НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №9/2016 ISSN 2411-7161
6. Шкляева Е.Л. Мемуары как «текст культуры» (Женская линия в мемуаристике XIX-XX веков: А.П. Керн, Т.А. Кузминская, Л.А. Авилова). Автореф. дис. канд. филол. наук. - Барнаул, 2002.
© Керимова Д.Ф., 2016
Ржанова Светлана Александровна
Доктор культурологии МГУ им. Н.П. Огарева,
г.Саранск, РФ Е-mail: [email protected]
ОБРАЗ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕДИАТЕКСТЕ
Аннотация
Актуальность исследования состоит в анализе специфики текстов СМИ с их ориентацией на массовость, оперативность создания и восприятия, доступность изложения. Цель статьи - рассмотрение постмодернистской культуры в массмедиа. Метод функционально-стилистического анализа позволил выявить результат влияния постмодернизма на массмедийное пространство и прийти к выводу, что постмодернизм выражается практически во всех компонентах, которые образуют СМИ. Современные массмедиа демонстрируют суть явления постмодернизма — стремление сломать стереотипы, найдя нечто оригинальное.
Ключевые слова:
СМИ, постмодерн, прецедентность, интертекстуальность, массовая культура, журналистский метаязык
Изменения в общественно-политической жизни страны повлияли и на многие социальные институты, в том числе и СМИ. Своеобразие «информационного общества» характеризуется преобладанием теоретического знания, информационных и коммуникационных технологий в качестве средств информации.
Сама система СМИ сейчас протекает под воздействием постмодерна, и даже органично вливается в его структуру, становясь неотъемлемой частью массовой культуры нового тысячелетия. «Общество нашего времени, которое социолог из Франции Дебор называет «обществом спектакля» - это система, где отсутствуют границы между реальным и воображаемым, а режиссером здесь выступают СМИ. Их продукция создает стереотипы общественного сознания, основы вкусов, взглядов и интересов, происходит полная анемия» [1, с. 32].
Человек является частью повседневности и изменяется вместе с ней, что является образом постмодернистской культуры. Журналистика наших дней размывает границы дозволенного, увеличивая текстовые значения. Но объем передаваемой информации при этом увеличивается в результате игровых соотношений между разными структурами текста.
Постмодернизм - культура рефлексирующая. Рефлексия выражается в цитатности, ретроспективности, т. е в обращении к прошлому, вторичности текстов. На основе повтора и цитатности возникает новая лирика. Если в эпоху постмодернизма даже при использовании языка чувств прибегали к кавычкам, то теперь без них слово несет привкус вторичности.
Цитатное письмо отвечает специфике текстов СМИ с их ориентацией на массовость, оперативность создания и восприятия, доступность изложения. С вышеуказанных позиций особый интерес представляет подход к материалам из чужих текстов как к прецедентным феноменам, известным в лингвистике еще и как прецедентные тексты, «осознанные или неосознанные, точные или преобразованные цитаты или иного рода отсылки к более или менее известным ранее произведенным текстам в составе более позднего текста» [2, с.137]
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №9/2016 ISSN 2411-7161_
Такое использование чужого текста приобрело особенную популярность в массовой коммуникации, что отражает способность массового сознания присваивать наиболее престижные модели культуры, эксплуатируя их в собственных целях. Например, реклама, занявшая одно из лидирующих положений среди видов массовой коммуникации, использует переосмысленный, но основанный на чужом, материал.
Метафорическая речь всегда является экспрессивной, поэтому тропы, как правило, стоят рядом с эмоционально-оценочной лексикой и используются наряду с другими средствами речевой экспрессии.
Как художественное направление, постмодернизм формирует собственную эстетику. Образ мира вырисовывается в сознании социума на основе внутрикультурных связей. Самое яркое проявление мировоззренческой концепции постмодернизма - в его литературной практике, где стираются границы между реальностью и виртуальностью, массовостью и элитарностью, разными решениями текста.
Центральным здесь является понятие интертекстуальности. Оно рассматривается как особенный вид техники повествования, которая создана для создания «фрагментированного» единства. При системном подходе к проблеме интертекстуальности можно применить выводы не только к тексту художественного стиля, но и любому другому, если он включен в систему культуры. Такие тексты зачастую являются виральными.
«Чужой» текст в творчестве журналиста, процесс его аккомодации, информационные и выразительные эффекты и «провалы» особо четко фиксируют состояние текстов средств массовой информации только при учете всех тех инноваций, которые на сегодняшний день очевидны в публицистическом стиле как действующей системе и текстах ныне функционирующего культурного пространства. Так, прочтение текста сквозь призму постмодернизма с его интертекстуальностью при понимании медиатекста как явления культуры представляется мотивированной.
Еще одним значительным моментом постмодернистской стратегии является аккомодация сознания человека к тексту. Он связан с рассмотрением литературы, общества, культуры, истории и самого человека, как текста. Отмеченные представителями лингвокультурного сообщества признаки, конечно, являются подходящими для данного понятия, но стоит добавить и признак, дефференцирующий их принадлежность к системе языка: полифункциональные в грамматическом и понятийном плане, т. е. нефиксированные в отношении различных морфологических категорий, объема и синтаксических позиций, потенциально многозначные по семантике. Это позволяет по-разному «решать» их в тексте.
Стоит отметить, что система прецедентных феноменов не является замкнутой и инвентарь составляющих её единиц периодически пополняется. В этой ситуации тексты культуры могут увеличивать коллективное когнитивное пространство, приобретая знак прецедентности. Массовая коммуникация содействует интеграции с зоной прецедентности все новых и новых текстов.
Пресса пересматривает объем информационного поля средств массовой информации. Понимая, что само определение «объем информации» носит аксиологический характер, средства информации нацелены на расширение репертуара затрагиваемых тем и рассматривают информацию различного типа. Ранее незыблемые каноны сейчас являются несостоятельными. Зародилось новое поколение ангедонированных людей. Это и является доказательством прямого влияния постмодернизма на современное информационное пространство.
Сама журналистика, средства пропаганды и информирования достаточно влиятельна, а ее главной частью, позволяющей наполнить все содержанием, является текст.
Но нельзя ангажировано относиться к слиянию СМИ и постмодернизму, рассматривая это только как отрицательное течение, ведь это такой же естественный процесс, как и воздействие массовой культуры на наши личностные взгляды и жизнь в целом.
Культура постмодернизма отражается практически во всех составляющих СМИ. Например, телевидение вовсе возникло в эпоху постмодернизма, поэтому невозможно его дифференцировать на «до» и «после». В ТВ-программах фон игривости создает впечатление неадекватности стиля общения с аудиторией. Эта тенденция в настоящее время проникает и в газетную периодику, например, в молодежные журналы, где информативность полностью перекрывается смоделированным сценарием общения «двух молодых». Обращение к предпочтениям массовой аудитории выделило узкий круг тем в наиболее популярном типе
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №9/2016 ISSN 2411-7161_
газет: шоу-бизнес, интимные отношения, криминал, телепрограмма. Телепрограмму нельзя назвать полноценной темой, но любая постмодернистская газета без нее лишится немалого процента своей аудитории. К вышеуказанным тематическим пунктам можно добавить установку на сенсацию. В этом суть явления постмодернизма — стремление сломать стереотипы, найдя нечто оригинальное. Сенсационные материалы часто скандальны, что вызывает большую востребованность газеты. Поэтому нередки случаи создания сенсации из незначительного факта, покрытого журналистами слухами, предположениями и выдумками.
А вот длительное существование газеты позволяет выявить постмодернистские черты современной прессы, оглядываясь на издания советского или даже дореволюционного типа.
Помимо внутреннего содержания, постмодерн имеет свой индивидуальный внешний облик. Внешний вид газет определяется рекламностью, тенденцией обратить на себя внимание и удержать потенциального читателя. В современной прессе постмодернизм выражается многопланово, не ограничиваясь тематикой, языком, дизайном газет.
Таким образом, экспансия «массовой культуры» в журналистском метаязыке выражается в следующем:
Постмодернизм выражается практически во всех компонентах, которые образуют средства массовой информации. Массмедиа— продукт массовой культуры, и такое понятие, как «газета постмодерна» нельзя расценивать однозначно негативно. Это вполне естественное явление, как и постмодернистские изменения в русском языке или влияние массовой культуры на одежду человека и т. д. Но любое печатное издание, которое признает за постмодерном право диктовать условия функционирования этого издания, не должно принимать эти условия в качестве единственно верных. СМИ стремятся распространять свой продукт до полного насыщения рынка любыми способами.
Список использованной литературы
1. Ржанова С. А. Риторика средств массовой коммуникации / С. А. Ржанова. - Саранск. : Изд-во Мордов. унта, 1987. - 72 с.
2. Кириллова Н. Б. Медиакультура : от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. - М.: Академический Проект, 2005. - 448 с.
© Ржанова С. А., 2016
Фролова Наталья Михайловна
канд.социол.наук, доцент НИ ГОУВПО « Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева»,
г. Саранск, РФ E-mail: [email protected]
РАЙОННАЯ ПРЕССА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА
Аннотация
Рассматриваются особенности функционирования районного издания в современных условиях информационного рынка на региональном уровне. Определено место районной прессы в системе и степень ее подверженности современным коммуникативным процессам, рассмотрены особенности функционирования электронных версий в данной категории прессы.
Ключевые слова: Районная газета, версия, аудитория, тип, издание, содержание, форма.
Районная пресса занимает особое место в общей массе печатной продукции. Есть мнение, что с ростом