УДК 811.16 ББК 81.2Рус-5; 76 ^НТИ 16.21.21 КОД ВАК 10.02.01
Ван Сяоцзюань
Пекин, Китай
ИМИДЖ КИТАЯ
В ОНЛАЙН-ВЕРСИИ
ГАЗЕТЫ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ»
Ван Сяоцзюань, доктор филологических наук, профессор факультета русского языка Второго Пекинского университета иностранных языков (BISU).
100024, Пекин, район Чаоян, Динфучжуан нань-ли, 1, учеб. корп. 1. E-mail: uliawang@163.com.
© Ван Сяоцзюань, 2017
Постановка проблемы. В последние годы Китай динамично развивается в экономической сфере, активно участвует в региональных и международных делах, организует крупномасштабные мероприятия, выдвигает весомые концепции и инициативы, что привлекает к себе внимание международного сообщества. Во всем мире повышается интерес к Китаю, китайской культуре, китайскому языку.
Как воспринимают Китай другие страны и как создать положительный имидж страны — этим вопросам правительство Китая уделяет все больше внимания. Причина в том, что положительный имидж страны — это стратегический ресурс, значимое конкурентное преимущество, позволяющее сделать голос страны слышимым, идеи и концепции — достойными внимания, а саму страну — привлекательной как для внешних целевых аудиторий, так и для собственных граждан [Ресурсы... 2016: 3].
Важным стратегическим партнером Китая является Россия. Китайско-российские отношения прошли три этапа: в 1991 г. были нормализованы двусторонние отношения, в 1996 г. страны перешли к стратегическому взаимодействию, а в 2001 г. - к всестороннему стратегическому партнерству и взаимодействию.
В настоящее время обе страны тесно координируют свои позиции по важнейшим региональным и международным вопросам, поддерживают тесные контакты на высшем уровне, углубляется и расширяется сотрудничество в области освоения нефтегазовых ресурсов, ядерного топлива, космонавтики и авиации, телекоммуникации, высоких технологий и др. Успешно были осуществлены такие масштабные проекты в гуманитарной сфере, как перекрестные национальные годы языков, туризма и молодежных обменов. В настоящее время в России проходит год СМИ в Китае.
От того, насколько привлекательным будет имидж представляемой в СМИ страны, зависит политический статус и перспективы экономического сотрудничества на международной арене. Чтобы проводить успешную внешнюю политику и дальше укреплять взаимовыгодные двусторонние отношения, для китайской политики чрезвычайно важно понимание того, как Китай воспринимают российские партнеры, поэтому вопрос о формировании имиджа Китая в российских СМИ весьма актуален.
Степень разработанности проблемы. Формирование имиджа Китая в России имеет свою научную историю. Первая работа об особенностях образа Китая в России XVII в. была написана в 1997 г. Н. Н. Кычановым. Позднее, в 1998 г., А. В. Лукин в работе «Образ Китая в России (до 1917 г.)» сделал попытку сравнения образа Китая у представителей различных направлений российской дореволюционной философской мысли. В 2007 г. вышли две монографии: «Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в ХУП-ХХ1 веках» А. В. Лукина [Лукин 2014], где исследовался процесс эволюции образа Китая в СССР и России после 1917 г., и работа «Образ Китая в современной России», написанная совместно сотрудниками Института Дальнего Востока РАН и учеными КНР. В монографии рассматривается ряд проблем, характеризующих состояние китаеведения в СССР и современной России.
Однако изучение вопросов целостного представления образа Китая в современной России еще только начинается. В этой связи весьма интересна работа «Ресурсы массовой коммуникации в формировании страновых имиджей» под редакцией И. В. Си-дорской [Ресурсы... 2016]. В книге рассмотрен богатый потенциал СМИ и других каналов коммуникации для формирования составляющих странового имиджа Беларуси и Китая с учетом внутренних и внешних целевых аудиторий. Китайские ученые-русисты рассматривают этот вопрос с различных точек зрения: культурно-исторический аспект формирования имиджа Китая в России рассмотрен в работах Ли Вэй [Ли Вэй 2005], Сунь Фан, Чэнь Цзиньпэна (2010), Линь Цзинхуа (2010); с точки зрения международных отношений — работы Лю Ятина [Лю Ятин 2009], Ян Синьмо (2009); с точки зрения социологии — работы Лю Юаньюань [Лю Юаньюань 2009], Чжан Ляна (2010). Формированию имиджа Китая в российских СМИ посвящены работы О. А. Бакулина «Особенности формирования образа Китая российскими СМИ в период пекинской олимпиады (на китайском языке)» [Бакулин 2008], Юй Даньхун «Имидж китайского крестьянина-овощевода в российских СМИ» [Юй Даньхун 2011], Шэнь Ин, У Ган «Имидж Китая в региональных СМИ» [Шэнь Ин, У Ган 2013]. Чжан Хуэйцинь, основываясь на комментариях к новостям о Китае на сайте Рамблер, анализирует лингвистические способы выражения отношения к Китаю и гражданам Китая [Чжан Хуэйцинь 2014].
Объектом настоящего исследования являются тексты статей онлайн-версии газеты «Аргументы и факты» с 1 января 2012 по 30 июня 2016 г. (третий срок президентства Путина), в которых анализировалась оценка тех или иных сторон жизни Китая. Выборка текстов осуществлялась по ключевым словам «Китай» и «КНР» в заголовках статей. В результате получены 772 статьи различной тематики: политика, экономика, общество, культура, природные и техногенные катастрофы, спорт и др., из них 580 статей на политическую, экономическую и общественную тему. В работе особое внимание уделено информационно-аналитическим текстам на указанные темы, т. е. комментариям и мнениям экспертов (93 статьи), так как они в наиболее полной степени реализуют одну из пяти функций массовой коммуникции — интерпретационную, или идеологическую, окрашивают картину мира в десятки разнообразных цветов, придавая ей
определенный мировоззреченский оттенок, ту или иную идеологическую модальность [Добросклонская 2008: 60].
Газета «Аргументы и факты» («АиФ») (онлайн-версия) выбрана для анализа имиджа Китая в России на основании высокой степени влияния, большого тиража и широкой популярности данного издания. «АиФ» выходит с января 1978 г., в мае 1990 г. внесена в Книгу рекордов Гиннеса как газета с самым большим тиражом в истории человечества — 33,5 млн. экземпляров, причем число читателей превысило 100 млн. Сегодня она остается лидирующим по объему тиража в России общественно-политическим еженедельником (тираж 2,2 млн. экземпляров). «Аргументы и факты» является одним из самых популярных российских изданий за рубежом. В 2000 г. запущен сайт aif.ru. В 2013 году он вошел в топ 10 самых популярных ресурсов в категории «Новости и СМИ». Ежемесячно сайт посещают более 16 млн. человек.
Базовыми для исследования являются работы, направленные на изучение медиа-лингвистических проблем в целом и имиджеформирующей речи в частности [Добро-склонская 2008; 2016; Дускаева 2012; 2014; Дускаева, Коняева 2016; Зверева 2015; Ю. М. Коняева, Н. В. Коробова, Чжан Хуэйцинь 2014 и др.]. В формировании имиджа страны большую роль играют оценочные средства, поэтому концептуально важными были для нас идеи о семантике средств выражения оценки [Арутюнова 1999 и др.].
Как известно, значение СМИ в том, чтобы оповещать людей, информировать внешний мир, а цель — не «зеркальное отражение», а целенаправленный выбор [Ресурсы. 2016: 35]. Автор информационно-аналитических текстов в СМИ формирует отношение к сообщаемому, вызывает определенные эмоциональные отклики на те или иные события, старается повлиять на мировоззрение, мироощущение и мировосприятие людей и их поведение [Сретенская, 2015].
Оценочность — одна из важнейших черт стилистики журналистской речи. Являясь необходимой частью в формировании журналистской познавательно-ценностной конструкции действительности, оценочность выступает средством реализации творческого замысла журналиста — интенциональности [Дускаева 2014], которая выражается различными языковыми способами. Данная работа направлена на выявление закономерностей использования оценочных средств в формировании имиджа Китая в газете «АиФ».
В журналистском тексте, в зависимости от объекта оценки, могут актуализироваться разные типы оценок: общие (положительная или отрицательная) и частные. По Н. Д. Арутюновой, общие оценки «присуждаются по совокупности признаков», т. е. относятся к объекту в целом, отражают общее соответствие / несоответствие объекта идеальному образцу, выражаются с помощью прилагательных хороший и плохой, а также их синонимов с разными стилистическими и экспрессивными оттенками. Частные оценки более обширны и разнообразны. В них входят значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определенной точки зрения. Частные оценочные значения могут быть разделены на четыре группы: 1) сенсорные оценки: сенсорно-вкусовые, или гедонистические, — то, что нравится: приятный, вкусный. Это наиболее индиви-дуализованный вид оценки; 2) психологические: а) интеллектуальные: интересный, увлекательный, банальный, б) эмоциональные: радостный, желанный, приятный; 3) сублимированные, или абсолютные, оценки: а) эстетические (синтез сенсорных и психологических: красивый и прекрасный), б) этические, подразумевающие нормы: моральный, добрый, порочный; 4) рационалистические, связанные с практической деятельностью человека: а) утилитарные: полезный, вредный, б) нормативные: правиль-
ный / неправильный, нормальный / ненормальный, здоровый / больной, в) телеологические: эффективный, удачный, негодный [Арутюнова, 1999].
Оценка в массмедиа текстах может быть высказана прямо или косвенно. Самые распространенные способы косвенного подтверждения оценки — передача ее через экспертное мнение либо в цифрах [Дускаева, Коняева 2016].
Объектами оценки в анализируемом материале являются материалы о политике, экономике, социальной сфере Китая, что позволит получить представление о целостной репрезентации имиджа Китая в России.
Цель статьи — рассмотреть, каким образом выражаются оценки по отношению к КНР в России, и проанализировать языковые средства экспликации имиджа Китая в российских массмедиа.
Анализ материала. Из всех текстов, привлеченных для анализа, 286 статей посвящены политику Китая (37% от выборки), 161 статья об экономике Китая (21% от общей выборки) и 133 статьи об обществе (17% от общей выборки).
Рассмотрим примеры медиатекстов, посвященных сфере политических отношений. В статьях на политическую тему объективно освещают внешнюю политику Китая, особое внимание уделяется двусторонним отношениям с США, Германией, Японией и Россией.
Какие риски это влечёт для нас? Главным риском является монополизация китайцами наших внешнеэкономических связей. В сфере торгово-экономических отношений КНР — это страна, которая жёстко ведет переговоры. Однако в целом они следуют принятым на себя обязательствам. Китай — надежный партнер, во многих случаях более рациональный и предсказуемый, чем тот же Евросоюз. Особенно ярко это проявилось на переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию, когда с китайцами удалось договориться гораздо быстрее и конструктивнее, чем с европейцами. Тем не менее, если они окажутся в монопольном положении, то могут начать выставлять условия, совсем не выгодные для нас. Отчасти этот риск можно снять за счет развития отношений с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, с Японией и Южной Кореей (Чем обернется для России сближение с Китаем? 2014. 11 июня).
В приведенном фрагменте текста автор использует прилагательные со значением рациональной оценки: надежный, рациональный, предсказуемый, конструктивный, тем самым передает позитивное отношение к Китаю. Вместе с тем выражает опасение или беспокойство по поводу того, насколько крепки отношения между двумя странами: так как Китай может развивать отношения с другими странами, рациональность китайских партнеров может стать главным риском для России при выставлении совсем не выгодных условий.
П о л о ж и т е л ь н а я оценка дается китайской внутренней политике под руководством компартии Китая. В сообщениях говорится о том, что Китай уверенно и не спеша идет по выбранному пути развития, сохраняет политическую стабильность, развивает экономику для улучшения благосостояния народа, принимает жесткие меры по борьбе с коррупцией, с иностранцами-нелегалами, с терроризмом внутри страны. В статье «Бремя решения. Как Китай выбирал будущее на площади Тяньаньмэнь» (2014. 4 июня) рассказывается, как под руководством Дэн Сяопина Китай выбрал правильный путь развития и добился не только экономических, но и политических успехов:
Принцип «не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей» позволил Китаю при сохранении власти Компартии и социалистической идеологии широко вне-
дрить в экономику рыночные методы. В результате темпы экономического роста КНР стремительно увеличились, заставив говорить о «китайском экономическом чуде.
Судя по данным глобального исследования имиджа Китая в мире «Исследование: жители России лучше всех в мире относятся к Китаю» (2015. 19 марта), российские граждане считают, что «пора России перенимать опыт соседа».
В газете п о л о ж и т е л ь н о оценивают китайско-российские партнерские отношения, Россия видит в Китае надёжного, выгодного, нужного, крупнейшего торгово-экономического партнёра, который во многих случаях более рациональный и предсказуемый, чем тот же Евросоюз (Надежный, но жесткий партнер. Эксперт о сближении России с Китаем. 2014. 12 июня).
Сегодня между нами - почти стопроцентное единодушие почти по всем мировым проблемам. Но даже в конце 1970-х и начале 1980-х годов, когда наши страны, казалось бы, разделяла пропасть, СССР и КНР голосовали в ООН, как правило, одинаково. О чем это говорит? О том, что Китайская Народная Республика - наш политический союзник, при этом признает, что и в период распада СССР, и сейчас китайцы нам очень помогали. Без них, наверное, не выжили бы... Они и сейчас много пользы приносят (Восточный разворот. Что даст РФ союз с Китаем? 2015. 17 ноября).
Стоит отметить, с 2014 г. в заголовках статей стали чаще встречаться слова Россия и Китай, РФ и КНР, сотрудничество, партнерство, что демонстрирует расширение и углубление двусторонних отношений. В сообщениях высоко оценивается поддержка, которую Китай оказывает России, и координация между двумя странами на международной арене. Как пишется в статье «Восточный разворот. Что даст РФ союз с Китаем?», Только КНР твёрдо отказался принимать участие в любых экономических санкциях против нашей страны и отказался осуждать ее на политическом уровне.
В следующем фрагменте цитируется речь третьего лица, где опровергается так называемая китайская экспансия, и для этого использованы общая и психологическая оценка: амбициозный, уникальный, лучший:
Угроза Китая отнюдь не военного плана, — говорит сотрудница пекинского госпиталя Тянтан Пухуа Мария лей-бенсон, — а в том, что, перебираясь в другие страны, они тянут за собой семьи. Китайцу, собирающемуся на учёбу, к примеру, в Йельский университет, деньги собирает всё село. Зато, когда добьётся успеха, он перетянет к себе полсела. Пока большинство амбициозных китайцев рвётся в Европу и Америку. Но те, кто добился большого успеха, возвращаются на родину. Я работаю с доктором Яни, которая делает уникальные пластические операции. Яни 14 лет прожила в США, работала в одной из лучших мировых клиник и... вернулась в Китай (Цунами для Владивостока. Россию захлестнут 200 миллионов беженцев из Китая? 2012. 19 дек.).
Большое количество статей с н е г а т и в н о й оценкой встречается на тему «территориальный вопрос», где сообщается, как китайцы путем экономической экспансии занимают территории России (здесь имеется в виду Дальний Восток), стран Средней Азии и Африки, зачастую приводя к нестабильности, истощению земли и экологическому дисбалансу данных регионов; в статьях также прогнозируется скорый распад страны и возможный наплыв китайских беженцев в случае масштабных беспорядков, высказывается призыв быть готовыми к штурму границы РФ китайцами и держать ухо востро. Такая негативная тональность ярко выражена в заголовках статей: «Цунами для Владивостока. Россию захлестнут 200 миллионов беженцев из Китая?», «Прирастет ли Китай Россией?», «Слияние и поглощение. Китай захватывает новые территории», «Игорь Виттель: Новый китайский Синцзян в Таджикистане», «России дорого обойдёт-
ся восстановление земли после аренды Китаем — эксперт» и др. По этой теме наиболее употребительны такие идеологически-модальные выражения, которые вызывают негативные коннотации, такие как экспансия, оккупация, территориальная оккупация, захват земли, захватчик, желтая угроза, желтое цунами. Некоторые эксперты даже прогнозировали: Коммунистическая партия Китая отойдет от власти, будет династия Гун, чьим императором скорее всего будет тот самый Бо Силай (Китай - враг или друг России? 2012. 12 апр.).
В текстах эксплицирована и противоположная точка зрения по этому вопросу: китайская угроза — это коварные замыслы и происки пропагандистские... Долгое время существовало мнение о демографической экспансии, но ее нет. Количество россиян, находящихся в Поднебесной на более-менее постоянных условиях, гораздо больше, чем количество китайцев, живущих в России; Опасаться нашествия китайцев на Россию наивно: они к нам не рвутся (Чем обернется для России сближение с Китаем? Цикл «Прогнозы про угрозы». 2014. 11 июня).
Приведем пример негативной оценочности в политической сфере, выражаемой при помощи цифр:
Выхода из этих порочных кругов не видно, считает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, — они усугубляются и без того растущим контрастом в уровне жизни горожан и селян: у первых месячный доход чуть больше $100 в месяц, у вторых — меньше $40. Причём вторых, проживающих на грани нищеты, в стране 58%. Ещё хуже дела у пенсионеров: $75 у горожан и чуть больше $6 у селян (что означает: в деревне пенсионная система фактически отсутствует). А ведь китайцы — быстро стареющая нация, доля пенсионеров постоянно растёт (Цунами для Владивостока.).
Еше один пример выражения негативной оценки с использованием цифр:
С1991 г. Китай медленно поглощает территорию экс-СССР, пусть и в небольших масштабах. Россия в рамках «демаркации» границы уже передала КНР 337 км2 своей земли (включая спорный остров Даманский), Казахстан — 407 км2, а Таджикистан — и вовсе 1158 км2! Даже у Киргизии китайцы утащили 12 км2 — так сказать, «на закуску» (Станет ли Владивосток Хайшеньваем? 2012. 18 апр.).
Приводя ряд цифр, автор как бы доказывает существование «китайской экспансии» и «желтой угрозы».
Во всех проанализированных примерах из 93 комментариев и мнений экспертов 40 касается китайской политики, из них 17 относится к нейтральным, 12 — к положительным, 11 — к отрицательным.
Проанализируем публикации на экономическую тему. В сообщениях об экономическом положении Китая тоже содержатся как положительные, так и отрицательные репрезентации.
П о л о ж и т е л ь н о оценивается модель экономического развития, огромные экономические успехи и влияние. В публикациях приводятся примеры строительства специальных экономических зон Чжухай и Шэньчжэнь, развития «поездов-пуль», проведения экономических реформ в условиях западных санкций: 25 лет назад... США ввели санкции против Китая... И что? Теперь экономика Запада сильно ослабела, зато китайская занимает второе место в мире, а США — основной должник КНР. Если китайцы пожелают, доллару придёт конец. ...Теперь на месте бедных рыбацких деревушек выросли небоскрёбы, новые города-мегаполисы с десятками миллионов жителей превратились в центры китайской электронной промышленности... За последние 6 лет в
Китае реформировали 592уезда — родину самых бедных крестьян, живущих на доллар в день. На западе КНР в рамках программы «Надежда» в бедных районах отремонтировали 15 000 (!) сельских школ. По приезде в Гуанси замечаешь: провинция роскошью не сверкает, но количество бедняков за последние 6 лет уменьшилось здесь в 2 (!) с лишним раза. Даже ООН официально похвалила Китай за успехи в борьбе с бедностью (Миллиарды под ногами. Как России применить опыт развития экономики Китая. 2014. 17 апр.).
Позитивная оценка также дается политике поощрения малого и среднего бизнеса, контролю над финансовым рынком, регулированию цен и борьбе с коррупцией.
Когда речь идет о проблемах и последствиях, возникших в процессе экономического развития Китая, в сообщениях используется большое количество эмоциональных оценок, чтобы показать критическую ситуацию в экономике Китая, которой грозит неизбежный крах: загрязнение городов чудовищное, жуткая экономическая депрессия, ядовитые китайские теплицы, безысходное положение, уязвимая страна и др. Та же ситуация в текстах на тему политики плановой рождаемости в Китае, которая всегда вызывает недоумение и непонимание у российского общества. Психологические, точнее эмоциональные, оценки придают сообщениям в газетных текстах повышенную экспрессивность: действовать варварски, драконовские меры, зверские штрафы, насильственная стерилизация, жесткий принцип и т. д.
Чтобы воздействовать на восприятие информации реципиентом и добиться запланированных автором нужных результатов, в газетных текстах вместе с оценочными средствами используются другие способы формирования положительной или отрицательной оценки, например:
Скандальные секреты успеха КНР: специальный репортаж обозревателя «АиФ» из трущоб Гуанчжоу — как раз там миллионы бедняков за 50 долл. в месяц, а то и просто за миску лапши «куют» экономику самого богатого в мире государства...
Сразу после наступления темноты окраины южнокитайского города Гуанчжоу переполнены людьми — серыми и безмолвными, словно тени. Одетые в грязные спецовки, они покупают самую дешёвую еду: торговцы готовят её прямо на тротуарах — вместе с мухами и уличной пылью. Миска лапши стоит 2 юаня, рис, сбрызнутый соевым соусом, — 1 юань. Тени едят жадно, почти не жуя, — они равнодушны к вкусу еды, им главное — поскорее набить желудок. Лица неподвижны, словно маски. Каждый сегодня отработал на стройке по 15 часов, завтра рано утром им снова «шабашить» небоскрёбы и укладывать дороги. И именно этим почти бесплатным работягам Поднебесная обязана экономическим бумом, сделавшим страну супердержавой XXI в. ... — Что вы первым делом видите, когда приезжаете в Китай? — спрашивает меня профессор экономики Алекс Чэнь из Гонконга. — Здания-высотки, залитые огнями рекламы, новые автострады, современные фабрики. Туристу не приходит в голову, кто и, главное, на каких условиях их строил. ...Их руки и толкают вверх экономику: строительные фирмы получают гигантскую прибыль при минимуме затрат (Страна теней: обратная сторона китайской промышленности. 2013. 3 июля).
Здесь автор описывает рабочих, которые живут в невероятно тяжелых условиях на окраине одного южнокитайского города. Он применяет сенсорные и психологические оценки благодаря отбору слов и выражений, выражающих негативные ассоциации: серый, безмолвный, грязный, едят жадно, равнодушны, лица неподвижны. Эмоциональная оценочность усиливается группами выражений-контрастов: бедняки и самое богатое государство; трущобы и здания-высотки, небоскребы, новые автострады, современные фабрики; гигантская прибыли и миниму затрат. Отрицательная оценка
поддерживается сравнением: серые и безмолвные, словно тени; лица неподвижны, словно маски. Кроме того, с помощью таких стилистически окрашенных слов и выражений, как спецовки, шабашить, набить (разг.) желудок, работяги (прост.), автор подчеркивает пренебрежительное отношение к жизни данной группы людей. С помощью цифры также дается косвенно выраженная оценка, отражающая критическое положение рабочих-мигрантов, вызывающая у читателя негативные эмоции. Таким образом у него складывается представление о том, что успехи Китая достигнуты за счет уникальной дешевизны рабочей силы, рабочие живут адской жизнью. Цифры позволяют влиять на оценку и отношение российского общества к восприятию Китая и жизни китайцев.
Н е г а т и в н а я оценка выражается к проблемам и последствиям, возникшим в процессе экономического развития Китая: «великий китайский пузырь» (пузырь на рынке недвижимости — огромное количество городов-призраков; пузырь на рынке кредитования, т. е. банковский пузырь; пузырь в промышленности, т. е. индустриальный пузырь), экологическая катастрофа (загрязнение атмосферы и воды, истощение земли), проблема города и деревни, богатых и бедных районов, пропасть между богатыми и бедными, забастовки рабочих. Отрицательная оценка актуализирована в материалах о так называемой китайской угрозе и китайской экономической экспансии: огромное количество китайцев как грибы после дождя заселяют Среднюю Азию, КНР попросту глотает местные экономики, не жуя... В сообщениях даже прогнозируют экономический обвал и крах: проблемы в экономике Поднебесной представляют угрозу для глобального ВВП... Следующая мировая рецессия будет сделана в КНР. В ближайшие пару лет Китай, с большой долей вероятности, будет самым масштабным источником нестабильности в мировой экономике (Обвал в Китае, рецессия в России. Какие риски угрожают мировой экономике. 2015. 5 авг.). Считается, что ситуация в Китае ударит по России, странам Средней Азии, тесно связанным с Китаем, и потянет их экономику вниз.
Для передачи негативной оценки экономических проблем используются общая и этическая оценка эксперта, безусловно поддерживаемая редакцией, при этом оценку усиливает сопоставление жизни города и деревни. Ту же функцию выполняют и приводимые цифры, показывающие достоверность информации: больше $100 — меньше $40, $75у горожан — чуть больше $6 у селян.
Отрицательная оценочность осуществляется с помощью косвенного комментария, восклицательной конструкции, цифр, психологических оценок и олицетворения.
Дракон откусывает кусочек за кусочком, — комментирует ситуацию бизнесмен из Астаны Керим Эмирбаев (имя изменено. — Авт.). — Ему можно не торопиться — по сути, Средняя Азия уже находится в его желудке. Всего Китай претендует на более чем 28 тыс. км2 (!) таджикской территории: и неизвестно, что случится, когда Пекин поставит Таджикистан перед необходимостью возврата кредитов — у страны попросту нет ни копейки денег. В Казахстане КНР, помимо нефти и газа, осваивает местные водные ресурсы — в результате казахские реки и озёра в последнее время серьёзно обмелели, потеряв 20 млн куб. м воды. Китайских крестьян-колонистов, сооружающих оросительные каналы и направляющих воду в Синьцзян, переселяют в Казахстан десятками тысяч: Пекин иногда тонко намекает, что спор о китайско-казахской границе до сих пор окончательно не урегулирован. Надо признать, Китай действует в Средней Азии очень неглупо. Не угрожает войной, а опутывает кредитами, подминает под себя экономику, наводняет рынок соседей товарами, после чего с ним расплачиваются территорией — без санкций и скандалов со стороны Запада: ведь всё получается
добровольно, путём официального договора (Тяга к Поднебесной. Что принесет России тесная дружба с Китаем? 2015. 9 сент.).
В этом фрагменте текста автор, используя комментарий и цифры, описывает способ и процесс «экономической экспансии Китая», с помощью психологических оценок (неглупо, добровольно) выражает иронию и негативное отношение к ней. А использованное олицетворение (откусывать кусочек за кусочком, в его желудке) выполняет функцию воздействия на воображение читателя, а также функцию формирования образной яркой модели мира, повышает выразительность, экспрессивность, оценочность и кон-нотативность, позволяет читателю визуально представить процесс экспансии, создает в его восприятии негативный образ Китая, который захватывает чужие земли. Кроме того, употребление слова дракон здесь имеет особое значение в усилении экспрессивности, так как, в отличие от китайцев, у русских данное слово вызывает отрицательную ассоциацию: гигантская крылатая огнедышащая рептилия, извечное воплощение Зла, которое нужно победить, препятствие, которое надо преодолеть.
В целом к экономическому сотрудничеству Китая и России выражается двойственное отношение. С одной стороны, Китай оценивается как крупнейший торгово-экономический партнер, а китайский рынок рассматривается как перспективный. Двустороннее сотрудничество Китая и России является предсказуемым, способным принести России океан пользы. С другой стороны, в публикациях подчеркивается, что сотрудничество с Китаем, особенно в энергетической сфере, приносит слишком мало выгоды России, делая ее сырьевым придатком Китая.
В публикациях, касающихся социальной сферы, в 17 комментариях и мнениях экспертов о китайском обществе эксплицировано больше негативных коннотаций (10), чем позитивных (3). С одной стороны, н е г а т и в н о оценивают политику плановой рождаемости, считая ее причиной полового дисбаланса и появления «нелегальных детей». С другой стороны, ослабление ограничения в области демографии тоже вызывает опасения: землю захватят не инопланетяне, а китайцы. В следующем примере автор привлекает внимание к образу жизни долгожителей Китая:
Особое внимание старики уделяют питанию. В КНР самый настоящий культ еды. И хотя блюда местной кухни китайцы запивают вредным, но популярным пивом, а главное мясо в стране — свинина, в Поднебесной очень низкий процент заболеваемости печени и сердца. Почему? Китайцы продукты не варят, а готовят на пару, сохраняя их сочность и полезные свойства, а также едят много свежих овощей: свинина всегда подаётся вместе с горой нарезанных салатов. В ежедневном рационе присутствуют рис, кукуруза, бобы, обязательно — фрукты. Еще одна немаловажная деталь: мясо и рыбу в Китае стараются есть свежими, заморозку используют нечасто. ...Может быть, поэтому среди пенсионеров в КНР (да и вообще по стране) проблемы с избыточным весом — редкость. Почти все китайские старики — подтянутые, активные и бодрые. («Бегущие тигры. Почему в Китае растёт количество долгожителей» (2013. 14 ноября).
Здесь отмечается многообразие выраженных оценок: сенсорная (свежий), эмоциональная (популярный, подтянутый, активный, бодрый), утилитарная (вредный, полезный), с помощью которых подтверждается здоровый образ жизни долгожителей-китайцев.
О т р и ц а т е л ь н а я оценка дается пенсионной политике: пенсии в КНР платят только тем, кто работал на госслужбе. Если человек трудился в частной компании, постарев, он должен жить на личные накопления либо рассчитывать на помощь своих детей. Поэтому мальчики в Поднебесной на вес золота (Новая версия Апокалипсиса:
Землю захватят не инопланетяне, а китайцы. 2012. 12 дек.). К поведению китайских туристов, демонстрирующих низкий уровень культуры, к высокой боеспособности китайской армии актуализировано отрицательное отношение.
В публикациях, посвященных копированию китайцами иностранных технологий, выражается как отрицательное, так и нейтральное, близкое к объективной оценке ситуации отношение: разведка Китая «ходит» в правительственные сети Америки, как к себе домой. Китайцы тащат не только военные секреты — они копируют смартфоны, автомобили и даже... целые города! (Мир в китайской копии. КНР не изобретает, но отлично воспроизводит чужое. 2013. 12 июня); масштабы копирования в общественном мнении во многом сильно преувеличены. Очень многие системы, которые считаются скопированными китайцами, производятся ими по вполне официально проданным лицензиям, либо были разработаны для них российскими разработчиками — также по официальным контрактам (Чем обернется для России сближение с Китаем?).
Аналогичная дихотомия в выражении оценки репрезентирована в публикациях, посвященных качеству китайских товаров: наряду с пренебрежительными оценками по отношению к китайской дребедени подчеркивается и рост качества продукции: Если раньше подделки из КНР можно было характеризовать как «дребедень», то теперь китайские версии мировых брендов ломаются реже»; «КНР очень разная, и там много качественных товаров, если товар закупается на крупных серьезных фабриках (Мир в китайской копии).
В целом п о з и т и в н ы е оценки эксплицированы в публикациях о «курсе долголетия» и усилиях китайского правительства в сфере социального обеспечения и защиты пожилых людей: китайские старики — уважаемая часть общества, их не считают обузой (Бегущие тигры); В КНР «почтенному возрасту»уделяют особое внимание — всюду в парках есть спортивные площадки для пенсионеров. ...Согласно опросам, 90% китайских стариков считают: после выхода на пенсию им живётся значительно лучше (!), чем в молодости (Страна столетних. Почему китайцы собираются жить дольше россиян? 2014. 30 окт.).
Положительные и отрицательные экспликации о китайской политике и экономике, таким образом, выражаются в равной степени. В публикациях о социальной сфере КНР в основном преобладают отрицательные коннотации Можно сказать, что в целом общая тональность текстов статей «АиФ» стремится к о б ъ е к т и в н о с т и в репрезентации КНР.
Выводы. Проведенный анализ позволяет нам составить представление об имидже Китая в онлайн-версии газеты «АиФ». В анализируемых публикациях встречаются общие, сенсорно-вкусовые и психологические оценки (в особенности эмоциональные), которые выделяют сообщаемые события из ряда аналогичных, обращают внимание на особенности протекания события или условия ситуации, делают сообщение более интересными. Используются также сублимированные (этические) и рационалистические оценки, с помощью которых формулируются проблемы, объясняются мотивы деятельности субъектов.
Количество статей о Китае с каждым годом увеличивается, что демонстрирует растущий интерес российского общества к Китаю; отмечается значительное освещение политической, экономической и общественной сферы.
В представлении российского потребителя массмедиаконтента Китай представлен как супердержава, которая твердо идет по пути социализма со своей спецификой под
руководством Компартии. Руководство Китая стремится к повышению уровня жизни народа и уделяет особое внимание социальной сфере.
Китай представляется надежным политическим союзником России, на которого можно рассчитывать; и одновременно Китай — жесткий и рациональный партнер, с кем следует быть осторожнее в торгово-экономическом сотрудничестве.
Китай — многонаселенная страна, которая проводит демографическую экспансию и является угрозой демографической безопасности не только для России, но и для других стран мира.
Китай — локомотив мировой экономики, но одновременно технически отсталая страна; Китай — страна с множеством серьезных экономических, экологических и социальных проблем.
Китай — недемократическая страна, где права человека, особенно права женщин, не защищены.
Китай — страна долгожителей. Пожилые люди ведут здоровый образ жизни.
Формирование такого имиджа Китая, на наш взгляд, связано, во-первых, с предстоящим сложным внутренним и внешним положением России, для которой важно перенимать опыт у Китая, особенно опыт в управлении государством и развитием экономики, важно тесно сотрудничать в политической и экономической сферах.
Во-вторых, с интересом к оригинальной культуре питания Китая. На самом деле всё что связано с традиционной китайской культурой, с одной стороны, всегда привлекает внимание у русских, с другой стороны, остается таинственным и незнакомым для них.
В-третьих, с наличием укоренившегося стереотипа «китайская угроза», «желтое цунами». Россия традиционно ориентирована на Запад, что обусловлено определенными идеологическими и геополитическими факторами.
В-четвертых, с отсутствием серьезного отношения к научному изучению происходящих изменений в современном Китае, о чем свидетельствует использование негативных оценочных средств, что мешает журналистам и ученым сделать всесторонние и объективные выводы.
ЛИТЕРАТУРА
Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки рус. культуры, 1999.
Бакулин О. А. Особенности формирования образа Китая российскими СМИ в период пекинской олимпиады: на китайском языке // Междунар. СМИ. 2008. № 11. С. 71-79.
Добросклонская Т. Г. Методы анализа видео-вербальных текстов // Медиалингвистика. 2016. № 2 (12). С. 13-25.
Добросклонская Т. Г. Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов. М.: Книж. дом Университет, 2008.
Дускаева Л. Р. Выражение оценочных коммуникативных действий в журналистском культурно-просветительском дискурсе // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Российская и зарубежная филология. 2014. № 4(28). С. 206-213.
Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров / под ред. М. Н. Кожиной. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т, 2012.
Дускаева Л. Р., Коняева Ю. М. Стилистика имиджеформирующего речевого воздействия // Стилистика и литературное редактирование: учебник для академ. бакалавриата / под ред. Л. Р. Дускаевой. Т. 2. М.: Юрайт, 2016. С. 20-46.
Зверева П. П. Лингвопрагматический анализ текстов печатных СМИ формальными средства: на матер. газетных публикаций США о России: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2015.
Ли Вэй. Российские средства массовой информации в переходный период. Шанхай, 2005.
Лукин A. B. Медведь наблюдает за драконом: образ Китая в России в XVII-XXI веках. М.: Восток — Запад, ACT, 2007.
Лю Юаньюань Имидж Китая в общественном сознании современной России // Вестн. РГГУ. Сер. Социология. 2009. № 2. С. 220-233.
Лю Ятин. Формирование имиджа китайских мудрецов в России в 90-е годы 20 века // Исследование России. 2009. № 3. С. 124-135.
Ресурсы массовой коммуникации в формировании страновых имиджей / под ред. И. В. Сидор-ской. Минск: Белорус. гос. ун-т, 2016.
Сретенская Л. В. Автор и субъект оценки в газетно-публицистическом тексте // Концепт: на-уч.-метод. электрон. журн. 2015. Т. 13. С. 711-715. URL: http://e-koncept.ru/2015/85143.htm.
Чжан Хуэйцинь. Образ Китая в комментариях к новостям о Китае: на примерах сайта Рамблер // Медиалингвистика. 2014. № 2 (12). С. 82-94.
Шэнь Ин, У Ган. Имидж Китая в региональных СМИ // Исследование России, Средней Азии и Восточной Европы. 2013. № 1. С. 17-22.
Юй Даньхун. Имидж китайского крестьянина-овощевода в российских СМИ // Исследование России, Средней Азии и Восточной Европы. 2011. № 5.
REFERENCES
Arutjunova N. D. Language and and a human's world [Jazyk i mir cheloveka]. 2nd ed., corr. Moscow, 1999.
Bakulin O. A. The specific features of the formation of China's image in the Russian media during the Beijing Olympics (in Chinese) [Osobennosti formirovanija obraza Kitaja rossijskimi SMI v period pekinskoj olimpiady (na kitajskom jazyke)] // International Media [Mezhdunarodnyje SMI]. 2008. No. 11.
Dobrosklonskaya T. G. Mass media language [Jazyk sredstv massovoj informacii]. Moscow, 2008.
Dobrosklonskaya T. G. Methods of analyzing video-verbal texts [Metody analiza video-verbal'nyh tekstov] // Media Linguistics [Medialingvistika]. 2016. No. 2 (12). P. 13-25.
Duskaeva L. R. Dialogical nature of newspaper speech genres [Dialogicheskaja priroda gazetnyh rechevyh zhanrov] / ed. M. N. Kozhinoy. 2nd ed. St Petersburg, 2012.
Duskaeva L. R. How to express evaluation of communicative action in the journalistic cultural and educational discourse [Vyrazhenie ocenochnyh kommunikativnyh dejstvij v zhurnalistskom kul'turno-prosvetitel'skom diskurse] // Bul. Perm State Univ. Ser. Russian and foreign philology [Vestn. Perm. univ. Ser. Rossijskaja i zarubezhnaja filologija]. 2014. No. 4 (28). P. 206-213.
Duskaeva L. R., Konyaeva Yu M. Stylistics of image forming speech [Stilistika imidzheformirujushhej rechi] // Russian language and literary editing [Stilistika russkogo jazyka i literaturnoe redaktirovanie] / ed. by L. R. Duskaeva. Moscow: Yurayt, 2016.
Li Wei. Russian mass media during the transition period [Rossijskie sredstva massovoj informacii v perehodnyj period]. Shanghai, 2005.
Liu Yuanyuan. Image of China in the public consciousness of modern Russia [Imidzh Kitaja v obshhestvennom soznanii sovremennoj Rossii] // Journ. Russian State Humanitar. Univ. Ser. Sociology [Vestnik RGGU. Ser. Sociologija]. 2009. No. 2. P. 220-233.
Liu Yatin. Formation of the Chinese sages' image in Russia in the 90s of the 20th century [Formirovanie imidzha kitajskih mudrecov v Rossii v 90-ye gody 20 veka] // Research of Russia [Issledovanie Rossii]. 2009. No. 3. P. 124-135.
Lukin A. B. The bear is watching the dragon: image of China in Russia in XVII-XX centuries [Medved' nabljudaet za drakonom: obraz Kitaja v Rossii v XVII-XXI vekah]. Moscow: East-West, ACT, 2007.
Shen Ying, Wu Gang. The image of China in regional media [Imidzh Kitaja v regional'nyh SMI] // Investigation of Russia, Central Asia and Eastern Europe [Issledovanie Rossii, Srednej Azii i Vostochnoj Evropy]. 2013. No.1. P. 17-22.
Sidorskaya I. V. Resources of mass communication for the shaping the image of country [Resursy massovoj kommunikacii v formirovanii stranovyh imidzhej]. Minsk, 2016.
Sretenskaya L. V. Author and the subject of evaluation in newspaper and journalistic text [Avtor i subjekt ocenki v gazetno-publicisticheskom tekste] // Concept: sci. and method. electronic journ [Koncept: nauch.-metod. electron. zhurn.]. 2015. T. 13. P. 711-715.
Yu Danhong. The image of Chinese peasant-grower in the Russian mass media // Investigation of Russia, Central Asia and Eastern Europe. 2011. No. 5.
ZhangHuiqin. The image of China in the Russian perception by analyzing Russian netizens comments on news reports about China [Obraz Kitaja v kommentarijah k novostjam o Kitae: na primerah sajta Rambler] // Media Linguistics [Medialingvistika]. 2014. No. 2 (5). P. 82-94.
Zverev P. linguistic-pragmatic analysis of texts by the publishing mass media with the formal means: based on the US newspaper articles about Russia [Lingvopragmaticheskij analiz tekstov pechatnyh SMI formal'nymi sredstvami: na mater. gazetnyh publikacij SShA o Rossii]: PhD Dis. Moscow, 2015.