Научная статья на тему 'Теротеистический культ пещерного льва: философско-религиозный комментарий'

Теротеистический культ пещерного льва: философско-религиозный комментарий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРОТЕИЗМ / МИРОВОСПРИЯТИЕ / ПЕЩЕРНЫЙ ЛЕВ / АРТ-ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кассал Б. Ю.

В статье демонстрируется, что 45 000-10 000 лет назад между пещерным львом и человеком существовали отношения хищничества и прямой и опосредованной трофической конкуренции. Это сформировало основу для теротеистичес-кого культа пещерного льва, в основе которого проявлялось отвращение к зверю и стремление уничтожить его, выражаемое в арт-объектах плейстоцена. После вымирания пещерного льва в раннем голоцене вместо былой вражды и соперничества человек стал выстраивать свое сакральное родство со львом и стало возможным формирование тотемистического культа с проявлениями почитания зверя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кассал Б. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAVE LION CULT IN TERATISM: THE PHILOSOPHICAL-RELIGIOUS COMMENTARY

The article shows that 45 000-10 000 years ago, the relations of the cave lion and man were characterized by relations of carnivorous and direct and indirect trophic competition. This formed the basis for the therotheistic cult of the cave lion, which was based on aversion to the beast and the desire to destroy it, expressed in art objects of the Pleistocene. After the extinction of the cave lion in the early Holocene, instead of the former enmity and rivalry, a humen began to insist on a sacred relationship with the lion, and it became possible to form a totemic cult with manifestations of reverence for the beast.

Текст научной работы на тему «Теротеистический культ пещерного льва: философско-религиозный комментарий»

что он в ходе сеанса прерывает ее и вмешивается в процесс изложения мыслей. Фрейд понял, что свободное продуцирование ассоциаций дает богатый материал для анализа душевной жизни пациента, и сделал метод свободных ассоциаций основой лечебной практики. Процедура выглядит следующим образом: «Не оказывая какого-либо давления, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения пациента. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же как избегает любых других процедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сессия, следовательно, проходит как беседа между двумя людьми... Для того чтобы добиться таких идей и ассоциаций, аналитик просит пациента «позволить себе войти» в такое состояние, «как если бы они беседовали бесцельно, бессвязно, наугад» [6, с. 27-28]. Свободная ассоциация остается основным методом коммуникации пациента и аналитика в ходе психоаналитического лечения. В кино этот процесс воспроизведен в фильме режиссера Д. Кроненберга «Опасный метод» (2011). В частности, в этой картине показано, как К. Г. Юнг проводил психологические консультации с пациенткой Сабиной Шпиль-рейн и в итоге вылечил ее от истерии.

Метод свободных ассоциаций позволяет выстраивать доверительные отношения между пациентом и доктором. Сама необходимость создания таких отношений ярко воспроизводится кинематографом, примером чего является показанный в фильме режиссера П. Перри «Когда Ницше плакал» (2007) процесс лечения доктором Й. Брейеом философа Фридриха Ницше. По сюжету этой картины, знаменитый немецкий философ обладал непростым характером, мало доверял другим людям, и его лечащему врачу пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться доверия у своего пациента. В результате Брейеру удалось наладить необходимый контакт с Ницше, что способствовало не

УДК 130.2

ТЕРОТЕИСТИЧЕСКИЙ КУЛЬТ ПЕЩЕРНОГО ЛЬВА: ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

В статье демонстрируется, что 45 000-10 000 лет назад между пещерным львом и человеком существовали отношения хищничества и прямой и опосредованной трофической конкуренции. Это сформировало основу для теротеистичес-кого культа пещерного льва, в основе которого проявлялось отвращение к зверю и стремление уничтожить его, выражаемое в арт-объектах плейстоцена. После вымирания пещерного льва в раннем голоцене вместо былой вражды и соперничества человек стал выстраивать свое сакральное родство со львом и стало возможным формирование тотемистического культа с проявлениями почитания зверя.

Ключевые слова: теротеизм, мировосприятие, пещерный лев, арт-объект.

только получению положительного результата в лечении пациента, но и установлению дружбы между ними.

Стоит отметить, что З. Фрейд признавал, что в процессе сближения с терапевтом может возникать ряд сложных и этически неоднозначных моментов (феномены трансфера, проекции, сопротивления и т. д.). Например, это может привести к ситуации, когда пациент становится сексуально зависимым от своего врача. Это спекулятивная тема многих кинолент, в частности, именно на этом построен сюжет фильма «Опасный метод».

Таким образом, можно отметить, что современный кинематограф по-прежнему обращается к историям о личности психоаналитиков, о возникновении психоанализа, к отображению психоаналитических методик и технологий лечения неврозов, благодаря которым человек может разрешать свои душевные проблемы.

1. Мазин В. Сновидения кино и психоанализа. СПб. : Скифия-принт, 2012. 256 с.

2. Цвейг С. Зигмунд Фрейд // Цвейг С. Собрание сочинений : в 10 т. / пер. с нем. М. : ТЕРРА, 1996. Т. 6. С. 247-350.

3. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ // Фрейд З. Собр. соч. : в 10 т. М. : ООО «Фирма СТД», 2006. Т. 1. С. 18-437.

4. Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. СПб. : Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. 334 с.

5. Фрейд З. Толкование сновидений // Фрейд З. Собр. соч. : в 10 т. Т. 2. М. : ООО «Фирма СТД», 2004. 682 с.

6. Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа / пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2003. 478 с.

© Изотов М. О., 2018

5. 10. Kaccan B. Yu. Kassal

THE CAVE LiON CULT iN TERATISM: THE PHILOSOPHICAL-RELIGIOUS COMMENTARY

The article shows that 45 000-10 000 years ago, the relations of the cave lion and man were characterized by relations of carnivorous and direct and indirect trophic competition. This formed the basis for the therotheistic cult of the cave lion, which was based on aversion to the beast and the desire to destroy it, expressed in art objects of the Pleistocene. After the extinction of the cave lion in the early Holocene, instead of the former enmity and rivalry, a humen began to insist on a sacred relationship with the lion, and it became possible to form a totemic cult with manifestations of reverence for the beast.

Keywords: philosophy of teroteism, world perception, cave lion, art object.

22

Гуманитарные исследования • 2018 • № 4 (21)

Сущностным свойством философии является рациональность: любое философское рассуждение, какими бы неожиданными ни были его посылки, строится рационально, в соответствии с некими принципами мышления, например, логикой. Рациональность рассуждения отличает философское мышление от мифологического мышления и религиозного мышления, которым свойственны супранатурализм и вера в сверхъестественное [1, с. 4; 2, с. 84; 3, с. 394]. Это не означает, что философия не допускает сосуществования с религией: нередко религия принималась в качестве предпосылки философской системы, и рациональный философский аппарат использовался далее для развития тех областей знания, которые не были покрыты каноном этой религии. Человек времен плейстоцена был рационалистом, о чем свидетельствует его биологически точная наскальная живопись и другие артефакты [4, с. 110; 5, с. 609; 6, с. 106; 7, с. 105; 8, с. 120; 9, с. 450; 10, с. 36], но при этом он исповедовал тотемизм и, в частности, его раннюю форму - теротеизм (зоолатрию, анимализм) [11, с. 253]. Поэтому философия включает в себя философию религии на самых ранних стадиях ее развития - теротеизм.

Тотемизм - некогда весьма распространенная и до сих пор еще существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема [11, с. 253; 12, с. 75], которому поклоняются, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют; наиболее распространенными и древними тотемами были животные. Культ пещерного медведя, существовавший в плейстоцене и имеющий отголоски до настоящего времени [13, с. 145], изучен достаточно хорошо; культы других крупных хищников плейстоцена остаются неизвестны даже на уровне теротеизма, предшествующего тотемизму.

Целью работы является оценка арт-объектов плейстоцена с изображениями пещерного льва как основы теротеизма. Для достижения цели были поставлены следующие задачи.

1. Оценить известные арт-объекты плейстоцена с изображениями пещерного льва как основы теротеизма.

2. Оценить биотические отношения пещерного льва и человека разумного на территориях совместного обитания в плейстоцене.

обитание льва мозбахского

3. Оценить уровень развития теротеизма относительно пещерного льва.

Методами работы стали графическое исследование, вербальное моделирование и анализ, включающие описательные и графические элементы, их интерпретация с современных биологических позиций. В качестве иллюстративного материала использована лишь часть известных арт-объектов палеолита и мезолита с изображениями пещерного льва, фотографии из открытых интернет-источников [14].

Филогенетический анализ результатов изучения ДНК от 52 экземпляров из современного и бывшего разнообразия львов показал три отличных группы [15, с. 1671]. В Европе около 700 тыс. лет назад обитал мосбахский лев Panthers leo fossilis, по размерам соответствующий лигру Panthers leogris (гибриду льва и тигрицы) и достигавший в длину до 2,4 м без учета хвоста. От него около 300 тыс. лет назад произошел пещерный лев Panthers leo spelaea, распространившийся по всей Северной Евразии и проникавший далеко на север как в относительно теплые эпохи, так и в эпохи оледенений, в том числе максимальных. Скелетные признаки льва пещерного для неспециалиста трудно отличимы от признаков современных львов и тигров. Ископаемые отпечатки лап пещерных львов встречаются рядом с отпечатками северных оленей даже в субполярных регионах. На основании анализа ДНК пещерный лев был однозначно определен как европейский подвид льва [16, с. 904; 17, с. 844]. На северо-востоке Евразии он образовал отдельный подвид пещерный лев восточносибирский Panthera leo vereshchagini, который через Берингов мост (сухопутное соединение между Чукоткой и Аляской того времени) проник в Америку, вплоть до современного Перу, сформировав американского льва Panthera leo atrox. Пещерный лев европейский Panthera leo spelaea, вымерший подвид современных львов, существовал в период плейстоцена 300-10 тыс. лет назад.

Стало известно, что самый древний человек современного вида был обнаружен в Северной Евразии (Россия, Омская область, окрестности с. Усть-Ишим) 45 000 лет назад [18, с. 1417], и длительное время (около 35 тыс. лет) был современником пещерного льва [19, с. 264; 20, с. 11; 21, с. 23] (рис. 1).

тыс. лет назад

874

529

388

333

очень древний древний среднии позднии средний плейстоцен

Рис. 1. Хронография обитания мозбахского льва Panthera leo fossilis, пещерного льва Panthera leo spelaea и человека разумного Homo sapiens на территории Северной Евразии (авт.). Хронология дана по шкале [22, с. 9]. Фигуры показаны в едином масштабе. Линейки соответствуют геологической продолжительности существования видов. Пунктирная линия отмечает появление в Западной Сибири человека разумного и его совместное существование с пещерным львом

Очевидно, что конфликт человека разумного и пещерного льва начался с момента появления людей в уже сформированном ареале пещерного льва (рис. 2). По результатам изучения ДНК были обнаружены доказательства серьезного обеднения генофонда у популяции пещерного льва около 45 000 лет назад, добавляя новые доказательства к имеющимся свидетельствам по бизонам, мамонтам, лошадям и бурым медведям: мегафауновые популяции в период последнего интерстадиала всюду подверглись существенным генетическим изменениям, потенциально предвещая процессы, связанные с последующими массовыми вымираниями в конце плейстоцена [15, с. 1674]. Однако связь этого процесса с распространением человека разумного в Северной Евразии остается лишь предположительной.

Пещерный лев по размерам в среднем на 5-10% превосходил современного африканского льва. Масса пещерного льва составляла от 160 кг (молодые самки) до 350 кг (взрослые самцы) [23, с. 179; 24, с. 68]. В Среднем Прииртышье известны находки костных останков пещерного льва, определенные таксономически [25, с. 87; 26, с. 547], но с неустановленным геохронологическим возрастом. Наряду с более чем тремя сотнями находок костных останков пещерного льва на территории Северной Евразии известно определенное количество скульптурных и живописных изображений представителей этого вида художниками плейстоцена. Изображения пещерных львов периода 40-11 тыс. лет назад были найдены на территории современных Франции (пещеры Шове, Ла Марш, Ла Ваче, Алден, Комбарель, Ласко, Трех братьев), Германии (Гроты Истурица, Фогельгерд, Ульм), Чехии (Долне Вестонице), России (Костенки-1) и в других местах.

Львы являются суперхищниками, численность которых не регулируется другими хищниками, и занимают верхнее

положение в пищевой цепи. Добычей пещерного льва были крупные копытные того времени: северный олень Rangifer tarandus, большерогий олень Megaloceros giganteus и марал Cervus elaphus, степной тарпан Equus gmelini и лошадь Пржевальского Equus ferus przewalskii, кулан Equus hemionus, дикий бык Bos primigenius и первобытный степной бизон Bison priscus, овцебык Ovibos moschatus, сайгак Saiga tatarica, винторогие антилопы Tragelaphini, верблюды Camelus, детеныши малого пещерного медведя Ursus (Spelaearctos) rossicus и большого пещерного медведя Ursus spelaeus, а также молодые особи носорога Мерка Diceros merki и шерстистого носорога Coelodonta antiquitatis, степного мамонта Mammuthus trogontherii и волосатого мамонта Mammuthus primigenius. В результате исследования коллагена из костей более 370 особей пещерного льва из 25 регионов Евразии установлено, что он питался в основном северными оленями, а также молодыми пещерными медведями. Остальные виды жертв, в том числе и человек разумный Homo sapiens, составляли незначительную долю его рациона. При этом некоторые особи проявляли трофическую специализацию [27, с. 255]. Даже современные африканские львы не охотятся на людей целенаправленно, но случаи людоедства у них наблюдаются очень часто [28, с. 36; 29, с. 1012; 30, с. 57]. Появление среди львов людоедов на протяжении всего плейстоцена и, особенно, на границе позднего плейстоцена и раннего голоцена не могло не формировать соответствующего отношения к этому факту со стороны людей, в том числе выраженного в соответствующих арт-объектах. При понимании изображенных особенностей на этих арт-объектах они могут расцениваться как свидетельства теротеизма [11, с. 253; 12, с. 75].

| Leo group Penthera leo

\ | Eurasian cave lion Panthers leo spetaea

| American lion Panthers tea atrox

ffllp Beting ¡an lion Panthers spelaea i/ereshchagint

ApptCHirnate sample site

Late Pleistocene ice sheets (Eи=Eurasian, Co^Cardilteran. La=Laurentide)

Рис. 2. Филогеография львов различных таксонов [15, с. 1672]. Числами указаны места диагностических находок

Специфическими чертами теротеизма являются либо почитание и сохранение объекта теротеизма, либо отвращение к нему и стремление уничтожить. Основным понятием сформированного теротеизма является то, что животное считается родоначальником определенной группы людей, их кровным родственником, сородичем каждого члена группы. Люди ожидают особых отношений животного с их группой: оно должно щадить ее членов, быть жертвенным хранителем от голода и напастей, для этого люди ритуально поклоняются животному: исполняют специальные танцы, надевают маски и шкуры этого животного, называют себя его именем и считают, что после смерти каждый человек обращается в это животное. При этом отдельные особи приобретают культ индивида, превращающегося в антропоморфное существо, что наиболее показательно на примере рассыпавшейся и собранной из фрагментов статуэтки человека-льва из мамонтовой кости, хранящейся в городском музее г. Ульма (Ulmer Museum), Германия (рис. 3).

Рис. 3. Человек-лев - статуэтка из мамонтовой кости, 30 см, городской музей г. Ульм (Ulmer Museum), Верхняя Швабия, Южная Германия, 40 000-32 000 лет назад [31]

К костным останкам животного проявляется особо почтительное отношение, их собирают, складывая с ориентацией по частям света, защищают от разрушения, возносят, как объект поклонения. То, что в пещерах Европы находят черепа пещерного льва и не находят других костей его скелета, может свидетельствовать о том, что люди приносили черепа в пещеру специально.

Среди известных изображений животных живописные и скульптурные изображения пещерного льва особым образом не выделяются, давая возможность построения гомологичных рядов из живописных и скульптурных образов биологических видов, отраженных в произведениях художников плейстоцена [4, с. 110; 5, с. 609; 6, с. 106; 7, с. 105; 8, с. 120]. Это позволяет предположить существование если не тотемического культа, то плейстоценового теротеизма относительно пещерного льва, подобного хорошо изученному теротеизму/тотемизму относительно пещерного медведя. При этом обращает на себя внимание тот факт, что пещерный лев, венчающий плейстоценовую трофическую пирамиду в качестве суперхищника, в природной среде не мог быть многочисленным, однако в изображениях художников плейстоцена он встречается неоправданно часто, что

дает возможность сделать предположение о его особой роли в жизни людей того времени.

Знание образа жизни пещерного льва в прайдах и одиночных особей, сходство его поведенческих актов [32, с. 109-110; 33, с. 38] с поведением людей, не могло не способствовать формированию представлений о нем, как об антропоморфном существе, которое живет такой же родовой жизнью, с институтами мести, кровных договоров, ведет кровавые распри с чужими родами и т. д. Несомненно, хищничество и сила пещерного льва, его вызывающая ужас физическая мощь определяли отношение к нему людей как к врагу, травмирующих контактов с которым лучше избегать.

В качестве защиты от нападений люди использовали части животных в качестве оберегов; наиболее известны подвески и ожерелья из когтей и зубов хищников (рис. 4), но было вероятно использование и других частей, не сохранившихся до настоящего времени.

Рис. 4. Зубы различных животных, в том числе пещерного льва Panthera leo spelaea, - компоненты ожерелий и подвесок, Долне Вестонице (Dolní Véstonice), Моравия, 25 000-30 000 лет назад [34]

Однако пещерный лев был одним из основных соперников плейстоценовых охотников в борьбе за пищевой ресурс, и это делало его еще и пищевым конкурентом, способным отнимать добычу у людей и прямо, и опосредованно. Хищничество относительно человека и трофическая конкурентность превращали пещерного льва в чужеродца, от которого следовало защищать свои охотничьи угодья и стремиться либо изгнать из них прочь, либо уничтожить. Примером этому служат некоторые арт-объекты, до настоящего времени не имеющие полноценной биологической интерпретации.

На костяной фигурке пещерного льва из грота Истурица обращает на себя внимание то, что отверстия, символизирующие поражение зверя, выполнены не только в области сердца/легких и кишечника, но и в области нижней челюсти и передних лап - того, чем расправлялся зверь с человеком.

Помещение в отверстия заостренных палочек, имитирующих охотничьи копья, придавало несомненное сакральное значение этим деталям костяной фидрки (рис. 5).

Аналогичное значение имеет скульптурное изображе-нидгосовд сааки пе^рногилава аз обтжжндной тяд|, с воспроазведенныма местама раненая над ухом а в левом глазу. Сакральное значенае самой фагурка а проделанных в ней отверстай очевадно: азвестны азображеная глазной щела жавотного в ваде продолговатого углубленая, но не

известно ни одного другого случая изображения глаза в виде глубокого отверстия, в которое так удачно входит имита-цан охотничьнго аопея )рис. 6 еС)а

Костяные фигурки из Костенок-1, изображающие львиные лапы, имеют в себе по четыре сквозные прорези, в которые, по нашему предположенаю, вставлялась колючка ала другае объекты, аматарующае смертоносные льваные когта 11-У пальцев пещерного льва. Сакральное значенае этах фагурок также несомненно (рас. 8).

S РпЯ

В Щ

Рас. 5. Фагурка пещерного льва, вырезанная аз рога северного оленя, грот Истураца (дгойп ^ипЬ), Центральные Паренеа, Германая, 30 ООО лет назад [34]

Рас. 6. Скульптурное азображенае головы самка пещерного льва РапМега 1ео эреШеа аз обожженной гланы, дла-на 4,5 см, Долне Вестонаце (Оо1пн УёвЬпюе), Моравая, 25 000-30 000 лет назад [34]; над ухом а в левом глазу азображены места раненая

Рис. 7.Скульптурное изображе ние голо вы самкипещерного льва Pan thera leospe laea из обогенн ойглины, дл ина 6 см, Долне Вестонице (Dolní Véstonice), Моравия, 25 000-30 000 лет назад (в центре) [34]; прорисовка изображения (справа); фотография африканского льва Panthera leo leo в соответствующей ситуации (слева); на арт-объекте на брови и в правом глазу льва изображены места ранения

Рис. 8. Передние лапы африканского льва Panthera leo leo с втянутыми когтями (слева); стилизованные лапы пещерного льва Panthera leo spelaea, изготовленные из мамонтовой кости, длиной 15 см и 7,5 см, из Костенок-1, 29 000-22 000 лет назад [34] (ранее интерпретировались как «шпатели»)

Неприязнь к хищнику и трофическому конкуренту человека проявляется в изображении охотничьих сцен, где объектом охоты выступает пещерный лев (рис. 9). Таковых изображений относительно немного, значитель-

но меньше, чем изображений поражаемого дротиками первобытного степного бизона или волосатого мамонта. Это может служить косвенным свидетельством того, что пещерный лев не был основным охотничьим объектом

людей плейстоцена, но охота на него в ряде случаев производилась.

Очень ярко неприязнь к пещерному льву выражена в наскальном рисунке с изображением сцены охоты в пещере Лас-ко. На рисунке изображены три львицы, пораженных копьями. При этом фигура слева сдвоенная, фигура справа схематичная и неполная; наиболее полно представлена средняя фигура. Она отображает львицу в состоянии глубокой котности, о чем свидетельствует характерным образом отвисшее большое брюхо; вследствие множественных ранений копьями в области легких изо рта у нее обильно изливается кровь; одновременно происходит окот(своевременный или преждевременный вследстпие ранений и болевой сирмуллцои), с отхождвнием послед а итянущейся из вл ани ища еуиовииой (рие. 10).

Достоверных данных о применении в плейстоцене, в том числе на границе позднего плейстоцена и раннего голоцена, давящих ловушек из бревен (типа кулемы) или ременных силков со вздергивающим приспособлением, ядов или замороженных в жиру колечек из роговых колющих пластинок пока не имеется. Основным оружием активной охоты в позднем плейстоцене был дротик с кремневым или костяным наконечником или без такового. Такие дротики, брошенные умелой рукой с расстояния 20-25 м, могли наносить зверю смертельные раны; отсоединение наконеч-никаот древка приводилок его застреванию в ране и безудержному кровотечению.В подтвержденве вспользования дротеков в копвй вмеются соответствующие арт-объекты плейстоцена (еи 11).

в

Рас.9. Однааз даух самоо ппщерного льва fanthera /ем пре/аеа,со°пженна д|потркави, фаоирювка де стакаогите, пещера Ярех бр KTnea(0es Oroia-Reeos) Фрп нпив, озоле T5 С^ВП сет лет на зад (слева) [34] и прорисовка изображения (справа)

Рис. 10. Охота на пещернб1 х львор Panthera leo кре1аеа. Фрагмзнт наскахьнома рисунка ие пещеры Ласко (Xirnlte de loecau х), плапо Uеригор^, ^^ртган^ия, а° 000-^ 17 Л00 лет нпзад П]

Рис. 11. Изображение пещерного льва Panthera leo spelaea как объекта охоты человека времен плейстоцена, с прорисовкой области легких и сердца (авт.): А - на реконструкции самца; Б - на контуре фигурки из грота Истурица (groth Isturitz),Германия;награвюреизпещерыТрехбратьев(Les Л^^ге^),Франция;Г,Д,Е -нафрагментах

рисункаизпещерыЛаско(GrottedeLascaux),Франция

Ситуация относительно равновесных отношений между пещерным львом и человеком разумным была нарушена на границе плейстоцена и голоцена 12-10 тыс. лет назад. Тогда произошли резкие климатические изменения, приведшие к увеличению влажности, расширению полосы таежных лесов и увеличению глубины снежного покрова, повлекших быстрое вымирание видов представителей мамонтовой фауны, приспособленных к обитанию в относительно сухой тундростепи, степи и лесостепи (волосатый мамонт, шерстистый носорог, первобытный степной бизон, тур, большерогий олень, малый пещерный медведь), бывших трофическими объектами пещерного льва, и сокращению численности выживших (степной тарпан, лошадь Пржевальского, кулан, сайгак, овцебык, северный олень), процесс вымирания которых растянулся до настоящего времени. Их место в Северной Евразии было занято другими видами (европейский лось Alces alces; сибирская косуля Capreolus capreolus; марал Cervus elaphus; кабан, дикая свинья Sus scrofa; заяц беляк Lepus timidus; бурый медведь Ursus arctos; обыкновенная рысь Lynx lynx; волк Canis lupus; росомаха Gulo gulo), среди которых крупноразмерных животных было немного, а составлявших сотенные и тысячные стада не было вовсе.

При этом место главного трофического конкурента и врага пещерного льва занял человек разумный, численность которого, с адаптацией известных способов охоты и изобретением новых, в том числе с использованием новых видов оружия, начала возрастать. Одновременно происходило усиление антагонизма между пещерным львом и человеком разумным, что было обусловлено факторами прямой и обратной связи в многокомпонентной системе «хищник - жертва». С одной стороны, происходило сокращение количества животных объектов, бывших добычей пещерного льва, и распространение объектов, которые ранее не добывались пещерным львом ввиду неэкономичности или добывались случайно: расход энергии при преследовании объекта охоты мог не покрываться приходом энергии с добываемой пищей. Поэтому голодание особей пещерного льва не только ослабляло их физически, но и создавало социальные напряжения в прайдах, что вело к повышению конфликтности, травматизма и еще большему снижению выживаемости особей; это сопровождалось снижением показателей репродукции и уменьшением численности популяций. С другой стороны, увеличение в Северной Евразии численности человека разумного не только создало конкуренцию пещерному льву за охотничьи объекты, но и поставило зверя на позиции врага, охотившегося за людьми.

Сложившееся к этому времени жизненно-практическое миропонимание человека опиралось на опыт предыдущих поколений, когда пещерный лев еще не был врагом, а лишь трофическим конкурентом. Однако изменение условий существования сформировало мировоззренческие проблемы, с которыми плейстоценовый человек не справлялся. Для их решения, как на уровне человека, так и на уровне общества, потребовался более высокий, критико-рефлек-сивный уровень отношения к миру. Взаимное истребление пещерных львов и людей разумных на временной границе поздний плейстоцен - ранний голоцен, в совокупности с дефицитом доступной и энергетически целесообразной

добычи для пещерного льва, привело сначала к резкому сокращению численности зверя, а затем к его вымиранию.

Эти изменения повлекли за собой изменение формы общественного сознания, направленной на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нем, сущностных характеристик человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни [37]. Очевидно, что с накоплением знаний об окружающем мире изменялось отношение к фундаментальным принципам реальности и познания, к пониманию отношений человека и мира, в том числе за счет критического подхода к познанию всего сущего, применимого к переосмыслению роли пещерного льва в человеческом бытии. На границе позднего плейстоцена / раннего голоцена пещерный лев влачил жалкое существование, и поэтому в процессе биологического вымирания из реальной угрозы для людей он постепенно превратился сначала в героя теротеистических мифов и страшных сказок, а затем, после окончательного вымирания, в символ памяти о былой вражде и соперничестве - в полноценный объект тотемизма, на сакральном родстве с которым стал настаивать человек.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. В период 45 000-10 000 лет назад отношения пещерного льва и человека характеризовались отношениями хищничества и прямой и опосредованной трофической конкуренции. Это сформировало основу для теротеистического культа пещерного льва.

2. В основе теротеистического культа пещерного льва в период совместного обитания находится отвращение человека к нему и стремление уничтожить, что находит свое выражение в арт-объектах плейстоцена.

3. После вымирания пещерного льва в раннем голоцене былую вражду и соперничество сменило представление о сакральном родстве человека со львом, стало возможным почитание зверя и формирование тотемистического культа.

1. Росенко М. Н. Предмет философии. Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип современной философии // Основы современной философии. СПб. : Лань, 1999. С. 3-19.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М. : Проспект, 2005. 604 с.

3. Moore B. N., Bruder K. Philosophy. The Power of Ideas. 6th edition. McGraw Hill, 2005. 579 p.

4. Кассал Б. Ю. Этологическая информативность палеолитических изображений проявления агрессивно-оборонительного поведения у представителей рода Bison // Омская биологическая школа. Ежегодник. Вып. 5 : Межвуз. сб. науч. тр. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. С. 100-111.

5. Кассал Б. Ю. Проявления агрессивно-оборонительного поведения у представителей рода Bison на палеолитических изображениях // Эволюция жизни на земле : материалы IV Международ. симпозиума. 10-12 ноября 2010 г. / отв. ред. В. М. Полбина. Томск : ТМЛ-Пресс, 2010. С. 607-610.

6. Кассал Б. Ю. Произведения искусства палеолита -свидетельство полового диморфизма представителей рода Bison // Вестник Омского государственного педагогического

28

Гуманитарные исследования • 2018 • № 4 (21)

университета. Гуманитарные исследования : научный журнал. 2014. № 1 (2). С. 102-107.

7. Кассал Б. Ю. Палеолитические изображения представителей рода Bison: зоологическая оценка одного аспекта // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования : научный журнал. 2014. № 3 (4). С. 103-106.

8. Кассал Б. Ю. Двурогие носороги - арт-объекты реалий плейстоцена // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования : научный журнал. 2015. № 5 (9). С. 112-121.

9. Кассал Б. Ю. Реинтерпретация арт-объектов археологии в современной практике зоологической идентификации // XII Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Ижевск, 3-6 июля 2017 г. / отв. ред. : А. Е. За-гребин, М. Ю. Мартынова. Москва ; Ижевск : ИЭА РАН, УИИ-ЯЛ УрО РАН, 2017. С. 450.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кассал Б. Ю. Возможности зоологической интерпретации арт-объектов археологии // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае в 2016 году: археология, этнография, устная история. Вып. 12 : материалы XII Международ. науч.-практ. конф., Омск, 24-25 марта 2017 г. Омск : Полиграфист, 2017. С. 34-36.

11. Тотемизм // Философский словарь / под ред. Э. Л. Радлова. СПб. : Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1911. С. 253.

12. Семенов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис. № 3/4. 2005 (Весна). С. 74-78.

13. Житенев В. С. Культ медведя в палеолите Европы : дис. ... канд. истор. наук. М., 2000. 172 с.

14. Африканский лев (Электронный документ). URL: http:// go. mail.ru/search_images?q (дата обращения: 08.08.2018).

15. Phylogeography of lions (Panthera leo ssp.) reveals three distinct taxa and a late Pleistocene reduction in genetic diversity / R. Barnett, B. Shapiro, I. Barnes, Y. W. No Simon, J. Burger, N. Yamaguchi, T. F. G. Higham, H. T. Wheeler // Molecular Ecology. 2009 (April). Vol. 18. Issue 8. P. 1668-1677.

16. Burger J. Molecular phylogeny of the extinct cave lion Panthera leo spelea // Molecular phylogeny of cave lion. -2003 (April). V. 26. P. 904.

17. Molecular phylogeny of the extinct cave lion Panthera leo spelaea / J. Burger, W. Rosendahl, O. Loreille, H. Hemmer, T. Eriksson, A. GQtherstrnm, J. Hiller, M. J. Collins, T. Wess, K. W. Alt // Molecular Phylogenetics and Evolution. 2004 (March). V. 30. P. 841-849.

18. Gibbons A. Oldest Homo sapiens Genome Pinpoints Neandertal Input // www.sciencemag. org /SCIENCE: AAAS. Vol. 343. 28 марта 2014. Р. 1417. (http://science. sciencemag. org/ content/343/6178/1417) (дата обращения: 08.08.2018).

19. Мочанов Ю. А. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии. Новосибирск : Наука, 1977. 264 с.

20. Верещагин Н. К. Барышников Г. Ф. Палеоэкология поздней мамонтовой фауны в Арктической зоне Евразии // Бюлл. МОИП. Отд. биол. 1980. Т. 85. Вып. 2. С. 5-19.

21. Верещагин Н. К., Барышников Г. Ф., Кузьмина И. Е. История териофауны четвертичного периода // Палеонтолог. журн. 1985. № 1. С. 18-26.

22. Shackleton N. J. The Stratigraphic Record of Deep-Sea Cores and Its Implications for the Assessment of Glacials, Interglacials, Stadials, and Interstadials in the Mid-Pleistocene // After the Australopithecines. Stratigraphy, Ecology, and Culture Change in the Middle Pleistocene. Hague : Mouton Publishers, 1975. P. 1-24.

23. Kurten B. The Pleistocene lion of Beringia // Annales Zoologici Fennici. 1985. V. 22. P. 171-191.

24. Kurten P. A. Pleistocene mammals of Europe // The World Naturalist. London : Wiedenfeld and Nicolson, 1968. Vol. 8. 317 p.

25. Бондарев А. А., Кассал Б. Ю. История и перспективы развития териофауны Среднего Прииртышья // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2009 (июнь). № 6 (100). С. 86-88.

26. Кассал Б. Ю. Лев пещерный // Энциклопедия Омской области : в 2 т. Т. 1. А - М / под общей ред. В. Н. Русакова. Омск : Ом. кн. изд-во, 2010. С. 547.

27. Isotopic evidence for dietary ecology of cave lion (Panthera spelaea) in North-Western Europe: Prey choice, competition and implications for extinction / H. Bocherens, D. G. Drucker, D. Bonjean, A. Bridault, N. J. Conard, C. Cupillard, M. Germonpre, M. Honeisen, S. C. MQnzel, H. Napierala, M. Patou-Mathis, E. Stephan, H. Uerpmann, R. Ziegler // Quaternary International. Vol. 245. Issue 2. 2011, 6 December. P. 249-261.

28. Kerbis P. J. C., Gnoske T. P. The Science of Man-eating // Journal of East African Natural History. 2001. № 90 (1&2). Р. 140.

29. Packer C., Ikanda D., Kissui B., Kushnir H. Conservation biology: lion attacks on humans in Tanzania // Nature. 2005 (August). № 436 (7053). Р. 927-1028.

30. Frump R. R. The Man-Eaters of Eden: Life and Death in Kruger National Park // The Lyons Press. 2006. Р. 55-59.

31. Человек-лев (Электронный документ). URL: http:// www.archeolog-home.com/medias/images/lion-man-ulm.jpg. (дата обращения: 08.08.2018).

32. Rudnai J. A. The social life of the lion: a study of the behaviour of wild lions (Panthera leo massaica [Newmann]) in the Nairobi National Park, Kenya // Medical and Technical Pub. Co. Michigan, 1973. 122 р.

33. Кассал Б. Ю. Пещерный лев - арт-объект реалий плейстоцена // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования : научный журнал. 2015. № 4. С. 30-39.

34. Артефакты // Chuchotezvous (Электронный документ). URL: http://www.chuchotezvous.ru/images/joomgallery/ originals (дата обращения: 08.08.2018).

35. Пещера Ласко (Электронный документ). URL: http:// www.esacademic.com/pictures/eswiki/76/Lascaux-diverticule-f%C3%A9lins (дата обращения: 08.08.2018).

36. Данильян О. Г., Тараненко Е. М. Философия. М. : ЭКСМО, 2005. С. 12-14.

37. Степин В. С., Юдин Э. Г., Бернштейн В. С., Эдель-ман В. А. Философия // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/concepts/6862 (дата обращения: 08.08.2018).

© Кассал Б. Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.