Научная статья на тему 'Образ Китая в массмедийном дискурсе США: развитие тема-рематического блока 'экономика Китая' (на материале статей "the Washington Post")'

Образ Китая в массмедийном дискурсе США: развитие тема-рематического блока 'экономика Китая' (на материале статей "the Washington Post") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
598
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ КИТАЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК / ИНФОРМАЦИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / CHINESE IMAGE / MASS-MEDIA / THEME / INFORMATION / NOTION / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сорокина Ольга Николаевна

Данная статья посвящена исследованию тема-рематического блока 'экономика Китая', представленного в массмедийном дискурсе США. В статье представлен анализ лексической наполненности выделяемого тематического блока, позволяющий определить признаковые характеристики описываемого объекта, совокупность которых актуализирует образ Китая, формируемый СМИ США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of China in the U.S. Mass-Media: the Elaboration of "Chinese Economics" Theme (According to The Washington Post)

The article is devoted to the research of Chinese Economics Theme represented in the U.S. mass-media. The author submits the lexical analysis of and determines the main characteristics of the described subject. The combination of these distinguished characteristics is the basis of the Chinese image in American mass-media

Текст научной работы на тему «Образ Китая в массмедийном дискурсе США: развитие тема-рематического блока 'экономика Китая' (на материале статей "the Washington Post")»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 13 (228).

Филология. Искусствоведение. Вып. 54. С. 135-139.

О. Н. Сорокина

ОБРАЗ КИТАЯ В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ США: РАЗВИТИЕ ТЕМА-РЕМАТИЧЕСК0Г0 БЛОКА ‘ЭКОНОМИКА КИТАЯ’ (НА МАТЕРИАЛЕ СТАТЕЙ “THE WASHINGTON POST”)

Данная статья посвящена исследованию тема-рематического блока 'экономика Китая ', представленного в массмедийном дискурсе США. В статье представлен анализ лексической наполненности выделяемого тематического блока, позволяющий определить признаковые характеристики описываемого объекта, совокупность которых актуализирует образ Китая, формируемый СМИ США.

Ключевые слова: образ Китая, средства массовой информации, тематический блок, информация, представление, экономика.

Различные стороны образа Китая, представленные в массмедийном пространстве США, а также способы вербальной реализации обусловлены, в первую очередь, характером геополитической ситуации, сложившейся в последнее десятилетие.

Интерес к Китаю обусловлен как историческими, так и многими другими причинами геополитического развития современного мира. В ходе стремительного развития китайской экономики в последние годы и особенно с тех пор, как Китай сменил политический курс и вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО), он приобрел значительный политический вес на международной арене. После начала мирового финансового кризиса Китай, в отличие от многих развитых стран, не потерял лидерство, а напротив, укрепляет свои экономические и политические позиции. По прогнозам аналитиков (1998), Китай должен был завоевать статус «сверхдержавы» к 2025 году, однако финансовый кризис и его последствия ускорили этот процесс, что стало для США, признанной супердержавы, несомненным ударом. Более того, предполагается, что в течение нескольких ближайших десятилетий взлет Китая, как, собственно, и всей Азии, приведет к существенному переустройству системы международных отношений, причем центр притяжения в международных делах постепенно смещается с Атлантического региона, где он располагался последние три столетия, по направлению к региону Тихоокеанскому. Именно в Азии сегодня расположены самые динамично развивающиеся страны, в чьем распоряжении появляется все больше возможностей воплощать в жизнь собственные представления о национальных интересах1.

Безусловно, подобное бурное развитие экономики Китая не могло не найти отражения в американском массмедийном дискурсе. Исследовательский материал, состоящий из 500 статей ежедневной газеты "The Washington Post"’ (период 2009-2010 годов), показал, что интерес авторов публикаций к тематике ‘экономика Китая' значительно вырос за последние годы и является важнейшим фактором формирования определенного образа Китая.

Хотелось бы отметить, что роль СМИ весьма значительна в современном обществе. Средства массовой информации - это тот самый инструмент, который позволяет систематизировать информационную среду Homo Sapiens, сделать ее доступной для его когнитивной деятельности, дает возможность креативного использования непрерывно поступающей информации для продолжения существования человека как вида2. Обладая полнотой информации, контролируя доступ к ней, пропуская ее через себя, выделяя отдельные элементы из общей массы, придавая одним особый вес и принижая ценность других, СМИ превращаются в мощный инструмент воздействия на массовое сознание3.

Таким образом, жители США воспринимают образ Китая, подаваемый СМИ США в виде информационной модели, формируемой авторами информационных сообщений в зависимости политико-идеологических установок изданий. На наш взгляд, именно эти установки предопределяют отбор публикуемого материала.

Изменения в геополитическом противостоянии обозначили построение новой политической конструкции Китая в СМИ США на старом фундаменте. Как отмечалось выше, наибольшее количество публикаций издатель-

ства "The Washington Post'’ было посвящено экономическим преобразованиям, происходящих в Китае. Так, в процентном соотношении тема-рематический блок 'экономика Китая’ превалирует по сравнению с другими тематическими направляющими:

Мы полагаем, что внимание авторов СМИ США именно к данной теме неслучаен: выбор темы, ремы зачастую оказывает эффективное воздействие на реципиента4. Повышенный интерес к анализируемой нами теме наблюдается в СМИ США с начала XXI века, однако за последние два года в общем массмедийном дискурсе о Китае тема экономического плана появлялась в 2-3 раза чаще, чем в предыдущие годы.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на то, что, кроме увеличившегося информационного потока, посвященного экономической политике Китая, значительно видоизменилась и лингвистическая стратегия, вербально наполняющая данный тема-рематический блок словами и словосочетаниями, относящимися к теме.

Исследовательский материал публикаций за период 2003-2006 годов показал, что информация об экономической ситуации в Ки-

тае прослеживалась в большом семантическом поле “рост’, "развитие’. Лексические единицы 'boom', 'growth', 'development', 'transition', ‘transformation’ были лидирующими, являясь лексическим средством вербализации активного экономического роста Китая. Чаще всего

данные лексемы сочетались с прилагательными 'fast4, 'rapid', 'profitable', 'swift', 'huge'. Ha данном этапе исследование показывает, что наиболее популярными сочетаниями являются сочетания с прилагательными ‘booming', 'dynamic', 'quick': ‘Booming China'; 'booming Chinese economy'; 'China's dynamic growth'; 'China growth quickens'.

Исследовательский материал за период 2009-2010 годов показывает, что выявленные словосочетания популярны у авторов не менее, чем 3-4 года назад. Экспрессивные компоненты лексем 'rapid' - ‘great speed, great rate', 'huge' - 'extremely large, very great, exceedingly great size', 'fast' - 'very quick, swift' еще в большей степени усиливают впечатление, способствуя формированию стереотипного мнения о том, что Китай продолжает развиваться с невероятной скоростью, что привело Поднебесную к экономическим успехам и получению невероятной прибыли.

Тематические направления 2009-2010 годов

■ Экономика Китая 26,1%

Валютная манипуляция 12,8%

Идеология Китая 22,5%

■ Коррупция высшей власти 2%

Интернет-цензура 6,6%

Проблема Тайваня 1%

Отношения с Далай-Ламой 1%

■ Экологическая обстановка 3,5%

■ Вооружение Китая 3%

■ Пиратство 2%

■ Напряженные отношения м/д США и Китаем 15,5% Культурная, спортивная жизнь Китая 3,5%

Более часто встречаются лексемы 'power' (‘We are basically celebrating China's emergence as a world power'; ‘Beijing's voting power'); ‘superpower' (‘People assume that an ever-expanding China will inexorably replace America as the world economic superpower'); ‘Chinese force'. Сведения, заключенные в значениях этих лексем, способствуют актуализации представления о власти, могуществе Китая как международной силы. Данное представление дополняется информацией, заключенной в лексемах ‘influence’, ‘dominance', ‘juggernaut': ‘China’s growing economic influence'; ‘Chinese juggernaut'; ‘a long drive to Chinese global dominance'. Благодаря совокупности элементов семантики, заключенных в данных словах (‘superior’, ‘predominant', ‘rising’, ‘affecting the whole world', ‘complete’), происходит моделирование образа, ведущими признаками которого являются: ‘центральный’, ‘влиятельный’, ‘главный’, ‘важный’, ‘основной’.

Таким образом, в мыслительной деятельности реципиентов американских СМИ Китай рисуется в виде мирового лидера, обладающего мировой экономической и политической властью. Господство Китая подтверждается предложениями типа ‘The Chinese government leader's annual post-parliament news conference is a high-profile opportunity for Beijing to set the tone for policy’.

Эмоционально-оценочные эпитеты наиболее полно уточняют и определяют признаковые характеристики моделируемого образа Китая, воздействуя через оценочную деятельность сознания реципиентов. Выстроенные в синонимический ряд прилагательные ‘big’, ‘large", ‘great’, “huge’, ‘massive’, ‘vast’, ‘giant’, ‘strong’, ‘global’, ‘fantastic’, ‘extraordinary’ теперь смело могут быть дополнены такими, как ‘rip-roaring’, ‘eye-popping’, ‘newfound’: ‘Therip-roaring economic growth’; ‘Chinese eye-popping economic growth’; ‘Chinese newfound wealth’. Информация, заключенная в данных словосочетаниях, способствует формированию мнения о том, что Китай проводит невероятно живую, сногсшибательную экономическую политику, в которую трудно поверить, особенно в настоящее время, после мирового финансового кризиса.

Масштаб быстро развивающейся экономики Китая вербально выражается такими прилагательными как ‘massive’, ‘stupendous’: ‘stupendous economic growth’; ‘China is the massive nation... began to reshape the world in

both basic and big ways’. Образ беспорядочной, суетливой, создающей суматоху и хаос на мировой арене страны актуализируется при помощи таких прилагательных как ‘chaotic’ и ‘cluttered’: ‘chaotic economic growth’; ‘China’s cluttered market’.

Отдельно хотелось отметить прилагательные ‘aggressive’, ‘intransigent’, ‘discriminatory’: ‘China as more aggressive and intransigent in its relations with the outside world. China is increasingly using discriminatory rules to reduce access to previously open areas of its economy and promote its technology industries'. Совокупность экспрессивных компонентов выделенных лексем наделяют создаваемый СМИ образ Китая такими качествами, как непреклонность, непримиримость, враждебность, нежелание идти на компромисс, склонность к агрессии, нападению. Эмоционально-оценочные компоненты значений влияют на эмоциональную деятельность адресатов, вызывая такие эмоции, как опасение, тревогу, страх за будущее. Использование этих лексем происходит намеренно, так как с их помощью авторы одновременно репрезентируют принятые в американском обществе ценности и традиции - лидерство и безопасность. Объект, претендующий на нарушение устойчивых культурных представлений и ценностей, автоматически переходит в ранг соперника, врага, обусловливая негативное отношение к себе американцев.

Использование эпитетов, имеющих отрицательные аффиксы, направлено на усиление негативного восприятия создаваемого образа. Выделяемый ранее ряд прилагательных ‘unfair', ‘unclear', ‘unacceptable', ‘incomplete', ‘uneven', ‘unchecked', ‘unpopular', 'unspecified' может быть дополнен яркими прилагательными ‘unstable', ‘unbalanced', ‘uncoordinated’, ‘unsustainable’: ‘The biggest problem with

China’s economy is that the growth is unstable, unbalanced, uncoordinated and unsustainable’. Особо хотелось бы отметить, что фиксируемое предложение содержит такой языковой прием, как морфологический повтор, когда автор использует в одном предложении несколько лексических единиц с отрицательными префиксами, преследуя ряд целей. Во-первых, усиливается эффект негативного восприятия формируемого образа за счет многократного использования отрицательных аффиксов. Во-вторых, делается акцент на отсутствии признаков ‘stable’, ‘balanced’, ‘coordinated’, ‘sustainable’ в формируемой информационной

модели Китая. Роль эпитетов, имеющих отрицательные аффиксы, крайне сложно переоценить. Кроме способности мгновенно создавать негативные ассоциации в сознании читательской аудитории, такие лексические единицы имеют двухуровневый характер, в котором выделяются как поверхностные, так и более глубинные слои, что помогает формировать сложный, многоплановый образ Китая. Они не просто выделяют один из признаков предмета, но «как бы перегруппировывают признаки, выдвигая в ясное поле сознания тот необходимый признак-характеристику, который мог бы и не присутствовать»5. Мы убеждены, что авторы публикаций СМИ США о Китае намеренно используют подобный психолингвистический прием, включающий употребление эпитетов с отрицательным аффиксом с целью создания неоднозначной информационной модели, в соответствии с теми поверхностными и глубинными признаками, которые характеризуют

manipulates its currency by holding down the yuan’s value to gain trade advantages over the United States. The U.S. Treasury has the option of declaring Beijing a currency manipulator ‘If any country is responsible for protectionism and for politicizing the exchange rate, it is China: Beijing’s leaders have made a political decision to peg their currency at an artificially low level, handing their exporters a competitive advantage’. Слишком частое использование лексемы ‘manipulator’ способствует формированию в массовом сознании Китая как страны, ловко использующей заниженный курс национальной валюты в корыстных интересах и в ущерб остальным странам.

Таким образом, согласно анализу, схематичный образ фрагмента ‘экономика Китая’ остался сложной субстанцией, несколько изменившейся внутри. Схема 2006 года выглядела следующим образом:

Информация, представленная в тематическом блоке ‘экономика Китая’ за период 2003-

редставление о Представление о Представление об Представление

процветающем | " \ чрезмерно ) экономической (__чрезмерном

Китае процветающем экспансии потреблении

Китае ресурсов

Представление о причинении вреда экологии

политическое, экономическое и культурное устройство Китая.

Выделяемый ранее образ Китая в качестве страны, остро нуждающейся в сырьевых ресурсах, активно поддерживается СМИ США. Лексемы ‘need’, ‘demand’, ‘purchase’ дополняются авторами такими прилагательными, как ‘voracious’, ‘ravenous’, ‘soaring’: ‘China’s voracious demand for raw materials’; ‘China’s ravenous demand for steel’; ‘Chinese soaring demand for iron’; ‘exploding consumption’, актуализируя образ жадной, алчной, прожорливой страны.

Образ тотального китайского контроля и экспансии особенно ярко выражен в выделяемом нами фрагменте ‘валютная манипуляция’. Авторы неоднозначно называют Китай манипулятором: ‘Obama this week pressed China to move to a “more market-oriented exchange rate”, as his administration faces a decision over whether to label China a “currency manipulator ‘American manufacturers say China unfairly

2006 годов, актуализировала репрезентацию сложного образа Китая. В первую очередь, лексические средства вербализации формировали информационную модель процветающей экономики Китая, которая переходила в представление о чрезмерно процветающей экономике; далее этот образ трансформировался в представление об экономической экспансии. Созданный образ Китая обусловливал формирование представления о чрезмерном потреблении мировых ресурсов Китаем. Одновременно совокупность этих образов давала представление

о причинении вреда окружающей среде и экологии Китая.

В связи с рассмотренным материалом за период 2009-2010 годов хотелось бы отметить, что на данном этапе исследования тематический блок, посвященный вопросу о причинении вреда экологии, выделяется нами отдельно, поскольку данной теме посвящено 3,5 % от общего количества статей о Китае, что является существенной количественной данной.

Схематически тема-рематический блок ‘экономика Китая' можно представить следующим образом:

Изменившаяся схема указывает на усложненную конфигурацию образа Китая, представляемого авторами информационных сообщений США в тема-рематическом блоке ‘экономика Китая". Так, этот образ основывается на ядерной инвариантной зоне, обозначенной ‘Booming China', репрезентированной устойчивым представлением о бурно развивающемся Китае. Данное информационное ядро дополняется подвижными маргинальными зонами, семантизирующими новые представления о Китае: представление об экономической экспансии, представление о чрезмерном потреблении мировых ресурсов Китаем и представление о мировой валютной манипуляции.

Мы убеждены, что построение авторами СМИ США именно такого образа Китая обусловлено не объективным описанием ситуаций и событий, происходящих в Китае в определен-

ный промежуток времени, а, скорее, стремлением авторов навязать адресатам негативный образ азиатской страны.

Ведущим средством формирования желаемой информационной модели служит оценка субъекта (Китая), которая проявляется в политическом дискурсе США как эксплицитно, так и имплицитно. В этом отношении велика роль авторства тестов и намерений авторов, которые проявились в исследуемых нами коммуникативных стратегиях, а также в выборе используемых в текстах лексем.

Изучение процессов формирования образа Китая как информационной модели, формируемой в массмедийном дискурсе США, позволяет определить место и роль образа Китая в сетке представлений граждан США. Раскрытие образа и описание его признаковых характеристик способствует приближению к пониманию американской культуры и национального характера, обычаев, нравов и системы ценностей.

Примечания

1 США и Китай : сотрудничество вместо конфликта. 1ЖЬ : http://www.archipelag.ru/authors/ к1$81^ег/?1Шгагу=2076.

2 Олянич, А. В Презентационная теория дискурса : монография. М. : Гнозис, 2007. С. 57.

3 Жуков, И. В. Война в дискурсе современной прессы. 1ЖЬ : http://www.teneta.ru/rus/ii/ Н iazhukov_war.htm.

4 Данилова, А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М., 2009. С.151.

5 Томашевский, Б. Н. Стилистика : учеб. пособие. Л., 1983. С. 201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.