Научная статья на тему 'НОВЕЛЛЫ ЛЮДВИГА ТИКА О ШЕКСПИРЕ И КАМОЭНСЕ'

НОВЕЛЛЫ ЛЮДВИГА ТИКА О ШЕКСПИРЕ И КАМОЭНСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джабраилова М.И.

В статье анализируются новеллы немецкого романтика Л. Тика о Шекспире и Камоэнсе. В них отразилось своеобразие представлений Тика о проблеме художника. Эти новеллы, написанные в поздний период творчества писателя, позволяют проследить характер эволюции взглядов автора на проблемы искусства и назначения художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЕЛЛЫ ЛЮДВИГА ТИКА О ШЕКСПИРЕ И КАМОЭНСЕ»

УДК 830-31 Тик

Новеллы Людвига Тика о Шекспире и Камоэнсе М.И. Джабраилова

Общеизвестен глубокий интерес немецких романтиков к проблеме художника, творческой личности, искусства вообще. Искусство воспринималось ими как высшая форма познания, а гениальный художник - высшая цель эволюции. «Наука, - писал Шеллинг, - лишь поспешает за тем, что уже казалось доступным искусству» [1, с. 114]. Ф. Шлегель полагал: «Чем являются люди по отношению к другим творениям земли, тем является художник по отношению к людям» [2, с. 60]. Тик уделял этой проблеме много внимания не только в своих романах («Странствия Франца Штернбальда», «Виттория Аккоромбона»), но и в своей новеллистике. Его новеллы «Жизнь поэта» (1824) и «Смерть поэта» (1833) посвящены, соответственно, Шекспиру и Камоэнсу. Они написаны в поздний период творчества, в них интерес Тика к проблеме художника соединяется с его интересом к истории. Один из немецких исследователей верно заметил, что «переход от современных новелл Тика к историческим совершается через его новеллы о художниках» [3, с. 72].

В новелле «Жизнь поэта» (1824) Шекспир противопоставлен своим предшественникам Роберту Грину, Кристоферу Марло и Томасу Нэшу как истинный гений. Только ему дано обрести гармонию в самом себе и своих творениях, потому что он, в отличие от своих предшественников и современников, обладал способностью не увлекаться крайностями и синтезировать самые разные эстетические позиции, изображать жизнь во всей ее полноте и сложности. Марло показан как неисправимый гуляка и представитель лондонской богемы, выразитель необузданных чувств и страстей, сторонник идеи «сильной личности». Грин предстает в новелле как поэт, отчаявшийся, разочаровавшийся в выборе жизненного пути, он не хочет, чтобы его сын тоже стал поэтом - «ты не пойдешь по этой опасной дороге... Ты должен сделаться деятельным, работящим, обыкновенным человеком» [4, с. 351]. Нэш рассуждает в духе гётевского Вильгельма Мейстера - «Поэзия! Она хороша как юношеское упражнение. В молодости каждый человек должен любить и писать стихи; но кто это делает своим призванием, тот избирает занятие более неблагодарное, чем тот, кто старается бросать чечевичные зерна сквозь игольное ушко» [4, с. 365]. И только Шекспира Тик делает представителем «универсальной» поэзии в духе ранних немецких романтиков, именно ему в уста вкладывает автор слова о том, что «существует поэзия, объединяющая всё», и что «поэт послан для того, чтобы разъяснить помраченным умам все явления природы и истории...» [4, с. 327, 381]. Возможно, такое понимание феномена Шекспира оказало влияние на лекции о Шекспире Кольриджа, с которым Тик познакомился в Риме в июле 1805 года, а потом встречался в 1817 году в Лондоне, ведь известно, что английский романтик вообще проявлял глубокий интерес к немецкой философии и эстетике. Во всяком случае, Кольридж тоже полагал, что у Шекспира «разнородное объединено, как в природе» [5, с. 276].

Шекспир у Тика хочет «сочетать теснейшим образом телесное с духовным, вечное с земным, Купидона с Психеей» [4, с. 330]. В отличие от Марло, который говорит: «Но какое дело истинному поэту до его так называемого отечества? Кло-

чок земли, на котором он случайно родился...», Шекспир считает, что настоящий поэт должен любить свою родину - «вы не можете отречься от вскормившей вас стихии, от взрастившей вас среды» [4, с. 335]. Любовь к родным корням, к народной культуре возникла у Тика давно, еще в ранний период творчества, а с годами под воздействием опыта Освободительной войны и общения с гейдельбергскими романтиками она усиливалась и крепла. Один из друзей Тика барон Фризен вспоминает, что из окон своего дрезденского дома, которые выходили на рыночную площадь, писатель мог часами смотреть на праздничные народные гулянья [6, с. 360].

Если для Грина поэзия - это поиски «в фантазиях и мечтах того, что найти в жизни не хватает сил» [4, с. 402], то Шекспир прочно стоит на земле и в своем творчестве идет от самой жизни и ее естественных законов. По словам Клауса Гюнцеля, Шекспир предстает у Тика «как выразитель духовных, нравственных и национальных интересов английского народа» [7, с. 301].

В новелле «Смерть поэта» (1833) Тика интересует судьба великого португальского поэта Луиса де Камоэнса на фоне его эпохи. Основу сюжета составляет история трагической любви Камоэнса и знатной придворной дамы графини Катарины, которая, повинуясь воле отца, вышла замуж за другого. Но эта коллизия, как заметила Е.А. Панкова, «совершенно теряется в ходе повествования. Новелла постепенно перерастает в роман: появляются многочисленные второстепенные персонажи со своими вставными историями, действие замедляется, увеличивается количество побочных эпизодов и ситуаций, расширяются затрагиваемые темы и проблемы» [8, с. 11]. Тик внес свой вклад в процесс «романизации» новеллы. Камоэнс показан у него на самом последнем отрезке его полной испытаний жизни, когда он, поэт и воин, автор знаменитой поэмы «Лузиады», возвращается в Лиссабон и, никем не узнаваемый, тихо и скромно живет в обществе верного слуги негра Антонио. В городе думают, что он давно уже умер в госпитале в Ост-Индии и, кроме графини Катарины и ее дальнего родственника Христофоро, о нем почти никто не вспоминает. Он как бы погребен среди живых, в обществе он чувствует себя так, «словно всплыл из глубины морей» [9, с. 262], настолько чуждо ему все вокруг.

Камоэнс показан Тиком как человек высоких духовных запросов, он живет поэзией и хорошо знает ее, читает в кругу друзей и восхищается Ариосто, ценит Пульчи, Боярдо, он мудр и безупречно честен. Как поэт Камоэнс живет и вдохновляется земными проблемами: «Поэт, говорят люди, вечно парит над землей. Точно таким же считают и меня. Но ни летать, ни даже оторваться от земли я не могу. И чем сильнее поэтическое вдохновение, тем прочнее привязываюсь я к земле. Погружаться в земное, чтобы обнаружить там неземное - вот в чем, кажется, состоит мое истинное назначение» [9, с. 72]. В его облике сливаются воедино поэт и гражданин, ему дороги интересы родины. При этом он любит ее совершенно бескорыстно, за его гениальную поэму «Лузиады» ему заплатили столько, сколько в Индии он получал за неделю. Камоэнс бедствует, подвергается гонениям, умирает в бедности и одиночестве, но изгоем себя не считает. Он потерял глаз, с оружием в руках отстаивая интересы Португалии в далеких морях и океанах. Но любовь к родине сочетается у него с резкой критикой нравов, царящих в ней, эта любовь деятельна и заставляет его выступать против несправедливости и тех безобразий, которые творятся в португальском обществе. У него ироническое отношение к правящим слоям общества - «О, эти знатные! Им так трудно быть людьми» [9, с. 235]. Португалия изображена в новелле в один из самых драматических моментов своей истории, она находится вроде бы в зените своей славы,

процветает, но самые мудрые, вроде Камоэнса, понимают, что близится катастрофа, ибо к власти в стране пришли безнравственные люди, готовые ради наживы и роскоши на любые авантюры. Находясь в Ост-Индии, Камоэнс видит творимые там бесчинства и бичует их в сатирических стихах. Он отказывается от карьеры, от выгодного брака, он не хочет разделять «всеобщее умопомрачение» [9, с. 132]. Сложность ситуации, в которой оказалась Португалия во второй половине XVI века, заключалась в том, что ее великие герои и мореплаватели открыли дорогу, сами того не зная, проходимцам и авантюристам, которые стали обогащаться за счет угнетения других народов, жителей своих колоний. Дон Христофоро говорит: «С момента открытия новых миров наша нация так же, как и испанская, изменилась. Мерой всего стало богатство, оно определяет счастье человека и даже его добродетель, и те, кто не хочет предаваться этому страшному заблуждению, объявляются глупцами, потому что исчезла сама вера в то, что человек может быть благородным и порядочным.» [9, с. 132]. Камоэнс остается верен своим гуманистическим убеждениям, он «не хочет признать, что несправедливость и жестокость так же свойственны природе человека, как доброта и великодушие. он печалится по поводу того, что героические деяния благородных португальцев обернулись разбоем, грабежом, угнетением бедных и обогащением алчных» [9, с. 145]. Вернувшись в Лиссабон, Камоэнс обнаружил там «духовное убожество, . никого не интересует поэзия, никто не говорит о книгах, все заглушает теология.» [9, с. 168]. «Лузиады», его великая поэма, эта, по словам одного из героев, «вторая божественная комедия, только теперь героическая» [9, с. 190] забыта, и это невнимание к национальному эпосу Тик считает одним из главных признаков упадка. Молодежь подвержена всеобщему моральному разложению, «у нее нет ни души, ни жизненного опыта, она доверяет лишь мгновению и живет одним днем.». Но есть еще в Португалии и другие молодые люди, и это помогает поддерживать веру в ее будущее. Один из них - Фердинанд, племянник графини Катарины, он не разделяет царящих в обществе потребительских настроений, «им овладела страсть к истине и познанию, стремление понять мир и человека.» [9, с. 66].

Отношение к современному португальскому обществу у Камоэнса сложное. Как отмечает Е. В. Соколова, «он не желает иметь с этим обществом ничего общего, но чувствует себя ответственным за него» [10, с. 12]. Он пытается предостеречь португальцев от очередной опасной авантюры, от необдуманного военного похода в северную Африку (1578), но ему не удается сделать это. Национальная катастрофа неизбежна. Молодой честолюбивый король Себастьян погибает в бою во время экспедиции в Марокко, через два года умирает Камоэнс и в том же 1580 году испанский король Филипп II завоевывает Португалию и более чем на полвека (1640) превращает ее в провинцию Испании. Смерть поэта символически совпадает со «смертью страны», она была жива, пока был жив он, ее национальный поэт. Он воплощал ее дух и был настоящим хранителем лучших ее традиций и гарантом ее независимости. Но в новелле Тика есть еще одна мысль - что бы ни случилось с Португалией сегодня или в будущем, она все равно будет жить в творении Камоэнса. Маркиз де Кастро, один из героев новеллы, говорит поэту: «Наш король погиб, наша свобода утрачена, но если когда-нибудь надменный испанец поработит наше отечество, из вашей поэмы зазвучит призыв к свободе и патриотизму и разбудит новые силы в народе. Возможно, скоро только эта книга и будет Португалией, в ней живы мужество и родина, любовь и могущество.» [9, с. 288].

Тик в этой новелле делает существенный шаг вперед в изображении художника. Он показан здесь в совершенно иной, социально-исторической плоскости. Несмотря на одиночество и непонятость, которые роднят Камоэнса с романтическими художниками, он сильно отличается от вакенродеровского Берглингера, от гофмановского Крейслера и от Штернбальда самого Тика прежде всего тем, что он чувствует себя представителем своей страны и своей нации. Несмотря на все лишения и невзгоды, которые ему пришлось пережить, он не обижается на свою страну, потому что не отождествляет ее с нынешней властью. Он многими нитями связан с жизнью и судьбой Португалии, его образ дается на фоне переломного исторического момента, очень важного для его родины, а значит и для него самого.

«Смерть поэта» явилась самым крупным и значительным произведением Тика дрезденского периода до «Виттории Аккоромбоны». В нем, как и в написанных ранее новеллах «Жизнь поэта», «Праздник в Кенильворте», «Мятеж в Севеннах», «Шабаш ведьм» и др., проявляется в полной мере интерес писателя к прошлому, к художественному повествованию, основанному на историческом материале. Все эти произведения вплотную подводят Тика к созданию исторического романа «Виттория Аккоромбона». В «Смерти поэта» уже появляется образ Торквато Тассо, которому будет отведена очень важная роль в художественной концепции последнего романа, есть очень характерное рассуждение о положении Италии в XVI столетии, которое по духу совпадает с высказываниями героев романа о своей стране - «бедная Италия, как давно уже она не может быть подлинной родиной для патриотов и людей духа! Сколько лет уже она не имеет своей истинной истории!» [9, с. 20]. И, может быть, самое главное - в этих новеллах опробован исторический жанр, сделана серьезная попытка эстетического осмысления истории.

Литература

1. Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. - Л., 1936.

2. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред. А С. Дмитриева. - М., 1980.

3. Minor L. Tieck als Novellendichter // Ludwig Tieck. Hg. von W. Segebrecht. -Darmstadt, 1976.

4. Немецкая романтическая повесть.- М. - Л., 1936. Т. 1.

5. Кольридж С. Т. Избранные труды. - М., 1987.

6. Friesen H. Ludwig Tieck. - Wien, 1871.

7. GunzelK. Die Apotheose des Camoens // L. Tieck. Tod des Dichters. - Berlin, 1984.

8. Панкова Е.А. Позднее творчество Людвига Тика: Автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. - Воронеж, 1998.

9. Tieck L. Tod des Dichters. - Berlin, 1984.

10. Соколова Е.В. Своеобразие историзма в позднем творчестве Людвига Тика: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.