Научная статья на тему 'ОБРАЗ РЕНЕССАНСНОЙ ЖЕНЩИНЫ В РОМАНЕ ЛЮДВИГА ТИКА "ВИТТОРИЯ АККОРОМБОНЕ"'

ОБРАЗ РЕНЕССАНСНОЙ ЖЕНЩИНЫ В РОМАНЕ ЛЮДВИГА ТИКА "ВИТТОРИЯ АККОРОМБОНЕ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
138
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джабраилова М.И.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с исследованием исторического романа немецкого писателя Людвига Тика «Виттория Аккоромбона» (1840).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ РЕНЕССАНСНОЙ ЖЕНЩИНЫ В РОМАНЕ ЛЮДВИГА ТИКА "ВИТТОРИЯ АККОРОМБОНЕ"»

Джабраилова М. И. Образ ренессансной женщины в романе Людвига Тика «Виттория Аккоромбоне» УДК 830-31 Тик

Образ ренессансной женщины в романе Людвига Тика «Виттория

Аккоромбоне»

М.И. Джабрсшлова

О Виттории Аккоромбоне. одной из самых ярких и загадочных женщин итальянского Возрождения, Тик узнал впервые в 1792 году, когда прочитал пьесу английского драматурга Джона Вебстера «Белый дьявол, или Виттория Коромбони» (1612). Эта личность уже тогда поразила воображение писателя, и у него возникло желание запечатлеть ее образ. Оно осуществилось почти через полвека, когда Тик написал свой исторический роман «Виттория Аккоромбона» (1840).

В предисловии Тик сам объясняет замысел своего романа как стремление «нарисовать картину эпохи упадка итальянских государств и на этом фоне высветить жизнь человеческой души. Автор надеется, что его Виттория завоюет симпатии чистых и сильных натур...» [1, с. 56].

Тику и в самом деле удалось создать очень яркий, обаятельный характер, в котором женское начало очень органично сочетается с началом творческим и личностным. В образе Виттории воплощен ренессаисный тип человека, в ней женщина, поэт и незаурядная личность составляют нерасторжимое целое. Она пишет стихи, играет на лютне, любит философию, читает Банделло, Боккаччо, Ариосто, Тассо. Ее отличает удивительная цельность натуры, она независима, свободолюбива. Природа, поэзия, любовь, искусство составляют своеобразную атмосферу, в которой она чувствует себя раскрепощенной и естественной. Некоторые исследователи предпочитают вместо целостного восприятия ее личности говорить о том, чего в пей больше и что для нее предпочтительней, пытаются одни стремления героини противопоставить другим. Так, Кристоф Брехт, явно обедняя образ Внг-тории, пишет, что «именно свобода, а не красота является центральным моментом в ее размышлениях» [2, с. 230]. Между тем идея красоты постоянно сопутствует образу героини, составляя неотъемлемую часть ее облика. Сама Виттория в изображении Тика красива особой, благородной и изысканной красотой, кажется, будто она сошла с полотен Тициана, «Но даже Тициан, - пишет автор, - не смог бы, пожалуй, передать выражение ее черных, жгучих глаз, окаймленных длинными светлыми ресницами».

Тик сравнивает свою героиню с Минервой и называет ее «высокое явление», имея в виду не только ее душевные, нравственные качества, но и совершенство ее фигуры [3, с. 9]. Тик эстетизирует внешность своей героини, он постоянно сравнивает ее с картиной, она сама предстает как произведение искусства.

Виттория прекрасна не только душой, но и телом, что немаловажно, когда речь идет о ренессансиом человеке, о ренессансном идеале красоты. Тем более что у немецких романтиков в этом вопросе не было никаких расхождений с представителями эпохи Возрождения. Достаточно вспомнить слова Повалиса о том, что «есть только один храм на свете человеческое тело» (4, с. 565).

Возрожденческий облик героини дополняется еще и тем обстоятельством, что она не просто любит поэзию - она сочиняет стихи сама: «Виттория жила в тишине и покое; то играла на лютне и пела своим приятным голосом задушевные песни, многие из которых она написала сама, то слагала стихи и писала письма друзьям. Многие ее сонеты, канцоны и стансы были напечатаны тогда без указа-

64

ния ее имени ее друзьями и поклонниками, которым она их посылала. Рукописи некоторых ее стихотворений лежат под спудом в библиотеках Италии» [3, с. 131]. Мать Виттории гордится ее «талантливыми стихами», а мужчины восхищаются не только сс красотой, но и ее умом и образованностью [3, с. 10]. Одну из ее канцон высоко оценил сам Торквато Тассо, который сразу распознал в ней поэтическую натуру.

В этой связи выглядят несколько необоснованными суждения некоторых исследователей, в которых звучит явная недооценка этой стороны ее личности. Так, Ганс Мёртл пишет, что «ни в хрониках, ни у Вебстера не сказано о Виттории как о поэте ничего» и что «можно спокойно убрать из романа все, характеризующее ее в этом качестве, без всякого ущерба для произведения» [5, с. 98]. 1 [стер Везол-лск обращает внимание на то, что из «четырех поэтов в романе только Витторию невозможно идентифицировать как действительно существовавшую поэтессу» [6, с. 65]. Но вряд ли это обстоятельство может иметь серьезное значение для понимания романа. Ведь Виттория Аккоромбона - художественный образ, и Тик, сделав сс поэтессой, проявил в очередной раз незаурядный эстетический вкус и глубокое понимание изображаемой эпохи.

То, что героиня романа является поэтессой, придает роману особый исторический колорит. Тем самым она дополняет ряд блистательных женщин Ренессанса таких, как Виттория Колонна, Кассандра Фсделе, Туллия Арагонская и др. Вокруг Виттории царит атмосфера особой духовности, она окружена талантливыми людьми, способными на поэтические экспромты и импровизации.

Для женщины эпохи Возрождения писать стихи было чем-то естественным и органичным, потому что она получала равное с мужчиной образование и воспитание, что позволяло ей надеяться на максимальное развитие качеств, заложенных природой. «Кто теперь в Италии не поэт? — говорит один из героев романа, граф Пеполи. - Умение писать стихи входит в сферу воспитания образованного человека» [3, с. 57]. Кроме того, стихи Виттории Аккоромбоны являются средством раскрытия ее характера, в них отражаются ее душевное состояние, вся глубина ее натуры. Занятия поэзией делают ее «разносторонним человеком» Возрождения, о котором писал Якоб Буркхардх [7, с. 126], и в то же время усугубляют ее положение, поскольку, как замечает Д.Л. Чавчанидзе, «творческий дар - основа разлада личности с миром» [8, с. 179].

В изображении ренессансной женщины Тик во многом предвосхищает знаменитого швейцарского культуролога. «Для понимания высшей общественной жизни Ренессанса, - писал Буркхардт, - необходимо учитывать, что женщина пользовалась таким же уважением, что и мужчина... Прежде всего женщина в высшем сословии получала по сути то же образование, что и мужчина. Итальянцы без малейших колебаний давали своим дочерям и сыновьям одни и те же литературные и даже филологические уроки... Речь не шла об открытой, сознательной «эмансипации», потому что задача и так сама собой разумелась: знатная женщина, как и мужчина, тогда просто должна была стремиться стать автономной, совершенной во всех отношениях личностью... Нельзя было больше польстить тогдашней именитой итальянке, чем признать в пей мужской ум, мужской характер... Здесь речь идет об определенном идеале. Титул «virago» (мужественная девушка, героиня), который наше столетие сочло бы за весьма двусмысленный комплимент, тогда означал высочайшую славу» [7, с. 338 - 340].

65

Все обстоит именно так в романе Тика, написанном за несколько десятилетий до появления труда Якоба Буркхардта. Виттория обладает душевными достоинствами, которые считаются обычно характерными для мужчин, - твердость духа, независимость, нежелание подчиняться людям и обстоятельствам — «моя судьба в моих руках. Я ни за что ис стану покоряться тому, что люди называют необходимостью и роком. Нет на свстс такого существа, которое могло бы придти и сказать: ты должна мне повиноваться! До тех пор, пока я буду в состоянии пошевелить хотя бы пальцем, я не склонюсь ни перед людьми, ни перед смертью, ни перед судьбой [3, с. 92].

У Тика в романе тоже встречается понятие virago. Именно этим словом характеризует один из героев, поэт Капорале, прошедшую мимо него Маргариту Парм-скую. вдову Алессандро Медичи - «хотя она уже немолода, она в состоянии обуздать самого норовистого коня и оставить на охоте далеко позади самых крепких мужчин, короче, она истинная virago в благородном смысле этого слова» [3, с. 55].

При всей женственности, красоте и полном отсутствии малейшего мужеподо-бия Виттории близок такой идеал женщины. При этом она невысокого мнения о мужчинах. «Ты только посмотри на них, - говорит она своей матери, - даже на самых хороших, самых благородных - какие они все жалкие, убогие, ничтожные и тщеславные... Они буквально источают похоть при слове любовь... И этим бездушным, скучающим существам, вечно жаждущим денег, теплого местечка и внимания сильных мира сего я должна отдать сокровище моего чистого тела, целомудрие и невинность? ... Я ненавижу, я презираю мужчин!» [3, с. 62].

Она критически настроена по отношению к тому, что происходит в стране: «Почти все законы у нас утратили свою силу, всяк делает, что ему вздумается, у кого есть сила, может удовлетворить любую свою прихоть...» [3, с. 202]. Она произносит антиклерикальные речи в присутствии кардинала Фарнезс - «я тоскую по тем славным временам, когда наши предки могли думать и говорить, не опасаясь, что над ними витает темный дух церкви» [3, с. 206].

Виттория - живая, естественная натура, она тяготится искусственными красотами всяких безвкусных романов и мраморных изваяний, ее тянет на природу -«только на свежем воздухе наши сердца и души по-настоящему раскрепощаются, и милая, бесконечно прекрасная природа дружески берет нас под руку и нашептывает нам такие душевные и трогательные, возвышенные и озорные вещи, каких нет ни в одной книге и ни в одной рукописи» [3, с. 13]. Естественность ее облика подчеркивается тем, что автор сравнивает се с Амфитритой, женой Нептуна.

У Тика цельность натуры не исключает ее сложности и противоречивости. Виттория произносит взволнованные речи против мужчин, говорит об отвращении к физиологической, чувственной стороне любви, но в то же время признает силу внешних обстоятельств и душевных порывов, готова идти на компромисс. Своей матери, встревоженной из-за необычных взглядов дочери на традиционное женское жизнеустройство, Виттория говорит: «Пусть все идет своим чередом, Кто знает, может быть, время и опыт заставят меня думать иначе» [3, с. 24]. Она способна увлекаться, безоглядно следовать своему чувству. По мнению Кристофа Брехта, Ви ггория «одновременно девственна и дионисична» [2, с. 90, 240], а Ганс Мёртл полагает даже, что «в ней осталось что-то от куртизанки, какой она показана в пьесе Вебстера» [5, с. 97, 134]. Строгая и сдержанная, она ждет того единственного, кто предназначен ей судьбой: «где мне найти существо, которое я могла бы уважать и любить?» [3, с. 62]. И когда это «существо», герцог Браччано, по-

Джабраияова М.И, Образ репессансной женщины в романе Людвига Тика «Виттория Дккоромбоне»

являе тся в ее жизни, и они оба испытывают то, что Тик называет «воспламенением сердец», Виттория целиком отдается своему чувству, своей большой любви, будучи уже замужней женщиной. Желание кардинала Фарнезе сделать ее своей любовницей не вызывает у нес возмущения, она позволяет выдать себя замуж за ничтожного Перетти, она знает, что Браччано убил свою жену Изабеллу и повинен в убийстве Перетти, но это не вызывает у нее нравственного негодования.

Тик, создавая образы Виттории и других персонажей своего романа, исходил из своих представлений о сложности человеческой природы. «Глубокая дисгармония, вопиющие противоречия, грозящие разрушить человеческую жизнь, - писал Тик, - дремлют до поры в душах большинства людей. Можно даже сказать, что человек и его характер как раз ими и обусловлены, и тем вернее, чем человек талантливей от природы» [9, с. 22].

Среди жизненных ценностей, на которые ориентируется Виттория Аккоромбо-на, прежде всего следует отметить поэзию и любовь - и то, и другое наполняет ее существование особым смыслом. В связи с этим большое значение в романе имеют образы Торквато Тассо и герцога Браччано. Первый в полной мере соответствует своему историческому прототипу и придает роману своеобразный колори т. Он появляется в произведении всего один раз, но постоянно присутствует в мыслях главной героини и в рассуждениях других персонажей. В целом он предстает у Тика таким же, каким он изображен в известной драме Гете - гениальным поэтом, загубленным социальными обстоятельствами того времени, жертвой деспотического режима феррарского герцога. Только в отличие от Гете Гик не следует поэтической легенде, сложившейся еще при жизни Тассо. Согласно этой легенде он был влюблен в принцессу Элеонору д'Эсте, сестру феррарского герцога Альфонса Второго. Этот мотив Тиком тоже упомянут, но главное внимание он уделяет абсолютному бесправию поэта, его ранимости и беззащитности перед придворными интригами и произволом феррарского правителя, который семь долгих лет продержал последнего великого поэта итальянского Возрождения в темнице. Тассо символизирует судьбу настоящей творческой личности в мире зла и несправедливости.

«Что такое поэт при дворе какого-нибудь избалованного, самовлюбленного князя, - рассуждает один из персонажей романа, поэт Спероне. - Не друг, не родственник, не советник. Сначала фаворит, доверенное лицо, любимец, предмет ненастоящего восхищения; а через некоторое время - человек постоянно унижаемый, вынужденный терпеть причудливые настроения своего повелителя...» [3, с. 77]. А граф Пеполи приходит к выводу, что «люди не выносят тех, кто возвышается над убогой посредственностью» [3, с. 81]. Виттория чувствует свое духовное родство с Тассо, его судьба глубоко трогает ее, ей, как никому другому, понятны и близки его страдания. «Хочется плакать, - говорит она, - когда подумаешь, что в нашем бедном отечестве гениального человека какой-нибудь князь может держать на поводке, как придворную собачку» [3, с. 141 ].

Эрнст Риббат заметил, что Виттория - это «Тассо в юбке» [10, с. 234]. Однако некоторые исследователи исходя из того, что Тассо мало появляется на страницах романа, считают его фигуру лишней (Г. Мёртл, Е. Бош).

С этим трудно согласиться. Личность и творчество Торквато Тассо глубоко интересовали Тика. Вслед за новеллами о Шекспире и Камоэнсе он собирался написать новеллу о Тассо, но этот замысел остался неосуществленным. В своем романе он воспользовался случаем, чтобы, наконец, создать его художественный об-

раз, но делает он это очень осторожно, с присущим ему эстетическим вкусом, с чувством меры, ведь в противном случае великий поэт мог заслонить собой образ главной героини. Тассо в романе Тика выполняет, можно сказать, чисто функциональную роль. Во-первых, он придает произведению особый исторический колорит, он помогает показать эпоху. А во-вторых, его история развивается параллельно с историей Виттории, сопровождает ее чуть ли не на протяжении всего текста, оставаясь при этом где-то на заднем плане.

Судьбы. Тассо и Виттории связаны между собой, поскольку они - родственные души, хотя и одаренные в разной степени и по-разному. Тассо сразу распознал в ней глубокую поэтическую натуру, а Виттория неизменно восхищается им и защищает его от несправедливых суждений и оценок поверхностных людей, которым просто ие дано его понять, тем более что непонимание окружающих - это и ее личная проблема. «Мне, видно, на роду написано, - говорит она, - быть никем непонятой» [3, с. 94]. Когда один из персонажей романа, Челио Малеспина, позволяет себе говорить о злоключениях Тассо со снисходительной усмешкой, Виттория вступается за поэта: «Такое впечатление, что вы необразованный человек, вам место в какой-нибудь захолустной Калабрии, судя по вашим взглядам на мир и человека. Как вы читаете стихи? ... Как вы можете насмехаться над несчастным!» [3, с. 142]. Образ Тассо ни в малейшей мере не нарушает идейное и структурное единство романа.

Еще один светлый момент в жизни Витгории - любовь к герцогу Браччано, их недолгое счастье вдвоем. Виттория ищет в жизни настоящей любви, она отказывает многим в ожидании своего единственного мужчины, несмотря на то, что это порой очень нелегко. Ее преследует своей любовью могущественный и циничный граф Луиджи Орсини, у которого, по словам Виттории, «даже любовные признания звучат как проклятия» [3, с. 91]. Он не признает в жизни ничего, кроме произвола и грубого насилия. Предлагая Виттории руку и сердце, он открыто оскорбляет ее, заявляя, что тем самым делает ей большое одолжение. Но Виттория, гордая и своенравная личность, выше всего на свете ценящая свою независимость, не остается в долгу. «Любая девка слишком хороша для тебя, - говорит она ему. - Раб, приговоренный к галерам, в моих глазах выше тебя» [3, с. 70]. Право на свободное чувство Виттория оплачивает очень дорогой ценой - в финале романа злобный и мстительный Орсини убивает ее.

Ее избранник Браччано показан автором достойным человеком. Это волевой мужчина, который отличился в боях против турок, находясь на службе венецианской республике. Он появляется в доме Аккоромбони под видом купца Джузеппе и очаровывает Витторию. Он женат на сестре Франческо Медичи Изабелле из политических соображений, не по любви. Чтобы усчроить свою жизнь с Витторией, он не останавливается перед преступлениями — убивает свою жену и способствует гибели мужа Виттории, причем последняя нисколько не осуждает его за это. Подобное поведение соответствовало нравам той эпохи, когда разум и мораль отступили под натиском страстей, когда на смену средневековой кротости и смирению пришли своеволие и дерзость, когда, по словам самого Браччано, «горячая кровь кипит в жилах представителей наших великих фамилий» [3, с. 178].

Семейство Медичи против брака Виттории и Браччано, они боятся, что дети Браччано и Изабеллы потеряют право наследования. В итоге Браччано погибает при загадочных обстоятельствах, отравившись в лесу какими-то ядовитыми испарениями. Виттория не может добиться личного счастья, несмотря на все свои че-

68

Джабраияова М.И. Образ ренессансной женщины в романе Людвига Тика «Виттория Аккоромбоне»

ловечсскис достоинства, которые очевидны даже для посторонних. Наблюдая, как она на собрании кардиналов защищается от обвинений в гибели мужа, заезжий англичанин, посланник королевы Елизаветы в Риме, с восхищением говорит: «Эта великолепная женщина должна была бы управлять какой-нибудь великой империей» |3, с. 261].

Литература

1. Dichter über ihre Dichtungen. Ludwig Heck / Hg. von Uwe Schweikcrt. - Bd. 9 (i, II, III).-München, 1971. - 361 S., 361 S., 400 S.

2. Brecht Chr. Die gefährliche Rede. Sprachreflexion und Erzähl struktur in der Prosa Ludwig Tiecks. - Tübingen, 1933. ~ 271 S.

3. TieckL. Vittoria Accorombona. -Berlin, 1965.-374 S.

4. Novalis. Schriften. Bd. 2. - Stuttgart, 1965. - 622 S.

5. Mord IL Die Renaissance in Tiecks «Vittoria Accorombona» // Neue Jahrbücher für das klassische Altertum, Geschichte und deutsche Literatur / Hg. von Johannes 11-berg. - 26. Jahrgang. - 1923. - Heft 2.

6. WesoUek P. Ludwig Tieck, oder Der Weltumsegier seines Innern. - Wiesbaden, 1984.-251 S.

7. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М., 1996. ~ 527 с.

8. Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. - М., 1997. - 294 с.

9. Tieck L Kritische Schriften. Bd. II. - Leipzig, 1848. - 258 S.

10. Ribbat E. Ludwig Tieck. - Kronberg, 1978. - 290 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.