Научная статья на тему 'Исследование образа одиночества в эмпирических исследованиях'

Исследование образа одиночества в эмпирических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
486
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ОБРАЗЫ ОДИНОЧЕСТВА / НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОДИНОЧЕСТВА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ОДИНОЧЕСТВА / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ОДИНОЧЕСТВА / ЮРИДИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ОДИНОЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ОДИНОЧЕСТВА / ИНТЕРАКЦИОНИСТСКИЙ ОБРАЗ ОДИНОЧЕСТВА / КОГНИТИВИСТСКИЙ ОБРАЗ ОДИНОЧЕСТВА / IMAGES OF LONELINESS / SCIENTIFIC CONCEPTS OF LONELINESS / SOCIOLOGICAL IMAGE OF LONELINESS / DEMOGRAPHIC IMAGE OF LONELINESS / LEGAL IMAGE OF LONELINESS / PSYCHOLOGICAL IMAGE OF LONELINESS / INTERACTIONIST IMAGE OF LONELINESS / COGNITIVEISTIC IMAGE OF LONELINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Младенов В.И.

Статья посвящена обсуждению содержания образа одиночества, конструируемого эмпирическими науками, такими как социология, демография, юриспруденция, и психология. Как показывает автор, эмпирические научные исследования сконцентрированы на разработке стандартных для этих наук образов одиночества, среди которых выделяются одномерные, социологические, демографические, юридические, психологические образы и многомерные, интерационистские и когнитивисиские и системные образы, в рамках которые исследователи пытаются синтезировать различные подходы к объяснению факторов, характеристик и признаков одиночества, которые претендуют на характеристику сущности одиночества. При этом, как доказывает автор, если в рамках эмпирических наук создаются образы социальных совокупностей, обеспечивающих условия для развития чувства одиночества, то создать верифицированный образ одиночества, переживаемой каждой личностью эмпирические ученые пока не в состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the image of loneliness in empirical research

The article is devoted to a discussion of the content of the image of loneliness constructed by empirical sciences such as sociology, demography, jurisprudence, and psychology. As the author shows, empirical research focuses on the development of standard images of loneliness for these sciences, among which one-dimensional, sociological, demographic, legal, psychological images and multidimensional, integrationist and cognitive-systemic images are used, within which researchers try to synthesize different approaches to explanation factors, characteristics and signs of loneliness, which claim to characterize the essence of loneliness. Moreover, as the author proves, if within the framework of empirical sciences images of social aggregates are created that provide conditions for the development of a feeling of loneliness, empirical scientists are not yet able to create a verified image of loneliness experienced by each person.

Текст научной работы на тему «Исследование образа одиночества в эмпирических исследованиях»

Исследование образа одиночества в эмпирических исследованиях

Младенов В.И.

Статья посвящена обсуждению содержания образа одиночества, конструируемого эмпирическими науками, такими как социология, демография, юриспруденция, и психология. Как показывает автор, эмпирические научные исследования сконцентрированы на разработке стандартных для этих наук образов одиночества, среди которых выделяются одномерные, социологические, демографические, юридические, психологические образы и многомерные, интерационистские и когни-тивисиские и системные образы, в рамках которые исследователи пытаются синтезировать различные подходы к объяснению факторов, характеристик и признаков одиночества, которые претендуют на характеристику сущности одиночества. При этом, как доказывает автор, если в рамках эмпирических наук создаются образы социальных совокупностей, обеспечивающих условия для развития чувства одиночества, то создать верифицированный образ одиночества, переживаемой каждой личностью эмпирические ученые пока не в состоянии.

Ключевые слова: Образы одиночества, научные концепции одиночества, социологический образ одиночества, демографический образ одиночества, юридический образ одиночества, психологический образ одиночества, интеракционистский образ одиночества, когнитивистский образ одиночества.

Ведение

Понятие «одинокий» многозначно, так как оно направлено на объяснение весьма разнородных аспектов реальности и поэтому используется очень широко, как в науке, так и в разговорном языке. В современной науке представлен широкий круг рассуждений о том, что есть одиночество. Как правило, задачей теоретических исследований является анализ сущности одиночества, определение его слагаемых и выявление взаимосвязей между ними. При этом, различные авторы по-разному рисуют образы одиночества [11]. Среди них есть те, которые преподносят одиночество, как аспект клинических состояний, связанных с патологической реакцией человека на окружающий мир, другие рассматривают его как специфический вид переживаний, третьи считают социальным феноменом, являющимся причиной одного из универсальных состояний человеческого сознания. Это диктует необходимость критического анализа специфики эмпирического исследования, куда входят методики социологического, юридического, психологического, интеракционист-ского, системного, когнитивного, подхода к проблеме одиночества.

Степень исследованности темы.

Современные социологические, психологические, юридические концепциями анализируют сущность

одиночества, определяя его слагаемые и выявляя связи между ними. Социологический подход представлен трудами З. Баумана, К. Бо-умена, Э. Дюркгейма, Н. Е. Покровского, Д. Рисмена, П. Слейтера. С точки зрения юридической науки одиночество изучается В. А. Безвербным, А. Джорджановой, С. Г. Кареповой, В. Ф. Лелюхом, П. Ман-чевой, О. В. Сорокиным. Психологические представления об одиночестве сформированы работами Д. Зилбурга, Л. Пепло, Д. Перлмана, Д. Рассела, К. Роджерса, Г. Салли-вана, В. Серма, З. Фрейда, Ф. Фромм-Рейхман, Дж. Ховарта, К. Хорни. Однако при наличии разнообразных публикаций, посвященных сущности одиночества, оценки их носят противоречивый характер, что является основанием вывода об отсутствии целостности в знаний об одиночестве.

Результаты

Разработка концепции одиночества в эмпирических науках находится на начальной стадии, так как каждая из таких эмпирических дисциплин, как социология, демография, юриспруденция, культурология и психология, концентрируется на использовании стандартных для этих дисциплин образов одиночества. Как правило, эмпирические подходы к исследованию одиночества продуцируют два идеализированных образа одиночества, в которых сосредотачиваются характеристики одиноких людей, признаваемых стандартными в рамках того или иного вида знания. Во-первых, одномерный образ рассматривает одиночество в качестве цельного явления, для которого характерны только общие мотивы переживании

одиночества, и не принимаются во внимание, индивидуальные аспекты переживания этого чувства. Во-вторых, многомерный образ, напротив, рассматривает одиночество в качестве многогранного явления, что свидетельствует о сложных диалектических переплетающихся связях и отношениях, прежде всего связи филогенеза и онтогенеза одиночества.

Одномерный образ создается в рамках социологического, юридического, психологогического подходов. Социологический и юридический образ одиночества конструируется, исходя из данных внешних параметров социального поведения. В то же время, анализ этих данных не учитывает того, что физическое и юридическое состояние изолированности человека не может быть приравнено одиночеству. Образ одиночества в рамках психологической науки сводится к описанию субъективных обстоятельств, понимаемых как внутриличностные факторы, влияющие на формирование этого чувства. Вместе с этим необходимо указать на наличие разных и антиномичных образов одиночества в психологии. Одни из них связываются с клинической практикой лечения патологий, другие основаны на описаниях людей, которые, не будучи пациентами психиатрических клиник, выбирают одиночество, в качестве образа жизни.

Многомерный образ одиночества создается в рамках интерактивного, системного и когнитивного подходов, стремящихся к синтезу положений социологических и психологических концепций, с точки зрения которых, внутренние переживания самым непосредственным

связаны внешним опытом. Представители этих подходов не противопоставляют друг другу различные образы одиночества, напротив, они стремятся к их синтезу. В интерак-ционизме, конструируется образ, в котором одиночество выступает как продукт совместного, интерактивного внешнего и внутреннего влияния. Образ одиночества, сформулированный в рамках системного подхода, представляет элемент многоуровневой системы взаимодействия живых организмов от клеточного уровня до межнационального. Когнитивный подход, конструирует образ одиночества как психического состояния, возникающего в результате переживания чувства распада личности и утраты гармоничного взаимодействия человека с внешним миром. Таким образом, эмпирические научные дисциплины создают образ одиночества, в рамках которого представляют разные наборы социальных и личностных признаков, которые претендующих на характеристику сущности одиночества.

Обсуждение результатов

Это диктует необходимость критического анализа специфики эмпирического исследования, куда входят методики социологического, юридического, психологического, интеракционистского, системного, когнитивного, подхода к проблеме одиночества. Социологические исследования одиночества основываются на методологическом подходе, который дает оценку данного явления в качестве социального и типического явления, свойственного для большинства населения [10]. Основной проблемой, вокруг которой выстраивается в социологии обсуждение вопроса об одиночестве,

представляется соотнесение параметров индивидуализма и социального взаимодействия, противопоставление которых, по мнению социологов, объясняет возникновение одиночества. При этом, считается, что люди, отличающиеся своей внешней активностью и обращенностью во «внешний мир», обособляются от внутреннего «Я», приобретая синдром обеспокоенности и неудовлетворенную потребность во внешнем внимании [3]. Например, Э. Дюркгейм считал, что одиночество закономерно возникает в самой гуще современного общества. По его мнению, ведущим фактором возникновения одиночества, является высочайшая степень интегри-рованности общества, в котором каждый человек зависим от социальных связей, будь они личными или обезличенными. В то же время, человек пытается стать независимым, разрушить указанные социальные связи для того, чтобы защититься от общества, которые связано с влиянием таких явлений, как конкуренция, законопослушность, эгоизм, эмпатия [4].

Современные представители социологического подхода, такие как К. Боумен, Д. Рисмен, П. Слейтер [22] считают, что одиночество представляет внутренний аспект самочувствия человека, отторгаемого современными, урбанистическими потоками городской цивилизации. Общепринятым здесь считается мнение о том, что источником этого одиночества является ослабление социальных связей и увеличение личностной мобильности. Это превращает людей в «одинокую толпу», образ которой символизирует социологическое понимание одиночества [2, с. 95].

Таким образом, социологи конструируют образ одиночества, причиной которого, является воздействие на личность внешних социальных процессов, приводящих к его социальному обособлению. При этом само одиночество оценивается, как объективно существующее социальное явление, описываемое статистическими показателями, характеризующими развитие общества. Одиночество, по мнению социологов, проявляется как реакция индивида на специфические социальные условия, заставляющие его замкнуться в себе и избегать контактов с другими людьми [5].

Это отношение к одиночеству, выраженное в трудах представителей социологической науки, отражается в таком социологическом методе, как демографический, в рамках которого под понятием «одиночество» имеется в виду социальная позиция, основанная на отрицательном отношении человека к браку, что фиксируется статистическими данными [13]. Демография разрабатывает достаточно образ одиночества, рисуемого как статический показатель численности тех, кто не участвует в брачных отношениях и поэтому, может характеризоваться как одинокий, то есть не состоящий в браке. Данный образ используется в демографической политике, так как имеет существенное функциональное значение, связанное с тем, что одиночество является одним из ведущих факторов, отрицательно влияющих на воспроизводство населения. Однако важно отметить, что статистический критерий, отражающий количество людей, не состоящих в браке, вряд ли может считаться достаточным, для того, чтобы считать этих людей

одинокими. Например, лицо может не состоять в юридическом браке, но поддерживать отношения, которые, являются фактическим браком [9].

Однако сведение проблематики одиночества к перечислению проблем социального института семьи является существенным упрощением проблемы, так как значительная часть этой проблематики касается не внешних условий проживания человека, а его внутренних, духовных переживаний. Безусловно распространение идеологии одиночества как предпочтительной модели образа жизни может представлять известную угрозу для функционирования института семьи, но основная проблема заключается все-таки в том, что семья изменилась качественно, и с одной стороны, ее отсутствие не может служить достоверным показателем одиночества, а ее наличие не может выступать достаточным фактором преодоления одиночества [17].

В частности, в современный период времени в силу ряда причин возрастает роль правового регулирования взаимоотношений отдельной личности и общества, и поэтому, сегодня одним из наиболее значимых аспектов одиночества, является правовая сторона его проявления и регуляции, которая привлекает внимание представителей юридического подхода. Несмотря на то, что правовое регулирование одиночества носит опосредованный характер, юридический подход позволяет рассматривать систему регуляторов поведения человека, считающегося одиноким в правовом смысле [6]. При этом, социологический и юридический образ одиноче-

ства конструируются, исходя из данных внешних параметров социального поведения, таких как безбрачие и одинокий образ жизни. В то же время, эти анализ этих данных не учитывает того, что физическое и юридическое состояние изолированности человека не может быть приравнено одиночеству [12]. Социологический, также как и юридический образ одиночества отличается высокой степенью редукции и не подразделяет типы поведения одиноких людей, которые могут быть полностью погружены в себя, переживая одиночество, как абсолютную и целостную полноту замкнутого на себе изолированного сознания, а могут переживать локальные ощущения и переживания чувства одиночества, находясь в условиях интенсивного социального взаимодействия. Таким образом, подавляющее большинство описываемых в социологии и юридической науке людей, испытывают чувство одиночества, одновременно находясь в мире людей, взаимодействуя с ними [8].

Это чувство глубоко психологично и недоступно для социологических и юридических исследований, поэтому, для проникновения в ситуацию одиночества, часто используют методы психологии. В процессе поиска причин одиночества психологи анализируют личностные факторы, способствующие его возникновению. В центре внимания психологов оказывается изучение одинокой жизни как показателя психологического самочувствия индивидов [7].

Психологический образ одиночества рисует это чувство как глубоко личностное переживание, связан-

ное происхождение с индивидуальным сознанием человека. Специфика же человеческого сознания состоит в его многообразии, причиной чего являются многообразные образы психологические одиночества. Психологические образы одиночества конструировались в исследованиях таких авторов, как Д. Зилбург [25], Г. Салливан [23], Ф. Фромм-Рейхман [19]. Однако все они ориентировались на тот образ, который был создан в творчестве З. Фрейда, который считал, что причиной одиночества являются детские страхи, рожденные боязнью темноты и «океаническим чувством», вызывающим ощущение бексонеч-ности [16].

Ученики З. Фрейда также связывали одиночество с пережитым в детстве ощущением небытия, и доказывают, что маленькие дети подверженные эгоцентризму, предрасположены к одиночеству, так как в дальнейшем будут переживать пессимистические чувства в отношении возможности межличностных отношений. В своем большинстве психологи конструируют такие образы одиночества, в котором оно выступает в роли патологии. Например, основываясь на результатах психологического анализа пациентов, считающихся одинокими, Д. Рассел, Л. Пепло, и К. Кутрона [21] пришли к выводу, что одиночество представляет собой состояние личности, подверженной депрессии, обеспокоенности и другим формам психологического расстройства. Их объединяет вера в то, что фактором, способствующим возникновению одиночества, являются внутрилич-ностные особенности в развитии самосознания человека. Причинами

одиночества они считают впечатления ребенка, пережитые им в раннем детстве [15].

Образ субстанционального одиночества, которое изначально присуще человеку, как самопознающему существу рисует Дж. Вил-берф, К. Джонсон, Г. Кристенсен, Э. Маклин, К. Роджерс, Дж. Ховарт, К. Хорни, Е. Хэвенс [20] которые утверждают, что самосознание человека делает его рабом своей субъективности. Замкнутость человека в переделах своего тела рождает стремление преодолеть эти границы и либо вобрать в себя Другого, либо выйти за рамки телесной клетки. Однако полностью преодолеть изоляцию не дано никому, поэтому человек обречен ощущать одиночество. Эти авторы полагают, что одиночество является атрибутивной характеристикой жизни современного человека, подверженного влиянию следующих факторов: самопожертвование, дефекты, связанные с наследственностью, здоровье, характер или способности, увлеченность какой-либо идей, например религиозной аскезой, желание славы, творческий успех и т.д. и как следствие принесение в жертву своей личной жизни, а также отсутствие адекватной возможности тесного, личностного взаимодействия с другими людьми и в результате отрицательное отношение к идее связанности с другим человеком, в том числе отрицательное отношение к браку [26].

Таким образом, образ одиночества в рамках психологической науки сводится к описанию субъективных обстоятельств, понимаемых как внутриличностные факторы, влияющие на формирование этого

чувства. Сюда входит влияние внут-рипсихологических конфликтов, собственного умственного или физического нездоровья, сексуальных расстройств. Вместе с этим необходимо указать на наличие разных и антиномичных образов одиночества в психологии. Одни из них связываются с клинической практикой лечения патологий, другие основаны на описаниях людей, которые, не будучи пациентами психиатрических клиник, выбирают одиночество, в качестве образа жизни [14].

Таким образом, социологический и психологический подходы раскрывают два разных образа одиночества, в одном из которых одиночество представлено только, только как результат воздействия внешних сил, а в другом, только как аспект внутреннего духовного переживания. Эта ограниченность была подвернута критике со стороны подходов, стремящихся к синтезу положений социологических и психологических концепций, таких как интерак-ционизм и когнитивный подход, с точки зрения которых внутренние переживания самым непосредственным связаны внешним опытом. Представители этих подходов не противопоставляют друг другу различные образы одиночества, напротив, они стремятся к их синтезу, предполагая, что один и тот же человек может переживать чувство одиночество, как в течение кратких, так и длительных периодов. При этом краткое переживание одиночества считается нормальным состоянием, а длительный, сопровождаемый интенсивными переживаниями, психопатологическим. В целом отношение к переживанию одиночества со стоны данных подходов основывается на убеждении о том, что

человек нуждается в периодах уединения, к которому сам стремится. При этом уединение не считается панацеей, так как оно должно быть уравновешено за счет общения, недостаток которого определяется ими в как одиночество [1].

В интеракционизме, представителем которого является Р. Вейс, постулируется, что причиной одиночества не может быть признан ни фактор внешнего влияния, ни фактор личности, действующие по отдельности. Р. Вейс конструирует образ, в котором одиночество выступает как интерактивый продукт совместного, внешнего и внутреннего влияния. Этот образ содержит описание специфически понимаемых отношений привязанности, которые считаются участвующим в них человеком недостаточными для полноценного взаимодействия, удовлетворяющего базовые социальные потребности личности. Конструируя данный образ одиночества, Р. Вейс описал два типа такого, как он полагал неполноценного социального взаимодействия, имевших различные причины и последствия. Один из типов одиночества, именуемый им «эмоциональное одиночество», представляет результат отсутствия любовной или супружеской привязанности. Другой тип одиночества именуется им термином «социальное одиночество» и означает реакцию человека на отсутствие значимых социальных связей и чувства общности [24].

В том и в другом случаях, человек, переживая состоянии разрыва социальных связей, начинал чувствовать тоску, неспокойствие, тревогу, пустоту, которые Вейс называл одиночеством. Образ Вейса рисует одиночество, как нормальную

реакцию человека на внутренние, личностные и внешние, ситуативные воздействия [24]. Между внешними и внутренними факторами, как считал Вейс, возникает интеракция, результатом которой является возникновение одиночества. При этом среди причин предпочтение отдавалось внешним, ситуативным факторам, которые играют ключевую роль в возникновении одиночества. Однако образ одиночества, который рисует Вейс, это очень упрощенное представление описываемого явления, так как одиночество представлялась ему тяжелым заболеванием, приступы которого могут быть сняты с помощью специальных средств и снадобий.

Большое сходство с образом, который конструируется в интеракцио-низме, имеет образ одиночества, сформулированный в рамках системного подхода, представителями которого являются Дж. Янг, А. Герсон, Д. Перлман, Дж. Фландерс [18], которые представили одиночество, как элемент многоуровневой системы взаимодействия живых организмов от клеточного уровня до межнационального. В этом системе одиночество играет роль механизма обратной связи, позволяющего человеку стабилизировать устойчивый оптимальный процесс контактов.

Необходимо отметить, что системный образ одиночества, как правило, нацелен на обоснование закономерности возникновения одиночества в условиях современных социально-экономических процессов развития рыночных отношений как на массовом, так и на индивидуальном уровне. Согласно этой точке зрения, одиночество является следствием пауперизации значительных масс населения, а также

безработицы, преступности, которые влияют на снижение общественного уровня нравственности. В рамках системного объяснения одиночество предстает в образе инструмента отчуждения человека, с помощью которого человек стремится уйти от трудностей жизни [27].

Еще одной попыткой преодолеть ограниченность социологического и психологического подхода является когнитивный подход, представленный в трудах Л. Пепло, которая интерпретируя концепцию Р. Вейса, создала собственный образ одиночества, структурой которого стали такие слагаемые, как самосознание, стремление к установлению социальных контактов и установление уровня этих контактов [21]. Образ одиночества у Л. Пепло раскрывает картину, согласно которой одиночество, это состояние осознания человеком неполноценности своих социальных связей. Наряду с тем, что человек ощущающий свое одиночество продолжает взаимодействовать с другими людьми, он ощущает свою неполноценность, а низкая самооценка снижает частоту его контактов с внешним миром, в свою очередь снижение интенсивности взаимодействия с другими людьми негативно влияет на его самооценку, которая продолжает опускаться все ниже и ниже. Одиночество, согласно представителям когнитивного подхода представляет собой психическое состояние, возникающее в результате переживания чувства распада личности и утраты гармоничного взаимодействия человека с внешним миром. Из этого положения когнитивисты делают вывод о том, что сущностью

одиночества являются познавательные процессы, формирующие чувства и направляющие действия человека.

Выводы:

В целом, перечисленные подходы, создавая свои образы одиночества, представляют набор признаков, по которым можно определить одиночество, как явление многоаспектное и противоречивое. В зависимости от занимаемой исследователем точки зрения одиночество может пониматься как аспект биологической, социальной, этической, культурной и т.д. активности человека. При этом, каждая из научных дисциплин раскрывает «свой» образ одиночества, редуцируя его к возможностям своей методологии и отказываясь от попыток договориться об общих значениях терминов.

Созданный в результате эмпирических исследований образ одиночества рисует общую картину социального переживания чувства одиночества, что позволяет делать научные прогнозы и облегчает задачу идентификации индивидов, которые считают себя одинокими. Вместе с этим широкое распространение темы одиночества в науке не затрагивает вопроса о гуманистических ценностях современного человека и общества, взаимодействие которых носит не только внешний социальный, но и глубоко внутренний, духовный характер. Таким образом, эмпирические научные дисциплины создают образ одиночества, в рамках которого представляют разные наборы социальных и личностных признаков, которые претендующих на характеристику сущности одиночества. При этом

если в рамках эмпирических наук создаются образы социальных факторов, обеспечивающих условия для развития чувства «социального одиночества», то создать верифицированный образ одиночества, переживаемой каждой личностью эмпирические ученые пока не в состоянии.

Литература

1. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131-143.

2. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабирин ты одиночества. М., 1989. С. 95.

3. Бушуева Е. С. Социокультурная среда Забайкалья: специфика формирования: учебное пособие // Е. С. Бушуева, А. В. Жуков. Чита: ЗабГУ, 2012. 170 с.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль, 1994. 399 с.

5. Жуков А. В. Формирование религиозно-мифологического мировоззрения и мифы о религиозности // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 3 (60). С. 27-33.

6. Жуков А. В. Религиозность, субъективизм и конструирование концепций религиозной личности // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 2 (59). С. 129-136.

7. Жуков А. В. Традиционная народная религиозность и проблема «двоеверия» // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 2 (69). С. 10-15.

8. Жуков А. В. Религиозное мифотворчество в обыденной религиозности населения Байкальского региона: автореферат дисс. докт. филос. Н: 09.00.14. Чита, 2011. 45 с.

9. Жуков А. В. Факторы рецепции мифологических образов Китая в менталитете населения Забайкалья // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014 № 1(104). С. 120-128.

10. Каштанова О. В. Феномен социального одиночества в современном российском обществе: дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.04. Нижний Новгород, 2014. 159 с.

11. Пузанова Ж. В. Одиночество : возможности эмпирического исследования // Вестник Российского университета Дружбы народов. 2008. № 4. С. 28-37.

12. Рогова Е. Е. Проблемная область одиночества в современном обществе // Общество, политика, экономика, право. 2010. № 1. С. 1824.

13. Сафронова Т. Г. Особенности и тенденции брачности в России // Инициативы XXI в. 2010. № 3. С. 53-55.

14. Стебляк Е. А., Виноградченко А. И. Образы и символы одиночества в сознании подростков-сирот с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2014. № 1(2). С. 148-152.

15. Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования: учебное пособие // В. Г. Зарубин (ред). СПб: Легион-М, 2013. Вып. 3.511 с.

16. Фрейд З. Сновидения. Сексуальная жизнь человека. Избранные лекции. Алма-Ата: Наука КазССР, 1990. 191 с.

17. Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание одиночества // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 1. С. 1-11.

18. Flanders J. P.A general Systems approach to loneliness //Soursebook of Current Theory, Research and Therapy. New York: John Wiley and Sons, A Wiley. Interscience Publication, 1982. 430 p.

19. Fromm-Reichmann F. Lonelines // Psychiatry. NY, 1959.N 22.Pp. 1-15.

20. Havens M. Women, work and wedlock: A note on female marital patterns in the United States// American Journal of Sociology 78 (January). P. 975-981.

21. Russell D , Peplau L. A., Cutrona C. E. The Revised UCLA Loneliness Scale: Concurrent and discriminate validity evidence. Journal of Personality and Social Psychology.1980. 39. Pp. 472.

22. Slater P. E. The pursuit of loneliness: monograph. Boston: Beacon Press, 1976. 316 p.

23. Sullivan H. S. The interpersonal theory of psychiatry: monograph. NY: Norton, 1953. 412 p.

24. Weiss R.S. Lonelines. The Experience of Emotional and Social Isolation: monograph. Cambridge: MIT Pres. 1973. 260 p.

25. Zilboorg G. Lonelines // Atlantic Monthly, January, 1938. P. 45-54.

26. Zhukov A., Bernyukevich T., Zakharova E., Gomboeva M. Impact of Social Miths on the Construction of German Identity in Russian Polyethnic Region // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 42. С. 104239.

27. Zhukov A., Zhukova A. Methodological Features of Study and Development of «Ethnic Cultures» Images in China // IEJME:

Mathematics Education. 2016. T. 11. № 5. C. 1321-1330.

The study of the image of loneliness in empirical research

Mladenov V.I.

Trans-Baikal State University

The article is devoted to a discussion of the content of the image of loneliness constructed by empirical sciences such as sociology, demography, jurisprudence, and psychology. As the author shows, empirical research focuses on the development of standard images of loneliness for these sciences, among which one-dimensional, sociological, demographic, legal, psychological images and multidimensional, integrationist and cognitive-systemic images are used, within which researchers try to synthesize different approaches to explanation factors, characteristics and signs of loneliness, which claim to characterize the essence of loneliness. Moreover, as the author proves, if within the framework of empirical sciences images of social aggregates are created that provide conditions for the development of a feeling of loneliness, empirical scientists are not yet able to create a verified image of loneliness experienced by each person.

Key words: Images of loneliness, scientific concepts of loneliness, sociological image of loneliness, demographic image of loneliness, legal image of loneliness, psychological image of loneliness, interactionist image of loneliness, cognitiveistic image of loneliness.

References

1. Antonova N.V. The problem of personal identity in the interpretation of modern psychoanalysis, interactionism and cognitive psychology // Psychology Issues. 1996. No. 1. S. 131-143.

2. Buber M. The problem of man. Perspectives

// Labyrinth of Solitude. M., 1989.S. 95.

3. Bushueva E. S. Socio-cultural environment of

Transbaikalia: specifics of formation: a training manual // E. S. Bushueva, A. V. Zhukov. Chita: ZabSU, 2012.170 s.

4. Durkheim E. Suicide: a sociological study. M

.: Thought, 1994.399 s.

5. Zhukov A. V. The formation of a religious-

mythological worldview and myths of religiosity // Bulletin of Chita State University. 2010. No. 3 (60). S. 27-33.

6. Zhukov A. V. Religiosity, subjectivity and the

construction of concepts of a religious

person // Bulletin of Chita State University. 2010. No. 2 (59). S. 129-136.

7. Zhukov A. V. Traditional folk religiosity and

the problem of "dual faith" // Bulletin of Chita State University. 2011. No 2 (69). S. 10-15.

8. Zhukov A. V. Religious myth-making in the

everyday religiosity of the population of the Baikal region: abstract of diss. Doct. Philos. H: 09.00.14. Chita, 2011.45 s.

9. Zhukov A. V. Factors of reception of mythological images of China in the mentality of the population of Transbaikalia // Bulletin of the Transbaikal State University. 2014 No. 1 (104). S. 120-128.

10. Kashtanova O. V. The phenomenon of social loneliness in modern Russian society: Diss. ... cand. social Sciences: 22.00.04. Nizhny Novgorod, 2014.159 s.

11. Puzanova J.V. Loneliness: the possibility of empirical research // Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. 2008. No. 4. P. 28-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Rogova E. E. The problem area of loneliness in modern society // Society, Politics, Economics, Law. 2010. No. 1. S. 18-24.

13. Safronova T. G. Features and trends of marriage in Russia // Initiatives of the XXI century. 2010. No. 3. P. 53-55.

14. Steblyak E. A., Vinogradchenko A. I. Images and symbols of loneliness in the minds of orphans with intellectual disabilities // Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. 2014. No. 1 (2). S. 148-152.

15. Sociology: concepts, industry theories and methods of applied research: a training manual // V. G. Zarubin (ed.). St. Petersburg: Legion-M, 2013. Issue. 3.511 s

16. Freud, Z. Dreams. Sexual life of man. Selected lectures. Alma-Ata: Science of the Kazakh SSR, 1990.191 p.

17. Shagivalieva G. R. Cultural and psychological understanding of loneliness // Concept. 2013. Special issue No. 1. P. 1-11.

18. Flanders J. P. A. general Systems approach to loneliness // Soursebook of Current Theory, Research and Therapy. New York: John Wiley and Sons, A Wiley. Interscience Publication, 1982. 430 p.

19. Fromm-Reichmann F. Lonelines // Psychiatry. NY, 1959.N 22.Pp. 1-15.

20. Havens M. Women, work and wedlock: A note on female marital patterns in the United States // American Journal of Sociology 78 (January). P. 975-981.

21. Russell D, Peplau L. A., Cutrona C. E. The Revised UCLA Loneliness Scale: Concurrent and discriminate validity evidence. Journal of Personality and Social Psychology. 1980. 39. Pp. 472.

22. Slater P. E. The pursuit of loneliness: monograph. Boston: Beacon Press, 1976.316 p.

23. Sullivan H. S. The interpersonal theory of psychiatry: monograph. NY: Norton, 1953.412 p.

24. Weiss R.S. Lonelines The Experience of Emotional and Social Isolation: monograph. Cambridge: MIT Pres. 1973. 260 p.

25. Zilboorg G. Lonelines // Atlantic Monthly, January, 1938. P. 45-54.

26. Zhukov A., Bernyukevich T., Zakharova E., Gomboeva M. Impact of Social Miths on the Construction of German Identity in Russian Polyethnic Region // Indian Journal of Science and Technology. 2016.V. 9. No. 42. S. 104239.

27. Zhukov A., Zhukova A. Methodological Features of Study and Development of "Ethnic Cultures" Images in China // IEJME: Mathematics Education. 2016.Vol. 11. No. 5. P. 1321-1330.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.