Научная статья на тему 'ОБРАЗ РОССИЙСКОГО И НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА'

ОБРАЗ РОССИЙСКОГО И НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / АСТРАХАНЬ / АСТРАХАНСКИЕ СТУДЕНТЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР / ОБРАЗ РОССИЙСКОГО ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА / ГЕРМАНИЯ / ОБРАЗ НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Григорьев А. В., Лебедева И. В.

The problem of constructing the image of an ideal political leader and its introduction into mass consciousness is gaining weight in the political sphere of the modern society of Russia and other countries with a democratic political regime. Political leaders face the challenge of maintaining their competitiveness in ever-changing political conditions. In this connection it is very important to know how the politician is perceived by the public consciousness. This article is devoted to comparing the image of an ideal political leader in Russia and Germany. A study of the image of the ideal Russian political leader was conducted on the basis of a sociological survey among students of the Astrakhan State University. To study the image of an ideal political leader, a content analysis of German mass media, such as “Stern”, “Spiegel”, “die Zeit”, was carried out. As a result, it can be concluded that the examined views have common ground: in both Russian and German discourse, the ideal political leader should be an honest, responsible and professional politician. Participants in the Russian study noted the desirability of possessing “soft” qualities, as well as the need to focus their attention on solving domestic political problems. In addition to the above-mentioned qualities, German voters value openness and loyalty to state interests in political leaders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE RUSSIAN AND GERMAN IDEAL POLITICAL LEADER

The problem of constructing the image of an ideal political leader and its introduction into mass consciousness is gaining weight in the political sphere of the modern society of Russia and other countries with a democratic political regime. Political leaders face the challenge of maintaining their competitiveness in ever-changing political conditions. In this connection it is very important to know how the politician is perceived by the public consciousness. This article is devoted to comparing the image of an ideal political leader in Russia and Germany. A study of the image of the ideal Russian political leader was conducted on the basis of a sociological survey among students of the Astrakhan State University. To study the image of an ideal political leader, a content analysis of German mass media, such as “Stern”, “Spiegel”, “die Zeit”, was carried out. As a result, it can be concluded that the examined views have common ground: in both Russian and German discourse, the ideal political leader should be an honest, responsible and professional politician. Participants in the Russian study noted the desirability of possessing “soft” qualities, as well as the need to focus their attention on solving domestic political problems. In addition to the above-mentioned qualities, German voters value openness and loyalty to state interests in political leaders.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ РОССИЙСКОГО И НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА»

ЭЛИТОЛОГИЯ

ОБРАЗ РОССИЙСКОГО И НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

Григорьев Александр Владимирович, кандидат социологических наук, доцент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: proeu@yandex.ru

Лебедева Ирэна Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент Каспийский институт морского и речного транспорта Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, ул. Никольская, 6/14 e-mail: irenalebedeva@mail.ru

Проблема построения образа идеального политического лидера и его внедрение в массовое сознание приобретает на сегодняшний день весомое значение в политической сфере современного общества России и других стран с демократическим политическим режимом. Перед политическими лидерами встает задача сохранить свою конкурентоспособность в постоянно меняющихся политических условиях. В связи с этим первостепенное значение приобретает то, как политик воспринимается общественным сознанием. Данная статья посвящена сравнению образа идеального политического лидера в России и Германии. Изучение представлений об имидже идеального российского политического лидера было проведено на основе социологического исследования среди студентов Астраханского государственного университета. Для изучения образа идеального политического лидера был проведен контент-анализ немецкой прессы: журналов «Штерн», «Шпигель», «ди Цайт» («Stern», «Spiegel», «die Zeit»). В итоге можно прийти к выводу, что исследованные представления имеют в себе точки соприкосновения: и в российском, и в немецком дискурсе идеальный политический лидер должен быть честным, ответственным и профессиональным политиком. Участники российского исследования отметили желательность обладания «мягкими» качествами, а также необходимость сосредотачивать свое внимание на решении внутриполитических проблем. Немецкие избиратели кроме вышеобозначенных качеств ценят в политических лидерах открытость и верность государственным интересам.

Ключевые слова: молодежь, студенты, Астрахань, астраханские студенты, политический лидер, идеальный политический лидер, образ российского идеального политического лидера, Германия, образ немецкого идеального политического лидера

IMAGE OF THE RUSSIAN AND GERMAN IDEAL POLITICAL LEADER

Grigorev Alexandr V., Ph.D. (Sociology), Associate Professor Astrakhan State University

20а Tatischeva str., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: proeu@yandex.ru

Lebedeva Irena V., Ph.D. (Sociology), Associate Professor Caspian Institute of Sea & River Transport 6/14 Nikolskaya st., Astrakhan, 414000, Russian Federation E-mail: irenalebedeva@mail.ru

The problem of constructing the image of an ideal political leader and its introduction into mass consciousness is gaining weight in the political sphere of the modern society of Russia and other countries with a democratic political regime. Political leaders face the challenge of maintaining their competitiveness in ever-changing political conditions. In this connection it is very important to know how the politician is perceived by the public consciousness. This article is devoted to comparing the image of an ideal political leader in Russia and Germany. A study of the image of the ideal Russian political leader was conducted on the basis of a sociological survey among students of the Astrakhan

State University. To study the image of an ideal political leader, a content analysis of German mass media, such as "Stern", "Spiegel", "die Zeit", was carried out. As a result, it can be concluded that the examined views have common ground: in both Russian and German discourse, the ideal political leader should be an honest, responsible and professional politician. Participants in the Russian study noted the desirability of possessing "soft" qualities, as well as the need to focus their attention on solving domestic political problems. In addition to the above-mentioned qualities, German voters value openness and loyalty to state interests in political leaders.

Keywords: youth, students, Astrakhan, Astrakhan students, political leader, ideal political leader, image of ideal political leader, image of the Russian political leader, Germany, image of the German political leader

Образ российского идеального политического лидера. Традиционно в российской политической культуре роль политического лидера была и остается очень высокой. Особенно актуальна эта особенность в свете сложившихся в нашей стране отношений между обществом и властью. Исследователи определяют их как своеобразную мозаику, в которой отдельные ее фрагменты не образуют взаимосвязанное коммуникативное пространство. Социальные слои и группы, демонстрирующие различные политические ориентации, не связаны между собой в силу глубоких экономических, территориальных, культурных, и других различий. В отсутствии гражданской консолидации и на фоне высокой неопределенности актуальной внешнеполитической ситуации общество сплачивается вокруг политического лидера, каковым на данный момент является президент В.В. Путин [2, c. 80]. В данном контексте хотелось бы отметить важность изучения имиджа идеального политического лидера как одного из важнейших элементов выстраивания позитивного взаимодействия между акторами политики. Через качественное применение имиджевых технологий, политик и его команда имеют высокие шансы на то, чтобы оставаться востребованными на политической арене.

Для изучения представлений об имидже идеального политического лидера было проведено социологическое исследование среди студентов Астраханского государственного университета. Однако прежде чем перейти к освещению его результатов, необходимо определиться с основной исследовательской категорией - имидж политического лидера. Российские специалисты в области массовых коммуникаций определяют понятие имидж как образ, специально формируемый в различных общественных объединениях. Имидж делится на несколько составляющих: внешнюю и внутреннюю [1, с. 11]. Первая включает в себя внешний вид человека, мимику, манеры, тембр голоса, походку и другие составляющие непосредственно наблюдаемые окружающими. Внутренняя часть имиджа состоит из тех характеристик, которые становятся доступными для осознания лишь после более продолжительного наблюдения за человеком - это его ценности, моральные и профессиональные качества.

Перейдем к анализу представлений студентов Астраханского государственного университета об идеальном политическом лидере. Данные представления были изучены на основе данных социологического исследования «Политическое лидерство в общественном мнении студентов АГУ», проведенного в феврале 2017 г. на кафедре социологии Астраханского государственного университета. Выборочная совокупность исследования составила 150 студентов Астраханского государственного университета различных специальностей и курсов обучения. Все респонденты относились к возрастной группе от 18 до 23 лет. Ошибка выборки указана в таблице 1.

Респондентам предлагалось выбрать те качества политика, которыми, по их мнению, должен обладать идеальный политический лидер. Качества были подобраны таким образом, чтобы в последствие их можно было поделить на три антагониче-ские пары: лидер с «жесткими» качествами ^ лидер с «мягкими качествами»; лидер, стремящийся к единству и справедливости ^ лидер, развивающий частную инициативу; лидер, нацеленный на укрепление обороноспособности и авторитета страны ^ лидер, акцентирующий внимание на внутренней политике. В первой группе лидеру с

«жесткими» качествами присуще умение настоять на своем, сила, способность навести в стране порядок; «мягкие» качества включали в себя компетентность, коммуникабельность, защита прав человека. Во второй группе лидер, стремящийся к единству и справедливости, предстает человеком, нацеленным на справедливое распределение богатств страны между ее жителями и создание сильной, единой нации; лидер же, развивающий частную инициативу, стремится создать условия для развития предпринимательства и частной инициативы. В третьей группе лидер, нацеленный на укрепление обороноспособности и авторитета страны, должен сделать страну сильной, независимой и уважаемой в мире; его противоположность должен уметь добиться высокого уровня жизни населения, пусть даже если страна не будет иметь большого авторитета за рубежом.

Таблица 1

Погрешность измерения_

Процент ответивших Доверительный интервал, %

5 3,46

10 4,76

20 6,34

30 7,27

40 7,77

50 7,93

В итоге, опрошенных студентов мы поделили на сторонников разных видов лидеров внутри каждой группы. По итогам обработки полученных данных можно сказать, что астраханские студенты считают, что идеальный политический лидер должен в большей степени обладать «мягкими» качествами (54,3 % сторонников данного типа лидера, в то время как его противоположность поддерживают 42,7 %); сосредотачивать свое внимание на решении внутриполитических проблем (этой точки зрения придерживаются 60,2 % опрошенных, противоположного мнения 15,5 %, нейтральной точки зрения придерживаются 24,3 %). С определением того, необходимо ли развивать частную инициативу или же сплачивать нацию, обеспечивать справедливое распределение богатств страны, большинство респондентов (41,7 %) не смогли прийти к однозначному выводу, т.е. выбрали суждения, характерные для обоих типов лидеров. В то же время стоит отметить, что сторонников частной инициативы все же больше, чем сторонников справедливого распределения богатств и единой нации (33,9 и 24,4 %).

В заключение данного раздела статьи хотелось бы представить социальные портреты сторонников различного типа лидеров, представленных в статье. Среди сторонников идеального лидера с «мягкими» качествами больше респондентов женского пола, людей, слабо интересующихся политикой, с более высокими доходами и сторонников оппозиции. Соответственно, среди сторонников идеального лидера с «жесткими» качествами больше респондентов мужского пола, людей, интересующихся политикой, с низкими доходами и сторонников правящей власти. Среди тех, кто считает, что идеальный лидер должен развивать частную инициативу, больше тех, кто слабо интересуется политикой, людей, не поддерживающих ни одну партию, практически равное количество мужчин и женщин, несколько больше людей с малыми доходами. Респонденты, придерживающиеся мнения о том, что идеальный лидер должен стремиться к социальной справедливости и сплочению нации составили лица, слабо интересуется политикой, сторонники правящей партии, практически равное количество мужчин и женщин, несколько больше людей с высокими доходами. Наконец среди тех, кто считает, что идеальный политический лидер должен стремиться к повышению обороноспособности страны и сохранению ее внешнеполитического авторитета, преобладают лица, интересующиеся политикой, сторонники правящей партии, несколько чаще этого мнения придерживаются мужчины и более богатые респонденты. Среди тех, кто счи-

тает, что идеальный политический лидер должен сосредоточить свое внимание на решении внутриполитических проблем преобладают лица, слабо интересующиеся политикой, не поддерживающие ни одну партию, несколько чаще этого мнения придерживаются женщины и менее богатые респонденты.

Таким образом, в представлениях студентов Астраханского государственного университета идеальный политический лидер должен обладать «мягкими» качествами, сосредотачивать свое внимание на решении внутриполитических проблем, кроме того быть прежде всего честным, ответственным и профессиональным политиком.

Образ немецкого идеального политического лидера. Следует отметить, что в немецких политических реалиях избиратели хотели бы видеть честного, молодого, успешного, активного, образованного, открытого, доступного для общения с избирателями представителя власти. Именно таким был Теодор Гутенберг, министр обороны ФРГ. Население страны восхищалось этим политиком и многие думали, что у него есть большие шансы стать впоследствии канцлером Германии. Однако этот политик допустил непозволительную ошибку: он был обвинен в плагиате, а следовательно, уличен в нечестности. За несколько секунд всенародная любовь превратилась в ненависть: на Гутенберга посыпались упреки и претензии со всех сторон: граждане Германии писали ему письма, где говорили о том, как они ему доверяли раньше и как они разочарованы тем фактом, что плагиат имел место в его научной карьере. Многие рассматривали плагиат как предательство по отношению к жителям страны, настолько болезненно в немецком менталитете воспринимается эта тема, поскольку неотъемлемой чертой немецкой ментальности является предельная честность во всем, порядочность и пунктуальность.

Если не столь значительный проступок, как плагиат (с точки зрения российского обывателя), вызывает у немецких граждан настолько бурную реакцию, то трудно себе представить, как возмущены немцы, узнав об обогащении политиков на социальных проектах. До недавних пор в немецком обществе не было принято говорить о махинациях политических лидеров. Обычно говорили об их проступках и неправильных решениях относительно политики мультикультурализма, достаточно вспомнить книгу Тило Сарацина, скандально известного министра финансов Берлина, который говорил об угрозах традиционному обществу со стороны мигрантов. Сегодня, в основном благодаря деятельности немецкого журналиста Удо Ульфкотте, весь мир узнал о продажности немецких журналистов, а также о финансовых махинациях немецких политиков.

Об участии политиков в обогащении за счет потока беженцев Ульфкотте говорит в своей книге «Индустрия беженцев. Как политики, журналисты и социальные объединения получают выгоду от потока мигрантов» и приводит множество доказательств. Одним из показательных примеров является предоставление жилья беженцам. «На проблемах беженцев можно грести деньги лопатой пока граждане страны оплачивают это своими налогами и из за сопутствующих явлений, пришедших вместе с беженцами и испытывают страх на волне растущей преступности» (с. 87). Если рассматривать это темное дело более детально, то обязательно наткнешься на сочетание политики и бизнеса, получающего прибыль от потока беженцев. В качестве примера приводится «акула» бизнеса недвижимости, мультимиллионер из немецкого города Лейпциг Михаэль Клеммер, который является другом обербургомистра Бурк-харда Юнг. Клеммер смог заполучить в центре города здание за 4,9 млн евро, стоимость которого оценивалась в 70 млн евро. За размещение беженцев в этом здании он получает в год 570 тыс. евро и все это оплачивается из денег налогоплательщиков. Об этом сообщалось в газете «Лейпцигская народная газета» («Leipziger Volkszeitung») первого ноября 2014 г. Герхард Штрассенбург, последний руководитель полиции ГДР в Лейпциге, зарабатывает миллионы на недвижимости, в которой он размещает беженцев. Предприниматель, занимающийся размещением беженцев, получает в месяц на человека от 400 до 1500 евро в зависимости от региона. Чем

больше беженцев разместит предприниматель, тем больше его прибыль. Так, например, в Лейпциге, в доме на Йоханнисгассе, принадлежащем вышеупомянутому Клеммеру, должны были размещаться 200 беженцев, однако потом по согласованию с социальными службами стало возможным размещение 700 человек в этом же здании [4, с. 88].

Согласно информации, собранной для отчета правительства [5], немецкие избиратели ожидают от политики в первую очередь мира и безопасности, соответственно, политик должен обладать таким набором качеств, чтобы быть способным оправдать ожидания народа.

По результатам более раннего исследования, проведенного в Германии в 2011 г. [6], в идеале политик должен быть честным, надежным, вежливым, не зазнаваться и не быть карьеристом. Согласно этому описанию, таким политиком был Гутенберг, но в немецкой ментальности плагиат ассоциируется с предательством и свидетельствует о нечестности.

Еще одним важным аспектом в имидже идеального политического лидера является его преданность народу, его искренняя забота об избирателях, именно поэтому сегодня мы часто слышим возмущения немецкого электората в адрес Меркель: люди считают, что она ненавидит свой народ, они считают ее предателем. Такое мнение стало складываться в народе в связи с возрождением политики мультикультурализма и насаждением идеологии культуры гостеприимства по отношению к мигрантам. Многие жители Германии думают, что мигранты для Меркель важнее, чем коренные жители. У них есть для этого определенные основания: ведь сегодня страна тратит большие средства на мигрантов, при этом обделяя слабозащищенные слои населения.

Сама Меркель видит в мигрантах будущий электорат и, понимая, что доверие немецкого народа потеряно, пытается заручиться поддержкой у мигрантов. Мы часто можем увидеть множество репортажей в немецких СМИ о том, как Меркель встречается с мигрантами, общается с ними, фотографируется. Многие современные политики следуют примеру канцлера и также уделяют больше внимание вновь прибывшим в страну жителям, организовывают публичные мероприятия в честь мигрантов, тратят на это средства налогоплательщиков.

Таким образом, для немцев политический лидер должен быть в первую очередь честным, открытым народу, заботиться о благе народа и не предавать его интересы во имя наживы или карьеры.

Сравнивая образы идеальных политических лидеров в анализируемых странах, следует отметить, что исследованные представления имеют в себе точки соприкосновения: и в российском, и в немецком дискурсе идеальный политический лидер должен быть честным, ответственным и профессиональным политиком. Участники российского исследования отметили желательность обладания «мягкими» качествами, а также необходимость сосредотачивать свое внимание на решении внутриполитических проблем. Немецкие избиратели кроме вышеобозначенных качеств ценят в политических лидерах открытость и верность государственным интересам.

Список литературы

1. Титова Е. В. Имидж политического лидера / Е. В. Титова. - Ростов-на-Дону, 2006. -

327 с.

2. Трофимова И. Н. Консолидация власти и общества в России: специфика текущего внешне- и внутриполитического контекста / И. Н. Трофимова // Социологические исследования. - 2015. - № 7. - С. 72-80.

3. Sarrazin T. Deutschland schafft sich ab. Wie wir unser Land aufs Spiel setzen. - Verlag : DVA, 2010.

4. Udo Ulfkotte Die Asylindustrie... Wie Politiker, Journalisten und Sozialverbände von der Flüchtlingswelle profitieren. Kopp Verlag, 272 S.

5. Das erwarten die Deutschen von der Politik. - Режим доступа: http://www.n-tv.de/politikyDas-emarten-die-Deutschen-von-der-Politik-article18938461.html, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. нем.

6. Der ideale Politiker... - Режим доступа: http://www.kxitikkultur.de/2011/02/22/der-ideale-politiker/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. нем.

7. Karl-Theodor zu Guttenberg im Gespraech mit Giovanni di Lorenzo:Vorerst gescheitert. Wie Karl-Theodor zu Guttenberg seinen Fall und seine Zukunft sieht. - Freiburg, 2011.

References

1. Titova E. V. Imidzh politicheskogo lidera [Image of political leader]. Rostov-on-Don, 2006,

327 p.

2. Trofimova I. N. Konsolidatsiya vlasti i obshchestva v Rossii: spetsifika tekushchego vneshne- i vnutripoliticheskogo konteksta [Authority and society consolidation in Russia: specifics of domestic and international context]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociologic Reserches], 2015, no. 7, pp. 72-80.

3. Sarrazin T. Deutschland schafft sich ab. Wie wir unser Land aufs Spiel setzen [Germany abolishes itself. How we risk our country]. Verlag, DVA Publ., 2010.

4. Udo Ulfkotte Die Asylindustrie... Wie Politiker, Journalisten und Sozialverbände von der Flüchtlingswelle profitieren [Udo Ulfkotte The Asylind ... How politicians, journalists and social associations benefit from the refugee wave]. Kopp Verlag, 272 p.

5. Das erwarten die Deutschen von der Politik [The Germans expect this from politics]. Available at: http://www.n-tv.de/politik/Das-erwarten-die-Deutschen-von-der-Politik-article18938461.html.

6. Der ideale Politiker... [The ideal politician...]. Available at: http://www.kritikkultur.de/2011/02/22/der-ideale-politiker/.

7. Karl-Theodor zu Guttenberg im Gespraech mit Giovanni di Lorenzo: Vorerst gescheitert. Wie Karl-Theodor zu Guttenberg seinen Fall und seine Zukunft sieht [Karl-Theodor Guttenberg in conversation with Giovanni di Lorenzo: For the time being failed. How Karl-Theodor zu Guttenberg sees his case and his future]. Freiburg, 2011.

ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОЦЕНКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (на примере Астраханского региона)

Миронова Юлия Германовна, кандидат социологических наук, доцент

Астраханский государственный университет

Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: lysjakova@mail.ru

Яковлева Татьяна Николаевна, кандидат социологических наук, доцент

Астраханский государственный университет

Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: markus2000@bk.ru

Статья посвящена изучению формирования имиджа политического лидера. Актуальность данной темы обусловлена укреплением в России демократических институтов, поэтому проблема имиджа политического лидера и внедрения его в массовое сознание приобрела решающее значение. Специфика политического пространства в современном обществе такова, что студенческая молодежь формирует, как правило, свои представления о политиках не в результате непосредственного контакта с ними, а на основе символической репрезентации последних в медийном пространстве, в СМИ, в оценках и суждениях близких и знакомых. В связи с этим оценка имиджа современного политического лидера студенческой молодежью является своевременной и актуальной для изучения. С этой целью весной 2016 г. было проведено социологическое исследование. Объектом социологического исследования выступили студенты астраханских вузов, а предметом исследования являлось отношение и восприятие студентами личности политического лидера. Цель исследования заключалась в изучении имиджа политического лидера в оценках студенческой молодежи. Проведенное социологическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.