью, не случайно она стала называть его по имени, данном в святом Крещении, «Павлуша». Вдруг из грозного епископа Петра архиерей стал сыном Павлушей, которого целовала плачущая мать. Это великое произведение о возврате человека в детство и к детской вере, к свободе во Христе и со Христом.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(1):132-142 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Преосвященного епископа по смерти ждала участь многих архиереев Русской православной церкви, когда через месяц был назначен новый викарный архиерей, а о преосвященном Петре уже никто не вспоминал, а потом и совсем забыли, кроме родной матери, которой часто не верили, что сын её был владыкой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема духовенства в творчестве А.П. Чехова, действительно, обширна: останавливаясь на нескольких произведениях, нам удалось увидеть отрицательные и положительные типы. Но эти оценки могут разниться исходя из того, кто её дает. Важно, что Антон Павлович без прикрас, так, как есть, изобразил русское священство второй половины XIX века. И здесь нельзя не согласиться с мнением протопресвитера Александра Шме-мана о духовной красоте, трагизме и трансцендентности русского духовенства прошлой эпохи. Духовное лицо в произведениях писателя может перерождаться, поп-пьяница даёт правильный мудрый совет, а монах, находясь

на послушании, переправляя через реку паломников, по праву также участвует в богослужении, при этом отсутствуя в храме. Что-то необычное для житийных клише у А.П. Чехова становится самым реальным, а авторская оценка, как правило, сочувствует духовенству и поддерживает его. В этом смысле священники А.П. Чехова более живые и реальные, чем у других писателей. У А.П. Чехова мы не встретим старца Зосимы, через которого Ф.М. Достоевский, и достаточно удачно, устраивает встречу священства с простым народом. Типы чеховского духовенства нельзя однозначно поделить на положительных, отрицательных или переходных, так как внешне успешный и толковый священник оказывается с духовным изъяном, и наоборот, поп-пьяница даёт мудрый духовный совет. Анализ духовенства в произведениях А.П. Чехова позволяет провести аналогию и с современностью, когда в священнике одни хотят видеть нестяжателя, другие - умелого администратора, третьи выдвигают свои определённые требования. Возможно, каждому стоит повнимательнее всмотреться в пастыря, как это сделал Антон Павлович Чехов.

Список источников

1. Манукян Э.Г. Языковое представление мира священнослужителей в произведениях А.П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2022. 240 с. URL: https://www.dissercat.com/content/yazykovoe-predstavlenie-mira-svyashchennosluzhitelei-v-proizvedeniyakh-ap-chekhova (дата обращения: 12.01.2022).

2. Гнюсова И.Ф. Образ священнослужителей в прозе А.П. Чехова в контексте русской и английской традиции (Н.С. Лесков и Дж. Элиот) // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 401. С. 34-42. https://doi.org/10.17223/15617793/401/5, https://elibrary.ru/vhlunr

3. Абрашова Е.А. Христианские мотивы в прозе А.П. Чехова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. 15 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002668364?page=1&rotate=0&theme=white

4. Платонова О.А. И.С. Шмелёв и А.П. Чехов: творческий диалог: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2008. 22 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004078579.pdf

5. Дунаев М.М. Чехов: в поисках веры: к 100-летию со дня смерти великого писателя // MDUNAEV.RU: персональный сайт М.М. Дунаева. URL: https://mdunaev.ru/stati/chekhov-v-poiskakh-very (дата обращения: 21.12.2021).

6. Зайцев Б.К. Чехов // Lib.ru: библиотека Максима Мошкова: сайт. URL: http://az.lib.ru/z/zajcew_b_k/text_1954_chekhov.shtml (дата обращения: 01.03.2020).

7. Шмеман А., прот. Только Чехов не проглядел русского священника // Духовенство Русской православной церкви в XX веке: биографическая база данных и собрание материалов. URL: https://www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/publication/11/ (дата обращения: 01.12.2021).

8. Пряшников С.В. История Православия на Сахалине. Первый священник острова Симеон Никаноро-вич Казанский // Молодой учёный. 2018. № 13 (199). С. 271-276. https://elibrary.ru/yurqkx

9. Липунцов М.И., свящ. Литургическое пространство в творчестве А.П. Чехова. // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2021. № 4 (17). С. 196-211. https://doi.org/10.51216/2687-072X_2021_4_196, https://elibrary.ru/vescdm

2023;9(1):132-142 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

10. Новикова-Строганова А.А. Истинное чудо (Пасхальность русской литературы) // Богослов.т: научный богословский портал. URL: https://bogoslov.ru/article/4895712 (дата обращения: 01.12.2021).

References

1. Manukyan Eh.G. Yazykovoe predstavlenie mira svyashchennosluzhitelei v proizvedeniyakh A.P. Chekhova: dis. ... kand. filol. nauk [Linguistic Representation of the World of Clergy in the Works of A.P. Chekhov: Cand. Sci. (Philol.) diss.]. Stavropol, 2022, 240 p. (In Russ.) Available at: https://www.dissercat.com/content/yazykovoe-predstavlenie-mira-svyashchennosluzhitelei-v-proizvedeniyakh-ap-chekhova (accessed 12.01.2022).

2. Gnyusova I.F. The character of the clergyman in A.P. Chekhov's prose in the context of Russian and English literature tradition (N.S. Leskov and George Eliot). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2015, no. 401, pp. 34-42. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/15617793/401/5, https://elibrary.ru/vhlunr

3. Abrashova E.A. Khristianskie motivy v proze A.P. Chekhova: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Christian Motives in the Prose of A.P. Chekhov: Cand. Sci. (Philol.) diss. abstr.]. Moscow, 2004, 15 p. (In Russ.) Available at: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002668364?page=1&rotate=0&theme=white

4. Platonova O.A. I.S. Shmelev i A.P. Chekhov: tvorcheskii dialog: avtoref. dis. ...kand. filol. nauk [I.S. Shmelev and A.P. Chekhov: Creative Dialogue: Cand. Sci. (Philol.) diss. abstr.]. Tver, 2008, 22 p. (In Russ.) Available at: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004078579.pdf

5. Dunaev M.M. Chekhov: v poiskakh very: k 100-letiyu so dnya smerti velikogo pisatelya [Chekhov: in search of faith: on the 100th anniversary of the death of the great writer]. MDUNAEV.RU: personal'nyi sait M.M. Dunaeva [MDUNAEV.RU: personal website of M.M. Dunaev]. (In Russ.) Available at: https://mdunaev.ru/stati/chekhov-v-poiskakh-very (accessed 21. 12.2021).

6. Zaitsev B.K. Chekhov [Chekhov]. Lib.ru: biblioteka Maksima Moshkova: sait [Lib.ru: Maxim Moshkov's library: website]. Available at: http://az.lib.ru/z/zajcew_b_k/text_1954_chekhov.shtml (accessed 01.03.2020).

7. Shmeman A., protopresbyter. Tol'ko Chekhov ne proglyadel russkogo svyashchennika [Only Chekhov didn't overlook the Russian priest]. Dukhovenstvo Russkoipravoslavnoi tserkvi vXXveke: biograficheskaya baza dannykh i sobranie materialov [Clergy of the Russian Orthodox Church in the 20th Century: a Biographical Database and Collection of Materials]. (In Russ.) Available at: https://www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/publication/11/ (accessed 01.12.2021).

8. Pryashnikov S.V. Istoriya Pravoslaviya na Sakhaline. Pervyi svyashchennik ostrova Simeon Nikanorovich Kazanskii [History of Orthodoxy on Sakhalin. The first priest of the island Simeon Nikanorovich Kazansky]. Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2018, no. 13 (199), pp. 271-276. (In Russ.) https://elibrary.ru/yurqkx

9. Lipuntsov M.I., priest. Liturgical space in the works of A.P. Chekhov. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of the Tambov Theological Seminary], 2021, no. 4 (17), pp. 196-211. (In Russ.) https://doi.org/10.51216/2687-072X_2021_4_196, https://elibrary.ru/vescdm

10. Novikova-Stroganova A.A. Istinnoe chudo (Paskhal'nost' russkoi literatury) [True miracle (Easter of Russian literature)]. Bogoslov.ru: nauchnyi bogoslovskii portal [Bogoslov.ru: Scientific Theological Portal]. (In Russ.) Available at: https://bogoslov.ru/article/4895712 (accessed 01.12.2021).

Информация об авторе

Липунцов Михаил Игоревич, старший преподаватель кафедры филологических и церковно-практи-ческих дисциплин, Тамбовская духовная семинария, г. Тамбов, Российская Федерация, https://orcid.org/ 0000-0003-4699-4162, [email protected]

Вклад в статью: поиск научной литературы, анализ художественного текста, обобщение опыта исследователей, обработка и редактирование материала.

Поступила в редакцию 07.11.2022 Одобрена после рецензирования 24.01.2023 Принята к публикации 17.02.2023

Information about the author

Mikhail I. Lipuntsov, Senior Lecturer of Philological and Church-Practical Disciplines Department, Tambov Theological Seminary, Tambov, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0003-4699-4162, [email protected] Contribution: literature search and analysis, literary text analysis, synthesis of researches experience, processing and editing material.

Received: November 07, 2022 Revised: January 24, 2023 Accepted: February 17, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.