DOI: 10.18137ZRNU.HET.23.03.R123 УДК 372.881.1
Гончарова Е.И.,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Образ России в представлении иностранных студентов
Образ страны, наряду с популярностью и престижностью языка в мире, оказывает сильное влияние на процесс овладения иностранными обучающимися русским языком. Русский язык является одним из самых популярных иностранных языков для изучения в мире. Согласно результатам исследования, проведенного статистической компанией Statista в 2022 году и, русский язык занимает 8 место в рейтинге самых распространенных языков в мире. На нем говорит более 282 миллионов человек. Он уступает лишь английскому, китайскому, хинди, испанскому, французскому, арабскому и бенгальскому языкам [4]. Многие иностранцы, которые хотят получить филологические образование, выбирают именно русский язык из-за его распространенности в мире. При этом, начиная освоение языка, иностранцы имеют некорректные представления о России, что оказывает сильное влияние на процесс обучения. Негативный образ страны снижает мотивацию иностранных обучающихся к изучению русского языка.
Образ России складывается из ассоциаций, связанных с культурой и носителями русского языка. Так в разных языках мира нашли отражение некоторые особенности традиционного русского быта. В Европе популярный аттракцион «Американские горки» именуется «Русские горки» (исп. Montaña rusa, фр. Montagnes russes, итал. Montagne
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
russe). Данный факт объясняется тем, что первое упоминание об аттракционе относится к периоду правления Петра I. Знатные особы любили кататься на горках в Царском селе, Ораниенбауме и Гатчине. Такое развлечение пришлось по вкусу не только в России, но и в других странах. Так русские прославились своей любовью к риску и быстрой езде.
На образ России оказывают влияние события, происходящие в стране и за ее пределами, действия представителей страны за рубежом.
Изучение понятия «образ страны» носит междисциплинарный характер. В лингвистике выделяют особое направление - имагология, в рамках которого ученые исследуют принципы и процесс создания образа страны в литературных произведениях. Национальные образы мира, в том числе и образ России, складываются из понимания ландшафта, национального характера и особенностей мышления, что находит отражение в литературе [2, с. 44]. В.Б. Земсков полагает, что образ России является результатом «наслоения» характе-
© Гончарова Е.И., 2023
ГОНЧАРОВА ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА Российская Федерация, Санкт-Петербург
аспирант, ассистент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Институт русского языка как иностранного, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Сфера научных интересов: словесный образ России, методика преподавания РКИ. Автор 10 опубликованных научных работ. Электронная почта: ekaterina.goncharova1@mail.ru
EKATERINA I. GONCHAROVA Saint Petersburg, Russian Federation
Postgraduate at the Department of Russian as a foreign language and methods of its teaching, Institute of Russian as a foreign language, The Herzen State Pedagogical University of Russia. Research interests: verbal image of Russia, methods of teaching Russian as a foreign language. Author of more than 10 published scientific works. E-mail address:ekaterina.goncharova1@mail.ru
Аннотация. Поднимается вопрос о необходимости формирования образа России в сознании иностранных студентов. Обоснована потребность преподавателей русского языка как иностранного в разработке соответствующих методик. Проанализирован термин «образ страны» в разных исследовательских направлениях: лингвистика, политология и методика преподавания русского языка как иностранного. Представлены результаты эксперимента по выявлению компонентов образа России и россиян в представлении студентов-иностранцев. В работе приведены задания для определения характера образа страны изучаемого языка, представлены приоритетные направления формирования положительного образа России.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, образ России, имагология, «мягкая сила».
Abstract. The article raises the question of the need to form the image of Russia in the minds of foreign students. The need to study the image of the country is justified. The term "image of the country" is analyzed in various research areas: linguistics, political science and methods of teaching Russian as a foreign language. The results of the experiment are presented. The paper presents tasks to identify the nature of the image of the country of the language being studied, and also presents priority directions for the formation of a positive image of Russia.
Keywords: Russian as a foreign language, image of Russia, imagology, "soft power".
ристик, которые формировались веками и носят неоднозначный характер в представлении иностранцев [3]. В политологии образ страны является одним из базовых понятий в теории «мягкой силы», суть которой состоит в том, чтобы сделать привлекательным образ страны для представителей других стран через средства массовой информации (далее -СМИ).
Термин «мягкая сила» в научный обиход ввел политолог Дж. Най. По его мнению, язык и культура играют ключевую роль в межкультурной коммуникации, делая образ страны положительным в сфере мировой политики. В методике преподавания русского языка как иностранного (далее - РКИ) также уделяется значительное внимание роли культуры страны. И.Л. Бим, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Е.И. Пассов, С.Г. Тер-Минасова говорят о необходимости соизучения языка и культуры. В то же время образ страны в рамках проблемы преподавания РКИ не достаточно
изучен, несмотря на то, что он может оказывать существенное влияние на уровень мотивации обучающихся к освоению русского языка [1, с. 84].
Начиная освоение русского языка, иностранные студенты могут иметь некорректные представления о России и россиянах. Представляется необходимым разработать методику обучения РКИ с учетом влияния образа России на эффективность овладения русским языком. Цель проведенного нами констатирующего эксперимента состояла в определении образа России и россиян в представлении иностранных студентов. Контингент исследования - обучающиеся бакалавриата Института русского языка как иностранного Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (далее - РГПУ). В констатирующем эксперименте приняло участие 110 студентов второго курса очной формы обучения.
Были поставлены следующие задачи: выявление сложившихся стереотипов в представлениях иностранных студентов о России; обнаружение негативных представлений, касающихся быта россиян и «пробелов» в области страноведения (история, география, искусство, традиции, персоналии России, национальный русский характер). Обучающимся было предложено выполнить коммуникативные задания.
Первое задание («Продолжите: Россия - это...») направлено на выявление общих представлений иностранных студентов о России: территория, население, валюта и др. По итогам его выполнения участниками эксперимента был сделан вывод о том, что фоновые знания обучающихся о стране изучаемого языка основаны на следующих ассоциациях: большая, многонациональная, рубль, богатая, холодная, СССР (см. Рисунок 1). Так, более 44 % ответов обучающихся связаны с данными о территории
ГОНЧАРОВА Е.И. |
ОБРАЗ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
России. 59 % обучающихся ассоциируют Россию с ее валютой - рублем. 36 % иностранных студентов знают, что Россия является многонациональным государством. Около 5 % респондентов считают, что Россия - страна с холодным климатом. Около 2 % иностранных студентов упомянули красоту России. Опрос показал, что информация о достижениях России в области науки и искусства не представлена среди ответов иностранных студентов. Их анализ показывает, что при разработке методики обучения русскому языку с учетом влияния образа России необходимо особое внимание уделить достижениям страны в науке, культуре и искусстве, красоте разных регионов страны.
Второе, третье и четвертое задания позволяют вывить представления иностранных студентов о наиболее известных особенно-
стях внешности россиян, чертах национального русского характера. Задание 2 звучит следующим образом: «Вы участвуете в программе по обмену студентами и преподавателями между университетами разных стран. Ваша семья принимает у себя студента из России. Вы должны встретить его в аэропорту. Опишите внешность вашего русского гостя».
Анализ ответов показал, что представления о внешности россиян являются стереотипными: высокие (57 %), с белой или светлой кожей (59 %), светлыми волосами (23 %), голубыми глазами (46 %), красивые (3 %) (см. Рисунок 2). Очевидно, что внешность россиянина в представлении иностранных студентов соответствует типичной славянской внешности. Мы предполагаем, что это связано с недостаточным уровнем лингвострано-ведческой компетенции, а имен-
но осведомленности о различных регионах России и различиях во внешности жителей разных регионов, недостаточным уровнем взаимодействия и культурных контактов с носителями русского языка.
Национальные особенности русского характера часто ассоциируется у иностранцев с выражением «загадочная русская душа». Россияне представляются недоступными, суровыми и недружелюбными (35 %); являются необычными и уникальными (28 %). Загадочность русской души связана с традициями и сложившимся менталитетом (12 %), романтичностью и благородством (8 %), свободой и отвагой (8 %), теплотой и добротой (7 %) (см. Рисунок 3).
Черты характера россиян также находят отражение в сложившемся образе России в сознании иностранцев. Среди наиболее часто повторяющихся ответов можно
I Количество ответов ■ Процент ответов
Рисунок 1. Ответы респондентов на задание 1
I Количество ответов ■ Процент ответов
выделить следующие: вежливым (84 %), добрый (46 %), гостеприимный (70 %), великодушный (43 %), щедрый (56 %) и др. (см. Рисунок 4). Положительных ответов наблюдается больше, чем резко негативных, например, сердитый (20 %), злой (2 %), жадный (5 %), завистливый (5 %) и др. По итогам анализа ответов респондентов очевидно, что россияне описываются в положительном ключе.
Пятое задание имеет целью выявление наиболее устойчивых стереотипов и предрассудков о России и россиянах, которые есть в сознании у иностранцев, изучающих
РКИ. Так, 58 студентов считает россиян гостеприимными и щедрыми. 20 опрошенных уверены, что у всех в России дома есть матрешка. 44 студента (72 %) уверены, что россияне злоупотребляют алкоголем и говорят при этом «на здоровье!». 14 студентов (23 % респондентов) убеждены, что все россияне пьют чай из самовара. 8 студентов (13 %) считают, что все русские носят шапку-ушанку. 7 студентов (12 %) убеждены, что медведи ходят по улицам городов и сел России (см. Рисунок 5). Таким образом, в учебной аудитории необходимо рассказать о традициях и обычаях,
принятых в России испокон веков. Например, Святки и Крещение, как правило, не освещены достаточно в учебных пособиях по РКИ, но при этом обучающиеся нуждаются в объяснении, они не понимают необходимость ныряния в ледяную воду зимой. Образ жизни россиян также не находит отражения в представлении иностранных студентов, что необходимо учесть при разработке методики обучения РКИ с учетом влияния образа России и россиян в представлении иностранных студентов.
Шестое и седьмое задания призваны выявить сферы обществен-
Процент ответов Рисунок 3. Ответы респондентов на задание 3
Процент ответов
_ГОНЧАРОВА Е.И.
ОБРАЗ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
ной жизни, о которых иностранные обучающиеся осведомлены лучше всего. Работа проводилась путем соотнесения знаменитых граждан России и сфер их деятельности. Как правило, уровень осведомленности обучающихся о знаменитых россиянах зависит от влияния СМИ и интересов самих обучающихся.
98 % респондентов знают, что В. Путин - президент России. 97 % ответили, что А. Пушкин - писатель и поэт. 95 % респондентов знают, что Ю. Гагарин - космонавт. 93 % респондентов ответили верно, что Петр I -император. Незнакомыми для большинства иностранных студентов оказались Д. Хворостовский, Д. Шостакович и М. Плисецкая. Лишь не-
большой процент испытуемых ответили верно - соответственно 13, 16 и 18 %. У иностранных обучающихся наблюдаются пробелы в знаниях в области искусства и науки.
По мнению испытуемых, наиболее развитыми сферами деятельности в России являются армия и оружие (88 %), атомная энергетика (83 %), освоение космоса (77 %)
I Количество ответов ■ Процент ответов
Рисунок 5. Ответы респондентов на задание 5
I Количество правильных ответов ■ Процент правильных ответов
и авиапромышленность (70 %) (см. Рисунок 7). По нашему мнению, такие ответы объясняются влиянием СМИ.
Восьмое задание направлено на выявление наиболее запоминающихся ассоциаций иностранцев, связанных с бытом россиян: блюда русской кухни, мода, погода, особенности поведения. 58 % испытуемых советует брать в Россию теплую одежду из-за холодной погоды. 52 % иностранных студентов настаивают на том, что щи и пельмени обязательно надо попробовать в России. 37 % опрошенных уверены, что в России удобный транспорт. 19 % обучающихся советуют посетить Сочи
и Санкт-Петербург. 18 % отмечают, что нужно взять с собой в Россию зонт (см. Рисунок 8). Представления иностранных студентов о погоде и блюдах национальной кухни являются преимущественно стереотипными. Знания о городах России сводятся к представлениям о наиболее популярных местах: Москва, Санкт-Петербург и Сочи.
Девятое задание позволяет сравнить мнения иностранцев до поездки в Россию и после знакомства с русской культурой. Так, до поездки в страну изучаемого языка обучающиеся (31 %) считали, что в России круглый год зима, 21 % -что россияне хмурые люди (см. Рисунок 9). После приезда 15 % опро-
шенных изменили свое мнение и стали полагать, что Россия - прекрасная страна.
Очевидно, что стереотипы и предрассудки преобладают в представлениях иностранных студентов о России, что обусловлено влиянием СМИ. Негативные ассоциации касаются, как правило, образа жизни и характера россиян. Недостаточными являются знания о географии России, традициях и обычаях, принятых у россиян, достижениях страны изучаемого языка в науке, истории и искусстве. Иностранные студенты хорошо осведомлены о российских медийных личностях. Тем не менее, для осуществления эффективной коммуникации с но-
I Количество ответов ■ Процент ответов
Рисунок 7. Ответы респондентов на задание 7
Процент ответов
ГОНЧАРОВА Е.И. |
ОБРАЗ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
I Процент ответов (до приезда) ■ Процент ответов (после приезда)
Рисунок 9. Ответы респондентов на задание 9
сителями русского языка будущим филологам необходимо обладать более глубокими фоновыми знаниями о России и россиянах. Результаты констатирующего эксперимента
послужили стимулом к разработке формирующего эксперимента, в ходе которого представляется необходимым скорректировать негативные представления о России,
осуществив погружение обучающихся в языковую картину мира россиян, сформировать целостную систему взаимосвязанных представлений о стране изучаемого языка.
ЛИТЕРАТУРА
Веснина Л.Е., Кирилова И.В. Образ России в китайских учебных материалах по русскому языку как иностранному: аксиологический аспект // Филологический класс. 2019. № 1(55). С. 83-88.
Гачев Г. Национальные образы мира: общие вопросы: русский, болгарский, киргизский, грузинский, армянский. М.: Книга по требованию, 2013. 234 с.
Земсков В.Б. Образ России в современном мире и иные сюжеты; отв. ред., сост. Т.Н. Красавченко. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив «Гнозис», 2015. 343 с.
Исследование статистической компании Statista «The most spoken languages worldwide in 2022». URL: https://www. statista.com/statistics/266808/the-most-spoken-languages-worldwide/
REFERENCES
Vesnina L.E., Kirilova I.V. Obraz Rossii v kitajskih uchebnyh materialah po russkomu yazyku kak inostrannomu: aksiolo-gicheskij aspect [The Image of Russia in Chinese educational materials on Russian as a foreign language: axiological aspect]. Philological class. 2019. No. 1(55). P. 83-88. (in Russian).
Gachev G. Nacional'nye obrazy mira: obshchie voprosy: russkij, bolgarskij, kirgizskij, gruzinskij, armyanskij [National images of the world: General questions: Russian, Bulgarian, Kyrgyz, Georgian, Armenian]. Moscow: Kniga po Trebova-niyu, 2013. 234 p. (in Russian).
Zemskov V.B. Obraz Rossii v sovremennom mire i inye syuzhety [The image of Russia in the modern world and other subjects]; otv. red., sost. T.N. Krasavchenko. Moscow; Saint Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ: Gnozis, 2015. 343 p. (in Russian).
Issledovanie statisticheskoj kompanii Statista "The most spoken languages worldwide in 2022" [Research of the statistical company Statista "The most spoken languages worldwide in 2022"]. Available at: https://www.statista.com/ statistics/266808/the-most-spoken-languages-worldwide/ (in Russian).