Научная статья на тему 'ОБРАЗ КИТАЯ В КОММЕНТАРИЯХ К НОВОСТЯМ О КИТАЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ПОРТАЛА РАМБЛЕР)'

ОБРАЗ КИТАЯ В КОММЕНТАРИЯХ К НОВОСТЯМ О КИТАЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ПОРТАЛА РАМБЛЕР) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиалингвистика
Scopus
Ключевые слова
ОБРАЗ КИТАЯ / КОММЕНТАРИЙ К НОВОСТЯМ / ФАНТАЗИЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КРИТИКА / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / IMAGE OF CHINA / COMMENTS ON NEWS REPORTS / FANTASY-THEME CRITICISM / NETIZEN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хуэйцинь Чжан

В работе анализируется образ Китая, создаваемый российской интернет-аудиторией в комментариях новостей о Китае. Научной базой исследования является теория фантазийно-тематической критики. В центре внимания - лингвистические способы выражения отношения к стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of China in the Russian perception by analyzing Russian netizens comments on news reports about China

Based on the theory of fantasy-theme criticism, the purpose of this study is to identify the image of China in the Russian perception by analyzing Russian netizens comments on news reports about China. The methods of linguistic analysis of expressions on attitudes toward a country is used.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ КИТАЯ В КОММЕНТАРИЯХ К НОВОСТЯМ О КИТАЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ПОРТАЛА РАМБЛЕР)»

УДК 811.16 ББК 81.2Р-5 76 ГРНТИ 16.21.21 КОД ВАК 10.02.01

Чжан Хуэйцинь

Пекин, Китай

ОБРАЗ КИТАЯ В КОММЕНТАРИЯХ К НОВОСТЯМ О КИТАЕ (на материалах портала Рамблер)

В работе анализируется образ Китая, создаваемый российской интернет-аудиторией в комментариях новостей о Китае. Научной базой исследования является теория фантазийно-тематической критики. В центре внимания — лингвистические способы выражения отношения к стране.

Ключевые слова: образ Китая, комментарий к новостям, фантазийно-тематическая критика, лингвистические средства.

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта: ф

в:РХМ2014_014221_000057_00140331_РС0

Чжан Хуэйцинь, доктор филологических наук, профессор, декан факультета русского языка Второго Пекинского университета иностранных языков (BISU). 100024, Пекин, район Чаоян, Динфучжуан наньли № 1, учебный корпус № 1, каб. 916. E-mail: zhanghq1992@hotmail.com

© Хуэйцинь Чжан, 2014

Введение. Образ страны — это совокупность предустановок и представлений о стране, сформировавшихся в сознании людей других культур в результате тех или иных акций ее субъектов, взаимодействующих с внешним миром. Образ страны имеет важное значение для укрепления ее авторитета в мире и для создания благоприятной атмосферы при решении внешних и внутренних проблем. Исследование образа страны вызывает все больший интерес в аспекте медиаэффектов.

Исследование образа Китая в прессе началось совсем недавно, около 10 лет назад. Среди исследований прежде всего следует отметить книгу Чжоу Нин (Zhou Ning) [2007], в которой автор и его исследовательский коллектив анализировали образ Китая, создаваемый в России, Японии, Индии и Юго-Восточной Азии. В 2010 году были опубликованы серии монографий в семи томах «Образ Китая в мире», в которых расширяется пространство исследования и отражается образ Китая не только в Японии и Индии, но и в арабских странах, Западной Европе, США, Африке и России.

В серии монографий Сун Фан и Чэнь Цзиньпэн [2010], основываясь на исторических документах и учитывая культурные различия, представляют образ Китая в России. Ван Цзэчжи в монографии «Эхо издалека: русские писатели и китайская культура» [2002] исследовал особенности создания образа Китая в русской литературе. В России был опубликован также ряд исследований, в которых рассматриваются исторические, географические, национальные и культурные аспекты, повлиявшие на формирование определенных стереотипов по отношению к Китаю и его гражданам, например, «Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XXI веках»

[Лукин 2007]. Образ Китая в современной России, некоторые проблемы китайской истории и современной политики КНР были рассмотрены в исследованиях российских и зарубежных ученых: «Китай глазами российских друзей» [2012]. Исследованию образа Китая был посвящен ряд диссертационных работ: «Образ Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX-начале XX вв. (Философско-религиоведческий анализ)» [Исаченко 2005], «Имидж Китая в восприятии российского общества» [Лю Юаньюань 2010], «Образы Китая и России в межкультурной коммуникации» [Цуй Юн 2011] и др.

Вместе с тем за рамками исследований оказались комментарии к новостям о Китае в интернет-пространстве, в то время как быстро развивающиеся коммуникативные технологии оказывают сильное влияние на создание образа страны. Интернет — это не только доступ к информации, но еще и возможность высказать свое мнение, обсудить какую-либо тему и даже поспорить. Комментарии — это такая «специальная» часть интернет-сайта (блога), при помощи которой можно поддержать или оспорить точку зрения автора материала или просто высказаться по поводу опубликованной статьи, обзора или новости. Вопрос свободы комментариев граждан в интернете представляет принципиальный интерес, так как в интернете появляется возможность обсуждать события, о которых сообщают СМИ. Комментарии к новостям содержат разнообразные мнения людей разных уровней образования, разных общественных слоев и пр.

В нашей работе мы анализируем комментарии к новостям о Китае на портале Рамблер, основываясь на теории риторической критики. Забегая вперед, отметим, что исследование не претендует на полноценный обзор ситуации в интернете, потому что читатели и особенно те, кто оставляет комментарии, — это не вся российская интернет-аудитория и далеко не все потребляют новости именно на Рамблере. Кроме того, доказано, что комментарии чаще оставляют люди радикально настроенные и молодые. Поэтому наш обзор дает некий частичный слепок ситуации.

Комментарии к новостям как процесс коммуникации определенных групп людей. Метод фантазийно-тематической критики (Fantasy-Theme Criticism), предложенный Эрнестом Дж. Борманном (Ernest G. Bormann), идейно был заложен в работах Роберта Бэйлза (Robert Bales), открывшего и описавшего процесс группового «фантазирования», или драматизирования, как коммуникацию, свойственную небольшим группам людей. Э. Борманн расширил эту идею до теории, получившей название «символико-конвергенционной» (symbolic convergence theory), и на её основе разработал фантазийно-тематический метод риторической критики, который может быть применён не только к изучению процессов внутри небольших групп людей, но и к взаимодействию социальных течений, политических кампаний и т. д.

Согласно этой теории, «символы создают действительность благодаря своей способности привносить форму и закон в беспорядочное восприятие чувствами»; «те значения символов, которые различные индивидуумы приписывают им, могут пересекаться, в результате чего возникает общее для этих индивидуумов символическое пространство коммуникации»; «соответственно, в фокусе интересов фантазийно-тематической критики оказываются не отдельно взятые речи или жанры, а процессы коммуникации внутри общества» [Смоленен-кова 2012: 60]. Комментарии к новостям как процесс коммуникации отражают

фантазию коммуникантов и их «творческую и образную интерпретацию событий». Фантазийная тема — это интерпретирующий нарратив (тема нарратива), который отражает совместный опыт сообщества и который помогает этому обществу этот опыт осмыслить. При этом фантазии могут соответствовать, а могут и не соответствовать действительности [там же].

Материалы для анализа были взяты на портале ммш.гашЫег.ги, который является одним из самых посещаемых и популярных интернет-ресурсов. Хронологические рамки исследования охватывают 2012 год. Это показательный год для истории Китая: из множества сенсационных событий мы выбрали три самых важных: 1) запуск космического корабля с женщиной-космонавтом; 2) успешная посадка истребителей |-15 на палубу авианосца «Ляонин» и смерть главы авиастроительной корпорации во время испытаний истребителя; 3) неоправданное обвинение в применении допинга 16-летней пловчихи, которая побила мировой рекорд в комплексном плавании на 400 метров.

Об этих событиях были опубликованы новости во многих российских СМИ. Содержание новостей связано с наукой, спортом и вооружением. К отобранным нами новостям было добавлено 1397 комментариев (см. таблицу).

Заголовки новостей и количество комментариев

Заголовок Количество комментариев Количество новостей Тема

Китай запустил пилотируемый корабль с женщиной-космонавтом http://news.rambler.ru/14346393/ (16 июня 2012) 246 227 наука

16-летняя пловчиха из Китая отрицает применение допинга http://news.rambler.ru/14931677 (31 июля 2012) 409 6 спорт

Глава авиастроительной корпорации КНР умер во время испытаний истребителя http://news.rambler.ru/16514427/ http:// rus.ruvr.ru/ (26 ноября 2012) 742 85 вооружение

В опубликованных новостях события отражены более объективно, но в комментариях мы наблюдаем разнообразные фантастические темы.

Положительные темы нарративов

«Китайцы — молодцы». В связи с экономическим развитием Китая многие российские сетевые посетители высоко оценивают достигнутые китайцами успехи и, выражая свое позитивное отношение к Китаю, называют китайцев

высоко положительно-оценочным «молодцы». Так, полет первой китайской женщины-космонавта вызывает большой интерес российских сетепользова-телей, которые восхищаются ею, сравнивая ее с В. Терешковой, сопровождая свое восхищение восклицаниями: «Слава Китайской Терешковой! Удачи и благополучного возвращения. Китайцы молодцы — ничего не скажешь!» (здесь и далее сохранены орфография комментария — Ч. Х.).

Россияне, радуясь победе китайской пловчихи на XXIX Олимпиаде, выражают свои чувства эмотивами: «Китайцы — молодцы, просто можно за них порадоваться; поздравляю ее с победой; И китайские уже не первый год побеждают. Молодцы». Что касается неоправданного обвинения в применении китаянкой допинга, то во многих комментариях россияне вместе с китайцами подвергают сомнению обвинение: «вообще-то китайцы много золота завоевывают в тех дисциплинах, где допинг не имеет большого значения; Ничего сверхъестественного в результате не вижу; так как китайцы пашут, никакие допинги не нужны». Сомнения выражаются порою очень категорично: «Желаю всем подойти к этому с РАЗУМОМ!», «стыдно нести ахинею»; выражают и упрек: «Это просто зависть. Ранее и мы были сильны и нас обвиняли в применении всякой ерунды. Это просто зависть, раньше СССР была на высоте, теперь Китай. Как же хочется найти слабые места у противников, ущипнуть их, назвать слабаками, а, если удастся, — вытащить какую-нибудь грязь». Встречается высокая оценка китайской пловчихи, похвала выражается с использованием русских сакральных символов: «Человек триедин: дух тело и разум! Так вот эта девочка сконцентрировала все воедино и направила на победу! МОЛОДЧИНА!»

Обсуждая успешно проведенное испытание истребителя, российские сетевые пользователи выражают свое восхищение: «Молодцы китайцы!... Медленно, но верно идут к статусу самой могущественной державы! Вот что значит грамотное научное управление страной!». Некоторые пользователи говорят, что они уже начинают «гордиться» тем, что живут «недалеко от китайской границы» и имеют «независимого соседа». Напоминая традиционные отношения между Россией и Китаем, они указывают, что китайцы «позаимствовали идею у нас и прекрасно развили ее», «Дело СССР продолжил социалистический Китай, а мы, к сожалению, пойдем чубайсовским путем. Китайцы умнее и трудолюбивее». Отдавая дань уважения достижениям китайской экономики, с горечью говорят о несостоятельности своей: «Судя по всему, двадцать первый век станет веком Китая. Россия же обречена на вырождение и вымирание». Как видим, для сравнения китайских достижений с общей ситуацией в России, часто используют антитезу, поддерживаемую не только антонимами, но и противительными служебными словами.

«Культура и компартия». Сетевые любители связывают достижения и успехи китайцев с древней культурой и правильным руководством Компартии Китая. Сокрушаясь, русские читатели даже используют по отношению к себе уничижительные семантические деминутивы: «Древняя культура, нам, дикарям, не понять. Они еще 5000 лет назад жили мудро, а мы прыгали по деревьям, в лучшем случае». Суждения очень эмоциональны, хотя, конечно, шаблонны, лишены рассуждений: «Почему Китай год за годом становится великой и великой страной, да потому что Китаем руководят КОММУНИ-

СТИЧЕСКАЯ партия!», «У нее (пловчихи Е. Шивэнь — Ч. Х.) за спиной компартия Китая, она не может не победить».

«Коррупция и казни». Коррупция является неизбежной темой в разговорах о Китае, в комментариях выражается уважение к китайцам, которые очень строго наказывают коррупционеров, даже казнят их. Описывая строгость отношения к воровству, россияне смакуют, рисуя действия по отношению к вору: Молодцы китайцы!... Коррупционеров вешают, весь мир уже окучивают...УВА-ЖАЮ...хоть нет этого идиотизма воровства, каку нас!; попер Китай вперед по всем направлениям, а почему? Может потому, что казнокрадов и взяточников там расстреливают; Чего в китайцах я уважаю — это когда они коррупционера выводят на площадь, выстрел — и мозги по всей площади Тань-ан мень.

В последнем примере используется живописание картин строгости китайцев к воровству. Но вместе с тем встречаются комментарии, в которых утверждается связь между коррупцией и политической системой: В Китае коррупционеров наркоторговцев даже расстреливают прилюдно, однако коррупция там все же есть. Систему надо менять. Бессмысленно давить тараканов, когда везде хлебные крошки разбросаны.

Отрицательные нарративные темы. Отрицательное отношение к Китаю медиапользователи выражают в связи с угрозой, которая, по их мнению, исходит от Китая. Территориальные проблемы двух близких соседей всегда занимают важное место во взаимоотношениях, особенно в дальневосточном регионе. Как отметил А. В. Лукин, «советско-китайский конфликт (1960-1970-е гг. — Ч. Х.) оставил глубокий отпечаток в памяти не только правящей советской элиты, но и интеллигенции. Более того, возможно, впервые в истории российско-китайских отношений осознание опасности соседства с обширной, многонаселенной и враждебной страной на востоке дошло до самых глубин массового сознания не только в приграничных районах, но и по всей стране» [Лукин 2007: 253].

Авторы комментариев по-разному выражают свое беспокойство за «безопасность» своей страны и называют разные его причины.

«Распространение миграции». Ускоренное развитие Китая привело к тому, что на рубеже столетий восточный сосед впервые превзошел Россию по экономическим показателям. С одной стороны, для экономического развития Дальнего Востока, Урала и Сибири требуются людские ресурсы, с другой стороны, китайские мигранты вызывают большую тревогу у россиян этих регионов: Все Приморье заселено китайской диаспорой; они (китайцы) скоро Дальний Восток вместе с рабочей силой купят. Местные держиморды недорого за него возьмут; скоро весь Дальний Восток вплоть до Урала будет принадлежать Китаю; Вот вооружатся китайцы и оттяпают большую часть России; они протянулись к сибирским ГЭС; а если они завтра решат, что Дальний Восток, Урал и Сибирь — это их территория???Вот она, реально растущаяугроза на наших границах. Не НАТО, а именно Китай — основной враг России.

В то же время высказываются и другие мнения: лучше китайская колония и развитие, чем застой и никакого развития.

«Вооружение Китая». Каждая страна старается поддерживать свои вооруженные силы на таком уровне, который позволяет защищать страну от внешнего вмешательства. Вооруженные силы являются символом безопасности Китая. В связи с успешной посадкой истребителей |-15 на палубу авианосца

«Ляонин» российские пользователи сети выразили свое опасение по поводу военной угрозы для России со стороны Китая: Китай в одночасье может поставить «под ружье» почти МИЛЛИАРД солдат!!! А в России «оборонку» разворовывают!!! а я вот не сомневаюсь, что через 5 лет кол-во их авианосцев (возможно, купленных у других) будет в разы превосходить кол-во наших.

Фантазируя, пользователи сети рисуют гипертрофированные картины этой угрозы: Ты в Китае был? Я был, 4 месяца, изъездил все, кроме Тибета и Манчжурии. Нам их никогда не победить. Правильно говорят либералы, внешняя угроза исходит не из США, а от Китая; Это значит, что скоро Китай наштампует ДЕСЯТКИ авианосцев и через пару-тройку лет будет диктовать свои условия России с позиции силы (или как минимум с позиции Старшего Брата). А что остается России (с этой властью)? Учить китайский, особенно подобострастные выражения...; На хрена китайцам авианосцы? Они уже расселились по всему миру. Вот это национосец! И перебить эту тенденцию даже русским обухом от топора не удастся; Скоро Китай станет сверхдержавой и захватит весь мир. Не обольщайтесь. Россия—основной поставщик оружия и военных технологий в Китай, включая ракетные технологии. Ленинский довод убедителен: «из-за своей жадности буржуазия (в нашем случае Россия) готова продать веревку, на которой ее повесят».

Бывший СССР как старший брат оказывал всестороннюю помощь Китаю во многих сферах. С экономическим развитием Китая были достигнуты новые успехи во многих областях, в том числе и в космонавтике, и в военной технике, что дает пользователям интернета повод говорить о военной угрозе, исходящей от Китая.

Встречается и противоположное мнение: Китаю невыгодно воевать с Россией, во-первых, потерять третий по величине рынок сбыта, к тому же китайцы зависят от России технически, хотя китайцы и копируют военную технику у нас, но многое также и закупают; Китайского ВМФ нам бояться не нужно, но вот сухопутные силы в кол-ве 2 миллионов, да при возможной мобилизации еще 200 миллионов, — это сила, которую России не одолеть никогда!

Убеждая себя, авторы комментариев рисуют Китай могущественной силой, а Россию представляют страной — жертвой тотального воровства чиновников, жадности олигархов, правящих ею.

«Демографическая экспансия». Китай — одна из самых многонаселенных стран в мире. В России демографическая ситуация улучшается, но людских ресурсов далеко недостаточно для обширной российской территории, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. Как сообщают СМИ, многие населенные пункты в этих районах опустели. В Китае наоборот: хотя и были приняты разные меры для ограничения роста населения, количество населения продолжает расти. Озабоченность китайской «демографической экспансией» время от времени выражают не только некоторые журналисты, исследователи, политики и общественные деятели, люди разных политических взглядов. Развивая эту тему, пользователи интернета гипертрофируют положительные национальные черты китайцев: Успех Китая — это много китайцев (дешевая рабсила) и умение выжидать и заимствовать у других; Да в случае войны им вообще можно автоматы не давать, просто забросить 100-200 миллионов на территорию противника и ждать, пока они там все съедят и выпьют.

Некоторые пользователи Интернета подчеркивают лучшие черты китайцев, усматривая пользу в китайских мигрантах — дешевой рабочей силе: Они исполнительные, трудолюбивые, но не умные, это просто дешевая рабочая сила, к тому же из-за них во многих странах люди лишились работы, так как использовать труд непритязательных китайцев в миллионы раз дешевле, чем труд европейцев. Успех Китая — это много китайцев (дешевая рабсила).

Авторы комментариев рисуют фантастические способы гипотетического завоевания России Китаем, такого рода комментарии даже агрессивны, поскольку наполнены оскорбительными наименованиями: Китайцы, несмотря на нечувствительность к большим потерям, большую войну устраивать не будут. Если че, ДВ и Сибирь они завоюют медленной ползучей экономической и демографической экспансией; Китаезы уже заселили всю Россию, осталось им породниться с СНГешными узкоглазыми — и России не станет... Всех съедят... Не только Россию, весь мир!!!; Поднебесная))) а небесам принадлежит вся земля.

Существование «демографической проблемы» в Китае порождает массу слухов. Хотя в анализируемых нами трех новостях речь шла не о демографических проблемах в Китае, но без упоминания о них не обходится ни одна публикация о стране. В Китае много лет проводилась политика «одна семья — один ребенок» (сейчас эта политика меняется), но в комментариях мы наблюдаем отражение слухов: В некоторых провинциях Китая продолжают топить новорожденных девочек. По рассказам экспертов, женщин в Поднебесной публично унижают, если они рожают «слабый пол». Конечно, «публично унижать женщин» в Китае не позволено законом.

Выдумки в следующем примере кажутся еще более правдоподобными, потому что комментатор рассказывает так, будто видел это своими глазами: Во время поездок по стране в одной из провинций я видела совершенно удручающую картину: за родильным домом течет речка. И в речке топят младенцев женского пола. Мы сами видели трупы утопленных девочек... Из комментариев видно, что авторы знают некоторые китайские традиции (например, «мальчик продолжает род семьи»), но выдумки о том, что в Китае уничтожают девочек, являются нелепыми.

«Техническое развитие и копирование». Техническое сотрудничество между Китаем и Россией быстро развивается, особенно в области космонавтики, где Россия занимает ведущее положение и оказывает Китаю большую помощь. В последние годы космическая отрасль в Китае достигла заметных результатов. Некоторые комментаторы положительно оценивают достигнутые Китаем успехи: Китай единственная держава в мире, способная позволить себе иметь свою национальную космическую программу. А вот это уже показатель. В одном комментарии отмечается: Обидно, что мы в последнее время только космический мусор запускаем в космос. А то, что скоро нас китайцы переплюнут, даже не вопрос! Быстро развивающаяся в последние годы китайская транспортная индустрия, особенно в области железнодорожного сообщения и создания скоростных поездов, вызывает особое внимание комментаторов: китайские скоростные поезда двигаются со скорость 350 км/ч, маглев—430 км/ч не наугле в отличие от поездов соседней державы. Которая поезда покупает в Германии.

Развитие Китая тесно связано с помощью СССР как «старшего брата». И сегодня всестороннее сотрудничество Китая и России способствует развитию обеих стран во всех областях. Эта мысль часто встречается в комментариях: Молодцы, китайцы. Вот что значит, грамотное научное управление страной! Позаимствовали идею у нас и прекрасно развили ее; ...и умение выжидать и заимствовать у других, причем чужой опыт они заимствуют умнее чем мы (просто тупо копируем, не думая как это будет работать в наших условиях).

В связи с этим появляется еще одна фантазийная тема — копирование китайцами всего, что создается другими странами, особенно современных технологий: Навряд ли, вся экономика Китая заключается в том, что он собрал у себя производства со всего мира, что касается научно, то китайцы практически ничего своего собственного не производят, все копируют с европейских, российских, американских моделей; Делать слабые копии Китай может, больше ничего; Все, что они производят-либо по лицензии, либо жалкие копии, далекие от оригинала ... они не способны развивать технологии, а лишь копировать, а копировать будет не у кого.

В этих примерах встречаются выражения с уничижительной оценкой: «слабые копии» или «жалкие копии». Наблюдаются слова и выражения с грубыми оскорблениями: Миллиард тупых желтых обезьян. ...Китайцы всегда были в хвосте у Цивилизации; Эти узкоглазые воры летают на клонах устаревшей советской техники. Они сами ничего не могут изобрести; Китай идет по пути воровства технологий и экстенсивного экономического развития... Китай должен быть уничтожен; Ага! Молодцы! Нап.з.дили технологий по всему миру и нахаляву делают своими мерзкими желтыми ручками!; Хоть и косоглазые, но сообразили, в чем морская мощь государства; Россия как сырьевой придаток, технологии воруют.

Такие слова в комментариях, как узкоглазые воры, воровство, мерзкие жёлтые ручки, косоглазые головы, воровская красная скверна, самые известные воры, отличаются проявлением грубого национализма.

В некоторых комментариях авторы сами придумывают «пути появления» технических новшеств в Китае: ...и лишь воровали идеи у других. Да, корабль сделан в Николаеве более 20 лет т.н. И до сих пор китайцы не смогли сами построить нечто подобное... китайцы зависят от России технически, хотя китайцы и копируют военную технику у нас, но многое также и закупают. Все, что есть хорошее в мире, придумали русские, потом это у них украли евреи и продали китайцам.

В этих комментариях проявляется уверенность россиян в своем научном превосходстве. Фантазийная тема «техническое развитие» Китая распространяется через концептный ряд «учиться — заимствовать — копировать — воровать». Эти слова отражают разные отношения и эмоции комментаторов к многоаспектному сотрудничеству между Китаем и Россией.

Конечно, истинные специалисты, серьезно изучавшие отношения между Китаем и Россией, представляют иное видение технических отношений между Китаем и Россией, например, М. Л. Титаренко, который, по словам А. В. Лукина, в своих многочисленных статьях «подчеркивал разумность и миролюбие китайской политики, незаинтересованность Китая в ослаблении стратегической роли России на Дальнем Востоке. Он положительно оценивал продажи россий-

ского оружия Китаю, подчеркивая, что кроме экономической выгоды они дают возможность влиять на военно-политическую стратегию Китая, поддерживать с ним отношения, близкие к союзническим» [Лукин 2007: 367].

«Китайская медицина». Новости о применении допинга китайскими спортсменами вызвали дискуссию о китайской медицине. С одной стороны, комментаторы высоко оценивают продуктивность китайской медицины, признают необычную силу китайских лекарств, с другой стороны, они связывают китайскую медицину с созданием допинга, в результате чего возникает негативное мнение о Китае: Любому здравомыслящему человеку понятно, что китайцы нашли рецепты, позволяющие обмануть допинговый контроль; Китайцы, видать, опять изобрели какой-то условный «порох». Пока держат в тайне, но тайное становится явным, рано или поздно; Китайцы явно жульничают с медициной. Рано или поздно это раскроется. Китайцы в медицине уже ушли на десятки лет вперед, хрен ща кто у них допинг обнаружит...; Есть понятия такие, как китайская медицина: травы, иголки, гимнастика. А у нас — Русский дом с алкоголем по ночам (врачи рекомендуют накануне выступления спортсменам по 50 г коньяка)... делайте выводы; А насчет народной китайской медицины — это факт, люди веками изучали секреты природы, так что грех не воспользоваться наследием предков.

В этой фантазийной теме действуют такие люди, как «фармакологи, биологи, ученые», которые весьма искусно занимаются производством допинга, что, конечно, не соответствует реальности, несмотря на уверенность, с которой об этом пишут комментаторы: Невозможно придти из ниоткуда в 16 лет и сразу крушить направо и налево все мировые рекорды. Спорт больших достижений давно стал гонкой фармакологов, увы:(; JWH первый легальный наркотик, который не определялся на тот момент существующими тестами, его придумали китайцы. Видимо, китайские биологи, инженеры не остались без работы после запрета данного вида наркотика и придумали новый, который также не выявляет себя; Китайцы являются лидерами в спорте потому, что очень много ученых работает над препаратами, повышающими спортивные результаты. Антидопинговый комитет здесь бессилен, они не знают, что именно и где искать;))) и пиво здесь ни при чем.

Как видим, фантазиям авторов комментариев нет предела: безо всяких сомнений они приписывают китайским биологам и химикам действия, не имеющие ничего общего с реальным положением вещей. Модальность уверенности в истинности фантастических утверждений буквально пронизывает подобные высказывания.

«Китайские некачественные товары». В начале 90-х годов XX века из-за дефицита товаров широкого потребления и слабого контроля на китайско-российской границе на территорию России было завезено много товаров низкого качества. Это удовлетворяло потребности населения страны в то время. Но вместе с тем и привело к негативным оценкам китайских товаров, что встречается и в комментариях: Китай завалил Россию своими товарами. Зайдите в любой магазин — там уже ВСЁ практически китайское, вплоть до русских матрешек; 5 лет назад купил русский велосипед. На этикетке написано «Московская область». Порадовался, как удобно переключаются скорости, как едет. Камеры и шины оказались китайские. И все части и механизмы тоже;

Назови мне русские детали в бытовой технике, хотя бы в компе твоем; Недавно купил русский(!) велосипед. Детский. Скажу: китайский копипаст ни в какое сравнение не идет с нашей продукцией. Ощущение такое, будто скольжения и трения деталей в нем вообще нет. Сталь то, что надо. Можете минусовать, но наша продукция лучшая; Если ты купил по китайской цене, значит рабочие получают китайскую зарплату... второго не дано... просто сейчас все захлебнулись китайщиной. Проще торгашам-бизнесменам перепродать дешевый сЫпа-продукт и срубить по быстрому деньжат...; «Ранее сообщалось, что Китай сталкивается с серьезными сложностями в отработке действий палубной авиации». Ну конечно, сложно посадить пластмассовый самолет на палубу бумажного кораблика. А теперь, по ходу, догадались сделать сам авианосец тоже из пластмассы, заодно и плавать уверенней будет...

Из этих комментариев видно, что китайские товары в целом считаются товарами некачественными. Чтобы преодолеть этот стереотип, сформировавшийся много лет назад, Китаю придется приложить большие усилия.

«Чрезмерные тренировки спортсменов». Сообщения об использовании допинга китайскими спортсменами вызывает дискуссии по проблеме подготовки спортсменов в Китае. В комментариях на эту тему правительство становится тем действующим лицом, которое заставляет спортсменов проводить чрезмерные тренировки. Выдумки авторов пользователей заходят далеко: Спортсмены не виноваты, они жертва. Их заставляют; В результате спортсмены становятся инвалидами. Почему китайские спортсмены после громкого успеха исчезают — потому что выжаты как лимон и уже инвалиды.дау китайцев выбора нет, если медаль не получат, расстрел на родине обеспечен.

Некоторые считают, что спортсмены тренируются исключительно ради денег: Китайцы очень упорно тренируются, т. к. это их единственный способ заработать денег и выйти из нищеты.

Вместе с тем авторы в своих комментариях признают исключительное трудолюбие китайцев.

Фантазийные темы и формирование образа Китая и китайцев. Фантазийные темы имеют тенденцию повторяться в интерпретации различных событий или в различных интерпретациях одного и того же события, образуя определенные «фантазийные типы» (термин В. В. Смолененковой) [2012: 61].

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать вывод о многогранности образа Китая, в котором сплетаются и старые стереотипы, и новые представления о Китае и его гражданах. Это может быть и устоявшийся тип, образ какого-то конкретного события, например, «Китай запустил пилотируемый корабль с женщиной-космонавтом» и «великая страна, трудолюбивый народ».

Для создания такого образа комментаторы, какие бы конкретные события ни интерпретировались, часто используют следующие слова и словосочетания с существительными: труд, слаженность, труженик, лидер и положительно-оценочными прилагательными старательный, целенаправленный, трудоспособный, трудолюбивый, умный, талантливый, скрупулезный, исполнительный, непритязательный. В сочетании со словами страна, народ встречаются прилагательные суперлативы: великий, могущественный или глаголы трудиться, пахать. Положительная оценка при описании Китая передается в

глагольных словосочетаниях преодолевать трудности, двигаться по восходящей, упорно тренироваться, грамотное научное управление страной, правильная экономическая система. Эти слова постоянно повторяются в описании Китая и китайцев и, следовательно, выражают стереотипные представления россиян о китайцах.

Согласно «символико-конвергенционной теории», после того как фантазийная тема была озвучена достаточно большое количество раз, риторического эффекта можно добиться, уже не повторяя ее целиком, так как аудитория уже знает опущенные детали [Смолененкова 2012: 61]. Например, когда комментатор пишет, что «китайскиеуже не первый год побеждают. Молодцы», не нужно описывать подробности успехов китайцев в спортивных соревнованиях: спортивный образ Китая возникает у риторического сообщества автоматически.

В интерпретации различных событий в процессе фантазий, связанных с Китаем, часто повторяются одни и те же негативные слова и выражения, в результате объединения этих фантазийных тем образуются фантазийные типы негативного образа. В этом участвуют слова и словосочетания с негативными оценками: существительные вор, воровство, враг, гегемон, держиморды, китаезы, китайщина, копипаст, препарат, ружье, торгаш, прилагательные воровской, косоглазый, красный, неумный, подобострастный, скверный, узкоглазый, глаголы воровать, жульничать, копировать, наштамповать, обмануть, оттяпать, украсть. Весьма активны уничижительные или даже грубые определения дешевая рабсила, жалкие копии, завалить товарами, мерзкие жёлтые ручки, миллиард тупых желтых обезьян, медленной ползучей экономической и демографической экспансией, на хрена, растущая угроза.

Комментаторы, с одной стороны, высоко оценивают китайских руководителей, когда говорят о «грамотном научном управлении страной», называют Китай страной с правильной экономической системой, с другой стороны, именуют руководителей страны «держимордами». Характеризуя китайские товары, подчеркивают их низкое качество.

В результате объединений фантазий или фантазийных тем при создании интерпретации действительности, образуются риторические видения. Проведенный анализ показал, что повторяющиеся в риторическом сообществе посетителей портала Рамблер фантазийные темы образуют следующие фантазийные типы образа Китая:

1) Китай — великая и древняя страна;

2) Китай — многолюдная страна, близкий сосед, что создает угрозу безопасности России;

3) Китай — экономически быстро развивающаяся, но технически отстающая страна;

4) Китай — недемократическая страна:

Об образе китайцев свидетельствуют следующие темы:

1) Китайцы — трудолюбивые, целеустремленные люди;

2) Китайцы — дешевая рабсила;

3) Китайцы умеют только копировать, они воры;

4) Китайцы — враги.

Заключение. Сложившиеся фантазийные типы при интерпретации действительности о Китае вызывают доверие у определенного риторического со-

общества комментаторов. «Подобные <частотно повторяющиеся> фантазийные типы становятся своего рода стенографией, семиотическим намеком или спусковым крючком, которые активизируют в памяти аудитории всю драму без изложения всех сопутствующих обстоятельств» [Смолененкова 2012: 61].

Образ — это обобщенное представление, мнение, репутация или оценка, сложившийся на основе полученной информации. Образ страны представляет ее мощь, экономическую силу, богатство, уровень развития культуры. Он является совокупным показателем авторитета государства в глазах представителей зарубежной общественности и успешности его политики, значимости культуры с ее ценностями, традициями, нормами.

Сложившийся образ Китая у русских комментаторов интернета в определенной степени отражает соображения современных жителей России о Китае и китайцах, хотя оговоримся: последние исследования показывают, что оставлять комментарии в интернете склонна только определенная, часто агрессивно настроенная часть интернет-аудитории. При этом негативные тексты на любые темы пишутся охотнее, чем позитивные. Взвешенные, осмотрительные люди менее склонны писать в блоги и форумы.

Отметим, что полученные выводы отражают лишь первичный результат исследования. Не претендуя на полноту, мы считаем, что полученные результаты тем не менее иллюстрируют некоторые особенности восприятия Китая россиянами и отражают тенденции в освещении современной китайской проблематики одним из ведущих медиапорталов России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борманн Е. Г. Фантазия и риторические воображения: Риторическая критика социальной реальности // Современная западная риторика: Критические Методы и парадигмы / Пер. с англ. Чан Чанфу и Гу Баотун. Пекин, 1998.

2. Ван Ц., Чэнъ Ц. Эхо издалека: русские писатели и китайская культура» исследовал особенности создания образа Китая в глазах русских литераторов. Иньчуань, 2002.

3. Исаченко В. И. Образ Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX — начале XX вв. (Философско-религиоведческий анализ). Дис. ... канд. филос. наук. Благовещенск, 2005.

4. Китай глазами российских друзей / Гл. ред. М. Л. Титаренко. М., 2012.

5. Ли В., Дэн Ч. О фантазийно-тематических методах риторической критики // Литература эпохи (Академические теории). 2007. № 6.

6. Линъ Ц. Возобновление Россией образа Китая и ее собственная ориентировка в Европе // Общественные науки за рубежом. 2010. № 2. С. 117-126.

7. Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XX веках. M., 2007.

8. Лю Ю. Имидж Китая в восприятии российского общества. URL: http://www.dissland. com/catalog/imidzh_kitaya_v_vospriyatii_rossiyskogo_obshchestva.htmI. Дата обращения 04.09.2014.

9. Образ Китая в российском сознании. 2008. URL: http://www.xreferat.ru/41/309-1-obraz-kitaya-v-rossiiyskom-soznanii.html. Дата обращения 04.09.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Образ Китая в современной России. Некоторые проблемы китайской истории и современной политики КНР были рассмотрены в исследованиях российских и зарубежных ученых / Отв. ред. Н. Л. Мамаева. М., 2007.

11. Смолененкова В. В. Основы риторической критики. Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей. М., 2012.

12. Сунь Ф., Чэнь Ц. Образ Китая в России. Пекин, 2010.

13. Чжоу Н. Китай в мире — исследование образа Китая за рубежом. Нанькин, 2007.

14. Чэнь Ц. Образ Китая в российском восприятии в XIX веке. О дебатах между С. М. Георгиевским и И. Толстым // Общественные науки за рубежом. 2010. № 7 (4). С. 88-94.

REFERENCES

1. Bormann E. G. Fantacy and rhetorical vision: The rhetorical criticism of social reality [Fantazija i ritoricheskie voobrazhenija: Ritoricheskaja kritika social'noj real'nosti]. Contemporary Western Rhetoric: Critical Methods and Paradigms — Sovremennaja zapadnaja ritorika: Kriticheskie Metody i paradigmy / Chinese Translation Chang Changfu and Gu Baotong. Beijing, China, 1998.

2. Chen J. The image of China in Russian perception in the 19th century. From the debate between S. M. Georgievskiy and I. Tolstoy [Obraz Kitaja v rossijskom vosprijatii v XIX veke. O debatah mezhdu S. M. Georgievskim i I. Tolstym]. Social Sciences Abroad — Obshhestvennye nauki za rubezhom. 2010. № 7. P. 88-94.

3. Image of China in the Russian consciousness [Obraz Kitaja v rossijskom soznanii]. 2008. URL: http://www.xreferat.ru/41/309-1-obraz-kitaya-v-rossiiyskom-soznanii.htmI.

4. Isachenko V. I. The image of China and Chinese in Russian mentality in the second half of the XIX — early XX centuries (Philosophical-religious) [Obraz Kitaja i kitajcev v russkoj mental'nosti vtoroj poloviny XIX — nachale XX vv. (Filosofsko-religiovedcheskij analiz). Dis. ... kand. filos. nauk.]. Blagoveshchensk, 2005.

5. Li W., Deng Z. On Fantasy theme analysis [O fantazijno-tematicheskih metodah ritoricheskoj kritik]. Times literature (Academic theories)—Literatura jepohi (Akademicheskie teorii). 2007. № 6.

6. Lin J. Russian reconstruction of the image of China and Russia's position in Europe [Vozobnovlenie Rossiej obraza Kitaja i ee sobstvennaja orientirovka v Evrope]. Social Sciences Abroad — Obshhestvennye nauki za rubezhom. 2010. № 2. P. 117-126.

7. Liu Y. Image of Chian in the perception of Russian society [Imidzh Kitaja v vosprijatii rossijskogo obshhestva]. URL: http://www.dissland.com/catalog/imidzh_kitaya_v_vospriyatii_ rossiyskogo_obshchestva.html

8. Lukin A. V. The bear is watching the dragon. Image of China in Russia in XVII-XX centuries [Medved' nabljudaet za drakonom. Obraz Kitaja v Rossii v XVII-XX vekah]. Moscow, 2007.

9. The image of China in modern Russia. Some problems of Chinese history and contemporary politics in Russian and foreign scientists' studies [Obraz Kitaja v sovremennoj Rossii. Nekotorye problemy kitajskoj istorii i sovremennoj politiki KNR byli rassmotreny v issledovanijah rossijskih i zarubezhnyh uchenyh] / Ed. N. L Mamaeva. Moscow, 2007.

10. Smolenenkova V. V. Fundamentals of rhetorical criticism. A coursebook for students of humanitarian specialties [Osnovy ritoricheskoj kritiki. Uchebnoe posobie dlja studentov gumanitarnyh special'nostej]. Moscow, 2012.

11. Sun F., Chen J. China's image in Russia [Obraz Kitaja v Rossii]. Beijing, 2010.

12. China in eyes of Russian friends [Kitaj glazami rossijskih druzej] / Ed. M. L. Titarenko. Moscow, 2012.

13. Wang J., Chen J. Echo from afar: Russian writers and Chinese culture [Jeho izdaleka: russkie pisateli i kitajskaja kul'tura» issledoval osobennosti sozdanija obraza Kitaja v glazah russkih literatorov]. Yinchuan, 2002.

14. Zhou N. China's Image in the West [Kitaj v mire — issledovanie obraza Kitaja za rubezhom]. Nanjing, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.