Научная статья на тему 'Восприятие России современной китайской студенческой молодежью'

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
481
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИМИДЖ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ / СМИ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ОНЛАЙН-АНКЕТИРОВАНИЕ / КИТАЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / STATE IMAGE / SOCIAL EMOTION / MASS MEDIA / RUSSIAN-CHINESE RELATIONSHIPS / SOCIOLOGICAL SURVEY / ONLINE QUESTIONING / CHINESE YOUNG PEOPLE / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Се Чжоу, Чжан Цзэмин

В статье описаны результаты социологического исследования представлений современной китайской студенческой молодежи об истории и культуре России, обоснована актуальность и значимость для дальнейшего развития китайско-российского сотрудничества подобного исследования, позволяющего оценить настроения современной китайской молодежи и ее отношение к России в новую эпоху. В статье описывается процедура проводимого с июня по август 2019 года эксперимента, реализованного при помощи компании «Beijing Zero Data», создавшей веб-страницу и базу данных вопросника, описывается онлайн-анкетирование в университетах, обосновываются принципы отбора респондентов для анкетирования по возрастному и гендерному признакам, а также по сфере профессиональной деятельности и политическому статусу. Охарактеризованы основные группы вопросов анкетирования, выявляющие различные аспекты как субъективных взглядов китайской молодежи на Россию и личных впечатлений о стране, так и знаний студентов об истории и географии России, современной политической и демографической ситуации, религиозных и культурных институтов; произведен анализ деятельности китайских СМИ по продвижению государственного имиджа России, выявлены факторы, способствующие, по мнению китайских студентов, двусторонним дружественным отношениям между Китаем и Россией: культурная коммуникация, международная торговля и технологическое сотрудничество, в меньшей степени стратегическое и военное сотрудничество. Приведена статистика и произведен анализ ответов респондентов, сделаны выводы о дальнейших перспективах молодежного сотрудничества между Китаем и Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERCEPTION OF RUSSIA BY MODERN CHINESE STUDENTS

The article shows the results of sociological study of modern Chinese students' ideas about Russian history and culture, as well as the novelty and importance of a present research for further development of Chinese-Russian cooperation which gives the opportunity to assess modern Chinese young people's opinions and their attitude to Russia in a new epoch. The article describes the process of the experiment which lasted from June to August of 2019 and was made with the help of «Beijing Zero Data» company which created a wed-site and questionnaire database. The author of the article gives the description of online questioning in the universities, justifies the principles of choosing the respondents for questioning according to the age and gender and takes into consideration professional activity and political status. The article shows main groups of questions reflecting different aspects of both subjective views of Chinese young people on Russia and their personal impressions of the country, and the knowledge of the students of History and Geography of Russia, modern political and demographic situation, religious and cultural institutes. The article analyses the work of the Chinese Mass Media on the promotion of state image of Russia and shows the factors which would help bilateral friendly relations between China and Russia, cultural communication, international trade and technological cooperation and in a less degree strategic and military cooperation according to Chinese students' opinions. The article gives statistics and analysis of respondents' answers, makes conclusions about further perspectives of youth cooperation between China and Russia.

Текст научной работы на тему «Восприятие России современной китайской студенческой молодежью»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Се Чжоу Чжан Цзэмин

УДК 32.019.5

https://orcid.org/0000-0001-8753-7182 https://orcid.org/0000-0002-6692-544X

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

Статья подготовлена в рамках деятельности Центра по изучению русскоговорящих стран (ЦИРС) Юго-Западного университета КНР при Министерстве образования Китайской Народной Республики

Для цитирования: Се Чжоу, Чжан Цзэмин Восприятие России современной китайской студенческой молодежью // Мир русскоговорящих стран. 2020. № 2 (4). С. 5-25. DOI 10.20323/2658-7866-2020-2-4-5-25

В статье описаны результаты социологического исследования представлений современной китайской студенческой молодежи об истории и культуре России, обоснована актуальность и значимость для дальнейшего развития китайско-российского сотрудничества подобного исследования, позволяющего оценить настроения современной китайской молодежи и ее отношение к России в новую эпоху. В статье описывается процедура проводимого с июня по август 2019 года эксперимента, реализованного при помощи компании «Beijing Zero Data», создавшей веб-страницу и базу данных вопросника, описывается онлайн-анкетирование в университетах, обосновываются принципы отбора респондентов для анкетирования по возрастному и тендерному признакам, а также по сфере профессиональной деятельности и политическому статусу. Охарактеризованы основные группы вопросов анкетирования, выявляющие различные аспекты как субъективных взглядов китайской молодежи на Россию и личных впечатлений о стране, так и знаний студентов об истории и географии России, современной политической и демографической ситуации, религиозных и культурных институтов; произведен анализ деятельности китайских СМИ по продвижению государственного имиджа России, выявлены факторы, способствующие, по мнению китайских студентов, двусторонним дружественным отношениям между Китаем и Россией: культурная коммуникация, международная торговля и технологическое сотрудничество, в меньшей степени стратегическое и военное сотрудничество. Приведена статистика и произведен анализ ответов респондентов, сделаны выводы о дальнейших перспективах молодежного сотрудничества между Китаем и Россией.

Ключевые слова: государственный имидж, социальная эмоция, СМИ, российско-китайские отношения, социологический опрос, онлайн-анкетирование, китайская молодежь, межкультурная коммуникация.

© Се Чжоу, Чжан Цзэмин, 2020

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

5

POLITICAL SCIENCE

Xie Zhou, Zhang Zeming

The perception of Russia by modern Chinese students

The article shows the results of sociological study of modern Chinese students' ideas about Russian history and culture, as well as the novelty and importance of a present research for further development of Chinese-Russian cooperation which gives the opportunity to assess modern Chinese young people's opinions and their attitude to Russia in a new epoch. The article describes the process of the experiment which lasted from June to August of 2019 and was made with the help of «Beijing Zero Data» company which created a wed-site and questionnaire database. The author of the article gives the description of online questioning in the universities, justifies the principles of choosing the respondents for questioning according to the age and gender and takes into consideration professional activity and political status. The article shows main groups of questions reflecting different aspects of both subjective views of Chinese young people on Russia and their personal impressions of the country, and the knowledge of the students of History and Geography of Russia, modern political and demographic situation, religious and cultural institutes. The article analyses the work of the Chinese Mass Media on the promotion of state image of Russia and shows the factors which would help bilateral friendly relations between China and Russia, cultural communication, international trade and technological cooperation and in a less degree strategic and military cooperation according to Chinese students' opinions. The article gives statistics and analysis of respondents' answers, makes conclusions about further perspectives of youth cooperation between China and Russia.

Key words: state image, social emotion, Mass Media, Russian-Chinese relationships, sociological survey, online questioning, Chinese young people, intercultural communication.

Россия и Китай являются близкими соседями, их общая граница составляет более 4 300 км. Обе страны представляет собой великие державы, ведь Россия имеет самую большую территорию в мире, а Китай - самое большое количество населения. Длительное историческое общение между Россией и Китаем прошло путь от сложных политических отношений до взаимопонимания и сотрудничества. С начала XX века ни одна страна в

мире не оказала такого огромного влияния на Китай, как Россия (включая Российскую Империю, Советскую Россию и Советский Союз). В конце XX - начале XXI вв. сотрудничество между Китаем и Россией в политической, экономической, военной, научно-технической и культурной областях постоянно укрепляется. Шанхайская организация сотрудничества, совместно созданная Китаем и Россией, стала образцовой моделью регионального

6

Се Чжоу, Чжан Цзэмин

сотрудничества в мире. После того, как В. В. Путин вступил в должность президента России в 2000 году, российско-китайские отношения продолжали развиваться. 16 июля 2001 года по инициативе Цзян Цзэминя - тогдашнего Председателя КНР, был подписан договор «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». Россия стала первой страной, которую посетил глава КПК Си Цзиньпин в качестве главы государства - председателя КНР [Посол РФ в КНР ...]. В мае 2015 года Китаем и Россией подписано «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства

Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». Этот новый план двустороннего делового сотрудничества между Китаем и Россией в рамках проекта «Один пояс и один путь» вывел китайско-российские отношения на новый уровень. В июне 2019 года председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин нанес государственный визит в Россию и принял участие в 23-м Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. В ходе визита главы двух стран выступили с совместным заявлением: «Вступая в новую эпоху, российско-китайские отношения получают дополнительные возможности для еще более масштабного развития» [Совместное заявление РФ и КНР ... , с. 1].

В этом процессе постоянного развития и совершенствования отношений между двумя странами особая роль отводится молодежи. Молодежь - это будущее нации, будущее китайско-российских отношений и народов двух стран. Между тем, контакты между молодыми людьми двух стран пока остаются достаточно ограниченными. Совершенно разные пути перехода на «экономические рельсы» в Китае и России совершенно по-разному отразились на воспитании молодежи двух государств. Социологи соглашаются, что у китайской и российской молодежи имеются точки соприкосновения. Нынешнее поколение молодых китайцев и молодых россиян выросло в период демографического спада в двух странах. Это поколение сталкивается с более жесткой конкуренцией на рынке труда, позже заводит семью, и очень похоже в своих потребительских привычках. Однако ввиду национальной специфики, у молодых людей двух стран все же больше различий, чем точек соприкосновения. И эти различия не способствуют установлению новых контактов между странами. За последние годы китайско-российские экономические отношения значительно углубились. Но в китайско-российских отношениях не хватает гуманитарной составляющей. И чтобы восполнить этот вакуум, китайцы и россияне должны больше знать друг о друге. Именно так представители подрас-

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

7

тающего поколения двух стран смогут оказать непосредственное влияние на политическую и экономическую составляющую стратегического партнерства. Именно этим и обусловлена актуальность предпринятого нами социологического исследования, цель которого - выявить отношение современной китайской молодежи к России, выяснить, насколько глубоки ее знания о России, каким предстает в глазах молодых людей имидж Российского государства. Исследование представлений студентов об имидже России очень важно для нас, чтобы точно оценить настроения современной китайской молодежи и ее отношение к России в новую эпоху. Чтобы предоставить более новую, научную и точную информацию и данные для изучения, с июня по август 2019 года наша исследовательская группа провела анкетный опрос «Эмоции современных китайских студентов в отношении России».

Метод опроса: Время анкетирования: 03.06.2019-14.08.2019. В рамках этого проекта мы поручили компании «Beijing Zero Data» создать веб-страницу и базу данных вопросника, а также провели он-лайн-анкетирование в университетах, включая университеты проекта 985 и 211 (это проект по развитию системы высшего образования в Китае, основная цель которого -при сотрудничестве с местными правительствами вывести на мировой уровень несколько ведущих университетов Китая), а также 8

обычные вузы, в итоге 215 университетов, расположенных в различных районах Китая. В процессе опроса число непосредственных участников достигло 2013 человек, получено в общей сложности 1 490 выборочных проб, удалено 74 выборки, которые не соответствовали требованиям, и в итоге получено 1 416 действительных выборок.

Информация о респондентах: Возраст учащихся, участвующих в онлайн-опроснике, от 18 до 30 лет, что соответствует возрастным рамкам понятия «молодежь» (см. Табл. 1).

Таблица 1.

Возраст респондентов

Соотношение полов (молодые люди - девушки) составляет соответственно 44 %: 56 %, что в выборке эффективно снижает погрешность, на которую влияет ген-дерный фактор (см. Табл. 2).

Се Чжоу, Чжан Цзэмин

Число Процент

респондентов %

18-22 лет 787 55,6

23-26 лет 585 41,3

27-30 лет 36 2,5

Более 30 8 0,6

лет

Итого 1416 100,0

Таблица 2. Информация о респондентах

Число Процент

респондентов %

Мужской 623 44,0

Женский 793 56,0

Итоги 1416 100,0

Специальности опрошенных ре- дентов, изучающих русский язык,

спондентов можно посмотреть в чтобы получить мнение о России

таблице 3. Группа проекта созна- обычных людей, не занимающихся

тельно не включила в число респон- специально ее изучением.

Таблица 3.

Специальности опрошенных респондентов

Число респондентов Процент %

Философия 20 1,4

Экономика 130 9,2

Юриспруденция 79 5,6

Педагогика 111 7,8

Литература 204 14,4

История 22 1,6

Естественные науки 157 11,1

Инженерия 311 22,0

Агрономия 38 2,7

Медицина 126 8,9

Менеджмент 173 12,2

Военная наука 3 0,2

Отказ от ответа 42 3,0

Итого 1 416 100,0

Важным для исследования явилось и то, что 86,7 % среди респондентов составили члены Коммунистической партии (в том числе

Политический статус студентов

кандидаты в члены партии) и члены Коммунистического союза молодежи Китая.

Таблица 4.

Число респондентов Процент %

Коммунистической партии (в том числе кандидаты в члены партии) 332 23,4

Коммунистический союз молодежи Китая 897 63,3

Другие партии 32 2,3

Без партии 155 10,9

Итого 1 416 100,0

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

9

Содержание опроса: В анкете был задан 31 вопрос, вопросы затрагивали следующие аспекты: Информация о респондентах Кроме вышеизложенной информации о поле, возрасте и сфере деятельности, респондентам были заданы вопросы: «Вы были в России?» и «У вас есть друзья, которым нравится русская культура?». Эти два вопроса, с одной стороны, позволяют увидеть, есть ли у китайских студентов представление о России, основанное на личном опыте, а, с другой стороны, выявить, каким образом мнение друзей как важный фактор влияет на отношение студентов к России. Желание узнать Россию Мы предложили три простых вопроса: «Хотите вы посмотреть русские фильмы или телевизионные сериалы?», «Хотите вы поехать в Россию, если у вас есть возможность путешествовать?», «Хотите вы познакомиться с русскими, если у вас есть возможность?» Эти вопросы позволяют непосредственно узнать, есть ли у студентов Китая желание познакомиться с Россией. После сбора информации мы обнаружили, что с 2016 по 2018 год количество выезжающих из Китая туристов увеличивается с каждым годом, а в 2018 году количество выезжающих туристов достигло 149,7 млрд, и Россия является значимым местом для китайских туристов, путешествующих в Европу

[^ттшщшш.шттшхшт

... , с. 1]. Количество китайских туристов в России в 2018 году превысило 2 млн

... , с. 3], поэтому результаты анкетирования, безусловно, свидетельствуют об интересе китайских молодых студентов к России.

Представления и знания о России

В этой части анкеты мы задали следующие четыре вопроса, затрагивающие четыре аспекта, касающиеся русских городов, политики, населения и религии: «Какие из этих городов принадлежат России?» (соответствующие ответы: «Москва», «Санкт-Петербург», «Минск»,

«Одесса», «Рига», «Тула», «Вильнюс», «Казань», «Ереван»); «Как зовут нынешнего российского президента?» (соответствующие ответы: «Борис Путин», «Владимир Путин», «Иван Путин», «Александр Путин»); «Какова численность населения России?» (соответствующие ответы: «80-90 миллионов», «130 миллионов», «180 миллионов», «более 200 миллионов»); «Какая религия наиболее распространена в России?» (соответствующие ответы: «Православие», «Католицизм», «Политеизм», «Ислам», «Протестантство», «Буддизм»). Эти вопросы несложные, поскольку подобная информация часто упоминается в новостных телесообщениях.

Субъективные взгляды на Россию и личные впечатления о стране, которые касаются российской политики, экономики, культуры и так далее.

10

Се Чжоу, Чжан Цзэмин

Эта часть является основной в данной анкете. Эти вопросы отражают мнения и эмоции молодых китайских студентов относительно имиджа российского государства: «Какая страна или регион, по вашему мнению, ближе к России с точки зрения ее национальной системы и модели социального развития?» (соответствующие ответы: «Евросоюз», «США», «Китай» и «Япония»); «Россия поддерживает или угрожает миру во всем мире?»; «Что вы думаете об общем влиянии России на международное сообщество в настоящее время?»; «Вы с оптимизмом смотрите на перспективы развития России?»; «Как вы относитесь к распаду Советского Союза?» (соответствующие ответы: «Надеюсь, что Советский Союз можно восстановить», «Испытываю глубокое сожаление», «Жаль, но это результат неизбежного исторического развития», «Положительно», «Это заговор немногих политиков», «Неизвестно»); «Что вы думаете о феномене двух человек: г. Путина и г. Медведева, избираемых президентами по очереди?» (соответствующие ответы: «В. В. Путин ищет и воспитывает преемников», «Россияне больше доверяют президенту В. В. Путину», «Политическая игра», «Неизвестно»); «Считаете ли вы, что территориальная проблема в истории Китая и России является камнем преткновения в развитии российско-китайских отношений?»; «Создает ли у вас плохое впечатление о России возвра-

щение Крыма?»; «Как вы думаете, какое влияние Россия оказала на развитие Китая в прошлом веке?»; «Как вы думаете, каков преимущественный настрой китайских СМИ в сообщениях о России?» (соответствующие ответы: «Позитивный», «Негативный», «Нейтральный», «Неизвестно»); «За последние два года вы размещали или комментировали информацию о России в Интернете?» (соответствующие ответы: «Похвальные отзывы», «Нейтральные отзывы», «Ничего не написал»); «Вы общались с русскими студентами в вузах и какое впечатление они произвели на вас?» (соответствующие ответы: «Не общался», «Отличное впечатление», «Хорошее впечатление», «Нормальное впечатление», «Плохое впечатление», «Очень плохое впечатление»); «Какое общее впечатление о России у вас?» (соответствующие ответы: «Отличное», «Хорошее», «Нормальное», «Плохое», «Очень плохое»).

Основываясь на анализе ответов на вопросник, мы пришли к следующим выводам, которые последовательно изложим далее.

Характеристика знания китайских студентов о России

Анализируя ответы на вопросы о желании узнать Россию мы можем хорошо видеть, что молодые китайские студенты имеют сильное желание узнать Россию. Среди 1 416 респондентов у большинства есть желание смотреть русские фильмы или телевизионные сериалы, по-

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

11

ехать путешествовать и познакомиться с русскими (количество соответственно составляет 1 258, 1 341 и 1 334). Нетрудно увидеть, что более 90 % китайских студентов интересуются Россией. Но 4 простых вопроса, выявляющие, насколько хорошо они узнали Россию, показывают, что студенты располагают недостаточной информацией о России, и даже половина из них не знают, как зовут нынешнего российского президента (им хорошо известна только его фамилия). Про численность населения и религию менее 50 % студентов ответили правильно. При этом у студентов сложились не вполне благоприятные впечатления о России, поскольку противоречивый имидж России на международной арене в определенной степени повлиял на эмоции и мнение китайской молодежи. Почти половина респондентов (включая 42,9 %, чьими ответами являются «угрожает» и «неизвестно») не верят в то, что Россия поддерживает мир во всем мире, а также почти половина респондентов (43,7 %) ответили, что решение проблемы Крыма произвела на них негативное впечатление.

Что касается мнения студентов о российско-китайских отношениях, 44,5 % респондентов четко заявили, что территориальная проблема в истории России-Китая не является камнем преткновения для развития российско-китайских отношений (34,6 % респондентов считают «да» и 20,9 % респондентов «неизвест-12

но»). Фактически 14 октября 2008 г. последняя проблема границы между Россией и Китаем уже была решена на Большом Уссурийском острове. В тот же день оба министерства иностранных дел подписали договор «О границе между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на ее Восточной части» и приложения к нему. На протяжении всей истории до распада Советского Союза, когда две страны договаривались о пограничных проблемах, ситуация напряженности между Россией (Советским Союзом) и Китаем постепенно ослабевала. На фоне напряженности между Советским Союзом и Китаем пограничные переговоры были официальным каналом связи между двумя странами. По этой причине мы считаем, что спор о границах способствовал нормализации отношений между двумя странами. Отныне пограничная проблема полностью решена, и отношения между двумя странами находятся на лучшем в истории этапе. Что касается территориальной проблемы и ее влияния на развитие российско-китайских отношений в будущем, об этом нельзя судить в настоящее время. Проблемы, оставшиеся от истории, могут быть решены только в истории. И отношения между великими державами в конечном итоге часто меняются из-за изменения интересов обеих стран. Кроме того, только половина респондентов (55,6 %) считают, что Россия оказала положи-Се Чжоу, Чжан Цзэмин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельное влияние на развитие Китая за последние 100 лет. Остальные респонденты считают, что влияние является «небольшим» (12,9 %), а некоторые даже считают, что оно «негативное» (16,1 %). 15,4 % респондентов ответили на этот вопрос «неизвестно». По результатам этих вопросов мы видим, что современные китайские студенты осмысленно относятся к советской помощи Китаю в прошлом и к разрыву китайско-советских отношений, они не критикуют вслепую, а могут трезво оценивать отношения между великими державами.

В целом, мы можем сделать следующие выводы: молодые китайские студенты имеют желание узнать Россию, но у них недостаточно общих представлений о стране и не всегда позитивные впечатления о России.

Общая направленность китайских СМИ отличается от того, что интересует китайских студентов.

Общественное мнение как особая форма социальной идеологии большей частью формируется средствами массовой информации. Наряду с газетами, радио и телевидением огромную популярность в современном мире имеет Интернет, оказывающий наиболее сильное воздействие на общественное мнение. Поэтому важное значение имеет рассмотрение отношения студентов к России с точки зрения сообщений в основных СМИ и общественного мнения в Интернет-публикациях. Основные средства

массовой информации - это средства массовой информации провинциального уровня и выше, они включают в себя газеты партийного комитета центрального правительства, провинций и муниципалитетов, а также радио-телевизионные станции центрального правительства и провинций. В новую эпоху китайский генеральный секретарь Си Цзиньпин отметил: «Продолжается развитие медиасферы, появляются медиа целых процессов, голо-графические медиа и полнофункциональные медиа. Информация вездесуща, и использована всеми, что приводит к глубоким изменениям в экологии общественного мнения, структуре СМИ и методах коммуникации. Работа с новостями и общественным мнением сталкивается с новыми проблемами» [Фшаетж^й ... , с. 7]. В настоящее время Китай вступил в «эпоху масс-медиа». 100 млн различных СМИ активно существуют на медиарынке. С точки зрения размера средств массовой информации и роли руководства общественным мнением, традиционные основные СМИ должны быть образцами и эталонами новых СМИ. СМИ, которые Китай теперь может называть «лидерами», включают «Жэньминь жибао (People's Daily)», «Цанькао сяоси (Reference news)», «Хуаньцю шибао» и «Чжунго цин-ван (China Youth Daily)».

«Жэньминь жибао» - газета Центрального комитета Коммунистической партии Китая, крупнейшая га-

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

13

зета в Китае, которая в 1992 году была названа ЮНЕСКО одной из десяти лучших газет в мире. По состоянию на 00:00 1 января 2017 года тираж Жэньминь жибао достиг 3,18 млн, достигнув стабильного роста в течение 15 лет подряд. Каналы сбора новостей и информации распространяются по всей стране и за рубежом, и газета выходит во всем Китае и в более 100 странах и регионах по всему миру. «Чжунго цинван», начавшая издаваться 27 апреля 1951 года, является одной из самых влиятельных газет в современном Китае. «Чжунго цинван» выходит тиражом 500 000 экз., а ее приложения тиражом более 800 000 экз. Она занимает второе место после Жэньминь жи-бао в центральной общенациональной ежедневной прессе. Темы, связанные с Россией, в обоих газетах играют важную роль в демонстрации государственного имиджа России и стимулирования признания России китайской аудиторией.

В этой статье мы выбрали две газеты - Жэньминь жибао и Чжунго цинван в качестве исследовательских носителей, которые имеют значительное влияние в Китае, посредством количественного анализа в сочетании с качественным анализом. Сообщения делятся на четыре

основные категории: политические, экономические, культурные и социальные. Политические сообщения включают новости о политике России и связанной с ней деятельности, иностранных делах, международных отношениях и военном деле; экономические сообщения включают в себя информацию о политике в отношении внутренней и международной экономики России и связанными с ними мероприятиями; культурные репортажи включают новости, охватывающие образование, культуру, спорт, здравоохранение, туризм и метеорологию и т. д.; социальные репортажи включают социальные явления, социальные события и социальные проблемы. Рассматривая новости, связанные с Россией в этих двух газетах, мы можем выявить следующие характеристики: сообщений меньше, чем в европейских странах, таких как США, Великобритания, Франция, Германия и т. д.; есть много политических сообщений, за которыми следуют культурные и военные. В целом, мы считаем, что Жэньминь жибао и Чжунго цинван показывают или формируют имидж России как политической державы, крупней энергетической и мощной военной страны.

Таблица 5.

Факторы, способствующие двусторонним дружественным отношениям между Китаем и Россией

Количество респондентов Процент (%)

Техническое сотрудничество 925 65,3

14

Се Чжоу, Чжан Цзэмин

Количество респондентов Процент (%)

Культурная коммуникация 1 031 72,8

Международная торговля 1 005 71,0

Взаимные визиты на высоком уровне 788 55,6

Энергетическое сотрудничество 816 57,6

Туризм 760 53,7

Обучение за границей 636 44,9

Стратегическое сотрудничество 4 0,3

Военно-оборонное сотрудничество 1 0,1

Другие 3 0,2

В вопроснике мы видим, что когда у китайских студентов спрашивают, какие факторы, способствующие двусторонним дружественным отношениям между Китаем и Россией, входит в тройку лидеров, мы получаем ответы: «культурная коммуникация» (1 031), «международная торговля» (1 005) и «технологическое сотрудничество» (925), и об этих аспектах не очень много сообщается в основных СМИ в Китае; в то же время «стратегическое сотрудничество» (4) и «военное сотрудничество» (1) являются главными в основных СМИ, но в результатах опроса мы обнаружили, что китайские студенты едва ли рассматривают эти два аспекта как позитивные факторы в развитии российско-китайских двусторонних отношений. Кроме того, сообщения СМИ о «взаимных визиты на высоком уровне» (788) и «энергетическом сотрудничестве» (816) заняли только четвертое и пятое места. Можно сказать, что сфера освещения в китайских СМИ отличается

от сферы интересов китайских студентов.

В области культурной коммуникации, которая больше всего интересует китайских студентов, мы видим, что усилия Китая и России становятся все более и более успешными. 2019 год - 70-летие установления дипломатических отношений между Россией и Китаем, в течение которых значительно возросло количество культурных мероприятий и форумов, совместно организованных Россией и Китаем. По данным веб-сайта Министерства культуры и туризма КНР, в 2019 году в Китае и России состоялось более 20 мероприятий и фестивалей искусств, в том числе: выставка живописи, посвященная 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем; 16-е заседание Подкомитета туристического сотрудничества Китайско-российского комитета по культурному сотрудничеству; десятый китайско-русский культурный парад Большого плавания и др.

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

15

ИзН . ]. Эти мероприятия не только сократили дистанцию между участниками двух стран, но и позволили людям почувствовать яркую народную культуру России и ее прекрасные традиции. Более того, обмен иностранными студентами между Россией и Китаем также является важным показателем культурной коммуникации, что также тесно связано с личным интересом студентов. И будь то страна происхождения или страна назначения, количество и качество иностранных студентов в другой стране также влияют на взгляды студентов и оценку имиджа страны. Но к сожалению, согласно опроснику проекта, большинство китайских студентов (49,1 % респондентов) не касаются иностранных студентов из России. По поводу этой проблемы данные Министерства образования Китая очень показательны: 2016 года в Китае было всего 17 971 иностранных студентов из России, что составляло всего 4,06 % от общего числа китайских иностранных студентов. Число русских студентов, обучающихся в Китае, далеко от числа студентов из азиатских стран (Южная Корея занимает первое место, в итоге 70 540 студентов, что составляет 15,93 % от общего числа китайских иностранных студентов), и по сравнению с США (23 838, что составляет 5,38 %). Хотя число китайских студентов, отправляемых в Россию, занимает первое место в России, но все-таки

это небольшая часть китайских студентов, отправленных за границу [ФШЙШМИ ...]. Согласно данным исследований, по состоянию на 2016 год Китай по-прежнему является основной страной-источником для иностранных студентов в США, Канаде, Австралии, Японии, Южной Корее и Великобритании. Согласно статистике, китайские студенты составляют более 30 % иностранных студентов в США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, а также 57,3 % и 49,3 % студентов в Южной Корее и Японии. В некоторых европейских странах таких как Великобритания, Швеция и Швейцария, хотя доля китайских иностранных студентов не превышает 10 %, но Китай все же является основной страной, направляющей иностранных студентов [ФШЙШМИ ...]. Независимо от страны происхождения или назначения, Китай - крупная страна для обучения за границей, а Россия не присутствует в этом списке. С непрерывным продвижением проекта «Один пояс, Один путь», число иностранных студентов, обучающихся в странах этой линии, продолжает увеличиваться, но основными странами-источниками китайских иностранных студентов являются азиатские страны. Все явления указывают на то, что обмен китайскими и российскими студентами не достиг такого уровня, как обмен с США, Канадой, Австралией, а также Юж-

16

Се Чжоу, Чжан Цзэмин

ной Кореей и Японией. Программа международного обмена студентами по-прежнему очень перспективна для обеих стран.

Что касается точности и нейтральности сообщений СМИ о России, только 30,9 % респондентов считают сообщения китайских СМИ о России нейтральными и достоверными. 51 % респондентов считают, что сообщения имеют позитивную направленность, а 8,4 % респондентов отмечают негативную направленность.

В отличие от сообщений в СМИ, онлайн-общественное мнение часто обладает характеристиками спонтанности, прямолинейности, неопределенности, чрезмерной эмоциональности, политической и социальной недальновидности и односторонности и отражает поверхностное общественное мнение. Согласно докладу, опубликованному Китайским Информационным Сетевым Интернет-Центром (С№№С), по состоянию на июнь 2019 года группа пользователей Интернета в возрасте 10-39 лет составляла 65,1 % от общего числа пользователей Интернета, группа пользователей интернета в возрасте 20-29 лет самая большая, и доля достигала 24,6 %; доля пользователей Интернета с начальным и средним/ техническим образованием составила 38,1 % и 23,8 % соответственно, и доля пользователей Интернета с высшим образованием и закончивших колледжи составила 10,5 % и 9,7 %; число городских пользовате-

лей составляло 630 млн человек, и его доля составляет 73,7 % от общего числа пользователей Интернета [ФШЖИ&'ШФ'Ь ... , с. 3]. Таким образом, сфера пользователей Интернета в Китае такова: в основном это молодые люди в городах в возрасте до 30 лет со степенью бакалавра или ниже. Студенты являются основной силой общественного мнения в Китае. Через анкетный опрос мы увидели, что более половины (54,4 %) китайских студентов не написали ни одного комментария или своего мнения о России в Интернете за последние два года, в то время как 18,1 % респондентов написали положительные комментарии, только 4,2 % респондентов написали отрицательные отзывы. Следует отметить, что большинство пользователей-

студентов относятся к России положительно и очень здраво, ведь не очень хорошо зная Россию, они не делают опрометчивых и необоснованных выводов.

В целом, мы можем сделать следующие выводы: китайские СМИ уделяют интенсивное внимание таким областям, как стратегическое сотрудничество и взаимные визиты на высоком уровне, в то время как китайские студенты больше заинтересованы в информации о гуманитарных обменах, международной торговле и научно-техническом сотрудничестве.

Россия не имеет яркой культурной сферы в Китае для привлечения китайских студентов.

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

17

Таблица 6.

Какие русские сферы привлекают вас?

Количество респондентов Процент(%)

Русская кухня 639 45,1

Русская литература 578 40,8

Русские фильмы и сериалы 389 27,5

Русская косметика 243 17,2

Русская история 374 26,4

Русский язык 209 14,8

Русская музыка 310 21,9

Русская живопись 265 18,7

Русская архитектура 533 37,6

Экономическая сфера 253 17,9

Политическая сфера 344 24,3

Военная сфера 383 27,0

Спортивная сфера 124 8,8

Нет 68 4,8

Мы видим, что китайские студенты проявляют интерес к различным областям российской культуры. Однако, учитывая, что китайские студенты не очень хорошо знают Россию, интерес к различным областям на среднем уровне - это не очень хорошее явление. Напротив, мы считаем, что по сравнению с корейскими эстрадными развлечениями, японской мультипликацией и американскими фильмами, которые процветают в Китае, продвижение российской культуры пока еще слабое. В Китае трудно увидеть сильное российское культурное поле для привлечения студентов. Русская литература высококонкурентная и может породить множество соответствующих отраслей, таких как кино и телевизионные сериалы. Однако

мы обнаруживаем, что русская литературная индустрия в настоящее время также не стала сильным культурным полем в Китае, чтобы способствовать продвижению русской культуры, не говоря уже о конкуренции с другими странами в Китае.

Рассмотрим в качестве примера распространение русских фильмов в Китае. По сравнению с новостными СМИ, преимущество кинематографических и телевизионных работ в построении государственного имиджа заключается в том, что тот обладает более сильным культурным потенциалом и эстетическим воздействием. Люди могут эффективно воспринимать имидж страны через эмоциональные символы и элементы.

Ф ... , с. 18]

18

Се Чжоу, Чжан Цзэмин

Российские кинематографические и телевизионные работы начали заимствоваться в Китае с началом установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Китаем в прошлом веке, и их превосходные художественные приемы сразу привлекли китайцев. Эти фильмы и телевизионные сериалы не только отражают очарование слияния культур, но также показывают все аспекты жизни общества. Приведем конкретные данные о русских фильмах, поступивших на китайский рынок, и назовем десятку лучших кассовых сборов за последние пять лет (см. Табл. 7 [ФШ^ШпВШИ]). Мы видим, что спорт, любовь и война по-прежнему являются важными темами русских фильмов. Фигуры и персонажи, которых они создают, в основном положительные, и описываемые ими социальные реалии - в основном положительные описания России. Среди них передовые технологии, теплая социальная среда и красивые пейзажи. В то же время нетрудно заметить, что даже, если качество русских фильмов улучшилось, и распространение расширилось, то этого еще недостаточно. Только один фильм из США «Мстители: Финал» сделал кассовые сборы в Китае более 4,2 млрд

юаней. А общее количество средств от продажи десяти лучших русских фильмов в Китае не достигло млрд юаней [ФШ^ШЙВШИ]. Что касается русских телевизионных сериалов, то они в основном представлены только через ССТУ. В настоящее время, хотя Интернет развивается и видеоприложения улучшаются, но китайских платформ, которые тесно сотрудничают с Россией, очень мало. Из-за отсутствия пути распространения количество людей, интересующихся российскими телевизионными проектами, уменьшается, что мешает продвижению русских телевизионных сериалов. Российские кино- и телевизионные драмы имеют меньший спрос на рынке и меньшую аудиторию. Популярность российских кино- и телевизионных фильмов всегда была ограничена изучающими русский язык и заинтересованными людьми. Российские кино- и телевизионные сериалы имеют меньший спрос на рынке и меньшую аудиторию в Китае, привлекая лишь изучающих русский язык. Российские кино- и телевизионные фильмы менее разрекламированы в Китае; на видеосайте даже нет специального раздела для русских; на форумах о России зарегистрировано очень мало участников.

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

19

Таблица 7.

Информация о первой десятке кассовых импортных фильмов из России (по состоянию на 15.10.2019)

Оценки зри-

Номер Фильмы Год выпуска в Китае Стоимость (миллион юаней) телей на Вэб-сайте «Доубань» (от общих 10 баллов)

1 Движение вверх 2019 г. 91,768 8,3

2 Снежная королева 3. Огонь и лед 2018 г. 74,224 4,8

3 Сталинград 2013 г. 71,969 6,1

4 Он-дракон 2016 г. 60,153 7,5

5 Снежная королева 2: Перезаморозка 2016 г. 35,746 4,8

6 Экипаж 2016 г. 30,792 7,7

7 Поиск 2018 г. 30,516 8,6

8 Снежная Королева 4: Зазеркалье 2019 г. 23,573 6,0

9 Мафия: Игра на выживание 2016 г. 21,096 3,7

10 Защитники 2017 г. 20,235 3,9

В целом, в настоящее время русские фильмы и телевизионные проекты по-прежнему имеют большой потенциал развития на китайском рынке. Но в настоящее время они лишь играют определенную вспомогательную роль для студентов, изучающих русский язык и связанные с ним специальности. Эти факторы препятствуют знакомству китайских студентов с русской культурой. В то же время мы надеемся, что Россия в будущем сможет создать яркий культурный бренд в Китае, содействующий эффективной межкультурной коммуникации.

Таким образом, анализ представленных в социологическом анкетировании ответов позволяет сделать следующие выводы. В целом у современных китайских студентов складывается неплохое общее представление о России, но из-за недостатка информации и дефицита общения они мало знакомы с политическими, экономическими и социальными и другими аспектами жизни современной России. Однако мы считаем, что благодаря интенсивным политическим обменам между двумя странами, у китайских студентов, несомненно, будет больше возможностей узнать о рус-

20

Се Чжоу, Чжан Цзэмин

ских обычаях, российском обществе и русской природе, и эти всесторонние и объективные знания будут способствовать формированию положительного имиджа России. В настоящее время формирование позитивного мнения китайских студентов в отношении России может осуществляться путем углубления их знаний о стране и активного утверждения позитивного имиджа России. Это может быть реализовано за счет активного продвижения российских кинофильмов и телевизионных сериалов, способствующих распространению русской культуры. Особая роль в этом процессе отводится средствам массовой информации: китайские СМИ объективны и точны в формировании и продвижении имиджа России, однако в то время как основные СМИ продолжают придерживаться нейтрального и объективного стиля, необходимо постепенно расширять освещение России, обеспечивая достоверность сведений и развенчивая мифы и стереотипы. Несмотря на то, что некоторые открытые платформы СМИ в Интернете иногда высказывают не вполне обоснованное субъективное мнение о России, именно студенты, представляющие собой основной костяк интеллектуальной элиты страны, способны мыслить и анализировать выше «усредненного уровня» и адекватно воспринимать информацию.

Безусловно, ведущую роль в содействии продвижению русской

культуры играет китайское правительство, которое проводит русские культурные фестивали, художественные выставки и т. д. Различные формы ярких и интересных мероприятий смогут популяризировать русскую культуру среди людей. Это позволит большему количеству китайцев понимать русскую культуру, народные обычаи и устранить непонимание между представителями обеих стран и преодолеть культурные барьеры.

Россия и Китай считают, что «современные российско-китайские отношения характеризуются высокой степенью политического доверия; насыщенными контактами на высшем и высоком уровнях, разнообразными механизмами сотрудничества в различных областях; богатым по содержанию и стратегическим по значению практическим взаимодействием; прочной общественной базой двусторонних отношений, опирающихся на традиции дружбы между народами России и Китая, передаваемой из поколения в поколение; тесной и эффективной координацией на международной арене. Вступая в новую эпоху, российско-китайские отношения получают дополнительные возможности для еще более масштабного развития <...> укрепление дружественных связей между народами России и Китая, взаимообогащение и сближение культур» [Совместное заявление РФ и КНР ... , с. 2]. В лучший период российско-китайских отношений мы твер-

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

21

до верим, что молодежь двух стран будет постепенно повышать степень взаимного доверия. Китайские студенты позитивно настроены по отношению к России, и в соответствии с этой тенденцией, мы считаем, что формирование положительных социальных эмоций китайских

студентов в отношении России и продвижение позитивного имиджа России среди китайской молодежи выведет российско-китайские отношения на качественно иной уровень, соответствующий потребностям новой эпохи.

Библиографический список

1. Галенович Ю. М. Взгляд на Россию из Китая. Прошлое и настоящее России и наших отношений с Китаем в трактовке китайских ученых. Москва : Время, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII - XXI веках. Москва : АСТ ; Восток - Запад, 2007.

3. Посол РФ в КНР: развитие Китая стало уникальным примером. URL: Russian.news.cn. (Дата обращения: 22.05.2020).

4. Совместное заявление РФ и КНР о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413. (Дата обращения: 22.05.2020).

5. Тихвинский С. Л. Восприятие образа России в Китае (Введ. Кисторич. обзору). Москва : Наука, 2008.

6. Юй Цзе Восприятие образа России в цинском Китаев XVII — XIX вв. Тезисы докладов на XVI международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы». Москва, 25-27 октября 2006 г.

7. Fiske, John Media Matters: Everyday Culture and Political Change[M]. The University of Minnesota Press, 1994, 14-15.

8. Joseph Nye, Soft Power: The Means to Success in World Politics [M]. New York:Public Affairs, 2004.

9. P. Kotler.Marketing Management[M].New Jersey: Prentice Hall.2000.

10. Roselle, L J The New public diplomacy: soft power in international relations[J], Choice, Vol. 44, Iss.3, (Nov.2006).

11. ШШФШЖШ-2016-2017ШШ^*±£Ш*Ш№]. 2018.

12. 2000.

13. ШЯ:

2018(09) : 18-21.

14. щщ&лшлш.фтшфш&тттш—

^ш}№йтшши]жтт(фт{тх¥¥ш), 2007(05): 31-34.

2009(00): 691-699.

16. Фт*±£*4^Ж»±201

22

Се Чжоу, Чжан Цзэмин

17. 2010(07): 25-26.

18. g&^.'ffi^fc^^Rm^ftK&^tt.W^^^-

2018, 9(12): 16-18.

19. mmmmx^MJU^^M^mm, 2013(03): 1020+95.

20. 2017(03): 116-122.

21. —

2018,23(04): 106-113

22. mi^Mmmmm^Rm 2019(04): 4-7.

M&kmmm—a^»—

24.

2019.: 1.

25. iaiUKK, 2019.: 3.

26. ^asw^^rn+^ccNNic)

R]. 2019.8.: 3

27. http://www.cbooo.cn [DB/OL]. 2019.12.10./2019.12.10.

28. ^a^W^WW: http://www.moe.gov.cn/ [DB/OL]. 2019.9.5./2019.12.10.

29. ^AK^ffS^ttffM^^IN&^N : https://www.mct.gov.cn/ [DB/OL]. 2019.9.5./2019.12.10.

30. -

2016,38(09): 61-66.

Reference List

1. Galenovich Ju. M. Vzgljad na Rossiju iz Kitaja. Proshloe i nastojashhee Rossii i nashih otnoshenij s Kitaem v traktovke kitajskih uchenyh = The view on Russia from China. Past and present of Russia and our relationships with China according to Chinese scientists' opinions. Moskva : Vremja, 2010.

2. Lukin A. V. Medved' nabljudaet za drakonom. Obraz Kitaja v Rossii v XVII - XXI vekah = The bear is watching the dragon . The image of China in Russia in XVII-XXI cc. Moskva : AST ; Vostok - Zapad, 2007.

3. Posol RF v KNR: razvitie Kitaja stalo unikal'nym primerom = RF amdassador in China:the development of China has become a unique example. URL: Russian.news.cn. (Data obrashhenija: 22.05.2020).

4. Sovmestnoe zajavlenie RF i KNR o razvitii otnoshenij vseob#emljushhego part-nerstva i strategicheskogo vzaimodejstvija, vstupajushhih v novuju jepohu = Joint statement of RF and China about the development of overall partnership relations and strategic interaction entering a new epoch. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413. (Data obrashhenija: 22.05.2020).

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

23

5. Tihvinskij S. L. Vosprijatie obraza Rossii v Kitae (Vved. Kistorich. obzoru) = Russian image perception in China (Introduction to the historical review). Moskva : Nauka, 2008.

6. Juj Cze Vosprijatie obraza Rossii v cinskom Kitaev XVII — XIX vv. = Russian image perception in Qing XVII — XIX cc. China Tezisy dokladov na XVI mezhdu-narodnoj nauchnoj konferencii «Kitaj, kitajskaja civilizacija i mir. Istorija, sovremen-nost', perspektivy». Moskva, 25-27 oktjabrja 2006 g. Fiske, John Media Matters: Everyday Culture and Political Change[M].

7. The University of Minnesota Press, 1994, 14-15.

8. Joseph Nye, Soft Power: The Means to Success in World Politics [M]. New York:Public Affairs, 2004.

9. P. Kotler. Marketing Management[M].New Jersey: Prentice Hall.2000.

10. Roselle, L J The New public diplomacy: soft power in international relations[J], Choice, Vol. 44, Iss.3, (Nov.2006).

11. -2016-2017S£^*ttX«ttffi£[R]. 2018.

12. 2000.

13. m^K:

2018(09): 18-21.

14. —

+ 2007(05):

31-34.

2009(00): 691-699.

17. 2010(07): 25-26.

18. -

2018, 9(12): 16-18.

19. 2013(03): 1020+95.

20. tmum^xn^mm^mBt^mmmjimm, 2017(03): 116-122.

21. —

2018,23(04): 106-113

22. 2019(04): 4-7.

23.

M&kmmm—^m^m^M m^»—

24. ^m^w^^e^®*»«:

2019.: 1.

24

Се Чжоу, Чжан Цзэмин

25. ШШЖЖШЁ: 2018^ФШЖ*Й£Ш№]. 2019.: 3.

26. ФаяшшжФ^сетгс) ■.&44№ШЕжт,шштшы

R]. 2019.8.: 3

27. ФВШМ1Я: http://www.cbooo.cn [DB/OL]. 2019.12.10./2019.12.10.

28. ФВ^ШвШИ: http://www.moe.gov.cn/ [DB/OL]. 2019.9.5./2019.12.10.

29. Ф^АК^РЭ^^РШШИЙ^Н : https://www.mct.gov.cn/ [DB/OL]. 2019.9.5./2019.12.10.

30. -

2016,38(09): 61-66.

Восприятие России современной китайской студенческой молодежью

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.