Научная статья на тему 'Отечественные благотворительные открытки в коллекции Российской государственной библиотеки искусств'

Отечественные благотворительные открытки в коллекции Российской государственной библиотеки искусств Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественные благотворительные открытки в коллекции Российской государственной библиотеки искусств»

Отечественные

благотворительные

открытки

в коллекции

Российской

государственной

библиотеки

искусств

С.А. Чорбачиди,

аспирант кафедры истории книги и антикварно-букинистической торговли

Благотворительная открытка как одна из разновидностей изобразительной открытки широко выпускалась в России в конце XIX -начале XX века как благотворительными, так и неблаготворительными организациями. Основной целью ее издания и распространения было привлечение этими организациями дополнительных денежных средств для осуществления своей основной деятельности. Кроме того, выпуск благотворительных открыток способствовал повышению внимания населения страны к различным социальным проблемам. Сегодня благотворительные почтовые карточки являются неотъемлемой составляющей многих собраний открыток, как частных, так и государственных -музейных и библиотечных. Одним из них является и коллекция комплексного отдела иконографических материалов Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ).

Эта библиотека была основана в Москве в 1922 году и вплоть до 1991 года называлась Государственной театральной библиотекой по вопросам театроведения, драматургии и сценического искусства (ГЦТБ). Ее основатель - литературовед, историк театра, преподаватель и музейный деятель Александр Александрович Фомин стремился создать библиотеку, способную обеспечивать театр книгами, необходимыми режиссерам, актерам, художникам в их повседневной деятельности, а также предоставлять театрам необходимый для постановок документальный, архивный и изобразительный материал. Тогда же начал фор-

мироваться иконографический отдел. Сегодня РГБИ является крупнейшим в стране информационным и консультативным центром по проблемам искусства1.

Ее фонды составляют 1 млн 670 тыс. единиц хранения, в том числе книги, журналы, газеты, газетные вырезки, театральные программы, изобразительный листовой материал (гравюры, эскизы, акварели, репродукции, фотографии, открытки и др.)

В составе иконографического отдела библиотеки сегодня хранится 100 тыс. открыток. Эта коллекция - далеко не самая большая, особенно если сравнивать ее с фондом почтовых карточек Российской государственной библиотеки (РГБ), насчитывающему более 300 тыс. единиц хранения2, но чрезвычайно интересная и разнообразная.

Все открытки здесь систематизированы по тематике, например: «Персоналии», «Виды стран и городов», «Архитектура» и др. В общей сложности таких разделов насчитывается несколько десятков. Благотворительные же открытки как таковые не объединены в самостоятельную рубрику. Для их выявления нами были просмотрены те тематические разделы фонда, где нахождение благотворительных почтовых карточек было наиболее вероятным. Так, более всего благотворительных открыток было найдено в разделах «Живопись», «Прикладная графика», «История». Общее количество выявленных нами благотворительных открытых писем составило чуть более 1100 наименований с учетом открыток, выпущенных Общиной Святой Евгении РОКК3. Последних в библиотеке насчитывается более 1000 единиц хранения, но поскольку эти открытки сегодня хорошо изучены и каталогизированы, мы обратимся к благотворительным открыткам других организаций. Среди всего массива выявленных нами благотворительных почтовых карточек преобладают те, которые были изданы непосредственно благотворительными организациями - их доля составляет 55-60%. Оставшиеся же 40% приходятся на открытки, выпущенные неблаготворительными ведомствами, но в благотворительных целях.

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Российская государственная библиотека искусств [Электронный ресурс] / Российская государственная библиотека искусств. Электрон. дан. М. : Российская государственная библиотека искусств, 2012. Режим доступа: http://liart.ru/ ru/pages/index/history/, свободный. Загл. с экрана. Послед. дата обновления: 20.03.2012.

2 Ларина А.Н. Собрание открыток РГБ: традиции комплектования // Коллекции открыток в фондах библиотек, музеев и в частных коллекциях: особенности формирования, использования и хранения. М., 2008. С. 8.

3 Община Святой Евгении Российского общества Красного Креста — самый крупный в дореволюционной России издатель открыток, выпустивший на протяжении всего периода своей деятельности (1896-1920 гг.) более 6500 их наименований (см.: Третьяков, В.П. Открытые письма серебряного века. СПб., 2000).

Как показал анализ, из числа благотворительных организаций более всего в коллекции РГБИ открыток, выпущенных Скобелевским комитетомпопечения о раненых - крупнейшей благотворительной организацией России начала XX века. Она была основана в Санкт-Петербурге по инициативе Н.Д. Белосельской-Белозерской - сестры покойного ге-нерал-адьютанта М.Д. Скобелева и с самого начала находилась под высочайшим покровительством императора Николая II. Целями ее деятельности были: сбор пожертвований для выплаты пособий раненым и больным воинам, а также назначение пенсий военным нижним чинам, лишившихся в ходе военных действий трудоспособности4.

Одновременно Скобелевский комитет активно занимался издательской деятельностью, сегодня коллекционерам известно приблизительно 150 наименований выпущенных им открыток военной тематики5. В коллекции РГБИ хранятся открытки, изданные комитетом на разных этапах его существования, о чем свидетельствуют различия в оформлении их адресной стороны. Так, к раннему периоду издательской деятельности Скобелевского комитета (1915 г.) мы отнесли исключительно документальные черно-белые фото-открытки (11 наименований), запечатлевшие сцены армейской жизни и театр военных действий. В их число входят также три фото-открытки с изображением встречи Пасхи в военном госпитале, а также известная в кругу коллекционеров открытка «Отнятый у немцев аппарат для обливания горящей жидкостью...», вышедшая в серии «Зверства немцев».

К числу открыток более позднего периода (1916 г.) мы отнесли 8 наименований открытых писем, в число которых вошли как документальные фото-открытки военной тематики (на трех из них помещены цветные и, по-видимому, раскрашенные от руки изображения), так и две художественные почтовые карточки: «В строю» и «У орудия». Последние были выпущены в рамках серии, состоящей из 10 открыток, оформленных художником Г.И. Георгиевым.

К открыткам последнего периода издательской деятельности Скобелевского комитета относятся пять наименований открыток, которые датируются концом 1916 - началом 1917 г. В их числе черно-белая открытка «За свободу», оформленная известным художником Н.С. Са-мокишем, и одна цветная открытка уже упомянутого художника Георги-ева с изображением всадника. Элементы оформления адресной стороны этих открыток отпечатаны красной краской, а наименование издающей организации приведено без упоминания имени Императора Николая II.

4 Конычева Н.В. Скобелев Михаил Дмитриевич - «яркий символ величия России»: Скобелевскому комитету - 100 лет // Восток. Афро-азиатские общества: История и современность. 2007. № 4. С. 209-210.

5 Из беседы с коллекционером открыток Скобелевского комитета Б.Н. Авдониным.

Другой благотворительной организацией, открытки которой представлены в библиотеке, является всероссийское Общество призрения сирот лиц, павших жертвами долга, учрежденное в 1910 г. в Санкт-Петербурге Валерианом Валериановичем Казариным. Известно, что одним из основных подведомственных ему учреждений был детский приют «Святой Веры», в годы Первой мировой войны общество организовало на собственные средства три лазарета, к 1915 г. его силами была оказана помощь 5000 раненым6.

Нами была выявлена серия открыток общества, состоящая из 12 наименований и оформленная художником К. Говояровым. Каждая из них содержит цветное «лубочное изображение» казака и помещенное под ним сатирическое четверостишие, высмеивающее слабость немца пред сильным и храбрым казаком. Эти открытки имеют сквозную нумерацию.

В библиотеке также собраны открытки, изданные Никольской общиной Российского общества Красного Креста, основанной в 1848 г. в Москве княгиней Софьей Степановной Щербатовой и врачом Федором Петровичем Гаазом и считающейся одним из первых объединений сестер милосердия7. Издательская деятельность Никольской общины, вероятнее всего, была начата в годы Первой мировой войны, и осуществлялась в трех основных направлениях: выпуск открыток военной тематики, детских и поздравительных. В настоящее время известно около ста наименований открыток, выпущенных Никольской общиной8. В коллекции библиотеки мы выявили шесть цветных открыток этой благотворительной организации. Пять из них запечатлели сцены военных действий, одна — возвращение раненного солдата с фронта. Адресные стороны первых содержат текст следующего содержания: «Каждые проданные 2-3 открытки дают возможность изготовить респиратор для защиты от удушливых газов».

Общество борьбы с детской смертностью, основанное в 1909 г. в Москве представлено в коллекции открыток иконографического отдела РГБИ четырьмя цветными художественными открытками с изображением детей в контексте военных действий. Их выпуск был, по-видимому, приурочен к «кружечному сбору9». Об этом свидетельствует

6 Минеева Т.И. Общество призрения сирот лиц, павших жертвами долга [Электронный ресурс] // Энциклопедия Санкт-Петербурга. Электрон. дан. СПб. : Комитет по культуре Санкт-Петербурга, 2004. Режим доступа: http:// www.encspb.ru/object/2811804600?lc=ru, свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 21.11. 2011-.....

7 АвдонинБ.Н. Спешите делать добро // Филокартия. 2012. № 4. С. 35-38.

8 Там же.

9 Кружечный сбор — массовый сбор денежных пожертвований, производимый посредством кружек.

текст, помещенный на их иллюстрированной стороне: «Помогите детям -жертвам войны. 9-10 ноября 1914 г.».

В фонде отдела имеются также почтовые карточки Любан-ского общества попечения о бедных, основанного в 1900 г. с целью оказания помощи больным, сиротам, престарелым, а в годы войн и всем пострадавшим в ходе военных действий10. Сегодня они хорошо известны коллекционерам - филокартистам. За весь период своей издательской деятельности (1903-1917 гг.) Общество выпустило в свет около 200 наименований почтовых карточек11. В коллекции библиотеки они представлены тремя цветными открытками с изображением пейзажей, выполненных художниками В.А. Плотниковым и А.П. Орловым. Эти почтовые карточки датируются концом 1915 - началом 1917 г., поскольку на начальном этапе своей издательской деятельности (1903-1905 гг.) организация выпускала исключительно видовые фото-открытки, а в конце 1915 года стало специализироваться на выпуске художественных открыток12.

Помимо открыток уже упомянутых нами обществ, в коллекции библиотеки хранятся три цветные художественные открытки, выпущенные Состоящим под августейшим Ее Величества Государыни императрицы покровительством Петергофского общества вспомоществования бедным и на воспитание в приютах общества детей убитых и раненых воинов. На них помещены репродукции картин М.К. Клодта, И.И. Шишкина и М.В. Нестерова. Выявлена также одна открытка Склада ЕЕИмпера-торскогоо Величества Государыни императрицы Александры Федоровны «Да поднимется Россия с мечом в руках, с крестом в сердце». Изображение для нее было специально создано известной художницей Е.П. Самокиш-Судковской.

Примечательна и хранящаяся в фонде РГБИ открытка Императорского Человеколюбивого Общества, основанного в 1802 г. и считающегося одной из первых и самых крупных в дореволюционной России благотворительных организаций13. Данная почтовая карточка датируется 1914 г. и содержит цветное изображение патриотической тематики, на ее адресной стороне помещен следующий текст - «разумейте языцы яко с нами Бог. С картины Дм. Шарапова». Известно, что издание этой открытки было приурочено к сбору средств на содержание лазаретов. Сегодня она является самой известной коллекционерам открыткой данного общества14.

10 Толмачев А.Л. Век Любани. СПб., 2001. С. 7.

11 Там же.

12 Там же.

13 Цуканов П.Д. Императорское Человеколюбивое Общество в пользу раненых воинов и семейств нижних чинов // Филокартия. 2010. № 4. С. 52-54.

14 Там же.

Теперь рассмотрим благотворительные открытки, хранящиеся в РГБИ и изданные неблаготворительными организациями. Особое место среди них занимают 30 почтовых карточек, «призывающих» граждан принять посильное участие в военном займе. Весьма примечательна история их издания. Известно, что все они были выпущены огромными тиражами по заказу Управления по делам мелкого кредита гос. Банка в Петрограде параллельно с плакатами и дублируя помещенные на них изображения, созданные художниками Р.А. Зарриным, А.Р. Эберлин-гом, А.Ф. Максимовым и др. Все эти открытки и плакаты обладают высоким уровнем художественности и полиграфического воспроизведения, что явилось причиной их частого воспроизведения воспроизводили на своей печатной продукции издательствами Франции и Японии. Кроме того, они оказали существенное влияние на развитие плакатной графики периода ВОВ15.

Примечательны и четыре выявленные нами открытки, выпущенные Московскимгородским общественным управлением — организацией, активно занимавшейся благотворительной деятельностью в годы Первой мировой войны. Они, как и почтовые карточки, посвященные военному займу, выпускались вместе с содержащими аналогичное изображение плакатами, снабжались текстами, «призывавшими» граждан к внесению пожертвований в помощь пострадавшим от военных действий. Две из найденных нами открыток оформлены таким известным художником, как В.В. Васнецов. Другая открытка, создана художником Л.О. Пастернаком. На ней помещено изображение раненого солдата. Выпуск открытки и плаката с аналогичным изображением под названием «Жертвам войны» был приурочен к «кружечному сбору», проводившемуся в Москве и пригородах 20-21 августа 1914 г. Это изображение потом часто помещалось на плакатах периода уже Гражданской войны. Известно, что тираж открытки составлял 20 000 экземпляров16. Все они были распределены между участниками сбора для продажи17. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что все обозначенные нами открытки Московского городского общественного управления отличаются очень высоким уровнем полиграфического оформления и были напечатаны в Товариществе скоропечатне А.А. Левенсон — одной из лучших московских типографий начала XX века.

15 Коллекция плакатов в ГЛМ [Электронный ресурс] // Государственный литературный музей. Электрон. дан. М. : Государственный литературный музей, 2009. Режим доступа: http://www.goslitmuz.ru/ru/2011-05-24-10-44-59, свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 20. 09. 2012-.....

16 Отчет по организованному Московским городским общественным управлением сбору пожертвований, произведенному 20-21 августа 1914 года «На помощь жертвам войны» для оказания помощи больным и раненым воинам и семьям призванных на войну. М., 1914. С. 3.

17 Там же.

В фонде РГБИ нами была найдена известная благотворительная открытка «Дмитрий Донской. Жертвуйте жертвам войны», оформленная художником К. Коровиным. Она отпечатана в технике хромолитографии с печатью «золотой» краской в уже упомянутом Товариществе скоропечатне А.А. Левенсон по заказу Всероссийского земского союза.

Нам удалось выявить еще десять открыток с благотворительными сюжетами, издателя которых мы пока не смогли установить, поскольку ни иллюстрированная, ни адресная сторона этих открыток не содержат никаких сведений об их заказчике или исполнителе. К таким открыткам относятся, например, почтовые карточки с черно-былыми фото-изображениями сестер милосердия.

Таким образом, даже небольшое количество выявленных в коллекции РГБИ благотворительных почтовых карточек позволяет нам сделать вывод о разнообразии организаций, занимавшихся выпуском открыток в благотворительных целях, а также выявить общие тенденции их издания. Так, например, нельзя не отметить тот факт, что подавляющее большинство благотворительных почтовых карточек было выпущено в годы Первой мировой войны, на многих из них помещена картинка военной тематики. Это позволяет выдвинуть предположение о том, что расцвет отечественной благотворительной открытки пришелся именно на 1914-1917 гг. и был, по сути, связан с активной и твердой позицией российского общества в деле борьбы с народным бедствием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.