ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ б (68) ноябрь-декабрь ^
ТКРЫТКА ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
УДК 930
М. В. Самбур
Химкинская картинная галерея имени С. Н. Горшина
Статья посвящена проблеме изучения открытки эпохи Великой Отечественной войны как исторического источника. В статье анализируются открытки различных типов, выпускавшиеся в годы войны, начиная с неиллюстрированных карточек-бланков «В армию», «Из армии». Прослежена история выпуска открыток военного времени. Анализируются их тираж, техника, изображения, художественное оформление. Все это даёт историческую информацию, позволяющую использовать открытки как исторические источники. Подчёркивается, что открытки могут демонстрировать не только событие, но и то, как выглядели герои войны и обычные солдаты. Открытки-плакаты, открытки с изображением героев войны, военных сюжетов, русских полководцев и писателей, открытки с текстами песен, сатирические открытки времён Великой Отечественной войны являются малоизученными, но очень важными источниками по истории войны. Многогранный потенциал открыток как источников очень широк и заслуживает тщательного историко-культурного изучения.
Ключевые слова: филокартия, открытка, Великая отечественная война, исторический источник.
M. V. Sambur
Municipal Budgetary Institution of Culture «The Khimki Picture Gallery named after S. N. Gorshin», Moskovskaya str., 15, 3rd floor, 141400, Moscow region, Khimki, Russian Federation
POSTCARD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR AS A HISTORICAL SOURCE
The article is devoted to the study of postcards of the era of the Great Patriotic War as a historical source. The article analyzes the cards of various types, produced during the war years, starting with no illustrated cards-letterheads "To the army", "Of army". Traces the history of the issue of wartime postcards. Analyzes their circulation technique, image, artwork. It gives historical information that allows you to use postcards as historical sources. It is emphasized that postcards can demonstrate not only the event, but how the war heroes and ordinary soldiers looked like. Postcards-posters, postcards depicting war heroes, war stories, Russian generals and writers, postcards lyrics, satirical postcards of World War II are poorly understood, but very important sources for the history of war. The multifaceted potential of postcards as sources is very wide and deserves a thorough historical and cultural study.
Keywords: deltiology, postcard, the Great Patriotic War, historic sources.
Исследователи, изучающие открытку, давно отметили её огромный информационный потенциал. Видный филокартист Э. Б. Файнштейн указывал, что открытка является «бесспорным документом эпохи». В 1964 году историк А. И. Гуковский в статье «Научная
разработка истории советского общества и вспомогательные исторические дисциплины» [1] предложил отнести филокартию к вспомогательным историческим дисциплинам и изучать почтовые карточки как исторический источник. Автор относит открытки
САМБУР МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА — кандидат исторических наук, заместитель директора по основной деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Химкинская картинная галерея имени С. Н. Горшина»
SAMBUR MARINA VLADIMIROVNA — Ph.D. (History), Deputy Director for operations, The Khimki art gallery of S. N. Gorshin
e-mail: mvsambur@yandex.ru © Самбур М. В., 2015
^ Теория и история культуры
и к фотодокументальному источнику, и «к источникам типа плакатов» [1, с. 56—57], то есть к изобразительному источнику. «Некоторые архитектурные сооружения, здания, связанные с памятными событиями, запечатлены лишь на открытках. Различные исторические события — всё это очень часто изображено на открытках, а порой только на них» [1, с. 56—57]. Но если научная ценность и учебно-методическая значимость картин, плакатов, книг, монет уже давно признана, то почтовым открыткам ещё предстоит стать важным предметом систематических культурно-исторических исследований.
В отличие от других видов печатной продукции, выпуск которых в годы Великой Отечественной войны резко упал, издание открыток в 1941—1943 годах почти не отставало от довоенного уровня, и это вполне понятно. Фронту и тылу нужна была действенная и оперативная пропаганда.
С первых месяцев войны Наркомат связи СССР уделял большое внимание обеспечению Красной армии, Военно-морского флота и населения почтовыми карточками. Большинство почтовой корреспонденции в годы войны пересылалось бесплатно. Согласно «Извещению о порядке приёма и отправления международной и внутренней почтово-телеграфной корреспонденции в военное время» [2, с. 53] от 8 июля 1941 года, запрещалось «принимать и пересылать почтовые открытки с видовыми сюжетами и наклеенными фотографиями». Таким образом, широкое распространение получила иллюстрированная открытка.
Первые выпуски почтовых карточек-бланков, предназначенных для корреспонденции «В армию» и «Из армии», были немаркированные. Выпуск их был осуществлён Экспедицией знаков почтовой оплаты в середине сентября 1941 года. Но эти почтовые карточки-бланки не были иллюстрированными. До этого подобные почтовые карточки почтовым ведомством не выпускались. На такие карточки не нужно было наклеивать марки. В дальнейшем изготовление подобных
почтовых карточек было передано Главснабу, но так как объём изготовляемых открыток был велик, печатали почтовые карточки на местах [4, с. 4—5].
В это же время появились иллюстрированные открытки. В предвоенный период выпуск иллюстрированных открыток был сосредоточен в основном в издательстве «Искусство». В годы войны открытки выпускали также издательства Воениздат, Военмориздат, «Молодая гвардия», Всекохудожник, Госкино-издат, Гизлегпром, «Советский график», Художественный фонд СССР, Государственный музей Революции СССР, Государственный литературный музей, филателистическая контора КОГИЗа, товарищество «Советский график», Художественно-архитектурно-оформительский комбинат, Художественные эстампные мастерские Московского товарищества художников и созданные в начале 1945 года издательства «Советский художник» и «Победа». Восемь маркированных иллюстрированных почтовых карточек различных наименований, каждая тиражом по 2,5 миллиона экземпляров, была выпущена Народным комиссариатом связи СССР.
Большинство открыток печаталось в московских типографиях: газеты «Правда», «Искра революции», «Красное знамя», «Красный пролетарий», «Красный печатник», 1-й Образцовой, Управления Военного издательства НКО СССР, фабрики детской книги, в литографиях издательства «Искусство», «Труд и творчество», «Декалькомания», Художественного фонда, во 2-й и 5-й художественных литографиях, типолитографии Госпланиздата и других [3, с. 5].
Открытки печатались литографией, хромолитографией и цветной автотипией, тиражами от 5 до 200 тысяч экземпляров.
Тематика открыток была разнообразной. Это и открытки-плакаты, героические сюжеты, репродукционные, сатирические, песенные и документальные.
Особое внимание власти уделяли мерам безопасности государства, а точнее, его важным военным сооружениям и строениям.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ б (68) ноябрь-декабрь ^
Именно поэтому во время Второй мировой войны отправлять открытки с панорамными видами городов категорически запрещалось. Несмотря на отсутствие видовых открыток во время войны, фотокорреспонденты делали снимки боевых эпизодов: советские бомбардировщики в полете, колонна мотоциклистов на марше, преодоление бойцами противотанкового рубежа, наступление на врага и другие.
Несколько подборок открыток посвящены героям войны. Оформление их разнообразное. Фотопортрет, послуживший материалом для издания циклов фотооткрыток: «Отважные сапёры», «Советские танкисты», «Красная конница»; портрет в сочетании с рисунком, изображающим подвиг солдата, например, открытка, изданная Музеем революции в 1943 году тиражом 100 тысяч экземпляров, с репродукцией картины С. И. Аладжалова «Подвиг Героя Советского Союза красноармейца И. П. Середы» и с описанием подвига на адресной стороне; рисованные портреты издавались издательствами «Советский график», «Искусство».
Открытки демонстрируют не только событие, но и дают возможность увидеть, как выглядели герои войны и обычные солдаты. Конечно, чаще на открытках изображали одиночных героев, о чём, например, свидетельствуют открытки-портреты героев СССР: Зои Космодемьянской, Александра Чекалина, Василия Полещука.
Сюжеты фотооткрыток несколько идеализированы и приукрашены, тем не менее они являются источником информацию о боевой советской и немецкой технике, источником-иллюстратором военного костюма и, конечно же, свидетелем великого подвига наших солдат. Такие открытки играли своеобразную роль передатчика информации, которые распространялись среди населения. Ведущим издательством по выпуску фотооткрыток был Госкиноиздат, выпускавший открытки небольшим тиражом — 10 тысяч экземпляров. На сегодняшний день они являются редкими, о существовании некоторых можно
судить только по Летописи изоизданий, что придаёт им ещё большую ценность в качестве источника.
Во время Второй мировой войны производство патриотических почтовых открыток получило наибольшее развитие. Тематик патриотических почтовых открыток было куда больше — они охватывали все области политики и пропаганды, и были выполнены в самых разных цветах военного и мирного времени.
Огромными тиражами выпускали агитационные открытки-плакаты, призывающие к борьбе с врагом и на поддержку тыла армии: «Вперёд, на Запад!», «Все силы народа
— на разгром врага», «Всё для фронта, всё для победы». Открытка-плакат «Воин Красной Армии, спаси!», была настолько популярна, что издавалась трижды миллионными тиражами!
Среди агитационных открыток времён войны встречаются открытки с портретами русских полководцев, сопровождающиеся их изречениями, сражениями или орденом его имени. Например, открытки с изображением Александра Невского с его высказыванием: «Кто с мечом к нам пойдёт, от меча и погибнет!», Михаила Кутузова — «Земля русская, которую враг мечтал поработить, усеется костьми его», и другие.
Государственный литературный музей внёс свою лепту в поддержание духа русского народа, выпустив серию открыток, на которых помещался портрет писателя, а рядом
— патриотические строки, ставшие уже хрестоматийными: М. Е. Салтыков-Щедрин
— «Я люблю Россию до боли сердечной, и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России», И. С. Тургенева — «Вы сейчас спрашиваете меня, люблю ли я свою родину? Что же другое можно любить на земле?».
Примечательны открытки с текстами песен. В военной обстановке песня воодушевляла особенно, придавая силы на дальнейшую борьбу с врагом. Наиболее популярными были песни, ставшие «народными»: «Синий платочек», «Играй, мой баян», «Туманы мои,
^ Теория и история культуры ■Иг i
растуманы». Тиражами в 200 тысяч экземпляров неоднократно издавались открытки, в основном издательством «Искусство», с гимном Советского Союза. Текст песен размещался на лицевой или адресной стороне в зависимости от типа открытки, но всегда сопровождался иллюстрацией к нему.
В число патриотических входят и так называемые юмористические или сатирические открытки с карикатурами на политическую тему.
Например, известная открытка того времени «Гитлер хочет есть — накормим его!», на которой художник В. Говорков изобразил Гитлера с ножом и вилкой перед пшеницей с надписью «Украина» и рядом — его же со снарядом во рту. Или другая открытка «Туда — Обратно», где сначала фашист с саблей кричит: «На Москву», а затем идёт обратно в лохмотьях среди немецких могил. На обороте открытки есть комментарий: «Без устали гнать и громить гитлеровские полки и дивизии. Уничтожим армию немецких захватчиков!».
Начиная с 1941 года издательством «Искусство» репродуцировались на открытках сатирические плакаты «Окон РОСТА», главными
Примечания
1. Гуковский А. И. Научная разработка истории советского общества и вспомогательные исторические дисциплины // Вопросы истории. 1964. № 2.
2. Законодательные и административно-правовые акты военного времени. С 22 июня 1941 г. по 22 марта 1942 г. Москва, 1942.
3. Открытки, изданные в Москве в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. : каталог / сост.: В. И. Артемьев, М. С. Забочень. Москва, 1993.
4. Пантюхин В. А. Почтовые карточки Великой Отечественной войны. Издания 1941—1945 гг. Москва, 2009.
References
1. Gukovsky A. I. Nauchnaya razrabotka istorii sovetskogo obshchestva i vspomogatel'nye istoricheskie distsipliny [Research in the history of Soviet society and auxiliary historical disciplines]. Voprosy istorii [The questions of history]. 1964, No. 2.
2. Zakonodatel'nye i administrativno-pravovye akty voennogo vremeni. S 22 iyunya 1941 g. po 22 marta 1942 g. [Legislative and administrative-legal acts of wartime. From 22 June 1941 to March 22, 1942]. Moscow, 1942.
3. Artemyev V. I., Zabochen M. S., comp. Otkrytki, izdannye v Moskve v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941 —1945 gg.: Katalog [Postcards, published in Moscow in the Great Patriotic War 1941—1945: the Directory]. Moscow, 1993.
4. Pantyuhin V. A. Pochtovye kartochki Velikoi Otechestvennoi voiny. Izdaniya 1941 — 1945gg. [Postcards of the great Patriotic war. Publications of 1941 —1945]. Moscow, 2009.
художниками которых были Кукрыниксы. Как известно, плакаты «Окон» тиражировались ручным способом, поэтому выходили в нескольких экземплярах. Открытка же позволила репродуцировать плакаты массовыми тиражами (500 тысяч экземпляров), что сыграло большую роль в их распространении. Издевательские сюжеты и подписи под иллюстрацией, а также добавления на оборотной стороне должны были выставить немцев жалкими и в то же время вызвать улыбку у читающих. Сатирическая открытка в военное время играла не только патриотическую роль, но и поднимала дух солдат на фронте.
Исследование критериев художественного оформления таких открыток может иметь огромную пользу для исторических исследований.
Открытки-плакаты, открытки с изображением героев войны, военных сюжетов, русских полководцев и писателей, открытки с тексами песен, сатирические открытки являются малоизученным, но важным и привлекательным источником по истории Великой Отечественной войны. Многогранный потенциал открыток очень широк и заслуживает тщательного историко-культурного изучения.