ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ОДИНОЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ СОЦИУМА
1 2
Каримов Р.Р. , Саидова К.У. Email: Karimov17129@scientifictext.ru
1Каримов Рахмат Рахманович - кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и логики; 2Саидова Камола Усканбаевна - соискатель (Phd), Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается понятие «одиночество личности» при непосредственном экзистенциальном осмыслении проблемы современного социума. Исходной идеей является то, что одиночество личности становится возможным лишь в социальной сфере мирского бытия и анализируется как следствие формирования экзистенциальности. Человек, в процессе своего существования, не может избежать чувства одиночества, которое может иметь очень глубокие корни. Философы-экзистенциалисты, выдвигавшие актуальные идеи в отношении бытия человека, обозначали «одиночество» как возможность реализации поиска новых путей в жизни.
Ключевые слова: одиночество, личность, человек, экзистенция, действительность, социум, окружение, отношение, самоактуализация, самостоятельность, потребность, страдание, счастье, свобода, жизнь.
LONELINESS IN THE CONTEXT EXISTENTIAL SENSITIVITY OF SOCIUM PROBLEM Karimov R.R.1, Saidova K.U.2
1Karimov Rakhmat Rakhmanovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND LOGIC; 2Saidova Kamola Uskanbaevna - Applicant (Phd), NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER MIRZO ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the concept of "loneliness of personality" with a direct existential understanding of the problem of modern society. The initial idea is that loneliness of the individual becomes possible only in the social sphere of worldly life and is analyzed as a consequence of the formation of existentiality. A person, in the course of his existence, can not escape the feeling of loneliness, which can have very deep roots. Existential philosophers who put forward actual ideas about human existence denoted "loneliness" as an opportunity to realize the search for new ways in life. Keywords: loneliness, personality, man, existence, reality, society, environment, attitude, self-actualization, independence, need, suffering, happiness, freedom, life.
УДК 1 (091)
Современная проблема одиночества человека начинает приобретать серьёзное значение уже в мировом социальном развитии. И уже сегодня, «согласно различным научным исследованиям, одиночество становится поистине глобальной, общечеловеческой проблемой, затрагивающей самые разные слои населения как развитых, так и развивающихся стран» [8]. Однако, как правило, состояние одиночества соотносится с внутренним диссонансом в формировании личности. При
этом немаловажную роль играет нехватка или даже серьёзный разрыв в определённых социальных отношениях.
Иными словами, состояние одиночества для человека может рассматриваться, по нашему мнению, с двух основополагающих позиций:
- затрагивая внутренний мир человеческой личности, испытывающей одиночество;
- обращая внимание на проблему социального окружения одинокого человека.
Одиночество личности в экзистенциальном осмыслении актуальной проблемы
общества представлено в истории философии трудами известных мыслителей (Н. Аббаньяно, М. Бубер, Н.А. Бердяев, А. Камю, Монтень, А. Шопенгауэр, Э. Фромм, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс и др.). Стоит подчеркнуть, что «многие великие философы стремились к одиночеству, они искали и надеялись найти истину в одиночестве. Но это одиночество всегда было глубоким диалогом с духами прошлого или принимало облик коммуникации с личным божеством» [12]. Важно отметить, что имеющиеся социально -философские подходы и направления, способные объяснить сущность проблемы одиночества личности, не в полной мере отражают экзистенциальное осмысление рассматриваемой проблемы, что требует дополнительного анализа. По этому поводу писал и сам Н.А. Бердяев, ведь основная проблема человеческой личности - в её существовании, которая «есть проблема одиночества, и так мало исследована философски» [2]. Как мы можем видеть, история гуманитарной мысли даёт нам поразмыслить над тем, что для философии играет ценность понятия «одиночества» и всегда существовала потребность в философском его отражении.
Известный философ-экзистенциалист Н. Аббаньяно полагал, что «сама потребность в одиночестве - это потребность в том, чтобы обрести вне обезличенной и разрозненной толпы то человеческое понимание, которая она не может нам дать; и, следовательно, она проявление острой необходимости сосуществования для существования человека» [1], что становится особенно важно в современном социуме.
Мы же в свою очередь определим следующие основные социальные критерии, особенно актуальные в рамках экзистенциального осмысления человеком своего бытия (Схема 1).
Схема 1. Социальные критерии в экзистенциальном осмыслении
человеком своего бытия
г \
Внешнее окружение человека
(социальная обстановка для жизнедеятельности личности)
ь_
г-
Близкое социальное окружение человека
(включает в себя «дружбу», «любовь», «межличностные отношения»)
Экзистенциальная уникальность каждого человека (самоактуализация и культурно-творческое вдохновение личности)
Рис. 1. Схема: социальные критерии в экзистенциальном осмыслении человеком своего бытия
Основываясь на предложенной схеме, немаловажно будет подчеркнуть, что «массовый человек живет в массовом обществе, ценности которого представляют собой модели разрушения каких-либо социальных связей, традиционных социальных институтов — семьи, неформальной дружбы, профессиональных союзов, альтернативу которым чрезвычайно сложно представить, а также увеличения индивидуального и группового одиночества» [5], которое становиться реально возможным при абсолютно любом окружении.
Философ А.Камю в своих рассуждениях предполагал, что одиночество для каждого человека является истинным благом, ведь «если одиночество существует, в чем я не уверен, люди были бы вправе мечтать о нём, как о рае. Я иногда мечтаю о нём, как и все прочие. Но два тихих ангела всегда запрещали мне погрузиться в него: один имел лицо друга, а другой — лицо врага» [6]. Данную дилемму возможно преодолеть лишь посредством чувства личностной свободы, достижение которой становится возможным через негативное отношение к экзистенциальному миру. В дальнейшем, А.Камю поясняет, что «страдал от одиночества, но, чтобы сохранить свою тайну, я преодолел страдание, причиняемое одиночеством. И сегодня я убежден, что самая большая заслуга человека в том, чтобы жить в одиночестве и безвестности» [6], и даже более того, по утверждению философа, «одиночество приносит мне счастье. Но одновременно и ощущение, что упадок начинается с той минуты, когда ты с ним смиряешься» [6], тем самым, подвергая личностной пустоте своё мироощущение, которое становится отягощённым чувством уединения в самом себе. Известный представитель экзистенциализма Ж.-П. Сартр утверждал, что на пути человека всегда будут возникать определенные социальные задачи, которые и будут в значительной степени формировать личность человека. Важно также отметить, что для самого Сартра (как в прочем и для многих представителей экзистенциализма) «одиночество» является каким-то вечным и порой неизменным состоянием человека в отдельном обществе. Однако человек всегда способен преодолеть своё одиночество, но лишь только при помощи обязательного духовного уединения, а именно - строгого ухода от социума. В результате Сартр связывал понятие «одиночества» с понятие «свободы». При этом, так называемая философом «свобода» являлась чем-то личностным, внутренним состоянием, где основой всегда выступала особая независимость от внешних явлений и социальных принуждений [9]. По мнению известного философа Монтеня, «для того, чтобы жить в одиночестве, человек должен иметь либо много божественных, либо много животных черт» [10], но при этом, обладать социальным складом ума и быть социально лояльным к обществу. Кроме того, истинный экзистенциалист, принимая своё одиночество за вечное и неизменное состояние личности в обществе, всегда будет пытаться преодолеть его при помощи особого духовного уединения, тем самым уходя от нагрузки общества. Проблема одиночества личности волновало и философа Г. Марселя, который довольно категорично заявлял, что «заблуждение индивидуализма состоит в ложном истолковании одиночества, в лоне которого личность как подлинная уникальность единственного самоопределяется и созидает себя. Одиночество необходимо, но оно должно быть трамплином к другому, оно должно преодолеваться» [7]. Как мы видим, в центре философского внимания Г. Марселя, - проблема «истинного существования» с личностной причастностью. В экзистенциальном осмыслении Марселя, серьёзная роль отводится «творчеству» и «созидающей открытости», верности и предрасположенности человека ко многому в настоящем мире, что наводит на мысль о положительном существовании личности. По утверждению В.П. Визгина, несмотря на то, что Марсель всё же «признавал трагический характер человеческого существования, но, в отличие от Хайдеггера и Сартра, опирался на опыт позитивных состояний (вера, надежда, любовь, братское единение людей, верность и радость быть)» [4]. Таким образом, Марсель сосредотачивается на особенностях драматического существования человека в мире, его духовно-нравственных аспектах. В своём понимании «экзистенции» философ раскрывает смысл уникальности существования человека, которые всегда устремлён в будущее, и который способен, даже в одиночестве, вести праведную, полную надежд, жизнь.
Немаловажно мнение философа М. Бубера, по утверждению которого «обострившееся чувство одиночества заглушается и подавляется деловыми заботами, но стоит человеку, оторвавшись от суеты, войти в своеобычное лоно действительной жизни, он сразу узнает всю глубину этого одиночества, а став лицом к лицу с
коренными вопросами своего бытия, изведает и всю глубину человеческой проблематики» [3]. Но при всём этом, «присоединение личности к надежно функционирующему и объемлющему собой обширную человеческую массу «целому» совершилось. Но это не соединение человека с человеком. Человек в коллективе — это не человек с человеком; заключая союз с собратьями по жизни, личность не освобождается от своего одиночества, оно остается при ней» [3]. В результате мы понимаем, что для философов-экзистенциалистов развитие жизненного устройства человека связано с формированием и развитием осознанного отношения уже к собственному одиночеству, где понимание этого самого «одиночества» способно определять истинный характер взаимоотношений личности с нашим внешним миром. Рассматривая множество теорий в отношении так называемого «одиночества личности», мы приходим к выводу, что философам-экзистенциалистам отнюдь не свойственны какие-либо пессимистические, даже негативные взгляды. Более того, в своих рассуждениях об одиночестве они исходят из положения того, что одиночество личности, которое может сопровождаться различными индивидуальными переживаниями, - всё же способно побуждать человека к творческой деятельности, к спокойному (точнее - светлому) отношению к реальной действительности в социальном отношении. Иначе говоря, предопределённость одиночества личности не способно лишить человека возможности являться тоже счастливым и полным радости. Более того, подобное понимание одиночества личности способно утверждать значимость и ценность самой личности для самой себя. В завершении хотелось бы привести очень важные слова философа Э. Фромма о том, что «немногие могут выдержать одиночество и говорить истину, не боясь лишиться связи с другими людьми. Это - истинные герои человечества» [11], которые, на наш взгляд, очень нужны для современного общества.
Список литературы /References
1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы / пер. с итал. А.Л. Зорина. СПБ.: Алетейя, 1998. 507 с.
2. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. / Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.
3. Бубер М. Два образа веры. / Пер. с немец. М.: Республика, 1995. 464 с.
4. Визгин В.П. Экзистенциальная философия Габриэля Марселя // Марсель Г. О смелости в метафизике. М.: Наука, 2013. 411 с.
5. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. 595 с.
6. Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. 864 с.
7. Марсель Г. О смелости в метафизике. Сборник статей. / Сост., пер. с фр., вступ. статья, прим. В.П. Визгина. СПб.: Наука, 2013. 411 с.
8. Пузанова Ж.В. Философия одиночества и одиночество философа // Вестник РУДН. Сер. Социология, 2003. № 4-5. С. 47-48.
9. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. 639 с.
10. Сафрански Р. Шопенгауэр и бурные годы философии / Рюдигер Сафрански. Москва: Роузбад Интерэктив, 2014. 592 с.
11. Сумерки богов / Э. Фромм // Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. 398 с.
12. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. / Пер. с немец. К.В. Лощевский. СПб.: Наука, 2000. 272 с.