Научная статья на тему 'Образ классического психоанализа в современном кино'

Образ классического психоанализа в современном кино Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1439
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИЗ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / КИНО / МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ / ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Изотов М.О.

Статья посвящена описанию образа классического психоанализа в кинематографе. Автором выделяются причины популярности психоаналитической проблематики для современной киноиндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF CLASSICAL PSYCHOANALYSIS IN MODERN CINEMATOGRAPHY

Article is devoted to the analysis of an image of classical psychoanalysis in cinema. The author allocates the main reasons for popularity of psychoanalysis for the modern film industry.

Текст научной работы на тему «Образ классического психоанализа в современном кино»

УДК 159.964.26

ОБРАЗ КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА В СОВРЕМЕННОМ КИНО

Статья посвящена описанию образа классического психоанализа в кинематографе. Автором выделяются причины популярности психоаналитической проблематики для современной киноиндустрии.

Ключевые слова: психоанализ, бессознательное, кино, метод свободных ассоциаций, толкование сновидений.

М. О. Изотов M. O. Izotov

THE image of classical psYCHoANALYsis iN modern cinematography

Article is devoted to the analysis of an image of classical psychoanalysis in cinema. The author allocates the main reasons for popularity of psychoanalysis for the modern film industry.

Keywords: psychoanalysis; unconscious; cinema; method of free associations; interpretation of dreams

Классический психоанализ входит в число самых значимых направлений европейской философии Х1Х-ХХ вв., оказавших огромное влияние не только на научное и философское знание, но и на культуру в целом. Созданные в рамках этой психологической школы идеи и концепции человеческой психики, общества и культуры благодаря своей самобытности и уникальности и по сей день вызывают огромный интерес.

В частности, в последние годы пристальное внимание к психоаналитической проблематике проявляется со стороны кинематографии. Был снят целый ряд картин, в которых сюжет выстраивается вокруг истории и основных идей психоанализа, например, таких как: «Когда Ницше плакал» режиссера П. Перри, «Опасный метод» режиссера Д. Кро-ненберга, «Убить Фрейда» режиссера Х. Ористеля и др. В результате чего складывается возможность осмысления классических психоаналитических концепций сквозь призму киноискусства.

В книге «Сновидения кино и психоанализа» В. Мазина выдвигается идея о неразрывной связи кино и психоанализа, которые, как отмечает исследователь, даже одновременно появились в 1895 г. Выбранная дата, в частности, связывается со следующими событиями: с годом выхода в свет совместной с Йозефом Брейером книги «Исследования истерии», в которой Зигмунд Фрейд впервые говорит о вытеснении, бессознательном, переносе и других аналитических понятиях, и с первым публичным киносеансом, устроенным братьями Люмьер в «Гран Кафе» на бульваре Капуцинок в Париже, и введении ими в оборот понятия «кинематограф». В. Мазин отмечает, что хотя у Фрейда и была неприязнь к кино, он понимал неизбежность появления фильма о психоанализе вопреки его сопротивлению. В одном из писем своему другу и коллеге Шандору Ференци Зигмунд Фрейд писал: «Похоже, что фильм о психоанализе становится столь же неизбежным, как у женщин стрижка под мальчика. Но сам я не дам подстричь себя таким манером» [1, с. 20].

Если у основоположника психоанализа новый вид искусства вызывал только негативную или пренебрежительную оценку, то сам психоанализ, наоборот, на протяжении всей своей истории обладал огромной привлекательностью для деятелей киноиндустрии. И в течение XX - начала XXI вв. было снято много фильмов о психоаналитиках и об их идеях.

Привлекательность психоанализа для киноиндустрии можно объяснить особенностями его исторического развития, которые позволяют выстраивать эффектные сюжетные линии. Само появление психоанализа и деятельность его основоположника носили революционный характер. Первые открытия З. Фрейда вызвали в обществе бурную и противоречивую реакцию. Смелые и неожиданные идеи Фрейда потрясли нормы и ценности современной ему Европы. Одновременно вызывая как восторг, так и острую критику, они в короткий срок приобрели широкую известность и завоевали популярность. Как отметил С. Цвейг, Фрейд приоткрыл дверь в тайники человеческой души, что воспринималось его современниками как дерзкий вызов, который брошен пуританской эпохе, пытавшейся «выжечь извечный инстинкт сладострастия раскаленным железом» [2, с. 248]. В девятнадцатом веке замалчивались некоторые грани человеческой природы, в первую очередь не принято было открыто говорить о страстях и пороках. Обнажив эту «животную» («сладострастную») сторону природы человека и заставив общество заговорить о ней, Фрейд вызвал сенсацию, что само по себе является хорошей сценарной идеей. Такая реакция общества выпукло отражена в картине режиссера Х. Ористеля «Убить Фрейда» (2004). Один из персонажей фильма, испанский психиатр Леон Пардо, сначала увлекавшийся фрейдизмом, а потом резко поменявший свое мнение по отношению к новому явлению в психиатрии, задумал убить Фрейда, когда тот впервые посетил в 1913 г. известную своими консервативными взглядами Испанию. Этот персонаж объяснял мотивы своего поступка следующими словами: «Я собираюсь убить Фрейда, рано или поздно мир мне скажет спасибо... Если я позволю ему продолжить, то он уничтожит человечество, каким мы его знаем, кто-то должен его остановить».

Вторым привлекательным моментом психоанализа для кино явились острые дискуссии и жесткая полемика между Фрейдом и его последователями. Фрейд часто подчеркивал, что он своими открытиями только открыл новую область исследований, которую должны были продолжать изучать его ученики. Однако самые талантливые из них, такие как К. Г. Юнг, А. Адлер и др., стали не только развивать теоретические постулаты своего учителя, но и выдвигали собственные концепции, зачастую этим постулатам противоречащие. Так, если в 1908 г. состоялся первый конгресс Международной психоаналитической ассоциации, кото-

рый способствовал распространению фрейдизма и росту его популярности среди психологов и психиатров, то уже в 1911 г. А. Адлер подверг критике целый ряд центральных положений концепции своего учителя. Далее в 1913 г. и Юнг высказал кардинальное несогласие с идеями Фрейда, в результате чего Юнг основал собственную школу аналитической психологии. А в 1920-1930 гг. сформировался неофрейдизм, выдающимися представителями которого стали Г. Салливан, Э. Фромм и К. Хорни. История противоречивых отношений между Фрейдом и Юнгом является одной из центральных в сюжетной линии картины режиссера Д. Кроненберга «Опасный метод» (2011).

В качестве третьей причины привлекательности психоанализа для современного кино можно выделить то, что психоаналитический метод направлен на постижение и раскрытие тайных желаний людей. Исходя из положения о том, что «психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни» [3, с. 25], Фрейд смог раскрыть сексуальный характер мотивации действий человека, осознать это и помочь многим людям освободиться от гнета своих комплексов, желаний и неврозов. По мнению теоретика кино К. Метца, эта особенность психоаналитической теории сближает ее с искусством кинематографа. Сюжет кино хотя и является вымыслом, но в то же время содержит в себе скрытый смысл, «оказывается своего рода защитой от травматичной действительности, когда создаются ее иллюзорные образы, в которых ключевым оказывается не соответствие какой-либо действительности <...> но желание стать объектом желания» [4, с. 13]. Искусство кино, как и психоанализ, обращается к внутреннему миру человека, и поэтому психоаналитическая проблематика является достаточно популярной в кинематографе. В фильмах о психоанализе центральной темой становится столкновение и борьба людей с их комплексами, деструктивными влечениями и т. д. Например, в картине режиссера П. Перри «Когда Ницше плакал» (2007) показывается, как З. Фрейд помог своему другу доктору Й. Брейеру совладать с собой, побороть навязчивое желание вступить в интимную связь со своей пациенткой Бертой Паппенгейм и восстановить пошатнувшиеся из-за этого желания отношения в семье.

Смелые и неожиданные для своего времени идеи З. Фрейда по-прежнему вызывают живой интерес уже у наших современников, что способствует обращению кинематографа к психоаналитической проблематике. Психоанализ как психологическое направление появился в результате разработок методов изучения и лечения неврозов. З. Фрейд и его последователи в процессе накопления клинических данных неоднократно вносили изменения в собственные методы лечения пациентов и на этой основе корректировали свои теоретические обобщения. В фильмах, связанных с психоаналитической проблематикой, уделяется большое внимание показу разработанных психоаналитиками методик лечения неврозов.

На самых ранних порах своей медицинской практики Фрейд предпочитал использовать в основном общепринятые для того времени лечебные процедуры, а именно: массаж, водолечение, электростимуляцию и т. д. Недовольный результатами, получаемыми от этих методик,

он стал прибегать к гипнозу, обучившись ему в 1887 г. у Ж.-М. Шарко.

Начало разработок собственно психоаналитических методик лечения неврозов связано с совместной работой Фрейда и психиатра Й. Брейера. Их совместная исследовательская деятельность показана в фильме режиссера П. Перри «Когда Ницше плакал» (2007). Катартический метод лечения истерий был направлен на пробуждение воспоминаний о событии, спровоцировавшем истерический симптом. В фильме воспроизводится классический эпизод лечения пациентки Анны О., когда Й. Брейер с помощью гипноза пытался заставить ее вспомнить травматическое, негативно воздействующее на психику событие, вследствие чего у пациентки наблюдалось временное исцеление.

Сам Брейер, кроме этого методологического приема лечения истерий, ничего не разработал, но в ходе совместной исследовательской деятельности с Фрейдом оказалось, что пациент во время рассказа о травмирующем психику случае временно избавлялся от душевного страдания и начинал освобождаться от таких психопатологических проявлений, как тики, заикание и т. д. После этих открытий, начиная с 1889 г., основоположник психоанализа стал прибегать к методу гипнотического внушения для достижения у пациента состояния катарсиса. Однако уже в 1892 г. он решил отказаться от этой практики по следующим причинам: сам Фрейд не очень хорошо владел техникой гипноза; оказалось, что во время гипноза терапевт может подавлять психику пациента; в ходе практики Фрейд пришел к выводу, что пациентов можно побудить вспомнить забытые события и в бодрствующем состоянии.

Фрейд предположил, что его пациенты все знают о травмирующей их ситуации, и задача психотерапевта состоит в том, чтобы побудить рассказать об этом, вызвать воспоминания о патогенной ситуации. В 1892 г. Фрейду удалось вылечить методом внушения первую пациентку, находящуюся во время сеанса в бодрствующем состоянии.

Дальнейшая стадия развития психоаналитических методик связана с созданием теории сновидений и разработкой метода свободных ассоциаций. Сновидения на протяжении всей истории человечества оставались предметом изучения оккультных теорий и эзотерических практик. Фрейд, утверждая, что «любое сновидение предстает полным смысла психическим образованием, которое в надлежащем месте может быть включено в душевную деятельность в состоянии бодрствования» [5, с. 22], впервые предпринял попытку научного подхода к исследованию явления сновидений. Сон стал рассматриваться как одна из скрытых форм проявления бессознательного, которое можно исследовать следующим образом: человек, видевший сон, подробно рассказывает его психоаналитику, а тот, применяя метод ассоциаций, вскрывает сновидения и открывает пациенту доступ к осознанию своей бессознательной душевной жизни. Теория толкования сновидений занимает одно из самых важных мест в психоанализе Фрейда. Абсолютно во всех фильмах, посвященных психоанализу, показаны примеры техники психоаналитической интерпретации сновидений.

Вторым основным методом психоанализа наряду с толкованием сновидений стал метод свободных ассоциаций. В 1889 г. пациентка Эмма фон Н. упрекнула Фрейда в том,

Гуманитарные исследования • 2018 • № 4 (21)

21

что он в ходе сеанса прерывает ее и вмешивается в процесс изложения мыслей. Фрейд понял, что свободное продуцирование ассоциаций дает богатый материал для анализа душевной жизни пациента, и сделал метод свободных ассоциаций основой лечебной практики. Процедура выглядит следующим образом: «Не оказывая какого-либо давления, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения пациента. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же как избегает любых других процедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сессия, следовательно, проходит как беседа между двумя людьми. Для того чтобы добиться таких идей и ассоциаций, аналитик просит пациента «позволить себе войти» в такое состояние, «как если бы они беседовали бесцельно, бессвязно, наугад» [6, с. 27-28]. Свободная ассоциация остается основным методом коммуникации пациента и аналитика в ходе психоаналитического лечения. В кино этот процесс воспроизведен в фильме режиссера Д. Кроненберга «Опасный метод» (2011). В частности, в этой картине показано, как К. Г. Юнг проводил психологические консультации с пациенткой Сабиной Шпиль-рейн и в итоге вылечил ее от истерии.

Метод свободных ассоциаций позволяет выстраивать доверительные отношения между пациентом и доктором. Сама необходимость создания таких отношений ярко воспроизводится кинематографом, примером чего является показанный в фильме режиссера П. Перри «Когда Ницше плакал» (2007) процесс лечения доктором Й. Брейеом философа Фридриха Ницше. По сюжету этой картины, знаменитый немецкий философ обладал непростым характером, мало доверял другим людям, и его лечащему врачу пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться доверия у своего пациента. В результате Брейеру удалось наладить необходимый контакт с Ницше, что способствовало не

УДК 130.2

ТЕРОТЕИСТИЧЕСКИЙ КУЛЬТ ПЕЩЕРНОГО ЛЬВА: ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

В статье демонстрируется, что 45 000-10 000 лет назад между пещерным львом и человеком существовали отношения хищничества и прямой и опосредованной трофической конкуренции. Это сформировало основу для теротеистичес-кого культа пещерного льва, в основе которого проявлялось отвращение к зверю и стремление уничтожить его, выражаемое в арт-объектах плейстоцена. После вымирания пещерного льва в раннем голоцене вместо былой вражды и соперничества человек стал выстраивать свое сакральное родство со львом и стало возможным формирование тотемистического культа с проявлениями почитания зверя.

Ключевые слова: теротеизм, мировосприятие, пещерный лев, арт-объект.

только получению положительного результата в лечении пациента, но и установлению дружбы между ними.

Стоит отметить, что З. Фрейд признавал, что в процессе сближения с терапевтом может возникать ряд сложных и этически неоднозначных моментов (феномены трансфера, проекции, сопротивления и т. д.). Например, это может привести к ситуации, когда пациент становится сексуально зависимым от своего врача. Это спекулятивная тема многих кинолент, в частности, именно на этом построен сюжет фильма «Опасный метод».

Таким образом, можно отметить, что современный кинематограф по-прежнему обращается к историям о личности психоаналитиков, о возникновении психоанализа, к отображению психоаналитических методик и технологий лечения неврозов, благодаря которым человек может разрешать свои душевные проблемы.

1. Мазин В. Сновидения кино и психоанализа. СПб. : Скифия-принт, 2012. 256 с.

2. Цвейг С. Зигмунд Фрейд // Цвейг С. Собрание сочинений : в 10 т. / пер. с нем. М. : ТЕРРА, 1996. Т. 6. С. 247-350.

3. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ // Фрейд З. Собр. соч. : в 10 т. М. : ООО «Фирма СТД», 2006. Т. 1. С. 18-437.

4. Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. СПб. : Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. 334 с.

5. Фрейд З. Толкование сновидений // Фрейд З. Собр. соч. : в 10 т. Т. 2. М. : ООО «Фирма СТД», 2004. 682 с.

6. Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа / пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2003. 478 с.

© Изотов М. О., 2018

5.O. Kaccan B. Yu. Kassal

THE cave LioN cult iN TERATisM: the philosophical-religious commentary

The article shows that 45 000-10 000 years ago, the relations of the cave lion and man were characterized by relations of carnivorous and direct and indirect trophic competition. This formed the basis for the therotheistic cult of the cave lion, which was based on aversion to the beast and the desire to destroy it, expressed in art objects of the Pleistocene. After the extinction of the cave lion in the early Holocene, instead of the former enmity and rivalry, a humen began to insist on a sacred relationship with the lion, and it became possible to form a totemic cult with manifestations of reverence for the beast.

Keywords: philosophy of teroteism, world perception, cave lion, art object.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.