Научная статья на тему 'Образ правителя в политико-правовых учениях Китая: эволюция и современность'

Образ правителя в политико-правовых учениях Китая: эволюция и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1189
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ПРАВИТЕЛЬ / КОНФУЦИАНСТВО / ГУМАННОСТЬ / ДОЛГ / БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ / НЕБО / НАРОД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лагунова Ирина Сергеевна

Сегодня Китайская Народная Республика является одной из крупнейших и ведущих держав в мире. В то же время, несмотря на современные процессы конвергенции культур, унификации мировых стандартов, глобальную социальную открытость и мобильность, китайская цивилизация сохраняет свою самобытность, традиции. Будучи одним из важнейших партнеров России в различных сферах жизнедеятельности общества, Китай представляет, помимо культурологического, немалый политико-правовой интерес, и прежде всего, в отношении вопросов принадлежности и осуществления государственной власти. Исследованию политико-правовых идей о статусе правителя в Китае и посвящена настоящая статья. В процессе изучения предмета автор использует сравнительно-исторический, формально-логический и иные научные методы, а также применяет междисциплинарный подход (используя категории права, политики, философии). В заключение, автор делает вывод о конфуцианско-социалистической основе политико-правового статуса современного китайского правителя, воспринимаемого как отца нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A RULER IN THE POLITICAL-LEGAL DOCTRINES OF CHINA: EVOLUTION AND MODERNITYY

Today, the People's Republic of China is one of the largest and leading powers in the world. At the same time, despite modern processes of cultural convergence, unification of world standards, global social openness and mobility, Chinese civilization retains its identity, traditions. Being one of the most important partners of Russia in various spheres of the life activity of the society, China represents, in addition to cultural studies, considerable political and legal interest, and above all, with regard to questions of ownership and the exercise of state power. The present article is devoted to the study of political and legal ideas about the status of the ruler in China. In the process of studying the subject, the author uses comparative-historical, formal-logical and other scientific methods, and also applies an interdisciplinary approach (using categories of law, politics, philosophy). In conclusion, the author concludes on the Confucian-Socialist basis of the political and legal status of the modern Chinese ruler, perceived as the father of the nation.

Текст научной работы на тему «Образ правителя в политико-правовых учениях Китая: эволюция и современность»

9.8. ОБРАЗ ПРАВИТЕЛЯ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЯХ КИТАЯ:

ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Лагунова Ирина Сергеевна, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права

Место работы: Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России

i.s.lagunova@yandex.ru

Аннотация: Сегодня Китайская Народная Республика является одной из крупнейших и ведущих держав в мире. В то же время, несмотря на современные процессы конвергенции культур, унификации мировых стандартов, глобальную социальную открытость и мобильность, китайская цивилизация сохраняет свою самобытность, традиции.

Будучи одним из важнейших партнеров России в различных сферах жизнедеятельности общества, Китай представляет, помимо культурологического, немалый политико-правовой интерес, и прежде всего, в отношении вопросов принадлежности и осуществления государственной власти. Исследованию политико-правовых идей о статусе правителя в Китае и посвящена настоящая статья. В процессе изучения предмета автор использует сравнительно-исторический, формально-логический и иные научные методы, а также применяет междисциплинарный подход (используя категории права, политики, философии).

В заключение, автор делает вывод о конфуцианско-социалистической основе политико-правового статуса современного китайского правителя, воспринимаемого как отца нации.

Ключевые слова: Китай, правитель, конфуцианство, гуманность, долг, благородный муж, Небо, народ

THE IMAGE OF A RULER IN THE POLITICAL-LEGAL DOCTRINES OF CHINA: EVOLUTION AND MODERNITYY

Lagunova Irina S., a lecture of the cathedra of constitutional and municipal law

Place of employment: Nizhegorodskyi Institute of Government, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

i.s.lagunova@yandex.ru

Abstract: Today, the People's Republic of China is one of the largest and leading powers in the world. At the same time, despite modern processes of cultural convergence, unification of world standards, global social openness and mobility, Chinese civilization retains its identity, traditions.

Being one of the most important partners of Russia in various spheres of the life activity of the society, China represents, in addition to cultural studies, considerable political and legal interest, and above all, with regard to questions of ownership and the exercise of state power. The present article is devoted to the study of political and legal ideas about the status of the ruler in China. In the process of studying the subject, the author uses comparative-historical, formal-logical and other scientific methods, and also applies an interdisciplinary approach (using categories of law, politics, philosophy).

In conclusion, the author concludes on the Confucian-Socialist basis of the political and legal status of the modern Chinese ruler, perceived as the father of the nation.

Keywords: China, ruler, Confucianism, humanity, duty, noble husband, Sky, people.

Китайская Народная Республика представляет собой одну из крупнейших и наиболее влиятельных мировых держав. Кроме того, она также является одним из ведущих геостратегических и социально-экономических партнеров России. В связи с этим, среди стран Азиатского региона исследованию Китая уделяется особое внимание. Безусловно, важнейшими аспектами изучения являются особенности современного экономического, политического, правового, социального развития страны. В то же время, необходимо помнить о том, что Китайская цивилизация представляет собой одну из древнейших цивилизаций современности, которая и по сей день во многом остается верной своим традициям, несмотря на глобальные конвергенционно-культурные процессы. Соответственно, в целях достижения наибольшей эффективности в сотрудничестве стран, важно понимать политико-правовые устои существования китайского общества.

Одним и наиболее важных аспектов политико-правового образа Китая является образ руководителя государства и его восприятие народом. Изучению дан-

ного вопроса и посвящено настоящее исследование.

Итак, с момента своего возникновения на рубеже 11-1 тысячелетий до н.э. в китайской цивилизации утвердилась идея о том, что властью управлять обладают только лица, наделенные особой благодатью (дэ) особыми личными качествами. Дарует и отнимает эту власть - мандат - Небо, «абстрактная регулирующая сила, олицетворение разума, целесообразности, справедливости», сменившая культ Шан-ди, тотема. Эта идея была развита и облечена в стройное учение философом Конфуцием, или Кун-цзы (551—479 до н. э.), ратовавшим за восстановление традиций и преобразование общества.

Одной из основополагающих идей его учения является образ «идеального мужа», «цзюнь-цзы», обладающего качествами гуманности и чувством долга. Гуманность предполагает сдержанность, скромность, ум, доброту, справедливость, беспристрастие [1, с. 99], но, прежде всего, собственно человеколюбие. Долг - моральное обязательство, которое человек накладывает на себя: «Благородный муж заботится о долге, низкий

Лагунова И. С.

ОБРАЗ ПРАВИТЕЛЯ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЯХ КИТАЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

человек заботится о выгоде» [2, с. 82].

В обществе философ выделяет два слоя: управляющих и управляемых (народ). Интересно, что такое разделение имеет в основе образовательный ценз [1, с. 103]. Развитие качеств цзюнь-цзы, в том числе получение надлежащего образования, является обязательным для первого из них, но в целом каждому следует стремиться к воспитанию в себе «идеального человека». Управляющие должны были не просто следить за соблюдением законов (ли), но и реализовывать их на собственном примере. Управляемые представляют в большинстве своем невежественную массу, сяо-жень [1, с. 102], которую «необходимо заставлять идти должным путем, но не следует объяснять, почему» [2, с. 85].

Образ благородного мужа со временем стал рассматриваться не как внутреннее содержание человека, избравшего путь совершенствования, но как система требований к поведению человека в обществе, этикет. В частности, в эпоху Хань на основе конфуцианского учения был составлен свод правил «Лицзи» [2, с. 101].

Проявление качеств благородного мужа со временем стало обязательным требованием ко всем чиновникам.

В центре внимания конфуцианского учения о благородном муже находится правитель. Он выступает как «сын Неба». Правитель имеет моральное (не только социальное, политическое) верховенство, поскольку обладает сыновней почтительностью, сяо, и человеколюбием, жень. Он является посредником между миром людей и миром богов, Небом, олицетворением государства. Его правление должно иметь целью реализацию интересов народа. Однако титул правителя -небесный мандат (мин) - может быть отозван, если его носитель своим поведением не подтверждает приписываемые ему добродетели. Данная идея «небесного мандата» была взята на вооружение китайскими чиновниками, которые не раз в ходе истории применяли ее для смены главы государства.

Учение Конфуция было изначально ориентировано на его практическое применение в государственном управлении, как его стратегия, и при этом, основывалось на устоявшихся в патриархальном китайском обществе обычаях. Кроме того, провозглашенная им система морально-этических норм была крепкой и гибкой, что позволило ей сохранить свои устои и, вместе с тем, приспособиться к изменяющемуся обществу и частично инкорпорировать в себя идеи иных учений. Прежде всего, эти обстоятельства способствовали тому, что конфуцианство нашло горячий отклик в китайском обществе и через несколько столетий (в эпоху Хань, 206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) после своего создания стало официальной идеологией [1, с. 103].

Необходимо отметить также определенное влияние даосизма на политико-правовой образ китайского государственного деятеля. Если конфуцианство содержит в основном этические, социальные и семейные правила поведения деятеля, то даосизм концентрируется на ином: он детально регламентирует исполнение ритуалов и церемоний. Будучи ориентирован на определение внутренней жизни человека, даосизм уделяет вопросу социальной роли личности несравнимо меньше внимания, нежели конфуцианство.

Одной из главных идей, которую внес даосизм в образ государственного лица и его деятельность, является принцип недеяния, увэй. Основатель даосизма Лао-Цзы отмечал: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько

хуже тот правитель, который требует от народа его любить и возвышать. Еще хуже правитель, которого народ боится и хуже всех те правители, которых народ презирает» [3, с. 306]. Управление государством сродни управлению водным потоком: нет необходимости прилагать усилия, чтобы заставить воду течь туда, куда движется сама река. Властвует тот, кто покоен. Высшая мудрость согласно даосской традиции состоит в том, чтобы следовать обстоятельствам и давать ход естественному течению событий. Будучи изначально даосским, этот принцип впоследствии стал одним из важных требований к фигуре государственного деятеля, вне зависимости от господствующей идеологии.

Лао-Цзы выделяет два главных качества правителя: справедливость и хитрость: «Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью» [4, с. 173].

В XX веке к традиционной религиозно-философской основе концепции личности государственного деятеля в форме конфуцианства и даосизма прибавляется социалистическая идеология, но с китайской спецификой.

Наиболее ярко китайскую современную социалистическую установку развития личности выражает формула «5 любить», созданная Дэн Сяопином:

- «любить страну»,

- «любить народ»,

- «любить труд»,

- «любить науку»,

- «любить социализм» [5, с. 99-101].

Таким образом, современный образ общественно-политического деятеля, как и многие другие институты общественной системы, в Китае является синкретичным: его определяют конфуцианство, даосизм, и идеология социализма. Несмотря на то, что современный глава Китая получает свою должность в ином порядке, нежели в императорскую эпоху - в порядке на следования, «от Неба» - он является преемником предшествующего правителя, а тот, в свою очередь -своего предшественника. Традиция преемственности -яркое проявление конфуцианского видения государственного деятеля в качестве «отца народа», заботящегося о всеобщем благе.

Специфика китайского видения личности социально-политического деятеля состоит в том, что оно опирается на систему религиозно-этических норм, основной частью которых является конфуцианство, которое выдвигает на первый план не сверхъестественное начало, а социальное, моральное и рациональное, что позволяет ему быть основой организации государственного управления. Ориентация конфуцианства на конформизм личности, установка познанность всей истины, всех законов устройства мира древними мудрецами (и как следствие, отсутствие необходимости на поиск других путей развития) во многом предопределяют относительно низкую инициативность личности в целом, осторожное отношение к любым нововведениям. Именно «конфуцианский взгляд» большинства китайского общества на фигуру государственного деятеля предопределяет ряд значимых требований к нему.

Всякий общественно-политический деятель, и первый из них - правитель - должен выражать уважение и приверженность традициям, следуя сформулированному еще в Древнем Китае принципу «древность на службу современности» [6, с. 22] и именно этим поддерживать и развивать китайское общество. В противном случае он окажется недостойным своего титула, не получит народного одобрения и в итоге не сможет стать национальным лидером. Таким образом,

авторитет политического деятеля в Китае тем выше, чем больше он сможет вписать свой образ в существующий конфуцианский ориентированный общественный уклад, гармонично сочетая с ним свое видение развития государства.

Человек, и прежде всего, тот, кто имеет власть, обязан постоянно совершенствоваться - таков один их заветов конфуцианства. Цзюнь-цзы должен «безмолвно поглощать и накапливать знания, без устали учиться и неустанно учить других, передавая им накопленное» [2, с. 103].

Итак, китайская концепция государственного деятеля представляет собой, прежде всего, синкретичную систему норм конфуцианства. В правителе видится отец всего народа, миссия которого состоит в заботе о процветании нации, государства, обеспечении их гармоничного существования в целом. Конфуцианство предъявляет и строго отслеживает осуществление не только «материальных» требований (наличие образования, средств существования и т.д.) к кандидатам в «управляющие», но и «духовных», что позволяет китайскому обществу сохранять самобытность своей цивилизации.

Необходимо также отметить, что соединенная с социалистическими догматами о ценности труда, китайская политико-правовая концепция управления являет собой прочную социально-духовную основу для развития государства и общества в целом.

Список литературы:

1. Л.С. Васильев. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001. С. 99

2. «Луньюй» («Беседы и суждения»). Пекин,1954. С.82

3. Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин. «Древнекитайская философия»: в 2 т. М., 1972. Т. 2 С. 306

4. Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин (перевод Ян Хин-шуна). М., 1972. С. 173

5. Моу Цзунсань. Интуиция разума и китайская философия. Тайвань, 1971. С. 99-101.

6. Гэн Хайтянь. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: автореферат. Владивосток, 2011. С. 22

РЕКОМЕНДАЦИЯ

к публикации статьи преподавателя и аспиранта кафедры конституционного и муниципального права Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Лагуновой Ирины Сергеевны «Образ правителя в политико-

правовых учениях Китая: эволюция и современность» Рекомендую к публикации в научную статью преподавателя и аспиранта кафедры конституционного и муниципального права Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Лагуновой Ирины Сергеевны «Образ правителя в политико-правовых учениях Китая: эволюция и современность».

Лагуновой И. С. проведена исследовательская работа по анализу основных принципов осуществления государственной власти в китайском обществе, а также политических требований, предъявляемых к правителю в ходе истории и в настоящее время. На основании анализа дана оценка существующей политико-правовой организации власти в Китае.

Статья соответствует критериям научности, в том числе обладает новизной. Актуальность темы обусловлена возрастающей значимостью Китая на мировой политической арене.

С учетом вышеизложенного, указанная статья рекомендована к публикации.

Научный руководитель аспиранта Лагуновой И.С., доктор экономических наук,

профессор кафедры конституционного и муниципального права Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России

Е. Г. Головин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.