Научная статья на тему 'Образ одиночества в философских концепциях одиночества'

Образ одиночества в философских концепциях одиночества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
598
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИИ ОДИНОЧЕСТВА / ОБРАЗ ОДИНОЧЕСТВА / ПОДЛИННОЕ ОДИНОЧЕСТВО / МОРАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЙ ОБРАЗ ОДИНОЧЕСТВА / НОВОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ОДИНОЧЕСТВА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЙ ОБРАЗ ОДИНОЧЕСТВА / CONCEPTS OF LONELINESS / IMAGE OF LONELINESS / TRUE LONELINESS / MORAL LONELINESS / RELIGIOUS IMAGE OF LONELINESS / MODERN IMAGE OF LONELINESS / EXISTENTIALIST IMAGE OF LONELINESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Младенов Василий Иванович

Статья посвящена анализу образов одиночества в западной философии, которое, по мнению автора, развивалось в рамках обсуждения проблем индивидуализма и коллективизма как главных социальных и культурных ценностей. Как доказывает статья при осмыслении одиночества в философии формировались образы, с одной стороны, представленные рациональной философией и указывающий на отчуждение, как ведущую характеристику одиночества. С другой стороны в экзистенциальной философии был сконструирован субъективный образ одиночества, который становится ведущим аспектом переживания экзистенции, характеризующейся отрывом от смыслополагающих систем. В целом, философы ХХ в. создавали образ одиночества, рисовавший социальную обусловленность этого явления, что указывает на феноменальный характер этого одиночества в качестве образа, который может носить социальный и личностный, негативный и позитивный характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF LONELINESS IN PHILOSOPHICAL CONCEPTS OF LONELINESS

The article is devoted to the analysis of images of loneliness in Western philosophy, which, according to the author, developed as part of a discussion of the problems of individualism and collectivism as the main social and cultural values. As the article proves when comprehending loneliness in philosophy, images were formed, on the one hand, represented by rational philosophy and indicating alienation, as a leading characteristic of loneliness. On the other hand, in existential philosophy, a subjective image of loneliness was constructed, which becomes the leading aspect of the experience of existence, characterized by a separation from meaningful systems. In general, philosophers of the twentieth century. created an image of loneliness, depicting the social conditioning of this phenomenon, which indicates the phenomenal nature of this loneliness as an image that can be social and personal, negative and positive

Текст научной работы на тему «Образ одиночества в философских концепциях одиночества»

Образ одиночества в философских концепциях одиночества

Младенов Василий Иванович,

соискатель, начальник военной кафедры Забайкальского государственного университета, ФГбОу ВО «Забайкальский государственный университет», [email protected]

Статья посвящена анализу образов одиночества в западной философии, которое, по мнению автора, развивалось в рамках обсуждения проблем индивидуализма и коллективизма как главных социальных и культурных ценностей. Как доказывает статья при осмыслении одиночества в философии формировались образы, с одной стороны, представленные рациональной философией и указывающий на отчуждение, как ведущую характеристику одиночества. С другой стороны в экзистенциальной философии был сконструирован субъективный образ одиночества, который становится ведущим аспектом переживания экзистенции, характеризующейся отрывом от смыслополагающих систем. В целом, философы ХХ в. создавали образ одиночества, рисовавший социальную обусловленность этого явления, что указывает на феноменальный характер этого одиночества в качестве образа, который может носить социальный и личностный, негативный и позитивный характер.

Ключевые слова: Концепции одиночества, образ одиночества, подлинное одиночество, моральное одиночество, религиозный образ одиночества, нововременный образ одиночества, экзистенциалистский образ одиночества

Ведение

Понятие «одиночество» в философии оформилось только в ХХ в., однако само это явление упоминалось и описывалось на протяжении длительного времени. Почти все философские направления так или иначе затрагивали тему одиночества, считая ее значимой проблемой для всего человечества, однако понимали под этим термином разные явления и рисовали различные образы. В разные периоды и в различных культурах философы вкладывали в понятие «одиночества» разные смыслы, «говорили» о нем на разных «языках». Реконструкция образов одиночества, предполагающая отношение к ним, как к феноменальным проявлениям этого явления, является методом, который дает возможность анализа функционального предназначения образов одиночества в социальных группах, относящихся к различным обществам и периодам. В данном случае, как феномен, относящийся к социальному восприятию трансцендентного объекта, образы одиночества должны характеризоваться такими признаками, как отсутствие верификации связанности образа и объекта, а также антиномичностью, предполагающей наличие различных и противопоставленных друг другу характеристик одного и того же объекта.

Степень исследованности темы.

Проблемы сущности одинокого существования осмыслялись в трудах Платона, Аристотеля, Ф. Ак-винского, Св. Василия Великого, П. де Миран-долла, Дж. Боккаччо, Ф. Петрарки, У. Шекспира, Р. Декарта, Б. Паскаля, И. Канта, Ф. Шеллинга, И. Фихте. В философии Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Г. Д. Тора, Р. У. Эмерсона, Э. Гуссерля, Ж. П. Сартра, А.Камю, М. Бубера, Э. Фромма, Дж. Мида, К. Ясперса, М. Хайдеггера, И. Ялома, К. Мустакаса, У. Б. Садлера, Т. Джонсона, исследовавшие одиночество с точки зрения онтологического, феноменологического, экзистенциального, в то же время ими не была рассмотрена проблема образов одиночества в социальном пространстве.

Результаты

В античной философии социальный негативный образ одиночества служил задачам укрепления социальных устоев и власти, но не отражал самосознание личности. В Средние века развитие человека и культуры столкнулось со столкновением принципа индивидуации и принципа общинности, что стало основанием для раздвоения сознания личности, которая стремилась с одной стороны к взаимодействию с обществом, с другой - с Богом. В философии Нового времени сохранилась дихотомия «автономности» и «общественности», однако проявились личностные негативные образы

гп Д

о о .п

о

О Я

О о о

в

^

я

П ■о

в о

о сч <о

О!

одиночества, связанные попытками «атомизиро-ваного» индивида избежать угроз, представляемых одиноким образом жизни. Образ одиночества в этот период стал противопоставляться между людьми, и был противопоставлен человеческой сущности, понимаемой, как природная общность людей. Образы одиночества, которые охватывали те или иные формы социального поведения, включая состояние животного, отшельничество, атомизацию, солипсизм, отчуждение, использовались как апелляция к сущностным переживаниям различных аспектов отчуждения личности, необходимость преодоления которых вела к созданию общества, понимаемого как социальный идеал.

В ХХ в. осмысление одиночества перестало пониматься только как рациональный процесс анализа социальной системы взаимодействия, в рамках которой одиночество представляло собой один из элементов. С одной стороны сформировался внешний социальный образ одиночества, представленный рациональной философией и указывающий на отчуждение, как ведущую характеристику одиночества. С другой стороны в экзистенциальной философии был сконструирован субъективный образ одиночества, который становится ведущим аспектом переживания экзистенции, характеризующейся отрывом от смыслопо-лагающих систем. В целом, справедливо указывая на то, что подлинное одиночество не встречается в социальном мире, философы ХХ в. доказывали социальную обусловленность этого явления, что указывает на феноменальный характер этого одиночества в качестве образа, который может носить социальный и личностный, негативный и позитивный характер.

Обсуждение результатов

Несмотря на то, что собственно понятие одиночества появилось не более сотни лет назад, первые образы одиночества возникали уже в эллинской культуре, где впервые формировалось осмысление человеческого общения. Важно отметить, что на первый взгляд, философская рефлексия античных философов характеризовалась отсутствием в нем мотивов одиночества. Однако общий контекст содержания трудов Платона [14] показывает наличие внимания античных мыслителей к проблемам этики и межличностных отношений, в рамках которых шел поиск избавления от одиночества у человека, лишенного общения с близкими ему людьми. Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ одиночества у Платона и Аристотеля [2] связывался с чувством трагизма, который переживал человек переживавший потерю важного для него общения. В то же время этот образ не связывался с процессом полного разрыва социальных связей, так как человек, по определению, считался социальным или политическим животным. Создаваемый в рамках античной философии негативный образ одиночества служил задачам укрепления социальных устоев и политической власти, в то же

время этот образ не отражал рефлексию личности, которой на тот момент отказывалось в праве на самоопределение вне общества [3].

Формирование социальных устоев христианского общества привело к развитию самосознания человек и распространению образа одиночества, рисующего перспективы «вечного», потустороннего бытия [4]. Данный образ рисовал жизнь человека, который напрямую общается с Богом, и через Бога обеспечивает взаимодействие, как с социальным, так и с духовным миром [1]. При этом образ отшельника, взаимодействующего с Богом, не был доминирующим в средневековом обществе, так как высшая ценность человеческой жизни связывалась не с индивидуальным, а с общинным началом [17]. Таким образом, в рамках средневековой культуры произошло столкновение принципа индивиду-ации и принципа общинности, являющего собой социальный высший принцип новозаветного учения, что стало основанием для раздвоения сознания человека, который стремился с одной стороны к взаимодействию с обществом, с другой - с Богом. При этом принцип общинности имел в средневековом обществе приоритетное значение по сравнению с принципом индивидуации, поэтому в его рамках распространялись внешние социальные образы одиночества, которые были нацелены на регуляцию личностного и общественного начала за счет утверждения необходимости возлюбить ближнего как самого себя [22].

В философии Возрождения происходит смена приоритетов в пользу принципа индивидуации, который реализуется в произведениях П. де Миран-доллы, Дж. Боккаччо, Ф. Петрарки, утверждающих приоритет человеческой свободы и отвергающих влияние религиозных образов, как мистификацию. Вместе с этим, в период Возрождения и Нового времени формируется новая общность, состоящая из «разумных эгоистов», представляющих собой автономных индивидуумов, мироощущение которых наиболее ярко отражено в философии Р. Декарта [5] и Б. Паскаля [13], создавших образ человека, как автономного существа, переживающего себя как онтологическую данность. Однако во нововременной философии сохраняется дихотомия таких антиномий, как одиночество и общение, которая формирует нововременной дискурс в рамках которого одиночество было представлен образами «автономного» и «атомизированого» индивида, стремящегося к независимости, но пытающегося избежать угроз, представляемых одиноким образом жизни [6].

Создаваемый в рамках немецкой классической философии образ одиночества отражал новый этап развития самосознания человека и его осмысления отношения к себе подобным. И. Кант [11], Ф. Шеллинг [23] и И. Фихте [19] доказывали, что каждый человек есть хранилище неисчерпаемого духовного богатства, которое невозможно реализовать в реальной жизни по причине влияния социальной среды, окружающей человека. Однако и это идеальное понятие о «Я» трудно было назвать абсолютным одиночеством, так как взаимодействие в

этом образе не исчезало [7]. Существенное развитие проблематики образа одиночества наблюдается в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса [12], создавшие образ, одиночества, как отчуждения, которое представлялось неизбежным, но временным аспектом развития человеческого общества. Этот образ одиночества был связан с попыткой возрождения личности в рамках оправдания формирования нового типа общества и экономических отношений, существующих в его рамках [26].

В целом, философия до сер. XIX в., несмотря на отсутствие обращений к понятию «одиночества» зачастую использовала различные образы одиночества, которые охватывали те или иные формы социального поведения, включая состояние животного, отшельничество, атомизацию, солипсизм, отчуждение, которые использовались как апелляция к наиболее сущностным переживаниям различных аспектов разрушения личности, которые использовались во имя, необходимость преодоления которых вела к созданию общества, понимаемого как социальный идеал [8].

Дальнейшее осмысление одиночества в западной философии продолжало развиваться в рамках складывания проблем взаимодействия общества и человека под влиянием идей индивидуализма и коллективизма как главных социальных и культурных ценностей. Однако появилось отличие, которое заключалось в том, что одиночество стало выступать в качестве предмета философского осмысления, и кроме этого сам процесс осмысления одиночества перестал пониматься как рациональный процесс анализа социальной системы взаимодействия, в рамках которой одиночество представляло собой один из составляющих элементов этой системы [9].

Больший интерес проблема одиночества вызывала у мыслителей, признающих существование единственной реальности - одинокого субъективного сознания. В экзистенциальной философия, таких авторов, как С. Кьеркегор, А. Камю, М. Бубер, Э. Фромм, Дж. Мид, К. Ясперс, М. Хайдег-гер, становится ведущим аспектом переживания экзистенции, в рамках которой человек вынужденно проводит свою ограниченную рамками пространства и времени жизнь, характеризующуюся отрывом от смыслополагающих систем [21]. При этом большинство экзистенциалистских концепций объединяет то, что анализируя одиночество, они рассматривали его в широком контексте анализа бытия человека в современном мире, где он не был изолирован, а находился в рамках системы социального и культурного взаимодействия, которое представлялось через образ отношений «Я» и «Другого», в котором «Я» отделяло себя от «Другого», но стремилось к взаимодействию с ним [10]. Эти отношения в разных трудах и концепциях воспринимались по-разному, поэтому проблема одиночества получила у них неоднозначную оценку, что породило различные образы одиночества. Одной из центральных дискуссионных проблем в экзистенциализме стал во-

прос о нравственно-психологической оценке одиночества, спектр которых включал, в одной стороны образы одиночества, проклятья в атеистическом экзистенциализме, с другой - образы одиночества, как элемента экзистенции, способствующего раскрытию внутреннего мира личности [15].

В целом, ведущей темой гуманистических учений, возникших на Западе в XX веке является протест против абсолютного одиночества, а не собственно это явление. Одним из тех, кто понимал это наиболее отчетливо, был Э. Фромм, определявший одиночество исключительно через негативные характеристики, и, создавший образ «антиодиночества», как выражения страха перед одиночеством. Справедливо указывая на то, что абсолютное одиночество не встречается в социальном мире, он доказывал, что человек, страшится его и прикладывает усилия для того, чтобы не оказаться в изоляции. Страх перед одиночеством, по его мнению, носит экзистенциальный характер и используется в качестве инструмента защиты личности от деградации в мире, наполненном кризисами и противоречиями.

При этом, также как и в большинстве экзистенциалистских концепции Э. Фромм конструировал образ, в котором явление одиночества увязывалось с процессом социального взаимодействия человека с окружающим миром. Таким образом, содержанием философского образа одиночества образа была не собственно объективная изолированность, а процесс осознания и реакции человека на переживаемое им чувство одиночества, понимаемое как угроза его выживанию. Переживание чувства одиночества, как угрозы, прежде всего, было направлено на осмысление внутреннего мира человека, где он сталкивался с рефлективным распадом своей личности, сосредотачивался на ущербности своих отношений с внешним социальным миром [20].

Положение о том, что чувство одиночества изначально заложено в природе человека, для которого это переживание является естественным состоянием, впоследствии принималось многими эк-зситенциалистами, такими, как И. Ялом [24], У. Б. Садлер и Т. Джонсон [16], , которые считали, что основным конфликтом, приводящим к противопоставлению личности и общества, является столкновение с различными пограничными ситуациями и условиями существования в объективном мире [18]. При этом существует устойчивое представление о разнице между значениями терминов «истинное одиночество», предполагающее одиночество, как онтологическую данность, и «переживание одиночества», как образа этого явления в сознании человека.

Можно заключить, что общество в течение истории использовало образы одиночества в качестве защитных механизмов, позволяющих человеку переключить свое внимание с одних жизненных вопросов на другие, представляющиеся более важными для сохранения социума. Отсюда рождался образ «социального одиночества», который пред-

гп Д

о о .п

о

О Я

О о о

в

^

я

П ■о

е о

0 сч

<0

01

ставлял противоречивое соотношение социального и одновременно изолированного состояния человека, ощущающего чувство изолированности, находясь в рамках социального и культурного окружения [25]. Образом «социального одиночества» считалось разорванное состояние психики человека, который переживает свою исклю-ченность из группы, считал, что является лишним, покинутым, посторонним. Этот образ использовался для описания тех типов социального взаимодействия, которые оценивались, как потенциально ведущие к подлинному одиночеству.

При этом, в рамках экзистенциального направления было сконструировано множество различных образов одиночества, которые с самых общих позиций можно разделить на негативные и позитивные образы. Негативные образы экзистенциалистов рисовали одиночество как пассивное состояние психики, разрушительно действующее на человеческую личность. Позитивные образы, напротив, изображали это явление в качестве творческого, активного, необходимого, неотъемлемого личностного начала, которое способствует формированию полноценной личности.

Выводы:

Осмысление одиночества в западной философии долгое время развивалось в рамках обсуждения проблем индивидуализма и коллективизма как главных социальных и культурных ценностей. Однако в ХХ в. появилось отличие, которое заключалось в том, что осмысление одиночества перестало пониматься только как рациональный процесс анализа социальной системы взаимодействия, в рамках которой одиночество представляло собой один из элементов. С одной стороны сформировался социальный образ одиночества, представленный рациональной философией и указывающий на отчуждение, как ведущую характеристику одиночества. С другой стороны в экзистенциальной философии был сконструирован субъективный образ одиночества, который становится ведущим аспектом переживания экзистенции, характеризующейся отрывом от смыслополагающих систем. В целом, справедливо указывая на то, что подлинное одиночество не встречается в социальном мире, философы ХХ в. доказывали социальную обусловленность этого явления, что указывает на феноменальный характер этого одиночества в качестве образа, который может носить социальный и личностный, негативный и позитивный характер.

Литература

1. Аквинский Ф. Сумма теологии: монография. М.: Элькор-МК, 2002. 560 с.

2. Аристотель. Политика / Сочинения: монография. Т. 4. М.: Наука, 1983. С. 376-379.

3. Бушуева Е. С. Социокультурная среда Забайкалья: специфика формирования: учебное пособие // Е. С. Бушуева, А. В. Жуков. Чита: ЗабГУ, 2012. 170 с.

4. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры: монография. М.: Искусство, 1984. С. 168-169.

5. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы: монография. М.: Академический проект, 2011. 335 с.

6. Жуков А. В. Формирование религиозно-мифологического мировоззрения и мифы о религиозности // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 3 (60). С. 27-33.

7. Жуков А. В. Религиозность, субъективизм и конструирование концепций религиозной личности // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 2 (59). С. 129-136.

8. Жуков А. В. Традиционная народная религиозность и проблема «двоеверия» // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 2 (69). С. 10-15.

9. Жуков А. В. Религиозное мифотворчество в обыденной религиозности населения Байкальского региона: автореферат дисс. докт. филос. Н: 09.00.14. Чита, 2011. 45 с.

10. Жуков А. В. Факторы рецепции мифологических образов Китая в менталитете населения Забайкалья // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014 № 1(104). С. 120-128.

11. Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения. М.: Мысль, 1964. Т. 2. 611 с.

12. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс, Ф. Энгельс. Из ранних произведений: монография. М.: Политиздат, 1956. С. 519-636.

13. Паскаль Б. Мысли. Ларошфуко Ф. де. Максимы. Лабрюйер Ж. де. Характеры: монография. М.: Худож. лит., 1974. С. 122.

14. Платон. Законы / Сочинения: монография. Т. 3. М.: Наука. 1972. С. 87, 260-263.

15. Романова Н. П. Социально-философский анализ феномена одиночество // Вестник Забайкальского государственного университета. 2010. № 1(58). С. 142-147.

16. Садлер А. У., Джонсон Б. Т. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 21-51.

17. Святитель Василий Великий. Творения. М, Сибирская благозвонница. 2009. 750 с.

18. Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования: учебное пособие // В. Г. Зарубин (ред). СПб: Легион-М, 2013. Вып. 3.511 с.

19. Фихте И. Г. Сочинения в 2-х т. СПб.: Мифрил, 1993. 1485 с.

20. Фромм Э. Иметь или быть: монография. М.: Прогресс, 1990. 330 с.

21. Хайдеггер М. Время и бытие: монография. М.: Республика, 1993. 445 с.

22. Цветухина Е. А. Принцип индивидуации в истории философской мысли // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 60-63

23. Шеллинг Ф. В. Й. Исследования в пояснении идеализма наукоучения // Ранние сочинения. СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. 455 с.

24. Ялом И. Д. Экзистенциальная психотерапия: монография. М.: Класс 2015. 576 с.

25. Zhukov A., Bernyukevich T., Zakharova E., Gomboeva M. Impact of Social Miths on the Construction of German Identity in Russian Polyethnic Region // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 42. С. 104239.

26. Zhukov A., Zhukova A. Methodological Features of Study and Development of «Ethnic Cultures» Images in China // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 5. С. 1321-1330.

The image of loneliness in philosophical concepts of loneliness

Mladenov V.I.

Trans-Baikal State University

The article is devoted to the analysis of images of loneliness in Western philosophy, which, according to the author, developed as part of a discussion of the problems of individualism and collectivism as the main social and cultural values. As the article proves when comprehending loneliness in philosophy, images were formed, on the one hand, represented by rational philosophy and indicating alienation, as a leading characteristic of loneliness. On the other hand, in existential philosophy, a subjective image of loneliness was constructed, which becomes the leading aspect of the experience of existence, characterized by a separation from meaningful systems. In general, philosophers of the twentieth century. created an image of loneliness, depicting the social conditioning of this phenomenon, which indicates the phenomenal nature of this loneliness as an image that can be social and personal, negative and positive.

Keywords: concepts of loneliness, image of loneliness, true loneliness, moral loneliness, religious image of loneliness, modern image of loneliness, existentialist image of loneliness

References

1. Akvinsky F. Summa theologii: monografiya. M .: Elkor-MK, 2002.560 s.

2. Aristotle. Politics / Works: monograph. T. 4. M .: Nauka, 1983. S. 376-379.

3. Bushueva E. S. Socio-cultural environment of Transbaikalia: specifics of formation: a training manual // E. S. Bushueva, A. V. Zhukov. Chita: ZabSU, 2012.170 s.

4. Gurevich A. Ya. Categories of medieval culture: monograph. M .: Art, 1984. S. 168-169.

5. Descartes R. Reasoning about a method to correctly direct your mind and seek truth in the sciences and other philosophical works: a monograph. M .: Academic project, 2011.335 s.

6. Zhukov A. V. The formation of a religious-mythological worldview and myths of religiosity // Bulletin of Chita State University. 2010. No. 3 (60). S. 27-33.

7. Zhukov A. V. Religiosity, subjectivity and the construction of concepts of a religious person // Bulletin of Chita State University. 2010. No. 2 (59). S. 129-136.

8. Zhukov A. V. Traditional folk religiosity and the problem of "dual faith" // Bulletin of Chita State University. 2011. No 2 (69). S. 10-15.

9. Zhukov A. V. Religious myth-making in the everyday religiosity of the population of the Baikal region: abstract of diss. Doct. Philos. H: 09.00.14. Chita, 2011.45 s.

10. Zhukov A. V. Factors of reception of mythological images of China in the mentality of the population of Transbaikalia // Bulletin of the Transbaikal State University. 2014 No. 1 (104). S. 120-128.

11. Kant I. Observation of the sense of beauty and exaltation // Works. M.: Thought, 1964.V. 2.611.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Marx K. Economic and philosophical manuscripts of 1844 / K. Marx, F. Engels. From the early works: a monograph. M .: Politizdat, 1956.P. 519-636.

13. Pascal B. Thoughts. Laroshfuko F. de. Maxim. Labrurier J. de. Characters: monograph. M .: Khudozh. lit., 1974.P. 122.

14. Plato. Laws / Works: monograph. T. 3. M.: Science. 1972. S. 87, 260-263.

15. Romanova N. P. Socio-philosophical analysis of the phenomenon of loneliness // Bulletin of the Transbaikal State University. 2010. No. 1 (58). S. 142-147.

16. Sadler A. U., Johnson B. T. From loneliness to anomie // Labyrinths of loneliness. M.: Progress, 1989.S. 21-51.

17. Saint Basil the Great. Creations. M, Siberian invertebrate. 2009.750 s.

18. Sociology: concepts, industry theories and methods of applied research: a study guide // V. G. Zarubin (ed.). St. Petersburg: Legion-M, 2013. Issue. 3.511 s

19. Fichte I. G. Compositions in 2 volumes of St. Petersburg: Mifril, 1993. 1485 p.

20. Fromm E. To have or to be: a monograph. M .: Progress, 1990.330 s.

21. Heidegger M. Time and Being: Monograph. M .: Republic, 1993.445 s.

22. Tsvetukhina E. A. The principle of individuation in the history of philosophical thought // Bulletin of Tomsk State University. 2013. No. 368. S. 60-63

23. Schelling F.V.J. Studies in the explanation of the idealism of science // Early works. St. Petersburg: Aletheia, State Hermitage Museum, 2000.445 s.

24. Yalom I. D. Existential psychotherapy: a monograph. M .: Class 2015.576 s.

25. Zhukov A., Bernyukevich T., Zakharova E., Gomboeva M. Impact of Social Miths on the Construction of German Identity in Russian Polyethnic Region // Indian Journal of Science and Technology. 2016.V. 9. No. 42. S. 104239.

26. Zhukov A., Zhukova A. Methodological Features of Study and Development of "Ethnic Cultures" Images in China // IEJME: Mathematics Education. 2016.Vol. 11. No. 5. P. 1321-1330.

m

О О .С s о

О

я

О о о в S

я

П ■и

ш й I 0"

о о л

(Б й

0 00 ш

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.