ОБРАЗ РЕБЕНКА И МИР ДЕТСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
© Вачаева Л.А.
Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
В данной статье осуществлена попытка обобщения материала о художниках советского периода, представлявших в своем творчестве образ ребенка, сцены из жизни детей. Проанализированы наиболее значимые произведения живописи и графики 1940-1950-х гг., раскрывающие данную тему с позиции «счастливое советское детство», «беспризорники», «дети войны» и т.д. Выявлен агитационный характер произведений печатной графики с изображением детей, главным посылом которых становится: «Воин Красной Армии, спаси!»
Ключевые слова: изобразительное искусство СССР, мир детства, образ ребенка, дети войны.
Мир детства всегда интересовал писателей и поэтов, художников и музыкантов, вдохновлял их на творческие поиски и побуждал отображать эту волнительную тему в своих произведениях. В многочисленных стихотворениях, песнях, книжных иллюстрациях получают выражение воспоминания взрослых о прошлом, о детских мечтах и надеждах на будущее. Теплые семейные отношения, родительская любовь и забота, детские игры и забавы, первые впечатления и удивительные открытия окружающего мира, фантазии и сновидения ребенка - все это и многое другое неизменно вызывало интерес художников к миру детства.
В изобразительном искусстве России советского периода детские образы создавались преимущественно как иллюстрации счастливого детства в советской стране, а также как демонстрация таких его частных аспектов, как, например, дружба народов в СССР. Для художников-живописцев характерно обращение к самым обычным и естественным жизненным ситуациям из жизни детей: пионер, отвечающий у доски на уроке в школе; ребенок гуляющий в парке с родителями или играющий на улице с другими детьми. Эти сцены передают внутреннее состояние ребенка, показывают радости и печали детства. В советской живописи ощущается стремление художника выразить новые, значительные особенности, характерные исключительно для периода детства. Чаще всего произведения пронизаны спокойствием, состоянием безмятежности и любви, ощущением заботы и защищенностью детей их любящими родителями.
Искусствоведение
19
Однако судьба далеко не всех детей складывалась счастливо. Трагические для России события Революции и Гражданской войны, а позже - Второй Мировой Войны побуждали художников раскрывать в своих произведениях темы искалеченных детских судеб и совсем недетских испытаний, выпавших на их долю. Советские живописцы обращались, в частности, таким аспектам темы как «Дети войны» и «Послевоенная беспризорщина». В качестве примера можно привести творчество таких ярких советских живописцев как Федор Павлович Решетников, Татьяна Ниловна Яблонская и Энвер Дзерулович Ишмаметов.
Федор Павлович Решетников (1906-1988 гг.), выдающийся советский художник, открыл для себя детскую тему во время Великой Отечественной войны. В то нелегкое военное время именно детские образы особенно волновали художников. Федор Павлович часто наблюдал во дворе за детьми, играющими в «войнушку»: здесь кипели сражения, мальчишки постоянно разыгрывали атаки, с поля боя уносили «раненых» и, конечно, брали в плен «врагов». Под впечатлением от увиденного, в 1944 году художник написал картину «Достали языка», которая открыла его «детский цикл». Это произведение показывает сценку маленькой вой -ны во время войны большой.
Другая, не менее интересная работа Решетникова - «Прибыл на каникулы» (1948 г.). После войны он довольно часто видел, как около станций московского метро мальчиков-суворовцев встречают их родные. Художник представил, как могли бы дальше развиваться события, когда они все вместе придут домой. На картине изображен мальчик - маленький солдат, которого встречает дедушка. «Соотнесение двух фигур - старого и малого - раздвинуло рамки прошлого и будущего, придало сценке полушутливый характер. Вместе с тем картина серьезна. В суворовские училища брали тогда мальчишек, чьи родители погибли на фронте» [2, с. 27]. Темы для многих своих картин Федор Павлович брал из повседневной жизни, поэтому его произведения были такими искренними и понятными каждому зрителю. Особая доброта и легкая ирония, свойственная произведениям этого мастера, обращение к близким каждому человеку сценам детства сделали этого художника известным. Без сомнения можно сказать, что тема детства занимала важное место в его творчестве.
Художница Татьяна Ниловна Яблонская (1917-2005 гг.) проявляла не меньший интерес к образам детей, к изображению обыденных сцен с участием маленьких героев. В 1950 году Яблонской была написана картина «Весна», главными героями которой стали мамы, гуляющие со своими детьми в парке. Она умело передала выражения лиц женщин, сидящих на лавочках, - нежные, спокойные и в то же время строгие, внимательные; для каждого ребенка на картине она нашла определенную эмоцию: кто-то увлечен-
20
КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
но смотрит в сторону, кто-то с неподдельным интересом рассматривает игрушку. С этой работы задалась тема детства, очень продуктивная для дальнейшего творчества художницы.
В 1954 году Яблонская написала картину «Утро», на которой изображена ее старшая дочь, занимающаяся у окна зарядкой. Произведение показывает безмятежное утро, легкую и непринужденную обстановку будней в самом обычном советском доме [4, с. 347]. Картина наполнена любовью, ощущением счастья и радости. Можно отметить целый ряд произведений этой художницы, главными героями которых стали дети: «Простудилась» (1953 г.), «На окне - весна» (1954 г.), «Дома за книгой» (1954 г.), «Девочка с сачком (дочь Лена)» (1954 г.), «Мальчик на веранде закарпатской хаты» (1958 г.) и другие. Яблонская всегда удивительно трогательно изображала детвору и радости материнства. Ее картины, посвященные детям отличаются живописной свежестью, жизнерадостным мироощущением.
К иной стороне детства, не всегда радостной и беззаботной, обращается Энвер Дзерулович Ишмаметов (1916-1985 гг.). В своей картине «Беспризорники» (1943 г.), он стремится донести до зрителя то, каким испытанием война стала и для страны, и для детей, оставшихся в одиночестве. Это довольно противоречивая работа, и потому очень интересная и запоминающаяся. Художник сознательно отворачивает героев своей картины от зрителя, но, даже не видя выражения лиц детей, легко уловить их внутреннее состояние.
Также неравнодушными к детскому миру в своем творчестве были такие советские художники как Николай Борисович Терпсихоров («Окно в мир», 1928 г.), Александр Иванович Лактионов («В гостях у внуков», 1947 г.), Дмитрий Антонович Колупаев («Праздник в школе», 1949 г.), Валерьяна Константиновна Жолток («Зима пришла», 1953 г.), Сергей Андреевич Туту-нов («Зима пришла. Детство», 1960 г.), Виктор Александрович Прибылов-ский («Будущие капитаны», 1963 г.). К более позднему периоду относятся работы Ольги Борисовны Богаревской («Детский праздник», 1980 г.), Юрия Михайловича Ракши («Маленькие купальщики», 1979 г.), Екатерины Николаевны Чернышовой («Вышневолодские невесты», 1984 г.), Анатолия Павловича Левитина («Мир внукам», 1985 г.).
Анализируя изобразительное искусство России советского периода невозможно обойти вниманием искусство графики, представленной в значительной мере плакатным искусством и открытками. С начала Великой Отечественной войны художники открыто показывали трагедию мирных жителей, оставшихся на оккупированной противником территории. С плакатов «Спасите нас!» женщины и дети обращались с призывом к воинам-освободителям. Одним из самых известных мотивов плакатного искусства периода войны был - «смерть детоубийцам». На плакатах изображались образы
Искусствоведение
21
страдающих детей, нередко - их смерть. Так, на плакате художницы Марии Нестеровой-Берзиной «Папа, убей немца!» (1942 г.), изображен маленький ребенок, позади которого лежит убитая мать. Плакат, очевидно играл агитационную роль, вызывал ненависть к врагу, посягнувшему на беззащитных женщин и детей [5, с. 11].
В 1942 году художник Дементий Алексеевич Шмаринов создал плакат «Отомсти» с изображением молодой матери-крестьянки. В том же году художник создал работу «Я жду тебя, воин - освободитель!», на котором изображен крестьянский мальчик в рваной рубахе, угоняемый на работы в Германию. В центре плаката «Мой папа герой, а ты?» (1943 г.) Леонид Федорович Голованов поместил улыбающуюся девочку, которая обращалась с вопросом к воинам. На плакате «Ты будешь жить счастливо!» (1944 г.) Виктора Семеновича Иванова ребенок также выступает одним из главных героев [1]. Здесь очевидно предчувствие конца войны, доминирующим настроением становится ликование. Переживание триумфа и ожидание счастливой, мирной жизни буквально светится на лицах воинов-освободителей и маленькой девочки.
Шедевром графического искусства стала работа Виктора Борисовича Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942 г.). Плакат произвел огромное впечатление на советских солдат. «Древний мотив - мать с ребенком на руках - получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности» [6, с. 1].
Плакаты послевоенного времени уже отходят непосредственно от темы войны и доносят до зрителя другие идеи и призывы. Теперь плакат показывает, каким должен быть советский школьник, выделяет наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать. Гораздо чаще на плакатах изображаются радостные дети, которые ведут здоровый образ жизни, серьезно и с интересом относятся к обучению, добиваются успехов в спорте. Например, на плакате «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» (1950 г.) художников Веры Грицевич и Виктора Корецкого, изображен отец, с детства приучающий своего сына, который стоит рядом, к закаливанию.
Не всегда на плакатах изображались послушные, добропорядочные и серьезно относящиеся к своему здоровью дети. Некоторые плакаты создаются для высмеивания отрицательных черт ребенка. В таких плакатах ребенок предстает в другом образе. Место аккуратного и дисциплинированного школьника занимает лентяй и баловник. К таким плакатам относятся работы художников Станислава Михайловича Забалуева «Не растить барчуков!» (1956 г.), Константина Константиновича Иванова и Вениамина Марковича
22
КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
Брискина «Не будь таким!» (1957 г.), Галины Константиновны Шубиной «Не лги никогда!» (1956 г.).
На открытках изображения детей встречались так же часто, как и на плакатах. В этом виде графического искусства художники зачастую отходили от реалистичного изображения, позволяя себе более мощную стилизацию фигуры и лица ребенка. Изображения детей чаще встречались на открытках, посвященных празднику 8 марта, где дети с улыбками на лице идут поздравлять своих мам, или на новогодних открытках. Художниками используются образы счастливого беззаботного детства - ребятня радостно и дружно лепит снеговика и водит хороводы вокруг елки. С образами ребенка для открыток работали такие советские художники как Владимир Иванович Зарубин, Игорь Васильевич Знаменский, Татьяна Леонидовна Вышенская [3, с. 149].
Таким образом, можно сказать, что в изобразительном искусстве России 1940-1950-х гг. тема детства является одной из значимых и наиболее популярных, и широко представлена произведениями как живописи, так графики. Анализ художественных произведений данного периода позволил определить высокую степень заинтересованности художников в обращении к образу ребенка в своем творчестве, а так же стремление охватить различные стороны и проявления темы и раскрыть влияние социально-исторической ситуации на мир ребенка, показать радости и переживания советских детей. Немало художников посвятили теме детства целые серии картин, некоторые же художники обращались к образам детей и миру детства на протяжении всего своего творческого пути.
Список литературы:
1. Бусыгина Е. Советский плакат Великой Отечественной Войны [Электронный ресурс]. - 2005. - Режим доступа: http://graphic.oig.ru/.
2. Вишняков Б.В. Федор Решетников. - М.: «Изобразительное искусство», 1982. - 232 с.
3. Костина О. Русское искусство. Почтовые миниатюры: марка и открытка. - М.: «Немецкая Фабрика Печати», 2007. - 171 с.
4. Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Кабкова Е.П., Фомина Н.Н., Хан-Магомедова В.Д. Мировая художественная культура. XX век. Изобразительное искусство и дизайн. - СПб.: «Питер Пресс», 2007. - 464 с.
5. Снопков П.А., Снопков А.Е., Шклярук А.Ф. Плакаты войны и победы. 1941-1945. - М.: «Контакт - Культура», «Российская Государственная библиотека», 2005. - 240 с.
6. Шклярук А. Материнство и детство в русском плакате. - М.: «Контакт - Культура», 2006. - 160 с.