Научная статья на тему 'Образ России в письмах Э. Грига к А. Зилоти'

Образ России в письмах Э. Грига к А. Зилоти Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э. Григ / А. Зилоти / П. Казальс / «Концерты А. Зилоти» / музыкальное просвещение / эпистолярное наследие / E. Grieg / A. Ziloti / P. Casals / "Concerts of A. Ziloti" / musical enlightenment / epistolary heritage

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Горобец Светлана Владимировна

В центре внимания статьи – письма норвежского композитора, пианиста и общественного деятеля Эдварда Хагерупа Грига (1843–1907), адресованные русскому музыканту Александру Ильичу Зилоти (1863–1945). После их знакомства в Лейпциге в 1888 г. А. И. Зилоти приглашает Э. Х. Грига приехать в Петербург. Письма знакомят нас с творческими замыслами Э. Х. Грига, характеризуют его отношение к А. И. Зилоти как музыканту и человеку, показывают разнообразную музыкальную жизнь Петербурга начала ХХ в., ее размах и большое художественное значение. Письма помогают воссоздать облик Э. Х. Грига не только как замечательного композитора, но и как благородного человека, подлинного гуманиста, в них видна глубокая заинтересованность композитора в исполнении своих сочинений в России. Задачи исследования: осуществить анализ писем Э. Х. Грига адресованных А. И. Зилоти, через них раскрыть индивидуальность композитора, показать историческую значимость культуротворческой деятельности А. И. Зилоти в отечественной художественной культуре. Юбилеи обоих музыкантов, которые прошли в 2023 г. – 180 лет со дня рождения Эдварда Грига и 160 лет со дня рождения А. Зилоти – еще один повод обратиться к их творческой биографии и переписке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Russia in E. Grieg's letters to A. Ziloti

The focus of this article is on letters from the Norwegian composer, pianist and public figure Edward Hagerup Grieg (1843–1907) addressed to Russian musician Alexander Ilyich Ziloti (1863–1945). After their acquaintance in Leipzig in 1888, ieloti invites Grieg to come to St. Petersburg. The letters introduce us to Grieg’s creative ideas, characterize his attitude to Ziloti as a musician and a person, show the diverse musical life of St. Petersburg at the beginning of the twentieth century, its scope and great artistic significance. The letters help to recreate the image of Grieg not only as a wonderful composer, but also as a noble man, a true humanist, they show the composer’s deep interest in performing his works in Russia. Research objectives: to analyze Grieg’s letters addressed to Ziloti, through them to reveal the individuality of the composer; to show the historical significance of A. I. Ziloti's cultural activity in Russian artistic culture. The anniversaries of both musicians, which took place in 2023 – 180 years since the birth of E. Grieg and 160 years since the birth of A. Ziloti, are another wonderful reason to turn to their creative biography and correspondence.

Текст научной работы на тему «Образ России в письмах Э. Грига к А. Зилоти»

УДК 78.071.1(=113.5)"1843/1907":78.071.2(=161.1)"1863/1945"(044.2)

С. В. Горобец

Образ России в письмах Э. Грига к А. Зилоти

В центре внимания статьи - письма норвежского композитора, пианиста и общественного деятеля Эдварда Хагерупа Грига (1843-1907), адресованные русскому музыканту Александру Ильичу Зилоти (1863-1945). После их знакомства в Лейпциге в 1888 г. А. И. Зилоти приглашает Э. Х. Грига приехать в Петербург. Письма знакомят нас с творческими замыслами Э. Х. Грига, характеризуют его отношение к А. И. Зилоти как музыканту и человеку, показывают разнообразную музыкальную жизнь Петербурга начала ХХ в., ее размах и большое художественное значение. Письма помогают воссоздать облик Э. Х. Грига не только как замечательного композитора, но и как благородного человека, подлинного гуманиста, в них видна глубокая заинтересованность композитора в исполнении своих сочинений в России. Задачи исследования: осуществить анализ писем Э. Х. Грига адресованных А. И. Зилоти, через них раскрыть индивидуальность композитора, показать историческую значимость культуротворческой деятельности А. И. Зилоти в отечественной художественной культуре. Юбилеи обоих музыкантов, которые прошли в 2023 г. - 180 лет со дня рождения Эдварда Грига и 160 лет со дня рождения А. Зилоти - еще один повод обратиться к их творческой биографии и переписке.

Ключевые слова: Э. Григ, А. Зилоти, П. Казальс, «Концерты А. Зилоти», музыкальное просвещение, эпистолярное наследие

Svetlana V. Gorobets The Image of Russia in E. Grieg's letters to A. Ziloti

The focus of this article is on letters from the Norwegian composer, pianist and public figure Edward Hagerup Grieg (1843-1907) addressed to Russian musician Alexander Ilyich Ziloti (1863-1945). After their acquaintance in Leipzig in 1888, ieloti invites Grieg to come to St. Petersburg. The letters introduce us to Grieg's creative ideas, characterize his attitude to Ziloti as a musician and a person, show the diverse musical life of St. Petersburg at the beginning of the twentieth century, its scope and great artistic significance. The letters help to recreate the image of Grieg not only as a wonderful composer, but also as a noble man, a true humanist, they show the composer's deep interest in performing his works in Russia. Research objectives: to analyze Grieg's letters addressed to Ziloti, through them to reveal the individuality of the composer; to show the historical significance of A. I. Ziloti's cultural activity in Russian artistic culture. The anniversaries of both musicians, which took place in 2023 - 180 years since the birth of E. Grieg and 160 years since the birth of A. Ziloti, are another wonderful reason to turn to their creative biography and correspondence.

Keywords: E. Grieg, A. Ziloti, P. Casals, "Concerts of A. Ziloti", musical enlightenment, epistolary heritage

DOI 10.30725/2619-0303-2024-2-38-42

Перелистывая подшивку «Русской музыкальной газеты» (РМГ), которая выходила в Петербурге с 1894 по 1918 гг. под руководством музыкального критика, бессменного главного редактора Н. Ф. Финдейзена, было замечено несколько писем Эдварда Грига, адресованных пианисту Александру Ильичу Зилоти. Довольно редкий случай - публикация писем в периодической печати, так как они не предназначались всеобщей огласке. Так, в РМГ № 39 1907 г. напечатана небольшая статья «Памяти Эдварда Грига», посвященная биографии и творчеству композитора [1], а в следующем номере газеты

помещены фрагменты пяти писем, любезно предоставленные самим А. И. Зилоти. Предмет переписки двух музыкантов - предполагаемый приезд Э. Х. Грига в Россию [2].

К изучению эпистолярного наследия мало обращаются исследователи в последнее время. Восполним этот пробел и коснемся переписки Э. Х. Грига с известным русским пианистом, педагогом, дирижером, музыкально-общественным деятелем Александром Ильичом Зилоти (1863-1945).

А. И.Зилоти - ученик Н.С.Зверева, Н. Г. Рубинштейна, Ф. Листа. С 1888 по 1901 гг. он преподавал в Московской кон-

серватории (в его классе обучались С. Рахманинов, К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Л. Максимов), затем почти двадцать лет жил в Петербурге, где организовал свою антрепризную организацию под названием «Концерты А. Зилоти» [3-5]. А. И. Зилоти прилагал большие усилия для пропаганды творчества отечественных и зарубежных композиторов, а также знакомил слушателей с выдающимися исполнителями [6]. Будучи молодым амбициозным пианистом, он концертировал в Германии (с 1887 по 1889 гг.), где получил широкое признание как музыкант. А. И. Зилоти постоянно находился в центре художественной жизни. За пропаганду произведений русских композиторов П. И. Чайковский назвал А. И. Зилоти «агентом русской музыки» [7, с. 331].

В 1887 г. в Лейпциге А. И. Зилоти познакомился с Э. Х. Григом - артистом уже с мировым именем, выступления которого проходили не только в Скандинавских странах, но и в Лондоне, Париже, Брюсселе, Вене. Везде его встречали восторженно. Музыкальная культура Лейпцига и Лейпцигская консерватория, которую окончил Э. Х. Григ в 1862 г., сыграли немаловажную роль в формировании будущего композитора. Э. Х. Григ был впечатлен яркой музыкальной жизнью немецкого города, в котором когда-то жили И. С. Бах, Ф. Мендельсон, Р. Шуман. Здесь же в 1888 г. Э. Х. Григ встретился с П. И. Чайковским. Это было начало их искренней дружбы, между композиторами установились самые теплые отношения. «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца», -писал Петр Ильич Чайковский [8, с. 9]. Он был покорен не только творчеством норвежского гения, но и его личным обаянием -приветливостью, сердечностью, простотой. Об этом П. И. Чайковский писал в «Автобиографическом описании путешествия за границей в 1888 году» [9, с. 436]. Прекрасные лейпцигские вечера Э. Х. Григ тоже описывал в своих письмах: «В Чайковском я обрел горячего приверженца моей музыки. Он испытывает ко мне такую же симпатию, как и я к нему, музыканту и человеку» [10, с. 403]. Петр Ильич подарил Григу партитуру своей Третьей сюиты с дарственной надписью «Я люблю Грига! Я ценю Грига!» и посвятил ему Увертюру-фантазию «Гамлет» ор. 67.

П. И. Чайковский считал, что знакомство с Григами (имеются в виду Эдвард Григ и его супруга Нина Григ) - лучшее, что было в его путешествии 1888 г. А. И. Зилоти, П. И. Чай-

ковский и Э. Х. Григ часто собирались вместе, обедали, пели под аккомпанемент рояля. Об этом писала жена А. И. Зилоти -Вера Павловна, старшая дочь Павла Третьякова - своей сестре Александре Павловне Третьяковой-Боткиной [7, с. 344, 345-346]. «Все, отзывались восторженно о Григе, кто проводил время с Григом. Григи, - писала Вера Павловна, - это две куколки маленькие, которых хочется поставить на ладошку и показывать, так они типичны и гармоничны, художественны и обворожительны <...> Это настоящие северные люди, с чем-то затаенно-прекрасным...» [7, с. 347].

Приезжая в Лейпциг уже в 1893 г. А. И. Зилоти исполняет фортепианный концерт Э. Х. Грига, о чем с гордостью сообщает в письме П. И. Чайковскому [11, с. 140]. А в мае того же года Кембриджский университет избрал Э. Х. Грига доктором музыки вместе с П. И. Чайковским, К. Сен-Сансом, А. Бойто и М. Брухом. С этого времени мысль о посещении России не покидала Э. Х. Грига. Он получает приглашения от Варшавского филармонического общества и планирует после Варшавы заехать в Москву и Петербург, чтобы продирижировать своими произведениями.

Знаменательные пятнадцать писем Э. Х. Грига, датированные 1902, 1903, 1904, 1907 гг., адресованные А. И. Зилоти, были написаны, за редким исключением, в городе Трольхаугене, в котором композитор постоянно проживал с 1885 г. Трольхауген находится неподалеку от родного города Э. Х. Грига Бергена. Верный своей привычке к уединению, он имел небольшой загородный дом на самом берегу фьорда и маленькую усадьбу. Следуя твердому распорядку дня, который Э. Х. Григ установил себе сам. Несмотря ни на какие внешние обстоятельства, весну и лето он посвящал композиторскому творчеству в полном уединении, общаясь только с близкими друзьями.

Частично эти письма были опубликованы в «Русской музыкальной газете», а в полном объеме - в журнале «Ученые записки» за 1958 г. [12] и в книге «Александр Ильич Зилоти. Воспоминания и письма» [13]. В письмах лейтмотивом проходит огромное желание Э. Х. Грига приехать в Россию. «Мое заветное желание - побывать хоть раз в России», - писал Э. Х. Григ уже в своем первом письме А. И. Зилоти от 21 июня 1902 г. По разным причинам приезд так и не состоялся. Э. Х. Григ ссылается на свой почтен-

ный возраст - 59 лет, состояние здоровья и принципиальные соображения, касающиеся судьбы народа во время русско-японской войны 1904-1905 гг.

Имея уже небольшое представление о России, Э. Х. Григ хотел посетить Санкт-Петербург и Москву, куда его приглашали не только А. И. Зилоти, но и «Общество музыкальных педагогов», и петербургское отделение «Русского музыкального общества», председателем которого с 1896 по 1904 гг. был Цезарь Кюи, и другие организации. Всем приглашающим Э. Х. Григ отказывал. Даже очень известный в то время французский дирижер Эдуард Колонн получил отказ в резкой форме и возмущения Э. Х. Грига о действиях правительства Франции.

Письма знакомят нас с творческими замыслами Э. Х. Грига, характеризуют его отношения к А. И. Зилоти как музыканту и человеку. Читая их, сразу замечаешь уважительный тон общения: начинал Э. Х. Григ письма всегда с обращения «Глубокоуважаемый господин Зилоти!», а заканчивал их почти всегда одной и той же фразой «С дружеским приветом от дома - дому», что говорит о его искреннем желании выступить в концертах А. И. Зилоти. «Итак, я не оставляю надежды на встречу в России и приветствия от дома -дому», - писал Э. Х. Григ [12, с. 460].

Обговаривались даты приезда и программа выступления. Сроки всегда сдвигались, так как Э. Х. Григ должен был придерживаться последовательности в гастрольных городах Берлин - Санкт-Петербург - Москва -Варшава. Он очень хотел начинать свои гастроли с Санкт-Петербурга, а исполнить фортепианный концерт просил А. И. Зилоти. Сам он хотел только дирижировать или аккомпанировать пению. Как известно, Э. Х. Григу стоило больших усилий появляться на концертной эстраде, он сильно волновался перед каждым своим выступлением. А обладая большой волей и темпераментом, умел подчинять оркестр своей индивидуальности и покорять слушателей. Возможно, в области дирижирования ему легче было проявить артистизм, силу и мощь, чего не хватало Григу-пианисту. Поэтому Э. Х. Григ интересовался составом оркестра, количеством возможных репетиций, нотным материалом. Все это он должен был точно знать перед тем, как решиться на приезд в Санкт-Петербург.

Программу для выступлений Э. Х. Григ предлагал следующую: «Торжественный марш», «Колыбельную песню Сольвейг»,

«Концерт для фортепиано с оркестром», «Две элегические мелодии для струнного оркестра», «Балладу на норвежскую народную песню» соч. 24, «Оркестровую сюиту к драматической поэме Ибсена «Пер Гюнт», уже успевшую завоевать любовь слушателей1.

Но в письме от 25 сентября 1902 г. Э. Х. Григ пишет А. И. Зилоти, что не приедет ни в 1903 г., ни в 1904 г. и с чувством юмором и большой долей самоиронии говорит о переселении на планеты Сатурн или Юпитер, так как он «не бессмертен и после своего 60-летия желает покончить с концертированием за границей и жаждет покоя в одинаковой степени, как для души, так и для тела» [13, с. 222]. Тем самым отказывается от своей надежды исполнить сочинения в России в связи с ухудшением состояния здоровья. Затем, почти через полгода, в письме из Парижа от 30 апреля 1903 г., Э. Х. Григ с воодушевлением сообщает А. И. Зилоти, что все же надеется весной 1904 г. посетить Санкт-Петербург в сопровождении скрипача Иоганна Вольфа, бывавшего уже в России. В письме от 2 января 1904 г. Э. Х. Григ пишет, что тяжело болеет и у него не хватило мужества сразу отказаться от поездки, и к тому же он еще надеялся на улучшение здоровья. Останавливали его еще политические обстоятельства - русско-японская война, «люди думают совершенно о других вещах, а не об искусстве».

Демократические взгляды Грига-гуманиста актуальны и сегодня, как никогда. «Так ужасно и так печально, что все прекрасные речи о мире между народами остаются только фразами и комедией, - писал Э. Х. Григ. -Понятие честности, по-видимому, все еще остается утопией. Когда же честность станет действительностью? Когда же она станет программой действия?» [12, с. 470].

Так же Э. Х. Григ рассуждает об искусстве и его значении. К высокому назначению искусства стремился композитор в своем творчестве. Назначение искусства Э. Х. Григ видел в том, что оно должно привести народы к осознанию, что «искусство - вестник мира и что война есть нечто совершенно

1 Примечательно, что философская драма Ибсена привлекла не только Э. Х. Грига. В 1948 г. известный норвежский композитор Харальд Северуд создал новую музыку к «Перу Гюнту», пытаясь по-новому интерпретировать ее образы, отразить ее сатирический, обличительный пафос. Однако именно музыка Э. Х. Грига, знакомая любому школьнику своей сердечностью, остается великим произведением, несмотря на кажущуюся простоту, доступность, лиричность.

невозможное». «Прежде всего, нужно быть человеком, - писал он в письме А. И Зилоти. - Подлинное искусство возникает только из человека» [12, с. 472].

Последнее письмо Э. Х. Григ посылает А. И. Зилоти 16 августа 1907 г. из Норвегии. В нем он с большим сожалением пишет слово «нет» относительно поездки в Санкт-Петербург, «так как здоровье сейчас значительно хуже чем когда-либо» и благодарит А. И. Зилоти за ту привязанность к нему и как она его радовала все эти годы [12, с. 473].

На своих концертах в Санкт-Петербурге А. И. Зилоти уделял внимание «северным композиторам». Например, Я. Сибелиус приезжал в Петербург в 1906-1907 гг. для участия в «Концертах А. Зилоти» в качестве дирижера своих произведений. Несмотря на то, что Э. Х. Григу, к сожалению, не удалось приехать в Россию слушатели зилотиевских концертов все же смогли познакомиться с музыкой норвежского композитора.

Концерт для фортепиано с оркестром Э. Х. Грига был включен А. И. Зилоти в самый первый свой абонементный концерт, который состоялся 18 октября 1903 г. в зале Дворянского собрания, солистом был Р. Пюньо, а за дирижерским пультом - сам А. И. Зилоти [14]. Затем этот концерт исполнялся неоднократно с разными солистами-пианистами: 26 января 1908 г. солистом был А. И. Зилоти, а 26 октября 1913 г. - английский пианист и композитор П. Грэнджер. Сочинив концерт, Э. Х. Григ почувствовал себя зрелым мастером, а само произведение стало одним из любимых в репертуаре пианистов всего мира и остается им до сих пор. Вот так достаточно рано определилась долгая и счастливая судьба фортепианного концерта. А. И. Зилоти с большим вниманием относился к фортепианной музыке и к фортепианным концертам, в частности. Сам неоднократно их исполнял как солист и как дирижер.

В 5-м концертном сезоне 1907/1908 г. в Мариинском театре в рамках 1-го абонементного концерта 6 октября 1907 г. прозвучали в первый раз «Концертная увертюра (Осенью)» и «Последняя весна» для струнного оркестра Э. Х. Грига. А 16 января 1908 г. в Малом зале петербургской консерватории слушатели познакомились с Сонатой для фортепиано и виолончели в исполнении Пабло Казальса (виолончель) и А. И. Зилоти (фортепиано), затем это же произведение звучало на концерте 5 дека-

бря 1910 г., на котором, помимо григовской сонаты, были исполнены еще сонаты для виолончели Михаила Гнесина и Антона Рубинштейна.

В 10 сезоне 1912/1913 гг. на 2-м Камерном концерте прозвучали романсы Э. Х. Грига в исполнении певицы Елены Герхардт и пианиста Артура Никиша. Лирические по своему настроению, воспевающие прекрасные края скал, фьордов, озер и снежных вершин, они сразу заняли достойное место в музыкальной культуре Санкт-Петербурга.

Письма Э. Х. Грига к А. И. Зилоти полны дружеского отношения, доверия и уважения к нему. Э. Х. Григ видел в А. И. Зилоти музыканта с большой, человечной душой. Ведь Александр Ильич поддерживал музыкантов в их жизни, всегда продвигал таланты, помогал словом, делом и советом. Честность, отзывчивость и бескорыстие ценили современники в А. И. Зилоти.

Проведенный анализ писем позволил дать более полную характеристику Э. Х. Григу как человеку и гражданину, раскрыть творческий путь норвежского композитора в эпизодах, которые зачастую нигде более не зафиксированы. Показать индивидуальность адресата, определить стиль письма, обращений, порой шутливых и ироничных, где высокий стиль письма сочетается с бытовым. Письма Э. Х. Грига замечательны не менее, чем его музыкальные творения.

Список литературы

1. Русская музыкальная газета. 1907. 30 сент. Стб. 830-846.

2. Русская музыкальная газета. 1907. 7 окт. Стб. 866-870.

3. Горобец С. В. Петербургский период творчества Александра Зилоти // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (21). С. 120-124.

4. Горобец С. В. Обзор репертуара «Концертов А. Зилоти»: (к 70-летию со дня смерти пианиста) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2015. № 4 (38). С. 53-59.

5. Горобец С. В. «Концерты А. Зилоти» на страницах периодической печати 1903-1918 гг. // Педагогика искусства. 2016. № 3. С. 166-170.

6. Горобец С. В. Зилоти в культуре Петербурга: монография. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2021. 143 с.

7. Гриценко М. Н. А. И. Зилоти и Третьяковы (из семейного архива) // Александр Ильич Зилоти,

1863-1945: воспоминания и письма / сост., авт. предисл. и примеч. Л. М. Кутателадзе; под ред. Л. Н. Раабена. Ленинград: Музгиз, 1963. С. 320-404.

8. Асафьев Б. В. Григ. Изд. 4-е. Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1986. 85 с.

Чайковский П. И. Полное собрание сочинений: в 17 т. / общ. ред. Б. В. Асафьева. Москва: Музгиз, 1953. Т. 2 / подготовка текста и вступ. ст. В. В. Яковлева. XII, 438 с.

10. Левашова О. Е. Эдвард Григ: очерк жизни и творчества. Изд. 2-е. Москва: Музыка, 1975. 624 с.

11. Переписка А. И. Зилоти с П. И. Чайковским // Александр Ильич Зилоти, 1863-1945: воспоминания и письма / сост., авт. предисл. и примеч. Л. М. Кутателадзе; под ред. Л. Н. Раабена. Ленинград: Музгиз, 1963. С. 79-176.

12. Кутателадзе Л. Письма Э. Грига к А. И. Зилоти // Ученые записки / Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. Ленинград, 1958. Т. 2. С. 459-476.

13. Письма Э. Грига к А. И. Зилоти // Александр Ильич Зилоти, 1863-1945: воспоминания и письма / сост., авт. предисл. и примеч. Л. М. Кутателадзе; под ред. Л. Н. Раабена. Ленинград: Музгиз, 1963. С. 218-231.

14. Концерты А. И. Зилоти. Программы концертов за 10 сезонов (1903/1904 - 1912/1913). Санкт-Петербург : тип. С. Л. Кинда, 1913. 145 с.

References

1. Russian musical newspaper. 1907. 30 Sept. 830-846 (in Russ.).

2. Russian musical newspaper. 1907. 7 Oct. 866870 (in Russ.).

3. Gorobets S. V. Sankt-Petersburg period of creativity of Alexander Ziloti. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. 2014. 4 (21), 120-124 (in Russ.).

4. Gorobets S. V. Review of the repertoire of "A. Ziloti's Concerts": (on the 70th anniversary of the pianist's death). Current problems of higher musical education. 2015. 4 (38), 53-59 (in Russ.).

5. Gorobets S. V. "Concerts of A. Ziloti" on the pages of periodicals 1903-1918. Pedagogy of art. 2016. 3, 166-170 (in Russ.).

6. Gorobets S. V. Ziloti in the culture of Saint-Petersburg: monograph. Saint-Petersburg: SPbGIK, 2021. 143 (in Russ.).

7. Gritsenko M. N. A. I. Ziloti and the Tretyakovs (from the family archive). Alexander Ilyich Ziloti, 18631945: memories and letters / comp., auth. preface and note L. M. Kutateladze; ed. L. N. Raabena. Leningrad: Muzgiz, 1963. 320-404 (in Russ.).

8. Asafiev B. V. Grig. Ed. 4th. Leningrad, 1986. 85 (in Russ.).

9. Tchaikovsky P. I.; Yakovleva V. V. (preparation of text and introd. art.). Complete works: in 17 vols. Moscow: Muzgiz, 1953. 2, XII, 438 (in Russ.).

10. Levashova O. E. Edvard Grieg: an essay on life and work. Ed. 2nd. Moscow: Music, 1975. 624 (in Russ.).

11. Correspondence of A. I. Ziloti with P. I. Tchaikovsky. Alexander Ilyich Ziloti, 1863-1945: memories and letters / comp., auth. preface and note L. M. Kutateladze; ed. L. N. Raabena. Leningrad: Muzgiz, 1963. 79-176 (in Russ.).

12. Kutateladze L. Letters from E. Grieg to A. I. Ziloti. Scientific notes / State sci. research inst. of theatre, music and cinematography. Leningrad, 1958. 2, 459-476 (in Russ.).

13. Letters from E. Grieg to A. I. Ziloti. Alexander Ilyich Ziloti, 1863-1945: memories and letters / comp., auth. preface and note L. M. Kutateladze; ed. L. N. Raabena. Leningrad: Muzgiz, 1963. 218-231 (in Russ.).

14. Concerts by A. I. Siloti. Concert programs for 10 seasons (1903/1904 - 1912/1913). Saint-Petersburg: typ. S. L. Kinda, 1913. 145 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.