13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 94 (47) (072.8) ВОРОНКОВА Л.В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра всеобщей истории и регионоведения, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ГРИШКИНА Д. А.
студентка 1 курса магистратуры исторического факультета, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail : [email protected]
UDC 94 (47) (072.8) VORONKOVA L.V.
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Orel
State University E-mail : [email protected] GRISHKINA D.A.
1st year student of the Faculty of History, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Orel
State University E-mail : [email protected]
ОБРАЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В США
THE IMAGE OF THE EDUCATIONAL SPACE AND MODERN EDUCATIONAL POLICY IN THE UNITED STATES
В статье представлен анализ американской системы образования и проблем, существующих в образовательном пространстве Соединенных Штатов Америки. Авторами, посредством изучения источников, выявлены особенности и перспективы реформирования образования в рассматриваемой стране.
Ключевые слова: образовательное пространство, система образования, уровни обучения, образование в США, политика в области образования, реформирование американского образования.
The article presents an analysis of the American education system, and problems in the educational space of the United States of America. The authors, through the study of the sources, the peculiarities and prospects of education reform in the country concerned.
Keywords: educational space, education system, levels of education, education in the United States, educational policy, reform of American education.
Образование - это своеобразное оружие государства в современном мире. Именно от его качественных характеристик зависит трансформация социально-экономической, политической и других сфер общественной жизни. На данный момент общепризнано считать Соединенные Штаты Америки единственной мировой державой. Её статус в дальнейшем будет зависеть от состояния образовательного пространства, в котором воспитывается будущее нации.
Понятие образовательное пространство широко используется в различных педагогических научных исследованиях и разработках, однако универсального определения учеными выработано не было. За основу возьмём два определения, которые раскрывают сущность данного явления. Первое предложено Р. Е. Пономаревым, считающим образовательное пространство «местом, охватывающем человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры» [13, с. 45]. Второе определение рассматриваемого явления предложил Б.П. Черник. Он понимает под образовательным пространством «многокомпонентную и многоуровневую систему, включающую в себя не только отдельные школы, вузы, научные центры, управленческую структуру со средствами обучения, мебелью и
оборудованием, но и специфические условия, факторы, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер педагогических процессов» [20, с.130, 131].
Таким образом, чтобы ответить на вопрос о состоянии образования как скрытого оружия США важно воссоздать образ образовательного пространства данного государства, а также выявить особенности политики в области образования, которая отвечает за поддержание и совершенствование этого вида оружия. Начнем с характеристики системы образования, как ядра образовательного пространства.
В силу ряда исторических причин система американского образования децентрализована. В Конституции США нет статей, касающихся вопросов образования, они находятся в ведении правительств пятидесяти штатов. Основная же задача министерства образования -распределение и управление использованием средств федерального бюджета.
Система образования в США трехуровневая:
1. Дошкольный уровень. Он предназначен для детей от трех до пяти лет и представлен в виде государственных и частных учреждений, похожих на российские детские сады. Однако данный уровень образования в Америке не является обязательным.
© Воронкова Л.В., Гришкина Д. А. © Voronkova L.V., Grishkina D.A.
2. Школьный уровень. Включает в себя три ступени: начальную школу, среднюю и высшую (старшую) школы. Учреждения каждой ступени школьного образования могут быть государственными и частными. Кроме того, возрастает роль домашнего обучения в рамках данного уровня образования. Охарактеризуем основные особенности обучения детей на разных ступенях американского школьного образования.
В начальной школе практически все уроки ведет один учитель. Особенностью обучения в начальной школе США можно считать использование широкого спектра художественных проектов, экскурсионных и развлекательных форм обучения. Также в начальной школе распространена практика группирования и дифференцирования учащихся в классе, например, на «рукастых» и «головастых».
Средние школы бывают: академическими, профессиональными и многопрофильными. В итоге, общеобразовательная подготовка выпускников в этих учреждениях различна. В средней американской школе учитель преподает один предмет. При этом обучающиеся вправе выбрать самостоятельно один - два предмета. Практика дифференцирования школьников на данном этапе обучения продолжается.
Образование в высшей школе направлено либо на выполнение минимальных критериев для получения диплома (их устанавливает школа), либо на выполнение требований выбранного вуза касательно образовательной программы. Большинство известных вузов в правилах приема четко указывают список предметов, которые должен пройти в школе будущий абитуриент. На этой ступени школьного образования расширяется спектр выбираемых обучающимися учебных дисциплин.
В исследовании американского педагога Джона Гудлэда отмечен низкий уровень разнообразия используемых педагогами методов обучения [2, р. 159]. В качестве наиболее распространенных видов учебной деятельности американских школьников среднего и высшего уровня он указывает: лекционные занятия, выполнение письменных работ и подготовка к выполнению заданий. Однако данное исследование проводилось во второй половине двадцатого века, до того как образовательные учреждения начали снабжать ИКТ - технологиями, поэтому можно добавить к новым и часто используемым видам деятельности, например, просмотр обучающих фильмов и ответы на вопросы по их содержанию.
Одной из основных особенностей второй и третьей ступени американского школьного образования является высокий статус внеурочной деятельности обучающихся. Она не подпадает под действие общей учебной программы, но находится под контролем школы.
3. Уровень высшего образования. Он предназначен для выпускников школ, решивших продолжить свое обучение. Существует несколько видов высших учебных заведений: колледжи, в которых научно-исследовательская работа отодвинута на второй план и университеты. В свою очередь университеты делят-
ся на частные и университеты штатов. Как правило, университеты штатов уступают в престиже частным университетам. Работа университетов и колледжей базируется на следующих принципах:
• гибкости учебных программ, а также их быстрой адаптации к различным потребностям участников педагогического процесса;
• многообразии форм обучения;
• высокой демократичности;
• свободе выбора студентом программы и формы обучения.
В США высшее образование не носит рестриктив-ного характера. Так, студент, поступая на факультет физики, может проучиться там два-четыре года, затем пару лет поработать, например, в «Корпусе мира» и начать обучение заново уже на другом факультете [6, с. 155].
В целом, американская система образования имеет высокий уровень развития. Однако это не означает, что в образовательном пространстве США отсутствуют проблемы. Уже давно относительно качества образовательных услуг в американском обществе ведутся ожесточенные дискуссии. При этом на наличие серьезных проблем указывают все. Рассмотрим основные из них.
Первая проблема американского образовательного пространства связана с вопросом о равных образовательных возможностях. Он выражен в нескольких аспектах.
Уровень образования является одним из критериев определения статуса человека в современном постиндустриальном обществе, о чем говориться, например, в исследовании американского социолога Ллойда Уорнера [4, р. 90]. Для принадлежности к «высшему-высшему» классу Америки практически необходимо получить среднее образование в частной престижной школе и быть выпускником университета из «Лиги плюща». Возникает вопрос: равные ли образовательные возможности у учеников из богатых и бедных семей? Например, для студентов «Академии Филлипса в Эксетере» даже был создан уникальный способ обучения - «Стол Харкнесса». В распоряжении обучающихся: центр развития академических навыков, галерея изобразительного искусства художников США, видеолаборатория, музей археологии, 2 хоккейных поля, бассейн, 18 теннисных кортов, лодочная станция. [19]. Располагает ли такими ресурсами обычная государственная школа? Ответ на вопрос очевиден.
Кроме того, на зачисление в школу ученика влияет географический фактор. Школы финансируются из местного бюджета, основную часть поступлений которого составляют налоги на недвижимость, следовательно, там, где недвижимость дороже, у школ бюджет выше и наоборот. Школы в богатых районах обладают большими ресурсами для обучения детей.
Ранее уже было упомянуто о применении дифференциации и группирования в системе школьного образования в США. Эти положения влияют на доступ молодых американцев к знаниям и приводят к расколу учебной программы, который об-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
наружил в своем исследовании Джон Гудлэд - на профессионально-технические и академические программы. По статистике непропорционально много детей из бедных семей и меньшинств оказываются в программах профессионально-технических направлений, которые подготавливают к определенным местам работы (зачастую низкооплачиваемым).
«Дети - это основной наш природный ресурс» -сказал в начале XX века президент США Герберт Гувер. Бережно ли относится американское общество и государство к этому ресурсу? Обратимся к статистике. Более половины чернокожих молодых людей, которые посещают городские средние школы, не получают диплом. Из них почти 60% отправятся в тюрьму в какой-то момент. Такие же цифры в статистических данных о латиноамериканцах. Перепись населения США показывает, что 38% отсеянных из средней школы учеников, находятся за чертой бедности. Понятно, что диплом средней школы - это фактически билет на более высокий заработок [1, р. 115]. А государство обрекает свой же наиважнейший ресурс на бродяжничество. 13,3 млн. бездомных детей. И это, несмотря на то, что еще с 80 годов прошлого века педагогика США была переориентирована на концепцию поликультурности [5, с. 76].
В вопросе о равных образовательных возможностях следует учитывать и расположение американских школ (городские, сельские), их численность, качество образования учителей, соотношения учителей с академическими предметами и профессионально-техническими, различия в учебных планах. Именно эти условия влияют на качество образования и равенство образовательных возможностей.
Вторая проблема американского образовательного пространства - цели и содержание образования.
«Стоит признать, что школа будет продолжать оставаться жизнеспособным и уважаемым учебным заведением, если мы определим ее миссию более точно, включив только те образовательные задачи, которые больше никто не может выполнить» - указывает в своем исследовании Джон Гудлед [2, р.97]. Однако количество решаемых школой задач неуклонно растет. Каждая школа устанавливает свои образовательные цели. Элемент «цели образования» в федеральном стандарте формулируется так расплывчато, что построить целенаправленный процесс обучения и воспитания на его основе практически невозможно. Как и невозможно говорить об оптимизации ныне используемых дидактических систем [7, с. 172].
Несмотря на это, одна ярко выраженная цель школьного обучения определена более конкретно, чем другие. Это подготовка к стандартизированному тестированию, наличие которого в последние годы становится все более спорным. Американский ученик, в итоге, заканчивает школу с минимальными знаниями по предметам и с «максимальными» навыками прохождения тестов.
Содержание американского школьного образования также вызывает некоторые вопросы. Так, прослеживается тенденция к уменьшению количества школьных ча-
сов, уделяемых на изучение академических предметов. На это, например, обращает внимание бывший школьный учитель Уильям Ллойд: «Дети могут не уметь хорошо читать, писать и считать, но они знают абсолютно всё о защите окружающей среды и борьбе с дискриминацией» [9].
Эти и другие отрицательные стороны содержания американского образования позволяют правительству идеологизировать образование, и в дальнейшем, и манипулировать общественным сознанием выпускников-граждан. Вот как высказался о качестве американского образования Збигнев Бжезинский - бывший советник президента США по национальной безопасности при президенте Картере: «..американский народ крайне невежественен. ... возьмите географию... Примерно 52% нынешних абитуриентов американских колледжей не могут показать на карте, где находится Вашингтон. 70% поступающих в высшие учебные заведения в 20032010-х годах не могли найти Ирак - страну, с которой мы воевали! Вы улыбаетесь. Но это вовсе не смешно. Отсюда невероятно легковесное отношение большого числа американцев к вопросам внешней политики...» [18].
Третья проблема американского образовательного пространства - статус учителей и преподавателей в американском обществе.
Если в странах Скандинавии, которые являются экономическими партнерами США, учителям предоставляется статус, сравнимый с положением врачей, юристов и других высокоуважаемых профессионалов, то в американском обществе прослеживается отсутствие уважения к представителям данной профессии. «Мы платим суровую цену за наше пренебрежение учительской карьерой» - отмечает Джон Гудлед [3, р.21].
Несмотря на то, что заработная плата учителей равняется среднему заработку по стране, они и преподаватели становятся одной из самых больших групп специалистов, нуждающихся в талонах на питание. Ведь при оценке доходов учителей и преподавателей следует помнить, что многие выплачивают долг за обучение, а стоимость жизни в США неуклонно растет.
Еще один аспект рассматриваемой проблемы -подготовка педагогов. Она ведется, во-первых, «вчерашними» методами. Во-вторых, само педагогическое образование среди абитуриентов американцев является не престижным. Это связано с высоким уровнем стоимости обучения, сокращением финансирования данного сектора высшего образования.
Повышению статуса педагога в Америке и популярности педагогического образования не способствует возрастающая демонизация профсоюзов учителей.
Конфликт между обществом, бизнес-элитами и учителями нередко выливается в массовые забастовки профсоюзов учителей. Например, в феврале 2018 года около 35 тысяч учителей из Западной Виргинии начали протестовать против низких зарплат и возросших цен на здравоохранение. В Кентукки учителя добились выделения дополнительных средств на образовательную сферу, но
губернатор Мэтт Бэвин наложил вето на законопроект, назвав учителей эгоистичными и близорукими, требующими больше, чем они заслуживают [15]. В итоге мы наблюдаем, что в стране, люди которой воспитывают и обучают будущее демократии, оказались в затруднительном положении и постоянно сталкиваются с безразличием государства, общества и представителей бизнеса.
Четвертая проблема американского образовательного пространства касается системы финансирования и долгов студентов за образование.
Американская школа находится в прямой финансовой зависимости от Федерации. Отношения в образовательной, да и вообще социальной сфере, здесь подчиняются законам рынка. Допустим, если школа обслуживает недостаточное количество учеников, и затраты на отопление, зарплаты и т. п. высоки и невыгодны сообществу, школы закрывают.
Это явление приняло в последнее десятилетие большой размах в США. Например, широкий резонанс в американском обществе произвело закрытие более 50 государственных школ в родном городе Барака Обамы -Чикаго и, в первую очередь, в афроамериканских кварталах - под предлогом того, что они были «не дозаполнены». Рама Эмануэль предпочел в городе-банкроте потратить 55 миллиардов долларов на гостиницу и 300 миллионов на баскетбольную арену для частных университетов.
Второй аспект, связанный с финансами - это платное высшее образование, которое считается одним из самых дорогих в мире. Многие студенты учатся в долг, который не в состоянии выплатить. «Долговое обязательство, насилие, корпоративные и государственные способы слежки используют, чтобы деполитизировать студентов, лишить их возможности веры в более справедливое общество» -отмечает известный американский профессор Анри Жиру [1, р.190].
Пятая проблема американского образовательного пространства - насилие в школах.
Эта проблема включает в себя не только привычных хулиганов, которые есть в каждой школе, но и серьёзные случаи, когда учащиеся приносят с собой в школу оружие, ведь ношение огнестрельного оружия разрешено Второй поправкой Конституции США. Согласно социологическим опросам около 6% школьников приносят в школу оружие и 5% учащихся из-за опасности не приходят в школу. Вместо того, чтобы выявить причины кровавых случаев, связанных с расстрелом школьников школьниками, власти снабдили американские школы металлодетекторами, камерами наблюдения, большим присутствием полиции в школьных коридорах. В результате мы имеем образ, в котором современные американские школы выглядят как тюрьмы, со своими надзирателями и преступниками. А те небольшие средства, выделяющиеся школам, тратятся не на усовершенствование навыков чтения и математики и повышение зарплаты учителей, а на обустройство этих тюрем.
Еще один аспект рассматриваемой проблемы - отсутствие качественной системы проверки потенциальных школьных работников. Несмотря на то, что законы
запрещают бывшим преступникам работать в школах, они вновь и вновь устраиваются на должности учителей, охранников, водителей жёлтых автобусов и уборщиков. Это приводит к тому, что с наступлением школьного сезона сотни детей и подростков становятся жертвами педофилов, грабителей и садистов.
Таковы самые яркие проблемы американского образовательного пространства. Они распространены на огромной территории численностью населения в 327 млн. человек, относящих себя к разным расам, этносам и конфессиям. И эти обстоятельства придают проблемам еще больше остроты.
В итоге, если ставить вопрос о совершенстве образования как оружия США, то он на данном этапе развития американского общества будет отрицательным.
Однако образовательная сфера США не стоит на месте. Динамику её развития можно проследить с помощью исследований Программы развития Организации Объединенных Наций. Так, в рейтинге стран мира по уровню образования за 2018 год США занимали 8 место, а за 2015 год - 16 место; в рейтинге эффективности национальных систем образования за 2016 год страна занимала 1 место, за 2012 - 14 место [17]. Таким образом, мы видим, что за последние годы США поднялись в этих рейтингах. Это связано с некоторыми успехами образовательной политики государства. Рассмотрим её основные направления за последние двадцать лет.
В первую очередь, нужно отметить, что президенты от обеих правящих партий - республиканской и демократической - регулярно в своих программных выступлениях касаются вопросов образования. Основная цель реформ образования: обеспечить конкурентоспособность Америки на международном уровне. Проанализировав программы по усовершенствованию системы образования в последнее десятилетие двадцатого века, а также в период президентства Джорджа Буша младшего, выделим следующие приоритетные направления политики в данной области:
• инвестиции в «человеческий капитал», то есть рост государственных расходов в сфере образования, переподготовки рабочей силы, но при более строгом спросе;
• оснащение образовательных учреждений высокими технологиями, создание высокотехнологичной обучающей программы для школ;
• доступ учителей к непрерывному образованию;
• стать первыми в мире по подготовке в области математики и естественных наук [11];
• свобода школы от наркотиков, алкоголя, насилия, несанкционированного огнестрельного оружия, обеспечение необходимой дисциплины для эффективного обучения;
• акцент на стандартизированном тестировании, от результатов которого будет зависеть финансирование;
• стратегии интернационализации образования, а также процесс реализации программ Болонского процесса [14, с. 4-6].
Таким образом, в рассмотренных программах было
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
поднято большинство обозначенных выше. Но были ли они решены в полном объеме? Некоторые ключевые проблемы так и остались, даже усугубились. Так, школа не стала свободной от насилия, а новый вид насилия и унижения можно найти в примерах беззакония со стороны полиции. Кроме того, сохранилась проблема качества содержания знания. Например, по данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся за 2015 год США на 40 месте по математической грамотности, по естественнонаучной грамотности на 25, по читательской грамотности на 24 месте [12]. Затраты на образование достигли максимального пика в 2003 году - 5,5 % от ВВП. А уже к 2015 году составляли - 4,4 % ВВП [10]. Возникшее накопительное образование негативно повлияло как на обеспечение равных образовательных возможностей, так и на содержание образования.
Следует отметить, что почти все президенты США, от Д. Эйзенхауэра до Д. Трампа, предпринимали усилия для повышения качества образования и разрабатывали свои программы, из которых ни одна не была реализована полностью. Наибольшие успехи были достигнуты в реформах высшего образования, которое занимает по качеству первое место в мире [15].
Целесообразно будет охарактеризовать американскую образовательную политику последнего десятилетия, чтобы выявить новые направления реформирования.
Администрация Барака Обамы в области дошкольного и школьного образования осуществила следующие преобразования:
• Во-первых, в 2015 году был принят законопроект «Каждый ученик успешен». Он отвергает оценивание успешности школ и студентов по результатам тестов. Новым показателем становиться успешность и готовность каждого ученика к колледжу, университету, карьере. Частью реформы образования стала программа «Гонка к вершине». Она поддерживает инновационные проекты в школах, новые методики обучения, качественные прорывы в сфере образования конкретных школ, педагогов и учеников.
• Во-вторых, были введены «Общие основные государственные стандарты инициативы». В них даны количественные показатели по английскому языку и математике в каждом классе от детского сада до средней школы, указывается, что должны знать на каждом уровне обучения ученики, и перечисляются навыки, которые они должны приобрести для поступления в колледж или для начала карьеры.
В области высшего образования администрация Б. Обамы в 2010 году приняла закон о совершенствовании образования, вносивший изменения в систему кредитования студентов. Был установлен лимит на размер выплат - максимум 10% от заработной платы. Согласно программе бывшего президента, если заёмщикам, которые добросовестно выплачивали кредит, не удалось погасить его в течение 20 лет, оставшаяся сумма долга сгорает.
Политика в области высшего образования имела
временный успех. Увеличение государственных расходов позволило снизить цены в государственных и частных учреждениях высшего образования в 2008/09 и 2009/10 учебных годах, после чего рост цен, хотя и меньшими темпами, возобновился [8, 71 С.].
Таким образом, нынешнему президенту досталась в наследство все еще проблемная система образования. Говорить о политике в сфере образования Администрации Д. Трампа, а тем более оценивать ее. пока преждевременно. Ведь единственное, что он успел сделать, так это рассориться с президентским комитетом по культуре и образованию и отозвать рекомендации университетам, согласно которым те принимают в льготном порядке абитуриентов расовых и национальных меньшинств. Позитивная дискриминация Трампу и многим республиканцам не нравится потому, что она ставит права отдельной расовой, этнической или гендерной группы выше прав индивида.
Укажем основные элементы предвыборной программы Дональда Трампа, которые касаются направления реформирования образовательного пространства Америки:
1. Сокращение расходов на образование. По мнению республиканцев, один универсальный подход на всех не работает: диктовать из Вашингтона, чему учить детей в Калифорнии, нельзя.
2. Отмена государственной монополии на образование. Полностью отказаться от тестирования Трамп не призывает. Зато настаивает на том, чтобы оценки учащихся ещё активнее использовались для денежного поощрения или наказания учителей (и конкуренции школ).
3. Свобода выбора школ. Новая программа призвана вызволить детей - в том числе из бедных семей - из плена плохих государственных школ.
4. Решение вопроса со студенческим долгом. Трамп намерен заставлять колледжи и университеты снижать затраты и стоимость обучения. И, само собой, ослабить роль государства в кредитовании студентов.
Оценивая положения предвыборной программы Трампа относительно реформирования образования можно предположить, что вряд ли все проблемы, существующие в образовательном пространстве США, будут решены, за один - два срока президента. Да и могут ли они быть решены на данном этапе исторического развития? Ведь на них накладываются другие характерные для американского государства проблемы: полиэтнич-ность и поликультурность, проблема этнокультурных аутсайдеров, проблема нелегальной миграции, большой численности населения (третьей в мире на начало 2019 года).
Кроме того, данные проблемы не смогут быть решены без создания коалиции государства, общества, бизнеса, школы и других образовательных акторов, которые будут заинтересованы в трансформации образовательного пространства. На настоящий же момент времени мы видим, что общего для всего американского государства плана реформирования образования, которое станет оружием будущего, нет.
Библиографический список
1. Giroux Henry A. Zombie Politics and Culture in the Age of Casino Capitalism / Henry A. Giroux. London: Peter Lang, 2015. 205 с.
2. GoodladJohn. A Place Called School / John Goodlad. New York: McGraw-Hill Book Company, 1984. 476 с.
3. The teaching career / John I. Goodlad and Timothy J. McMannon [et al.]. - Teachers College, Columbia University, New York and London, 2004. 224 с.
4. Warner W.L., MeekerM., Eells K. Social Class in America: a Manual of Procedure for the Measurement of Social Status / W.L. Warner, M. Meeker, K. Eells. Chicago: Science Research Associates, 1949 . 292 p.
5. Баранова Е.Б. Поликультурное образование и воспитание в США и Канаде / Е.Б. Баранова// Интеграция образования. 2011. №4. С. 73-79.
6. Барбашин М. Ю. Институты высшего образования и социальные дилеммы (компаративный анализ российской и американской систем)/ М.Ю. Барбашин // Педагогика и просвещение. 2013. №2(10) С. 151-158
7. БеспалькоВ.П. Реформируется ли образование? / В. П. Беспалько // Экономика образования. - 2011. -№4. - С. 168-176.
8. Варивончик И.В. Социально-экономические итоги президентства Б. Обамы. [Электронный ресурс] // Интернет журнал Белорусского государственного университета. История. 2017. -№2. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/187111/1/ Journal%20of%20the%20Belarusian%20State%20University.%20History.%202017.%20No.%202-069-075.pdf
9. Главные проблемы американских школ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://perevodika.ru/articles/19659.html. - (Дата обращения: 25.01.2019)
10. Государственные расходы на образование, всего в Соединённых Штатах Америки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.countries.world/Соединённые_Штаты_Америки/Государственные_расходы_на_образование,_всего-536_129.html. -(Дата обращения: 25.01.2019)
11. Демченко С.В., НицевичВ. Ф. Образовательная политика США в контексте американских национальных интересов [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вестник МГОУ». 2013. №1. Режим доступа: www.evestnik-mgou.ru. -(Дата обращения: 25.01.2019)
12. Международный статистический центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.timss.org. - (Дата обращения: 25.01.2019)
13. ПономаревР.Е. Образовательное пространство: Монография / Р.Е. Пономарев. М.: МАКС Пресс, 2014. 100 с.
14. Послание Президента США Билла Клинтона Конгрессу США на 2000 год «О положении в стране» / Неофиц. пер. с англ. -ИТАР-ТАСС. М.: Издательство Государственной Думы РФ, 2000.
15. Р. Фокс. Новые протесты в США: что заставило выйти на улицы сотни тысяч школьных учителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rtvi.com/stories/novye-protesty-v-ssha-chto-zastavilo-vyyti-na-ulitsy-sotni-tysyach-shkolnykh-uchiteley/. -(Дата обращения: 25.01.2019)
16. Рейтинг национальных систем высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/u21-ranking-of-national-higher-education-systems/info. - (Дата обращения: 25.01.2019)
17. Рейтинг эффективности национальных систем образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/ global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info. -(Дата обращения: 25.01.2019)
18. Симонова И. Збигнев Бжезинский - Америка потеряла чувство меры во внешней политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://topwar.ru/11314-zbignev-bzhezinskiy-amerika-poteryala-chuvstvo-mery-vo-vneshney-politike.html. - (Дата обращения: 25.01.2019)
19. Страница Академии Филлипса в Эксетере на сайте об обучении и образовании за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.globaldialog.ru/countries/usa/secondary_education/phillips-academy-andover/ . - (Дата обращения: 25.01.2019)
20. ЧерникБ.П. Эффективное участие в образовательных выставках / Б.П. Черник. Новосибирск, 2001. 199 с.
References
1. Giroux Henry A. Zombie Politics and Culture in the Age of Casino Capitalism / Henry A. Giroux. - London: Peter Lang, 2015. 205 p.
2. Goodlad John. A Place Called School John Goodlad. New York: McGraw-Hill Book Company, 1984. 476 R.
3. The teaching career / John I. Goodlad and Timothy J. McMannon [et al.] - Teachers College, Columbia University, New York and London, 2004. 224 p.
4. Warner W. L., Meeker M., and Eells K. Social Class in America: a Manual of Procedure for the Measurement of Social Status / W. L. Warner, M. Meeker, K. Eells. Chicago: Science Research Associates, 1949 . 292 p.
5. BaranovaE.B. multicultural education and education In the United States and Canada / E. Baranova 2011. №4. P. 73-79.
6. Barbashin Russian higher education institutions and social dilemmas (comparative analysis Of the Russian and American systems)/ / M. Barbashin / / education. 2013. №2 (10). P. 151-158
7. Bespalko V. p. is education being Reformed? / V. P. Bespalko // Economy of education. 2011. №4. P. 168-176.
8. VarivonchikI. V. Socio-economic results of Barack Obama's presidency. [Electronic resource] / / Internet journal of the Belarusian state University. History. 2017. №2. - Mode of access: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/187111/1/Journal%20of%20the%20Belarusian%20 State%20University.%20History.%202017.%20No.%202-069-075.pdf
9. The main problems of American schools [Electronic resource]. - Access mode: http://perevodika.ru/articles/19659.html ahhh! - (Date of application: 25.01.2019)
10. Public expenditure on education, total in the United States of America [Electronic resource]. - Access mode: https://ru ahhh!countries. world/Soedineniyami/Государственные_расходы_на_образование,vsego-536_129.html. - (Date of application: 25.01.2019)
11. Demchenko S.V, Nitsevych V.F. Educational policy of the United States in the context of American national interests [Electronic resource] // Electronic journal «Vestnik MGOU». 2013. №1. Access mode: www.evestnik-mgou.ru ahhh! - (Date of application: 25.01.2019)
12. International statistical center [Electronic resource]. - Access mode: http://www.timss.org ahhh! - (Date of application: 25.01.2019)
13. PonomarevR. E. Educational space: Monograph / R. E. Ponomarev. Moscow: MAX Press, 2014. - 100 p.
14. Us President bill Clinton's message to the us Congress for 2000 «on the situation in the country» / Neofits. TRANS. with English. - ITAR TASS. Moscow: Publishing house of the state Duma of the Russian Federation, 2000.
15. R. Fox. New protests in the US: what made hundreds of thousands of school teachers take to the streets [Electronic resource]. -Access mode: https://rtvi.com/stories/novye-protesty-v-ssha-chto-zastavilo-vyyti-na-ulitsy-sotni-tysyach-shkolnykh-uchiteley/ahhh! - (Date of application: 25.01.2019)
16. Ranking of national higher education systems [Electronic resource]. - Access mode: https://gtmarket.ru/ratings/u21-ranking-of-national-higher-education-systems/info ahhh! - (Date of application: 25.01.2019)
17. Efficiency rating of national education systems [Electronic resource]. - Access mode: https://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info ahhh! - (Date of application: 25.01.2019)
18. SimonovaI. Zbigniew Brzezinski-America has lost a sense of proportion in foreign policy [Electronic resource]. - Access mode: https:// topwar.ru/11314-zbignev-bzhezinskiy-amerika-poteryala-chuvstvo-mery-vo-vneshney-politike.html ahhh! - (Date of application: 25.01.2019)
19. Page of the Phillips Academy in Exeter on the website on education and training abroad [Electronic resource]. - Mode of access: https:// www.globaldialog.ru/countries/usa/secondary_education/phillips-academy-andover/ . - (Date of application: 25.01.2019)
20. Effective participation in educational exhibitions. Novosibirsk, 2001. 199 p .