Научная статья на тему 'Образ психолога в сознании студентов'

Образ психолога в сознании студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2442
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ / ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ / "НАИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" / "НАИВНЫЙ ПСИХОЛОГ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зарубин Александр Леонидович

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования образа психолога в сознании современных студентов. В ней описываются стереотипы сквозь призму которых современные молодые люди воспринимают психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ психолога в сознании студентов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 159.9

Зарубин Александр Леонидович

Педагог-психолог ГБПОУ «Сахалинский горный техникум» Сахалинская область, г. Шахтерск, РФ E-mail: aleks3110@list.ru

ОБРАЗ ПСИХОЛОГА В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ Аннотация

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования образа психолога в сознании современных студентов. В ней описываются стереотипы сквозь призму которых современные молодые люди воспринимают психологов.

Ключевые слова

Психолог, межличностная перцепция, социальные представления, имплицитные теории, обыденное сознание, «наивная психология», «наивный психолог».

За последние два десятка лет в нашей стране стали широко распространяться психологические знания. В частности, учебные заведения начали выпускать большое количество психологов. Специалисты-психологи прочно вошли в различные сферы жизнедеятельности: они привлекаются к работе в бизнес-структурах для отбора персонала, его обучения (в частности, руководящего состава); для работы в МЧС со специалистами, а также для работы с людьми, пережившими ЧС и т.д.

Психологов стали также привлекать и в различные сферы образовательной деятельности. Однако многие люди, по-прежнему, не имеют внятного, соответствующего действительности представления о том, кто такой психолог, чем он должен заниматься и на что он способен. Можно сказать, что работа психолога, его возможности, сфера деятельности окружены различного рода мифами и стереотипами. Такое положение дел, осложняет психологам выполнение своих профессиональных обязанностей, потому что люди ждут от них соответствий своим представлениям. Осложняется, в частности, взаимодействие и со смежными специалистами, например, взаимодействие психологов образования и педагогов, социальных работников и др.

Наша работа базируется на следующих понятиях: межличностная перцепция, социальные представления, обыденное сознание, имплицитные теории личности. Рассмотрим подробнее данные категории.

Познание человека человеком происходит в процессе межличностной перцепции. Межличностная перцепция - это процесс, осуществляющийся в ходе общения, в результате которого формируется образ человека или социальной группы, который условно можно разделить на чувственную (физическую) и рациональную составляющие. Такое деление условно, потому что эти образы, относящиеся к разным уровням познания, представляют собой синтез, причём рациональный образ во многом опирается на чувственный и формируется во вторую очередь. В ходе познания в процессе межличностной перцепции происходит интерпретация и понимание рисунка поведения другого человека, его внешних данных, понимание его внутреннего мира, соотнесение поведенческого рисунка и внешних данных человека с личностными особенностями воспринимаемого [1, 3, 5, 7, 8, 11].

Социальные представления - это совокупность различного рода знаний (теоретических, эмпирических, обыденных и др.) об окружающем мире: о других людях, социальных группах, социальных отношениях и т.д. Они содержаться в обыденном сознании и формируются через взаимные влияния, имплицитные переговоры; за счёт прошлого опыта индивида, социальной группы, к которой он принадлежит; за счёт обрывочных сведений об окружающей действительности, полученных из различных источников; а также за счёт личностных особенностей индивида. Отметим, что социальные представления формируются с целью осмысления и интерпретации окружающей действительности [10].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Обыденное сознание - «совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, коей они принадлежат... Сознанию обыденному, свойственны ошибки, могущие препятствовать научному познанию мира, способствуя сохранению укоренившихся предрассудков [8, с. 759].

Обыденное сознание опирается на эмпирические знания, обобщения, представления, непосредственно воспринимаемые образы, а также на впечатления, полученные «здесь и сейчас»; детерминируется общественными значениями, понятиями, установками, нормами, ценностями, идеалами, социальными законами и т.д. Цель познавательных процессов, осуществляемых обыденным сознанием - ориентация в актуальной действительности [1, 8, 9].

Стоит обратить внимание на то, что обыденное сознание порождает «наивных психологов» и «наивную психологию». «Наивный психолог» полагается на сложившиеся у него представления о некотором сцеплении черт в человеке, достраивая, при этом, образ воспринимаемого. Поскольку наивный психолог формируется под влиянием житейского опыта, то искажение образа социального объекта (психолога, например) в его сознании наиболее вероятно и характерно, в отличие от профессионалов. «Наивная психология» порождает теории личности, получивших название «имплицитных» [8].

Имплицитные теории личности - это теории обыденного рассудка, касающиеся ряда процессов социальной перцепции и включающие в себя совокупность субъективных обыденных знаний о психологии человека, в том числе представления о целостной системе организации черт внутри человека, что в дальнейшем порождает определённые ожидания от поведения конкретного человека или социальных групп [1, 2, 10].

С целью выявления социальных обыденных представлений о психологах в сознании студентов нами было проведено эмпирическое исследование. В ходе которого решались следующие задачи:

1. Выявить элементы образа психолога, представленного в сознании каждого респондента.

2. Полученные ответы респондентов, посредством контент-анализа, сгруппировать в дескрипторы.

4. Объединить близкие по значению дескрипторы в группы и сформулировать выводы.

Для сбора первичных эмпирических данных нами были использованы: методика Куна и методика «Незаконченные предложения» [6]. Указанные методики были адаптированы под задачи исследования.

В исследовании приняло участие 83 респондента в возрасте от 15 до 18 лет. В общей сложности, было дано 559 ответов. Выделенные дескрипторы были объединены в следующие группы (рассматривались дескрипторы, с «весом» не менее 1%):

1. Дескрипторы, описывающие деятельность психолога (таблица 1);

2. Дескрипторы, описывающие положительные личностные качества психолога (таблица 2);

3. Дескрипторы, описывающие негативные качества психолога (таблица 3).

Таблица 1

Описание деятельности психолога

№ Дескриптор % от общего количества ответов

1. Специалист, работающий с людьми, у которых проблемы с психикой 6,8%

2. Специалист, помогающий в разрешении проблем 6,8%

3. Специалист, помогающий людям 4,5%

4. Психолог помогает людям в различного рода ситуациях 2,7%

5. Психологи дают советы 2,7%

6. Психолог нужен для того, чтобы было кому высказаться 2,3%

7. Психолог способен успокоить в трудной ситуации 2%

8. Психолог помогает разобраться в себе 1,4%

Исходя из приведенных данных, психолог, с точки зрения респондентов, занимается, в первую очередь психически больными людьми и помогают в разрешении проблем. Первый дескриптор является ничем иным, как отражением соответствующего общественного стереотипа. Предположительно, он связан с преставлениями о том, чем занимается психиатр; то чем занимается психолог, до конца не понятно, однако слова «психиатр» и «психолог» созвучны, тем самым происходит путаница понятий.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

В таблице присутствует несколько дескрипторов - № 2, 3, 4, 5, 8 - говорящих о том, что психолог призван помогать людям. Дескрипторы № 6,7 также говорят о том, что психолога воспринимают как специалиста, к которому можно обратиться в случае каких-либо затруднений. Первая подгруппа дескрипторов не была объединена в один дескриптор, потому что каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

Результаты говорят в пользу того, что мы можем говорить о наличии в сознании студентов стереотипа о том, что психолог - это специалист, призванный помогать людям. Формирование данного стереотипа, предположительно, связано с тем, что такого рода образ транслируется СМИ, а также с тем, что заметная часть психологов занимается именно оказанием различного рода помощи. Это может быть также связано с тем, что многие люди обращаются к психологической литературе с целью разрешения своих внутриличностных и межличностных проблем. Значимым фактором формирования стереотипа являются также имплицитные переговоры.

Данные стереотипы верно отражают действительность, но однобоко, поскольку профессиональная деятельность психолога не ограничивается только лишь оказанием помощи. То есть профессиональное предназначение психолога воспринимается весьма узко.

Стоит также отметить, что респонденты отмечают то, что психолог помогает в разрешении проблем, в различного рода ситуациях и т.д. (дескрипторы 2-7). Однако респонденты не указывают, о каком круге проблем идёт речь, что заставляет предполагать, что психолога, воспринимают, как специалиста, способного помочь даже в тех ситуациях, в которых он помочь не в силах. То есть, респонденты, возможно, воспринимают психолога как некоего волшебника, что, безусловно, порождает необоснованные ожидания от действий психолога. Вопрос о том, что же ждут от действий психолога его потенциальные клиенты, может стать предметом дополнительного исследования.

Таблица 2

Положительные личностные качества психолога

№ Дескриптор % от общего количества ответов

1. Спокойный 5,4%

2. Добрый 4,7%

3. Умный 3,2%

4. Способный понять другого человека 2,9%

5. Разбирается в других людях 1,8%

6. Умеет общаться с людьми 1,8 %

7. Интеллигентный человек 1,8%

8. Вежливый 1,4%

9. Терпеливый 1,4%

10. Эмпатия 1,3%

11. Умеет слушать 1,1%

В данной группе находятся дескрипторы, описывающие положительные личностные качества психолога. Перечисленные характеристики применяются, как правило, не к специалистам, а к обычным людям, что заставляет полагать, что психологов, во многом, оценивают именно как человека, а не как специалиста, что, безусловно, порождает определённого рода ожидания от поведения психолога. Несоответствие же социального объекта имеющимся стереотипам может вызвать у реципиента негативные эмоции.

Такой портрет психолога можно назвать прокрустовым ложем, так как неосознанное стремление «загнать» психолога в рамки собственных обыденных представлений, способно осложнить работу, поскольку любой специалист, будучи оставаясь таким же человеком, как и все остальные, может обладать различными личностными качествами. Соответствующие ожидания со стороны окружающих могут наложить, своего рода, запрет на проявление индивидуальности психолога. Холерик, например, из-за своей взрывчатости, рискует попасть в немилость от тех людей, которые считают, что психолог должен быть спокойным. Указанные стереотипы представляют также сложность ввиду того, что они, согласно теоретическим положениям, обладают такими качествами, как ригидность и консерватизм.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ^БЫ 2410-700Х

Таблица 3

Отрицательные качества психолога

№ Дескриптор % от общего количества ответов

1. К сожалению, не всегда могут помочь 8,1%

2. Могут проявить агрессию 5,5%

3. Могут использовать свои знания в корыстных целях 5%

4. Промывает мозги 2,1%

Не меньший интерес представляют дескрипторы, описывающие отрицательные качества психолога. Самыми весомыми являются группы ответов «к сожалению, не всегда могут помочь». Значимость этого дескриптора заставляет предполагать, что в жизни респондентов присутствовала череда разочарований, связанных с взаимодействием с психологами. Такие разочарования, на наш взгляд, могли быть связаны как с некорректными действиями специалистов, так и с неоправданными ожиданиями от действий психолога.

Не секрет, что способности психолога преувеличены, и от психологов могут ждать того, что он не может вовсе. Например, ждать того, что проблемы за человека решит психолог, в то время как психолог может лишь помочь решить проблему. Такое положение вещей может быть связано с тем, что у некоторых людей нет должного представления о том, что может и должен психолог. Ввиду этих неоправданных ожиданий, некоторые специалисты-психологи отказываются сообщать о своей профессии. По данному вопросу в интернете можно найти даже сатирические заметки под названием «тыжпсихолог».

Дескриптор №2 таблицы №3, на наш взгляд, можно вполне соотнести с дескриптором №1 таблицы №2. Данную связь можно объяснить следующим образом. Если люди, уверенные в том, что психологи должны быть спокойными, встречают человека эмоционального, взрывчатого, то им он будет представляться «неправильным» психологом. Если психолог будет делать замечания в резкой форме, будет позволять себе жёсткую манеру поведения, то на этом будет заостряться особое внимание, потому что это отличается от общепринятых ожиданий.

Психологи, будучи таким же людьми, как и все остальные, могут быть разными, однако «отклонение» от «нормы», понимание которой находится в сознании людей, может вызвать акцентирование внимания на данном вопросе.

С другой стороны, стереотипы (в нашем случае их можно назвать даже ожиданиями), содержащиеся в таблицах №2 и №3 накладывают на личность психолога большую ответственность и подтверждает то, что специалистам такого профиля необходимо работать и над своей личностью.

Нельзя не обратить внимание на дескриптор №3 таблица №3. Данный стереотип говорит о том, что психологи, в глазах своих потенциальных или бывших клиентов себя дескредитировали. Это может быть связано с тем, что некоторые психологи используют свои знания с целью реализации своих внутренних комплексов, а также для достижения вполне практических целей - получения тем или иным путём материальных средств (примером того могут служить компании, работающие по принципу сетевого маркетинга). Это может быть связано с тем, что СМИ транслируют яркие образы психологов, применяющих свои знания в корыстных целях. Примером может служить образ Каннибала Лектора, информация о профессиональных мошенниках, которые достаточно эффективно используют психологические уловки. Про таких нередко говорят: хорошие психологи. Соответственно, представление о психологах как о людях, применяющих свои знания в корыстных целях, переносятся и на других людей, обладающих психологическими знаниями.

Так или иначе, необходимо иметь в виду, что к психологам могут относиться с недоверием, настороженностью, агрессией и даже негативно.

В пользу последних двух утверждений свидетельствует фраза «промывают мозги». Грубость и резкость фразы позволяет отнести её к проявлению вербальной агрессии.

Ни к одной из групп не подходит дескриптор «психолог способен ввести человека в транс (1,1% ответов от общего их ответов), однако нельзя обойти его вниманием. Получается, что с точки зрения заметного количества людей, психолог должен обязательно владеть данной способностью.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Безусловно, рассмотренные нами представления создают барьер между психологами и их потенциальными клиентами, а значит, психологу необходимо прилагать усилия для того, чтобы завоевать доверие и удержать его. Необходимо также суметь доказать, что ты не такой, как о тебе изначально думают.

Итак, с точки зрения опрошенных респондентов, психолог - это специалист, который работает с людьми, имеющими проблемы с психикой; специалист, который призван помогать людям в различных проблемах, ситуациях, а также призван к тому, чтобы помогать разбираться в себе. Психолог нужен также для того, чтобы высказаться.

Психолог, с точки зрения респондентов, обладает следующими качествами: спокойствие, доброта, ум, способность понять другого человека, способность разбираться в людях, умение общаться с людьми, интеллигентность, вежливость, терпеливость, эмпатия, умение слушать, а также владение гипнозом.

Среди отрицательных качеств отмечено то, что психологи не всегда могут помочь, могут проявить агрессию, могут использовать свои знания в корыстных целях.

Образ психолога, таким образом, является, в сознании респондентов искажённым, что, скорее всего связано с отсутствием должного опыта взаимодействия. Поскольку речь идёт о социальных представлениях обыденного сознания, то необходимо иметь в виду, что эти представления обладают такими качествами, как ригидность и консерватизм, то есть не так-то легко поддаются изменениям.

Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что специалистам-психологам необходимо проводить работу по формированию корректного образа психолога. Это может быть разъяснительная работа на тему того, что может и что не может психолог, каковы его возможности, сфера его компетенции, в чём отличие психолога от психиатра; работа, направленная на развенчание соответствующих мифов и стереотипов. Целесообразным будет проведение недель психологии в образовательных организациях. Проводя такую работу, психолог облегчит не только выполнение своих должностных обязанностей, но и повысит их эффективность. В такой работе есть также и иная, подспудная, цель - это популяризация психологических знаний, что, безусловно, приведёт к повышению уровня психологической культуры и психологической компетенции обучающихся.

Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2004. - 288 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376с.

3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.

4. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: Прайм-ЕВРО Знак, 2003. - 672 с.; - (Проект «Психологическая энциклопедия»)

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2004. - 520с.

7. Восприятие. - Открытая интернет-энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org/wiki/Восприятие (03 апрель 2016)

8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - 2-е изд., перераб. И доп. - Минск: Харвест, 2001. - 971 стр

9. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учеб. пособие для ВУЗов. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Новая шк., 1996. - 351 с.

10.Лейфрид Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке: диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. - Омск, 2005. - 220 с.: ил.

11.Сидоров П. И., Парняков А. В. - Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II: Учебник для студентов медицинских ВУЗов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

© Зарубин А.Л., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.