Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИСКУССТВА И ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ Л. ТИКА "СТРАНСТВИЯ ФРАНЦА ШТЕРНБАЛЬДА"'

ПРОБЛЕМА ИСКУССТВА И ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ Л. ТИКА "СТРАНСТВИЯ ФРАНЦА ШТЕРНБАЛЬДА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
269
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН / NOVEL / РОМАНТИЧЕСКИЙ / ROMANTIC / ХУДОЖНИК / ARTIST / ИСКУССТВО / ART / ЛЮБОВЬ / LOVE / СТРАНСТВИЯ / ПРИРОДА / NATURE / TRAVELING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джабраилова М.И.

В статье исследуется роман Л. Тика с точки зрения проблемы художника и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The artist's and art's problems in L. Tieck's novel "Franz Sternbalds' Wanderings"

The article explores L. Tieck‟s novel from the angle of the artist‟s and art‟s problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИСКУССТВА И ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ Л. ТИКА "СТРАНСТВИЯ ФРАНЦА ШТЕРНБАЛЬДА"»

УДК 830-31 Тик М.И. Джабраилова

Проблема искусства и художника в романе Л. Тика «Странствия Франца

Штернбальда»

Дагестанский государственный университет; jakar66@mail.ru

В статье исследуется роман Л. Тика с точки зрения проблемы художника и искусства.

Ключевые слова: роман, романтический, художник, искусство, любовь, странствия, природа.

В 1798 г. вышел в свет второй из крупных и значительных романов писателя -«Странствия Франца Штернбальда».

Тик задумал написать роман о художнике, и это обстоятельство с самого начала определяет жанровую специфику «Штернбальда», его проблематику и художественное своеобразие. При этом главный герой должен был стать выразителем нового понимания искусства и тех задач, которые оно ставит перед собой.

Почти все исследователи «Штернбальда» едины в том, что роман явился как бы художественным продолжением книги Вакенродера «Сердечные излияния отшельника, любителя искусств». А.В. Михайлов подчеркивает, что «очень многое в романе написано Тиком по инерции - под влиянием испытанного им впечатления от замыслов Ва-кенродера. Под впечатлением от этих замыслов Тик создает роман о художнике и об искусстве» [1, с. 320].

Главный герой романа - молодой художник Франц Штернбальд, ученик Альбрехта Дюрера. После двенадцатилетнего пребывания в Нюрнберге он покидает этот город и отправляется в путь, «чтобы в далеких краях умножить свои познания и после всех тягот странствования возвратиться мастером в искусстве живописи» [2, с. 8]. «Годы странствий» по традиции того времени были завершающим этапом «годов учения». Оба эти этапа блестяще показал в своей классической дилогии Гёте, и роман Тика представляет собой одно из произведений, написанных в русле гётевских «годов учения Вильгельма Мейстера», где показан процесс становления личности героя. С той существенной разницей, что Гёте изобразил путь постепенного отхода молодого человека от идеалов искусства, от своего «театрального призвания» и его вхождение в реальную жизнь, обретение им практической профессии, тогда как Тик, как подлинный романтик, показал в своем произведении нечто прямо противоположное - утверждение героя на пути служения искусству. Франц Штернбальд держит путь сначала в родные края, где посещает своих родителей и расписывает алтарь в местной церкви; затем через Ашаффенбург и Майнц он отправляется вниз по Рейну в Нидерланды, где встречается с известным живописцем Лукой Лейденским и неожиданно оказавшимся у него в гостях Альбрехтом Дюрером. Посетив Антверпен и Страсбург, Франц направляется во Флоренцию, а оттуда в Рим, где после всяких происшествий и приключений встречает девушку Марию, предмет его мыслей и чувств с давних пор.

Продолжив в известной мере традицию, идущую от романов Вильгельма Гейнзе «Ардингелло» (1787) и Карла Филиппа Морица «Антон Райзер», главный герой которого был флорентийским живописцем позднего Возрождения, Тик создает первую романтическую разновидность «романа о художнике». Обращение писателя к созданию

образа художника, «человека культуры», было вполне закономерным, поскольку искусство в эпоху романтизма воспринималось как высшая форма познания.

«Странствия Франца Штернбальда» отражают стремление Тика к созданию «универсального» романтического романа, который должен передать «чувство жизни» героя, многообразие и полноту бытия. Выбрав для своего произведения традиционную для эпохи Просвещения форму романа-путешествия, Тик трансформирует этот жанр, перенося акценты с приключений и событий на изображение внутреннего мира героя. Мотив странствий, определяющий всю структуру романа, превращается в описание процесса становления творческой личности живописца, основных этапов ее формирования под воздействием самых разных вещей. Здесь впервые нашли свое яркое художественное воплощение такие ключевые для романтизма понятия, как тоска по идеалу, томление по бесконечности, путь героя к самому себе, к своему предназначению и многое другое, что дает основание современным исследователям считать Тика «основоположником плодотворного жанра романтического романа в Германии» [3, с. 556].

Действие романа происходит в XVI веке, но назвать роман историческим не представляется возможным, поскольку сама эта эпоха со всеми ее социально-историческими особенностями, закономерностями и «движущими силами» Тика как писателя не очень интересует, она становится у него фоном, на котором разворачивается определенный сюжет, средством отчуждения современных проблем и конфликтов, а Франц Штернбальд превращается в носителя романтического сознания. Сам Тик в предисловии к роману просит читателей «не подходить к этой книге как к историческому труду» [4, с. 6].

В полном соответствии с мотивом странствий Штернбальд постоянно находится в движении, это существенный момент в его развитии. Знакомство с разными людьми, быстрая смена впечатлений, пребывание в незнакомых местах - все это проникает в его внутренний мир, способствует его формированию. «Жизнь моя разматывается, как золотая нить, - говорит Штернбальд, - я путешествую, я нахожу друзей, принимающих во мне участие, любящих меня, искусство мое против ожидания помогает мне в пути...» [4, с. 184]. Он пишет Себастьяну из Флоренции: «Мир и искусство гораздо богаче, чем я мог предполагать» [4, с. 203]. Странствия как бы превращаются в истинную форму бытия художника, в «парадигму творчества» [5, с. 26], т. е. в нечто глубоко внутреннее, в совершенно необходимый элемент становления творческой личности. Неудивительно, что Штернбальд славит странствия - «с открытой душой бродить по неведомым странам - и не нужна мне спокойная жизнь, дальние страны на тысячи ладов зовут меня, вселяя в сердце мужество, перелетные птицы над головой мнятся мне их посланцами, каждое облако напоминает мне о путешествии... да разве мог бы я сиднем просидеть свои юные годы, наблюдая за созреванием колосьев, обнося изгородью сад и выращивая репу!» [4, с. 28]. Для него «жизнь в том и состоит, чтобы вечно надеяться и вечно искать...» [4, с. 40]. «Как это замечательно - странствовать, - рассуждает Штерн-бальд, - эти вольные просторы, все живое вокруг - в движении, высокое чистое небо и человеческий дух, который способен все это охватить и мысленно свести воедино, что за миры открываются в нашей душе!» [4, с. 15]. И так думает не только главный герой романа, но и другие его персонажи. Спутник Штернбальда Рудольф Флорестан, которому его «неугомонный дух не дает сидеть на месте», надеется на то, что «многообразие мира и быстрая смена лиц» заставят его перемениться [6, с. 79]. «Пусть странствует, - говорит о главном герое Дюрер, - вот ведь насколько я старше его, а и на меня всегда воздействует любая новизна» [4, с. 63]. Гимном странствию полны вставные стихи и песни романа - «зачем ты, мрачный домосед, / грустишь в кругу родни? / Ты

посмотри на белый свет, / на край чужой взгляни! / Сам видишь, как течет вода, / пример являя нам, / и ветер странствует всегда, свистя то здесь, то там...» [4, с. 101].

Большую роль в развитии Штернбальда-живописца играет природа. Ее очень много в романе. Гете досадовал на то, что в нем слишком часты описания красивых восходов и закатов. Н.Я. Берковский заметил, что «весь роман о Штернбальде затоплен пейзажами...» [7, с. 225]. Все это справедливо, но если отвлечься от излишеств в природоописании, становится ясно, что Тик был тонким знатоком и ценителем природы, особенно летнего леса, и что любовь к природе входит в систему воспитания истинного художника. А.В. Михайлов пишет: «Тик под влиянием романтически целостного, углубленного внутреннего (...) восприятия природы, искусства начинает осмыслять пейзаж как музыку бытия, как таинственный шифр смысла...» [1, с. 329]. Н.И. Балашов отмечает: «Тик связал всю жизнь Штернбальда с волшебно одухотворенным лесом» [8, с. 130]. Это действительно так. Штернбальд идет «в лес, как в святилище...» [4, с. 22], идет, потому что «среди кустов и деревьев» он находит «отдохновение от людей, которые были ему так неприятны» [4, с. 20], он хочет там «оправиться от сумятицы в чувствах и мыслях» [4, с. 35]. Лес в романе полон жизни, заряжает героя особой энергией, сам предстает как аналог живой жизни - «в чаще кипела жизнь...» [4, с. 118], «в березах у ручья защелкал соловей...» [4, с. 16], «как освежил его прохладный аромат зеленой листвы, когда он вошел в рощицу!» [4, с. 12]. Природа придает Штернбальду и его друзьям творческую силу - «утренняя свежесть укрепляет силы художника, и с первыми лучами солнца к нему нисходит вдохновение» [4, с. 15]. Штернбальду хочется «творить под музыку весенних дуновений» [4, с. 109]. Ему порой кажется, что «сама природа, небеса и шелест леса дарят дыхание и жизнь его картинам» [4, с. 23]. Флорестан признается: «Будь я художником, я больше всего наблюдал бы и изображал лес» [4, с. 118]. Герой романа чувствует себя своим только в мире природы, где есть «любимый лес» и «дорогая его сердцу поляна» [4, с. 38]. «Любимое» дерево шумит над его головой, «словно бы утешая и пророчествуя» [4, с. 46]. Он просыпается под «воркование голубей под окном». Его сопровождают в пути «шелест дубрав» и соловьи, «сладкогласно поющие в такт музыке лунного мерцания» [4, с. 47]. «Природа, - справедливо полагает современный исследователь, - возвращает героя романа к осознанию истинных ценностей, его художественное развитие находится в неразрывной связи с ее жизнью» [9, с. 124].

«Воспитание» художника трудно себе представить без любви. Один из героев романа художник Рустичи говорит: «Любовь - половина живописи, наставница наша в искусстве» [4, с. 207]. Штернбальд как романтический герой испытывает чувство любви по романтическому канону. Это идеальное чувство к едва знакомой и почти неуловимой, постоянно ускользающей девушке Марии; герой то и дело погружается в связи с этим в состояние томления и предчувствия. Любовь озарила Штернбальда неожиданным светом. Он встречается с Марией впервые, когда она, еще совсем девочка, выскакивает из кареты, чтобы нарвать цветов на лесной поляне, он дарит ей сам какие-то скромные цветы. Вторая встреча с ней происходит через четырнадцать лет, незнакомка забыла свой альбом, между страницами которого он видит засохшие цветы - те самые. Образ возлюбленной в воображении Штернбальда почти бесплотен, он «неземной» [4, с. 42]. Мимолетная случайная встреча с ней описывается как «час мощного бурного прилива, когда внезапно все расцветает и меняется и вокруг человека и у него внутри...», будущее представлялось ему ярким цветущим лугом..., он чувствовал себя наверху блаженства» [4, с. 38]. Любовь свою Штернбальд расценивает как высший дар жизни. Об одном отшельнике он говорит Флорестану: «Если он по-настоящему любил, чего желать ему в мире?» [4, с. 157]. Штернбальд постоянно думает о Марии - «фантазию мою всецело занимает тот ангельский образ», он вроде бы и «отчетлив» и в то же

время «неопределен - и тут же превращается в смутное мимолетное видение...» [4, с. 107]. Томлению героя по возлюбленной соответствуют слова песни из вставной истории Фердинанда и Леоноры - «с нею встретишься ты где-то» [4, с. 77]. Любовь дает Штернбальду творческие силы, вдохновляет его на создание идеальных художественных образов. Рисуя одну из своих картин, он святой Геновеве придает сходство со своей возлюбленной.

Тиковский Франц Штернбальд родился, чтобы стать художником, в этом его предназначение, он ощущает это со всей остротой. Он живет в атмосфере искусства, в творческих порывах, он принимает участие в спорах о живописи, любуется картинами великих мастеров. Картины, предметы искусства - непреложный фактор его становления. Искусство для него - вместилище высшей истины, а художники - ее носители. Как сказано в одном из вставных стихотворений романа, «неба в робком дуновеньи / лишь художник достигает» [4, с. 44]. Искусство, по мнению героев романа, должно внести в этот мир что-то яркое, интересное, ибо, как пишет Штернбальду его друг Себастьян, «сколь убога наша жизнь человеческая, как мало в ней света и много тени, как много блеклых красок...» [4, с. 30]. Главный герой романа находится в состоянии какого-то непрерывного творческого процесса, все вокруг он воспринимает глазами живописца -«все на свете, будь то предметы самые неожиданные и странные, говорят мне об одной лишь живописи...» [4, с. 50]. Он «и не занятый работой, не оставлял своего искусства...» [4, с. 32], в его «сознании проносились все новые произведения искусства...» [4, с. 27], он между делом «старался запомнить вид прекрасных вечерних облаков...» [4, с. 33] и, наконец, «ему то и дело приходили на ум предметы, которые он мог бы изобразить. Мысленно он складывал из них целую композицию и любовно озирал эти картины, творимые воображением» [4, с. 14-15]. Штернбальд в этом смысле в романе не одинок, другие персонажи тоже одержимы творческими планами и замыслами. Так, Луку Лейденского «денно и нощно тянет к работе, так что (...) порой жаль каждого часа - да что часа, каждой минуты, которую я не провожу здесь, в мастерской...» [4, с. 50].

Штернбальд развивается как художник романтический, он хочет прежде всего выразить свой внутренний мир, свои настроения, принцип «подражания природе» ему не подходит - «что мне до всех этих веток и листьев? Что нужды в точном копировании трав и цветов? Не эти растения, не горы хочется мне списать, а свою душу, свое настроение... » [4, с. 141]. Внешний мир, природу он воспринимает как загадочное откровение, как нечто, исполненное сокровенного смысла - «в каждой травинке, в каждом камне скрыт тайный знак, который нельзя ни записать, ни полностью отгадать...» [4, с. 138].

Героя Тика окружает общество, живущее по принципам утилитаризма, оно не в состоянии признать то, что не приносит реальную, конкретную пользу и выгоду. Подмастерье кузнеца, встретившийся Штернбальду в пути, удивляет его простым вопросом, какая польза от его искусства. Он не знает на него ответа, поскольку никогда еще не задумывался над тем, полезно ли людям его занятие, а просто отдавался своему влечению» [4, с. 13]. Но он чувствует, что искусство в корне отличается по своей природе от «полезных» вещей, его воздействие на человека не сразу заметно, оно исподволь облагораживает его, формирует его внутренний мир, воспитывает в человеке чувство прекрасного и способствует его духовному совершенствованию. Штернбальд понимает, что «истинно высокое не может и не должно приносить пользу; эта полезность чужда его божественной природе... Неужели все сводится к пище, питью и одежде? О сколь плачевно видеть, до какой степени в нашей земной юдоли дух зависит от материи!» [4, с. 94-95]. Искусство, по Гёте, «служит тому высшему, что заложено в нас» [4, с. 206]. О роли искусства в жизни человека хорошо пишет современный исследователь: «Искус-

ство необходимо человеку, если можно так выразиться, ради него самого, ради развития его индивидуальности и формирования тех чувств и потребностей личности, которые никак не связаны ни с присвоением, ни с обладанием. Искусство имеет отношение не к пользе, а к человечности» [10, c. 171].

Г.А. Корф считает «Странствия Франца Штернбальда» Тика «первым немецким романом о художнике, первым, в котором искусство действительно является и до конца остается центральной темой» [11, c. 66]. С этим следует согласиться с той оговоркой, что это очень необычный роман о художнике. Главный герой мало показан за конкретной работой живописца - он рисует картину «Благовестив пастухам» для церкви в родной деревне, затем портреты дочери голландского купца Вансена Сары и графини Адельгейды, подновляет картину маслом на стене женского монастыря. Но дело даже не в этом. За исключением одного случая, когда дается описание «Благовестие пастухам», Тик почти не использует экфрасис как тип текста, другие работы Штернбальда не описываются ни в процессе их создания, ни в окончательном их виде. Это дало повод Гете высказать о романе Тика весьма интересное суждение: «В нем есть все, кроме художника» [12, c. 240]. Тем самым он обозначил своеобразие того типа романа о художнике, который создал Тик, его прежде всего интересовал сам сложный процесс формирования внутреннего мира художника, характер тех трудностей и вопросов, которые встают перед ним на этом неблагодарном пути, сомнения творческого и житейского плана, которые он испытывает и в конце концов преодолевает, чтобы стать наконец художником. Роман, как известно, остался незаконченным, Штернбальд вроде бы остается «подающим большие надежды молодым художником» [4, c. 22]. Франц Грильпарцер оставил о Штернбальде очень меткое суждение: «Вечный пленник годов учения» [13, с. 340]. Но если заглянуть в его душу - а это для автора романа и есть самое главное, -то многое, если не все, можно считать уже свершившимся. Штернбальд переболел теми муками, природа которых лежит в философско-теоретической плоскости, его духовный мир, мир человека, который решил посвятить себя искусству, в основных чертах определился, он готов рисовать картины. Но его поискам нет конца, и в этом смысле роман не нуждается в продолжении, он не закончен, и в то же время, как это ни парадоксально, завершен.

Так или иначе Тик выполнил свою художественную задачу, он показал, по словам Альфреда Ангера, что «бесконечные поиски составляют самую суть романтического существования Штернбальда» и что «фрагментарный характер этого и многих других романтических романов имеет глубокий смысл» [3, c. 582].

Литература

1. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. - Рига, 1988. - 221 с.

2. Микушевич В. Тайнопись Новалиса // Новалис. Гимны к ночи. - М., 1996. -С. 108-158.

3. Böckmann P. Die Romantische Poesie Brentanos und ihre Grundlagen bei Fr. Schlegel and Tieck // Jahrbuch des Freien Deutschen Hochstifts. - Frankfurt am Main, 1934-1935. -S. 56-176.

4. Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. - М., 1987. - 360 с.

5. Завадская Е.В. Поэтика странствий в творчестве О.Э. Мандельштама // Вопросы философии. - 1991. - № 11. - С. 26-34.

6. Lange V. Erzählformen im Roman des 18. Jahrhundrets // Zur Poetik des Romans / Hg. Von V. Klotz. - Darmstadt, 1965. - S. 32-47.

7. Borcherdt H.H. Der Roman der Goethezeit. - Urach und Stuttgart, 1949.

8. König der Romantik: das Leben des Dichters Ludwig Tieck in Briefen, Selbstzeugnissen und Berichten / Vorgestellt von Klaus Günzel. - Berlin, 1986. - 561 S.

9. Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. - М., 1977. - 263 с.

10. Paulin R. Ludwig Tieck. - Stuttgart, 1987. - 133 S.

11. А С. Пушкин-критик. - М., 1978. - 672 с.

12. Демченко В.Д. Немецкая романтическая новелла первой четверти XIX века. -Днепропетровск, 1975. - 58 с.

13. Микушевич В. Тайнопись Новалиса // Новалис. Гимны к ночи. - М., 1996. -С. 7-45.

Поступила в редакцию 24 февраля 2014 г.

UDK 830-31 Tieck

The artist's and art's problems in L. Tieck's novel "Franz Sternbalds' Wanderings"

M.I. Dzhabrailova

Dagestan State University; jakar66@mail.ru

The article explores L. Tieck's novel from the angle of the artist's and art's problems. Keywords: novel, romantic, artist, art, love, traveling, nature.

Received February 24, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.