5. Das erwarten die Deutschen von der Politik. - Режим доступа: http://www.n-tv.de/politikyDas-emarten-die-Deutschen-von-der-Politik-article18938461.html, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. нем.
6. Der ideale Politiker... - Режим доступа: http://www.kritikkultur.de/2011/02/22/der-ideale-politiker/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. нем.
7. Karl-Theodor zu Guttenberg im Gespraech mit Giovanni di Lorenzo:Vorerst gescheitert. Wie Karl-Theodor zu Guttenberg seinen Fall und seine Zukunft sieht. - Freiburg, 2011.
References
1. Titova E. V. Imidzh politicheskogo lidera [Image of political leader]. Rostov-on-Don, 2006,
327 p.
2. Trofimova I. N. Konsolidatsiya vlasti i obshchestva v Rossii: spetsifika tekushchego vneshne- i vnutripoliticheskogo konteksta [Authority and society consolidation in Russia: specifics of domestic and international context]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociologic Reserches], 2015, no. 7, pp. 72-80.
3. Sarrazin T. Deutschland schafft sich ab. Wie wir unser Land aufs Spiel setzen [Germany abolishes itself. How we risk our country]. Verlag, DVA Publ., 2010.
4. Udo Ulfkotte Die Asylindustrie... Wie Politiker, Journalisten und Sozialverbände von der Flüchtlingswelle profitieren [Udo Ulfkotte The Asylind ... How politicians, journalists and social associations benefit from the refugee wave]. Kopp Verlag, 272 p.
5. Das erwarten die Deutschen von der Politik [The Germans expect this from politics]. Available at: http://www.n-tv.de/politik/Das-erwarten-die-Deutschen-von-der-Politik-article18938461.html.
6. Der ideale Politiker... [The ideal politician...]. Available at: http://www.kritikkultur.de/2011/02/22/der-ideale-politiker/.
7. Karl-Theodor zu Guttenberg im Gespraech mit Giovanni di Lorenzo: Vorerst gescheitert. Wie Karl-Theodor zu Guttenberg seinen Fall und seine Zukunft sieht [Karl-Theodor Guttenberg in conversation with Giovanni di Lorenzo: For the time being failed. How Karl-Theodor zu Guttenberg sees his case and his future]. Freiburg, 2011.
ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОЦЕНКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (на примере Астраханского региона)
Миронова Юлия Германовна, кандидат социологических наук, доцент
Астраханский государственный университет
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: lysjakova@mail.ru
Яковлева Татьяна Николаевна, кандидат социологических наук, доцент
Астраханский государственный университет
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: markus2000@bk.ru
Статья посвящена изучению формирования имиджа политического лидера. Актуальность данной темы обусловлена укреплением в России демократических институтов, поэтому проблема имиджа политического лидера и внедрения его в массовое сознание приобрела решающее значение. Специфика политического пространства в современном обществе такова, что студенческая молодежь формирует, как правило, свои представления о политиках не в результате непосредственного контакта с ними, а на основе символической репрезентации последних в медийном пространстве, в СМИ, в оценках и суждениях близких и знакомых. В связи с этим оценка имиджа современного политического лидера студенческой молодежью является своевременной и актуальной для изучения. С этой целью весной 2016 г. было проведено социологическое исследование. Объектом социологического исследования выступили студенты астраханских вузов, а предметом исследования являлось отношение и восприятие студентами личности политического лидера. Цель исследования заключалась в изучении имиджа политического лидера в оценках студенческой молодежи. Проведенное социологическое
исследование позволило сделать следующие выводы, имидж политического лидера сегодня это сильная личность с высокими деловыми и нравственными качествами, от которой зависит экономика и политика современной России. Основными характеристиками имиджа политического лидера выступают: высокие морально-нравственные качества, патриотизм, профессиональные, деловые и политическими навыки, высокий уровень образования, наличие семьи. Основными факторами, формирующими имидж современного политического лидера, выступает политическая и экономическая ситуация в стране, а также политическая реклама и политические стереотипы. Уровень осведомленности студенческой молодежи о политической элиты Российской Федерации в целом выше, чем о региональной политической элите, полноценное соответствие идеальному образу современного политического лидера из числа представителей современной политической элиты Российской Федерации и Астраханской области имеется только у нескольких наиболее популярных политических лидеров. Наблюдаются изменения в восприятии имиджа политических лидеров, так изменилось понимание студентами самого термина «политический лидер»; приоритетные характеристики политического лидера; неприемлемые качества, которые не должны быть у политического лидера, наиболее важным становится связь политического лидера с народом, что и обуславливает его позитивное восприятие.
Ключевые слова: молодежь, студенты, астраханская молодежь, имидж политического лидера, качества политического лидера, имидж идеального политического лидера, уровень осведомленности студенческой молодежи, позиция политического лидера
IMAGE OF THE POLITICAL LEADER OF CONTEMPORARY RUSSIA IN THE ESTIMATIONS OF THE REGIONAL STUDENT YOUTH (on the example of the Astrakhan region)
Mironova Julia G., Ph.D. (Sociology), Associate Professor Astrakhan State University
20а Tatischeva str., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: lysjakova@mail.ru
Yakovleva Tatyana N., Ph.D. (Sociology), Associate Professor Astrakhan State University
20а Tatischeva str., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: markus2000@bk.ru
The article is devoted to the study of the formation of the political leader's image. The relevance of this topic is due to the strengthening of democratic institutions in Russia, so the problem of the image of a political leader and its introduction into the mass consciousness has acquired decisive importance. Specificity of the political space in modern society is such that student youth form, as a rule, their perceptions about politicians not as a result of direct contact with them, but on the basis of symbolic representations of the latter in media space, in the media, in assessments and judgments of relatives and acquaintances. In this regard, the assessment of the image of a modern political leader by student youth is timely and relevant for study. To this end, in the spring of 2016 a sociological survey was conducted. The objects of sociological research were students of Astrakhan universities, and the subject of the study was the attitude and perception of the students by the personality of the political leader. The aim of the study was to study the image of the political leader in the assessments of student youth. The conducted sociological research allowed to draw the following conclusions, the image of the political leader today is a strong personality with high business and moral qualities, on which the economy and politics of modern Russia depends. The main characteristics of the political leader's image are: high moral and moral qualities, patriotism, professional, business and Political skills, high level of education, family. The main factors shaping the image of the modern political leader are the political and economic situation in the country, as well as political advertising and political stereotypes. The level of awareness of student youth about the political elite of the Russian Federation as a whole is higher than that of the regional political elite, a full-fledged correspondence to the ideal image of a modern political leader among the representatives of the modern political elite of the Russian Federation and the Astrakhan region is available only to a few of the most popular political leaders. There are changes in the perception of the image of political leaders, so the students' understanding of the term "political leader" has changed; Priority characteristics of a political leader; Unacceptable qualities that the political leader
should not have, the most important is the connection of the political leader with the people, which determines his positive perception.
Keywords: youth, students, Astrakhan youth, the image of a political leader, the quality of a political leader, the image of an ideal political leader, the level of awareness of student youth, the position of a political leader
В условиях трансформации российского общества имидж политического лидера представляет для исследователей особый интерес. С укреплением в России демократических институтов проблема имиджа политического лидера и внедрения его в массовое сознание приобрела решающее значение. Важной задачей выступает поддержание политической конкурентоспособности в условиях демократического выбора, политическая легитимизация лидера и удержание лидирующих позиций в условиях социально-политических изменений. Первостепенное значение приобретает то, какой имидж политика складывается в общественном мнении, с какими проблемами и путями их разрешения ассоциируется создаваемый имиджмейкерами образ, оказывающий влияние на политическое и электоральное поведение граждан [4, с. 72].
Исследования процесса формирования имиджа политического лидера в современном российском обществе приобретает особую актуальность, т.к. опыта в деятельности по формированию позитивного имиджа политического лидера у политической элиты в нашей стране пока не достаточно, что делает весьма актуальным научно-теоретическое осмысление данной проблемы. Для формирования позитивного имиджа российских политических лидеров использовался западный опыт, поэтому необходим поиск наиболее оптимальной, подходящей именно для России, модели формирования позитивного имиджа политических лидеров [5, с. 31].
Понятие «имидж политического лидера» - многогранное и многофункциональное понятие, находящееся на стыке изучения ряда социальных наук, таких как политология, психология и социология. Каждая наука имеет специфический подход к пониманию имиджа и акцентирует внимание на отдельных составляющих данного понятия. Это приводит к выявлению достаточно большого числа структурных элементов составляющих имиджа политического лидера и говорит о междисциплинарном характере данного понятия [3, с. 364].
Имидж политического лидера испытывает на себе воздействие разных факторов, которые можно условно обозначить как коммуникативные фильтры. При этом суть эффективного процесса формирования имиджа заключается в том, чтобы вовремя выявить и учесть эти барьеры и добиться наибольшего положительного восприятия имиджа лидера. Таким образом, социальные механизмы формирования имиджа политического лидера в общественном мнении основаны в основном пока на мани-пулятивных технологиях, хотя намечаются тенденции рационализации выбора избирателей посредством внедрения в конструирование имиджа технологий, основанных на диалоге «власть - общество» [2, с. 32].
В современной России участие молодежи в политическом процессе носит сложный и противоречивый характер. Так, с одной стороны, молодежь на протяжении истории неоднократно являлась одной из наиболее активных сил социально-политических изменений, представляла собой наиболее политически активную группу населения, а с другой - многие отечественные социологи в настоящее время фиксируют пассивный характер политического участия современной российской молодежи [1, с. 77].
Специфика политического пространства в современном обществе такова, что студенческая молодежь формирует, как правило, свои представления о политиках не в результате непосредственного контакта с ними, а на основе символической репрезентации последних в медийном пространстве, в СМИ, в оценках и суждениях близких и знакомых. На смену идеологии и программам в качестве предметной основы политической коммуникации лидера и масс все чаще приходит имидж политика, создаваемый и распространяемый посредством вышеперечисленных каналов. В связи с
этим проблема имиджа современного политического лидера является своевременной и актуальной для изучения.
С этой целью весной 2016 г было проведено социологическое исследование. Исходя из специфики темы изучения, были использованы количественная и качественная стратегии исследования. Для проведения данного исследования был выбран метод анкетирования и метод фокусгрупповой дискуссии. Опрос проводился по месту учебы респондентов в апреле - мае 2016 г. Объектом социологического исследования выступили студенты астраханских вузов, а предметом исследования являлось отношение и восприятие студентами личности политического лидера. Цель исследования заключалась в изучении имиджа политического лидера в оценках студенческой молодежи.
В данном исследовании целесообразным представлялось использование квотной выборки. Выбор объектов исследования производилось с учетом социально-демографических характеристик, в опросе приняло участие 520 человек. Данные, полученные в результате исследования, соответствуют требованиям репрезентативности.
В инструментарии исследования был предусмотрен открытый вопрос для выявления содержания понятия «политический лидер», которое сложилось у студенческой молодежи. Проанализировав ответы респондентов, мы проранжировали определение «политический лидер». Результаты опроса показали, что однозначного мнения среди студентов нет, так 25 % опрошенных считают, что политический деятель - это человек, играющий главную роль в стране и имеющий авторитет у народа, а 15 % респондентов связывают данное понятие только с принадлежностью к лидерству в политической партии. Характерной чертой всех определений, данных студентами, является взаимосвязь «лидер - народ». Так, наиболее часто встречались такие выражения, как: «способен вести за собой народ», «имеющий авторитет у народа», «к которому народ прислушивается и уважает», «представляющий интересы народа». Данные определения характеризуют, скорее всего, не просто политического лидера, а национального лидера, выражающего интересы народа.
Позиция политического лидера возлагает на него ряд серьезнейших обязательств, от выполнения которых зависит его авторитет, статус и имидж. Поэтому мы выявили мнение респондентов о том, каким стилем руководства должен пользоваться политический лидер.
Большинство опрошенных студентов считают, что политический лидер должен выслушивать предложения и мнения подчиненных, но решения принимать единолично (65 %). Такого мнения придерживаются и юноши (60 %) и девушки (50 %). Девушки больше склонны одобрять демократический коллегиальный стиль и его использование в деятельности политического лидера (35 %), чем юноши (15 %). Среди юношей были и такие респонденты, которые связывают политическое лидерство с диктатурой (6 %).
Таким образом, учитывая полученные результаты, можно предположить, что политический лидер воспринимается молодежью как сильный, независимый, решительный человек, не нуждающийся ни в чьих советах, принимающий решения единолично. В данном случае, налицо стереотипное восприятие сильного лидера, сложившееся в массовом сознании россиян.
Наиболее важными качествами политического лидера, по представлению студенческой молодежи, являются высокие морально-нравственные качества (юноши - 97 %, девушки - 100 %), быть патриотом своей страны (юноши - 99 %, девущки - 100 %), владеть профессиональными, деловыми и политическими навыками (юноши - 96 %, девушки - 95 %), быть высокообразованным человеком (юноши - 85 %, девушки - 95 %), иметь опыт политической деятельности (юноши - 70 %, девушки - 80 %).
Особую категорию оценок имиджа политического лидера занимают его внешние данные. Внешность и телесные характеристики - наиболее доступные для восприятия компоненты личности политического лидера. К ним относятся телесная конституция, физическая привлекательность, здоровье и т.д. Безусловно, внешние и фи-
зические характеристики - лишь малая часть из множества других параметров, и они не оказывают решающего влияния на выбор того или иного политика. Тем не менее, данные характеристики являются маркером для электората при выборе кандидата. Существуют социальные представления о том, что политик должен быть мужественным, сильным, здоровым, высоким и стройным. Эти качества свидетельствуют о способности политика к выполнению своих обязанностей, об образе жизни, который он ведет, о том, можно ли ему доверять. Значимость данных параметров была оценена студентами следующим образом: на важность телесных характеристик указывают (50 % юношей и 80 % девушек), а внешний вид считают важным (50 % юношей и 70 % девушек). Для девушек внешние данные и телесные характеристики имиджа политического лидера имеют большее значение, чем для юношей.
Как уже было отмечено, в понятие «современный политический лидер» респонденты вкладывают представление о национальном лидере, поэтому национальная принадлежность становится важным фактором, что и отметили больше половины респондентов (юноши - 55 %, девушки - 75 %).
Следующий блок вопросов позволил получить имидж идеального современного политического лидера, по мнению студентов. В первую очередь респондентам было предложено выразить мнение относительно социально-демографических характеристик политика, таких как пол и возраст.
Большинство опрошенных респондентов придают большое значение полу политического лидера (63 %), при этом абсолютное большинство респондентов (93 %) видят в качестве политического лидера только мужчину. Респонденты отмечают, что возраст имеет значение для имиджа политического лидера (68 % опрошенных респондентов, из них 70 % - юноши, 65 % - девушки). Большинство респондентов (60 %) остановились на возрастном интервале от 30 до 45 лет, 28 % определяют оптимальный возраст в рамках от 45 до 55 лет.
Отмечено, что возраст имеет значение для имиджа политического лидера 68 % опрошенных респондентов (юноши - 70 %, девушки - 65 %). Большинство респондентов, а именно 60 %, остановились на возрастном интервале от 30 до 45 лет, 28 % определяют оптимальный возраст в рамках от 45 до 55 лет.
Характеризуя имидж политического лидера, в открытом вопросе респонденты высказали свое мнение о том, какие качества неприемлемы для современного политического лидера. Проанализировав часто повторяющиеся определения, мы выделили следующие из них. В числе качеств, которые негативно влияют на имидж политического лидера, в основном были названы личностные качества (трусость - 11 %, алчность - 9 %, национализм - 9%, коррумпированность - 9 %, равнодушие - 8 %, продажность - 8 %). Политический лидер в понимании студентов, как уже отмечалось выше, должен уважать свой народ и выражать его интересы.
Изучая мнение студентов о факторах, влияющих на формирование имиджа политического лидера в оценках студенческой молодежи, мы выявили, что в этом вопросе просматриваются существенные гендерные различия. Так, юноши считают, что имидж политического лидера создается в определенной экономической (64 %), социальной (64 %) и политической (53 %) ситуации и формируется под воздействием политической рекламы (48 %) и политических стереотипов (45 %). Девушки больше склонны к мнению о том, что именно политическая ситуация создает имидж лидера (57 %), а формируется он под воздействием не только политической рекламы (57 %), но и ценностных ориентаций населения (56 %), национальных особенностей общественного сознания (55 %), а также политических стереотипов (52 %). В меньшей степени и юноши (35 %) и девушки (40 %) отметили такой фактор, как традиции политического лидерства в стране.
Все опрошенные респонденты считают, что в современной России есть политические лидеры, и большинство опрошенных студентов их знают. Наиболее популярными среди студенческой молодежи являются следующие политические деятели:
Владимир Путин (юноши и девушки - 100 %), Дмитрий Медведев (юноши - 100 %, девушки - 95 %), Владимир Жириновский (юноши и девушки - 100 %), Сергей Шойгу (юноши - 99 %, девушки - 97 %), Сергей Лавров (юноши - 98 %, девушки - 95 %), Михаил Прохоров (юноши - 97 %, девушки - 85 %).
Из предложенного списка представителей политической элиты РФ было предложено указать тех, кто, по мнению респондентов, обладает идеальным имиджем политического лидера. Были названы следующие персоны: Владимир Путин (100 %), Сергей Шойгу (100 %), Сергей Лавров (95 %), Дмитрий Медведев (95 %), Владимир Жириновский (94 %), Михаил Прохоров (85 %). Именно эти политические лидеры знакомы молодежи и их имидж, по мнению молодежи, является идеальным.
Рассматривая вопрос об имидже региональных политических лидеров, следует отметить, что с политической элитой Астраханского региона респонденты знакомы хуже. Хорошо знают из списка 10 лидеров только четверых: Александра Жилкина -губернатора Астраханской области (100 %), Константина Маркелова - председателя правительства АО (100 %), Олега Шеина - оппозиционера, руководителя астраханского филиала партии «Справедливая Россия» (100 %) и Александра Клыканова -председателя астраханского филиала партии «Единая Россия» (95 %).
Также в соответствии с общей концепцией исследования были проведены пять фокусгрупповых дискуссии по теме «Имидж современного российского политического лидера». В ходе исследования анализировались основные составляющие имиджа политического лидера, особенности внутренних и внешних составляющих имиджа.
Фокус-группы прошли в соответствии с поставленными задачами, что позволило собрать большой объем эмпирических данных, сделать следующие выводы.
Наиболее узнаваемыми среди студентов является президент Российской Федерации - Владимир Владимирович Путин, а также лидеры политических партий, представленных в Государственной Думе: Медведев Дмитрий Анатольевич, Жириновский Владимир Вольфович, Зюганов Геннадий Андреевич, Миронов Сергей Михайлович.
Говоря о стиле одежды в структуре имиджа политических лидеров, участники фокусгрупповых дискуссий отмечают, что все они носят классические костюмы, так как это не отвлекает внимание от того, что хочет донести политик. Однако студенты выделяют Путина и Медведева, так как они меняют свой стиль в зависимости от ситуации и для того, чтобы быть ближе к народу.
«Путин и Медведев, можно сказать, первые, кто позволили себе свободный, более повседневный стиль одежды» (ж., 21 год).
Наиболее привлекательным среди политических лидеров студенты называют Путина, отмечая то, что он следит за собой, занимается спортом. Участники отмечают, что внешняя привлекательность положительно влияет на восприятие политика, однако считают, что политику не обязательно быть красивым, так как в целом это не является первостепенным. Намного важнее внутренние моральные качества, его навыки и умения.
«Если человек очень привлекателен, ты будешь смотреть на его внешность, надо же понимать, что главное не внешность, а то, что человек говорит и делает» (м., 20 лет).
Участники фокус-групп в целом считают, что у всех современных российских политических лидеров интеллект и профессиональные качества представлены на высоком уровне или уровне выше среднего, так как иначе они бы попасть в структуру политической элиты и удержаться в ней. Ведущих политических лидеров респонденты характеризуют следующим образом:
• Путин В.В. - уверенный в себе, строгий, волевой, имеет внутренний стержень, целеустремленный. Путин говорит очень четко, ясно, спокойно, при этом выделяя и делая акцент на нужных словах, он мало жестикулирует;
• Медведев Д.А. - спокойный, находится в тени Путина, покладистый, ассоциируется с чем-то мягким, милым, добрым, респонденты отмечают, что он хороший семьянин. «Медведев говорит и сразу опускает глаза, будто ищет поддержки» (м., 23 года);
• Жириновский В.В.- эмоциональный, агрессивный, жесткий. Однако все респонденты отмечают, что это специально сформированный имидж, на самом деле Владимир Вольфович совершенно иной человек, не такой, каким он представляется на публике. «Жириновский образован, то, что мы видим по телевизору - специально созданная картинка, на самом деле это абсолютно другой человек» (ж., 19 лет), «Самый артистичный Жириновский, он хорошо откладывается в памяти» (м., 20 лет);
• Зюганов Г. А. - человек прошлого, спокойный, степенный, неспешный. Студенты не разделяют его политическую позицию, считая, что его политические идеи устарели и не интересны;
• Миронов С.М. - спокойный, уверенный, образованный человек, который производит впечатление интеллигента.
К сожалению, достаточно часто студенты не могут оценить имидж политического лидера, так как не интересуются политикой.
Говоря об «идеальном» политическом лидере, участники фокусгруппового исследования отмечают такие моменты, как наличие внутреннего стержня, целеустремленности, дипломатичности и сдержанности. Респонденты заметили, что внешние данные являются важной, но не основной характеристикой успешного политика. Приятная внешность должна сочетаться с высоким уровнем интеллекта, профессиональными навыками и умениями. Значение имеет и досуг политика: молодежи нравится, что политик занимается спортом и ведет здоровый образ жизни. Обязательным для «идеального» политического лидера респонденты также считают наличие семьи.
Таким образом, проведенное социологическое исследование с применением метода анкетирования и фокусгрупповых дискуссий позволило сделать следующие выводы:
• можно с уверенностью заявить, что собирательный имидж политического лидера сегодня - это сильная личность с высокими деловыми и нравственными качествами, от которой зависит экономика и политика современной России;
• основными характеристиками имиджа политического лидера выступают: высокие морально-нравственные качества, патриотизм, профессиональные, деловые и политическими навыки, высокий уровень образования, наличие семьи;
• основными факторами, формирующими имидж современного политического лидера, выступает политическая и экономическая ситуация в стране, а также политическая реклама и политические стереотипы;
• уровень осведомленности студенческой молодежи о политической элиты Российской Федерации в целом выше, чем о региональной политической элите;
• полноценное соответствие идеальному образу современного политического лидера из числа представителей современной политической элиты Российской Федерации и Астраханской области имеется только у нескольких наиболее популярных политических лидеров;
• в современной России имеются популярные политические лидеры, к числу которых студентами были отнесены В.В. Путин и лидеры политических партий (В. Жириновский, Г. Зюганов, С. Миронов), а также члены правительства (Д. Медведев, С. Шойгу, С. Лавров);
• полноценное соответствие идеальному образу современного политического лидера из числа представителей современной политической элиты Российской Федерации и Астраханской области имеется только у нескольких наиболее популярных политических лидеров;
• наблюдаются изменения в восприятии имиджа политических лидеров, так, изменилось понимание студентами самого термина «политический лидер»; приоритетные характеристики политического лидера; неприемлемые качества, которые не должны быть у политического лидера, наиболее важным становится связь политического лидера с народом, что и обуславливает его позитивное восприятие.
Список литературы
1. Григорьев А. В. О Причинах пассивности политического участия астраханской студенческой молодежи / А. В. Григорьев, Ю. Г. Миронова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2016. - № 3 (48). - С. 77-83.
2. Миронова Ю. Г. Восприятия имиджа политических лидеров в условиях социально-политических изменений в России: сравнительный анализ социологических исследований / Ю. Г. Миронова, Т. Н. Яковлева // Ученый XXI века. - 2015. - № 11 (12). - С. 31-36.
3. Новикова Е. Н. Формирование имиджа национального политического лидера России / Е. Н. Новикова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 114. - С. 363-369.
4. Селиверстова Ю. А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация / Ю. А. Селиверстова // Власть. - 2011. - №1 - С. 71-73.
5. Соколов А. В. Взаимосвязь легитимации политической власти в России с имиджем политического лидера / А. В. Соколов // Власть. - 2009. - № 7. - С. 31-34.
References
1. Grigorev A., Mironova Ju. O Prichinakh passivnosti politicheskogo uchastiya astrahanskoy studencheskoy molodezhi [The reasons for the passivity of political participation of Astrakhan students]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economy, Culture], 2016, no. 3 (48), p. 77.
2. Mironova Ju., Jakovleva T. Vospriyatiya imidzha politicheskikh liderov v usloviyakh sotsialno-politicheskikh izmeneniy v Rossii: sravnitelnyy analiz sotsiologicheskikh issledovaniy [Perceptions of the image of political leaders in the context of socio-political changes in Russia: a comparative analysis of sociological research]. Uchenyy XXI veka [Scientist of the XXI century] 2015, no. 11 (12), p. 31.
3. Novikova E. Formirovanie imidzha natsionalnogo politicheskogo lidera Rossii [Formation of the image of the national political leader of Russia]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestiya of the Russian State Pedagogical University A.I. Herzen], 2009, no. 114, p. 363.
4. Seliverstova Ju. Imidzh politicheskogo lidera: sozdanie, vnedrenie, aktualizatsiya [Image of the political leader: creation, implementation, updating]. Vlast [Power], 2011, no. 1, p. 71.
5. Sokolov A. Vzaimosvyaz legitimatsii politicheskoy vlasti v Rossii s imidzhem politicheskogo lidera [The relationship between the legitimation of political power in Russia and the image of a political leader]. Vlast [Power], 2009, no. 7, p. 31.