ОБРАЗ КАВКАЗА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА М.В. Кох, студент
Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ставрополь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10469
Аннотация. В данной статье рассматривается образ Кавказа в произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова. Как известно, интерес к Кавказу у знаменитого русского писателя зародился еще в детстве во время поездки на Кавказские минеральные воды. Данная тема проходит красной нитью через прозаические и поэтические тексты писателя. Кавказ сыграл главную роль в творчестве и в судьбе писателя. Ключевые слова: Кавказ, творчество, проза, поэзия, М.Ю. Лермонтов.
«И мысль невольно улетает
Бродить средь милых дальних скал...» [3, с. 34]
Для многих поколений русских поэтов и писателей Кавказ являлся местом эмиграции или ссылки. Но в то время, бытовало мнение, что природа Кавказа является дикой и опасной, а проживающий народ в той местности - варварским и беспощадным. Но вскоре, данный миф о Кавказе начинал стираться, многие понимали, что природа таит в себе что-то неизведанное и таинственное. И одним из великих русских писателей, который описывал Кавказ с огромной индивидуальностью, но в то же время понятным для всех языком является Михаил Юрьевич Лермонтов.
Интерес к Кавказу у знаменитого русского писателя - Михаила Юрьевича Лермонтова зародился еще в детстве во время поездки на Кавказские минеральные воды. Именно здесь сложилось у маленького Мишеля первое впечатление о свободе и одиночестве: величественные горы, быстрые реки, чистый воздух. Как писал литературный критик Н.А. Котляревский: «Лермонтов не завещал людям ничего, кроме тревожных, вечно красивых образов, в которых воплотилось неустанное стремление и борение человеческого духа. Изнурительная душевная борьба приводила к ряду вопросов, на которые не было устойчивого ответа...» [2, с. 132].
Изображения же Кавказской природы в произведениях М.Ю. Лермонтова необыкновенно точны. Иннокентий Анненский пишет об этом: «Один живописец Кавказа
мне говорил, что нередко поэзия М.Ю. Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе» [1, с. 4].
В русской классической литературе наиболее ярко представлен романтический образ горца, этическим ядром которого были свобода и честь, достоинство, гордость, независимость, вольнолюбие. «Нам бы такую страсть, - справедливо отмечал писатель П.А. Павленко, - такое подвижничество, такую гордость... Высокие гражданские идеалы этих кавказских «дикарей» на много лет оживили русскую мысль» [5, с. 64].
Первые произведения, созданные М.Ю. Лермонтовым с кавказским сюжетом - «Черкесы» и «Кавказский пленник». Присутствие романтики и глубокого трагизма в этих поэмах создает особый колорит и образ Кавказа.
Известно, что писатель проявил интерес к поэме А.С. Пушкина «Кавказский пленник», таким образом, можно сделать вывод, что это влияние очевидно. «Глубокое содержание поэмы, ее злободневность (мотивы о Кавказской войне, о вольности), великолепные описания быта горцев и природы края, изумительное мастерство стиха создали этому произведению заслуженный успех. Поэма дала мощный толчок развитию кавказских мотивов в стихотворных и прозаических произведениях» [4, с. 89].
Стоит отметить, что после того, как поэмы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник» впервые увидели свет, природа Кавказа начала находить
свое отображение в отечественной литературе, и как ни странно, воплотилась в качестве ценности человеческого мира. Человек и природа - одно из главных духовных обогащений личности.
После, Михаил Лермонтов создает несколько стихотворений о Кавказе: «Черкешенка», «Грузинская песня», «Кавказ». У этих ранних лирических произведений виден интерес и увлеченность поэта Кавказом.
Творчество М.Ю. Лермонтова, посвященное Кавказу, особенно значимо для раскрытия данной проблемы, поскольку поэт и сам являлся непосредственным участником кавказских событий. Поэт как будто «забывает», на кого направлены воинственные нравы горцев, нравы, которые он так любит и которые уж никак не совпадают с «веленьем русского царя». Автор как бы не видит противоречия, состоящие в том, что будущий «раб царя вселенной» вряд ли забудет то, как врывался штыками победитель в его горящие аулы. Позже имперская риторика исчезнет из произведений М.Ю. Лермонтова о Кавказе (стихотворение «Валерик»).
Как и его предшественники, М.Ю. Лермонтов видит природу горного края красивой и дикой. Традиционно данным эпитетом характеризовали и горцев, но поэт видит их счастливыми и даже обладающими тихими, простыми нравами:
«Я видел вас: холмы и нивы, Разнообразных гор кусты, Природы дикой красоты, Степей глухих народ счастливый И нравы тихой простоты!» [3, с. 23]
Поэму «Измаил-Бей» писатель начинает с приветствия к Кавказу:
«Приветствую тебя, Кавказ седой Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приручили» [3, с. 27].
Главным мотивом является борьба горцев с русскими за освобождение. В данном произведении автор использовал подлин-
ные факты и реальные эпизоды. К примеру, прототипами некоторых персонажей поэмы являются исторические лица: чеченский наездник Бей-Булат Таймазов, который был упомянут еще А.С. Пушкиным: «Славный Бей-булат, гроза Кавказа, приезжал в Арзрум с двумя старшинами черкесских селений ... Они обедали у графа Паскевича. Бей-Булат, мужчина лет 35, малорослый и широкоплечий» [4, с. 35].
В итоге, можно сказать, что поэзия о горских народах, образы и традиции достаточно точно описаны М.Ю. Лермонтовым. К дополнению ко всему написанному, писатель делится и своими впечатлениями, собственными мыслями, описывает жизнь простых людей:
«Давным-давно, у чистых вод, Где по кремням Подкумок мчится, Где за Машуком день встает, А за крутым Бешту садится, Близ рубежа чужой земли Аулы мирные цвели, Гордились дружбою взаимной. Там каждый путник находил Ночлег и пир гостеприимный; Черкес счастлив и волен был. Красою чудной за горами Известны были девы их, И старцы с белыми власами Судили распри молодых» [3, с. 48].
В этих прекрасных Михаил Юрьевич описывает народ, когда в аулах жизнь проходила день за днём мирно и слаженно. Но это всё потом было разрушено из-за Кавказской войны, свидетелем которой он был сам. Естественно, поэт выражал глубокое сочувствие народу Кавказа. К сожалению, данная поэма была опубликована только спустя два гола после смерти М.Ю. Лермонтова в «Отечественных записках».
Таким образом, в заключении, хочется сказать, что Кавказ для великого русского поэта - живое мудрое существо (воин, царь, страж), хранящее свои верования и обычаи, прекрасное, одетое в восточные одежды. И такой образ вызывает неизменное восхищение автора. Есть все основа-
ния предположить, что даже в глубинах глубоким уважением относился к мусуль-сознания у великого русского поэта не бы- манской религии. ло мыслей об изменении жизни Кавказа. Будучи православным, М.Ю. Лермонтов с
Библиографический список
1. Анненский И.Ф. Материалы и исследования. - М. Изд-во Литературного института им. А.М. Горького. 2009. - 672 с.
2. Котляревский Н.А. «М.Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения», (переиздан). - 1991.
3. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 10 т. - М.: Воскресенье, 19992002 гг.
4. Нейман Б.В. «Влияние Пушкина в творчестве Лермонтова». Статья. Печ., с пометами. - М.: Литературный вечер, 2009.
5. Павлено А.П. «13-я повесть о Лермонтове». - М.: Федерация, 2011.
THE IMAGE OF THE CAUCASUS IN THE WORKS OF M.YU. LERMONTOV M.V. Koh, Student
Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Stavropol)
Abstract. This article discusses the image of the Caucasus in the works of Mikhail Yuryevich Lermontov. As you know, the interest in the Caucasus from the famous Russian writer originated in childhood during a trip to the Caucasian mineral waters. This topic runs through the prosaic and poetic texts of the writer. The Caucasus played a major role in the work and in the fate of the writer.
Keywords: Caucasus, creativity, prose, poetry, M. Yu. Lermontov.